Научная статья на тему 'Персонал как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтического предприятия'

Персонал как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов А. М., Сараев А. Р.

На современном этапе развития отечественной фармацевтической индустрии чрезвычайно важна конкурентоспособность предприятия. Одним из самых важных и эффективных рычагов воздействия на уровень конкурентного преимущества является персонал предприятия. Руководителям фармацевтических производств, для оптимизации процесса регулирования уровня конкурентоспособности весьма актуальны факторы, воздействующие непосредственно на персонал. На основе факторов воздействия следует планировать дальнейшую стратегию развития кадрового состава таких сложных и наукоемких отраслей как фармация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персонал как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтического предприятия»

6. http://www.claster-center.ru.

7. Заглумина Н.А. Управление инновационными процессами на предприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала // Журнал «Инновации». -2010. - 02 (136).

ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Измайлов А.М.*, Сараев А.Р.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара

На современном этапе развития отечественной фармацевтической индустрии чрезвычайно важна конкурентоспособность предприятия. Одним из самых важных и эффективных рычагов воздействия на уровень конкурентного преимущества является персонал предприятия. Руководителям фармацевтических производств, для оптимизации процесса регулирования уровня конкурентоспособности весьма актуальны факторы, воздействующие непосредственно на персонал. На основе факторов воздействия следует планировать дальнейшую стратегию развития кадрового состава таких сложных и наукоемких отраслей как фармация.

Мотивация персонала в значительной степени определяет как непосредственно успех деятельности организации, так и развитие экономики в стране, уровень благосостояния людей, что предопределяет актуальность и важность проблем мотивации персонала.

Одной из стратегически важнейших отраслей промышленности России является фармацевтическая отрасль. Ввиду исторически сложившихся экономических особенностей развитие отечественной фармацевтической отрасли находится на стадии выхода из длительного застоя. Поэтому сейчас определяющим фактором проникновения на рынок и развития российский фармкомпаний является конкурентоспособность.

На конкурентоспособность компании одновременно влияет множество факторов, одним из которых является трудовой коллектив. Не секрет что движущей силой организации являются люди. Еще И.В. Сталин в свое время сказал что «кадры решают все». Давно доказано, что главная ценность

* Аспирант кафедры Организации и стратегии развития промышленных предприятий Самарского государственного экономического университета.

* Ассистент кафедры Общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики и управления здравоохранением, руководитель курса экономики и управления здравоохранением Самарского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук.

любой компании заключается не в деньгах, технологиях, ресурсах, а в квалифицированном персонале.

Существуют множество различных моделей, с помощью которых делаются попытки объяснить мотивацию людей на работе. При всем при этом каждый подход не является абсолютно универсальным, и в чем то ограничен, и на данный момент нет однозначного ответа, что же мотивирует людей в различных ситуациях. В данной статье мы хотим рассмотреть вопрос о том, какие же факторы мотивируют персонал фармацевтической промышленности.

В этой статье мы хотим затронуть вопрос стимуляции персонала как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтического предприятия. Для этого необходимо выделить элементы, существенно отличающие работу фармацевтического предприятия от предприятий других отраслей промышленности. Среди них можно отметить:

1. Фармацевтическая промышленность - это большое, науко - и капиталоемкое производство, темпы роста которого в 3-4 раза превышают темпы роста прочих отраслей хозяйства, имеющее большую долю добавленной стоимости в конечной продукции, высокую заработную плату и крупны объемы экспорта [3].

2. Работа в условиях жесточайшей конкуренции. Это связано с тем, что высокую долю отечественного рынка занимает импортная продукция.

3. Высокий уровень нормативной регламентированности производства, транспортировки и продажи продукции. Этот факт связан с серьезной угрозой нанесения ущерба здоровью населения в случае выпуска недоброкачественной продукции. Так же одной из отличительных особенностей фармпроизводства, включая галеново-фар-мацевтические производства, является широкое разнообразие используемых технических и технологических решений, что влечет за собой расширение масштабов госрегулирования.

4. Как правило, для работы на фармацевтическом предприятии необходимо специальное образование. Не всегда, но довольно часто для эффективной реализации стратегии развития руководство предприятий прибегает к разработке и внедрению новых видов продукции и технологий производства. И только люди компетентные в вопросах создания, организации производства и сбыта, способны реально влиять на ситуацию на предприятии.

5. Низкое внимание уделяется созданию условий для развития отечественной фармпромышленности со стороны государства. Хоть в последнее время и были сделаны серьезные шаги в этом направлении (принятие стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года), но как показывает анализ публикаций СМИ по рассматриваемой тематике, сдвиги в положительную сторону пока что только начинаются.

6. Условия, в которых ведет свою хозяйственную деятельность предприятие, формируют особенности стимулирования персонала. Система стимулирования работника представляет собой сложную, многогранную систему на основе комплексного воздействия взаимосвязанных элементов на персонал в интересах формирования у него механизма мотивации на достижение запланированных результатов стратегического развития предприятия в целом [2].

