Научная статья на тему 'Перспективные центры роста для химической промышленности в условиях кризиса'

Перспективные центры роста для химической промышленности в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Газохимия
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заболотский Сергей Александрович

Представлен анализ состояния химического комплекса в России. Рассмотрен комплекс мер по повышению качества продукции, внедрению инновационных технологий в химическом комплексе с учетом максимального использования результатов отечественных разработок и нанотехнологий, проведению масштабных структурных изменений на предприятиях в сторону расширения ассортимента конкурентоспособной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные центры роста для химической промышленности в условиях кризиса»

СТРАТЕГИЯ

Перспективные центры роста для химической промышленности в условиях кризиса

С.А. Заболотский,

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, ООО «Центр кластерных инициатив», к.э.н.

Непременным условием преодоления последствий кризиса для химической промышленности является антикризисная стратегия государства. В качестве первоочередной задачи следует выделить задачу сохранения и расширения спроса на химическую продукцию со стороны внутреннего рынка.

Но для начала необходимо решить основной вопрос: какие сегменты химической промышленности необходимо профинансировать?

О необходимости инвестировать средства в диверсификацию производства по выпуску продукции высокого передела, ориентированную на внутренний рынок, неоднократно заявлял премьер-министр правительства Владимир Путин: «Вывозя сырье, Россия вынуждена потом закупать многие продукты нефте- и газохимии начиная от пластмасс и заканчивая химическими волокнами».

После выбора приоритетов развития можно инициировать ряд мер по оказанию антикризисной поддержки. При этом необходимо понимать, что сегодняшний выбор траектории развития приходиться делать в условиях ограниченных финансовых ресурсов и сильной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках с химической продукцией иностранных предприятий.

Производство. Анализ состояния химического комплекса в России показал, что объем производства химической продукции c 1998 г. до осени 2008 г. демонстрировал в совокупности положительную динамику. Среднегодовой прирост за этот период составил около 6%. Однако в середине 2008 г. ситуация изменилась. В июне началось падение производства в химической отрасли. Причем пик падения пришелся на август-октябрь, когда темпы снижения выпуска в среднем составили 20,5% в месяц. В ноябре-декабре

происходило замедление снижения производства, и в январе 2009 г. начался рост, продолжающийся по сей день. Системный мировой кризис проявился для химического сектора, так же как и для металлургии, падением цен, а снижение объемов производства затронуло химичес-

В 2008 году объем химического производства составил

95,8%

по отношению к 2007 году, а производства резиновых и пластмассовых изделий —

112,5%

кий комплекс даже в большей степени. В 2008 г. объем химического производства составил 95,8% по отношению к 2007 г., а производства резиновых и пластмассовых изделий — 112,5%.

В худшем положении среди отечественных производителей хими-

16 ГАЗОХИМИЯ МАЙ-ИЮНЬ 2009

■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GA7OHIMIYA.RU

СТРАТЕГИЯ Щ

ВАШ ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ В 2008 ГОДУ

Наименование 2008 год в % январь 2009 года в % к

продукции к 2007 году декабрю 2008 года ноябрю 2008 года октябрю 2008 года

Волокна и нити химические 82,0 73,2 62,3 57,2

Серная кислота 94,0 106,6 116,3 69,5

Аммиак синтетический 96,4 105,2 129,1 95,5

Синтетические красители 90,6 51,2 66,2 46,8

Сода каустическая 96,6 95,7 91,7 80,9

Синтетические смолы и пластмасса 96,1 102,7 97,1 86,9

Полиэтилен 102,1 120,1 115,8 104,1

Полипропилен 86,2 101,2 91,1 93,1

Поливинилхлоридная смола и сополимеры винилхлорида 98,6 93,4 87,8 86,6

Полистирол 96,6 69,2 52,0 49,8

Мин. удобрения в пересчете на 100% питательных веществ 94,1 95,7 132,5 77,8

Источник: О развитии промышленного производства и розничной торговли в январе 2009 г. http-llwww minprom aovru

ческих волокон оказались производители капроновых кордных нитей, что обусловлено снижением спроса основных потребителей — шинных заводов. Причина снижения выпуска полипропилена, поли- АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ ПОКАЗАЛ, ЧТО ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ C 1998 Г. ДО ОСЕНИ экспорта. В России производство конечных потребительских товаров составляют 10-15% от общего производства, в то время как в США, Германии и Франции этот показатель колеблется от 30% до 45%. От-

винилхлоридной смолы и сополимеров винилхлорида, полистирола и сополимеров стирола — проблемы спроса из-за стагнации строительного сектора. Снижение объемов производства минеральных удобрений обусловлено в значительной степени сокращением спроса на эту продукцию на внешнем рынке (табл. 1).

Причины столь стремительного падения производства определяются его структурой и долгосрочными тенденциями в химическом комплексе. Для того чтобы разобраться в текущей ситуации и определить приоритеты развития химического комплекса, необходимо понять структуру отрасли. Химическую отрасль РФ принято делить на две части. Первая часть — предприятия, продукция которых ориентирована на внешние рынки, и вторая — производства, ориентированные на внутренний рынок. Для преодоления последствий кризиса, для возобновления роста и процветания химического комплекса необходимо разработать новые стратегические цели, стоящие перед каждым из сегментов.

Экспорториентированные отрасли (стратегическая цель — развитие внутреннего рынка). В 2007 г. на рынках дальнего и ближнего зарубежья было реализовано химической продукции на сумму $18 млрд, около 40% от общего производства. Значимая положительная корреляционная связь 0,814 (0,01)* между долей экспорта и

* В скобках указана значимость корреляционной связи.

