Научная статья на тему 'Персонификация музейного пространства Алтайского края'

Персонификация музейного пространства Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИКА / МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ЛИЧНОСТЬ / МУЗЕЙНЫЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / BIOGRAPHY / MEMORIAL MUSEUMS / PERSONALITY / MUSEUM BIOGRAPHICAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернова Анастасия Александровна

В статье представляются основные аспекты персонификации музейного пространства Алтайского края создание мемориальных музеев и выделение личных фондов в музеях. Особое внимание уделяется понятиям «биографика», «биографические исследования» в их культурологическом понимании. Указывается на становление нового термина «музейная биографика», основой которого является обращение в музеях и учреждениях музейного типа к материалам, связанным с деятельностью знаменитых личностей, внесших вклад в развитие социокультурного пространства района, края, области, страны в целом. Обозначено значение персонифицированного музейного пространства Алтайского края в поддержании культурной и региональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чернова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONIFICATION OF THE MUSEUM SPACE OF THE ALTAI TERRITORY

The article describes the main aspects of the personalization of the Museum space of Altai territory, which evinced in the following forms: creation of memorial museums and the appropriation of personal funds in museums. Special attention is tented to the concept of “biography”, “biographical studies” in their cultural understanding. It is indicated to the formation of a new term “Museum biography”, which is based on appeal in museums and institutions to the materials related to the activities of famous people who have contributed to the development of the cultural and social space of the district, territory, region, country as a whole. The value of personified museum space of Altai territory is the maintenance of cultural and regional identity.

Текст научной работы на тему «Персонификация музейного пространства Алтайского края»

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

V _

АЛТАЙСКОГО КРАЯ1

Анастасия Александровна ЧЕРНОВА,

аспирант кафедры музеологии и документоведения

Алтайского государственного института культуры, Барнаул, Россия

e-mail: 84stasia@mail.ru

В статье представляются основные аспекты персонификации музейного пространства Алтайского края - создание мемориальных музеев и выделение личных фондов в музеях. Особое внимание уделяется понятиям «биографика», «биографические исследования» в их культурологическом понимании. Указывается на становление нового термина «музейная биографика», основой которого является обращение в музеях и учреждениях музейного типа к материалам, связанным с деятельностью знаменитых личностей, внесших вклад в развитие социокультурного пространства района, края, области, страны в целом. Обозначено значение персонифицированного музейного пространства Алтайского края в поддержании культурной и региональной идентичности.

Ключевые слова: биографика, мемориальные музеи, личность, музейные биографические комплексы.

PERSONIFICATION OF THE MUSEUM SPACE OF THE ALTAI TERRITORY

A. A. Chernova, doctoral student of Department of museology

and document management of the Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

e-mail: 84stasia@mail.ru

The article describes the main aspects of the personalization of the Museum space of Altai territory, which evinced in the following forms: creation of memorial museums and the appropriation of personal funds in museums. Special attention is tented to the concept of "biography", "biographical studies" in their cultural understanding. It is indicated to the formation of a new term "Museum biography", which is based on appeal in museums and institutions to the materials related to the activities of famous people who have contributed to the development of the cultural and social space of the district, territory, region, country as a whole. The value of personified museum space of Altai territory is the maintenance of cultural and regional identity.

Key words: biography, memorial museums, personality, museum biographical complexes.

Биографические исследования берут начало с момента зарождения научного знания. Но как отдельная область знания биографика появляется в конце XX века. «Биографика - отрасль научного знания, относящаяся к вспомогательным историческим дисциплинам, подразумевающая исследование и описание жизни исторической личности» [14].

1 Исследование поддержано РФФИ, проект № 18-39-00112.

Возникновение в отечественной культурологии интереса к биографическому методу и биографике неслучайно. «Этому способствовали как изменения в культурологии как науке, так и явления общего социального плана»,- замечает С. Н. Иконникова [8, с. 7]. Исследователь в статье «Биографика как часть исторической культурологии» отмечает, что «биографика как отрасль исторического знания исследует основные модели, понятия, структуру жизнеописания, степень достоверности фактов, соотношение документальных источников и художественного вымысла». А в культурологии используется как «особый способ измерения социально-культурных процессов» [8].

