Научная статья на тему 'Перспективные линии развития педагогического знания на основе межполушарной асимметрии головного мозга в связи с проблемой творчества'

Перспективные линии развития педагогического знания на основе межполушарной асимметрии головного мозга в связи с проблемой творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Т. М.

В связи с инновационными процессами, происходящими в обществе, проблема творческого развития личности становится центральной. Однако все современные образовательные подходы ориентированы преимущественно на работу левого полушария головного мозга. На взгляд автора необходим синтез образовательных технологий и методик, позволяющих обеспечивать положительное взаимодействие обоих полушарий при всех видах латеральности, что и позволит максимально задействовать творческий потенциал обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные линии развития педагогического знания на основе межполушарной асимметрии головного мозга в связи с проблемой творчества»

Таким образом, мы приходим к следующему пониманию информационной культуры в процессе решения математических задач.

Процесс формирования информационной культуры определяется четырьмя сложными совокупными действиями: извлекать информацию из условия и требования задачи; привлекать эвристическую информацию и оперировать полученной информацией; систематизировать и классифицировать знания, умение осуществлять последовательности логических шагов; передача информации для дальнейшего использования в решении задач.

Изучение различных компонентов описанной выше структуры показывает, что информационная культура проявляется на этапе активного усвоения знаний, способствует углублению изучаемых зависимостей, объединению разделов одной темы, охватывает несколько тем.

Мы рассмотрели ряд теоретических вопросов, связанных с процессом развития информационной культуры в контексте математической задачи.

Формирование действий, адекватных рассматриваемому процессу, требует разработки специальной методики обучения студентов работе с задачей с целью формирования информационной культуры.

Список литературы:

1. Ильясов. И.И. Система эвристических приемов решения задач. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. - 140 с.

2. Нильсон Н. Искусственный интеллект. Методы поиска решений / Пер. с анг. - М.: Мир 1973. - 270 с.

3. Пойа Д. Как решить задачу. - М.: Учпедгиз, 1967. - 207 с.

4. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математике. - Саранск: «Красный Октябрь», 2001. - 135 с.

5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов и преподавателей высших учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 217 с.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ТВОРЧЕСТВА

© Матвеева Т.М.*

Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва

В связи с инновационными процессами, происходящими в обществе, проблема творческого развития личности становится центральной. Од-

* Доцент кафедры Технологий и профессионального образования, кандидат педагогических наук.

нако все современные образовательные подходы ориентированы преимущественно на работу левого полушария головного мозга. На взгляд автора необходим синтез образовательных технологий и методик, позволяющих обеспечивать положительное взаимодействие обоих полушарий при всех видах латеральности, что и позволит максимально задействовать творческий потенциал обучающихся.

В настоящее время педагогическая наука находится на новом этапе развития, что требует переосмысления. Это связано, во-первых, с накоплением значительного массива качественно новой информации, меняющей традиционные взгляды на педагогический процесс и в силу этого предполагающей концептуально иные решения. На смену авторитарной педагогике с возникновением в российском обществе перестроечных процессов пришли принципы гуманистической педагогики, которые во главу угла поставили, прежде всего, развитие личности самого ученика, а не изучение предметного мира. Эта смена в целях обучения и образования повлекла за собой целый ряд последствий, которые в обобщенном виде представлены в табл. 1.

Во-вторых, возникла потребность в более широком взгляде, - в более общей исходной информации, привлечении новых, более современных методов логического основания, обеспечивающих в совокупности более объективную картину рассматриваемых явлений и создании условий для органичного включения нового научно-педагогического знания в контекст существующего. И, в-третьих, переосмысление позволяет по новому взглянуть в будущее, на предстоящие процессы, спрогнозировать их и определить перспективные линии развития научно-педагогического знания.

Инновационные процессы в образовании, в обществе, а также тенденции развития самой науки, характер разрешения ее внутренних противоречий обусловливают значительные изменения, которые претерпевает современная педагогическая наука, и дидактика, в частности.

Какие же изменения переживает современное мировое сообщество? Оно сейчас находится в процессе перехода от социально-экономической модели, основанной на мышлении, навязываемым информационным обществом, мышлении логическом, последовательном, компьютерном, к новой социально-экономической модели, основанной на творческом, эм-патическом и глобальном мышлении, которого требует от нас новое время.