2008 Г. ДЕМОНСТРИРОВАЛ В СОВОКУПНОСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ

темпом роста производства химического комплекса в 1998-2007 гг. указывает на то, что рост производства в последнее годы поддерживался в основном за счет экспортных поставок (рис 1).

После 1998 г. именно поставки на внешний рынок обеспечивали загрузку большого количества предприятий, простаивавших во время кризиса 90-х. Чрезмерная зависимость производителей крупнотоннажных химикатов от состояния мировых рынков отчетливо отразилась на снижении выпуска во второй половине 2008 г. Низкая доля продукции, ориентированной на конечного потребителя, — одна из причин гипертрофированности

сутствие производства конечных потребительских товаров для внутреннего спроса делает экспорториентированный сегмент химической отрасли сильно уязвимым в условиях кризиса и, соответственно, снижения спроса.

В 2007 г. среди производств органического синтеза можно было выделить те экспортные составляющие, которых в производстве более 50%: производства параксилола, стирола, метанола, бутилового спирта, капролактама, этиленгликоля, технического углерода, синтетического каучука. Среди производств неорганического синтеза это азотные, калийные, фосфорные удобрения и другие продукты. Структура экспорта состоит из конечных крупнотоннажных химических продуктов невысокой добавленной стоимости, а также полупродуктов низкой степени пере-

РИС. 1. ТЕМП РОСТА ПРОИЗВОДСТВА ХИМИЧЕСКОМ ПРОДУКЦИИ И ДОЛЯ ЭКСПОРТА В ПРОИЗВОДСТВЕ В РОССИИ В 1998-2007 ГГ.

55 г-

Л

доля экспорта темп роста

130

1998 1998 2000 2001

2003 2004

2006 2007

МАЙ-ИЮНЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 17

Ж СТРАТЕГИЯ

РИС. 2. СТРУКТУРА ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В 2007 Г.

■■ Аммиак 6,9%

Минеральные удобрения 30,7%

н Прочая продукция 26,9%

н Параксилол 2,6%

н Моно-этиленгликоль 2,5%

н Синтетический каучук 9,8%

н Технический углерод 2,8%

н Химические волокна и нити 2%

н Шины 3,8%

н Метанол 4,1%

н Полистирол 1,1%

н Стирол 3,1%

н Капролактам 3,7%

работки, зачастую используемых другими странами в качестве сырья для изготовления конечной потребительской продукции (рис. 2).

Минеральные удобрения. Лидирующие позиции в товарной структуре российского экспорта химических и нефтехимических товаров традиционно занимают минеральные удобрения. В 2007 г. доля калийных, фосфорных и азотных удобрений (включая аммиак) в общей стоимости экспорта составила 37,6%. В конце 2008 г. экспорт удобрений значительно снизился. Большая зависимость от экспорта (67% произведенных в России удобрений приходится на экспорт) не позволяет быстро переориентироваться отечественным продуцентам удобрений на внутренний рынок. Низкая платежеспособность сельскохозяйственных предприятий — одна из причин невысокого уровня внутреннего российского потребления удобрений, при том, что потенциал для роста внутреннего спроса огромен. По сравнению: в США и европейских странах на один гектар применяют в 15-20 раз больше, чем в России [3]. Несмотря на низкие показатели использования удобрений, в последние годы был отмечен положительный сдвиг в потреблении. О потенциале роста российского рынка удо-

брений свидетельствует статистика. Из табл. 2 видно, что в последние годы объем закупок удобрений российскими потребителями значительно изменился.

Как следует из данных, приведенных в табл. 2, с 2000 г. шло увеличение доли экспорта в производстве, а после 2006 г. началось медленное снижение. С начала 2006 г. рост внутрироссийских цен стимулировал сокращение объемов экспорта

хозпредприятиями с предоставлением последним кредитов на закупку удобрений. При этом для стимулирования спроса необходимо создание государственных товаропроводящих сетей для продукции сельхозпроизводителей с целью повышения эффективности сбыта. Необходимо ликвидировать цепочку перекупщиков, которые получают основную часть добавленной стоимости. Необходимо принять меры для того, чтобы производители сельхозпродукции работали непосредственно с государственной торговой сетью, что должно обеспечить их платежеспособность. В противном случае сельхозпроизводитель может столкнуться с рисками, связанными с незнанием региональных рынков и увеличением расходов на маркетинговые исследования и т.п. Именно эту функцию и может взять на себя государственная товаропроводящая сеть, обеспечивающая мониторинг рынка, персональный характер работы с потребителями, гибкое финансирование контрактов, а также надежную и своевременную логистику продукции.

В 2007 году доля калийных, фосфорных и азотных удобрений (включая аммиак) в общей стоимости экспорта составила 37,6%. В конце 2008 года экспорт удобрений значительно снизился

всех видов удобрений и переориентацию поставок удобрений с внешнего на внутренний российский рынок. Однако для дальнейшего развития внутреннего рынка необходимо дополнительно инициировать ряд государственных мер по поддержке сельского хозяйства — основного потребителя удобрений. В этих условиях одним из механизмов стимулирования спроса может стать интеграция производителей удобрений с агропромышленными комплексами и сель-

Дополнительное условие благополучия продуцентов удобрений — диверсификации производства, т.е. постепенное снижение доли простых однокомпонентных удобрений — карбамида и аммиачной селитры и увеличение выпуска сложных удобрений, содержащих несколько питательных элементов, — нитроаммофоска, нитрофоска, аммофос и нитрофос.

