Научная статья на тему 'Перспектива внедрения электронных музыкальных инструментов в учебный процесс педагогических вузов'

Перспектива внедрения электронных музыкальных инструментов в учебный процесс педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
438
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР / KEYBOARD / ЭЛЕКТРОННОЕ ФОРТЕПИАНО / ELECTRONIC PIANO / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS / МУЗИЦИРОВАНИЕ / MUSIC-MAKING / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / INSTRUMENTAL ENSEMBLE / ХОРОВОЙ КЛАСС / CHORAL CLASS / ОРКЕСТРОВЫЕ ТЕМБРЫ СИНТЕЗАТОРОВ / ORCHESTRAL TIMBRES / ДИРИЖИРОВАНИЕ / CONDUCTING / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / CREATIVE PROJECT / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новоселов В.А.

Внедрение инноваций в образовательный процесс требует переосмысления традиционных форм обучения, активного поиска новых приёмов работы с обучающимися. В данной работе автор проводит анализ проблемы использования электронных инструментов в современном музыкальном образовании. Обосновывает целесообразность применения клавишных электронных синтезаторов в процессе дирижёрско-хоровой подготовки будущего учителя музыки (при работе с хоровым коллективом, студентом-дирижёром, музыкальными инструментами: роялем, электронным фортепиано, ударными), а также в реализации творческого проекта на государственном экзамене по дирижированию хором в педагогическом вузе. Анализируется современный уровень использования синтезаторов в образовательном процессе. Детально рассматриваются особенности внедрения электронных инструментов в хоровом классе. Обосновывается практическая значимость внедрения клавишных электронных инструментов в учебный процесс педагогического вуза. Описываются этапы реализации творческого проекта, определяются условия, способствующие творческому взаимодействию музыкантов, эффективной организации рабочего процесса, а также личностные качества студентов-музыкантов, необходимые для реализации творческого проекта. Раскрывается роль синтезатора в обогащении тембрового слуха, расширении возможностей озвучивания музыки оркестрового типа. Выявляется личностно значимое отношение студентов к приобретению опыта игры на электронных инструментах в коллективной форме музицирования с перспективой использования полученного опыта в своей будущей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Новоселов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective of Implementation of Electronic Musical Instruments into the Educational Process of a Pedagogical University

Implementation of innovative approaches to educational process requires a rethink of traditional learning activities, as well as an active search for new tools of working with students. Author of a current article provides an analysis of using the electronic instruments in a contemporary music education. The paper presents arguments for the expedience of electronic keyboards’ usage in the process of choral-conducting training of the perspective music teachers (while working with the chorus, conducting trainee, music instruments: horizontal piano, keyboard, percussion instruments), along with the arguments for its relevance in realization of a creative project on conducting a chorus at the state exam in the pedagogical university. The analysis of a current level of using the keyboards in educational process is as well given in the article. Author provides a detailed discussion on the peculiarities of implementation of the electronic instruments in choral classes. The paper also reveals and motivates the practical significance of the keyboard instruments ’ implementation into the educational process of a pedagogical university. The work describes diverse stages of a creative project and determines the conditions encouraging creative cooperation of musicians and organization of a working process. Personal qualities that are essential for music students involved in these projects are as well revealed. Keyboard is discussed as a significant tool for the enrichment of a timbre pitch and increase of possibilities to underscore the music of an orchestra type. The paper also considers students personal attitude towards gaining the experience of playing electronic instruments within the collective mode of music-making, regarding as well the perspective of using the acquired knowledge for their future teaching activities.

Текст научной работы на тему «Перспектива внедрения электронных музыкальных инструментов в учебный процесс педагогических вузов»

ПЕРСПЕКТИВА ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В. А. Новоселов*,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991

Аннотация. Внедрение инноваций в образовательный процесс требует переосмысления традиционных форм обучения, активного поиска новых приёмов работы с обучающимися. В данной работе автор проводит анализ проблемы использования электронных инструментов в современном музыкальном образовании. Обосновывает целесообразность применения клавишных электронных синтезаторов в процессе дирижёрско-хоровой подготовки будущего учителя музыки (при работе с хоровым коллективом, студентом-дирижёром, музыкальными инструментами: роялем, электронным фортепиано, ударными), а также в реализации творческого проекта на государственном экзамене по дирижированию хором в педагогическом вузе. Анализируется современный уровень использования синтезаторов в образовательном процессе. Детально рассматриваются особенности внедрения электронных инструментов в хоровом классе. Обосновывается практическая значимость внедрения клавишных электронных инструментов в учебный процесс педагогического вуза. Описываются этапы реализации творческого проекта, определяются условия, способствующие творческому взаимодействию музыкантов, эффективной организации рабочего процесса, а также личностные качества студентов-музыкантов, необходимые для реализации творческого проекта. Раскрывается роль синтезатора в обогащении тембрового слуха, расширении возможностей озвучивания музыки оркестрового типа. Выявляется личностно значимое отношение студентов к приобретению опыта игры на электронных инструментах в коллективной форме музицирования с перспективой использования полученного опыта в своей будущей педагогической деятельности.

