Научная статья на тему 'Периодизация процессов информационной евроинтеграции Украины'

Периодизация процессов информационной евроинтеграции Украины Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PERIODIZATION / INFORMATION INTEGRATION / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE ECONOMY / EUROPEAN INFORMATION SPACE / INFORMATION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цыхмистро Сергей Иванович

В статье предложена периодизация процессов информационной евроинтеграции Украины. Автором выделено четыре основных периода, приведена их характеристика и выявлена специфика. Охарактеризованы основные тенденции развития украинского информационного пространства. Проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, касающиеся украинской информационной политики, данные международных рейтингов и индексов развития информационной сферы. Выявлены характерные черты украинской информационной интеграции (нестабильность и несистемность развития евроинтеграционного курса, а также отсутствие синергии между информационной политикой и информационным рынком Украины).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The periodization of processes of information eurointegration of Ukraine

In the article is implemented a periodization of processes of information eurointegration of Ukraine. The author identified four main periods, given their characteristics and identified specific. It was analyzed the main trends in the Ukrainian information space, key regulations concerning Ukrainian information policy, data of international ratings and indices of the development of information sphere. The features of Ukrainian information eurointegration were identified (instability and non-systemic in the development of the European integration course and the lack of synergy between information policy and information market of Ukraine).

Текст научной работы на тему «Периодизация процессов информационной евроинтеграции Украины»

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ УКРАИНЫ

С.И. Цыхмистро

Донецкий институт железнодорожного транспорта Украинской государственной академии железнодорожного транспорта ул. Артема, 184, Донецк, Украина, 83023

В статье предложена периодизация процессов информационной евроинтеграции Украины. Автором выделено четыре основных периода, приведена их характеристика и выявлена специфика. Охарактеризованы основные тенденции развития украинского информационного пространства. Проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, касающиеся украинской информационной политики, данные международных рейтингов и индексов развития информационной сферы. Выявлены характерные черты украинской информационной интеграции (нестабильность и несистемность развития евроинтеграционного курса, а также отсутствие синергии между информационной политикой и информационным рынком Украины).

Ключевые слова: периодизация, информационная интеграция, информационное общество, экономика знаний, европейское информационное пространство, информационное законодательство.

Задекларированной стратегической целью внешней политики Украины является вступление в Европейский союз (ЕС). Важной составляющей является сформированное информационное общество с высоким уровнем интегрированности в европейское и мировое информационное пространство. Мощная конкуренция на рынке информационных услуг и технологий в сочетании с низкой конкурентоспособностью украинской продукции ставят под сомнение перспективы Украины. По данным социологического исследования Центра Разумкова, 40% граждан Украины оценивают уровень интегрированности Украины в мировое информационное пространство как низкий и лишь 8,5% — как высокий.

Проблемы информационной интеграции на сегодняшний день только начинают исследоваться отечественными и зарубежными учеными, среди которых А. Гриценко [1], О. Монатова [2], М. Мельник [3]. Несмотря на значительное количество научных трудов, посвященных информационной интеграции, до сих пор нет работ, посвященных анализу этапов развития этих процессов. В условиях экономической и политической нестабильности в Украине периодизация информационной евроинтеграции представляется актуальным исследованием. Целью данной статьи является периодизация этапов развития процессов информационной интеграции Украины в европейское информационное пространство.

Приоритетом современной внешней политики Украины выступают европейская и евроатлантическая интеграция. Эффективное внедрение этого направления в значительной степени зависит от уровня вхождения Украины в международное информационное пространство, в частности европейское. В этом контексте стратегической целью является целенаправленная и скоординированная государственная информационная политика. Это остается для Украины актуальной внешнеполитической проблемой.

Периодизация процессов развития информационной евроинтеграции в Украине позволяет выявить закономерности развития информационной сферы и специфику отдельных этапов. По мнению автора, евроинтеграционные процессы в информационные сфере в Украине можно разделить на 4 основных этапа (табл. 1).