Биографика становится отдельно развивающейся отраслью научного знания. Биографическое исследование направлено на изучение жизни определенного индивида, ее внутренней динамики, ее встроенности в социум [7]. В другой статье С. Н. Иконниковой «Биография как социокультурное измерение истории» указывается на актуальность обращения к данной проблеме в связи с процессами общенаучной глобализации: «Биография становится историческим источником познания. История одной жизни приобретает значение структурного измерения всей общественной системы путем "восхождения" к индивидуальности» [7, с. 5].

С.А. Меркулов и Е.А. Казакова выделяют две современные тенденции в изучении биографии - социальную и экзистенциальную, указывая на основной элемент существования биографических сведений в пространстве культуры - язык. При этом все сложности изучения жизни отдельных персон сводятся к факту познания и понимания текстовых символов [10].

Профессор Челябинской академии культуры и искусств В. М. Рябков рассматривает в своей работе «Биографика социально-культурной деятельности: методология и методы исследования» основные методы науки биографики и возможности их применения в социально-культурных исследованиях. Он указывает на необходимость создания учебного курса по биографике гуманитарных наук [15].

Таким образом, мы видим, что постепенно роль биографики в научном познании возрастает. Это связано с общими процессами научного познания в открытом информационном обществе. Сегодня это необходимо для выработки новых стратегий, новых путей самореализации современного человека в поликультурном пространстве.

В музейной сфере обращение к понятию «биографика» также весьма неслучайно: в музее документируются предметы, связанные с бытованием определенного человека, что уже говорит о «личностной» специфике музейного предмета, здесь же можно заметить, что предмет был «кем-то» задокументирован или помещен в музейное собрание, что еще раз подтверждает теорию «персонификации» музейного предмета. Из этого следует, что понятие «персонификация» - сквозное для музейной деятельности в целом. Целенаправленная работа с музейным предметом,- такая как документирование и репрезентация, невозможна без вмешательства личностного начала индивида.

На современном этапе развития музейной сети особое внимание уделяется персонификации музейного пространства, появляется своеобразная «музейная биографика». Основой этого процесса является обращение к деятельности, связанной с мемориализацией знаменитых личностей, внесших вклад в развитие социокультурного пространства района, края, области, страны в целом. Персонификация проявляется в создании мемориальных музеев и выделении личных

фондов в музеях. Рассмотрим подробнее каждое из направлений на конкретных примерах музеев Алтайского края.

Становление мемориальных музеев в Алтайском крае начинается в 1974 году с создания музея в средней школе села Сростки Бийского района, где учился В. М. Шукшин. В 1999 году музею присваивают статус Всероссийского историко-ме-мориального музея-заповедника им. В. М. Шукшина [4]. Сегодня музей, являющийся наиболее востребованным в туристической сфере региона, стал культурным брендом Алтайского края.

Другой музей - в селе Полковниково Косихинского района - создан в 2002 году в целях увековечивания памяти Г. С. Титова (космонавта СССР № 2). Современный музейный комплекс включает два объекта: школу-семилетку, в которой учился Г. С. Титов, и новое здание музея, где находятся экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников [3].

Музей памяти Евгения Геннадьевича Гущина открыт 31 октября 2007 года в поселке Катунь благодаря выигранному гранту администрации Алтайского края в области культуры. Музей располагается в здании клуба напротив дома, где жил писатель, на котором установлена мемориальная доска. Особо ценны для музея личные вещи Е. Г. Гущина: предметы одежды, компьютер, пишущая машинка, бритва, очки и др. Широко представлено творческое наследие писателя - его книги - и книги, подаренные Гущину друзьями-писателями с дарственными надписями, в т.ч. В. Астафьевым и В. Распутиным. Настоящим украшением музея является бюст Е. Гущина работы известного алтайского скульптора М. Кульгачева [1].