Ключевые слова: клавишный синтезатор, электронное фортепиано, студенты педагогического вуза, музицирование, инструментальный ансамбль, хоровой класс, оркестровые тембры синтезаторов, дирижирование, творческий проект, музыкальное образование.

143

* Научный руководитель 1 / 2018

- доктор педагогических наук, профессор Г. П. Стулова.

PERSPECTIVE OF IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Vyacheslav A. Novoselov*,

144

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. Implementation of innovative approaches to educational process requires a rethink of traditional learning activities, as well as an active search for new tools of working with students. Author of a current article provides an analysis of using the electronic instruments in a contemporary music education. The paper presents arguments for the expedience of electronic keyboards' usage in the process of choral-conducting training of the perspective music teachers (while working with the chorus, conducting trainee, music instruments: horizontal piano, keyboard,, percussion instruments), along with the arguments for its relevance in realization of a creative project on conducting a chorus at the state exam in the pedagogical university. The analysis of a current level of using the keyboards in educational process is as well given in the article. Author provides a detailed discussion on the peculiarities of implementation of the electronic instruments in choral classes. The paper also reveals and motivates the practical significance of the keyboard instruments' implementation into the educational process of a pedagogical university. The work describes diverse stages of a creative project and determines the conditions encouraging creative cooperation of musicians and organization of a working process. Personal qualities that are essential for music students involved in these projects are as well revealed. Keyboard is discussed as a significant tool for the enrichment of a timbre pitch and increase of possibilities to underscore the music of an orchestra type. The paper also considers students personal attitude towards gaining the experience of playing electronic instruments within the collective mode of music-making, regarding as well the perspective of using the acquired knowledge for their future teaching activities.

Keywords: keyboard, electronic piano, pedagogical university students, music-making, instrumental ensemble, choral class, orchestral timbres, conducting, creative project, music education.

* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Stulova.

Введение в проблему

Реформирование системы образования предполагает активный поиск новых подходов, методов и технологий подготовки будущих педагогов, идущих в ногу со временем, готовых к профессиональной деятельности с использованием высокотехнологичных приёмов, отвечающих требованиям XXI столетия [1, с. 38]. По мнению авторитетных специалистов в области музыкального образования, общество сегодня нуждается в «универсальном» педагоге, способном самостоятельно конструировать творческий процесс, вовлекать в него новые личности, создавать оригинальные проекты, в том числе на основе активного использования современных электронных средств, предоставляющих уникальные возможности для воплощения креативных решений [2-4].

Однако в процессе профессиональной подготовки студентов музыкальных факультетов педагогических вузов должного внимания освоению электронного музыкального инструментария не уделяется. Дисциплина «Электронные музыкальные инструменты» представлена лишь в отдельных учебных планах в качестве элективного курса с небольшим объёмом зачётных единиц. Тем не менее возможности электронных инструментов, для реализации которых от студентов потребуется овладение соответствующими компетенциями, могли бы не только существенно обогатить процесс инструментально-исполнительской подготовки будущих педагогов-музыкантов, но и расширить их творческие горизонты при изучении ими дисциплин «Хоровое дирижирование» и «Хоровой класс».

Рассматривая данную проблему, необходимо отметить, что в педаго-

гической практике высшей школы при обучении дирижированию предполагается работа с «имитацией на фортепиано хорового звучания партитуры» [2, с. 134] или оркестрового звучания произведения, тогда как данный инструмент (фортепиано) не всегда может обеспечить условия для прогнозирования исполнительского процесса инструментального ансамбля или хора. По сути, в таком «искусственном» процессе за скобками остаются проблемы реального взаимодействия с группой исполнителей, хором и др. Поэтому нередки ситуации, когда у дирижёров-хормейстеров оказывается недостаточным слуховой багаж представлений звучащей палитры оркестровых инструментов. Более того, выпускники педагогических вузов часто не имеют практического опыта работы с оркестровыми партитурами, инструментальным ансамблем, хором. А ведь такая деятельность - важнейшая составляющая общекультурной подготовки профессионала творческой специальности! Овладение ею предполагает приобретение навыков работы с ансамблями или небольшими оркестрами, однако, как показывает практика, это не всегда выполнимо. Причин тому несколько: 1) сложно найти студентов с высоким уровнем мотивации для реализации творческих замыслов по воплощению музыкального образа в такого рода произведениях; 2) в процесс вмешивается человеческий фактор (состояние здоровья, несовпадение расписаний занятий студентов различных курсов); 3) оркестровые музыкальные инструменты требуют большого пространства; 4) достаточно высокие финансовые затраты на содержание оркестрового ансамбля.

145

146

Вследствие этого в вузе не всегда имеется оркестр (ансамбль) музыкальных инструментов, который можно задействовать в репетиционном процессе хорового класса, и тем более класса хорового дирижирования.

