Они выдаются рабочим и служащим каждой профессии в соответствии с установленным ассортиментом и сроками носки, предусмотренными отраслевыми нормами для хлебопекарной, макаронной, сахарной и других отраслей пищевой промышленности. Отраслевые нормы распространяются также на учащихся средних, высших и других учебных заведений, которые во время производственного обучения или практики временно выполняют работу по профессии, для которой действующими отраслевыми нормами предусмотрены СИЗ [2, с. 3].
Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Норма, 2002. - 208 с.
2. Бурашников Ю.М., Максимов А.С. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле. - 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Академия, 2010. - 272 с.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
© Капустина О.И.*
Смоленский институт экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г. Смоленск
В статье представлены основные направления повышения конкурентоспособности гостиничных организаций. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур в гостиничном бизнесе рассмотрено по двум направлениям: организационно-экономическое и социальное. Подробно представлен комплекс мероприятий, входящих в вышеуказанные направления.
Актуальность проблемы повышения конкурентоспособности гостиничных организаций на современном этапе развития гостиничного бизнеса является очевидной. В связи с постоянно возрастающей конкуренцией между гостиницами, необходимым является внедрение инновационных методов и технологий в деятельность гостиниц, повышение качества услуг и обслуживания, ужесточение требований к квалификации гостиничного персонала и т.д. [3].
В целом все направления деятельности по повышению конкурентоспособности предпринимательских структур гостиничного бизнеса можно разделить на два основных направления:
* Директор.
1. Организационно-экономическое, которое предполагает улучшение качества материально-технической базы, оптимизацию организационной структуры предприятия и технологических процессов, управление комплексом предоставляемых основных и дополнительных гостиничных услуг;
2. Социальное, включающее повышение качества услуг и обслуживания гостей, создание корпоративной культуры и системы мотивации персонала, ориентацию на гостя.
В связи с высокой степенью ориентированности на гостя в данном виде бизнеса, для выигрыша в конкурентной борьбе гостиницам необходимо как можно тщательнее изучать потребности и нужды своих гостей, для максимально полного их удовлетворения и предвосхищения их требований и ожиданий. С этим обстоятельством в той или иной степени связаны все изменения, направленные на повышение конкурентоспособности гостиничных организаций, это является одной из их конечных целей [1].
Рассмотрим более подробно комплекс действий, входящих в вышеуказанные направления.
Улучшение качества материально-технической базы гостиницы имеет большое значение для удержания ее конкурентных преимуществ. Во многом оно опирается на достижения научно-технического прогресса и охватывает все подразделения гостиничной организации, начиная от номерного фонда и заканчивая оснащением предприятия специальными компьютерными программами управления гостиницей, наличием систем беспроводного доступа в интернет, которые обеспечивают рациональное использование и экономию материальных ресурсов, что является одним из существенных факторов повышения прибыльности гостиничного предприятия. Применение новых инновационных и ресурсосберегающих технологий позволяет снижать численность персонала гостиниц, который в основном и становится главной причиной чрезвычайных ситуаций. Современное материально-техническое оснащение гостиничного комплекса сочетает высокий уровень безопасности и комфорта отеля с оптимизацией издержек [2].
Внедрение в деятельность гостиничной организации новых технических и технологических разработок ведущих фирм позволяет предприятию наиболее полно соответствовать ожиданиям самых притязательных гостей, что формирует положительный имидж и репутацию, которые, в свою очередь, способствуют установлению прочной относительной конкурентной позиции гостиницы на динамично развивающемся рынке. В целом, можно обозначить следующие перспективные направления повышения конкурентоспособности гостиничной организации за счет улучшения материально-технической составляющей:
- экономия затрат на функционирование номерного фонда (относительно предыдущего года);
- внедрение энерго- и водосберегающих технических средств;
- переход на современные каналы качественных оптовых закупок, непрерывного обеспечения и оптимизации хранения необходимых материалов и товаров;
- оптимизация сроков проведения и показатель экономии средств при плановом текущем ремонте и переоснащении номерного фонда, реконструкции здания и ремонта коммуникаций, а также при проведении технического переоснащения.
По данным направлениям можно разработать соответствующие показатели, измеряющиеся в финансовом и временном выражении за отчетный период. Эффективность будет выражаться в сравнительных единицах или процентном отношении [4].
