Научная статья на тему 'Перифраза как средство речевого манипулированияобщественным сознанием'

Перифраза как средство речевого манипулированияобщественным сознанием Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1204
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / ПЕРИФРАЗА / ЯЗЫК СМИ / MANIPULATION / VERBAL AGGRESSION / PERIPHRASIS / LANGUAGE MEDIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грехнева Л.В.

Анализируются манипулятивные возможности перифраз, обозначающих Россию и президента В.В. Путина, в текстах современных российских и иностранных СМИ. Выявлена агрессивная природа большинства анализируемых перифрастических сочетаний. Речевая агрессия, выраженная в перифразах, различается степенью воздействия на адресата и имеет особенности речевой реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAPHRASE AS A MEANS OF MANIPULATING SOCIAL CONSCIOUSNESS

Analyzes manipulative possibilities paraphrase denoting Russia and Russian President Vladimir Putin in the texts of modern Russian and foreign media. Revealed the aggressive nature of the majority of the analyzed periphrases. Verbal aggression differ level of effect on the recipient and has features specificity of the verbal implementation.

Текст научной работы на тему «Перифраза как средство речевого манипулированияобщественным сознанием»

Языкознание

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 384-387

УДК 811.111-3

ПЕРИФРАЗА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ

© 2015 г. Л.В. Грехнева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

larissag@yandex.ru

Поступила в редакцию 14.01.2015

Анализируются манипулятивные возможности перифраз, обозначающих Россию и президента В.В. Путина, в текстах современных российских и иностранных СМИ. Выявлена агрессивная природа большинства анализируемых перифрастических сочетаний. Речевая агрессия, выраженная в перифразах, различается степенью воздействия на адресата и имеет особенности речевой реализации.

Ключевые слова: манипуляция, речевая агрессия, перифраза, язык СМИ.

Манипулирование - разновидность воздействия на массовое сознание. Очевидная многоплановость этого понятия позволяет рассматривать его в разных аспектах: политическом, социальном, психологическом, лингвистическом и др. В современном обществе речевое манипулирование осуществляется чаще всего посредством СМИ, что объясняется их особой ролью в современной общественной жизни. Повышенный интерес к проблеме речевого воздействия на сознание людей заметен и в современной лингвистике: последнее десятилетие отмечено возросшим интересом лингвистов к описанию сущности и способов речевого манипулирования. Исследования в данной сфере представляются актуальными как с теоретической, так и с практической точки зрения: анализ технологий речевого манипулирования помогает в выработке способов защиты от него.

Статья посвящена анализу одного из речевых средств текстового манипулирования в современных СМИ - перифразе.

Использование перифрастических выражений в текстах СМИ имеет давнюю традицию. Перифразирование можно считать одной из стилеобразующих особенностей публицистических текстов. Благодаря своей многофункциональности перифрастическое выражение имеет большой потенциал для речевого воздействия. Являясь неоднословной вторичной номинацией объекта, перифраза позволяет не только обозначать, но и описывать объект, указывать на его отдельные черты. Использование перифрастического выражения вместо словесной номинации уже само по себе привлекает внимание к обозначаемому объекту. Кроме того, внутри перифразы могут быть использованы различные образные средства (метафоры, метонимии,

сравнения и др.), повышающие ее выразительность. Все это делает перифразу важным средством речевого воздействия на массовое сознание. Перифраза становится незаменимой в политическом дискурсе: она удобна при «навешивании ярлыков», формировании оценочного отношения к тому или иному политику или государству. Например: В ответ национальный лидер пообещал соотечественникам всестороннюю поддержку (Комсомольская правда, 04.10.2009); Но уже в самой Олимпиаде, в этом сгустке энергии и воли, в этом грандиозном торжестве таилась вспышка (Завтра, 13.03.2014); В контексте размышлений об актуальности концепции Третьего Рима нельзя обойти и фигуру кремлевского мачо (Rzeczpospolita, 24.05.2014).