Возможный подход к решению проблемы

В настоящее время, как отмечают многие авторы, обозначенные выше вопросы могут быть решены благодаря использованию функциональных возможностей современных клавишных электронных инструментов, позволяющих создать аналог оркестрового звучания. Так, А. И. Горемычкин указывает, что синтезаторы в образовательном процессе можно использовать как «своеобразные специализированные компьютеры музыкального назначения» [5, с. 123] для развития специальных навыков дирижёров-хормейстеров. М. М. Заббарова настаивает на необходимости формирования у студентов, будущих учителей музыки, компетенций по освоению синтезатора [6, с. 75-80]. И. М. Красильников заостряет внимание на развитии нового педагогического направления в образовании, связанного с появлением курсов по освоению клавишных синтезаторов [7, с. 112], на которых студент не только учится работать с электронными инструментами, но и обогащает себя новыми слуховыми представлениями [Там же, с. 121-122] в ходе манипуляций с тембрами оркестровых инструментов для достижения эффекта красочного воплощения музыкального произведения [8]. И. Б. Горбунова и Г. Г. Белов подчёркивают, что электронные инструменты обладают «дополнительными воз-

можностями воспитания тембрового слуха (оркестрового в том числе) для учащегося», с их помощью «возникают новые, особые условия для "сотворчества" композитора и исполнителя на ЭМИ» [9, с. 11].

Следует отметить, что с распространением электронных синтезаторов в образовании стали проводиться международные творческие конкурсы, фестивали электронной музыки среди детей и молодёжи в системе дополнительного образования, анонсируемые и представленные в научно-методических изданиях, таких как «Музыка в школе» [10, с. 73-75], «Музыка и электроника» [11, с. 12-13; 12, с. 10-11; 13, с. 24]. Широко обсуждается применение электронных инструментов в практике обучения игре на фортепиано (ДМШ, ДШИ) [14, с. 1011; 15, с. 10-15], электронное творчество в образовании детей [16, с. 2-3]; раскрываются перспективы использования электронного фортепиано в педагогической и концертной деятельности [17, с. 13-15].

Наконец, электронные инструменты получают широкое распространение благодаря поддержке на государственном уровне: реализуются проекты по приобщению детей к игре на клавишных синтезаторах, такие как «Музицирование для всех», Республика Саха (Якутия) [4, с. 164], «Музыкальное творчество продвинутых пользователей синтезатора» (в отечественной системе дополнительного образования детей) [Там же, с. 165]; функционирует учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» с использованием клавишных синтезаторов с компьютерами, программным обеспечением (РГПУ им. А. И. Герцена) [18] и др.

Всё это наглядно подтверждает, что клавишные синтезаторы широко внедрены в систему дополнительного образования детей и являются неотъемлемой частью современного музыкального пространства, однако вопрос об использовании синтезаторов в музыкальном образовании в учреждениях высшей школы остаётся недостаточно проработанным.

Исходя из этого, основной целью нашей работы стало описание опыта использования электронных инструментов в педагогическом вузе, наряду с традиционным обучением игре на фортепиано, дирижированию, пению в хоре, в качестве современных средств, способных значительно обогатить музыкально-творческую деятельность студентов.

Опыт применения электронных

инструментов в классе хорового дирижирования

С сентября 2016 года, занимаясь в классе хорового дирижирования музыкального факультета Института искусств МПГУ, мы эпизодически использовали синтезатор для создания эффекта присутствия хора, когда необходимо было имитировать хоровое звучание одновременно со звучанием фортепиано. Студенту предстояло не абстрактно дирижировать воображаемым хором, а решать задачи управления звучащим тембром, наиболее близким к человеческому голосу, воспроизводимым из «банка» встроенных звуков синтезатора. Использование синтезатора в качестве «поющего» инструмента (воспроизводящего тембры хоровых голосов партитуры) на занятиях дирижирования с одновременным звучанием акустического

фортепиано требовало от студента распределения внимания. Ему приходилось решать комплекс задач, возникающих в репетиционной работе при освоении сложного целого: одновременно управлять исполнением партии клавира, осуществляемым на фортепиано, а также имитированным звучанием хоровых партий и инструментов симфонического оркестра, осуществляемым на синтезаторе. Такое сочетание позволяло создать наиболее приближённую к авторскому замыслу звуковую модель музыкального произведения и одновременно - оптимальные условия для формирования дирижёрского жеста, соответствующего «тянущемуся» хоровому звучанию. Имитация на уроке звучащей модели хоровых голосов способствовала наиболее эффективному формированию «ощущения звука» в руке начинающего дирижёра.

Следует заметить, что речь здесь идёт не о замене фортепиано электронным музыкальным инструментом, а о вводе синтезатора в качестве дополнительного средства, позволяющего в той или иной степени приближенности воспроизвести вокальное звучание отдельного певца, ансамбля или хорового коллектива, групп оркестровых инструментов. Так, долгие, выдержанные звуки, исполняемые на фортепиано, с течением времени неизбежно угасают, а возможности синтезатора позволяют продлить звучание длинной ноты настолько, насколько это требуется в соответствии с указанной длительностью. Более того, электронный инструмент даёт возможность на выдержанном звуке сделать crescendo, что невозможно исполнить на фортепиано.

