Научная статья на тему 'Перспектива развития лизинга в России'

Перспектива развития лизинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1856
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОВЫЙ БИЗНЕС / ОБНОВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошок Д. Б.

В статье рассматриваются отдельные проблемы модернизации как основы перехода к инновационному развитию, раскрываются перспективы и направления развития лизингового бизнеса как возможного локомотива инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECT OF DEVELOPMENT OF LEASING IN RUSSIA

This article deals with certain problems of upgrading as afoundation of conversion to innovative development. Prospects and lines of development of leasing business as possible locomotive of innovation economics are considered.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития лизинга в России»

УДК 338.2

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Ерошок Д.Б., к.э.н., генеральный директор, ЗАО «Сбербанк Лизинг»

В статье рассматриваются отдельные проблемы модернизации как основы перехода к инновационному развитию, раскрываются перспективы и направления развития лизингового бизнеса как возможного локомотива инновационной экономики.

Ключевые слова: инвестиции; лизинг; лизинговый бизнес; обновление факторов производства; инновационное развитие.

PROSPECT OF DEVELOPMENT OF LEASING IN RUSSIA

Eroshok D., Candidate of Economic Sciences, General Director, CJSC «Sberbank Leasing»

This article deals with certain problems of upgrading as a foundation of conversion to innovative development. Prospects and lines of development of leasing business as possible locomotive of innovation economics are considered.

Keywords: investments; leasing; leasing business; upgrading of production factors; innovative development.

В условиях перехода России на траекторию инновационного развития одним из основных факторов успеха становится результативное и эффективное ведение инвестиционной деятельности во всех звеньях и субъектах хозяйствования. Это определяется, прежде всего, следующими причинами. Как неоднократно отмечалось в официальных и большинстве научных публикаций в отраслях реального сектора экономики до сих пор работает морально устаревшее и физически изношенное оборудование. Во многих организациях существенна доля полностью амортизированного оборудования. Переоценка основных средств, проведенная в 1994-1996 г.г., показала реальное соотношение физического износа и стоимости оборудования, не могла не сказаться на взаимоотношениях предприятий с организациями финансовой системы (коммерческими банками - при определении стоимости залогового имущества при выдаче кредитов, со страховыми компаниями - при оценке страхуемого имущества, определении стоимости активов при заключении сделок на корпоративном рынке и т.д.). Осваивать инновационные технологии, необходимые для производства высококачественных и сложных новых видов продукции на таком оборудовании невозможно, поэтому на первое место выдвигается вопрос технического оснащения производства во всех сегментах бизнеса.

Развитие наукоемких производств, которые должны стать локомотивом развития экономики, предполагает введение сложного современного оборудования, высокоточных приборов, необходимых для обеспечения контроля и регулирования бизнес-процессов, включая современную вычислительную технику, наличие которой позволит использовать в полном объеме современные БИР-системы.

Быстрое обновление всех факторов производства и основных средств, в первую очередь, предполагает радикальное изменение амортизационной политики, т.к. срок морального старения техники может намного опережать ее физический износ. В этих условиях меняется подход к определению рационального срока службы оборудования, причем не просто резкое его сокращение, а принципиально разные подходы к его определению в отраслях с разным воспроизводственным циклом, что противоречит принятому в настоящее время в Налоговом Кодексе Российской Федерации порядку. Кроме того, оборудование, которое выводится из использования в одних производствах, может достаточно успешно в течение нескольких лет использоваться на других предприятиях, в других бизнес-процессах и это предполагает целесообразность продумывания вопроса об организации эксплуатации такого оборудования заинтересованным организациям на условиях, выгодных как для продавца, так и для покупателя. Для организации этого процесса необходима разработка специальных регламентов и формирования соответствующих организаций.

Одним из принципиальных вопросов ускорения инновационного развития является скорость распространения инноваций, поскольку при реализации задачи инновационного развития каждая организация, используя новую технологию, начиная производить новый вид продукции и осваивая новое производство, подключается к этому процессу, хотя используемое новшество уже прошло апробацию и стало инновационным шагом в развитии других организаций. Независимо от того, как трактуется понятие инновации в научной литературе, на практике любое нововведение в организации - шаг в

инновационном развитии. В этих условиях для успешного развития и эффективности использования инноваций необходимо создание соответствующего организационно-экономического механизма. Причем важное место в нем должна занять информационная система об инновациях и опыте их реализации в разных сегментах бизнеса с целью выявления тех сфер и субъектов хозяйствования, в которых они могут дополнительно использоваться. С этой целью необходимо создать маркетинговую службу, предлагающую реализованные инновации к распространению. Они могут быть созданы на базе научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, которые разработали новшества, стать основой инновации в какой-либо организации, а могут создаваться как самостоятельные посреднические структуры.

