Научная статья на тему 'Перспективы деятельности Центра конвергенции и медиакоммуникации Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина'

Перспективы деятельности Центра конвергенции и медиакоммуникации Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СМИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / STUDENT MEDIA / SKILLS / CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Е.А., Самотойлова Т.Е.

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина функционирует Центр студенческих СМИ, объединивший научно-образовательную лабораторию студенческого телевидения «ТГУ-ТВ» и газету «Регион. Молодежь». Центр позволяет осуществить новые подходы к теории медиа, способствует развитию творческих и исследовательских способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Center of Student Media functions in Tambov State University named after G.R. Derzhavin, bringing together scientific and educational laboratory of student television “TSU-TV” and newspaper “Region. The Youth”. The Center allows realizing new approaches to media theory, contributes to the development of creative and research abilities of students

Текст научной работы на тему «Перспективы деятельности Центра конвергенции и медиакоммуникации Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина»

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

КОНВЕРГЕНЦИИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Е.А. Зверева, Т.Е. Самотойлова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина функционирует Центр студенческих СМИ, объединивший научно-образовательную лабораторию студенческого телевидения «ТГУ-ТВ» и газету «Регион. Молодежь». Центр позволяет осуществить новые подходы к теории медиа, способствует развитию творческих и исследовательских способностей студентов.

Ключевые слова: студенческие СМИ, практические навыки, конвергенция.

The Center of Student Media functions in Tambov State University named after G.R. Derzhavin, bringing together scientific and educational laboratory of student television "TSU-TV" and newspaper "Region. The Youth". The Center allows realizing new approaches to media theory, contributes to the development of creative and research abilities of students.

Keywords: student media, skills, convergence.

Конвергенция СМИ: понятие, уровни, функции

Вполне очевидно, что значительные технологические изменения СМИ ведут к изменениям масс-медиа, связанным с появлением новых медиапродуктов и медиауслуг. Среди таких технологических процессов исследователи современной журналистики особо выделяют конвергенцию в качестве основы структурных трансформаций медийной системы.

Словарь иностранных слов и выражений дает следующее определение слову «конвергенция» - это схождение, сближение (от лат. convergere - приближаться, сходиться) [3, с.301].Этот научный термин существует почти во всех дисциплинах. Так, в языкознании конвергенция - это процесс схождения, взаимоуподобления элементов языка, в биологии - приобретение в ходе эволюции сходного строения и функций неродственными организмами вследствие их приспособления к одинаковым условиям обитания, культурная конвергенция - это развитие сходных черт у нескольких разных культур. Общим во всех определениях является факт сближения разнородных объектов в силу разных причин, процесс схождения, взаимоуподобления, что позволило философам и социологам в 1950-1970-х гг. выдвинуть теорию конвергенции. Согласно этой теории, все различия между социализмом и капитализмом постепенно стираются, что ведет к слиянию этих систем и возникновению общества нового типа, опирающегося на информационную индустрию и технологию знаний (У. Ростоу, Я. Тинберген, Д. Белл). По мнению Е.Л. Вартановой, понятие «конвергенция» с 1970-х годов употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств - компьютеров, телефонов, телевизоров, а позднее - в качестве синонима магистральных преобразований в медиа-сфере: «Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии» [2, с. 39-40]. Таким образом, конвергенция - это сближение разнородных электронных технологий в результате их быстрого развития и взаимодействия, создание объединенных каналов передачи информации в рамках общей инфраструктуры.

Конвергенция одновременно происходит на разных уровнях, важнейшими из которых являются технологический, профессиональный, экономический и аудиторный.

А. Технологический уровень. Это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям - кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи - доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе

технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитали-зации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации [2, с.40]. Свойственная новейшим коммуникациям интерактивность изменяет сущность взаимоотношений коммуникаторов и получателей информации. Зритель интерактивного телевидения может выводить на экран дополнительную текстовую информацию, изменять ракурс съемки отображаемого события, выбирая картинку с той или иной телекамеры, установленной на месте события, изменить план кадра, применить повтор интересующих его фрагментов передачи, участвовать в электронных опросах и голосованиях по проблемам, затронутым в передачах.

B. Аудиторный уровень. Конвергенция изменяет роль аудитории, которая из массового потребителя содержания трансформируется в более узкие специализированные группы с точечными характеристиками и потребностями. Кроме того, интерактивность конвергирующихся СМИ предоставляет потребителю возможности выбора контента, и он становится производителем новых медиапродуктов.

^ Экономический уровень. Экономическая конвергенция приводит к перераспределению медийного рынка: вместо исторически сложившейся системы индустрии печатных, вещательных и кабельных СМИ складываются новые структуры, интегрированные с телекоммуникационным сектором и информационными технологиями. Благодаря подобной многоуровневой конвергенции создаются мультимедийные конгломераты или мультимедиаконцерны, чаще всего многонациональные, объединяющие ранее не связанные секторы экономики.