Метанол. В 2007 г. 50,8% произведенного в России метанола приходилось на экспорт. Чтобы создать

ТАБЛ. 2.

ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ И ВИДИМОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ АЗОТНЫХ, КАЛИЙНЫХ И ФОСФОРНЫХ УДОБРЕНИЙ, ТЫС. Т. (В ПЕРЕСЧЕТЕ НА 100% ПИТАТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВА)

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Производство 12212,7 13035,3 13566,5 13963,7 15798,2 16616,3 16161,7 17647,9

Экспорт 8649,2 9343,1 10109,4 10704,4 11973,9 13343,8 11849,1 11852,7

Импорт 8,1 13,2 111,3 75,3 100,2 66,8 16,7 6,3

Видимое потребление 3571,6 3705,4 3568,4 3334,6 3924,5 3339,3 4329,3 5801,5

Доля экспорта в производстве, % 70,8 71,7 74,5 76,7 75,8 80,3 73,3 67,2

Доля импорта в потреблении, % 0,2 0,4 3,1 2,3 2,6 2,0 0,4 0,1

Источник: 1) Химический комплекс России, выпускX. — М.: База данных РА Эксперт, 2007 г. 2) Бики № 21 (9416), 21 февраля 2009 г.

18 ГАЗОХИМИЯ МАЙ-ИЮНЬ 2009

СТРАТЕГИЯ Щ

химические производства замкнутого цикла, необходимо понять, какая продукция требуется российскому рынку сегодня. В условиях сократившегося спроса альтернативным вариантом экспорта метанола может стать создание мощностей по его переработке в формальдегид. Этот полупродукт используется при производстве карбамидо-формальдегидных, меламинофор-мальдегидных, фенолформальдегидных смол. До кризиса особенно быстро развивался рост потребления карбамидоформальдегидных смол 13% в год. Клеи на основе кар-бамидо-формальдегидных преимущественно применяются при производстве ДСП, плит МДФ и фанеры, из которых произведено 75% современной мебели. Поэтому центром роста потребления ДСП, МДФ и фанеры может стать мебельная промышленность. Поскольку спрос на мебель как предмет длительного пользования даже в период кризисов остается достаточно высоким (по всей видимости, на третьем месте после продовольствия и одежды), то потребность в сырье для ее производства будет всегда. В развитии этой тенденции необходимо поддержать мелкий и средний бизнес по производству мебели, тем самым обеспечив спрос на формаль-дегидные смолы.

ОХВАТ ВСЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ СЫРЬЯ ДО СОЗДАНИЯ КОНЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ МОЖЕТ УСИЛИТЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, КОТОРЫЙ НАМНОГО ПРЕВЫШАЕТ СУММУ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЙ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Помимо этого, производство мебели и спальных принадлежностей могут «вытянуть» спрос на некоторые виды полимерных материалов. В мировой мебельной промышленности широкой популярностью пользуются полимерные наполнители для мебели, подушек — холлофил, квалитекс, эслон, комфорель и холофайбер. Как один из примеров использования передовых технологий можно назвать инновационный материал из высокоэластичной полиуретановой пены с эффектом памяти, который был разработан в NASA в 1970-е. Изначально из него делали сиденья для космонавтов, чтобы снижать давление при перегрузках [4].

Капролактам. Доля экспорта в производстве капролактама высока и составляет почти 69,4%. Сокращение экспорта в значительной степени повлияло на снижение его производства. Из-за кризиса предприятие ОАО «Куйбышевазот» — крупнейший производитель капролактама в России на 50% снизил выпуск капаролактама. Этот полупродукт, используемый для производства синтетических волокон, поставляется преимущественно в Китай и Тайвань, а затем возвращается в виде готовых синтетических волокон, нитей и готовых текстильных изделий с высокой добавленной стоимостью. По словам Виктора Иванова, президента Российского союза химиков: «Мы дошли до того, что Китай нам сегодня поставляет химические волокна, красители и другие продукты нефтехимии, которые мы могли бы не только производить сами, но и поставлять на экспорт». Стратегической целью российских предприятий должно быть развитие более глубокой пе-

МАЙ-ИЮНЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 19

Ж СТРАТЕГИЯ

Около 55% произведенного в России стирола и 23% полистирола ориентировано на экспорт. Во время кризиса сильно снизился спрос на стирол и полистирол, поэтому необходимо ориентироваться на внутренний рынок

реработки капролактама в полиамидные волокна с последующей диверсификацией отрасли. Примером может служить предприятие «Куйбышевазот», которое контролирует 46% общего производства данного продукта. В начале 2008 г. предприятие объявило о приобретении обанкротившегося комбината «Курскхимволокно» (КХВ) [5]. Одной из причин приобретения КХВ заключалась в том, что спрос в России на технические нити и шинный корд, удовлетворялся

в значительной степени за счет импорта. Купив комбинат химических волокон, предприятие «Куйбышевазот» рассчитывало модернизировать производство волокон на КХВ, чтобы обеспечить стабильный сбыт одному из своих базовых продуктов — капролактаму (сырье для производства полиамидных нитей) и получить возможность увеличить доходность своего бизнеса за счет реализации конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с кризисом откладыва-

ется совместный с Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) проект по созданию совместного предприятия по выпуску бензола — сырья для производства капролактама. ММК сильно пострадал из-за кризиса и не имеет возможность продолжать работу по проекту, хотя подобного рода интеграция с производителем сырья могла бы способствовать достижению существенных результатов. Для государства целесообразно поддерживать проекты, подобные интеграции ММК и «Куйбышеазо-том», особенно если компании располагают взаимодополняющими ресурсами. Охват всей технологической цепочки от получения сырья до создания конечной продукции может усилить синергетический эффект, который намного превышает сумму результатов действий отдельных компаний.