Несмотря на достаточную ясность перечисленных проблем, решение их осуществляется крайне медленно. Одной из основных причин этой ситуации является ограниченность финансовых ресурсов у основной части субъектов хозяйствования, регионов и страны в целом. Именно поэтому при разработке инновационной политики на любом уровне центральным вопросом становится поиск источников инвестиций, включая привлечение инвесторов разного уровня, кредитных ресурсов, в том числе лизингового финансирования.

Лизинг как самостоятельный сегмент бизнеса сложился в нашей стране практически в последние 10-15 лет, однако темпы его развития показали, что он достаточно органично вошел в практику финансовых отношений в России. Об этом свидетельствуют данные об объеме и динамике рынка лизинговых услуг (табл. 1).

По данным «Эксперт РА» по итогам 2012 года прирост рынка составил всего 1,5%. При этом объем нового бизнеса практически не отличается от показателей 2011 года и составляет 1 320 млрд. рублей Без учета сделок крупнейшей компании «ВЭБ-лизинга», новый бизнес сократился на 5%. Совокупный лизинговый портфель на 01.01.2013 увеличился до 2, 54 трлн. рублей (+36% вместо +57% в 2011 г.).

Однако при сокращении рынка или незначительных темпах роста объемов нового бизнеса усиливается конкуренция, что может привести как к либерализации требований к лизингополучателям, так и к снижению маржи лизингодателей при попытке предложить лучшие условия для клиентов. В погоне за сделками лизинговые компании могут пойти на снижение уровня авансовых платежей для лизингополучателей. С одной стороны, это повышает риски компаний, с другой - позволит немного больше зарабатывать: чем больше задолженность клиента, тем выше платежи по сделке. Однако при росте рискованности сделок стоимость фондирования для компаний также увеличивается. В условиях ужесточения конкуренции и ограниченного финансирования для мелких компаний возможным выходом будет их объединение.

Вместе с тем, учитывая тенденции, которые складываются на рынке капитала, в частности усиление влияния внешних инвесторов при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), необходимо продумать стратегию развития лизинга в стране, выявить сильные и слабые стороны лизинговых бизнес-процессов и учесть те стратегические линии, которые обеспечат повышение результативности и эффективности лизинговой деятельности.

Анализ структуры лизингового бизнеса позволяет сделать

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга Источник: «Эксперт РА» [1] по результатам анкетирования

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 20101. 2011 г. 2012 г.

Объем нового бизнеса, млрд.руб. 399.6 997.5 720.0 315.0 725.0 ! 300.0 ¡320.0

Темпы прироста, % S3.К 149.6 -27.8 -56.3 130.2 79.3 1.5

Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб. 136.0 294.0 402,8 320.0 350.0 540.0 560.0

Темпы прироста, % 78.0 116.2 37.0 -20,6 9.4 54.3 3.7

Объем профинансированных средств, млрд. руб. 201.1 537.0 442.0 154.0 450.0 737,0 640.0

Темпы прироста, % 90.0 ¡67.0 -17.7 -65.2 192.2 63.8 ¡3.2

Совокупный лизинговый портфель, млрд. руб. 530.0 ¡202.0 1390.0 960.0 1180.0 1860.0 2530.0

Темпы прироста, % - 126.8 15.6 -30.9 22.9 57.6 36.0

Номинальный ВВ11 России (поданным Росстата), млрд. руб. 26917.2 33237.8 41276.8 38807.2 46321.8 55798.7 62356.9

Доля лизинга в ВВП, % 1.5 3.0 1,7 0.8 1.6 2.3 2.1

Концентрация новы* сделок на тон-10 компаний, % 39.9 40,4 32.7 50.0 62.4 66.5 63.0

вывод о том, что он в России весьма концентрирован. В настоящее время четко определилась тройка лидеров бизнеса - ОАО «ВЭБ-лизинг», ОАО «ВТБ-лизинг» и ГК «Сбербанк Лизинг». В совокупности на них пришлось в 2010 г. - 41,1%, а в 2011 г. - 43% от всего объема нового бизнеса.

