Научная статья на тему 'Перспективы деизгоизации Ирана'

Перспективы деизгоизации Ирана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
611
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ГОСУДАРСТВО-ИЗГОЙ» / ИРАН / ИРАНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / САНКЦИИ / “ROGUE STATE” / IRAN / IRANIAN-AMERICAN RELATIONS / SANCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лексина Елена Андреевна

В статье рассматривается феномен изгоизации в международных отношениях на примере Исламской Республики Иран. Анализируются взаимоотношения Ирана и США. Характеризуются перспективы выхода Ирана из международной изоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF IRAN’S EMERGENCE FROM INTERNATIONAL ISOLATION

The phenomenon of a “rogue state” in international relations (Iran as an example) is examined. Iranian-American relations are analyzed. The perspectives of the complete Iran’s integration into the world politics and economics are characterized.

Текст научной работы на тему «Перспективы деизгоизации Ирана»

Е.А. Лексина

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕИЗГОИЗАЦИИ ИРАНА*

THE PROSPECTS OF IRAN'S EMERGENCE FROM INTERNATIONAL ISOLATION

В статье рассматривается феномен изгоизации в международных отношениях на примере Исламской Республики Иран. Анализируются взаимоотношения Ирана и США. Характеризуются перспективы выхода Ирана из международной изоляции.

Ключевые слова: «государство-изгой», Иран, ирано-американские отношения, санкции.

The phenomenon of a "rogue state" in international relations (Iran as an example) is examined. Iranian-American relations are analyzed. The perspectives of the complete Iran's integration into the world politics and economics are characterized.

Key words: "rogue state", Iran, Iranian-American relations, sanctions.

Исламская Республика Иран долгое время причислялась Госдепартаментом США к государствам-нарушителям международного порядка, спонсорам терроризма, и более того - к оси зла. Попытки Вашингтона изолировать Иран от мировой экономики и политики на протяжении многих лет эффективно работали. В результате Иран был «изгнан» за черту цивилизованного сообщества за счет перекрытия доступа к западным рынкам, инвестициям и т.д. Однако с 2013 г. ситуация начала меняться. Переломное соглашение, заключенное странами «шестерки» и Ираном в июле 2015 г. относительно ядерной программы, позволяет говорить о начале процесса деизгоизации Тегерана.

В связи с этим основная цель работы заключается в анализе деизгоизации Ирана и выявлении перспектив данного процесса. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) охарактеризовать феномен деизгоизации в привязке к изгоизации, выявив характерные черты обоих явлений;

2) рассмотреть проблемы и перспективы деизгоизации Ирана и роль США в данном процессе;

3) определить наиболее вероятные перспективы политического и экономического развития Ирана в условиях постепенного снятия международных санкций.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-37-01208.

75

Феномен изгоизации/деизгоизации в международных отношениях

Феномен деизгоизации возник как обратный изгоизации процесс, следовательно, для его понимания нужно выявить характерные черты изгоизации в международных отношениях.

В самом общем смысле изгоизация - это процесс исключения систе-моообразующего элемента из общей системы координат. Например, человек-изгой - это человек, отвергнутый обществом за потерю им каких-либо социально-значимых качеств. По аналогии с социумом, международные отношения - та же система, только изгоями являются государства, нарушающие нормы международного права. Термин «изгоизация» произошел от понятия «государство-изгой» ("rogue state"). Необходимо понимать, что данные понятия не зафиксированы ни в одном международно-правовом акте, поэтому дать четкое определение и критерии причисления к изгоям - труднореализуемая задача. Однако существует немало дефиниций данного явления. М. Олбрайт, занимая пост госсекретаря США, определила государства-изгои как «страны, которые не просто не являются частью международной системы, но сама природа которых требует от них находиться вне этой системы и, буквально, стремиться ее уничтожить, забрасывая гранатами» [1].

Истоки процесса изгоизации восходят к президентству Д. Картера, когда в 1979 г. Госдепартаментом США был впервые составлен и обнародован «черный список» государств, нарушающих международный порядок. С тех пор к государствам-изгоям неоднократно относили Иран, Ирак, Северную Корею, Кубу, Ливию и Сирию.