Если ранее миром правили люди с определенным устройством сознания, такие как: программисты, умеющие писать коды; адвокаты, составляющие контракты; специалисты, умеющие оперировать астрономическими числами, то сейчас наступает время людей совершенно иного склада, с другим типом сознания - способных к творчеству, эмпатии, умеющих чувствовать нюансы человеческого взаимодействия, находить ресурсы для оптимизма внутри себя и передавать его окружающим; умеющих выхо-

дить за пределы повседневного в поисках смысла и предназначении жизни, способных распознавать образы и порождать мысли; умеющих улавливать закономерности и возможные варианты, комбинировать несвязанные на первый взгляд понятия в нечто новое. Изобретатели и художники, дизайнеры и рассказчики, все те, кто умеет сострадать и тех, кто способен глобально мыслить.

Таблица 1

Сравнение традиционных и современных подходов в образовании

Основные характеристики учебного процесса Традиционные методы Современные методы

Главный объект изучения Предметный мир Духовный мир человека

Цели обучения Освоение учащимся умений, знаний и навыков в области искусства Развитие чувств и через них - личности учащегося

Характер отношений с изучаемым миром Субъект-объективные Субъект-субъектные

Приоритет отношения к предмету Теоретический Духовно-практический

Главное средство познания Мышление Интуиция

Особенности задействованного мышления Понятийное, связанное с изучением теории и истории искусства Художественное, связанное с изучением эмоций и чувств

Результат обучения Владение знаниями, умениями, навыками Понимание, что все образовательные продукты отражают содержание внутреннего мира человека

Форма подачи учебного материала Монолог учителя Диалог учителя и ученика, диалог учеников

Форма взаимодействия учителя и учащихся Преобладают фронтальные методы работы Преобладают групповые и индивидуальные методы работы

Характер поощрения в процессе обучения Поощряется традиционный подход в решении образовательных задач Приветствуется новаторский подход в решении образовательных задач

Преимущественный вид творчества Репродуктивный Продуктивный

Отношение к самостоятельному творчеству учащихся Не поощряются личностный подход и самовыражение Поощряются самовыражение и личностный подход

Сегодня уже недостаточно левополушарных качеств, характерных для предыдущей эры и определявших жизнь в информационном обществе. Необходимы правополушарные качества, к которым ранее относились не очень серьезно: умение изобретать, сочувствовать, веселиться, искать смысл жизни. Эти качества все сильнее начинают влиять на конечный результат. И для того чтобы добиться профессионального успеха и личностной самореализации, необходимо развивать новое целостное сознание на основе положительного взаимодействия левого и правого полушарий.

Изобилие, наступившее в развитых странах, привело к парадоксальному результату: триумф Л-ориентированного мышления снизил его цен-

ность и сделал актуальными способности менее рациональные и в большей степени П-ориентированные: красоту, духовность и эмоции (эмоциональный интеллект).

В ХХ веке машины доказали, что могут заменить человеческие мускулы. В настоящее время новые технологии доказали, что могут выполнить функции левого полушария человеческого мозга. Том Питерс назвал компьютерные программы «удлинителем разума». Любые алгоритмизированные задания может выполнить компьютер. Работа многих профессионалов подвергается автоматизации. Компьютеры способны обрабатывать бинарную логику алгоритмом с огромной скоростью и точностью.

Обозначим три фактора в пользу П-ориетированного мышления:

1. изобилие, удовлетворившее материальные потребности миллионов людей в развитых странах, повысило спрос на прекрасное и эмоционально-насыщенное, активизировало поиски смысла жизни;

2. азия в XXI веке начинает брать на себя большую долю рутинной «беловоротничковой» работы и делает ее дешевле, что заставляет работников знания развитых стран развивать в себе способности, которые невозможно вывести в оффшоры;

3. на нынешнее поколение «белых воротничков» автоматизация влияет так же, как и на предшествующее поколение «синих воротничков», заставляя специалистов с Л-ориентированным мышление учиться делать то, что компьютер не сможет сделать лучше, быстрее и дешевле [2].

Отсюда появляется потребность в качественно новой образовательной услуге, в достижении новых образовательных результатов.

В образовании в XXI веке необходимо развивать творчество и критическое мышление (ЮНЕСКО). Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. В образовании необходимо гармонично развивать все способности человека как на вербальном уровне при помощи слов, так и на невербальном уровне при помощи интонации, красок, мимики, жестов и движения.

Гуманистическая психология утверждает, что первоисточником и главным двигателем творчества является глубоко укорененная в человеке потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации всех тех сил, которые заложены в нем самой природой. А это возможно через творчество. От новых поколений историческое развитие требует постоянного повышения потенциала, гибкости, широты и оригинальности мышления, способности и умения рассматривать проблемные ситуации с разных позиций и точек зрения, чувствовать, какой именно вариант из потенциальных наиболее эффективен в данном месте и в данное время.