Таблица 1

Этапы развития информационной евроинтеграции в Украине

Этап Период Характеристика этапа

I этап Информационный кризис 1991—1997 гг. Развитие информационного кризиса в условиях государственных трансформаций в период обретения Украиной независимости. Разрушенные информационные связи и каналы, а также политическое давление на информационную сферу поставили под угрозу социально-экономическое развитие независимой Украины

II этап Формирование предпосылок информационной евроинтеграции 1998 г. Закрепление на законодательном уровне европейского вектора внешней политики Украины как стратегического. Начинается активное развитие сотрудничества с Европейским союзом во всех сферах хозяйствования

III этап Усиление интеграционных процессов в образовательной сфере 2000—2013 гг. Расширение евро-украинского сотрудничества в образовательной, информационной и культурной сферах. Начался процесс интеграции украинской системы образования в европейское образовательное пространство

IV этап Усиление интеграционных процессов в научной сфере и формирование предпосылок развития информационного общества в Украине 2002—2013 гг. Расширение евро-украинского сотрудничества в научной сфере. Начался процесс интеграции украинской системы научных исследований в европейское научно-исследовательское пространство. Принятые соответствующие нормативно-правовые акты утвердили основные принципы информатизации и развития информационного общества в Украине

Источник: разработано автором.

I этап характеризуется информационным кризисом 90-х гг. XX в. Кризис возник в условиях социально-экономической нестабильности и политических трансформаций. Разрушенные информационные каналы и связи не смогли оперативно реформироваться в соответствии с требованиями времени, поскольку отсутствовали информационная инфраструктура и информационное законодательство нового государства. В это время в Европе на протяжении почти десятилетия стремительно развивались единое информационное пространство и информационное общество. Отсутствие информационной инфраструктуры, соответствующей законодательной базы, политическое давление на субъекты информационного рынка, с одной стороны, сдерживали развитие информационного пространства в Украине, с другой — позволили создать предпосылки для его формирования.

Первым шагом к выходу из информационного кризиса стало принятие Закона Украины «Об информации» и подписание соглашения о сотрудничестве в области информации между странами — участницами СНГ. Соглашение декларировало общие направления сотрудничества и не имело целью реализации конкретных задач.

Существенное улучшение в информационной сфере началось с 1998 г. и связано со II этапом — формированием предпосылок информационной евроинтегра-ции, когда Указом Президента «Об утверждении Стратегии интеграции Украины

в Европейский союз» Украина задекларировала европейский вектор внешней политики как стратегическую цель. К этому моменту евро-украинские отношения характеризовались как партнерские и не включали интеграционную составляющую.

Важным документом украинской стороны стала Программа интеграции Украины в Европейский союз (2000) [4]. В ней проанализированы состояние развития информационного пространства Украины, кратко-, средне- и долгосрочные приоритеты продвижения на пути к информационному обществу. В качестве основных проблем, которые надо было преодолеть в данной сфере, признан недостаточный уровень развития национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и гармонизации нормативно-правовой базы Украины с требованиями ЕС.

Задачи становления информационного общества в Украине и его интеграции в европейское информационное пространство были в дальнейшем сформулированы в Плане действий «Украина — ЕС» (2005) [5], где в качестве главных было названо ускорение достижения прогресса в сфере:

— политики и регулирования электронных средств связи (в первую очередь, принятие и внедрение национальной стратегии развития в Украине электронных и телевизионных коммуникаций);

— развития сферы услуг информационного общества и интеграции Украины в исследовательскую программу Технологий информационного общества (ТИС) (среди прочего, в ее рамках запланировано принятие Государственной программы «Электронная Украина»).

План действий был рассчитан на три года, реализация должна была завершиться в 2008 г., однако в марте 2008 г. срок его действия был продлен на один год. В апреле 2008 г. Европейская комиссия (ЕК) опубликовала Отчет об осуществлении Европейской политики соседства в отношении Украины. В нем говорится об общих достижения в выполнении Плана действий «Украина—ЕС» в период с 1 ноября 2006 г. по 31 декабря 2007 г. Среди достижений ЕК отметила начало воплощения Национальной концепции развития связи Украины до 2010 г. [6]. Относительно онлайновых информационных услуг были приняты два новых Закона: «Об основных принципах развития информационного общества на 2007—2015 годы» [7] и «Об электронных документах и электронном документообороте» [8].

В аудиовизуальной сфере Украина все еще должна ратифицировать Конвенцию ЮНЕСКО о защите и содействии разнообразию культурного выражения и Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении.

