Научная статья на тему 'Персоноцентрический механизм внедрения информационных технологий в систему вузовского обучения'

Персоноцентрический механизм внедрения информационных технологий в систему вузовского обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ / PERSONAL-FOCUSED LOGIC OF INFORMATIZATION / МОДАЛЬНОСТИ И АТРИБУТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / MODALITIES AND ATTRIBUTES OF SELF-REALIZATION / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / PRINCIPLES FOR INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Е.Н.

В статье излагается гуманитарный аспект применения современных информационных технологий в вузе, опирающийся на модальности самореализации студентов в обучении и предполагающий персонологическую логику информатизации в рамках двух этапов: субъектном и нормативном. Первый этап охватывает атрибутивные признаки самореализации студентов, над которыми надстраиваются соответствующие принципы применения информационных технологий, образующие второй императивный этап информатизации. Такой подход к решению проблемы информатизации вузовской подготовки дает возможность более адекватной связи технологического и личностного начал в современной высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personocentric mechanism of implementation of information technologies in system of higher education

In article the author states the humanitarian aspect of use of modern information technologies in higher education, which based on modalities of students’ self-realization in learning and developed the personal-focused logic of informatization within two stages: subjective and imperative. The first stage covers the attributive signs of students’ self-realization over which the corresponding principles of application of information technologies are built; these principles form the second imperative stage. Such approach to solution of the problem of informatization of higher school education gives the chance of more adequate interrelation of technological and personal factors of the modern higher school.

Текст научной работы на тему «Персоноцентрический механизм внедрения информационных технологий в систему вузовского обучения»

УДК 378.14

ПЕРСОНОЦЕНТРИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ* i Е. Н. Шутенко, Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (Белгород, Россия), e-mail: shutenko@bsu.edu.ru

Резюме. В статье излагается гуманитарный аспект применения современных информационных технологий в вузе, опирающийся на модальности самореализации студентов в обучении и предполагающий персонологическую логику информатизации в рамках двух этапов: субъектном и нормативном. Первый этап охватывает атрибутивные признаки самореализации студентов, над которыми надстраиваются соответствующие принципы применения информационных технологий, образующие второй императивный этап информатизации. Такой подход к решению проблемы информатизации вузовской подготовки дает возможность более адекватной связи технологического и личностного начал в современной высшей школе.

Ключевые слова: информационные технологии, высшая школа, самореализация, персонологическая логика информатизации, модальности и атрибуты самореализации, принципы информатизации образования.

Введение. Развитие современных информационно-коммуникационных технологий открывает новые горизонты и возможности в высшем образовании. Педагогически грамотное и психологически корректное применение этих технологий может обеспечить реальный прорыв к персонификации образовательного процесса, способствовать росту учебной мотивации студентов и преодолению издержек массово-репродуктивной системы подготовки [3].

Между тем, очевидно, что современные информационные технологии не могут напрямую переноситься и встраиваться в образовательный процесс. Более того, не все из них и не всегда могут использоваться в подготовке [4].

Личностное измерение информационных технологий в вузовской подготовке. Сегодня в лице информационных технологий система образования имеет дело с беспрецедентным средством воздействия на психику и сознание развивающейся личности, и главный вопрос заключается в том, как распорядиться этим средством - во благо или во вред образованию Человека? [1]

На наш взгляд, благотворному построению информационной среды в современном вузе служит императив личностного измерения образования. Данное измерение представляет систему ценностно-целевых координат, отвечающую личностному развитию студентов в образовательном процессе и направленную на построение пространства для полноценного развития базовых структур личности студента, формирование целостных и устойчивых образцов поведения и мышления, отвечающих

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-08802 на 2015-2016 годы

1 Статья представлена Т. М.. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия), рецензенты: Л. Ф. Чупров, к. псх. н (Черногорск, Россия), А. С. Щукин (Санкт Петербург, Россия).

культуре и социуму, реализацию способностей и устремлений, культивирование позиции субъекта учебной и профессиональной деятельности [6].

Для широкого применения современных информационных технологий в образовании они должны пройти через некий «гуманитарный фильтр», под которым подразумевается совокупность важных социально-психологических и педагогических условий [5]. В первую очередь эти условия диктуются задачей самореализации студентов, поскольку информационные технологии внедряются не столько ради информатизации образования, сколько ради обеспечения лучшей и более качественной подготовки будущего специалиста [6].

В широком гуманитарном аспекте самореализация заключается в раскрытии и реализации сущностных сил личности, отражающих конкретно-исторические формы общественных отношений. Представляя синтез знаний, умений, способностей, талантов и пр., движимых интересами, ожиданиями и смыслами, эти сущностные силы складываются в процессе присвоения индивидом опыта культуры и производительных сил общества посредством механизмов распредмечивания и опредмечивания этого опыта в социальной практике [2].