Концентрация новых сделок на топ-10 крупнейших компаний немного снизилась и составила 63% по итогам 2012 года против 66,5% в 2011 году (в 2010 г. - 62,4%, в 2009 г. - 50%). Однако доля лидера рынка - «ВЭБ-лизинга» - продолжает расти: в 2012 году увеличилась на 5,3% и составила 22,3% (в 2011 г. - 17%). Рост концентрации на крупнейшем лизингодателе делает рынок в целом более чувствительным к колебаниям показателей его деятельности.

В структуре рынка по видам собственности тоже произошли изменения: если в 2011 году более половины рынка занимали государственные лизинговые компании, то теперь их доля составляет 47% (-5%). Увеличилась доля компаний, собственниками которых являются российские частные банки (с 8,9% в 2011 г. до 11,4% в 2012 г.).

Вместе с тем следует отметить некоторое изменение в структуре лизингового бизнеса. Во-первых, в 2012 году повысилась доля лизинговых компаний, где учредителями являются частные банки (15,0%), а доля иностранных инвесторов составила в лизинге - 21,2%. При этом, прежде всего, обращает на себя внимание значительный удельный вес лизинговых компаний, учрежденных банковскими структурами (общая доля организаций - 27,3%), при этом объем свершаемых ими сделок составляет 60,5%, что свидетельствует об их значительной роли в этом сегменте бизнеса. Во-вторых, очень невелика доля лизинговых организаций, где собственниками являются производители оборудования - 1,5% отечественные и 2,3% иностранные производители оборудования, причем объем свершаемых ими сделок соответственно 1,6% и 2,2%, т.е. приведенные данные свидетельствуют об ограниченном объеме свершаемых производителями оборудования сделок. Особо следует подчеркнуть, что объемы сделок лизинга, совершаемых иностранными производителями оборудования, уже сейчас несколько выше, чем отечественными. При этом очевидно, что с вступлением России в ВТО импорт иностранного оборудования будет увеличиваться, в том числе и за счет активизации лизинговой деятельности производителей. Это усиливает угрозу вытеснения с лизингового рынка, как и с товарного рынка отечественных производителей оборудования, что приведет к угрозе технологической безопасности страны.

Одновременно следует отметить достаточно высокий удельный вес прочих собственников лизинговых компаний (54,9% по количеству и 25,9% по объему свершаемых сделок в 2012 году). Безусловно, эти участники лизингового сегмента требуют углубленного изучения и расшифровки, т.к. среди них могут быть как весьма перспективные, так и неоправданные его участники.

Безусловно, более глубокого изучения требует географическое распределение местоположения лизинговых сделок. Их привязка к местоположению лизинговых компаний только подтверждает концентрацию лизингового бизнеса не только по собственникам, но

и по территории. Однако гораздо более показательным для оценки результативности лизинга являются данные о том, кто является лизингополучателем, в том числе с учетом по отрасли и видам производств, масштабам, формам собственности и организационно-производственным формам. Косвенно представление об этом дают статистические данные, опубликованные в «Эксперт РА» по результатам анкетирования лизинговых компаний (табл. 2).

Анализ приведенных данных показывает, что почти половина лизинговых заказов приходится на поставку железнодорожной техники, т.е. на заказ РЖД; более 20% - на сделки с авиационным, легковым, включая автобусы и микроавтобусы, морским и речным транспортом; 7,5% - на строительную и дорожно-строительную технику. На лизинговые сделки с оборудованием по отраслям реального сектора экономики приходится около 15% объема сделок, причем их доля несколько возросла по сравнению в 2011 годом. Однако она все еще неоправданно мала.

Как уже было отмечено, для оценки результативности лизингового бизнеса большое значение имеет анализ состава лизингополучателей. Если об их профиле можно судить по структуре лизинговых операций, то вопрос распределения лизингополучателей по формам собственности и масштабам требует специального анализа, особенно в части лизинга оборудования и техники (строительной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной).