В 1999 г. начался III этап — усиление интеграционных процессов в информационной сфере. Украина присоединилась к Болонской конвенции интеграции системы образования в единое европейское образовательное пространство. Болонская декларация [9] выполняла важную функцию, углубляя евро-украинское сотрудничество в образовательной, информационной и культурной сферах. Ее подписание активизировало евроинтеграционные процессы, о чем свидетельствует рост количества проектов TEMPUS с участием украинских образовательных учреждений (рис. 1).

Рис. 1. Количество проектов с участием Украины в образовательных проектах TEMPUS [10]

Отсутствие проектов в 2007 г. связано с окончанием шестилетней программы TEMPUS-III (2000—2006) и началом TEMPUS-IV (2007—2013). Эта программа помогла отдельным украинским вузам наладить продуктивные научно-образовательные контакты с университетами Европы, учиться современному менеджменту исследовательских и образовательных проектов, перенять опыт управленческой деятельности в сфере образования и науки. Стоит вспомнить, что в последние годы Украина получила доступ (как представительница «третьих стран» для ЕС) к программе «Эразмус Мундус», что является дополнительным каналом ее интеграции в европейское образовательное пространство, поскольку открывает возможности академической мобильности преподавателей и студентов отечественных вузов.

В 2004 г. лабораторией Cybermetrics Lab (структурное подразделение Национального центра информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании) был создан рейтинг Webometrics (вебометрика — раздел информатики, в рамках которого исследуются количественные аспекты конструирования и использования информационных ресурсов, структур и технологий в соответствии со Всемирной паутиной) [11], весомый индикатор оценки уровня интеграции страны в мировое информационное пространство.

С помощью этого рейтинга вузы сравниваются по степени наполнения их официальных сайтов. При этом основатель рейтинга — компания Cybermetrics Lab интерпретирует Webometrics как оценку результатов научно-исследовательской деятельности лучших вузов мира.

В основе рейтинга Webometrics лежат критерии успешности вуза, основанные на его позициях в сети Интернет. Чем больше информативность и цитируемость материалов его официального сайта, тем выше он в рейтинге. Также учитывается позиция вуза в рейтинге научных организаций SciMago, который рассчитывается по публикациям и их цитированиям в базе данных Scopus.

Следует отметить, что этот рейтинг также оценивает научно-исследовательские центры, бизнес-школы, учреждения здравоохранения и электронные депозитарии (библиотеки), т.е. основные информационные источники в государстве.

Webometrics позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а по всей совокупности составляющих ее университетов. Отношение числа вузов, вошедших в рейтинг, к общему числу высших учебных заведений в национальной системе образования — важнейший показатель масштабности национальной системы высшего образования, ее целостности и готовности к восприятию новых образовательных технологий (табл. 2) [11].

Таблица 2

Позиция некоторых стран по количеству вузов среди 12 000 лучших учебных заведений мира (март 2013) [11]

Позиция Страна Кол-во вузов

1 США 3 254

2 Бразилия 1 676

3 Индия 1 632

4 Россия 1 213

5 Китай 1 174

6 Япония 989

7 Франция 620

8 Германия 408

9 Польша 450

10 Южная Корея 388

11 Украина 311

12 Великобритания 313

13 Италия 235

14 Испания 232

Стоит также сказать, что в 2013 г. большинство украинских вузов, находящихся в верхней части рейтинга, улучшили свои позиции. Это связано со стремительным развитием их информационных электронных ресурсов в последние годы.

Несмотря на то, что украинские вузы еще не являются лидерами мирового рейтинга, впервые пять отечественных университетов, в частности столичные НТУУ КПИ и КНУ им. Т. Шевченко, вошли в ТОП-800 лучших вузов мира (табл. 3).

Таблица 3

ТОП-10 украинских университетов согласно рейтингу Webometrics [11]

Учебное заведение Место в Украине Место в мире

НТУУ «Киевский политехнический институт» 1 510

Киевский национальный университет им. Т. Шевченко 2 704

Донецкий национальный технический университет 3 1 116

Харьковский национальный университет им. В. Каразина 4 1 138

Национальный университет «Львовская политехника» 5 1 242

Сумской государственный университет 6 1 547

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины 7 1 614

Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника 8 1 629

Донецкий национальный университет 9 1 650

Львовский национальный университет им. И. Франко 10 1 766

Место Украины в рейтинге в 2013 г. достаточно высокое, что свидетельствует о положительной тенденции интеграции украинских субъектов информационного рынка в мировое информационное пространство.

