Научная статья на тему 'Перспективные направления развития таможенно-тарифного регулирования в условиях современного геополитического кризиса'

Перспективные направления развития таможенно-тарифного регулирования в условиях современного геополитического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1165
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД / ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родыгина Н.Ю., Фисунов С.А.

В данной статье авторами проводится анализ перспектив развития таможенно-тарифного регулирования стран ЕАЭС в условиях современного геополитического кризиса. В настоящей работе авторами анализируются новые задачи таможенно-тарифного регулирования, связанные с современным состоянием развития мирохозяйственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родыгина Н.Ю., Фисунов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития таможенно-тарифного регулирования в условиях современного геополитического кризиса»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

© Родыгина Н.Ю.*, Фисунов С.А.*

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье авторами проводится анализ перспектив развития таможенно-тарифного регулирования стран ЕАЭС в условиях современного геополитического кризиса. В настоящей работе авторами анализируются новые задачи таможенно-тарифного регулирования, связанные с современным состоянием развития мирохозяйственных связей.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование ВЭД, задачи таможенно-тарифного регулирования, приоритетные направления таможенно-тарифного регулирования.

В 2015-2016 годах таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут определяться растущей привлекательностью России и Единого экономического пространства как крупного рынка сбыта для несырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки. Реализация таможенно-тарифной политики должна быть нацелена на достижение результатов по диверсификации экономики, привлечению в нее высоких технологий и ускоренному развитию экспортоориентированных промышленных производств. В этой связи принципиальными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования представляются следующие:

- содействие увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории Российской Федерации и в целом на единой таможенной территории Таможенного союза;

- содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой в Российской Федерации и других государствах-членах Таможенного союза готовой продукции;

- устранение барьеров для развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных отраслях, где преобладает небольшое количество производителей.

* Заведующий кафедрой Таможенного дела, доктор экономических наук, профессор.

* Доцент кафедры Таможенного дела, кандидат экономических наук.

Указанные принципы должны лечь в основу практической реализации подходов, изложенных в принятых государственных программах:

- в сфере автомобильной промышленности - развитие проектов промышленной сборки, где основным подходом должна стать реализация тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта в соответствии с правилами ВТО с учетом компетенции в данных вопросах ЕЭК;

- в сфере транспортного машиностроения - установление льготных таможенных пошлин на ввоз деталей и комплектующих для совместных отраслевых предприятий на срок вплоть до полной локализации их производства;

- в сфере тяжелого, в том числе энергетического машиностроения, химической и нефтехимической промышленности - корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, узлы, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое отечественными производителями; вывозных таможенных пошлин на удобрения, а также корректировка ставок на синтетический каучук;

- в сфере авиационной промышленности - регулирование ввоза подержанной иностранной авиатехники в соответствии с правилами ВТО;

- в сфере лесопромышленного комплекса - унификация внеквотных ставок вывозных таможенных пошлин на хвойную древесину [2].

Наряду с учетом национальных отраслевых и секторальных приоритетов развития среднесрочная таможенно-тарифная политика Российской Федерации в Таможенном союзе должна обеспечивать и поддерживать согласованные направления промышленного сотрудничества, сформулированные в Решении Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 30 января 2013 г. № 4 [3].

Требуется проведение системной работы по формированию оптимальной структуры ЕТТ ТС, исходя из имеющихся торгово-политических приоритетов, международных обязательств, степени соответствия тарифа и его ставок принципу эскалации тарифа, совершенствования фактически складывающейся структуры торговли и рыночной конъюнктуры, а также обеспечения сбалансированного подхода к формированию доходов бюджета.

Определяющее влияние на таможенно-тарифное регулирование импорта Таможенного союза будут оказывать обязательства России в ВТО. Средневзвешенный уровень тарифной защиты, зафиксированный в ЕТТ ТС, по промышленным товарам снизится с 8,5 до 6,0 %, а по продовольственным - с 11,2 до 8,7 % в среднем до 2016 года. Ежегодно будет проводиться процедура приведения к равному уровню адвалорных и специфических составляющих комбинированных ставок пошлин, как это предусматривается параграфом 313 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО.