Следующий мемориальный музей - Музей Екатерины Савиновой - является филиалом Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, он расположен в с. Ельцовка Ельцовского района Алтайского края. Музей был открыт 26 декабря 2011 года благодаря инициативе местных жителей, которые предложили создать мемориальный комплекс, посвященный актрисе. Музейная экспозиция разделена на две части. Первая из них рассказывает об обстановке - сельской жизни и быте,- в которой росла и формировалась будущая актриса, вторая - о ее жизни в Москве. Комната передает атмосферу кинозала, в ней представлены документы и вещи Е. Савиновой. Многие из них передал в дар музею ее супруг, режиссер Е. Ташков. Он подарил музею платье, в котором актриса снималась в своем самом известном фильме «Приходите завтра». Также в экспозицию включены диплом и профсоюзный билет актрисы, фотографии со съемочных площадок и встреч с коллегами по цеху. Надо сказать, что музей народной артистки РСФСР Екатерины Савиновой включен в брендовый маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая» [5].

К 80-летнему юбилею Роберта Рождественского, в 2012 году, в Алтайском крае был создан его мемориальный музей, который также действует в статусе филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИ-ЛИКА) [5].

В 2012 году в с. Верх-Обское Алтайского края был открыт мемориальный музей Михаила Евдокимова. Реконструкция дома культуры в Верх-Обском и создание в этом здании мемориального музея артиста проходили в рамках краевой инвестиционной программы. В формировании экспозиции музея принимали активное участие родные и близкие Михаила Евдокимова. Его супруга Галина Николаевна передала музею более 100 предметов музейного значения - личные вещи, фотографии, книги [12].

В 2013 году по распоряжению губернатора Алтайского края А. Б. Карлина был открыт мемориальный музей М.Т. Калашникова - филиал Алтайского государственного краеведческого музея - в селе Курья Алтайского края, на родине всемирно известного конструктора. Музей располагается в здании, являющемся памятником архитектуры деревянного зодчества регионального значения. Построено оно было в 1905 г. для сельской школы, в которой в 1920-е годы учился будущий конструктор. Фонд музея насчитывает около 2,5 тысяч единиц хранения: мемориальные предметы, макетное оружие, заводское оборудование, копии документов и фотографий из Государственного архива Алтайского края, краеведческого музея Бакчарского района Томской области [2].

В 2016 году в день 75-летия Валерия Сергеевича Золотухина на его родине в селе Быстрый Исток состоялось торжественное открытие Мемориального музея и культурно-досугового центра, который является одним из филиалов Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Данный музей является одним из самых современных и технологичных музеев не только в Алтайском крае, но и в России. Интерьер музея напоминает закулисье театра: перекрытия, конструкции, ширмы. В музее обустроены небольшой театральный зал и кинозал. Любой желающий может почитать книги, послушать и посмотреть записи, скачать информацию. Одна из стен музея - окно, через которое открывается вид на село Быстрый Исток. Музей входит в Мемориальный комплекс В. С. Золотухина, к которому также относятся храм, построенный на средства Валерия Сергеевича, родительский дом и могила актера [12].

В 2016 году началась работа по созданию музея еще одного именитого уроженца Алтая - кинорежиссера Ивана Александровича Пырьева. Возникла идея сделать музей не просто мемориальным, а многопрофильным учреждением, освещающим прошлое и настоящее кинематографии Алтая. Музей также будет являться филиалом Государственного музея литературы, искусства и культуры Алтая. [13].

Помимо крупных мемориальных музеев в Алтайском крае создаются и серьезные биографические комплексы при государственных, муниципальных и ведомственных музеях. Так, в Барнауле в Государственном музее литературы, искусства и культуры Алтая находится 59 собраний личного фонда, среди них личный фонд писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина, личный фонд писателя Георгия Дмитриевича Гребенщикова, личный фонд писателя Льва Израилевича Квина, личный фонд поэта Леонида Семеновича Мерзликина и т.д. [6].

В Алтайском государственном краеведческом музее также содержатся материалы о выдающихся деятелях культуры, науки и искусства Алтая. Среди них документы П. К. Фролова, Ф. В. Геблера, И. И. Ползунова, Г.Д. Няшина, Г. И. Гур-кина, В. М. Шукшина и др. [2].

Государственный художественный музей в своих фондах имеет большую коллекцию, посвященную творческому наследию первых художников Алтая -Г. И. Гуркина, А. О. Никулина, А. Н. Борисова, а также художников современности [6].