IV этап — усиление интеграционных процессов в научной сфере и формирование предпосылок развития информационного общества в Украине — начался с подписания Соглашения между Украиной и Европейским союзом о научном и технологическом сотрудничестве в 2002 г. Инструментом сотрудничества стал Подкомитет 7 «Наука и технологии, исследования и разработки, образование, культура, общественное здоровье, информационное общество и медиа Комитета по вопросам сотрудничества «Украина—ЕС», координатором в Украине — Министерство образования и науки Украины.

Научно-техническое сотрудничество Украины с Евросоюзом, составляющая которого — участие в Рамочных программах, является мощным сегментом общего механизма информационной интеграции нашего государства в европейское пространство, налаживания политико-экономического взаимопонимания. С началом Седьмой рамочной программы (2007—2013), которая имеет самые большие за всю предыдущую историю ЕС, объемы финансирования (общий бюджет программы на период 2007—2013 гг. составляет 50 521 млрд евро), наблюдается значительный прогресс в переговорах с будущими ассоциированными странами.

Подписание в 2002 г. между Украиной и ЕС соглашения о сотрудничестве в научной сфере положительно отразилось на количестве украинских организаций — участниц европейских научно-исследовательских проектов (рис. 2). Стремительный рост, почти на 100—150%, произошел в 2007 г. с началом реализации Седьмой рамочной программы ЕС [12].

50 40 30 20 10

4 4R 1

/

13 14

8 9 L¿ 1

i i

i i

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 2. Количество организаций-участников научно-исследовательских проектов Рамочной программы Европейского союза с 1999 по 2011 гг. [12]

Такая положительная тенденция свидетельствует об увеличении реальных научных контактов между европейскими и отечественными научными центрами, а значит, об углублении информационного сотрудничества в научной сфере и активизации информационных евроинтеграционных процессов. Европейская комиссия проявляет готовность к качественному расширение сотрудничества с Украиной и предлагает ей в ближайшей перспективе выйти на уровень партнерства в сфере науки и технологий и заключить меморандум об ассоциированном участии в Седьмой рамочной программе ЕС. Ассоциированный статус дал бы стране возможность стать полноправным членом европейского научного пространства, получить равные со странами — членами ЕС права, обязанности и условия деятельности.

Так, согласно европейской практике информационно-консультационной поддержки ученых в участии в Рамочных программах ЕС важность развития партнерских отношений между Украиной и ЕС и перспектив присоединения Украины к Рамочной программе в статусе ассоциированного члена в 2011 г. совместными приказами Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины, Национальной академии наук Украины, Национального космического агентства и приказом Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины была официально основана сеть контактных пунктов РП7 в Украине. Ее главной задачей сети является информационная поддержка и сотрудничество украинских образовательных и научно-исследовательских учреждений с европейскими институтами в научно-исследовательской сфере.

Привлечение Украины к системе европейских научных исследований в первую очередь было связано с наличием ряда проблем в сфере опытно-инновационной политики страны и неполным использованием опыта ЕС. Это касается необходимости увеличения объема инвестиций в исследовательскую область для дальнейшего реформирования. Несмотря на конструктивный диалог по этим вопросам, Украина не смогла полностью воспользоваться данным преимуществом.

Второй важной частью IV этапа является формирование предпосылок информатизации и развития информационного общества в Украине согласно европейским стандартам. Так, в 2002 г. был принят Закон Украины «О Национальной программе информатизации» [13], согласно которому государство способствует процессам информатизации украинской экономики, а также развивает и поддерживает все формы международного сотрудничества в сфере информатизации. Закон заложил фундамент становления информационного общества в Украине.

В 2007 г. был принят Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007—2015 гг.», согласно которому за последние годы осуществляются целенаправленные меры по развитию информационного общества, что прямо пропорционально влияет на место нашей державы в международных индексах. По данным Всемирного Давосского экономического форума 2011 г., рейтинг Украины по индексам развития информационной сферы по сравнению с совокупной количеством стран составляет:

— глобальный индекс конкурентоспособности 2010—2011 гг. (WEF Global Competitiveness Index) — 89-е место из 139 стран;

— индекс технологической готовности 2010—2011 гг. (WEF Technological Readiness Index) — 83-е место из 139 стран;

— индекс сетевой готовности 2010—2011 гг. (WEF Networked Readiness Index) — 90-е место из 138 стран;

— индекс готовности к электронному правительству (Governmentreadiness) — 122-е место из 138 стран;

— рейтинг электронной готовности 2010 г. (EIUeReadinessRanking) — 64-е место из 70 стран;

— индекс электронного правительства ООН 2010 г. (UNe-GovernmentIndex) — 54-е место из 192 стран [14].