Важно понимать, что термин целиком и полностью является изобретением американской политической мысли и политической практики. Именно США занимались составлением списков изгоев. Очевидно, что применение указанных списков нацелено не только на осуществление экономического прессинга, но и, в первую очередь, на оказание общественного давления на ту или иную страну [2].

Как правило, среди критериев причисления к изгоям называют следующие (выделены Э. Лейком, советником президента США по национальной безопасности в 1990-е гг.):

- планы по созданию ОМУ;

- поддержка терроризма;

- угроза жизненно важным интересам США в разных регионах мира [3].

Помимо выделенных критериев, можно добавить антидемократические

режимы (авторитаризм), нарушение прав человека и появившийся в последнее время критерий - ненависть к США. Сложность заключается в том, что

зачастую американские власти основывались на субъективной оценке происходящих событий и причисляли те или иные страны к изгоям, исходя из собственных национальных интересов. Среди основных можно выделить: поддержка выгодных режимов в противостоянии с нежелательными, стремление поставить под свой контроль нефтяные и газовые вентили, установление благоприятного для США баланса сил в регионе и др.

Деизгоизация Ирана

Начиная с Исламской революции Иран неоднократно причислялся американским истеблишментом к государствам-изгоям. Стратегия изгоизации в отношении Ирана объясняется неприятием смены власти в стране, которая до 1979 г. плотно шла в фарватере политики США.

Формально же в вину Ирану ставилось следующее:

- поддержка террористических организаций (Аль-Каида, Хезболла, Хамас);

- активное противодействие мирным процессам на Ближнем Востоке;

- стремление создать ОМУ, в связи с чем проводились работы по развитию ядерной энергетики;

- нарушение прав человека.

Часть перечисленных обвинений оправдана, а часть представляет собой спекуляции [4].

В рамках реализации американской миссии по охране мирового сообщества от нарушителей порядка на Иран были наложены санкции ООН и односторонние санкции, в частности со стороны США. Санкции включают в себя эмбарго на экспорт в Иран атомной, ракетной и военной продукции, максимальное ограничение потоков прямых иностранных инвестиций в газовую и нефтяную отрасли. Как результат, санкции нанесли серьезный урон иранской экономике, включая такие отрасли хозяйства, как машиностроение, судоходство, текстильную промышленность, фармацевтику, и стали причиной высокой инфляции и безработицы [5].

В целях противодействия санкционному гнету иранская экономика была вынуждена перестраиваться: переориентация экспорта энергоресурсов со стран Запада на страны Востока (Китай, Индия), уменьшение зависимости от экспорта сырья, увеличение товаров промышленного производства, разработка инновационных технологий за счет развития человеческого потенциала и т.д. Старт политики реструктуризации был дан в 2011 г. программой «экономического джихада» аятоллы Хомейни. Он заявил, что «санкции, введенные врагами иранского народа против Ирана, были направлены на торможение нашего развития, ослабление темпов продвижения. Именно поэтому я

называю текущий год годом "экономического джихада" и ожидаю от правительства и народа Ирана удвоенных усилий на экономическом направлении, как и полагается при джихаде» [6]. Эти слова были восприняты как фетва, т.е. нормативно-правовой акт, в связи с чем мобилизация людских ресурсов в области активизации промышленности, научно-технического потенциала и т.д. привела к относительным успехам иранской экономики в условиях жестких западных санкций.

Неожиданная «оттепель» в отношениях с США, вероятно, явилась прологом к деизгоизации Ирана. Как уже было отмечено, процесс деизгоизации представляет собой обратный изгоизации процесс, т.е. снятие обвинений и постепенное интегрирование экс-изгоя в систему международных отношений. За всю историю существования феномена изгоизации только двум государствам удалось пройти этот процесс: Ираку и Ливии, причем Ирак был насильственно принужден к деизгоизации путем вмешательства США, и только ливийский опыт является добровольным и относительно успешным. Однако нельзя забывать, что деизгоизация Ливии закончилась арабской весной и убийством лидера страны М. Каддафи, что полностью деморализовало население страны и привело в итоге к ее упадку.

Что же следует понимать под деизгоизацией применительно к Ирану? Исходя из списка обвинений в его адрес, можно выделить ряд факторов, способствующих деизгоизации:

- нормализация отношений с США, возобновление политического диалога и торговли;

- урегулирование проблемы вокруг иранской ядерной программы;

- отказ от антиамериканизма внутри иранского гражданского общества;

- помощь Ирана в общемировой борьбе против терроризма;

- смягчение политического режима.

