Научная статья на тему 'Перспективный подход к регламентации деятельности органов местного самоуправления Санкт-Петербурга'

Перспективный подход к регламентации деятельности органов местного самоуправления Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
420
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ/УСЛУГИ / РЕЕСТР И РЕГЛАМЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Башкеева Наталья Викторовна, Кудрявцев Валентин Григорьевич, Михеева Елена Евгеньевна, Токарев Владимир Семенович

В статье приводятся методологические принципы и результаты разработки реестра и типовых регламентов оказания муниципальных услуг органами местного само управления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Основное внимание авторы уделяют методологическим вопросам учета особенностей организации местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Башкеева Наталья Викторовна, Кудрявцев Валентин Григорьевич, Михеева Елена Евгеньевна, Токарев Владимир Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективный подход к регламентации деятельности органов местного самоуправления Санкт-Петербурга»

Государственная и муниципальная служба

Н.В. БАШКЕЕВА, В.Г. КУДРЯВЦЕВ, Е.Е. МИХЕЕВА, В.В. ПРАСОЛОВА, В.С. ТОКАРЕВ

N.V. BASHKEEVA,

V.G. KUDRYAVTSEV, E.E.MIKHEEVA,

V.V. PRASOLOVA, V.S. TOKAREV,

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

PERSPECTIVE APPROACH TO ACTIVITY REGULATION OF LOCAL GOVERNMENTS OF ST. PETERSBURG

Ключевые слова:

органы местного самоуправления, муниципальные функции/услуги, реестр и регламенты муниципальных услуг

В статье приводятся методологические принципы и результаты разработки реестра и типовых регламентов оказания муниципальных услуг органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт- Петербурга. Основное внимание авторы уделяют методологическим вопросам учета особенностей организации местного самоуправления.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности современной государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации является регламентация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Регламентация проводится в связи с необходимостью:

— оптимизации состава исполняемых органами государствен-

Key words:

local governments, municipal junctions/services, the Register and typical regulations for municipal services rendering

The article describes the methodological principles and the results of development of the Register and typical regulations for municipal services rendering provide by local governments of inner city municipalities of St. Petersburg. Special attention is paid to methodological issues connected with considering of specific features of local government’s organization.

ной власти и местного самоуправления государственных / муниципальных функций и предоставляемых ими государственных / муниципальных услуг;

— повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе организации их предоставления в электронной форме.

В результате реализации данного направления деятельности должны быть созданы:

— обоснованные, закрепленные в нормативном правовом порядке перечни (реестры) государственных / муниципальных функций и государственных / муниципальных услуг, исполняемых и предоставляемых соответствующими органами государственного / муниципального управления и их структурными подразделениями;

— приведенные в соответствие с указанными реестрами, закрепленные в нормативно-правовом порядке перечни полномочий соответствующих органов государственной / муниципальной власти;

— административные процедуры реализации каждой функции и услуги в виде последовательности выполняемых операций (действий) сотрудниками соответствующих подразделений;

— административные регламенты исполнения каждой государственной / муниципальной функции и государственной / муниципальной услуги соответствующего реестра1.

1 О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 го-

дах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (ред. от 10.03.2009 г.). [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий при исполнении функции или оказании услуги, порядок взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц органов государственной / муниципальной власти, а также их взаимодействия с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении функции (предоставлении услуги).

Необходимо отметить, что сегодня существует определенный опыт регламентации деятельности органов исполнительной власти Санкт-Петербурга2, в то время как в отношении органов местного самоуправления такая работа никогда не проводилась.

Кроме того, необходимо учитывать, что модель организации системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге имеет ряд особенностей, отличающих ее от системы реализации муниципального управления большинства субъектов Российской Федерации:

1. Санкт-Петербург разделен на 111 муниципальных образований,

Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. ШЗи http://www.gov. spb.ru/ib (дата обращения: 04.05.2011).

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

Государственная и муниципальная служба

крайне неравнозначных по размеру территорий, по численности проживающего на них населения, по показателям финансового состояния, таким как дефицит и профицит муниципального бюджета, по уровню насыщенности муниципальных округов производственными, научными и социальнокультурными объектами [1; 2].