Стирол и полистирол. Похожая ситуация складывается с выпуском стирола и полистирола. Около 55% произведенного в России стирола (мономера для выработки полистирола) и 23% полистирола ориентировано на экспорт. Во время кризиса сильно снизился спрос на стирол и полистирол, поэтому необходимо ориентироваться на внутренний рынок. В последние годы можно наблюдать определенные сдвиги в направлении глубокой переработке стирола. С 2003 г. самый крупный производитель и экспортер стирола Нижнекамскнефтехим начал реализацию инвестиционной программы по его переработке в полистирол. Сейчас на предпритя-ии перерабатывается больше 40% стирола (табл. 3). Однако это не единственное направление переработки стирола. На данный момент есть ряд рентабельных направлений, ждущих своей очереди: Ссреди стирольных полимеров и сополимеров — это акрилонитрил-бутади-ен-стирольный пластик (АБС-плас-тик) и стиролакрилонитрильный сополимер (САН).

Сейчас важно определить, насколько производство полистирола и его сополимеров востребовано на российском рынке. В 90-х годах из-за массового ввоза в Россию това-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ГАЯНСЯ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА СТИРОЛА И ПОЛИСТИРОЛА НА АО «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ»

В 2000-2007 ГГ., ТЫС. Т

Наименование/Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Стирол 241 237 245 254 251 277 283 290

Полистирол — — — 17 49 79 108 123

20 газохимия май-июнь 2009

СТРАТЕГИЯ Щ

ров длительного пользования (автомобилей, бытовой техники, мебели), для производства которых идет большой расход полистирола и его сополимеров, на внутреннем рынке пластмасс этой группы был заметный спад. Для восстановления и расширения внутреннего спроса российское правительство приняло ряд мер по ограничению ввоза новых и подержанных автомобилей — введены пошлины на импорт, девальвирован рубль, запущена программа субсидирования процентной ставки по автокредитам. Это может простимулировать спрос на автомобили, собираемые в России на отечественных предприятиях и сборочных заводах иностранных производителей.

Несмотря на кризис, интерес иностранных производителей к российскому, как наиболее перспективному рынку, не исчез. Стремясь сократить издержки реализации своей продукции посредством уменьшения транспортных затрат и таможенных тарифов, многие крупные иностранные производители легковых автомобилей и бытовой техники ищут возможность для создания своих производств в России. За последние годы в России построены сборочные заводы и налажены производственные линии по выпуску автомобилей Toyota, Renault и Ford. Компания General Motors создала совместное предприятие GM-АВТОВАЗ. Подписаны предварительные инвестсоглашения c автоконцернами о строительстве заводов в России, в числе которых Mitsubishi, Peugeot, Citroen, Nissan, Volkswagen, Chrysler, Dodge, Fiat, SsangYong, Kia. Не секрет что большую часть деталей вышеперечисленные предприятия закупают за рубежом. В России еще в 2006 г. было принято постановление правительства «О промышленной сборке», на основании которого автопроизводители имеют право льготного импорта деталей и компонентов в течение семи лет. За три с половиной года они будут обязаны сократить количество ввозимых деталей для сборки на треть. По словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, способ сокращения перечня компонентов производители компонентов выбирают сами: они могут самостоятельно наладить выпуск необходимых деталей в России, начать закупать их у российских поставщиков. Кроме этого, ведутся перего-

РИС. 3. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОСНОВНЫХ ПЛАСТМАСС, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ И ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОСНОВНЫХ ПЛАСТМАСС, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ

полистирол (вспененный, среднепрочный, ударопрочный) 42%

полипропилен 25%

ABS-пластик (акрилонитрил-бутадиен-стирол) 16%

н поликарбонат 3%

н полиуретан 3%

полиэтилентерефталат / полибутилентерефталат 3%

н полиформальдегид 2%

н полиоксиметилен 1,5%

другие 4,5%

рЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ

- полистирол (вспененый, среднепрочный, ударопрочный) 11%

полипропилен 35%

ABS-пластик (акрилонитрил-бутадиен-стирол) 29%

н поликарбонат 3%

н полиуретан 3%

полиэтилен сверхвысокой молекулярной массы 3%

н политетрафторэтилен (тефлон) 2%

н полиэфиркетон 2%

составы, содержащие эпоксидные смолы 1%

другие 11%

воры о создании заводов производителей бытовой техники (Sony, Samsung и др.) Уже пострен завод LG в Московской области. Следовательно, в ближайшем будущем следует ожидать роста спроса на ряд полимеров, которые используются при производстве автомобильных деталей, а также бытовой техники, среди которых среднепрочный и ударопрочный полистирол и АБС-плас-тик занимает существенную (40%)

В 2007 ГОДУ ИЗ РОССИИ БЫЛО ВЫВЕЗЕНО 52% ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕННОГО МОНОЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ И ОКОЛО 54% ПАРАКСИЛОЛА. ПРИ ЭТОМ ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКА СОБСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ДАННЫХ ПОЛУПРОДУКТОВ В ПОЛИЭТИЛЕНТЕРЕФТАЛАТ, СПОСОБНЫХ НАСЫТИТЬ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕРАБОТЧИКИ ДАННОГО ПОЛИМЕРА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСЯТ ОТ ИМПОРТНЫХ ПОСТАВОК

долю (см. рис 3). Это достаточно «универсальные» и перспективные направления для развития.

Параксилол и моноэтиленгликоль.

