Научная статья на тему 'Перспективные направления подготовки военных кадров для работы с верующими военнослужащими в Вооруженных силах России'

Перспективные направления подготовки военных кадров для работы с верующими военнослужащими в Вооруженных силах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОФИЦЕРЫ / НОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБСТАНОВКА / ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА / КОНФЕССИИ / ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления подготовки военных кадров для работы с верующими военнослужащими в Вооруженных силах России»

Библиографический список

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Р/нД: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 480 с.

2. Александрович Е., Чабала Ч. Методологические проблемы изучения психотерапии // 3-й Международный симпозиум социалистических стран по психотерапии. - Л., 1979. -С. 5-7.

3. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности / А.К. Бело-усова. - Р/нД.: Изд-во РГПУ. - 2002. - 360 с.

4. Белоусова А.К., Гринько А.А. Личностные оценки как проявление смысловых установок в процессах мышления о другом человеке / А.К. Белоусова, А.А. Гринько. // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - Р/нД: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. - № 11. - С. 129-136.

5. Белоусова А.К., Суроедова Е.А. Стратегии смыслопередачи студентов в процессах общения / А.К. Белоусова, Е.А. Суроедова // Известия ЮФУ. Педагогические науки. -Р/нД: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. - № 10. - С. 111-120.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: ЕЕ-медиа, 2012. - 453 с.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

8. Зинченко В.П. Алексей Николаевич Леонтьев: от генезиса ощущений к образу мира // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / сост. Т.Г. Щедрина, Б. Мещеряков; науч. ред. Т. Г. Щедрина. - М.: РОССПЭН, 2011. - С. 341-352.

9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск: Издательство Томского университета, 2000. - 154 с.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

В.П. Иванов

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ВЕРУЮЩИМИ ВОЕННОСЛУжАЩИМИ В вооруженных СИЛАХ РОССИИ

Ключевые слова: офицеры, новая религиозная обстановка, основы вероучения и культа, конфессии, военные учебные заведения, военное духовенство.

Новая идеология относительно религиозных взглядов граждан в нашей стране и в Вооруженных силах России, сложившаяся в постсоветское время, привела к росту числа верующих в армии и на флоте. Если в конце 80-х годов прошлого столетия число верующих в армии и на флоте составляло менее 1 %, то в настоящее время число верующих военнослужащих составляет 72 % [8, с. 6]. Новая религиозная ситуация выявила ряд проблем, к появлению которых современная армия оказалась не готова. К числу таковых, например, можно отнести неготовность офицеров в своем большинстве осуществлять воспитательную работу с верующими военнослужащими и взаимодействовать с военным духовенством, недостаточную подготовленность военного духовенства к работе с личным составом в условиях воинской службы и др.

Исследования показывают, что большинство офицеров не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторон-

© Иванов В.П., 2013

ников, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении воинской службы, требований российского законодательства в области свободы совести и другие вопросы. «Еще одна нерешенная проблема, - отметил в своей работе Б.М. Лукичев [4] - и пока по настоящему и нерешаемая - отношение командиров к присутствию священников в армии. Многие командиры - люди верующие, но и такие порой не готовы взаимодействовать со священнослужителями». Об этом же говорят и материалы социологических исследований. Так, при опросе военных священников о сложностях, возникающих в процессе повседневной деятельности, каждый четвертый (25 %) указал на непонимание проблемы со стороны командиров (начальников), еще 15 % экспертов заявили о низком духовно-педагогическом уровне офицерского состава, столько же (15 %) отметили общее принижение значимости роли богослужений, 11 % респондентов указали на формально деловой характер отношений между командирами и военными священниками [6, с. 129]. Сложность в оптимизации военно-конфессиональных отношений, очевидно, во многом определена новизной этих отношений, отсутствием религиоведческой культуры у офицерского состава, несовершенством государственного законодательства, а порой и атеистической позицией отдельных командиров и начальников. По мнению экспертов, участвовавших в социологическом исследовании, «современное поколение офицерского состава Вооруженных сил недостаточно или слабо представляют себе особенности религиозных конфессий... Только 10 % экспертов отметили, что командир и его помощник по работе с личным составом стараются посещать каждое богослужение, еще 43 % заявили, что это происходит по большим религиозным праздникам, а 14 % указали, что такого не происходит никогда» [6, с. 129].