Данные, опубликованные «Эксперт РА», характеризуют определенное переформатирование лизингового рынка в 2012 году в пользу ускорения позиций лизинга в малом и среднем бизнесе, доля которого выросла за 2012 года на 6,3% и достигла 21.5%, а с учетом среднего бизнеса — 34, 8%, причем доля среднего бизнеса практически не изменилась.

Лидирующим типом имущества в сделках с субъектами малого и среднего бизнеса (МСБ) стал грузовой транспорт (28,4% против 11,2% в целом по рынку). В тройку лидеров также вошли легковой автотранспорт и железнодорожная техника. Кроме того, для малого и среднего бизнеса типичны сегменты строительной и дорожно-строительной техники. Высокодоходный сегмент строительства (в частности, недвижимости) привлекает значительное количество субъектов МСБ, нехватка собственных средств и залоговой базы приводит их в лизинговые компании.

Даже небольшой объем информации о структуре лизингополучателей позволяет сделать вывод о том, что и в малом бизнесе лизинговые сделки по получению оборудования для развития производственных предприятий весьма ограничены. Кроме того, сама доля лизинговых сделок со структурами МСБ, где сосредоточена основная часть частного капитала, пока ограничена.

Анализ рынка лизинговых услуг позволяет достаточно четко выделить те факторы, которые в настоящее время препятствуют его ускоренному развитию и повышению эффективности, и наметить наиболее предпочтительные направления развития. Социологический опрос, проведенный «Эксперт РА», показал, что в качестве основных факторов, препятствующих успешному развитию лизинга, представители лизинговых компаний и лизингополучатели

выделяют несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности (64,1%) и высокий процент коммерческих кредитов (87,2%). Лизингодатели и лизингополучатели особо подчеркивают неудовлетворенность сложившимся порядком налогообложения. Лизингодатели - конкуренцию со стороны других организаций, осуществляющих лизинговую деятельность и недостаточный спрос на предметы лизинга (соответственно 14,4% и 8,4%), а лизингополучатели - сложностью получения кредита (12,3%) и недостаток финансовых средств (43,0%).

Учитывая сложившуюся структуру лизингового бизнеса, его направленность и оценки со стороны участников, можно выделить основные направления дальнейшего его развития и повышения эффективности:

1. В современных условиях в состав лидеров лизингового бизнеса входят крупные лизинговые компании, основными собственниками которых являются банки, где достаточно высока доля государственного капитала. При этом объектом лизинга в их сделках становятся крупные государственные корпорации или ОАО также с большим удельным весом государственной собственности. Такое сотрудничество дает определенный эффект, однако не является высокоэффективным с позиций привлечения частного капитала.

Следовательно, существенным шагом вперед может быть формирование государственно-частного партнерства, создаваемого на основе ведущих лизинговых компаний, что станет стимулом к привлечению национального и зарубежного частного капитала. Модели создания и функционирования таких партнерств достаточно широко известны в мировой практике и описаны в научной литературе. Такой подход к интеграции государственного и частного капитала получил определенное распространение и в России, в том числе в области дорожного строительства, крупномасштабных инфраструктурных проектов. Однако до сих пор нет достаточного законодательства, регулирующего отношения в рамках государственно-частного партнерства, в частности порядка участия в нем лизинговых компаний.

2. Важным направлением развития лизинга должно стать формирование региональных лизинговых компаний. Их учредителями могут стать, в первую очередь, региональные коммерческие банки. Однако важное участие в их формировании могут принять регио-

нальные органы управления, в том числе, участвуя как соучредители и внося определенную часть средств регионального бюджета. Этот вариант особенно актуален в случае, если предметом лизинга является реализация региональных инфраструктурных проектов, развитие жилищно-коммунального хозяйства, решение определенных социальных проблем и т.д. Используя властные возможности, региональные органы управления могут более эффективно привлекать к решению таких задач муниципальные предприятия, в частности через муниципальные заказы, тем самым обеспечивая загрузку мощностей действующих организаций и обеспечивая их финансовую устойчивость.

