Научная статья на тему 'Перфекционизм как личностный фактор демотивации студенток к оздоровительной деятельности'

Перфекционизм как личностный фактор демотивации студенток к оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Рыжова Анна Александровна, Халилова Альфия Фаридовна, Софронова Елена Михайловна, Насырова Гульсум Хамитовна

Потребностно-мотивационная сфера является движущей силой любой деятельности. Сила потребности или мотива зависит от условий ее проявления, состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности человека. Создание при этом благоприятных условий не всегда непосредственно влияет на силу потребности в движении, поскольку двигательная активность человека определяется не только социальными, но и психологическими факторами. В данной работе показано, что среди факторов, которые опосредуют данный процесс является перфекционизм, который ориентирует личность на непрерывное самосовершенствование. Со шкалой поляризованное мышление «все или ничего» обнаружена отрицательная корреляция с фактором «совершенствование» (r= -0,204, p=0,023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Рыжова Анна Александровна, Халилова Альфия Фаридовна, Софронова Елена Михайловна, Насырова Гульсум Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfectionism as personal factor of demotivation of students to health-improving activity

Need-motivational sphere is the driving force behind any activity. The strength of demand or motive depends on the conditions of its manifestation, state of health, physical development and functional readiness of man. Creating an enabling environment at the same time does not always put a direct impact on the strength of demand in the movement, as the motor activity of the person is determined not only with the social, but also the psychological factors. In our article we have found that among the factors that mediate this process can be identified the perfectionism, which focuses the personality on the continuous self-improvement. With the scale of polarized thinking «all or nothing» there were revealed a negative correlation with the factor «perfection» (r = -0,204, p = 0,023).

Текст научной работы на тему «Перфекционизм как личностный фактор демотивации студенток к оздоровительной деятельности»

2. Кузьмин, М.А. Методологические аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям / М.А. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. - 2014. -№ 2. - С. 58-60.

3. Кузьмин, М.А. Профессиональная адаптация личности в спорте / М.А. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 59-62.

4. Кузьмин, М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в единоборствах / М.А. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 5. - С. 37-39.

5. Кузьмин, М.А. Сравнение адаптированности спортсменов различных специализаций / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 94-98.

6. Кузьмин, М.А. Эффективность технологии ускорения адаптации спортсменов художественных видов и единоборств к условиям соревнований / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, - 2012. - № 9 (91). - С. 79-85.

7. Пуни, А.Ц. Проблема личности в психологии спорта : лекция для слушателей факультета повышения квалификации / А.Ц. Пуни ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б. и.], 1980. - 28 с.

REFERENCES

1. Gorbunov, G.D. (2014), Psycho-pedagogy of sports, Soviet Sport, Moscow.

2. Kuzmin, M.A. (2014), "Methodological aspects of research of factors of athletes' adaptation to competition", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 58-60.

3. Kuzmin, M.A. (2014), "Professional adaptation of the personality in sports", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 59-62.

4. Kuzmin, M.A. (2017), "Psychological adaptation to the conditions of competitions in single combat", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 37-39.

5. Kuzmin, M.A. (2011), "Comparison of the adaptation of athletes of various specializations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 94-98.

6. Kuzmin, M.A. (2012), "Efficiency of the technology of accelerating the adaptation of sportsmen of artistic species and martial arts to the conditions of competences", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 79-85.

7. Puni, A.C. (1980), The problem of personality in the psychology of sports, GCOLIFK, Moscow.

Контактная информация: kuzmin-maxim@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.03.2018

УДК 159.9

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР ДЕМОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Анна

Александровна Рыжова, ассистент, Альфия Фаридовна Халилова, старший преподаватель, Елена Михайловна Софронова, старший преподаватель, Гульсум Хамитовна Насырова, кандидат биологических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

Потребностно-мотивационная сфера является движущей силой любой деятельности. Сила потребности или мотива зависит от условий ее проявления, состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности человека. Создание при этом благоприятных условий не всегда непосредственно влияет на силу потребности в движении, поскольку двигательная активность человека определяется не только социальными, но и психологическими факторами. В данной работе показано, что среди факторов, которые опосредуют данный процесс является перфекционизм, который ориентирует личность на непрерывное самосовершенствование. Со шкалой поляризованное мышление - «все или ничего» обнаружена отрицательная корреляция с фактором «совершенствование» (r= -0,204, p=0,023).

Ключевые слова: перфекционизм, студентки, физическая культура, непрерывное образование, личностные смыслы, мотивация.

PERFECTIONISM AS PERSONAL FACTOR OF DEMOTIVATION OF STUDENTS TO HEALTH-IMPROVING ACTIVITY

Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Anna Ale-xandrovna Ryzhova, the assistant, Alfiya Faridovna Khalilova, the senior teacher, Elena Mi-khailovna Sofronova, the senior lecturer, Gulsum Khamitovna Nasyrova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kazan National Research Technological University, Kazan

Annotation

Need-motivational sphere is the driving force behind any activity. The strength of demand or motive depends on the conditions of its manifestation, state of health, physical development and functional readiness of man. Creating an enabling environment at the same time does not always put a direct impact on the strength of demand in the movement, as the motor activity of the person is determined not only with the social, but also the psychological factors. In our article we have found that among the factors that mediate this process can be identified the perfectionism, which focuses the personality on the continuous self-improvement. With the scale of polarized thinking - «all or nothing» there were revealed a negative correlation with the factor «perfection» (r = -0,204, p = 0,023).