D. Профессиональный уровень. Это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами - все это ради-

кально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации [1].

Сегодня наиболее востребованные СМИ перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями, интернет-порталами, а являются интегрированными редакциями, производственный процесс которых реализуется сразу на нескольких платформах и включает работу с видео, аудио, фото, текстом. Медиаиндустрия требует «конвергентных» специалистов, которые сочетают компетенции в области сбора, обработки и производства информации с компетенциями в области работы с новыми технологическими инструментами и технологиями.

Создание Центра конвергенции и медиакоммуникации ТГУ имени Г.Р. Державина

Отвечая на запросы медиаиндустрии, в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, на базе Факультета филологии и журналистики создан Центр конвергенции и медиа-коммуникации (далее - Центр). Уникальность Центра, в первую очередь, заключается в подготовке «универсальных журналистов», ориентированных на работу в интегрированных (конвергентных) редакциях. Центр объединяет научно-образовательные лаборатории и научные студенческие объединения Факультета филологии и журналистики (научно-образовательную лабораторию студенческого телевидения, лабораторию теоретических и прикладных исследований рекламы, редакционно-издательский центр, радиостудию «Волна») и позволяет на основе модели конвергентной коммуникации осуществить новые подходы к теории медиа, а также удовлетворить потребности в обеспечении полного цикла получения медиапродукта.

Основное направление деятельности Центра связано с практической реализацией подготовки «специалиста-универсала», сочетающего знания в области сбора, обработки и производства информации для конвергентных СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ) и смежных информационно-коммуникативных сфер (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства).

Выработка навыков мультимедийной работы специалиста в сфере медиакоммуникации органически вводится в учебный

процесс, способствует активизации научного обмена среди исследователей в области медиаконвергенции. Одна из перспектив развития Центра связана с формированием стажировочной площадки для образовательных учреждений регионов России.

Первым и важным шагом на пути к этой цели стало проведение на базе Центра межвузовского конкурса студенческих работ «Новый формат». Конкурс проводился для выявления талантливой молодежи в сфере журналистики, рекламы, дизайна, издательских технологий и развитие творческой и общественной активности на региональном уровне.

Задачи конкурса:

а) выявить и поддержать начинающих журналистов, издателей, фотокорреспондентов и видеооператоров, создателей электронного контента, дизайнеров и рекламистов;

б) стимулировать активную деятельность, направленную на создание эффективного и соответствующего современным требованиям информационного продукта;

в) создать творческую среду для самосовершенствования личности молодого поколения;

г) повысить престиж массово-информационной деятельности, способствующей становлению гражданского общества.

К участию в конкурсе приглашаются студенты различных направлений подготовки высших учебных заведений. В этом году в конкурсе приняли участие, как индивидуальные авторы, так и творческие коллективы - всего более 50 человек из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), факультета журналистики ВГУ.

В рамках конкурса утверждены следующие направления:

1.Студенческие газеты рассматриваются по пяти основным номинациям: «Лучший дизайн студенческого издания»; «Лучшая интернет-версия студенческого издания»; «Самое многоканальное студенческое издание»; «Лучшее использование мультимедийных возможностей»; «Самое интерактивное студенческое издание».

2. Фотоработы студентов оцениваются по шести основным номинациям: «Лучший студенческий фотопортрет»; «Лучшая фотоидея»; «Лучший фоторепортаж о жизни студента»; «Учеба - главное»; «Учеба - не главное»; «Главное - это ...».

3. Видеоработы студентов распределены по девяти основным номинациям: лучший репортаж; лучший новостной блок; лучший художественный видеофильм; лучший документальный видеофильм; лучший презентационный видеофильм; лучший социальный видеоролик; лучший музыкальный клип; лучшее интернет-видео; лучшая компьютерная графика и спецэффекты.

4. Конкурс проектов сайта Центра конвергенции и медиа-коммуникации. Требования к содержанию проекта: материалы сайта должны быть на русском языке (возможно частичное использование иностранных языков - не более 20%); контент сайта должен повышать уровень образованности аудитории; рубрики сайта должны содержать актуальный контент, обновляться и пополняться новыми материалами; соответствовать современным требованиям к структуре, навигационным функциям и визуальному оформлению интернет-ресурса.

По итогам конкурса выпускается электронный каталог, в который входят образцы работ победителей, а победители конкурса награждаются ценными призами. В рамках финала конкурса и церемонии награждения для участников и победителей проводятся мастер-классы.