Среди органической продукции сильная зависимость от экспорта также отмечена в производстве параксилола и моноэтиленгликоля. Так в 2007 г. из России было вывезено 52% всего произведенного моноэтиленгликоля и около 54% параксилола. При этом из-за недостатка собственных мощностей по переработке данных полупродуктов в полиэтилентерефталат, способных насытить внутренний рынок, отечественные переработчики данного полимера в значительной степени зависят от импортных поставок. Так, например, доля импортированного полиэтилентерефталата (ПЭТФ) в 2007 г. во внутрироссийском потреблении составила 74,5%. В условиях отсутствия инвестиций существующее сильное отставание темпов строительства мощностей от прироста спроса на внутрироссийском рынке будет и дальше компенсироваться за счет наращивания импорта, хотя полупродукты

МАЙ-ИЮНЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 21

Ж СТРАТЕГИЯ

для получения ПЭТФ — моноэтиленгликоль и параксилол, как и прежде, будут экспортироваться.

Хотя следует отметить, что сделаны определенные сдвиги в изменении этой ситуации. В 2007 г. введен в строй завод ОАО «Полиэф» по выпуску терефталевой кислоты и по-лиэтилентерефталата в Республике Башкортостан. Однако, рост мощностей не поспевает за ростом рынка (рис. 4). Сейчас, в условиях кризиса, необходимо привлечь государство для активизации притока инвестиций в создание новых мощностей по переработке полупродуктов в ПЭТФ. При этом для орга-

В ПРОИЗВОДСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА (ТУ) ДОЛЯ ЭКСПОРТА ТАКЖЕ ВЕЛИКА И СОСТАВЛЯЕТ 52%. ОКОЛО 81% ПРОИЗВОДИМОГО В РОССИИ ТУ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК НАПОЛНИТЕЛЬ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОШИН

низации выпуска полиэтиленте-рефталата достаточно достроить недостающие производственные звенья и наладить выпуск пластмасс. К примеру, нефтеперабатыва-ющее предприятие «Сибнефть-Ом-ский НПЗ» имеет производствен-

ную цепочку по выпуску нефтехимической продукции. Параксилол — один из выпускаемых этим предприятием продуктов, до 2008 г. полностью реализовывался за рубежом. Между тем, продление производственной цепочки, то есть переработка ценнейшего сырья — параксилола в терефталевую кислоту и далее в полиэтилентерефталат, может принести омскому предприятию дополнительную прибыль.

Синтетический каучук и технический углерод. В производстве технического углерода (ТУ) доля экспорта также велика и составляет 52%. Около 81% производимого в России ТУ используется как наполнитель для производства автомобильных шин. Около 14% ТУ в России применяется в производстве резинотехнических изделий (РТИ), транспортерных, конвейерных лент, рукавов, ремней, кабелей. Около 5% произведенного ТУ используется в качестве тонеров для картриджей и наполнителей для лакокрасочных изделий. Производство синтетических каучуков в России также ориентировано на экспорт, .доля которого в производстве составляет 63%. Низкий внутренний российский спрос на каучуки и технический углерод обусловлен низким спросом со стороны производителей шин и резинотехничес-

РИС. 4. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЭТФ В РОССИИ В 2003-2007 ГОДАХ

2003 2004 2005 2006 2007

22 ГАЗОХИМИЯ МАЙ-ИЮНЬ 2009

СТРАТЕГИЯ Щ

ких изделий. Морально устаревшие технологии производства РТИ и шин не позволяют произвести конкурентоспособную продукцию. Большая часть оборудования введена в эксплуатацию в 60-70 гг. и к настоящему моменту устарела. Только масштабное технологическое переоснащение ряда производств российской шинной промышленности позволит увеличить спрос на технический углерод и каучуки.

Определенное влияние на рынок синтетических каучуков также оказывает и товарная структура отрасли. На сегодняшний момент структура выпускаемых в России синтетических каучуков и латексов отличается от мировой. За рубежом самым популярным является бутади-ен-стирольные каучуки и латексы, а также каучуки специального назначения (нитрильный, этиленпропиленовый, хлоропреновый, бутилкаучук, силоксановый и т.д.). В отечественной промышленности преобладают так называемые стереоспецифические полибутадиеновые и полиизопреновые каучуки, их доля составляет около 50%, бутадиенстирольных каучуков — около 30%, а специальных каучуков и латексов — 15%. Недостаток структуры выпускаемых каучуков заключается как раз в низком удельном весе каучуков специального назначения.

Производства, ориентированные на внутренний рынок (стратегическая цель — развитие импортозамещающих производств). Говоря о развитии глубокой переработки нефтехимии в России, необходимо понимать, что избрав для себя не менее тяжкий путь лидерства по продукту, мы должны стремится создать продукцию высокого качества, причем, как правило, инновационную. Продукция высокой степени переработки, т.е. несырьевых сегментов химического комплекса, в значительной степени зависит от технологической составляющей, где национальные химические игроки проигрывают в конкурентной борьбе иностранным. Существует значительный разрыв между уровнем качества отечественных и иностранных лакокрасочных материалов, синтетических моющих средств, автомобильных шин, РТИ, химических средств защиты растений.