Несмотря на общее снижение уровня тарифной защиты в ближайшие годы, ее изменение для разных категорий товаров будет осуществляться в различных временных периодах, что должно создавать условия для постепенной адаптации отраслей и секторов российской экономики к новым условиям. Как следует из обязательств России в ВТО, средний срок адаптации к новым тарифам составляет 3 года, при этом он существенно выше по продовольственной группе товаров: например, по мясу, молоку, растительным маслам, изделиям из сахара, винам срок адаптации достигает 5-8 лет. Наиболее короткий переходный период - 2 года в продовольственной группе товаров предусмотрен в отношении импорта цветов, тропических фруктов, кофе, семян некоторых масличных, тропических масел, мюсли и соков, а также - для шерсти. В условиях выполнения тарифных обязательств России в ВТО будет продолжен начатый в 2012 году мониторинг импорта чувствительных товаров.

Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию таможенного регулирования с государствами -членами Таможенного союза. Для комплексного решения данной задачи распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р утвержден План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» (далее - «Дорожная карта»). «Дорожная карта» направлена на ускорение и упрощение, обеспечение прозрачности таможенных операций и процедур, на повышение эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В сроки, установленные «Дорожной картой», ожидается достижение следующих результатов:

- сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации (с 10 в 2012 году до 4 в 2018 году при импорте и с 8 в 2012 году до 4 в 2018 году при экспорте);

- сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта и импорта товаров (с 25 дней в 2012 году до 7 дней в 2018 году);

- сокращение сроков прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при импорте и с 72 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при экспорте).

В рамках исполнения «Дорожной карты» принимаются меры, направленные на совершенствование условий осуществления деятельности в области таможенного дела, совершенствование системы разрешения таможенных споров, вырабатываются подходы к внедрению персональной ответственности сотрудников таможенных органов за принимаемые решения. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведется работа по упрощению ввоза и вывоза материалов для лабораторных и научных исследований [1].

В 2015-2017 годах будет продолжена реализация мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой», важнейшими из которых являются:

- полномасштабный переход на межведомственное электронное взаимодействие и отказ от дублирования электронных документов бумажными при декларировании; ускорение выдачи разрешительных документов;

- внедрение генеральной финансовой гарантии и по результатам этой работы принятие решения об установлении права декларантов уплачивать таможенные платежи после выпуска товаров;

- качественное совершенствование системы управления рисками и др.

Важным направлением работы в области повышения качества таможенного администрирования должно стать усиление контроля за добросовестностью декларирования участниками ВЭД стоимости ввозимого товара. Снижение объемов фактического занижения таможенной стоимости не только положительно отразится на уровне поступлений в бюджет, но и необходимо для проведения корректной работы по приведению в соответствие адвалорных и специфических частей тарифных обязательств в предстоящие годы, а также позволит качественным образом усовершенствовать фактологическую базу доказательства корректности применяемых специфических ставок ввозных таможенных пошлин в случае оспаривания их соответствия тарифным обязательствам Российской Федерации членами ВТО. Одно из главных направлений в торговой, в том числе в таможенно-тарифной политике Таможенного союза в среднесрочной перспективе - совершенствование позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

В связи с этим следует разработать и реализовать комплекс мер, направленных на сокращение времени согласования и принятия решений. При этом для принятия решений на наднациональном уровне требуется определить объективные критерии к обоснованию предложений об изменении уровня тарифной защиты, в основе которых должны находиться приоритеты промышленной и агропромышленной политики, а также бюджетные последствия принимаемых решений. Представляется необходимым задействовать на наднациональном уровне систему мониторинга эффективности мер таможенно-тарифного регулирования. Будет проведена работа по оптимизации перечня чувствительных товаров, в отношении которого реше-

ния об изменении ставок ввозных таможенных пошлин принимаются только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы будет положен принцип создания транспарентных механизмов защиты интересов производителей с учетом фискальной составляющей данной работы.

В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 26.09.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Собрание законодательства РФ. - 09.07.2012. - № 28. - Ст. 3926.

2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов / Минэкономразвития России. - 2013.

3. Решение № 4 Совета Евразийской экономической комиссии «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации») [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ default.aspx.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

© Софина А.А.*, Курятникова К.Я.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан Новосибирский государственный университет экономики и управления -«НИНХ», г. Новосибирск

Статья посвящена прогнозированию структуры капиталовложений по чистым видам экономической деятельности в Республике Хакасия и анализу капиталовложений в экономику региона по предложенным че-

* Аспирант кафедры Финансов и кредита Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Ка-танова.

* Аспирант кафедры Статистики Новосибирского государственного университета экономики и управления - «НИНХ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.