Феноменологический план самореализации студентов как сфера действия информационных технологий. Понимание образовательного пространства как среды самореализации студентов требует раскрытия всей палитры форм и разновидностей проявлений этого процесса в условиях современной высшей школы. Такое раскрытие неизбежно заставляет переосмыслить и по-новому взглянуть на высшую школу, в которую студенты приходят не только и не столько, чтобы что-то усвоить и получить, а для того, чтобы развить себя. В этой связи, высшая школа для студентов представляется как школа постоянного эксперимента и работы над самими собой, над собственным образом, она выступает как пространство самоизменений. И это неслучайно, поскольку образовательный процесс в высшей школе есть не что иное как процесс преобразования самих себя, как процесс становления внутреннего опыта самоизменений.

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс призвано усилить и приумножить возможности студентов для обретения этого опыта самоизменений, для облегчения этого перехода внешнего во внутреннее. В этой связи, пространством применения данных технологий становится не только сфера дидактических программ и методик, но также и область проявлений различных форм самореализации студентов.

В цикле исследований в рамках проекта по изучению образа студенческой молодежи современной России (проект РГНФ 2006-2009 годы) на основе проведения социологических опросов нами были установлены наиболее отчетливые разновидности проявлений самореализации студентов в процессе вузовской подготовки [7]. В результате обобщения данных был сформулирован ряд типичных проявлений, которые были обозначены нами как модальные признаки самореализации студентов. Эти признаки служат своего рода феноменологическими образцами опыта саморазвития и самопроявления студентов в вузе, которые в той или иной степени близки и знакомы им из прежней жизни, соответствуют их внутренним способностям, отвечают складу личности, ожиданиям и характеру отношений с самими собой и окружающими. Перечень выделенных модальностей самореализации представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Модальные признаки самореализации студентов

Нужно отметить важность отмеченных модальностей самореализации студентов для применения информационных технологий в образовательном процессе, поскольку они открывают те невидимые внутренние направления развития и точки приложения данных технологий, которые активизируют и востребуют личностные пути и способы освоения опыта культуры в вузовской подготовке.

Персоноцентрическая логика информатизации вузовской подготовки. Процесс информатизации высшей школы должен иметь четкую личностную адресацию и императивную основу, отражающую содержательные признаки самореализации студентов в обучении [6]. Обобщение опыта теоретического анализа и практического применения информационных технологий в вузе позволило нам выделить ряд важных составляющих этого процесса в виде дескриптивной модели (см. рис. 2).

Данная модель охватывает два ключевых этапа внедрения информационных технологий - ориентировочный и нормативный. Первый этап составляет центральную часть модели, отражая атрибутивные признаки самореализации студентов, и представляет исходный, внутренний контур условий информатизации. Второй этап вытекает из первого, выступает как императивный аспект модели, представляя совокупность принципов внедрения информационных технологий, направленных на самореализацию студентов.

Логика внедрения информационных технологий в образовательный процесс

О О О

Учет атрибутивных признаков самореализации студентов

1 этап -

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

2 этап -

НОРМАТИВНО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

проявление личностных качеств самостоятельность обучения достижение значимого результата деятельный характер учения

осмысленность действий творческое самовыражение разносторонняя активность в обучении внутренняя ответственность

целеустремленность в обучении устойчивый интерес к обучению личностные усилия в обучении сотрудничество в обучении

тттттттттттг;

Принципы применения информационных технологий

адресность доступность избыточность разносторонность

интерактивность сензитивность синергичность обновляемость

Информационно-развивающая среда образовательного процесса

Рис. 2. Персоноцентрическая модель внедрения информационных технологий в

образовательное пространство вуза

Рассмотрим кратко каждый из этапов, составляющих данную модель.

На первом этапе конкретизируется и операционализируется феномен самореализации студентов посредством учета его атрибутивных признаков, которые были собраны и обобщены нами в ходе социологических опросов студентов [7]. Среди наиболее существенных были выделены следующие:

• проявление личностных качеств в обучении (возможность выразить себя, раскрыть свои сильные стороны);

• самостоятельность обучения (саморуководство и опора на внутренний потенциал в обучении);

• достижение субъективно значимого результата в учебе (желание и возможность быть успешным);

• деятельный характер учения (проявление активности в образовательном процессе);

• осмысленность учебных действий (реализация смысловых отношений в обучении);

• творческий элемент в обучении (возможность экспериментирования, открытия новых знаний, способов познания и деятельности);

• разносторонняя активность в обучении (проявление различных форм познавательных действий в обучении);

• внутренняя ответственность (осознанный подход к занятиям, возможность самопроектирования вузовской подготовки);

• целеустремленность в обучении (наличие цели в жизни и достижение ее посредством обучения в вузе);

• устойчивый интерес к обучению (личная заинтересованность в подготовке, стремление больше познать);

• личностные усилия в обучении (готовность преодолевать трудности и препятствия в подготовке);

• сотрудничество в обучении (диалогический характер общения, стремление к согласию и доверию, культура общения).