Ярким примером служит все та же шинная промышленность. Шины Нижнекамского шинного завода могут конкурировать лишь в низ-

шем ценовом сегменте с такими мировыми лидерами, как Michelin, Nokian Tyres, GoodYfear, Bridgestone. Как российскими, так и иностранными производителями для производства автомобильных шин используются одинаковые материалы, т.е. бутадиен-стирольный каучук и полиамидный шинный корд. В то же время по другим используемым материалам и, как следствие, по своим характеристикам отечественные шины существенно отстают. На российском рынке существу-

лении шин вызвано отставанием качественных характеристик отечественной продукции. Доля импорта в общем объеме потребляемой продукции с 2000 года выросла в 1,5 раза и сейчас составляет 30%. На современных технологических линиях изготавливаеться меньше трети всего производства шин в России, поэтому при сохранении существующего положения вещей потребительские предпочтения и дальше будут смещаться в сторону импорта.

В отечественной промышленности преобладают так называемые стереоспецифические полибутадиеновые и полиизопреновые каучуки, их доля составляет около 50%, бутадиен-стирольных каучуков — около 30%, а специальных каучуков и латексов — 15%

ет острая нехватка разработок так называемой специальной или «тонкой химии», т.е. веществ, улучающих свойства каучуков. Добавки и рецептура создания материала и определяют такие качества, как не-стираемость шин, их растяжимость, морозостойкость и т.п. Не внедряются передовые технологии по разработке рисунка протектора, который должен отвечать современным стандартам, т.е. удовлетворять высоким динамическим характеристикам и обладать оптимальным уровнем сцепления с дорожным покрытием, шумопоглощающим эффектом и т.п. Постоянное увеличение доли импорта в потреб-

Синтетические смолы и пластмассы

являются конечным звеном в химической переработке углеводородного сырья. В условиях снижения спроса на базовую полимерную продукцию островком относительной стабильности стал выпуск полиэтилена, применяемого в секторе упаковки. По оценкам экспертов индустрия упаковки пострадала от кризиса в меньшей степени вследствие ее сильной ориентации на пищевую отрасль, а также потенциале рынка, который выражен в значительной доле неупакованного продукта. Об этом свидетельствует положительные показатели динамики производства с октября по январь (табл. 1). Так, производство полиэтилена с октября 2008 по январь 2009 г. увеличивалось в среднем на 1,3% в месяц. В более худшем положении оказались российские производители полипропилена (ПП) и поливинилхлорида (ПВХ), используемых в строительстве. Из-за невозможности реализовать свою продукцию российские производители ежемесячно снижали выпуск ПП и ПВХ в этот период в среднем на 2,3% и 4,5%, соответственно.

Не стоит забывать, что строительный сектор являлся тем основным движущим «локомотивом», который потреблял около 40% всех пластмассовых изделий и других материалов. Из-за дестабилизации финансовой системы произошло тотальное снижение покупательной способности населения и как следствие — снижения спроса на жилье и материалы, используемые в строи-

май-июнь 2009 газохимия 23

Ж СТРАТЕГИЯ

ТАБЛ. 4.

ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ И ВИДИМОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ В РОССИИ В 2000-2007 ГГ., ТЫС. Т.

Наименование/Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Производство 427,9 442,1 502,4 527,1 639,4 715,9 795,4 755,7

Экспорт 43,8 62,5 112,7 113,4 144,5 185,8 227,2 219,9

Импорт 75,9 98,9 124,5 132,8 162,3 154,7 136,6 128,5

Видимое потребление 460 478,5 514,2 546,5 657,2 684,8 704,8 729,9

Доля экспорта в производстве, % 10,2 14,1 22,4 21,5 22,6 26,0 28,6 29,1

Доля импорта в потреблении, % 16,5 20,7 24,2 24,3 24,7 22,6 19,4 17,6

тельстве и отделке. Достаточно сложно найти альтернативные центры роста потребления для полимерных пластмасс, поэтому единственным решением данной проблемы могло бы стать возрождение традиционного центра потребления — строительного сектора. Государству в этих условиях необходимо инициировать реализацию национальных проектов строительства доступного жилья, инфраструктурных объектов с гарантией госу-

(ПК), фторполимеры, в том числе политетрафторэтилен (тефлон), а также различные силиконовые полимеры. В последние годы в России особенно быстро рос спрос на по-либутилентерефталат (ПБТФ) — около 7,5% в год.

В дальнейшем, при насыщении рынка этими полимерами, целесообразно диверсифицироваться в производство конструкционных пластмасс и полимеров инженернотехнического назначения — поли-

В 2007 году около 56% спроса на лакокрасочную продукцию приходилось на строительный сектор (30% ЛКМ — в новом строительстве и 26% — отделочные работы во вторичном жилье), поэтому для ЛКМ жизненно необходимо восстановление спроса в строительном секторе

дарственной финансовой поддержки занятым в таком строительстве предприятиям. Возобновление строительства жилья, инфраструктурных объектов, обеспечило бы необходимым спросом ряд нефтехимических компаний — производителей полимерной продукции, ориентированных на производство стройматериалов. Не нужно стремиться к показателям строительства докризисного времени — необходимо лишь поддержать минимально приемлемый уровень потребления, для того чтобы предприятия оставались «на плаву».

Не стоит ждать окончания кризиса. Уже сейчас нужно искать новые перспективные ниши для развития. На данный момент в России отсутствуют отдельные производства и целые подотрасли, которые могли бы удовлетворить внутренний спрос. Более половины российского потребления покрывается импортными поставками в следующих группах полимеров: это линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП), полиэтилен сверхвысокой молекулярной массы, ПЭТФ, полиуретан (ПУ), поликарбонат

ацеталей, фторпластов, полисуль-фонов, используемых при изготовлении изделий, стойких к перепаду температур, к условиям высоких механических нагрузок и воздействию химически агрессивных сред. К примеру, выпуск полисульфонов в России практически отсутствует или он организован только на опытно-промышленных установках. Сейчас

РИС. 5. РОСТ ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В РОССИИ, 2007 К 2000 ГГ.