147

148

Опыт применения электронных инструментов в авторском проекте по работе над музыкальным

произведением, включённым в репертуар студенческого хора

Реализация авторского творческого проекта по использованию синтезатора как оркестрового инструмента в процессе работы над произведением, включённым в репертуар, разучиваемый в хоровом классе, состояла из трёх этапов. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Подготовительный этап включал:

а) выбор музыкального произведения, в исполнении которого планировалось задействовать электронные инструменты. По согласованию с преподавателем по дирижированию и руководителем смешанного хора музыкального факультета Института искусств МПГУ в качестве такого сочинения было решено остановиться на третьей части Симфонии псалмов ("Laúdate dominum") И. Ф. Стравинского;

б) в полном соответствии с авторским замыслом композитора в коммерческом профессиональном нотном редакторе Sibelius 7.5 был набран нотный текст партитуры: 1) создана партитура голосов смешанного хора (видео партитуры опубликовано в группе хора в сети Интернет); 2) введены партии двух роялей в общую партитуру; 3) в основной партитуре созданы нотные станы, на которые нанесены названия инструментов и нотный материал для исполнения его на синтезаторе; 4) к партитуре добавлены партии ударных инструментов из исполнительской редакции В. Гряз-нова; 5) к ударным инструментам из редакции В. Грязнова в Sibelius добавлены партии инструментов из ориги-

нальной партитуры И. Ф. Стравинского, которые предполагалось исполнять средствами синтезаторов; 6) расставлены необходимые обозначения: репетиционные метки, лиги, знаки артикуляции, примечания по исполнению, выставлены цезуры, знаки дыхания;

в) для работы были выбраны профессиональные синтезаторы Yamaha Tyros и Roland FA-06, обладающие богатым «банком» реалистичных звуков, удобным интерфейсом и расположением клавиш меню. При анализе партитуры и первичного звучания электронных синтезаторов выяснилось, что исполнение партий ударных - барабана, малого барабана, тарелок - требует продвинутого уровня работы с синтезаторами. Воспроизвести их звучание в должном качестве возможно лишь с помощью приглашённого музыканта со своим набором инструментов.

Таким образом, на подготовительном этапе был создан адаптированный для исполнения на музыкальном синтезаторе вариант нотной партитуры сочинения И. Ф. Стравинского.

Работа с музыкантами-оркестрантами по освоению музыкального произведения осуществлялась по следующим направлениям:

а) создание инициативной группы из студентов, обучающихся по профилям «Музыка» и «Дополнительное образование» и пожелавших принять участие в данном проекте, а также распределение между ними партий;

б) самостоятельное разучивание студентами на фортепиано своих партий, поскольку переход на их исполнение на синтезаторе представлял определённые трудности и проблема воспроизведения текстового материала не должна была отвлекать их внимание;

в) материально-техническое оснащение репетиционной аудитории двумя синтезаторами, электронным фортепиано, акустическими концертными мониторами, микшерным пультом, ударными инструментами для работы над инструментальной партитурой.

В ходе первых репетиций с исполнителями партий оркестровых инструментов на синтезаторах возникли некоторые проблемы:

• не все студенты оказались знакомы с современными моделями синтезаторов, на которых им предлагалось имитировать звучание оркестровых музыкальных инструментов;

• в исполнительской редакции партитуры имелись фрагменты, когда физически невозможно было успеть переключаться с одного инструмента на другой;

• студенты не обладали навыками самостоятельного налаживания баланса звучания музыкальных инструментов в общем звучании;

• существовало опасение не успеть качественно исполнить все элементы партитуры;

• процесс поиска музыкального инструмента в режиме реального времени на синтезаторах оказался достаточно трудоёмким;

• приходилось учитывать в исполнении техническую особенность синтезатора, которая состоит в том, что между нажатием клавиши и появлением звука имеется едва заметная пауза (происходит «запаздывание» звука).

Для решения выявленных проблем студентам была предоставлена возможность самостоятельно поупражняться на синтезаторах, исполняя партии друг друга.

Процесс освоения инструментов и выучивания партий осуществлялся следующим образом:

1. Вначале занятия проводились с участием двух исполнителей на одном синтезаторе одновременно: они изучили меню музыкального синтезатора Yamaha Tyros, определили особенности алгоритма по созданию списка инструментальных тембров для оперативного переключения регистров, распределили функции между партнёрами; специального внимания потребовало формирование навыка регулировки длительности звука.

2. После этого на индивидуальные занятия был приглашён следующий исполнитель. Ему на синтезаторе Roland FA-06 предстояло провести работу по освоению меню, созданию порядкового списка инструментов (Voice Right), которые необходимо было задействовать в определённой последовательности посредством переключения в ходе исполнения партитуры.

3. По окончании освоения функций синтезаторов проводилась работа по «очеловечиванию» электронных тембров, приданию им художественно-выразительного смысла в опоре на рекомендации И. М. Красильникова. За каждым тембром была закреплена ассоциация на основе «образных типажей» [8, с. 308-317], которая, в свою очередь, вызывала у студентов нужный эмоциональный отклик, стимулирующий внутрислуховое представление, контроль и коррекцию результата в процессе исполнительской деятельности и др. [19, с. 26]. Такая осмысленная творческая деятельность в слуховой памяти студента закреплялась надолго, а процесс взаимодействия с другими исполнителями

149

150

способствовал пробуждению воображения, творческой фантазии.