В целях исследования манипулятивных возможностей перифразы были отобраны перифрастические обозначения России и президента В. В. Путина. Анализ проводился на материале публицистических текстов Национального корпуса русского языка, а также материалов иностранных и российских СМИ последних лет. Среди анализируемых - «Комсомольская правда», «Завтра», «РБК Daily», «Новый регион», «Известия», «Труд», а также материалы иностранных СМИ, опубликованные на сайте inosmi.ru. Для исследования не случайно были выбраны субстантивные перифразы, поскольку именно они имеют наибольший манипулятив-ный потенциал.

Под речевым манипулированием в современной лингвистике понимают «вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата

в данный момент» [1, с. 566]. Таким образом, отличительными чертами речевого манипулирования являются «завуалированность» (скрытая форма), осознанность (целенаправленность воздействия) и наличие речевых средств, оказывающих воздействие на адресата. В качестве речевых инструментов речевого манипулирования «используются разнообразные фонографические, лексические средства, морфологические категории, синтаксические конструкции, текстовые категории, в основном во взаимодействии» [2, с. 97]. Перифразу как неоднословное номинативное выражение можно отнести к лек-сико-синтаксическим средствам речевого манипулирования.

Манипулятивная функция перифрастических выражений базируется на их оценочной функции: перифраза может заключать в себе ту или иную оценку обозначаемого явления. Оценочная функция перифразы предстает в трех разновидностях: комплиментарная, ироническая и порицательная [3]. Среди отобранных для исследования перифраз есть выражения, реализующие все виды оценочности. Так, перифразы великая страна, великая держава, страна больших возможностей (Россия), национальный герой, спаситель России, гарант русского мира, собиратель земель русских, вождь русского воскресения (Путин) явно выражают комплиментарную функцию. Их цель - создать позитивный, благоприятный, а порой приукрашенный образ обозначаемого объекта: Мы восстали, чтобы враги великой страны не рассекли её на жалкие ломти и осколки (Завтра); Политик от Бога чувствует настроение людей, как свойственно голове чувствовать потребности любой части тела (Русская народная линия, 18.04.2014); Их трудом, мужеством и самоотверженностью была воздвигнута великая держава (Новый регион 2, 6.12.2006).

Порицательная функция реализована, например, в таких перифрастических выражениях, как страна рабов, мафиозное государство, зловещий деспот, кремлевский чикатило и др. Такие перифразы работают на создание резко негативного образа нашей страны и президента Путина: «Страна рабов», любят у нас бездумно повторять про «немытую Россию» (Комсомольская правда, 10.09.2010). Встречаются также перифразы, реализующие ироническую функцию (кремлевский мачо, страна чудес, кремлевский дзюдоист и др.) и служащие для выражения насмешливо-критического отношения к обозначаемым объектам. Все подобные перифразы используются в СМИ для мани-пулятивного воздействия на сознание людей.

Анализ показал, что чаще всего оценочные перифразы выражают именно негативное отношение к обозначаемому объекту, а значит, их ма-нипулятивность проявляется в форме речевой агрессии.

Феномен речевой агрессии - актуальная проблема современных СМИ. Причину этого явления многие ученые видят в демократизации языка прессы, результатом которой стало излишнее речевое раскрепощение, а порой даже речевая распущенность современной журналистики. Свобода слова, отсутствие жесткой цензуры приводит к тому, что средства массовой информации не просто влияют на общество, но целенаправленно и достаточно агрессивно подчиняют себе сознание людей.

Речевая агрессия - одно из проявлений речевого манипулирования. Это «жесткое, подчеркнутое средствами языка выражение негативного эмоционально-оценочного отношения к кому-, чему-либо, нарушающее представление об этической и эстетической норме, а также перенасыщение текста вербализованной негативной информацией, вызывающее у адресата тягостное впечатление» [4, с. 15].

Особенно часто вербальную агрессию заключают в себе перифразы, обозначающие президента Путина. Данный факт можно считать одним из проявлений «информационной войны», развернутой против нынешнего президента России в современных иносми и оппозиционной российской прессе. Так, например, агрессию выражают следующие перифразы: мафиозное государство, страна идиотов, страна пьяниц (Россия), главный российский иждивенец, зловещий деспот (Путин) и др. (Любые принимаемые Путиным меры русофобы изображают как дело рук зловещего деспота (The Guardian, 4.12.2006); Главный российский иждивенец решил «перевести стрелки» (Эхо России, 17.07. 2013)).