Мировая практика убедительно свидетельствует, что в условиях обострения конкурентной борьбы на товарных рынках необходимость активизации инновационных процессов, повышения уровня квалификации персонала предприятий необходимо расширять стимулирование достижения высоких производственных и рыночных результатов деятельности предприятия, что в конечном итоге определяет успех в условиях конкуренции.

Сотрудники фармацевтических предприятий, как правило, имеют специализированное фармацевтическое или инженерно-техническое образование, позволяющее им лучше разбираться во всех тонкостях создания и производства продукции. Высокие темпы развития науки и техники создают необходимость в систематическом повышении квалификации у персонала. Опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал дают быструю и высокую отдачу. А в условиях кризиса профессиональное обучение персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Поэтому, необходимо отметить роль расширения кругозора компетентностных знаний среди персонала путем систематического посещения различных семинаров, курсов повышения квалификации, выставок, отправок в командировку с целью обмена опытом, временный обмен кадрами, и так далее. Важно учитывать тот факт, что сотрудник как и любой человек имеет широкий спектр психологически-обусловленных потребностей, среди которых признание ценности человека как сотрудника. Если давать сотруднику почувствовать свою значимость в рамках производственно-сбытового процесса, соответственно и мотивационный механизм будет иметь больший коэффициент полезного действия. Стимуляция персонала, таким образом, носит нематериальный, но социально-психологический оттенок, и в некоторых случаях имеет даже большую пользу, чем денежное вознаграждение.

В фарминдустрии сложилась ситуация, характерная в целом для российской экономики: «старики», которые работают на производствах, мало ориентированы на современные методы ведения бизнеса, представителей среднего поколения практически нет, а молодежь получила хорошее образование, но не имеет опыта работы на производстве [1]. Вряд ли подобная ситуация способна положительным образом повлиять на уровень конкурентоспособности, поэтому руководителям предприятий стоит хорошо оценивать средний возраст трудового персонала, и систематически выравнивать баланс между молодыми и более опытными сотрудниками.

Но стоит отметить, что весьма важным является систематическое обновление кадров. Прежде всего, это связано с тем, что молодому сотруднику предстоит многому научиться у более опытных, а это требует времени. Поэтому своевременность в этом деле играет весьма важную роль.

Например, для организации нормального функционирования всех производственных отделений фармацевтического предприятия необходимо иметь в персонале компетентных сотрудников, способных в процессе своей трудовой деятельности учитывать целый спектр технологических особенностей, присущих данному типу производства. Стандарты, на основе которых построено производство предусматривают целый ряд особенностей, среди которых создание изолированных друг от друга производственных помещений, с наличием отдельной приточно-вытяжной вентиляцией, описание подробных процедур по подготовке персонала, оборудования и производственных помещений, особые требования для подготовки и хранения сырья и произведенной продукции, слив отходов и др. Профессионализм сотрудника, освоившего все вышеперечисленные нюансы можно назвать элементом конкурентного преимущества организации. Чем выше уровень профессионализма персонала, тем выше конкурентоспособность организации.

Исследуя вопрос стимулирования работников фармацевтической промышленности, следует заострить внимание на факторах, влияющих на качество работы человека на производстве.

Рис. 1. Факторы, влияющие на стимуляцию персонала в фармацевтической деятельности

Анализ источников по рассматриваемой теме показал, что исследования по изучению факторов мотивации у персонала фармацевтических производств уже проводились. В качестве метода исследования использовался опрос работников. В итоге были получены весьма интересные данные. Например, большая часть сотрудников учреждений заинтересована в разнообразной работе, требующей использования всего умственного и творческого потенциала с большим диапазоном возможностей и ответственности.

Все полученные данные можно систематизировать в две категории - это мотивирующие и демотивирующие факторы. На рис. 1 представлены факторы наибольшим образом влияющие на работу персонала фармацевтического предприятия.

Успешное функционирование и уровень конкурентоспособности фармацевтического предприятия зависят, прежде всего, от заинтересованности работников в активной и эффективной деятельности. Именно человек является центральным и главным элементом любой производственной системы. Это вызывает необходимость раскрытия его потенциала в процессе трудовой деятельности, в создании условий, поддерживающих у работника желание совершенствоваться, стимулирующих его не только к продуктивной работе, но и к саморазвитию как личности.

Список литературы:

1. Гаврилина А.Ю. Фармпроизводство: дефицит кадров растет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pharmpersonal.ru/artides/ farmproizvodstvo_defitsit_kadrov_rastet_71_21 .Ыт1?тЪпс=84, свободный.

2. Соловьева Л.В. Стимулирование персонала как фактор стратегического развития промышленных предприятий // Российское предпринимательство. - 2008. - № 8. - С. 89-93.

3. Федоров С.Ф. Сущность и специфические особенности наукоемких отраслей // Креативная экономика. - 2009. - № 12. - С. 50-53.

МОДЕЛЬ ФАКТОРНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Курбанов Л.М.*, Прозоров А.С.*

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск

Рассматривается модель факторной оценки эффективности управления оборотным капиталом промышленного предприятия, позволяющая

* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.

* Соискатель кафедры «Финансы и кредит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.