Отметим, что одной из главных задач на пути к европейскому информационному обществу выступает построение цифровой телекоммуникационной инфраструктуры. В 2006 г. Украина вместе с другими 129 государствами подписала международный документ «Женева-2006» [15], согласно которому к 2015 г. закончится переход от аналогового к цифровому вещанию. В 2012 г., в соответствии с международными обязательствами запущено национальное цифровое телевидение Т2, которое покрывает 98% территории Украины и транслирует 32 канала в цифровом качестве.

Еще одним важным аспектом обеспечения присутствия государства в информационном пространстве является налаживание сотрудничества с информационными агентствами других стран в рамках региональных объединений информагентств. Сегодня в Европе существуют Европейский альянс информационных агентств, Средиземноморская ассоциация информагентств и др. Членство в таких объединениях позволяет наладить эффективный информационный обмен.

Можно констатировать, что органы государственной власти Украины на сегодня не придают существенного значения данному вопросу. Единственными документами и сфере формирования благоприятного имиджа Украины является Государственная программа обеспечения позитивного международного имиджа Украины на 2003—2006 гг. [16] и Концепция Государственной программы формирования позитивного международного имиджа Украины на 2008—2011 гг. [17]. Первый документ предусматривает выработку единого комплексного подхода к позиционированию нашего государства на международной арене. Однако комплексный подход не разработан, а сама программа не реализована.

Решающим показателем реализации стратегий информатизации и развития информационного общества должно быть не количество приобретенной техники или подключенных к сети Интернет рабочих мест, а уровень компьютерной грамотности и информационной культуры населения, степень интегрированности информационных технологий во всех сферах хозяйствования, уровень развития информационного насыщения производства (речь идет о создании качественной информационной продукции).

Новое информационное пространство становится естественным для человеческого сообщества. Тот, кто вовремя не подготовился к интеграции в мировое информационное пространство, рискует остаться на периферии информационного развития. В мире образовалась угроза нового разделения стран по признаку уровня

развития информационной сферы на «информационно богатых» и «информационно бедных» [18]. Сегодня пророческим выглядит выражение Президента Франкфуртского банка М.А. Ротшильда: «Тот, кто владеет информацией, владеет всем миром», который еще в XIX в. охарактеризовал информационный ресурс как ценнейший. Поэтому решающее значение для социально-экономического развития Украины будет иметь информационная политика, которую выберет государство в современных условиях перераспределения мирового информационного капитала.

Анализируя периоды развития информационной политики Украины и процессов информационной евроинтеграции, можно говорить, что им не присуще стабильное развитие. Это связано с тем, что значительное количество нормативно-правовых актов, регламентирующих информационную сферу, остались на уровне проектов документов, не имели действенного механизма реализации или их действие заканчивалось без принятия новых. Нестабильность информационной политики Украины создает значительные препятствия в евроинтеграционном направлении.

Периодизация процессов информационной евроинтеграции дает возможность проанализировать закономерности функционирования и специфику отдельных периодов. Эти данные могут быть использованы в таких направлениях:

— проведение дальнейших научных исследований в области информационной интеграции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка государственной (региональной) информационной политики и нормативно-правовой базы в информационной сфере;

— формирование стратегий информационной интеграции для субъектов информационного рынка.

Исходя из проведенного анализа закономерностей развития информационных евроинтеграционных процессов в Украине и их особенностей, можно спрогнозировать, что в течение предстоящих 5—10 лет этим процессам будет присуща нестабильность, прежде всего из-за отсутствия единого государственного подхода к самой проблеме, а также недостаточно эффективной информационной политики и нормативно-правовой базы и действенных механизмов поддержки, стимуляции и защиты информационной интеграции.