В связи с этим система органов местного самоуправления Санкт-Петербурга имеет одноуровневую структуру управления, включающую органы местного самоуправления, число которых превышает рациональное с точки зрения эффективной координации их деятельности и взаимодействия с городской администрацией в интересах сохранения единства городского хозяйства.

2. Функции, которые в соответствии с федеральным законодательством исполняют органы управления муниципальных образований Санкт-Петербурга, определяются законами Санкт-Петербурга и в значительной степени отличаются от полномочий, возложенных на органы местного самоуправления практически всех субъектов РФ. Кроме того, они могут изменяться в зависимости от задач регионального уровня управления. При этом исполнение основной массы полномочий местного самоуправления осуществляется органами государственной власти Санкт-Петербурга

(правительством города и районными администрациями).

Указанные особенности обуславливают различия в подходах муниципальных образований Санкт-Петербурга к формированию полномочий их исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) как по количеству исполняемых функций, так и по их составу.

Самый предварительный анализ организации работы местных администраций муниципальных образований Санкт-Петербурга свидетельствует в целом о недостаточном обеспечении исполнительно-распорядительными структурами основных направлений деятельности органов местного самоуправления.

Одновременно необходимо отметить, что определенный законодательством Санкт-Петербурга1 перечень вопросов местного значения в основном определяет направления деятельности муниципальных образований Санкт-Петербурга и не раскрывает механизма реализации этих направлений. Этот механизм также не определен в приведенных в уставах муниципальных образо-ваний2 перечнях и формулировках

Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Уставы внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. [Электрон-

полномочий представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Санкт-Петербурга.

В этой связи, как показывает анализ основных задач современной административной реформы, одним из перспективных подходов к повышению эффективности местного самоуправления и всей системы управления жизнедеятельностью мегаполиса является регламентация деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований1.

С учетом рассмотренных выше особенностей организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге работа по реализации данного подхода является актуальной и не имеющей аналогов в сфере муниципального управления Российской Федерации.

Существующий в настоящее время опыт регламентации деятельности органов государственного и муниципального управления Российской Федерации2 свидетельствует

ный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах ...

См.: Административные регламенты исполнения муниципальных услуг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Балтайского муниципального района. и 131.: http://www.adm-baltay.ru/government/ statements/adm-reg[aments (дата обращения: 04.05.2011); Административные рег-

о том, что наибольшую трудность представляет собой регламентация исполнения функций, возложенных на органы государственного или муниципального управления [3]. Это обусловлено, прежде всего, спецификой управленческой деятельности, связанной с анализом большого многообразия информации, выработкой и принятием решений. В отличие от сферы оказания услуг эта деятельность в меньшей степени поддается регламентации.

В этом аспекте различие между исполняемыми функциями и предоставляемыми услугами органами государственного / муниципального управления можно проиллюстрировать следующим образом [4]:

— государственная / муниципальная функция — регулярно осуществляемая органом государственной власти / местного самоуправления деятельность по реализации его полномочий, установленных действующим законодательством, и имеющая внешнего потребителя (см. рис. 1.);

ламенты предоставления муниципальных услуг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт муниципального образования городской округ Сызрань. ШИЗІ.: 1лйр:/^т. syzran.ru/152 (дата обращения: 04.05.2011); Административные регламенты предоставления муниципальных услуг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Тамбова. ШИЗІ.: 1лйр://с%. tambov.gov.ru/index.рІлр?і^=1308 (дата обращения: 04.05.2011).

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

Государственная и муниципальная служба

Основная функция

Деятельность, осуществляемая органом местного самоуправления для достижения целей его создания, ориентированная на обеспечение потребностей граждан, органов и организаций

Вспомогательная функция

Деятельность, осуществляемая структурными подразделениями органов местного самоуправления в целях выполнения их основных функций

Рис. 1. Основные и вспомогательные функции

— государственная / муниципальная услуга — регулярно осуществляемая органом государственной власти / местного самоуправления деятельность по исполнению запроса граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении прав, установлении юридических фактов, получении в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, материальных и финансовых средств, а также предоставлении документированной информации (выдача документа).