Решение перечисленных проблем лежит в большинстве своем в плоскости теоретической и практической подготовки офицеров и помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими, в качестве которых выступают военные священники. Только хорошо подготовленные в религиоведческом отношении военные кадры и подготовленные в военном отношении священники способны понять суть происходящих перемен и на научной основе построить весь воспитательный процесс с верующими военнослужащими. Главная роль в воспитательной работе с верующими военнослужащими по праву принадлежит командирам всех степеней, офицерам воспитательных структур, а также помощникам командиров частей по работе с верующими военнослужащими (далее - военные священники). Эти должностные лица являются проводниками политики и государственной идеологии в войсках, носителями государственного патриотизма, ценнейших боевых традиций, огромного войскового опыта, специального образования в области православной религии (военные священники). Офицеры организуют повседневную службу подчиненных, воспитание военнослужащих, обеспечивают в частях и подразделениях уставной порядок, руководят воинскими коллективами. Все эти вопросы являются составными элементами воспитательного процесса и оказывают прямое или косвенное воздействие на боеготовность и боеспособность частей и подразделений Вооруженных сил Российской Федерации. Основными задачами военных священников являются: оказание помощи командирам в организации воспитательного процесса с верующими военнослужащими; «организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооруженных сил Российской Федерации; организация и проведение духовно-просветительской работы; участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию; участие в работе по укреплению правопорядка и

воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий» [8, с. 147].

Некоторые военные руководители считают, что воспитанием верующих военнослужащих должны заниматься только военные священники, что, очевидно, ошибочно. Для повышения эффективности воспитательной работы с верующими военнослужащими в этом процессе должны участвовать все категории воспитателей, и прежде всего, офицеры. В современных условиях военный руководитель обязан обладать определенным объемом религиоведческих знаний, уметь строить свою работу с верующими военнослужащими различных национальностей и религиозных конфессий. Отсутствие полноценной системы религиоведческой подготовки ведет к недопониманию важности воспитательной работы с верующими военнослужащими, может привести к невольному оскорблению как религиозных чувств подчиненных, так и их мировоззренческих принципов. На усиление религиоведческой подготовки офицерского состава и организации воспитательной работы с верующими военнослужащими нацеливают и приказы министра обороны Российской Федерации [7].

Очевидно, что проблема подготовки военных кадров к работе с верующими является одной из актуальных проблем, поставленных временем. К содержанию подготовки офицерских кадров следует отнести:

- теоретическую подготовку офицеров к взаимодействию с религиозными организациями и их представителями. Это направление может быть названо религиоведческим и включать преподавание истории и вероучительных основ традиционных религий России;

- практическую подготовку офицеров к работе с верующими военнослужащими. Это военно-конфессиональное направление работы, включающее ту же тематику, что и военно-пастырское направление подготовки военных священнослужителей. Реализация содержания подготовки будет во многом зависеть от возможности включения такой подготовки в систему военного образования.

