Научная статья на тему 'Перспективность развития региональной модели досугового центра (хобби-центра) в условиях переходной экономики в Сибири'

Перспективность развития региональной модели досугового центра (хобби-центра) в условиях переходной экономики в Сибири Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верещагина Ирина Михайловна

Рассматривается необходимость разработки и внедрения функциональной модели досугового центра, которая учитывала бы все полифонию культурно-исторических особенностей региона и создавала условия для развития местной инициативы, творческого потенциала, способствующих сохранению и возрождению культурной самобытности народов сибирского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perspective of the regional leisure center (hobby center) development in the period of transitive economy in Siberia

One of the urgent development tendencies of social and cultural activity in Russia is differentiation of social cultural spheres according to variety of structural components that is ethnical, territorial and demographic ones. The article observes the necessity of the development and inculcation the model of leisure center (hobby center), which would take into account all the cultural and historical peculiarities of the region and provide the condition for development of local initiative, creative potential and cultural self-expression of aborigines of Siberia.

Текст научной работы на тему «Перспективность развития региональной модели досугового центра (хобби-центра) в условиях переходной экономики в Сибири»

№ 298

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Май

2007

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 374.28

И.М. Верещагина

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА (ХОББИ-ЦЕНТРА) В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В СИБИРИ

Рассматривается необходимость разработки и внедрения функциональной модели досугового центра, которая учитывала бы все полифонию культурно-исторических особенностей региона и создавала условия для развития местной инициативы, творческого потенциала, способствующих сохранению и возрождению культурной самобытности народов сибирского края.

В пространстве молодежного досуга в последнее время произошли значительные качественные изменения, которые повлекли за собой потерю приоритетов творчества и духовного развития, смещение акцентов на развлечение и пустое времяпрепровождение, ослабление позиций традиционных нравственных и культурных ценностей.

Вместе с тем обнаруживаются и положительные тенденции, связанные с формированием и распространением новых досуговых видов и форм, раскрывающих безграничные возможности личности в стремлении к самореализации, позволяющих подняться ей в творческом росте от потребителя духовных ценностей до их создателя.

Все это делает своевременным и важным изучение хобби (разного рода увлечения) в пространстве досуговой деятельности.

Являясь социальным и культурным феноменом, хобби служит прежде всего целям социализации, отражая особенности данного региона и данного народа. Таким образом, регионализм становится весьма актуальным в условиях переходной экономики в Сибири.

Переходный период - это преодоление крайностей, поиск промежуточных форм на основе компромиссных решений, поэтому совместить интересы экономики и культуры с интересами населения региона - коренная проблема переходного периода.

Неравномерность развития инфраструктуры территории, разнообразие демографических и образовательных различий обусловливают необходимость разработки региональной функциональной модели досуговой деятельности в виде досугового центра (в частности, хобби-центра).

Сама идея досугового центра зиждется на приоритетах демократизма, общественного самоуправления, инициативе и самодеятельности населения. Здесь максимально используются потенциальные возможности социальных институтов - семьи, трудового или учебного коллектива, жилой среды и т.д.

Тенденции осмысления феномена досуга определены его социальной значимостью и общественным характером.

В досуге исследователи выделяют несколько уровней [1. С. 48]:

- отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия, пассивный или включающий в себя разнообразную, специально подобранную физическую активность;

- развлечение, выполняющее роль психической разрядки, упражнения «недогружаемых» физических и духовных способностей, компенсирующее недостаток разнообразия в труде и в быту;

- просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;

- творчество, которое отвечает глубинной и универсальной потребности человека в самовыражении и преобразовании действительности в поиске, экспериментировании, познании окружающего мира;

- созерцание природы, освобождающее от мелких забот, эгоистических желаний, позволяющее возвыситься над «злобой дня» и углубиться в сущность вещей;

- праздник, связывающий прошлое с настоящим путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности и служащий для «смены времен», для обновления ценностных ориентаций в переломные моменты истории и индивидуальной жизни.

Все указанные уровни досуга тесно взаимосвязаны, и одни уровни досуга подготавливают почву для других или же служат их естественным завершением.

На специфику содержания досуга оказывают существенное влияние историко-культурная, социальная, национально-этническая принадлежность, культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности исследуемой группы, общности [2. С. 45-46].

Это вызывает необходимость создания специальных досуговых центров (хобби-центров), где была бы отражена прежде всего региональная специфика Сибири и Томской области в частности. Такой центр призван выполнять среди прочих две главные задачи:

- организовывать правильно досуг;

- прививать любовь к родному краю, народной культуре.