На процесс европейской интеграции Украины влияет ход внутренних преобразований в Украине. Не в последнюю очередь это проблема внедрения эффективной информационной политики и формирования положительного имиджа в государствах — членах ЕС. Отсутствие системной работы в этой сфере наносит значительный ущерб позиционированию Украины в Европе. Наиболее выразительным признаком данного процесса выступает слабая интегрированность Украины в деятельность по построению единого европейского информационного пространства и отсутствие активной и понятной государственной информационной политики.

Анализ тенденций развития информационного пространства и современного состояния информационного законодательства Украины показал, что ее информационная политика не отвечает современным европейским стандартам и мировым

требованиям, что, в свою очередь, замедляет процесс интеграции в единое европейское информационное пространство.

Имея большой информационный потенциал, Украина стоит перед задачей разработки инновационной политики и стратегии, способствующих его эффективному росту. Необходимо изменение самого понимания сущности и содержания развития информационного общества, смещение акцентов с количественной тех-нологизации на качественную общественную трансформацию.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гриценко А. Проблемы информационной интеграции и становления информационного общества // Вестник Львовского НУ. Серия «Журналистика». — 2004. — Вып. 25. — С. 123—129.

[2] Монатова О.В. Интеграция Украины в европейское информационное пространство: анализ нормативно-правового обеспечения развития информационных отношений // Вестник Киевского национального ун-та им. Т. Шевченко. — 2005. — № 70—72/2005. — С. 93—101.

[3] Мельник М.В. Стратегические направления информационной политики скандинавских стран: опыт для Украины // Актуальные проблемы государственного управления. — № 2 (40). — С. 1—8.

[4] Указ Президента Украины «О Программе интеграции Украины в Европейский Союз» № 1072/2000. Официальный сайт Верховной Рады Украины [электронный ресурс]. — URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1072/2000

[5] План действий «Украина — Европейский Союз», Европейский Союз — Украина», Международный документ от 12.02.2005.

[6] Постановление КМУ «О Концепции развития связи Украины до 2010 года» № 2238 от 09.12.1999. Официальный сайт Верховной Рады Украины [электронный ресурс]. — URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2238-99-п

[7] Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007—2015 годы» № 537-V от 09.01.2007. Официальный сайт Верховной Рады Украины [электронный ресурс]. — URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/537-16

[8] Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» № 851-IV от 22.05.2003. Официальный сайт Верховной Рады Украины [электронный ресурс]. — URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/851-15

[9] The Bologna Declaration: Joint declaration of the European Ministers of Education.

[10] Официальный веб-сайт Национального ТЕМПУ С-офиса в Украине [электронный ресурс]. — URL: http://tempus.org.ua/

[11] Официальный сайт Международного рейтинга «Webometrics» [электронный ресурс]. — URL: http://webometrics.info/

[12] Официальный сайт Европейского сообщества по исследованиям и развитию информационных услуг CORDIS [электронный ресурс]. — URL: http://cordis.europa.eu

[13] Закон Украины «О Национальной программе информатизации» № 74/98-ВР от 04.02.1998. Официальный сайт Верховной Рады Украины [электронный ресурс]. — URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/74/98-вр

[14] Доклад о состоянии информатизации и развитие информационного общества в Украине за 2011 год // Кабинет Министров Украины. — К., 2011.

[15] «Женева-2006» Международное соглашение от 16.06.2006.

[16] Постановление КМУ «Об утверждении Государственной программы обеспечения позитивного международного имиджа Украины на 2003—2006 годы» № 1609 от 15.10.2003. Официальный сайт Верховной Рады Украины [электронный ресурс]. — URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1609-2003-п

[17] Постановление КМУ «Об одобрении Концепции Государственной целевой программы формирования позитивного международного имиджа Украины на 2008—2011 годы» № 379-р от 06.06.2007. Официальный сайт Верховной Рады Украины [электронный ресурс]. — URL: Шр://7акоп4.гаёа^оу.иа/1а"№з/зЬо"№/379-2007-р

[18] Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М.: Логос, 2004.

LITERATURA

[1] Gritsenko A. Problemy sinformatsyonnoy integratsyi I stanovlenie informatsyonnogo obschest-уа // Vestnik Lvovskogo NU. Seriya "Zhurnalistika". — 2004. — V. 25. — S. 123—129.

[2] Monatova O. V. Integratsyya Ukrainy v evropeyskoye informatsyonnoe prostranstvo: analiz nor-matiуno-pravovogo obespecheniya razvitiya informatsyonnykh otnosheniy // Vestnik Kievskogo natsyonalnogo universiteta im. Tarasa Shevchenko. — 2005. — № 70—72/2005. — S. 93—101.