Надо отметить, что часть изложенных факторов уже реализована на практике, следовательно, процесс деизгоизации начал поэтапно осуществляться.

Исследуя хронологию важнейших вех в американо-иранских отношениях за последние несколько лет, можно выделить несколько начальных этапов деизгоизации Ирана:

1) сентябрь 2013 г. - первый телефонный разговор лидеров обеих стран спустя 34 года «заморозки» отношений, свидетельствующий о возобновлении диалога между странами;

2) интенсификация переговорного процесса «шестерки» и Ирана по вопросу иранского ядерного досье и заключение прорывного соглашения в июле 2015 г.;

3) постепенное снятие санкций - январь 2016 г.

Сентябрь 2013 г. ознаменован важным событием - установлением прямого контакта между лидерами двух стран. В телефонном разговоре, первом с 1979 г., лидеры обсудили иранскую ядерную программу и выразили надежду на преодоление недоверия и достижение компромиссного соглашения по ядерному досье. Важно учитывать, что именно американская сторона была инициатором диалога.

Следом за звонком последовали подвижки в вопросе по урегулированию проблемы ядерной программы Ирана - возобновился переговорный процесс в формате 6+1. По сути, основными оппонентами в ходе переговоров были США, Великобритания и Франция, с одной стороны, и Иран - с другой. Посредниками выступили Россия и Китай. 14 июля 2015 г. Иран и страны «шестерки» достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Ирана. По итогам длительных переговоров был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Согласно договоренностям, Иран должен допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, а страны Запада, в свою очередь, обязались пошагово снимать с Ирана санкции. По сути, СВПД касается ядерной программы, однако имеет отношение и к санкциям - они будут сниматься с Ирана по мере выполнения им взятых на себя обязательств. В числе основных пунктов соглашения указываются следующие: Иран в ближайшие десять лет будет иметь шесть тысяч центрифуг, из которых пять будут постоянно действующими и производить обогащение урана для нужд энергетики, медицины, а также в научно-исследовательских целях; Иран продолжит осуществлять НИОКР в области обогащения таким образом, чтобы не происходило накопление обогащенного урана; в целях укрепления доверия стороны договорились о постоянном мониторинге инспекторами МАГАТЭ всех ядерных объектов Ирана в течение 20 лет; антииранские санкции будут сняты через 8 лет или после выдачи расширенного заключения МАГАТЭ по иранскому атому [7].

16 января 2016 г. инспекторы МАГАТЭ после тщательной проверки официально подтвердили факт выполнения Ираном обязательств по сокращению масштабов ядерной программы. После этого верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике Ф. Могерини сделала в Вене заявление о том, что международные и односторонние санкции с Ирана снимаются, отметив при этом, что санкции Совета безопасности ООН, связанные с ядерной программой Ирана, также сняты [8]. Указ о снятии санкций с Ирана издал президент США Барак Обама, сделав по этому поводу следующее заявление: «Я определил, что имплементация Ираном мер, обозначенных в Совместном всеобъемлющем плане действий..., представляет собой фунда-

ментальное изменение обстоятельств, связанных с иранской ядерной программой. В связи с обязательствами США, касающимися санкций, я отзываю исполнительные указы, связанные с санкциями» [9].

При этом важно понимать, что, невзирая на очевидный прогресс, праздновать победу слишком рано, т.к. Соединенными Штатами сняты только второстепенные санкции, которые касались зарубежных филиалов американских компаний и иностранных фирм. «Первостепенные санкции, вводящие запрет на деловые контакты с Исламской Республикой физических и юридических лиц США, пока останутся в силе. Внутреннее эмбарго США на торговлю с Ираном продолжает действовать», - поясняется в заявлении пресс-службы американского Минфина [10].

Таким образом, проблема урегулирования ядерной программы Ирана достигла своего логического разрешения, и в ближайшие годы она скорее всего выйдет из ранга острейших в ирано-американских отношениях. Выходит, что основным мотивом причисления Ирана к государствам-изгоям было стремление последнего разрабатывать ОМУ. Однако, несмотря на заключенное соглашение и общий фон потепления отношений с Западом, перспективы деизгоизации Ирана ставят множество противоречивых вопросов.