В ходе работы по освоению технических приёмов игры на синтезаторе осуществлялась детализация исполнительской редакции, уточнялось распределение функций между исполнителями.

4. Затем к реализации проекта были привлечены опытные преподаватели - исполнители наиболее сложных партий партитуры на рояле, электронном фортепиано, выучившие их самостоятельно, а также музыкант-ударник. Преподаватели и студенты инструментального ансамбля перенимали друг у друга опыт исполнения партий. Новой задачей являлась выработка ансамблевых навыков, достижение оркестровой балансировки динамики в одновременном звучании инструментов. Спустя некоторое время для выстраивания звукового баланса был приглашён студент, имеющий опыт работы за микшерным пультом. Задача звукооператора состояла в регулировке громкости каждого синтезатора для достижения более сглаженного общего звучания.

5. Параллельно осуществлялось разучивание хоровых партий со смешанным хором, причём некоторые участники проекта - инструменталисты - в целях более полного погружения в содержание музыки посещали репетиции хора, что помогало им лучше ориентироваться в хоровом звучании и партитуре в целом.

На сводных репетициях работа с хором и инструментальным ансамблем проводилась при следующих условиях:

а) на занятиях с хором техническое звуковое оборудование включало: синтезаторы, ударные инструменты, электронное фортепиано;

б) скрепление хорового звучания с оркестровым сопровождением предполагало переход от изучения отдельных фрагментов к постепенному охвату всего музыкального произведения;

в) для регулировки звучания оркестра и хора вновь приглашался звукорежиссёр.

В процессе работы выявились некоторые исполнительские проблемы: хор «терялся» при исполнении отдельных эпизодов, наблюдалась расплывчатость в оркестровом звучании. Дирижёр выстраивал драматургию в соответствии с замыслом, объясняя хору и оркестрантам целесообразность темповых отклонений, необходимость опоры на слово, достижения активной артикуляции. От ансамбля исполнителей на синтезаторах требовалась мгновенная реакция на действия дирижёра: плавное увеличение или уменьшение звучности для регулирования баланса между общим звучанием хоровой фактуры и оркестровым сопровождением.

Во время работы над партитурой И. Ф. Стравинского было замечено, что исполнять её хору только под аккомпанемент рояля достаточно сложно. Когда же репетиция проводилась с использованием синтезатора, который позволял менять тембры, обогащая общую звучность, студенты более осознанно воспринимали материал; постепенно формировался художественный образ, «живой» и высвечивающийся различными гранями, гибкий, наполненный проникновенным интонированием, благодаря чему открывался новый контекст исполняемой музыки. Это подтверждало мысль И. М. Красильникова о том, что электронный звуковой материал, воспроизводимый синтезаторами, «предо-

ставляет широкие возможности для открытий в художественно-образной сфере» [4, с. 163].

Реализация творческого проекта в ходе исполнения сочинения на государственном экзамене «Хоровое дирижирование». На данном этапе реализации проекта многократно возрастала необходимость тонкого выстраивания общего динамического баланса: градаций звучности оркестровой фактуры и звучания хора, что во многом уподобляло работу хормейстера действиям «звукорежиссёра в студии» [20, с. 6].

Итоги реализации проекта

Анализ хода и результатов реализации авторского проекта позволил выявить следующие условия, способствующие творческому взаимодействию музыкантов, осуществлению педагогического процесса с применением синтезаторов:

• использование синтезаторов даёт положительный результат только при условии «дозированного» их внедрения в традиционное образовательное пространство, не упрощающего и не искажающего творческого замысла произведений композиторов;

• при работе с синтезаторами исполнителю необходимо, с одной стороны, опираться на законы сохранения отечественной культуры, ценностных традиций в обучении музыкальному искусству, которые оформились в недрах музыкально-педагогического образования, с другой - постоянно находиться в поиске творческого прочтения мелодий, гармонической красочности звучания средствами электронных тембров (голосов) синтезаторов;

• до начала исполнения партий инструментов на синтезаторах следует

выучить партии каждого голоса на фортепиано, запомнить нотный текст;

• репетиции и концертное выступление обязывают оснастить аудиторию всей необходимой звукоусиливающей аппаратурой, а также электронными инструментами (с наличием высокопрофессиональных «банков» звуковых голосов);

• в ходе занятий ансамбля важно обращать внимание на выстраивание баланса между электронными инструментами, фортепиано, хором, добиваться хорошей слаженности, с тем чтобы инструментальный ансамбль и хор выступали как союз единомышленников, стремящихся к передаче единства композиторского замысла, целостности художественной идеи произведения;

• на репетиции следует привлекать звукорежиссёра, изучившего музыкальное произведение и владеющего реальной общей звуковой картиной.

Основываясь на мнениях студентов, высказанных после выступления, где прозвучало разученное произведение И. Ф. Стравинского, можно сделать вывод о том, что совместная творческая работа музыкантов-инструменталистов с хоровым коллективом вызвала у них большой интерес, способствовала активизации таких качеств личности, как воля, терпение, оптимизм, без которых творческий художественный проект не мог бы осуществиться, а репетиционный процесс был бы менее плодотворным. У студентов инструментального ансамбля, хора обогатился тембральный слух: они научились давать характеристику звучания исполняемых тембров, осознали роль выбранного композитором тембра в раскрытии художественного содержания произведения.