[3] Melnik M.V. Strategicheskie napravleniya informatsyonnoy politiki skandinavskikh stran: opyt dlya Ukrainy // Aktualnye problemy gosudarstvennogo upravleniya. — № 2 (40). — S. 1—8.

[4] Ukaz Prezidenta Ukrainy «O programme integratsyi Ukrainy v Evropeyskyy Souz» № 1072/2000. Ofitsialnyy sayt Verkhovnoy Rady Ukrainy [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1072/2000

[5] Plan deystviy «Ukraina — Evropeyskiy Souz», Evropeyskiy Souz-Ukraina. Mezhdunarodnyy document ot 12.02.2005.

[6] Postanovlenie KMU «O Kontseptsyi razvitiya svyazi Ukrainy do 2010 goda» № 2238 ot 09.12.1999. Ofitsialnyy sayt Verkhovnoy Rady Ukrainy [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://zakon2.rada.gov.ua/1aws/show/2238-99-п

[7] Zakon Ukrainy «Ob osnovnykh printsypakh razvitiya informatsyonnogo obschestva v Ukraine na 2007—2015 gody» № 537-V от 09.01.2007. Ofitsialnyy sayt Verkhovnoy Rady Ukrainy [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/537-16

[8] Zakon Ukrainy «Ob elektronnykh dokumentakh I elektronnom dokumentooborote» № 851-IV ot 22.05.2003. Ofitsialnyy sayt Verkhovnoy Rady Ukrainy [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/851-15

[9] The Bologna Declaration: Joint declaration of the European Ministers of Education.

[10] Ofitsialnyy sayt Natsyonalnogo TEMPUS-ofisa v Ukraine [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://tempus.org.ua/.

[11] Ofitsialnyy sayt Mezhdunarodnogo reytinga «Webometrics» [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http ://webometrics.info/.

[12] Ofitsialnyy sayt Evropeyskogo soobschestva po issledovaniyam I razvitiu informatsyonnykh uslug CORDIS [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://cordis.europa.eu.

[13] Zakon Ukrainy «O Natsyonalnoy programme informatizatsyi» № 74/98-VR ot 04.02.1998. Ofitsialnyy sayt Verkhovnoy Rady Ukrainy [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/74/98-вр

[14] Doklad о sostoyanii informatizatsyi I razvitii informatsyonnogo obschestva v Ukraine za 2011 god // Kabinet Ministrov Ukrainy. — K., 2011. — 94 s.

[15] «Zheneva-2006» Mezhdunarodnoe soglashenie ot 16.06.2006.

[16] Postanovlenie KMU "Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy obespecheniya pozitivnogo imidzha Ukrainy na 2003—2006 gody" № 1609 ot 15.10.2003. Ofitsialnyy sayt Verkhovnoy Rady Ukrainy [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1609-2003-п

[17] Postanovlenie KMU "Ob odobrenii kontseptsii Gosudarstvennoy tselevoy program formirovaniya pozitivnogo imidzha Ukrainy na 2008—2011 gody" № 379-р ot 06.06.2007. Ofitsialnyy sayt Verkhovnoy Rady Ukrainy [electonyy resurs]. Rezhym dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/ 1aws/show/379-2007-р

[18] Inozemtsev V.L. Sovremennoe postindustrialnoe obschestvo: priroda, protivorechiya, perspe-kivy. — M.: Logos, 2004. — 304 s.

THE PERIODIZATION OF PROCESSES OF INFORMATION EUROINTEGRATION OF UKRAINE

S.I. Tsykhmistro

IT department Donetsk railway transport institute of Ukrainian state academy of railway transport Artema str., 184, Donetsk, Ukraine, 83023

In the article is implemented a periodization of processes of information eurointegration of Ukraine. The author identified four main periods, given their characteristics and identified specific. It was analyzed the main trends in the Ukrainian information space, key regulations concerning Ukrainian information policy, data of international ratings and indices of the development of information sphere. The features of Ukrainian information eurointegration were identified (instability and non-systemic in the development of the European integration course and the lack of synergy between information policy and information market of Ukraine).

Key words: periodization, information integration, information society, knowledge economy, European information space, information legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.