Понятие «государственные услуги» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы [4], хотя во многих зарубежных странах такие услуги — одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг».

Таким образом, оба понятия — государственная / муниципальная функция и государственная /муници-

пальная услуга отражают процессы взаимодействия государства и общества. Их принципиальное различие — в инициаторе взаимодействия. Если его инициатором является орган местного самоуправления (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов и т. д.), то такое взаимодействие является государственной /муниципальной функцией. Если его инициатором является гражданин, организация (например, получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), то такое взаимодействие является государственной / муниципальной услугой.

На современном этапе особенно актуальной является регламентация деятельности органов государственного и муниципального управления по предоставлению массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг1.

1 О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах ...

Законодательной основой организации деятельности органов государственного и муниципального управления при предоставлении ими услуг является в настоящее время Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, сфера действия которого распространяется на органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия (местная администрация).

В ст. 2 указанного выше Федерального закона установлены соответствующие определения государственной и муниципальной услуги. В ст. 4 Федерального закона определены также основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Анализ указанных принципов показал, что при формировании Реестра муниципальных функций и услуг в основе определения соответствующего вида деятельности органа местного самоуправления в качестве муниципальной услуги лежат следующие отличительные признаки:

— заявительный порядок предоставления услуги;

— конечным результатом предо -ставления муниципальной услуги является получение определенного блага заявителем;

— адресность предоставления услуги (потребителем муниципальной услуги является конкретное физическое или юридическое лицо);

— деятельность по предоставлению муниципальной услуги не связана с совершением разрешительных или контрольных действий;

— обязательность предоставления услуги (право на получение той или иной муниципальной услуги закреплено в нормативном правовом акте);

— публично-правовой характер отношений, складывающихся в процессе предоставления муниципальных услуг;

— предоставление муниципальной услуги финансируется за счет средств местного бюджета, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 8 указанного выше Федерального закона.

Кроме того, ст. 11 данного Федерального закона предусмотрено создание реестров государственных услуг и реестров муниципальных услуг.

Перечень услуг, предоставляемых федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, образует Сводный реестр государственных и муниципальных услуг, структура которого представлена на рис. 2.

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

Государственная и муниципальная служба

1) государственные услуги, предоставляемые федеральными О И В, а также органами государственных внебюджетных фондов;

2) услуги, необходимые и обязательные для предоставления федеральными ОИВ, а также органами государственных услуг и государственных внебюджетных фондов, включенные в перечень;

3) услуги, оказываемые федеральными госучреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств федерального бюджета.

1) государственные услуги, предоставляемые

И ОГВ субъекта Российской Федерации;

2) услуги, необходимые и обязательные для предоставления ИОГВ субъекта Российской Федерации и включенные в перечень;

3) услуги, оказываемые госучреждениями субъекта Российской Федерации и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

1) муниципальные услуги, предоставляемые ОМСУ в соответствующем муниципальном образовании;

2) услуги, необходимые и обязательные для предоставления муниципальных услуг и включенные в перечень;

3) услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета.

Рис. 2. Сводный Реестр государственных и муниципальных услуг

В условиях современного законодательства1 формирование Реест-

См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»; Об организации предоставления госу-

ра муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга, предусматривает выполнение следующих взаимообусловленных аналитических операций:

дарственных и муниципальных услуг: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

1. Анализ перечня вопросов местного значения, закрепленных ст. 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23 сентября 2009 г. № 420-79, с целью выявления тех из них, реализация которых осуществляется в рамках полномочий, исполняемых органом местного самоуправления по запросам заявителей.

2. Анализ структуры органов местного самоуправления, закрепленной в уставах муниципальных образований Санкт-Петербурга, с целью выявления органов местного самоуправления, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями.

3. Анализ уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга с целью разработки перечня полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и создания классификации полномочий местной администрации (иных органов местного самоуправления, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями) по решению вопросов местного значения, осуществление которых обусловлено предварительным запросом заявителя.