Второй этап модели непосредственно учитывает представленные выше признаки самореализации студентов, отражая соответствующие требования к применению информационных технологий в вузе. Квинтэссенция данных требований находит свое отражение в следующих принципах.

Принцип адресности полагает соответствие информационного обеспечения профессиональному содержанию обучения и индивидуальным запросам студентов, их особенностям и способностям, уровню подготовленности, научной специализации и пр.

Принцип доступности предусматривает возможность включения каждого студента в процесс беспрепятственного доступа, обращения и пользования информационными ресурсами и технологиями в вузовском образовательном кластере, полагает полноценность обеспечения студентов необходимым объемом учебной, научной, профессиональной, и др. информации.

Принцип избыточности информационных технологий означает оптимальность их действия в рамках обеспечения актуальных запросов обучаемых, предоставляемая студентам информация не должна их запутывать и перегружать, а расширять спектр их возможностей и прояснять интересующие их проблемы.

Принцип разносторонности полагает использование разнообразных информационно-коммуникативных обучающих технологий (электронных, мультимедийнных, интерактивных, сетевых, виртуальных и пр.) как целостного информационно-образовательного комплекса.

Принцип интерактивности предусматривает возможность активного взаимодействия с экспертным и референтным сообществом, возможность взаимного общения самих обучаемых.

Принцип сензитивности означает, что информационные технологии должны учитывать запросы и потребности студентов, отвечать их актуальным задачам развития в процессе подготовки

Принцип синергичности информационных технологий требует их непосредственной настроенности на образовательную систему вуза для усиления культуры подготовки специалиста. Информационные технологии должны непосредственно сопрягаться с целями и содержанием подготовки.

Принцип обновляемости информационных технологий полагает их регулярный пересмотр, коррекцию, дополнение, обновление. В условиях нарастающего потока

новых знаний, технологий, открытий необходим их своевременный учет и отражение в образовательном процессе.

Выводы. Таким образом, представленная персоноцентрическая концепция информатизации вузовской подготовки интегрирует важные составляющие самореализации студентов в сопряжении с принципами внедрения современных информационных технологий, что позволяет моделировать личностно-развивающую информационно- образовательной среду, которая настраивает студентов на саморазвитие в обучении и открывает значительные возможности для успешного освоения ими выбранной специальности

Литература:

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / М. Кастельс // Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

2. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовесткой психологии / Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. - Москва: Смысл, 1997. - С. 156-176.

3. Образцов, П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов. - Орел: ОрелГТУ, 2000. -145 с.

4. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.

5. Скворцов, Л. В. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды / Л.В. Скворцов // Редкол.: И.Л. Галинская (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 288 с.

6. Шутенко, Е. Н. Самореализации студенческой молодежи в процессе вузовского обучения / Е.Н. Шутенко// Психология обучения. - 2012. - №12. - С.79-87.

7. Шутенко, Е. Н. Социальная феноменология и субъективные индикаторы самореализации студенческой молодежи / Е.Н. Шутенко // Перспективы науки и образования. - 2014. - №4 (10). - С. 80-84. pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/ pdf_140414.pdf

— • —

gü' Shutenko Е. N. Personocentricheskij mehanizm vnedrenija informacionnyh tehnologij

W v sistemu vuzovskogo obuchenija / E. N. Shutenko // Nauka. Mysl'. - № 6. - 2015.

— • —

© Е. Н. Шутенко, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

Сведения об авторе:

Елена Николаевна Шутенко - доцент кафедры общей и клинической психологии, кандидат психологических наук, Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (Белгород, Россия).

Abstract. In article the author states the humanitarian aspect of use of modern information technologies in higher education, which based on modalities of students' self-realization in learning and developed the personal-focused logic of informatization within two stages: subjective and imperative. The first stage covers the attributive signs of students' self-realization over which the corresponding principles of application of information technologies are built; these principles form the second imperative stage. Such approach to solution of the problem of informatization of higher school education gives the chance of more adequate interrelation of technological and personal factors of the modern higher school.

Keywords: information technologies, the higher school, self-realization, personal-focused logic of informatization, modalities and attributes of self-realization, principles for informatization of education.

Подписано в печать 17.11.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.