151

152

В практической деятельности были выявлены возможности раскрытия индивидуальности исполнителя, которая проявлялась в поиске студентами собственных представлений в интерпретации звучания тембров инструментов через ассоциативный подход.

Выводы

Таким образом, внедрение электронных инструментов в вузе позволяет:

• развивать тембровый музыкальный слух студента;

• обогатить ассоциативный багаж профессиональных впечатлений и представлений о музыкальном произведении (инструментальных тембрах);

• приобрести опыт творческой деятельности в процессе игры на электронных инструментах;

• овладеть навыками ансамблевой игры (электронный инструмент + хор);

• попробовать себя в роли звукорежиссёра;

• достигнуть нового уровня коммуникации с исполнителями и хором;

• оценивать свою деятельность (самоанализ дирижёрских и исполнительских действий) и общее звучание ансамбля, предлагать способы решения возникших проблем, повышая таким образом уровень профессиональной подготовки;

• обогатить инструментальную модель обучения дирижированию (разработанную Б. Д. Критским [2]) взаимодействием с группой людей путём коллективного исполнения хоровой партитуры средствами электронных музыкальных инструментов;

• получить не только навыки управления звучанием фортепиано, имеющего неизбежное свойство угасания (затухания) звука, но и работы

с продолжительно звучащей напевной фактурой, оркестровыми красками, воспроизводимыми на синтезаторах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• активизировать «самостоятельность, гибкость и нестандартность мышления», а также общую и профессиональную культуру исполнителя [1, с. 149], что способствует самоопределению, самореализации в творчестве;

• научиться производить отбор дирижёрских средств показа окраски инструментов, более гибко реагировать на условия репетиционной работы коллектива;

• обогатить творческий потенциал студентов, способствующий выполнению новых профессиональных функций: у обучающихся формируются мотивационный, информационный, эмоционально-волевой [3, с. 8687] компоненты профессиональной готовности учителя;

• по-новому прочесть нотный текст композитора, внося свои краски в исполнение;

• обрести уверенность в себе, поднять уровень самооценки, обогатить опыт творческой деятельности, а следовательно, повысить успешность - один из важнейших параметров продвижения студентов педагогического университета [21, с. 56-57], стимулирующий осознанную мотивацию к освоению новых компетенций;

• исполнить редакцию оркестрового произведения с хором с привлечением электронных синтезаторов, фортепиано.

Перспектива внедрения электронных инструментов в вузе выражается в том, что они обладают значительными выразительными ресурсами, с помощью которых можно достичь оркестровой насыщенности фактуры звучания музыкального произведения

путём «звуковой режиссуры и звукового синтеза» [8, с. 12]. Электронные инструменты позволяют использовать широкие тембральные возможности озвучивания музыки (как показано в статье на примере сочинения И. Ф. Стравинского).

Работа с тембрами позволяет «искать и находить всё новые и новые краски звучаний, новые тембровые сочетания музыкальных инструментов» [9, с. 8], придавая тем самым большую выразительность произведению. Это нацеливает на возможность создания творческой лаборатории в классе дирижирования или в хоровом классе педагогического вуза, где электронные инструменты могут дополнить и обогатить процесс исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта.

Проведённое нами исследование по освещению опыта работы с электронными инструментами показывает широкие перспективы использования новых, современных технологий в педагогике музыкального образования. Результаты работы демонстрируют положительную динамику внедрения синтезаторов в образовательный процесс подготовки педагогов-музыкантов. Участники проекта получили большой заряд творческой энергии, смогли принять участие в масштабном действе. Существенно возросли их заинтересованность и положительная мотивация, проявляющиеся в желании применять синтезатор для исполнения музыкальных произведений в ходе практики работы с хором и в своей будущей профессиональной деятельности.

В статье обобщён опыт автора по использованию синтезаторов в хоровом классе музыкального факультета МПГУ на занятиях по дирижированию в 2016-2017 годах. Исследователь выражает благодарность доктору педагогических наук, профессору Борису Дмитриевичу Критскому, а также руководителю смешанного хора, заслуженной артистке России, кандидату искусствоведения, профессору Светлане Исмагиловне Мирошниченко за поддержку в организации и реализации творческого проекта по выявлению целесообразности и эффективности использования синтезаторов в педагогическом вузе.

In the current article the author summarizes experiences of using the keyboards at the choral class of the Moscow State Pedagogical University while teaching conducting. The author expresses his deepest gratitude to the doctor of science in pedagogy, professor Boris Dmitrievich Kritskiy, to the head of the mixed chorus, Honored Artist of Russia, candidate of art history, professor Svetlana Ismagilovna Miroshnichenko for the invaluable help and support in organizing and accomplishing of a creative project on defining the efficiency of utilization of keyboards at the pedagogical university.