В процесс обучения необходимо включать учебные задачи, активизирующие правое полушарие. Это положение убедительно доказала Т.Л. Пав-

лова на основе анализа опыта работы школ по системе В.В. Давыдова. Академик Давыдов высоко оценил работу Павловой на тему: «Взаимосвязь перцептивной и мыслительной деятельности младших школьников в различных условиях обучения» [1].

Ремеева А.Ф. в исследовании индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности подростков, обусловленных функциональной ассиметрией мозга, и процесса обучения разделила испытуемых на аудиалов, чаще относящихся к левополушарным людям, визуалов и киннестетиков, чаще всего являющихся правополушарными. В общей образовательной школе в числе наиболее успевающих ею выявлены ау-диалы. Это связано с тем, что обучение у нас в средних и старших классах традиционно ориентировано, как и в западных странах, на преимущественное развитие словесно-логической памяти и словесно-логического мышления. В средней школе, в основном, идет развитие левого полушария, необходимое для людей научных и технических профессий. Второе место по успеваемости в школе занимают визуалы, а последнее - киннестетики [3].

Существующие методики обучения в общеобразовательной школе не очень эффективны для тех учеников (визуалов), которые выбирают художественную профессию, и для киннестетиков, познающих все непосредственно и преимущественно во внешней деятельности. Плохо успевающие школьники - это чаще всего те, кто по своей природе мало приспособлен к тому способу передачи усвоений знаний, который избран средней школой и одинаков для всех учащихся.

Школьные методики обучения рассчитаны, в основном, на левополу-шарных учеников. Смирнова Е.А. в своем исследовании межполушарной ассиметрии мозга и обучения иностранному языку в подростковом возрасте делает вывод, что левополушарные и правополушарные школьники нуждаются в различных технологиях обучения. Правополушарным обучающимся необходимы такие методы, как: интенсивные, натуральные, коммуникативные. А для левополушарных - аналитические, сознательно-сопоставительные. Однако использование интенсивных методик обучения способствует повышению успеваемости как у правополушарных, так и у левополушарных. Это свидетельствует о том, что не следует резко противопоставлять людей по виду доминирования полушарий, а необходимо обеспечивать положительное взаимодействие обоих полушарий при всех видах латеральности на основе использования современных инновационных образовательных технологий [4]. В педагогике данные технологии рассматриваются в связи с формированием готовности личности к быстро наступающим в обществе переменам на основе духовно-нравственного воспитания, развития творческих способностей и умения самообучаться.

Список литературы:

1. Павлова Т. Л. Закономерность перцептивной деятельности младших школьников и подростков // Психология подростка (к 100-летию со дня

рождения Н.Д. Левитова): Межвузовский сборник научных трудов (под ред. В .Г. Степанова и др.). - М.: Изд-во МПУ, 1993. - С. 62-83.

2. Пинк Д. Будущее за правым полушарием. Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления / Дэниел Пинк; [пер. с англ. Е.В. Кулешова]. - М.: РИПОЛ классик: Открытый мир, 2009.

3. Ремеева А.Ф. Индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности подростков, обусловленные функциональной асси-метрией мозга, и процесс обучения: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 1998.

4. Смирнова Е.А. Межполушарная ассиметрия мозга и обучение иностранному языку в подростковом возрасте: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Минин В.А.*

Поволжская государственная социально-гуманитарной академии,

г. Самара

В статье предложена к обсуждению проблема формирования этической компетентности студентов специальности «Прикладная информатика». Выдвинуто предположение, что решение этой задачи возможно в рамках курса «Этические основы профессиональной деятельности», который в вузах может читаться как в рамках национально-регионального компонента или как специальный курс.

Ситуации, порождаемые дефицитом ресурсов, возможностей или времени, ставят перед нами задачи с неоднозначным выбором: «Как сделать правильно? Как соблюсти интересы всех сторон? Как соотнести это с моим долгом?». Очень часто «на кону» стоят карьера, здоровье или жизни людей. И для каждой профессиональной области существую свои ситуации выбора, свои этические дилеммы.

Для решения подобных вопросов человечество разработало два традиционных направления: правовое и философско-этическое. Первое из них для разрешения проблемных ситуаций обязует нас пользоваться различными нормативными документами, регламентирующими те или иные поступ-

* Аспирант кафедры Информатики, прикладной математики и методики их преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.