Научная статья на тему 'Перну Р. Хильдегарда Бингенская. М. : Издательство Францисканцев, 2014. 133 с'

Перну Р. Хильдегарда Бингенская. М. : Издательство Францисканцев, 2014. 133 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
596
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перну Р. Хильдегарда Бингенская. М. : Издательство Францисканцев, 2014. 133 с»

Аполлинарий в своей христологии действительно находился под влиянием антропологии Плотина, между ними все же существует важное различие. Аполлинариев Христос — уникален; Плотинов человек — нет» (с. 107).

Судя по всему, рецензируемая книга выросла из спецкурса или каких-то публичных лекций на заявленную тему. Это чувствуется и по стилю изложения, и по делению материала, и по библиографическому аппарату, который не содержит ссылок на оригинальные тексты. Так что можно сказать, что это скорее популярная работа, которая будет полезна широкому кругу читателей, но при этом она посвящена весьма конкретной теме, ввиду чего может оказаться достаточно интересной и для специалиста.

Алексей Михайлович Гагинский (ИФ РАН, ПСТГУ; algaginsky@gmail.com)

Перну Р. Хильдегарда Бингенская. М.: Издательство Францисканцев, 2014. 133 с.

Хильдегарда Бингенская (1098—1179) — немецкая монахиня, основательница монастыря в долине Рейна, оставившая после себя до сих пор малоизученное наследие, состоящее из поэм, музыкальных гимнов, иллюстраций, естественнонаучных, медицинских и мистических трактатов. В 2005 г. папа Римский Бенедикт XVI провозгласил ее Учителем Церкви вместе с Иоанном Авильским. Этого титула в Римо-Католической Церкви удостоились самые значимые церковные писатели — всего 35 человек, из которых четыре женщины: Тереза Авильская, Екатерина Сиенская, Тереза из Лизье и Хильдегарда Бингенская. Последняя практически неизвестна в России, и лишь с начала XXI в. интерес к ней неимоверно возрос, о чем свидетельствуют ряд публикаций, статей и монографий, посвященных ей1, художественный фильм, повествующий о ее жизни2, и даже музыкальный альбом, созданный шведской группой "Garmarna", в основе которого лежит переработка мелодий Хильдегарды (альбом носит название "Hildegard von Bingen", 2001 г.).

«Издательство Францисканцев» осуществило перевод книги известного французского автора Режин Перну, посвященную этой уникальной и во многом

1 См., например: Silvas A. Jutta and Hildegard: The Biographical Sources. University Park (PA), 1998; Flanagan S. Hildegard of Bingen. A visionary life. L.; N. Y., 199 82; Maddocks F. Hildegard of Bingen. The Woman of Her Age. N. Y., L., 2001; StühlmeyerB. Die Gesänge der Hildegard von Bingen. Eine musikologische, theologische und kulturhistorische Untersuchung. Hildesheim, 2003; Wel-zel P. Hildegards Lied: Hildegard von Bingen — Der Roman ihres Lebens. Frankfurt am Main, 2005; Moulinier L. Conception et corps féminin selon Hildegarde de Bingen // Storia delle Donne. 2005. Vol. 1. P.139—157; Sweet V. Rooted in the Earth, Rooted in the Sky: Hildegard of Bingen and Premodern Medicine. N. Y., 2006; Kluge H. Die Kräuterheilkunde der Hildegard von Bingen. Stuttgart, 2006; A companion to Hildegard von Bingen / B. Kienzle, G. Ferzoco, D. Stoudt, eds. Leiden, 2014.

2 Фильм режиссера Маргарет фон Тротта «Видения — из жизни Хильдегарды фон Бин-ген» (нем.: «Vision — Aus dem Leben der Hildegard von Bingen») (2009 г.), в главной роли — Барбара Зукова.

Рецензии

необычайно одаренной для Средневековья женщине. Книга повествует о жизненном пути католической святой, а также снабжена достаточно большими отрывками из текстов Хильдегарды.

Она была десятым ребенком с семье, имела очень слабое здоровье, и родители, когда ей исполнилось 7 лет, отдали ее в монастырь Дизибоденберг, неподалеку от Альзея, монахине Ютте Спонхейм, которая вела там затворническую жизнь. После ее смерти в 1136 г. Хильдегарда была избрана аббатисой монастыря, и с этого момента она проявляет себя и как ревностный и прекрасный администратор, и как ученый во многих областях (что для женщины в это время было крайне удивительно и даже ненормально). Ей сообщаются видения, которые она, по совету своего духовника — монаха Вольмара, записывает в книгах. Эти видения, в свою очередь, вызывают беспокойство у церковных властей и наконец доходят до самого папы (Евгения III). Папа посылает двух прелатов к Хильдегарде, а на соборе в Трире (1147) сам (!) зачитывает ее книгу. Более того, папа благословляет ее продолжать писать и впоследствии ведет с ней переписку.

Хильдегарда вела обширную переписку (до нас сохранилось около 300 писем) с папами (Евгением III, Анастасием IV, Адрианом IV, Александром III), с имп. Конрадом III Гогенштауфеном, с имп. Фридрихом Барбароссой, с Филиппом Эльзасским, графом Фландрии, со св. Бернаром Клервосским, с Елизаветой из Шенау (монахиней-мистиком).