Решение задачи подготовки офицерских кадров к работе с верующими в армии и на флоте, возможно по следующим направлениям. Главное - осуществление религиоведческой подготовки курсантов военных училищ и офицеров в военных академиях. В содержании обучения курсантов в военных училищах и офицеров в военных академиях больших изменений не происходит. Они по-прежнему изучают дисциплины, которые можно объединить в два больших блока. Первый блок - это специальные военные дисциплины. На них отводится примерно 80 % всего учебного времени. Второй блок - это комплекс социально-экономических и гуманитарных дисциплин, объем которых составляет 20% учебного времени. В прямой постановке специальная тема включена только в один курс - курс политологии. В рамках этой учебной дисциплины в течение двух часов рассматривается проблема религиозного фактора в системе военно-политических отношений. В Военном университете религиоведческие проблемы изучаются на кафедре философии и религиоведения, частично на кафедрах педагогики и социологии. Командование и профессорско-преподавательский состав ряда военных учебных заведений осуществляют дополнительную подготовку курсантов путем введения факультативных занятий по «Основам православной культуры». Однако такие «инициативы вузов носят несистемный характер и направлены больше на духовное воспитание курсантов, чем на подготовку к воспитательной работе с верующими военнослужащими» [10, с. 17].

При изучении дисциплин философии в военных академиях вопросы религии и религиозной веры частично раскрываются в темах, посвященных изучению общественного

сознания, духовного мира личности и общества. Так, в Военной академии Генерального штаба «будущие руководители военных округов, главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба России в течение двух лет изучают только две темы, связанные с религиозной тематикой. В ходе одной из них рассматривается религиозный фактор в системе национальной безопасности, другая тема посвящена анализу межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Для чтения первой из указанных тем руководство Академии обычно приглашает председателя синодального отдела протоиерея Дмитрия Смирнова или других сотрудников отдела. Эти занятия вызывают неизменный интерес у слушателей, однако такой объем подготовки современного военного руководителя представляется совершенно недостаточным» [9]. На недостаточность религиоведческого образования в обществе указывают и ведущие ученые в области религиоведения: «если определенная система религиозного образования у нас существует», - пишет группа ученых, - «то религиоведческое образование находится пока в стадии становления и представлено лишь небольшим числом кафедр религиоведения в отдельных вузах и факультативными курсами религиоведческих дисциплин в незначительном числе общеобразовательных школ» [8, с. 132].

В современных условиях офицеры должны обладать знаниями, позволяющими свободно ориентироваться в религиозной обстановке, в вероисповедных особенностях подчиненных, уметь грамотно организовывать работу с верующими военнослужащими в тесном контакте со своими помощниками - представителями штатного военного духовенства. Именно в этих целях в систему военного образования также должны быть внесены соответствующие дополнения. В учебных программах курсантов и офицеров в военных училищах и академиях должны быть предусмотрены разделы, учебные модули, а в перспективе и специальные дисциплины религиоведческого содержания. Военная секция XIX Международных Рождественских образовательных чтений по предложению А.И Суровцева внесла в резолюцию следующие рекомендации.

1. Дополнить образовательные программы военных учебных заведений, а также курсов переподготовки и повышения квалификации специальными темами и разделами учебных дисциплин, которые позволили бы командирам, начальникам и другим должностным лицам Вооруженных сил Российской Федерации овладеть основами работы со священнослужителями и верующими военнослужащими.

2. В области подготовки военных священнослужителей разработать соответствующие стандарты знаний, умений и навыков, которыми должны владеть кандидаты на замещение штатных должностей в структурах военного духовенства. Реализацию этих стандартов осуществлять совместными усилиями министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) и религиозных организаций, имеющих своих представителей в штате военного духовенства [9].

Религиоведческая подготовка военных кадров к работе с верующими военнослужащими может осуществляться на следующих уровнях. Первый уровень - в ходе обучения курсантов в военных учебных заведениях. «Религиоведение» как учебная дисциплины военных учебных заведений Департаментом военного образования МО РФ должно быть включено в программу подготовки курсантов в соответствии с Государственным образовательным стандартом № 031801. Предметом Религиоведения должны быть закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Курсанты должны иметь представление о том, как организовать воспитательную работу с верующими различных конфессий, знать основные элементы системы этой работы.