Результирующим этапом должна стать операция синтеза видов деятельности администраций муниципальных образований Санкт-Петербурга (иных органов местного

самоуправления, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий указанного органа местного самоуправления, закрепленных в уставе муниципального образования.

При этом необходимо учитывать, что термин «полномочия органов местного самоуправления» является сравнительно новым в нашем государствоведении. Впервые данное понятие приводится в Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 12 и ст. 132), которая устанавливает, что органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями.

В толковом словаре русского языка [6, с. 571] понятие «полномочие» определяется как официально предоставленное кому-нибудь право какой-либо деятельности, ведения дел. Юридический энциклопедический словарь [7, с. 146] характеризует термин «полномочия» как совокупность прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых непосредственно Конституцией и другими законами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. Кутафин и В. Фадеев характеризуют полномочия местного самоуправления как закрепляемые нормами муниципального права за на-

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

Государственная и муниципальная служба

селением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований [5, с. 349].

Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами (ст. 133).

В указанном выше Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» это положение решено более фундаментально. Ему посвящены ст. 17, именуемая «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения», ст. 18 «О принципах правового регулирования полномочий органов местного самоуправления», глава 4 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», глава 5 «О формах осуществления полномочий», глава 10 «Об ответственности органов местного самоуправления».

В данном Федеральном законе вопросы местного значения трактуются как функции непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, реализация которых

осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Необходимо отметить, что в мире сложилась практика, при которой в основу регулирования предметов ведения муниципальных образований может быть положен принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Данный принцип утвердился в XIX в. в Великобритании (англосаксонская модель). Подобная муниципальная система действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.

В основу правового регулирования предметов ведения местного самоуправления во Франции и в ряде стран положен принцип, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов (французская, или так называемая континентальная модель).

В Германии, Австрии и Японии местное самоуправление имеет сходство как с англосаксонской, так и с французской моделями, обладая при этом и некоторыми специфическими чертами.

В Российской Федерации в правовом регулировании предметов ведения местного самоуправления проступают черты континентальной модели. Ее элементы были за-

ложены еще во второй половине XIX в., когда в стране проводилась реформа местного самоуправления. Земское самоуправление тогда было сформировано на основе общественной теории самоуправления, истоки которой лежат в славянофильских идеях об особом пути развития русского государства и представлениях о собственных правах общины.

Российское законодательство, прежде всего Конституция РФ (ст. 130) и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ст. 2), для определения характеристики предметов ведения местного самоуправления использует термин «вопросы местного значения».

Таким образом, перечень полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, прежде всего, определяется вопросами местного значения, возложенными на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 79 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечень вопросов местного значения муниципальных образований Санкт-Петербурга определен Законом Санкт-Петербурга. В ст. 10 данного Закона вопросы местного значения установлены для каждого вида муниципальных образований

Санкт-Петербурга — муниципальных округов, городов и поселков.

При этом общими для всех видов муниципальных образований Санкт-Петербурга являются вопросы (см. рис. 3), изложенные в п. 1 и п. 2 данной статьи, за исключением (для городов) вопроса местного значения, предусмотренного подпунктом 11 п. 3 этой статьи.

Вопросы местного значения поселков дополнены перечнем вопросов, приведенных в п. 4 данной статьи, а список вопросов местного значения городов расширен вопросами, регламентируемыми п. 5 данной статьи.

Проведенный авторами данной статьи анализ содержания законодательно определенных вопросов местного значения муниципальных образований Санкт-Петербурга с точки зрения определения полномочий, исполняемых органом местного самоуправления по запросам заявителей, показал, что в рамках решения вопросов местного значения представляется целесообразным в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, включить перечень услуг, приведенных в графе 2 табл. 1.