Музей «Город» также ведет работу по собиранию личных фондов выдающихся людей Барнаула. Так, в музее находится личное собрание Н. Баварина, М. Юда-левича и др. Стратегия развития музея заключается в формировании образа истории Барнаула через демонстрацию судеб людей [11].

Процесс персонификации музейного пространства, неразрывно связан с общенаучными тенденциям перехода от социоцентрической концепции к антропоцентрической. Реализация теоретических положений биографики как отрасли научного знания в музейной сфере позволяет отразить через призму человеческого бытия основные социокультурные тенденции времени, культурные взаимосвязи. Биографика в музее является интегрированной формой воспроизведения культурного наследия, собранного в музеях России. Персонификация музейного пространства является частью музейных биографических исследований и предполагает комплексный подход к изучению роли личности в истории. Музей как социокультурный институт является моделью интеграции персонального наследия и частью пространства культуры. Представляя личность в рамках музейной сферы, возможно воссоздать культурную картину прошлых эпох, что и является главной стратегической задачей учреждения. Транслирование биографии личности средствами музейной работы сегодня приобретает важное значение в становлении имиджа региона, что ярко демонстрирует пример музеев Алтайского края.

Литература

1. Алтайская районная межпоселенческая библиотека. Официальный сайт.-URL: http://altailib. ru/Web_proekt_E_Gychin_Muzei_pamjati. html (1ата обращения 1.06.2018).

2. Алтайский государственный краеведческий музей. Официальный сайт.- URL: http://www. agkm. ru (1ата обращения 1.06.2018).

3. Алтайский государственный мемориальный музей Г. С. Титова. Официальный сайт.- URL: http://www. muzeytitova. ru (дата обращения 1.06.2018).

4. Всероссийский историко-мемориальный музей-заповедник им. В. М. Шукшина в селе Сростки Бийского района. Официальный сайт.- URL: http://www. shukshin. museum. ru/life/hiSory (дата обращения 1.06.2018).

5. Государственный музей литературы искусства и культуры Алтая. Филиал: Мемориальный музей актрисы Е.Ф. Савиновой. Официальный сайт.- URL: http://gmilika22. ru/category/muzej-savinovoj-e-f (дата обращения 1.06.2018).

6. Государственный художественный музей Алтайского края. Официальный сайт.-URL: http://muzei. ab. ru/index. htm (дата обращения 1.06.2018).

7. Иконникова С. Н. Биографика как часть исторической культурологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.-2012.- № 2.- С. 7-14.

8. Иконникова С. Н. Биография как социокультурное измерение истории // Культурологический журнал. 2011 [Электронный ресурс].- URL: http://cr-journal. ru/rus/ journals/100. html&j_id=8 (дата обращения 1.06.2018).

9. Мемориальный музея им. В. Золотухина. Официальный сайт Государственного музея литературы, искусства и культуры Алтая - URL: http://gmilika22. ru/%D0%BCemorialnyj-muzej-%D0%B2-%D1%81-%D0%B7olotuxina-otkryli-v-%D0%B0ltajskom-krae. html#more-15359 (дата обращения 1.06.2018).

10.Меркулов С. А., Казакова Е. А. Эволюция взглядов и трансформация подходов в составлении строго документированных научных биографий // Вестник Томского государственного университета. История.- 2014.- № 2 (28).- С. 64-67.

11. Музей «Город» г. Барнаул. Официальный сайт. Режим доступа: музей-город. рф. (дата обращения 1.06.2018).

12.Официальный сайт Алтайского края. Информация о созд. мемориального музея им. М. Евдокимова: http://www. altairegion22. ru/info/tour/evdokimov-museum. php (дата обращения 1.06.2018).

13.Официальный сайт Алтайского края. Информация о создании музея И. Пырьева.- URL: https://www. altairegion22. ru/region_news/v-altaiskom-krae-poyavitsya-muzei-kinorezhissera-i-SsenariSa-ivana-pyreva_291387. html (дата обращения 1.06.2018).

14.Рейтблат А. Биографируемый и его биограф (к постановке проблемы) // Право на имя: Биографика XX века: чтения памяти Вениамина Иоффе: избранное. 2003-2012.- Санкт-Петербург: Норма, 2013.- С. 413-422.

15.Рябков В. М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и методы исследования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.- 2015.- № 2 (24).- С. 63-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.