Второй уровень - в ходе командирской учебы. В планах командирской подготовки необходимо включить тему, связанную с практической направленностью религиоведческих знаний, полученных в годы учебы в высших военных заведениях. Эта тема может быть названа следующим образом: «Особенности организации и содержания воспитательной работы с верующими военнослужащими». К проведению занятий по этой теме могут привлекаться как представители отделов по работе с верующими военнослужащими, так и подготовленные офицеры воспитательных структур воинской части и, прежде всего, заместитель командира части по воспитательной работе. Важное место в подготовке офицеров на втором уровне должно быть уделено правовой культуре офицера в области законодательства о свободе совести. Это относится к изучению соответствующих положений Конституции РФ, Федеральных законов № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях», № 76-ФЗ от 27 мая 1998 «О статусе военнослужащих», № 136-Ф3 от 29 июня 2013 «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» и других правовых документов.

В ходе командирской учебы важно научить офицеров правильно, на научной основе осуществлять планирование своей воспитательной работы с верующими военнослужащими. Планирование повседневной деятельности - это функция управления, состоящая в определении целей и задач на определенный период времени и ранжирования их по степени влияния на поддержание боевой готовности и морально-психологического состояния личного состава. В эту функцию входит также разработка сбалансированных по необходимым затратам, имеющимся возможностям и ресурсам планов действий для достижения поставленных целей и задач, а также распределение ответственности за их исполнение.

Важным направлением командирской учебы в области воспитательной деятельности с верующими военнослужащими является обучение комплексной оценки религиозной обстановки и определение ее влияние на выполнение задач, стоящих перед воинской частью. Комплексная оценка религиозной обстановки прежде всего включает в себя оценку уровня религиозности личного состава и духовно-нравственной составляющей морально-психологического состояния воинского коллектива. Кроме этого требуется общая оценка религиозной ситуации в местах дислокации войск (сил) и ее влияния на выполнение задач в мирное время и в особый период.

Третий уровень - обучение офицерского состава в военных академиях. Нормативную базу обучения офицеров в военных академиях составляют Федеральные законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 № 125-ФЗ) и «Об образовании» (11 июня 2013 № 273-Ф3). Дисциплины религиоведческого характера здесь должны основываться на имеющемся у офицеров фундаменте религиоведческих знаний и опыте работы с верующими военнослужащими и должны носить углубленный теоретический и практический характер. К таким дисциплинам следует отнести: «История военного и морского духовенства России», «Религиозный фактор в современных международных отношениях», «Религиозный экстремизм и терроризм», «Отношение религиозных конфессий к проблемам войны, мира и воинской службе», «Международные законодательные акты в области религии и свободы совести», «Теория и практика организации воспитательной работы с верующими военнослужащими» и др.

Четвертым уровнем подготовки офицеров является их религиозное просвещение со стороны помощников командиров по работе с верующими военнослужащими (военными священниками). В докладе статс-секретаря заместителя министра обороны РФ Н.А. Панкова на сборах штатных сотрудников органов по работе с верующими военнос-

лужащими, отмечалось: «Руководство Минобороны ожидает, что с приходом в воинский коллектив помощник командира по работе с верующими военнослужащими будет активно организовывать духовное просвещение, принимать участие в патриотическом и нравственном воспитании военнослужащих, в социальной и досуговой работе» [5, с. 9].

Сейчас многие офицеры воспринимают религию и религиозную веру как пережиток прошлого и не имеют правильного, именно православного миропонимания, знания религии и веры. Религиозное просвещение призвано показать сущность православия с точки зрения его понимания верующими людьми. «Отсутствие просвещения, - отмечает церковное издание, - оставляет большой простор для разного рода суеверий. Если хорошенько порасспрашивать наших прихожан об их вере, то услышим великое множество несуразиц, нелепостей и попросту ересей. И когда люди, переступив порог храма, встречаются с таким «христианством», то, пожалуй, можно понять, почему затем остаются немногие» [3]. Религиозный ликбез с точки зрения Русской православной церкви - это, по существу, внедрение в общественное сознание определенного набора основных сведений о православном вероучении, формирование некоторых навыков, дающих населению ясное представление о религиозной вере, целях православия и церкви, их значении в жизни человека.