Законодательно определено, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией. В целях

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

Государственная и муниципальная служба

ф

2

са

О

о

ей

О

ей

Н

о

§

47

46

45

44

43

42

41

40

Округа Поселки

Типы муниципальных образований

Города

Общие

□ Общие городов и поселков

□ Только городов

Рис.3. Структура вопросов местного значения органов местного самоуправления Санкт-Петербурга

методической поддержки этой работы на основе предложений авторов данной статьи по перечню услуг, приведенному в табл. 1, сформирован проект Реестра муниципальных услуг, предоставляемых в рамках реализации вопросов местного значения органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга1.

Вместе с тем основной проблемой обеспечения реального осуществления полномочий органов местного самоуправления Санкт-Петербурга по решению вопросов

Оказание услуг по разработке Реестра муниципальных функций и услуг, исполняемых (предоставляемых) органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, плана-графика подготовки административных регламентов муниципальных функций и услуг, исполняемых (предоставляемых)

органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, муниципальных типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга. Государственный контракт № 194/омсу от 14 декабря 2010 г. Выписка из Реестра государственных контрактов. [Электронный ресурс] // Государственный заказ Санкт-Петербурга. ШИЗІ.: http://www. gz-spb.ru/node/179523107 (дата обращения: 04.05.2011).

местного значения является закрепление в нормативно-правовом акте порядка, предусматривающего, кто, что, когда и как (какими формами и методами) должен делать.

Решение этой проблемы в интересах обеспечения качества и доступности муниципальных услуг предусмотрено федеральным законодательством на основе разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг, включенных в Реестр муниципальных услуг.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги. Типовая структура административного регламента муниципальной услуги в настоящее время определена Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ст. 12. п. 2).

Однако в условиях рассмотренных выше особенностей местного самоуправления в Санкт-Петербурге данная работа требует существенной методологической поддержки.

С этой целью для предложенного в табл. 1 перечня муниципальных услуг разработаны проекты типовых регламентов их исполнения, размещенные для всестороннего

обсуждения в интернет-ресурсах органов местного самоуправления Санкт-Петербурга1.

При этом необходимо отметить, что в абсолютном большинстве уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга местная администрация единолично наделяется всем объемом полномочий, происходящих из законодательной формулировки вопросов местного значения и обеспечивающих их реализацию на территории муниципального образования2.

Таким образом, внедрение реестров и административных регламентов муниципальных услуг направлено как на совершенствование административных процедур решения вопросов местного значения, так и на оптимизацию структур местных администраций органов местного самоуправления и обоснование их штатной численности.

Дальнейшим развитием данного направления является регламентация деятельности органов местного самоуправления по исполнению муниципальных функций. Данная работа является, с одной стороны,

1 Административные регламенты предоставления муниципальных услуг. [Электронный ресурс] // Муниципальная власть в Санкт-Петербурге. Официальный сайт. ШИЗІ.: http://www.omsu/spb/ru (дата обращения: 04.05.2011).

2 См.: Уставы внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

Государственная и муниципальная служба

Таблица 1

№ п/п Наименование муниципальной услуги Вопросы местного значения (пункты ст. 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23 сентября 2009 г. № 420-79)

1 2 3

I. Социальная защита населения

1. Предоставление натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом — Оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом (п. 9 ч. 1); — Контроль за обеспечением твердым топливом населения, проживающего на территории муниципального образования в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда, по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга (п. 8 ч. 1)

II. Сфера культуры

2. Предоставление информации о времени и месте местных праздничных и иных зрелищных мероприятий — Организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий (п. 4 ч. 2); — Содержание муниципальной информационной службы (п. 24 ч. 1); — Учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации (п. 25 ч. 1)

3. Предоставление информации о времени и месте проведения мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов — Организация мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов (п. 5 ч. 2); — Содержание муниципальной информационной службы (п. 24 ч. 1); — Учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации (п. 25 ч. 1)

1 2 3

4. Предоставление информации о времени и месте проведения, проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, проживающих на территории муниципального образования — Организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, проживающих на территории муниципального образования (п. 8 ч. 2); — Содержание муниципальной информационной службы (п. 24 ч. 1); — Учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации (п. 25 ч. 1)

III. Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства

5. Предоставление консультаций жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья Организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья, формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (п. 18 ч. 1)