700 г

«Простер энд Гэмбл» и «Хенкель» Российские компании

600 -500 -

400 -

609,7

2000

2007

спрос на них удовлетворяется, в основном, за счет импорта. Хотя и ожидается, что текущие кризисные явления отразятся на развитии потребляющих отраслей, а следовательно и на объемах спроса на конструкционные пластмассы. С учетом этого темпы роста спроса в 20092011 гг. могут замедлиться до 1-1,5% в год, однако затем вырастут до 4-5%. Для того, кто решиться завоевать эти ниши, создав новый бизнес, существуют значительные риски, но тому, кто угадает эту нишу правильно, останется в выигрыше. Конечно, крупные российские производители полимеров не могут кардинально перестроится с выпуска традиционных видов пластмасс на выпуск специфичной продукции. Но уже сейчас, при планировании инвестиционной деятельности, необходимо учитывать и другие факторы — один из которых — возможность перенасыщения рынка традиционной продукцией.

Лакокрасочные материалы (ЛКМ). В

2007 году около 56% спроса на лакокрасочную продукцию приходилось на строительный сектор (30% ЛКМ — в новом строительстве и 26% — отделочные работы во вторичном жилье), поэтому для ЛКМ жизненно необходимо восстановление спроса в строительном секторе. Важной задачей также является внедрение новых технологий и рецептур производства нитрокрасок для автомобилей.

Синтетические моющие средства (СМС). Согласно статистике рынок СМС интенсивно развивался в последние годы. В период с 2001 по 2007 г. внутренний рынок в вырос в 1,6 раза (табл. 4). В 2000-2004 гг. был заметен рост доли импорта в потреблении с 16,5% до 24,7%, однако в последние «докризисные» годы (с 2004 по 2007) наблюдалось обратное снижение до стартового уровня в 17,6% (табл. 4).

Увеличением объема рынка воспользовались иностранные производители, увеличив производства на своих заводах, построенных в РФ.

24 ГАЗОХИМИЯ МАЙ-ИЮНЬ 2009

СТРАТЕГИЯ Щ

Компания Procter&Gamble на сегодняшний день производит 47,2% всех СМС России, Henkel — 22,8%. Основной прирост СМС в последние годы был обеспечен ростом производства на заводах этих компаний, в частности подразделениями — ООО «Проктер энд Гэмбл», г. Новомосковск, АО «Хенкель-Эра» и ООО «Хенкель-Юг» (рис. 5).

В 90-х гг. Procter & Gamble купила крупное предприятие по производству моющих средств — Новомос-ковскбытхим, затем Henkel — предприятие «Эра» в г. Энгельсе и г. Тосно и в 2001 — ОАО «Пемос» в г. Пермь, а компания Unilever приобрела ЗАО «Аист». Конкурировать с данными компаниями, которые используют производственную базу бывших российских предприятий, собственные прогрессивные технологии, относительно низкую стоимость отечественного сырья не целесообразно.

В свою очередь, потеснить импорт такой известной фирмы как Reckitt Benckiser с мощными брендами Сalgon, Vanish, Sillit bang, Tirret с рациональной точки зрения также проблематично. При довольно стабильном рынке интернациональные компании вытесняют отечественных производителей за счет массированной рекламной поддержки своих марок и гибкому маркетингу. По данным многих специалистов, рынок синтетических моющих средств в России насыщен, поэтому надеяться на его рост бесперспективно.

Химические волокна и нити. Огромный потенциал заложен в потреблении химических волокон и нитей со стороны легкой промышленности. Отечественная легкая промышленность потребляет около 60% всех производимых в России химических волокон и нитей (рис. 6).

Проблема сырьевого обеспечения российских предприятий текстильной и легкой промышленности сегодня осложняется необходимостью закупок сырья и прогрессивных материалов по импорту, более качественных и разнообразных по ассортименту. Доля импорта в потреблении составляет 34%. Разрешить данную ситуацию полностью не представляется возможным, и в перспективе импорт сырья для производства конкурентоспособных товаров легкой промышленности будет занимать достаточно высокий удельный вес. В производстве тканей бытового назначения и технических тканей наиболее перспек-

тивными направлениями являются выпуск полиэфирных, полиакриловых и полипропиленовых волокон и нитей. Кроме того, с экономической точки зрения перспективны производства волокон специального назначения, например, для создания кевларовых покрытий.

На современном этапе необходимо осуществить реконструкцию и модернизацию ряда мощностей на предприятиях по выпуску конкурентоспособных химических волокон. Параллельно необходимо проводить реконструкцию производства прогрессивных видов красителей

РИС. 6. СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВОЛОКОН В РОССИИ В 2007 Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f

V

■■ Текстильная промышленность 60%

Шины 31%

Пищевая 5%

Прочие 4%

ПРОБЛЕМА СЫРЬЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕГОДНЯ ОСЛОЖНЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ЗАКУПОК СЫРЬЯ И ПРОГРЕССИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИМПОРТУ, БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫХ И РАЗНООБРАЗНЫХ ПО АССОРТИМЕНТУ

и текстильных вспомогательных веществ. Легкая промышленность остается одной из наиболее перспективных отраслей с точки зрения спроса на внутреннем рынке. Все, что требуется для ее возрождения — это создать благоприятные условия для импортозамещения.