Военный священник как подготовленный профессионал в области религии и религиозного культа может осуществлять религиозное просвещение военнослужащих. Не занимаясь прозелетизмом, разъясняя наиболее сложные и спорные вопросы, военный священник может показать верующего человека как бы изнутри, а следовательно, помочь офицерам составить правильное представление о верующем военнослужащем. К вопросам для разъяснения офицерам можно отнести: «Православное понимание личности», «Понятия нравственность и духовность в рамках православной традиции», «Смысл духовно-нравственного становления человека в православной педагогике», «Символ веры вообще и его происхождение», «О сущности религиозных таинств» и др.

Важным элементом системы религиоведческой подготовки офицерского состава для работы с верующими военнослужащими является результат этой подготовки. Интегральным критерием степени соответствия уровня подготовки офицеров к качественному решению воспитательных задач с верующими военнослужащими является их умение правильно осуществлять эту работу. В качестве частных критериев можно использовать критерии, предложенные Д.В. Шутько: мотивационно-целевые, содержательно-организационные и результативно-деятельностные [10, с. 19].

Таким образом, можно выделить следующие основные пути подготовки офицерских кадров к работе с верующими военнослужащими в новой религиозной обстановке в ВС РФ: осуществление широкого религиоведческого образования военных кадров в военно-учебных заведениях; освоение теории и практики воспитательной работы в ходе командирской подготовки и повседневной службы; организация религиозного просвещения офицеров со стороны военного духовенства и религиоведческое самосовершенствование офицерского состава в ходе работы над собой.

Библиографический список

1. Алехин И.А. Становление и развитие правовой подготовки в высшей военной школе России в XVIII-XIX вв. // Право и образование. - 2004. - № 3.

2. Зуев Ю.П., Кудрина Т.А., Лопаткин Р.А., Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Развитие религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреж-

дениях Российской Федерации // Кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС. - М., 2009.

3. Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liturgin.orthodoxy.ru/kaknambystro.htm

4. Лукичев Б.М. Солдат нуждается в поддержке // Красная Звезда. 3 февр. 2012.

5. Панков Н.А. Об актуальных задачах возрождения института военного духовенства Вооруженных сил Российской Федерации // Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации / Управление по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Во-оружейных сил Российской Федерации. - М., 2012. - С. 9.

6. Певень Л.В. Особенности функционирования института военных священников на современном этапе строительства Вооруженных сил Российской Федерации // Сб. материалов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации. -М., 2012.

7. Приказы Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11.03.2004 года «Об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации» и № 79 от 28.02.2005 года «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации».

8. Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации / Управление по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2012.

9. Суровцев А.И. Основные направления подготовки военных священнослужителей и офицерского состава Вооруженных силах Российской Федерации к работе с верующими военнослужащими [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kapellan.ru/chto-dolzhen-znat-voennyj-svyashhennik.html.15.08.2013

10. Шутько Д.В. Совершенствование подготовки курсантов военных вузов к воспитательной работе с верующими военнослужащими: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

Ш.О. Исмаилов М.К. Билалов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ шКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: образовательная среда, безопасное поведение, культура безопасного поведения школьников, педагогическое проектирование, условия функционирования образовательной среды.

Изменения в современном обществе, связанные с ростом потребности в безопасности личности, увеличением опасности и угроз во всех сферах жизнедеятельности, актуализирует проблему готовности и способности субъекта комфортно чувствовать себя во взаимоотношениях с окружающим миром. В этих условиях важной задачей профессионального образования становится подготовка выпускника к использованию комплекса знаний и умений по безопасному поведению, способам жизнедеятельности в условиях

© Исмаилов Ш.О., Билалов М.К., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.