3. Важным резервом развития лизинга является активное привлечение к участникам лизинговых компаний производителей оборудования и техники. В этом случае от создания лизинговой компании может быть получен значительный синергетический эффект, т.к. техническое переоснащение одних производств обеспечивает устойчивую потребность в продукции предприятий, производящих технику и оборудование. Участие в таких лизинговых компаниях коммерческих банков может способствовать ускорению оборачиваемости ресурсов у предприятия-производителя техники за счет частичного покрытия лизинговых платежей (по существу кредита производителю оборудования) и ускорения использования новой техники у предприятия-лизингополучателя (введение в эксплуатацию техники до ее полной оплаты). При этом банк, участвуя в лизинговой компании, получает право и реальную возможность контролировать движение денежных потоков по всех цепочке - от производства оборудования, через контроль за своевременность и полным использованием у лизингодателя до получения от последнего прибыли, которая становится источником погашения лизинговых платежей. Косвенный эффект в этом случае, во-первых, связан с большим учетом требований лизингодателя, что предопределяет эффективность его работы, во-вторых в более полной загрузке мощностей организации-производителя оборудования и его мотивации к освоению производства востребованной современной техники.

4. Анализ предмета лизинговых договоров свидетельствует о преобладании лизинга отдельных объектов техники (транспортные средства, строительная и дорожно-строительная техника т.д.). Эти объекты лизинга имеют большое значение и оказывают реальное

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга Источник: «Эксперт РА» [1] по результатам анкетирования ЛК

Предметы л тин га Доля в До.im в Прирост (+> или Доли сегмента

новом бизнеса sa новом бизнеса sa сокращение (-) объема сегмента, % В ЛИЗИНГОВОМ портфеле на

2012 г., % 2012г., % 01.01.2(113,%

Железнодорожная техника 41,25 48,60 -13.80 50.12

Грузовой автотранспорт* 1 LIS 9.54 19,00 5.96

Авиационный транспорт 8.72 7.47 18,48 12.38

(воздушные суда, вертолеты)

Легковые автомобили 8.50 6.22 38.2! 3.45

Строительная техника, включая 4,48 4,99 -8,89 3.39

строительную спецтехнику на

колесах

Дорожно-строительная техника 3.Ü1 2.61 17.04 2.08

Сельскохозяйственная техника 2.17 0.54 304.80 1.94

Суда (морские и речные) 1.63 1.74 -5.30 2.54

Здания и сооружения 1.50 2.68 -43.10 2.51

Автобусы и микроавтобусы 1.43 1.34 8.48 0.95

Оборудование для 15,28 13,75 -1,01 13,34

производственных организации

Компьютеры и орггсхипка 0.13 0.16 -17.04 0.43

Теле комму никацион ное 0.13 0.11 18.77 0.29

оборудование

Торговое оборудование 0.10 0.10 0.84 0.09

Медицинская техника и 0.08 0.08 -4,47 0.04

фармацевтическое

оборудование

Оборудование для 0,03 0.03 5,44 0.02

развлекательных мероприяти й

Мебель и офисное 0.02 0.02 -7.31 0.02

оборудование

Оборудование для ресторанов 0.02 0,01 90.83 0.01

Оборудование для спорта н 0.01 0.00 17.01 0.00

фитнес-центров

ban конское оборудование 0.00 0.00 -100.00 0.00

влияние на ускорение и повышение качества реализации инфраструктурных объектов (совершенствование качества транспортной системы, дорожное строительство, строительство недвижимости и т.д.). Однако нельзя считать нормальным сложившийся рынок в части лизинга оборудования в отрасли реального сектора экономики. Причем в этом случае велика не только доля таких лизинговых сделок, но и их содержание, в частности, расширение числа сделок, при котором объектом лизинга становится система машин и механизмов, позволяющих реализовать современные технологии, способствующие развитию новых бизнес-процессов. В настоящее время лизинговые сделки часто ограничиваются поставками отдельных элементов техники и имеют неоправданно мелкие масштабы.

5. Для повышения результативности деятельности лизинговых компаний большое значение имеет расширение круга лизинго-пользователей, в частности за счет малого и среднего бизнеса. Это направление деятельности, во-первых, позволит лизинговым компаниям увеличить долю краткосрочных, но достаточно эффективных проектов, во-вторых, потребность малого бизнеса в большой мере можно удовлетворять за счет национальных производителей оборудования. В-третьих, лизинговая компания может получить определенную поддержку в рамках программ развития малого бизнеса. В-четвертых, именно в рамках малого бизнеса может получить реальное развитие оперативный лизинг, в том числе в рамках создаваемых бизнес-инкубаторов и технопарков. Косвенный эффект от такого подхода к развитию лизинга связан с ускоренным формиро-

ванием малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, повышения качества их продукции (работ, услуг), создания новых рабочих мест и развития предпринимательства.