Анализируемые политические перифразы различаются по степени интенсивности выражаемой агрессии. Слабая степень агрессии, например, проявляется в иронических перифразах, обозначающих Путина: кремлевский мечтатель, крутой Влад, загадочный обитатель Кремля, кремлевский дзюдоист, настоящий хипстер, кремлевский мачо и др. Такие перифразы не выражают жесткого порицания или оскорбления, однако все-таки заметно снижают образ российского президента. В них чаще всего вышучивается брутальность нашего президента и его особая приверженность к спорту.

Интересна перифраза национальный лидер, которая в зависимости от контекста может вы-

386

Л.В. Грехнева

ражать или не выражать агрессивный смысл. Проправительственные СМИ обычно используют эту перифразу без кавычек с позитивной оценкой, оппозиционные же СМИ - в ироническом ключе: В зале присутствует национальный лидер... (Комсомольская правда, 18.12.2007) - На четвертое место в списке «нерукопожатных» попал «национальный лидер» (Новый регион, 28.02.2010).

Более агрессивными представляются перифразы, заключающие резкое порицание описываемого лица или объекта. К таким, например, относятся перифразы похититель Крыма, мафиозное государство, страна убогих, зловещий деспот, кремлевский оккупант и др. («Путинское мафиозное государство» (Guardien, 2.12.2010); Отметим, что это сказал президент убогой, разрушенной, разворованной, ветхой, отсталой страны, заваленной кучами мусора, руинами, бездомными (Ukrnews 24, 9.05.2014)) и др. В таких перифразах обычно используются лексемы с негативной оценкой (оккупанты, похититель, убогий, зловещий, отсталый и др.). Большинство анализируемых перифраз заключают в себе именно эту степень агрессии. Подобные перифрастические выражения направлены на создание резко негативного образа России и ее президента. «Россия - убогая и отсталая страна, который правит диктатор и оккупант» - таково утверждение, внедряемое в сознание читателей журналистами западной и антиправительственной российской прессы. Многократное повторение подобных перифрастических характеристик практически зомбирует массовое сознание.

Интенсивность выражаемой в перифразах агрессии может быть и очень высокой - в таком случае мы имеет дело с оскорбительными, принижающими обозначениями, нарушающими нормы этики и морали, например: ботоксный президент, тотальный осел, взбесившийся кремлевский зверек, краб на галерах, самое выдающееся ничтожество и нек. др.

Многие перифразы, выражающие агрессию, являются образными. В таком случае негативная оценка заключена именно в образном компоненте. Как правило, такие перифразы построены на основе метафоры. Некоторые из них приобретают символический смысл.

К таким, в частности, относится образ медведя, очень популярный в современных иносми, пишущих о России и российском президенте. «Русским медведем» называют Путина («Русский медведь снимает шкуру: Путин на рыбалке» (Daily Mail, 20.08.2014)), так же называют и страну, им возглавляемую (Русский медведь,

под руководством Владимира Путина, более чем готов взять на себя роль мирового лидера вместо США (Canada Free Press, 22.03.2012)). Медведь в представлении русского человека -существо, оцениваемое неоднозначно. В русском фольклоре - скорее, негативно (медведь в сказке глупый и ленивый). С другой стороны, в русской геральдике медведь - один из очень популярных символов, воплощающий силу, мощь и величие. В представлении же иностранцев «медведь» - образ четко негативный. Это существо сильное, жестокое, внушающее страх. Поэтому перифраза «русский медведь», несомненно, несет агрессивную нагрузку.

Во многих перифразах, обозначающих Путина, реализованы слова-образы, объединенные семой «правитель»: верховный правитель, верховный жрец, вождь нации, царь всея Руси, российский диктатор (например, Борис Немцов уверен, что "Царь всея Руси" выбрал неверный курс для России (Ukrnews 24, 26.10.2014)). Лексемы вождь, правитель, властитель, диктатор, царь соотносят политику нынешнего российского президента с прошлым России - либо с монархическим (царь, правитель), либо с коммунистическим (вождь, диктатор), тем самым работают на внедрение в сознание читателя утверждения: «Путин ведет Россию в прошлое».