153

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ануфриева, Н. И. Инновационные процессы в музыкальном образовании. Социокультурный аспект [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Ануфриева. - М. : Изд-во РГСУ, 2010. - 188 с.

2. Критский, Б. Д. Интегративная модель обучения дирижированию [Текст] / Б. Д. Критский // Дирижёрско-хоровое образование: Традиции и современность: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред.-сост. А. В. Антипин. - М. : НИЦ «Московская консерватория», 2014. - С. 133-137.

3. Афанасьева, Т. П., Мазниченко, М. А., Тюнников, Ю. С. Непрерывная подготовка учителя к изменениям в образовательной системе [Текст] / Т. П. Афанасьева, М. А. Мазниченко, Ю. С. Тюнников // Наука и школа. - 2017. - № 3. - С. 84-92.

4. Красильников, И. М. Какие клавишные синтезаторы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству? [Текст] / И. М. Красильников // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. -С. 163-167.

5. Горемычкин, А. И. Совершенствование профессиональных навыков дирижёра-хормейстера путём использования современных компьютерных технологий

154 [Текст] / А. И. Горемычкин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. - № 2. -С. 114-125.

6. Заббарова, М. М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. М. Заббарова. - М., 2014. - 218 с.

7. Красильников, И. М. Хроники музыкальной электроники [Текст] / И. М. Красильников. - М. : Экон-Информ, 2010. - 126 с.

8. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И. М. Красильников. - М., 2007. - 494 с.

9. Горбунова, И. Б., Белов, Г. Г. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах

[Текст] / И. Б. Горбунова, Г. Г. Белов // Казанский педагогический журнал. - 2016. -№ 2-1 (115). - С. 8-17.

10. Третий Международный конкурс творчества «Музыка и электроника» [Текст] : анонс // Музыка в школе. - 2010. - № 1. -С. 73-75.

11. Орлова, Е. В. Первый шаг - он важный самый! [Текст] / Е. В. Орлова // Музыка и Электроника. - 2013. - № 1. - С. 12-13.

12. Гущина, О. А. «Музыка и Электроника» -IV [Текст] / О. А. Гущина // Музыка и Электроника. - 2012. - № 4. - С. 10-11.

13. Третий Республиканский открытый фестиваль-конкурс электроакустической музыки (r. Ижевск) [Текст] // Музыка и Электроника. - 2007. - № 4. - С. 24.

14. Беляева, А. Применение клавишного синтезатора в практике обучения пианистов [Текст] / А. Беляева // Музыка и Электроника. - 2013. - № 2. - С. 10-11.

15. Симонов, П. В. Детское творчество в инструментальном музицировании [Текст] / П. В. Симонов // Музыка и Электроника. - 2013. - № 2. - С. 14-15.

16. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в образовании детей и юношества - перспективы развития [Текст] / И. М. Красильников // Музыка и Электроника. - 2012. - № 1. - С. 2-3.

17. Цатурян, К. А. Современное электронное фортепиано [Текст] / К. А. Цатурян // Музыка и Электроника. - 2007. - № 4. -С. 13-15.

18. Горбунова, И. Б., Панкова, А. А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта [Электронный ресурс] / И. В. Горбунова, А. А. Панкова // Медиа-музыка. - 2014. - № 3. - URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_24861178_7 8098428.pdf (дата обращения: 15.11.2017).

19. Цовьянова, И. А. Ассоциативный подход к обучению дирижированию (информационный аспект): учеб. пособие [Текст] / И. А. Цовьянова. - М., 2015. - 59 с.

20. Чернышов, А. В. Мультимедийные формы музыкального образования: метод. рек. для ДМШ и ДШИ [Текст] / А. В. Чернышов. - М. : Медиамузыка, 2016. - 40 с.

21. Орлов, А. А., Исаев, Е. И., Федотен-ко, И. Л., Туревский, И. М. Динамика лич-

ностного и профессионального роста студента педвуза [Текст] / А. А. Орлов, Е. И. Исаев, И. Л. Федотенко, И. М. Ту-ревский // Педагогика. - 2004. - № 3. -С. 53-60.

REFERENCES

1. Anufrieva N. I. Innovatsionnye protsessy v muzykal'nom obrazovanii. Sotsiokul 'turnyj aspekt [Innovative processes in music education. Socio-cultural aspect]. Moscow: RGSU Publ., 2010. 188 p. (in Russian).

2. Kritskij B. D. Integrativnaya model' obuche-niya dirizhirovaniyu [Integrative model of training in conducting]. Dirizhersko-khorovoe obrazovanie: Traditsii i sovremen-nost'. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Responsible editor and compiler A. V. Antipin. Moscow: NITS "Moskovskaya konservatoriya" Publ., 2014, pp. 133-137 (in Russian).

3. Afanas'eva T. P., Maznichenko M. A., Tyun-nikov Yu. S. Nepreryvnaya podgotovka uchitelya k izmeneniyam v obrazovatel'noj sisteme [Continuous training of the teacher for changes in educational system]. Nauka i shkola - Science and School, 2017, no. 3, pp. 84-92 (in Russian).