Перспективы деизгоизации Ирана

Надо сказать, что перспективы преодоления международной изоляции Тегерана, несмотря на уже достигнутые успехи в этом направлении, представляются довольно туманными. В первую очередь, неизвестно, насколько серьезно настроен Иран в отношении выполнения всех обязательств по СВПД. Еще совсем недавно иранское руководство было категорически против каких бы то ни было уступок в плане развития ядерной программы, настаивая на ее исключительно мирном характере. Теперь же ситуация изменилась.

Еще одна неясность заключается в потеплении ирано-американских отношений. Насколько прочен возобновившийся диалог между государствами? Это важно, поскольку роль США в вопросе деизгоизации Ирана является ключевой. По моему мнению, несмотря на заметное улучшение связей, ирано-американское партнерство с реальным наполнением остается труднодостижимой задачей и в целом таит под собой немало подводных камней.

Во-первых, в политической элите США существует немало противников налаживания отношений с Ираном. К примеру, среди кандидатов в президенты слышны различные оценки о сотрудничестве с Ираном. Хилари Клинтон, кандидат в президенты США от Демократической партии, заявила, что из-за развития Ираном программы по баллистическим ракетам необходимо прибегнуть к новым санкциям против него [11].

Кроме того, не секрет, что Конгресс в большинстве своем был настроен против ядерной сделки, и Б. Обаме едва удалось собрать необходимое количество голосов для ее заключения. В этой связи совершенно непонятна ситуация с полномасштабным снятием американских санкций с Ирана.

Также большое влияние на курс Вашингтона в отношении Тегерана оказывает произраильское лобби, которое отнюдь не поддерживает идею потепления американо-иранских отношений. Всем известно отношение Израиля к Ирану: постоянные угрозы военными действиями и новыми санкциями. В таком случае реальное партнерство с Ираном становится утопией, поскольку «как демократы, так и республиканцы, должны учитывать фактор израильского лобби, которое является наиболее влиятельным в категории лоббистских групп Америки» [12]. Недаром Израиль называют «кусочком сердца Америки на Ближнем Востоке».

Кроме того, обстановку в регионе накаляет и Саудовская Аравия, которая имеет неоднозначные отношения с Соединенными Штатами. В данном случае и Израиль, и Саудовская Аравия выступают категорически против «перезагрузки» американо-иранских отношений, а если Вашингтон не учтет мнение своих ближневосточных союзников, то, как минимум, вероятны новые манипуляции на мировом энергетическом рынке, как это было в 1973 г.

В-вторых, по мнению некоторых исследователей, главной целью американского истеблишмента в отношении Ирана является полная смена внешнеполитического курса последнего. «В понимании американских элит "нормализация" возможна только в случае полной капитуляции Тегерана, его отказа от самостоятельной внешней и внутренней политики, возвращение Ирана к роли "сырьевого придатка" Запада и, частично, "сборочного цеха" продукции транснациональных корпораций. Естественно, что нынешнее руководство Исламской республики на такую "нормализацию" идти не намерено» [13].

Собственно говоря, практически при любом раскладе американское руководство будет стремиться подчинить внешнеполитический курс Тегерана своей модели. Ирану же как региональной державе невыгодна позиция подчиняющегося, особенно государству, которому Тегеран «благодарен» за ухудшение социально-экономического положения в связи с санкциями. На мой взгляд, Вашингтон при всем своем желании не сможет установить абсолютный контроль над Ираном, поскольку за время отсутствия всяческих связей с США ему удалось наладить экономические и политические отношения с Китаем и Россией. И было бы нерационально ослаблять устоявшиеся связи ради неясной перспективы сотрудничества с Вашингтоном.