6. Весьма эффективным может стать расширение функций лизинговых компаний, которые из обычных посредников могут превратиться в организаторов продвижения передовых технологий и методов организации производства, предлагая соответствующие комплекты техники организациям определенного профиля и масштаба. Для реализации этой работы важно в рамках лизинговой компании создавать соответствующие информационно-консультационные центры, что, хотя и потребует дополнительных затрат, но будет способствовать установлению устойчивых хозяйственных связей с производителями техники и лизингополучателями, повышению эффективности отдельных лизинговых сделок и общей эффективности деятельности всех участников лизинговых отношений.

Отмеченные направления развития лизинга превращают его в важный инновационный инструмент управления инвестиционной политикой субъектов хозяйствования, регионов и страны в целом.

Литература:

1. Эксперт РА. Лизинг в России: итоги 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/ leasing2012_itogi/part1/

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ

ПРОЕКТОВ

Снитко Н., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье представлены результаты исследования научных публикаций, в которых сформированы ключевые концепции управления рисками инновационных проектов. Предлагается авторская версия классификации методов и аналитических инструментов. По итогам исследования получен вывод о том, что расширенная версия аналитической концепции должна строиться индивидуально для каждого проекта.

Ключевые слова: инновации, риски, аналитические инструменты, инновационные проекты.

A DEVELOPMENT OF METHODS OF INNOVATION PROJECTS RISK

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MANAGEMENT

Snitko N., the post-graduate student of the Institute world economy and Informatization

The paper presents the results of a survey on scientific publications on the key concepts of innovation projects risk management. A version of methods and analytical instruments is offered. The paper concludes that an extended version of an analytical concept should be built individually for a certain project.

Keywords: innovations, risks, analytical instruments, innovational projects.

Становление методов инновационного развития в экономической политике многих стран, также как и на уровне отдельных отраслей и предприятий обусловливает актуальность задач совершенствования методов управления инновациями. Обеспечение эффективности управления инновациями требует, в свою очередь, идентификации рисков инновационной деятельности. Согласно мнению европейских экспертов, типология рисков выглядит так, как представлено в табл. 1.

Российская версия на первое место выводит «Риск финансовой неадекватности», а затем следуют юридические риски [2]. На наш взгляд, европейская версия выглядит более взвешенной с точки зрения методики принятия решений. В европейской версии отдельно рассматривают риски управления инновационными проектами, которые включают невыполнение технических требований, столкновение научных интересов, технические или коммерческие трудности, нарушения временного графика, перерасходы бюджета, проблемы коммуникации.

Ключевой вопрос состоит в том, сколько из возможных рисков, ловушек на пути реализации инновационного проекта можно предсказать до его начала, и как ход реализации проекта можно изменить при заблаговременном обнаружении затруднений и возможных провалов.

Каждая фирма, и особенно новые растущие предприятия сталкиваются с большими рисками. Когда оценка риска включена

в бизнес-план, потенциальные инвесторы видят, что бизнес-план рассматривают полностью, и что планы не основаны на слишком оптимистической основе.

Таким образом важно признать и оценить риски. Типичные коммерческие риски происходят или из-за собственных действий фирм или от изменений в деловой среде. Примеры рисков в пределах предприятия - трудности в обнаружении ключевых ресурсов, увольнение ведущих сотрудников или неудачный опытный образец инновационного продукта. Внешние риски могут включать неожиданные изменения цен, потерю запаса в результате пожара, выход на рынок конкурентного продукта, превосходящего по качеству собственный, невозможность получения патента, или расторжение соглашения дистрибьютором. Оценка риска обычно вовлекает предвидение, потому что оценка может всегда быть основана на определенных предположениях. Самые важные риски могут быть идентифицированы посредством анализа чувствительности, и фирма может тогда сконцентрироваться на устранении рисков.

Традиционное определение говорит, что инновация - это получение чего-либо за счет изменения в чем-то устоявшемся, привычном, новинка [20]. Согласно Ф.Котлеру, инновация, новшество относится к любой пользе, услуге или идее, которая воспринимается кем-либо как новая [4]. Таким образом, новый продукт или процесс могут быть новшеством для одного человека, и в то же время не быть новшеством для другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.