Традиционная сибирская ментальность имеет ряд особенностей. Согласно исследованиям Б.Е. Андюсева [3], утрата и приобретение многих стереотипов сибиряками влекло за собой изменение свойств социума. Так, оценка «упрям и хитер, как сибиряк» с позиций эмпатии выглядит позитивным итогом взаимодействия с факторами среды.

В картине мира сибирских крестьян выделяется роль личности как землепашца, оценки его нравственных и трудовых качеств.

Представления крестьян о свободе включало в себя комплекс экономических, политических, социальных,

духовных «возможностей». Архивные источники отмечают установки на защиту прав (в первую очередь, экономических), негативную реакцию сибиряков при покушении на честь и достоинство личности. Установки картины мира стереотипно реализовывались в многочисленных судебных исках крестьян.

Мы проанализировали представления о ценностной иерархии и структурных единицах членов патриархальной семьи, «предков», «практики старины» в картине мира.

Для сибирского сознания характерен высокий статус личности домохозяина-общинника, женщины-хозяйки. Ментальные представления о личности, семье, взаимоотношениях дуалистичны в совмещении рациональных и архетипных представлений и оценок. Так, например, знаковыми для сибиряка были установки чистоты дома и чистоты души человека из установок «сотворения мира» и нравственности: «Что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи».

Анализ стереотипов поведения доказывает наличие позитивных стереотипов-свойств во взаимоотношениях со «своими» («очесливый», «обиходный», «послухмян-ный»), установки уважения к личности, сохранения обоюдной «чести» участников диалога. Влияние установок этнических констант предопределяло стереотипы «угодливости, стремления откупиться», настороженности перед «чужими». «Умный» по-сибирски -«хитрый», но истинно умный человек - «ушлый и дошлый» [3. С. 63].

Традиционная сибирская этика носит общинный характер: «Община предстает в приговорах сходов XIX в. как “общество” и имеет все атрибуты системной единицы «микрокосма» [3. С. 87]. В данном образе заложены представления о целостной сфере жизнедеятельности корпорации «своих» на условиях взаи-мосогласования, честности и «добрых отношений». В правилах взаимоотношений членов общины отражались оценки корпоративности и иерархичности сооб-щинников, прежде всего, по родству, в сохранении установок социальной поддержки. Установки соци-

ального поведения охранялись нормами обычного права, социализировались в среде молодежи.

Оценки уровня нравственности «общества» зависели от оценок нравственности ее членов. В качестве «порочных» черт в традиционном сознании выделялись: «дурное поведение», «ссорливость в обществе», «развратная жизнь». К гарантам воспроизводства традиционных отношений крестьянское сознание относило общинное самоуправление. Приоритеты «присяжных»: выборные лица не должны «своевольничать», игнорировать традиции. Служение обществу авторитетных «выборных» выражалось в сохранении стабильного мира и устоев «общества».

Все это убедительно говорит о том, что при планировании деятельности культурно-досуговых центров (в том числе хобби-центров) в условиях Сибири необходимо учитывать традиционную старожильческую ментальность и активно включать в структуру организации хобби сибирские старожильческие ценности и идеалы, поскольку, как мы видим, они являются по сути общечеловеческими, нравственными.

Таким образом, территориальный подход позволит конкретизировать политику развития культурно-досуговой сферы, обеспечит простор для проявления местной инициативы, создаст условия для развития и раскрытия творческого потенциала населения, удовлетворив таким образом его насущные культурные запросы.

Но самое главное, хобби-центры, ориентированные на региональную специфику, сформируют объективные предпосылки сохранения и развития культурной самобытности народа.

Например, возрождение народных промыслов или развитие туризма в регионе невозможны без учета самобытной культуры народов, населяющих сибирские земли. При этом предстоит решить сложные вопросы экологии культуры, этноэкологии, провести этносоциологическое исследование их традиционных форм культуры.

Все это, думается, создаст историко-культурный фон для воплощения своеобразной региональной модели культурно-досугового центра (хобби-центра) Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга: Учебное пособие. М.: МГУК, 1996.

2. Красильников Ю.Д., Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГИК, 1993.

3. Андюсев Б.Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов Приенисейского края 60-х гг. XVIII - 90-х гг. XIX в.: опыт реконструкции. Крас-

ноярск: РИО КГПУ, 2004.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Педагогика и психология» 13 ноября 2006 г., принята к печати 20 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.