Организация площадки «Медиаконвергенция» на базе Молодежного Галдымского Саммита

Во время Молодежного Саммита, проходящего 19-24 мая на базе отдыха ТГУ имени Г.Р. Державина «Галдым», работает площадка «Медиаконвергенция». Ее организация обусловлена, в том числе, главной идеей саммита - созданием платформы для формирования механизма внутрироссийской мобильности, интенсивной сети межуниверситетского взаимодействия, где представители органов студенческого самоуправления разных вузов могут обсудить проблемы академической мобильности студентов и молодых ученых Центрально-Черноземного экономического региона. Площадка «Медиаконвергенция» выполняет две

главные функции: информирование широкого круга населения о деятельности Молодежного галдымского саммита и обучение его участников основам теории и практики журналистики. Также площадка преследует следующие цели и задачи: ^ обобщение результатов и подведение итогов каждого дня саммита в выпусках новостей, информирование участников саммита и о предстоящих событиях и мероприятиях, общение и обмен мнениями на страницах изданий и в эфирах программ; ^ формирование у студентов знаний, умений и навыков в

сфере массовых коммуникаций; ^ реализация актуальной сегодня концепции «универсала», конвергентного журналиста, способного по итогам одного и того же события подготовить материал для печатного, электронного или онлайн-ресурса; ^ самореализация участников саммита в сфере массовых коммуникаций;

^ информирование общественности о событиях саммита, подготовка материалов для региональных, федеральных и международных СМИ.

Инициаторами и организаторами площадки выступают преподаватели Факультета филологии и журналистики, которые вместе с аспирантами и студентами-активистами проводят обучающие семинары и мастер-классы. Занятия, материалами для которых являются мероприятия и события, происходящие во время саммита, а также личные инициативы студентов, проходят в игровой и тренинговой форме. Итогом становятся информационно-новостные выпуски журналистских программ, которые транслируются на официальных страницах и группах саммита в социальных сетях. Съемка, монтаж и выпуск видеороликов, клипов, опросов, - все это нашло отражение в телеэфире. Мастер-классы и обучающие семинары включают: ^ занятия по выпуску телепередачи (новостной выпуск, длительность 7-10 минут): определение концепции сюжета/ролика, съемка, написание закадрового текста для сюжета, озвучивание материала, монтаж сюжета, общий монтаж передачи;

^ занятия по выпуску газеты (формат А4, объем 8 полос): поиск информации, определение круга интервьюируемых, сбор информации, написание материала, корректура, подбор иллюстраций (фотографирование мероприятий), верстка издания, печать; ^ занятия по выпуску радиопередачи (новостные выпуски, длительность - 3-5 минут; объявления и иные трансляции по мере необходимости): сбор информации, написание материала, озвучивание, монтаж.

Участникам саммита дополнительно предлагается участие в следующих мастер-классах: ^ фотодело;

^ операторское искусство;

^ издательская деятельность в современных условиях; ^ формирование положительного имиджа персоны, или как вести себя перед камерой;

^ организация брифингов и пресс-конференций.

Проведение во время саммита площадки «Медиаконвер-генция» позволяет создать условия для развития социально активной, профессионально компетентной студенческой молодежи, предоставляет необходимые сервисы и услуги для реализации проектов, интегрирует усилия студенческих объединений различной направленности в совместном выявлении актуальных проблем, анализе и разработки путей решения существующих проблем молодежной политики; способствует развитию и поддержке творческого потенциала студенчества и молодежи; устанавливает продуктивный диалог и предоставляет базу для обмена опытом; создает условия для профессиональной, творческой, социальной самореализации молодежи.

О том, что идеи площадки и Центра в целом реализуются, подтверждают и статистика, отображаемая в социальных сетях. Значительное количество информации было размещено в молодежной соцсети «ВКонтакте», в официальной группе Научно-образовательной лаборатории студенческого телевидения. Статистика сообщества свидетельствует об увеличении количества просмотров материалов группы, а также расширении географии участников.

***

Думается, что главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка высококвалифицированных специалистов нового поколения, способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, и которые в условиях рыночной экономики, обострения конкуренции на рынке труда окажутся способными успешно решить проблему своего трудоустройства. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем используются инновационные методы обучения, в частности -деятельность в Центре конвергенции и медиакоммуникации. Такая форма деятельности, на наш взгляд, является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей студентов. Здесь создаются условия для самореализации в пространстве исследовательского творчества, формируется ценностное отношение к поисково-исследовательской, анали-тико-проектировочной деятельности. Причем речь идет о подготовке «универсальных журналистов», на которых сегодня большой спрос в средствах массовой информации. Уже сейчас многие ребята могут отправиться на съёмку в качестве корреспондента и видеооператора, а затем самостоятельно озвучить и смонтировать сюжет или программу.

Число потенциальных рабочих мест для «универсальных журналистов» постоянно растет по мере того, как перестраивается индустрия. Увеличивается количество СМИ и информационных интернет-проектов, производящих интерактивный мультимедийный контент на различных технологических площадках. Активно развиваются СМИ, представляющие из себя гибрид традиционных журналистских площадок и социальных сетей. При этом не только СМИ производят массовый контент, но и корпоративные блоги, тематические интернет-порталы и т.д. На обеспечение данных потребностей общества и направлена деятельность Центра конвергенции и медиакоммуникации.

Список литературы

1. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/.

2. Вартанова Е.Л. Конвергенция как неизбежность // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. редакторы Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. М., 2000.

3. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зе-нович. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.