4. Krasil'nikov I. M. Kakie klavishnye sinteza-tory nuzhny dlya priobshcheniya detej i po-drostkov k muzykal'nomu tvorchestvu? [What synthesizer keyboards are necessary for exposure of children and teenagers to musical creativity?]. Pedagogika iskusst-va - Pedagogy of Art, 2014, no. 4, pp. 163167 (in Russian).

5. Goremychkin A. I. Sovershenstvovanie professional'nykh navykov dirizhera-khor-mejstera putem ispol'zovaniya sovremen-nykh komp'yuternykh tekhnologij [Improvement of professional skills of the conductor-chorus master by use of modern computer technologies]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" -Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2017, no. 2, pp. 114125 (in Russian).

6. Zabbarova M. M. Informatsionnye tekhnolo-gii kak faktor samoobrazovaniya budush-chego uchitelya muzyki [Information technologies as factor of self-education of future

music teacher]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2014. 218 p. (in Russian).

7. Krasil'nikov I. M. Khroniki muzykal'noj elektroniki [Chronicles of musical electronics]. Moscow: Ekon-Inform Publ., 2010. 126 p. (in Russian).

8. Krasil'nikov I. M. Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya [Electronic musical creativity in the system of art education]. Doctoral dissertation (Pedagogy). Moscow, 2007. 494 p. (in Russian).

9. Gorbunova I. B., Belov G. G. O predposyl-kakh obucheniya ispolnitel'stvu na elektron-nykh muzykal'nykh instrumentakh [On prerequisites of training in performance at electronic musical instruments]. Kazanskij peda-gogicheskij zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, 2016, no. 2-1 (115), pp. 8-17 (in Russian).

10. Tretij Mezhdunarodnyj konkurs tvorchestva "Muzyka i Elektronika". Anons [Third International competition of creativity "Music and Electronics". Announcement]. Muzyka v shkole - Music at School, 2010, no. 1, pp. 73-75 (in Russian).

11. Orlova E. V. Pervyj shag - on vazhnyj sa-myj! [The first step it is important most!]. Muzyka i Elektronika - Music and Electronics, 2013, no. 1, pp. 12-13 (in Russian).

12. Gushchina O. A. "Muzyka i Elektronika" IV ["Music and Electronics" IV]. Muzyka i Ele-ktronika - Music and Electronics, 2012, no. 4, pp. 10-11 (in Russian).

13. Tretij Respublikanskij otkrytyj festival'-konkurs elektroakusticheskoj muzyki (Izhevsk) [Third Republican open festival competition of electro-acoustic music (Izhevsk)]. Muzyka i Elektronika - Music and Electronics, 2007, no. 4, p. 24 (in Russian).

14. Belyaeva A. Primenenie klavishnogo sinte-zatora v praktike obucheniya pianistov [Application of synthesizer keyboard in practice of training of pianists]. Muzyka i Elektronika - Music and Electronics, 2013, no. 2, pp. 10-11 (in Russian).

15. Simonov P. V. Detskoe tvorchestvo v inst-rumental'nom muzitsirovanii [Children's creativity in instrumental playing music]. Muzyka i Elektronika - Music and Electronics, 2013, no. 2, pp. 14-15 (in Russian).

155

16. Krasil'nikov I. M. Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v obrazovanii detej i yunoshest-va perspektivy razvitiya [Electronic musical creativity in education of children and youths - the prospects of development]. Muzyka i Elektronika - Music and Electronics, 2012, no. 1, pp. 2-3 (in Russian).

17. Tsaturyan K. A. Sovremennoe elektronnoe fortepiano [Modern electronic piano]. Muzyka i Elektronika - Music and Electronics, 2007, no. 4, pp. 13-15 (in Russian).

18. Gorbunova I. B., Pankova A. A. Komp'yu-ternaya muzyka v sisteme podgotovki peda-goga-muzykanta [Computer music in the system of training of the teacher-musician]. Mediamuzyka - Media Music, 2014, no. 3. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24861178_78098428.pdf (accessed: 15 November 2017) (in Russian).

19. Tsov'yanova I. A. Assotsiativnyj podkhod k obucheniyu dirizhirovaniyu (informatsion-nyj aspekt) [Associative approach to training in conducting (information aspect)]. Moscow, 2015. 59 p. (in Russian).

20. Chernyshov A. V. Mul'timedijnye formy muzykal'nogo obrazovaniya [Multimedia forms of music education]. Moscow: Mediamuzyka Publ., 2016. 40 p. (in Russian).

21. Orlov A. A., Isaev E. I., Fedotenko I. L., Turevskij I. M. Dinamika lichnostnogo i professional'nogo rosta studenta pedvuza [Dynamics of the personal and professional growth of the student of the pedagogical Higher Education Institution]. Pedagogika. 2004, no. 3, pp. 53-60 (in Russian).

156

Статья поступила в редакцию 12.12.2017. The article was received on 12.12.2017.

Новоселов Вячеслав Александрович, магистрант кафедры музыкально-исполнительского искусства e-mail: Slava000000000@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Vyacheslav A. Novoselov, Master student at the Department of Music-Performing Arts

e-mail: Slava000000000@yandex.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Moscow Pedagogical State University" (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.