Перенося внимание на вероятные трансформации на мировом энергетическом рынке, следует отметить, что многие богатые нефтяными ресурса-

ми страны опасаются резкого выхода Ирана на мировой рынок, поскольку за время санкций у него скопилось несколько десятков миллионов баррелей нефти. Если иранское руководство решит выбросить их на рынок, то цена на «черное золото» упадет еще ниже. Как отмечают эксперты в области экономики, такой сценарий возможен, но все же маловероятен, т.к. иранцы не захотят продавать свою нефть за бесценок, да и срочной нужды в дополнительных средствах у них нет. Однако нельзя забывать, что мировые экономические явления плохо поддаются прогнозированию, даже мировой финансовый кризис застал врасплох ведущих экономистов мира. По этой причине неизвестно, чего ждать мировой экономике после выхода Ирана на рынок.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс деизгоизации Ирана таит под собой множество подводных камней, способных свести на нет все усилия международного сообщества и самого Тегерана. Однако, несмотря на трудности, уже виден заметный прогресс в отношении ядерной программы Ирана - медленно, но верно страна движется в направлении компромисса с «шестеркой» мировых держав. Важнейшим результатом стало заключение соглашения в июле 2015 г. и выполнение части обязательств к началу 2016 г. Очевидно, что Иран настроен серьезно и намерен выполнять условия договора. На мой взгляд, затормозить процесс может только обоюдное недоверие США и Ирана и изменение американской внешнеполитической риторики. Поскольку неизвестно, кто придет на смену Б. Обаме в Белый дом, ожидать со стопроцентной уверенностью запланированного снятия санкций с Ирана не приходится. Однако уже снятых санкций иранской экономике достаточно для относительно благоприятного развития (здесь и размороженные активы в американских и европейских банках и фирмах, и снятие нефтяного эмбарго, и доступ к торговле с европейскими странами и др.). В этой связи необходимо понимать, что процесс деизгоизации происходит не в одночасье, а сопряжен с длительными процедурами верификации действий Ирана и стремлением международного сообщества развивать с ним легитимное экономическое сотрудничество, поэтому говорить о перспективе полного интегрирования Ирана в мировую систему можно будет только спустя некоторое количество лет.

Список использованных источников и литературы

1. Харкевич М.В. Государства-изгои как образ «другого» в мировой политике // Политические исследования. - 2009. - № 4. - С. 99-110.

2. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов: [от А до Я] / А.В. Моченов, С.С. Никулин, А.Г. Ниясов, М.Д. Савваитова. - М.: ОЛМА-пресс, 2003.

3. Бартенев В. Концепция «государств-изгоев» во внешней политике США // Международные процессы. - 2009. - № 19. - С. 84-92.

4. Mostashari A. Iran: Rogue State? // Iranian Studies Group. - May 2006. - URL: http://isgmit.org/publications/?cat=quarterley#Volume.2 Number.4

5. Лосев А. Как экономика Ирана выживала в условиях санкций // Ведомости. - 22.09.2015. - URL: http://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2015/09/22/609730-ekonomika-irana-vizhivala-sanktsii

6. Мамедова Н.М. Иран и экономический кризис // Свободная мысль. - 2012. - № 9/10. - С. 14-24.

7. Joint Comprehensive Plan of Action // Washington Post. -14.07.2015. - URL: http://apps.washingtonpost.com/g/documents/world/full-text-of-the-iran-nuclear-deal/1651/

8. Мирзаян Г. Иран больше не под санкциями // Эксперт online. -

16.01.2015. - URL: http://expert.ru/2016/01/16/iran-ne-pod-sanktsiyami/

9. С Ирана сняли санкции и пригрозили новыми // Утро.ш -

17.01.2016. - URL: http://utro.ru/articles/2016/01/17/1267539.shtml

10. Иран освобождается от санкций // Взгляд. Деловая газета. -17.01.2016. - URL: http://vz.ru/politics/2016/1 /17/789012.html

11. С Ирана сняли санкции и пригрозили новыми // Утро.ш -17.01.2016. - URL: http://utro.ru/articles/2016/01/17/1267539.shtml

12. Ефимов В. Насколько опасен проамериканский крен Тегерана? // Современный Иран. - 2014. - № 37. - С. 22.

13. Панкратенко И. Тегеран и Вашингтон: мифы и реальности «сближения» // IRAN.ru. - 13.10.2014. - URL: http://www.iran.ru/news/analytics/94919/Tegeran_i_Vashington_mify_i_realnosti_s blizheniya

Коротко об авторе

Лексина Елена Андреевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: lexelen_28@mail.ru

Briefly about the author

Leksina Elena Andreevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: lexelen_28@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.