Специальная химия. Для обеспечения роста качества продукции и снижения себестоимости необходимо параллельно развивать специальную химию (это производства всевозможных катализаторов, активных вспомогательных веществ, стабилизаторов, ингибиторов, добавок, красителей, химических веществ, улучшающих или модифицирующих свойства материалов для производства изделий из пластмасс, резинотехнических изделий, химических волокон, синтетических моющих средств). Нехватка российских высокотехнологичных разработок не компенсируется поставками данных веществ из-за рубежа. Это своеобраз-

МАЙ-ИЮНЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 25

Ж СТРАТЕГИЯ

РИС. 7. ОБЩИЙ ПЕРИОД ВЫХОДА НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДНОСТИ 15 КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В США В 1971-1980 ГГ.*, КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ

PENN WALT 1 9

OLIN CORP. 1 8

FVTHRICAN CYNAMID 6

FMC 6

MONSANTO 6 60%

ROHM& HAAS CO 6 90%

UNION CORBIDE 6

CELANESE 5

MORTON-NORWICH PRODUCTS 5

DU PONT 4

HERCULES 4

ICI 4

DIAMOND SHAMROCK | 3

STAUFFER | 2

DOW 0 * Number of years of negative spread (Equity Spread = ROE-COE)

Источник- Dan Connell, «The Chemical IndustrvVs $100 Billion Opportunity» (Mc.kinsev & Companv.19R2, p 1-12)

НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ МАСШТАБНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В СТОРОНУ РАСШИРЕНИЯ АССОРТИМЕНТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ РОСТА

ные «ноу-хау» которые зачастую не всегда доступны на рынке. Примером может служить АБС-пластик, используемый для производства автомобильных бамперов, панелей, ручек и других элементов салона. Формула пластика у российских и иностранных производителей идентична, но добавки и поверхностные напыления в готовой продукции одного и того же используемого материала разные. Одно из новшеств, появившихся на рынке материалов — это покрытие, используемое в автомобильной промышленности, а также производстве бытовой техники и электроники, так называемые «soft-touch materials» (в переводе с английского языка — «мягкие для прикосновения материалы»). Напыление состоит из нескольких упорядоченных слоев полиуретана и других веществ. За счет их использования увеличивается ударная прочность окрашенного материала, стойкость к износу и скольжению. Немаловажным преимуществом использования этих материалов является увеличение комфорта. Это именно те «трудноосязаемые» факторы, которые и объясняют, почему глубокая переработка нерентабельна в России. Большая часть той потребительской продукции, которую выпускают отечест-

венные предприятия химической промышленности, может конкурировать с импортом только за счет цены. Между тем, с ростом доходов населения данный фактор отходит на второй план и уступает место качеству. Именно поэтому потребительские предпочтения смещаются в сторону более дорогого, но качественно превосходящего импорта, а отечественная продукция остается невостребованной.

Необходимо также учитывать роль отдельных видов импортируемой продукции в обеспечении производственных процессов на многих химических предприятиях. На сегодняшний день практически вся так называемая специальная «тонкая» химия импортируется из-за рубежа. До тех пор, пока не налажено внедрение инновационных технологий отечественных разработок специальной химии, необходимо снять таможенные тарифы на импорт специальной химии.

Образ будущего. Вероятно, за три года острая фаза кризиса может завершиться. Но это вовсе не означает, что экономика начнет развиваться, как и прежде. Россия вместе с мировой экономикой может войти в фазу неустойчивого развития,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидевич А. Газохимия идет на восток // Газохимия № 1 (0). — апрель-май. — 2008 г.

2. О развитии промышленного производства и розничной торговли в январе 2009 г. // www.minprom.gov.ru

3. Рынок удобрений будет расти // Министерство промышленности и энергетики РФ, 2007 // www.minprom.gov.ru/activity/metro-logy/news/44

когда подъем в течение нескольких кварталов сменяется спадом, и так далее попеременно.

Если проводить аналогию с нефтяным кризисом 70-х годов, видно, что подобная стагнация может растянуться лет на десять. Согласно исследованию компании Mckinsey & Company период выхода из кризиса 15 крупнейших компаний химической промышленности в США во время кризиса 70-х, выпускающих 90% продукции химического сектора, составил в среднем 5-6 лет (рис. 7).

Учитывая текущее состояние, кризис может продлиться еще 2-3 года, а стагнация в отрасли 5-6 лет.

Необходимо создать условия для создания производств замкнутого цикла в России вместо экспорта продукции за рубеж. При этом в качестве основного критерия должны выступать требования экономической безопасности страны, независимости от внешней конъюнктуры и переориентации некоторых направлений деятельности «лицом к человеку». Необходимо довести долю конечной продукции в общем объеме производства до 30-40%, как на большинстве аналогичных иностранных предприятий.

Химическим предприятиям, продукция которых ориентирована на внутренний рынок, необходимо в корне изменить траекторию развития. Сейчас важно сохранить производство на любом минимальном уровне и сконцентрировать усилия на поддержке наиболее перспективных с инновационной точки зрения направлений. Здесь необходим комплекс мер по повышению качества продукции, внедрения инновационных технологий химического и нефтехимического комплекса с учетом максимального использования результатов отечественных разработок и нанотехнологий. На пред-приятих необходимо провести масштабные структурные изменения в сторону расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, ориентируясь на новые перспективные центры роста. РХ

4. Осязаемые преимущества полимерного прогресса // Индустрия переработки пластмасс. — № 6 (28). — 2005. — С. 55.

5. Пономарев В. Заглянули за поворот // Эксперт Волга. — № 49 (136). — 22 декабря 2008 г.

6. Проект стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года // www.minprom.gov.ru

26 ГАЗОХИМИЯ МАЙ-ИЮНЬ 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.