6. Предоставление консультаций жителям муниципального образования по вопросам формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома Организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья, формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (п. 18 ч. 1)

IV. Услуги в сфере содействия развитию малого бизнеса на территории муниципального образования

7. Регистрация трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем — Осуществление регистрации трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, а также регистрации факта прекращения указанного договора (п. 19 ч. 1); — Содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования (п. 23 ч. 1)

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

Государственная и муниципальная служба

1 2 3

8. Регистрация факта прекращения трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем — Осуществление регистрации трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, а также регистрации факта прекращения указанного договора (п. 19 ч. 1) — Содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования (п. 23 ч. 1)

V. Услуги по ведению информационных ресурсов муниципального образования и предоставлению информации из них

9. Выдача архивных справок, выписок, копий архивных документов Формирование архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений (п. 26 ч. 1)

10. Предоставление копий правовых актов администрации муниципального образования Учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации (п. 25 ч. 1)

11. Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц — Формирование архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений (п. 26 ч. 1); — Осуществление защиты прав потребителей (п. 22 ч. 1)

VI. Услуги в сфере осуществления защиты прав потребителей

12. Рассмотрение жалоб потребителей Осуществление защиты прав потребителей (п. 22 ч. 1)

13. Консультирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей Осуществление защиты прав потребителей (п. 22 ч. 1)

VII. Прочие муниципальные услуги

14. Выдача религиозным группам подтверждений существования на территории муниципального образования Выдача религиозным группам подтверждений существования на территории муниципального образования (п. 17 ч. 1)

15. Выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет Выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством (п. 12 ч. 1)

более трудоемкой, поскольку с исполнением муниципальных функций связана значительная часть (более 60%) вопросов местного значения, возложенных на органы

местного самоуправления Санкт-Петербурга, с другой — более сложной, вследствие упомянутых выше особенностей управленческой деятельности.

1. Васецкий А.А., Шубина Н.В. Законодательство Санкт-Петербурга об организации местного самоуправления || Управленческое консультирование. 2008. № 4. С. 5-29.

2. Васецкий А.А., Шубина Н.В. Компетенция и структура исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга || Управленческое консультирование. 2008. № 2. С. 68-87.

3. Горшков А.С., Башкеева Н.В., Токарев В.С., Кудрявцев В.Г., Михеева Е.Е., Прасолова В.В. О результатах применения методики определения численности персонала исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга || Управленческое консультирование. 2010. № 4. С. 5-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Горшков А.С. О едином подходе к определению численности государственных служащих исполнительных органов власти: методика расчета || Управленческое консультирование. 2009. № 3. C. 5-13.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

7. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

References

1. Vasetskiy A.A., Shubina N.V. Zakonodatelstvo Sankt-Peterburga ob organizatsii mestnogo samou-pravleniya // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2008. № 4. S. 5-29.

2. Vasetskiy A.A., Shubina N.V. Kompetentsiya i struktura ispolnitelno-rasporyaditelnykh organov vnutrigorodskikh munitsipalnykh obrazovaniy Sankt-Peterburga // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2008. № 2. S. 68-87.

3. Gorshkov A.S, Bashkeeva N.V, Tokarev V.S., Kudryavtsev V.G., Mikheeva E.E., Prasolova V. V. 0 rezultatakh primeneniya metodiki opredeleniya chislennosti personala ispolnitelnykh organov gosudarstvennoy vlasti Sankt-Peterburga // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2010. № 4. S. 5-20.

4. Gorshkov A.S. 0 edinom podkhode k opredeleniyu chislennosti gosudarstvennykh sluzhaschikh ispolnitelnykh organov vlasti: metodika rascheta // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. №3. C. 5-13.

5. Kutafin O.E., Fadeev V.I. Munitsipalnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. M., 2000.

6. Ozhegov S.I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka. M., 1993.

7. Yuridicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. M., 1984.

Н.В. Башкеева, В.Г. Кудрявцев, Е.Е. Михеева, В.В. Прасолова, В.С. Токарев. Перспективный подход...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.