Слаженность и четкость работы гостиничной организации как единого механизма во многом зависит от обоснованности и правильности ее организационной структуры, которая влияет на большинство показателей деятельности. Качество и оперативность оказания услуг гостям опирается на отлаженный механизм их предоставления. При определении организационной структуры гостиничной организации необходимо учитывать, что она должна отражать основное содержание деятельности, обеспечивать функциональную целесообразность управленческих звеньев, при условии их (звеньев) минимизации, а также минимизации количества персонала в гостинице. При этом немаловажно правильное распределение функциональных обязанностей между сотрудниками, а также подбор квалифицированного персонала, который смог бы качественно предоставить услуги гостям. Кроме того, организационная структура гостиничной организации должна обладать способностью реагировать и адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что особенно актуально в настоящее время. Также организационная структура гостиницы должна способствовать минимизации издержек, как на деятельность организации в целом, так и на управленческий аппарат в частности.
Большинство гостиничных организаций придерживается линейно-функциональной структуры управления, которая наиболее полно отвечает сути деятельности гостиничного комплекса.
Введение в деятельность гостиничных организаций новых технологий привело к сокращению количества работников индустрии гостеприимства, имеющих соответствующие знания и навыки. Также это наложило отпечаток на технологические процессы функционирования гостиничных комплексов, сделав их менее трудоемкими и более быстрыми, что позволило значительно повысить качество оказываемых гостям услуг. Однако, данный факт обуславливает повышение уровня требований к сотрудникам гостиниц, что значительно усложняет процесс подбора гостиничных кадров, особенно для малых гостиниц, имеющих ограниченный штат и нуждающихся в специалистах широкого профиля практических на всех уровнях на всех должностях.
Отельного внимания заслуживают новые технологии управления гостиничными организациями, основанные на развитии информационных техноло-
гий и позволяющие произвести прямую интеграцию с локальными и международными каналами продаж (например, системы «Epitome PMS» и «HIS Core»).
Также ведутся разработки и внедряются системы высокоскоростного доступа в Интернет и мобильной телефонии. Данные автоматизированные системы позволяют гостиницам оперативно предлагать клиентам постоянно расширяющийся набор инновационных услуг, наладить более эффективное использование людских ресурсов, а также четко контролировать работу всех гостиничных служб. Это, в свою очередь, повышает лояльность гостей и помогает создать устойчивую клиентскую базу, что ведет к высокой заполняе-мости гостиницы и снижении капитальных затрат и операционных расходов.
Управление комплексом услуг гостиничных организаций также является одним из перспективных направлений повышения конкурентоспособности. Создание новых дополнительных услуг в гостинице демонстрирует прогрессивный характер ее развития. При этом практика показывает, что процесс создания и внедрения новых гостиничных услуг - это творческий процесс, сопряженный с анализом большого количества факторов и требующий определенных средств на его реализацию. Создание новой услуги реализуется через непрерывный процесс, то есть выпуск на рынок нового продукта не означает прекращения работ по созданию очередного. Также постоянно должен проводиться анализ рентабельности комплекса услуг и отдельных услуг и, при необходимости, приниматься решение о выводе того или иной услуги из ассортимента. Однако, при выводе услуги из ассортимента гостиница должна иметь ей замену, если она не хочет отдавать сегмент рынка по данной услуге) своим конкурентам. Примерами успешного внедрения различными гостиницами новых услуг могут служить организация междугородней связи через Интернет, использование информационной инфраструктуры для оборудования номеров (индивидуально регулируемые кондиционеры, телефоны, высокоскоростной доступ в Интернет, спутниковое телевидение, современные средства обеспечения безопасности), регистрация на рейс и получение посадочного талона непосредственно в отеле, беспроводная связь с обслуживающим персоналом, оборудование гостиничных номеров модернизированными развлекательными системами и др.
Социальное направление повышения конкурентоспособности гостиничных организаций включает в себя повышение качества услуг и обслуживания, создание системы мотивации персонала и корпоративной культуры, ориентацию всего процесса оказания услуг и работы на гостя.