В середине XII в. Хильдегарда основывает два бенедиктинских монастыря — монастырь Рупертсберга в Бингене (1148—1150) и монастырь Айбиген около Рю-десхайма (ок. 1165 г.). Наряду с административными обязанностями она продолжает писать книги, сочиняет музыку3, занимается лечением людей (с помощью трав и камней). Более того, Хильдегарда попыталась разработать новый язык и даже новый алфавит — lingua ignota, составив глоссарий из 920 изобретенных ею терминов. Она пишет первые медицинские трактаты: «Physica» («Книга по простой медицине») и «Causae et curae» («Книга по сложной медицине»). И наконец, она предпринимает четыре путешествия, что совершенно немыслимо для женщины Средневековья, да к тому же еще и монахини, поскольку монахиням строжайше предписано жить в пределах монастыря (это впоследствии будет подтверждено конституцией папы Бонифация VIII (1298). Она посещает Трир, Майнц, Швабскую провинцию, путешествует по Рейну, беседует с монахами и настоятелями монастырей, обличает, проповедует, полемизирует с ересью катаров.

Обо всем об этом и повествует книга Р. Перну. Взору предстает неустрашимая женщина, открыто обличающая грех перед папами и императорами, и в то же время скромная монахиня, называющая себя «убогой и немощной женщиной» (paupercula femina), «немощным скудельным сосудом» (paupercula forma), малым перышком, носимым волей ветра (с. 56). Удивительны слова, обращенные к ней в письме св. Бернардом Клервосским: «Я поспешил написать твоей

3 До нас сохранилось 77 одноголосных песнопений на собственные молитвословия. Современная дискография Хильдегарды охватывает более 200 наименований. Полное собрание музыкальных сочинений Хильдегарды записал (на восьми CD) ансамбль средневековой музыки «Секвенция». Онлайн прослушать музыку Хильдегарды можно по адресу: Шр://с1а88Ю-on1ine.ru/ru/composer/Bingen/3529 (Дата обращения: 14.01.2015).

кротости, хотя, теснимый множеством забот, пишу более кратко, чем желал бы. <...> Мы благодарим благодать Божию, пребывающую в тебе; благодарим, что ты хранишь ее как дар и милость, и молим тебя отвечать на эту милость всем подвигом твоего смирения и благочестия. <...> Потому мы вновь увещеваем и молитвенно просим тебя поминать перед Богом нас и всех тех, кто воссоединился с нами в духовном общении» (с. 62). Удивительно, что святой обращается так к монахине, которая будет канонизирована Западной Церковью только спустя более восьми столетий.

Книга также снабжена цветными иллюстрациями из рукописей сочинений Хильдегарды, которые позволяют глубже понять мысль немецкой святой и ее видение мира.

В России Хильдегарда известна весьма мало. Несколько общих обзорных статей о ней4, ряд ее стихов, переведенных С. Аверинцевым5, и фрагмент из ее книги «РИуБюа»6, книга, посвященная методам лечения и лекарственным средствам, используемым Хильдегардой7, — это практически весь список. Поэтому, несомненно, данная рецензируемая работа является пусть и небольшим, но важным вкладом в понимание и осознание западной духовной культуры, средневековой духовности и духовности как таковой. Эта книга позволит русскому читателю воссоздать образ той великой монахини, которая почитается (как и Юлиана Нориджская) Католической и Англиканской Церковью. Можно порекомендовать также, чтобы чтение этой книги было дополнено просмотром фильма «Видения», который позволит более наглядно представить, с одной стороны, те трудности и те проблемы, которые стояли перед средневековым миром и монашеством, а с другой — ту силу и мощь слабой женщины, которая своей жизнью показала, что сила Божия совершается в немощи.

Евгений Вадимович Шилов (иерей; ПСТГУ; evgeny_shilov@mail.ru)

4 Например: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. Харьков, 1888. Вып. 1. С. 248—252; Аверинцев С. С. Хильдегарта Бингенская // Памятники средневековой латинской литературы Х—Х11 веков. М, 1972; Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994. С. 140—141; Хильдегарда Бингенская // Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3; Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в Х11—Х111 веках. СПб., 1997. С. 71, 173; Гуревич Р. В. Откровение как жанр в средневековой немецкой литературе // Человек. М., 2000. № 5; Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура: Учеб. пособие. М., 2003. С. 179—187; Сурта Е. Средневековая женская мистика: Хильдегарда фон Бинген // Иной взгляд. Минск, 2003. № 3; Шульман О. И. Хилльдегарда из Бингена и ее трактат «Physica» // Человек. М., 2004. № 2; Шишков А. Хильдегарда Бингенская // Католическая энциклопедия. М., 2013. Т. 5. Ст. 28-31.

5 «Гимн о святом Духе», «Гимн святой деве Марии», «Секвенция о святом Руперте», «Секвенция об одиннадцати тысячах дев», «Секвенция о святом Максимине», «Песнопение хора девственниц» (Памятники средневековой латинской литературы Х—Х11 вв. М., 1972).

6 Хилльдегарда из Бингена. «Physica». О свойствах Божьих творений различной природы / О. И. Шульман, пер. // Человек. М., 2004. № 2.

7 Штрелов В. Семейный лечебник. Советы легендарной целительницы. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.