Очень часто негативно-оценочные перифрастические обозначения российского президента используются в заголовках статей иностранных СМИ. В таких случаях манипуляция общественным сознанием заявлена с первых строк публицистического текста: «Русский медведь при власти Путина становится крепче»; «В плену у русского медведя»; «Как хозяин Кремля намерен завоевывать Украину?»; «О чем бредит взбесившийся кремлевский зверек?». Часто в таких случаях агрессивность заголовка оказывается выше агрессивности текста самой статьи.

Резко негативный образ российского президента, созданный с помощью перифраз в иностранных СМИ и поддерживаемый нашей антиправительственной прессой, дополняется отрицательным образом России: мафиозное государство, страна пьяниц, страна дураков, страна бюрократии, страна убогих и др. Подобные перифразы, построенные по типовой модели, нацелены на снижение образа Российского государства через акцентирование какой-либо одной негативной черты нашей страны (пьянство, бюрократия, коррупция и др.).

Таким образом, большинство анализируемых перифраз заключают в себе речевую агрессию. Очень активны перифразы, работающие на

создание антипатриотического образа убогой страны, возглавляемой почти демоническим существом.

Агрессивность в анализируемых перифразах создается за счет особого подбора лексических единиц - компонентов перифразы. Это прежде всего инвективная лексика (страна убогих, страна пьяниц, страна дураков, главный российский иждивенец, кровавый диктатор и др.) и метафоры (русский медведь, тотальный осел, бог солнца и др.). В качестве средств выражения негативной оценки авторы перифраз используют также иностранные слова (настоящий хип-стер, кремлевский мачо) и прецентные феномены (кремлевский чикатило, собиратель земель русских).

Таким образом, перифрастические выражения, обладая богатым манипулятивным потенциалом, активно используются в современном политическом дискурсе СМИ. Выражая позитивную или негативную оценку номинированного ими объекта, перифразы способны вну-

шать адресату текста те или иные политические или социальные установки. Чаще всего вербальное воздействие, осуществляемое посредством политических перифраз, происходит в форме речевой агрессии.

Список литературы

1. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. 798 с.

2. Виноградова С.А. Инструменты речевой манипуляции в политическом медиадискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 2. С. 95-101.

3. Лыскова Т.В. Субстантивные перифразы в современном публицистическом дискурсе: автореф. дис. ... к. филол. н.: специальность 10.02.01 «Русский язык». Киров, 2012. 26 с.

4. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 160 с.

PARAPHRASE AS A MEANS OF MANIPULATING SOCIAL CONSCIOUSNESS

L.V.Grekhneva

Analyzes manipulative possibilities paraphrase denoting Russia and Russian President Vladimir Putin in the texts of modern Russian and foreign media. Revealed the aggressive nature of the majority of the analyzed periphrases. Verbal aggression differ level of effect on the recipient and has features specificity of the verbal implementation.

Keywords: manipulation, verbal aggression, periphrasis, language media.

References

1. Kul'tura russkoy rechi: Entsiklopedicheskiy slovar'-spravochnik / Pod red. L.Yu. Ivanova, A.P. Skovorodnikova, E.H. Shiryaeva i dr. M.: Flinta: Nauka, 2003. 798 c.

2. Vinogradova S.A. Instrumenty rechevoy manipulyatsii v politicheskom mediadiskurse // Voprosy kognitivnoy lingvistiki. 2010. № 2. S. 95-101.

3. Lyskova T.V. Substantivnye perifrazy v sovremennom publitsisticheskom diskurse: avtoref. dis. ... k. filol. n.: spetsial'nost' 10.02.01 «Russkiy yazyk». Kirov, 2012. 26 s.

4. Petrova N.E., Ratsiburskaya L.V. Yazyk sovremennykh SMI: sredstva rechevoy agressii: uchebnoe posobie. M.: Flinta: Nauka, 2011. 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.