Качеству оказываемых услуг и обслуживания уделяется особое внимание во всех гостиничных организациях. Для определения степени удовлетворенности гостей постоянно проводится анкетирование, данные группируются, анализируются, и на их основе делаются изменения, направленные на повышение качества. Система управления качеством в гостинице должна включать:
- эффективное управление гостиничной организацией на основе маркетинговых технологий;
- внедрение отраслевых стандартов качества;
- разработку и внедрение внутренних стандартов гостиничных организаций, включающих технологии производственных процессов;
- создание корпоративной культуры;
- применение квалификационных требований к работникам;
- введение нормирования труда;
- наличие эффективной мотивации персонала.
Практический мировой опыт разработки систем классификации гостиничных организаций показывает, что число характеризующих качество параметров составляет несколько сот единиц. Наличие сформулированной политики гостиницы в области качества относится к обязательным требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и новой версии МС ИСО 9000:2000. Управление качеством гостиничных услуг должно подразумевать восприятие качества, как непрерывного процесса, направленного на удовлетворение потребностей гостей. Такой подход к качеству должен быть частью корпоративной культуры гостиничной организации.
Создание корпоративной культуры гостиничной организации тесно связано как с процессом повышения качества оказываемых услуг и обслуживания, так и с мотивацией персонала. Увеличивая лояльность персонала гостиничной организации, руководство гостиницы получает сотрудников, которые умеют и хотят оказывать услуги гостям, что положительно сказывается на уровне качества и, в конечном итоге, на загрузке и прибыли. Ориентация на гостя, на максимальное удовлетворение его потребностей, достижение конкурентных преимуществ,является залогом успешного функционирования гостиничной организации [5].
Таблица 1
Внутренние и внешние перспективные направления повышения конкурентоспособности гостиничных организаций
Тип Направление Комплекс действий
Внутренние экономическое улучшение качества материально-технической базы
оптимизация организационной структуры
оптимизация технологических процессов
управление комплексом услуг
социальное повышение качества услуг и обслуживания
создание корпоративной культуры
создание системы мотивации персонала
ориентация на гостя
Внешние организационное создание гостиничных сетей
диверсификация бизнеса
Рассмотренные направления повышения конкурентоспособности можно отнести к внутренним, то есть проводящимся «внутри» гостиничной организации, затрагивающим ее внутренние бизнес-процессы и бизнес-области. Кроме «внутренних» к перспективным направлениям повышения конкурентоспособности гостиничных организаций предлагается отнести «внеш-
ние» направления, в которых гостиничная организация является лишь составной частью процесса (табл. 1).
К таким «внешним» перспективным направлениям можно отнести создание гостиничных сетей и диверсификацию бизнеса.
В условиях постоянного укрупнения гостиничных организаций, все большее количество независимых гостиниц переходят под управление внешними компаниями или принимают один из известных гостиничных брендов. В последние несколько лет растет число российских управляющих компаний, работающих на основании российских законодательных актов и хорошо ориентирующихся в российских условиях. Среди них можно назвать сеть «Редиссон», «Президент-отель», «Амакс Гранд Хотелс», сеть отелей «Ге-лиопарк», «Интурист хотелз групп» и много других.
Таким образом, перспективные направления повышения конкурентоспособности гостиничных организаций можно разделить на «внутренние», действующие в пределах одной гостиницы, и «внешние», для которых гостиница является необходимой, но лишь составной частью. Оптимальным вариантом для гостиничной организации являлось бы одновременное применение как «внутренних» так и «внешних» перспективных направлений повышения конкурентоспособности.
Список литературы:
1. Балашова Е.А. Гостиничный бизнес: как достичь безупречного сервиса. - М.: Вершина, 2007. - 205 с.
2. Иванов В.В., Волов А.Б. Гостиничный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 384 с. - (Национальные проекты).
3. Конкурентоспособность гостиничных предприятий: учебно-методическое пособие. - М.: ГАО «Москва», 2006. - 100 с.
4. Новицкий А.Г. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса. - 2005.
5. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Е. Портер; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 715 с.
ФАРФОРО-ФАЯНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ
РЕШЕНИЯ
© Кирилова Г.А.*
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Фарфоро-фаянсовая промышленность - отрасль легкой промышленности, которая в России в настоящее время испытывает не лучшие вре-
* Аспирант кафедры Денежного обращения и кредита.