Keywords: perfectionism, female students, physical culture, life-long learning, personal meanings, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, мотивация является движущей силой любой деятельности, в том числе и оздоровительной деятельности [1]. Однако, на силу и направленность мотивации влияет множество факторов, в том числе и перфекционизм (от англ. perfect - совершенство) [2]. Нередко высокий уровень перфекционизма может сопровождаться апатией, ощущением «внутренней опустошенности», отсутствием инициативы и готовности субъекта к решительным действиям [2], что может приводить к снижению мотивации студентов к оздоровительной деятельности. Цель нашего исследования - установление характера взаимосвязи между показателями мотивации к оздоровительной деятельности и перфекцио-низма у студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 216 студенток ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ) в возрасте 1718 лет. В работе использовались следующие методы исследования: тест опросник мотивации к оздоровительной деятельности [1], опросник перфекционизма [2] и самоактуализа-ционный тест Л.Я. Гозмана [3].

Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «Statistica 7.0». Для сравнения результатов использовался t-критерий Стью-дента, различия считались значимыми при p <0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате корреляционного анализа анкет испытуемых, нами эмпирически подтверждено существенное влияние степени выраженности перфекционизма на мотивацию оздоровительной деятельности (Таблица 1).

Нами обнаружена отрицательная корреляция шкалы «Страх несоответствия ожиданиям других людей» с факторами мотивации «Двигательная активность» (r=-0,228, P=0.0005), «Привычки» (r=-0,219, P=0.0001) и положительная связь с факторами «Долженствование (внешний аспект)» (r=0,205, P=0.0005) (таблица 1). Тесная связь обнаружена между шкалой «Завышенные притязания и требования к себе» и фактором «Доминирование» (r=0,293, P=0.0005) и «Соперничество» (r=0,254, P<0.005). Нередко люди ставят перед собой заведомо недостижимые цели (например, избавиться от хронического заболевания, за короткий промежуток времени), поскольку на достижение таких долгосрочных

целей необходимо намного больше времени, которым изначально студенты располагают. Поэтому, о своей самоэффективности они могут судить только путем соперничества с другими членами студенческого коллектива.

Таблица 1 - Взаимосвязь перфекционизма и мотивации студенток к оздоровительной деятельности

Мотивы оздоровительной деятельности (по А. А. Касаткину) Шкалы опросника перфек ционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой (N=216)

Страх несоответствия ожиданиям других людей Завышенные притязания и требования к себе Высокие стандарты деятельности Негативное селектирова-ние Поляризованное мышление -«все или ничего»

1. Самосохранение здоровья 0,032 0,082 0,135 -0,160 0,011

2. Совершенствование 0,045 0,025 0,094 -0,120 -0,160

3. Двигательная активность -0,228 0,042 -0,108 -0,196 -0,071

4. Долженствование (внутренний аспект) -0,034 0,021 0,097 -0,119 -0,063

5. Долженствование (внешний аспект) 0,205 0,105 0,061 0,228 0,169

6. Долженствование (воспитательный аспект) -0,095 -0,025 -0,017 -0,119 0,092

7. Общение 0,093 0,121 0,235 -0,057 0,023

8. Доминирование 0,084 0,293 0,072 -0,042 0,012

9. Физкультурно-спортивные интересы 0,018 0,095 0,040 -0,112 -0,068

10. Соперничество -0,046 0,254 -0,023 -0,062 -0,027

11. Удовольствие от движений -0,048 -0,093 0,072 -0,084 -0,118

12. Игры и развлечения -0,043 -0,041 0,042 -0,193 -0,169

13. Подражание -0,016 -0,092 0,081 -0,082 -0,029

14. Привычки -0,219 -0,048 -0,065 -0,255 -0,089

15. Положительные эмоции -0,096 -0,027 -0,001 -0,289 -0,064

16. Интерес к противоположному полу -0,172 -0,104 -0,162 -0,213 -0,094

Примечания: жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (р<0,05).

Положительная корреляция между шкалами «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» и фактором «Общение» (г=0,235, Р=0.0025) свидетельствует о важности эмоционального подкрепления их деятельности, признания заслуг со стороны социального окружения. В случае, если этого не происходит, высокие стандарты деятельности способствуют снижению удовлетворенности от ее результатов и возникновению депрессивных и тревожных расстройств.

Нами обнаружена отрицательная взаимосвязь шкалы «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках» с факторами «Привычки» (г=0,256, Р=0.0001), «Положительные эмоции» (г=-0,289, Р=0.0005) и «Интерес к противоположному полу» (г=-0,213, Р <0.0001) и положительную корреляцию с фактором «Долженствование (внешний аспект)» (г=0,228, Р <0.0001). «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках» является когнитивным параметром и результаты показывают, что он в большей степени обусловлен внешней мотивацией, а не внутренней. Это может быть сложившейся уклад жизни, кода в результате родительского или социального программирования у человека формируется «психология неудачника», что препятствует его самореализации в различных жизненных сферах.

В современных психологических исследованиях самоактуализация понимается как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих потенциальных способностей. В этом плане, конструктивный перфекционизм может определенным образом соотноситься с качествами самоактуализирующейся личности. В связи с этим, нами проведен корреляционный анализ между показателями методик «Опросник перфекционизма» Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой и тестом САТ Л.Я. Гозмана и др. (таблица 2).

Нами обнаружена отрицательная корреляция страха несоответствия ожиданиям других людей со шкалой «Гибкости поведения» (г=-0,215, Р=0,0294), свидетельствует о неспособности испытуемых, быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся

ситуацию.

Таблица 2 - Корреляционные взаимосвязи между показателями методик «Опросник пер-фекционизма» и «Самоактуализационный тест (САТ)»_

Шкалы САТ (тест Гозмана и др.) Шкалы опросника перфек ционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой (N=216)

Страх несоответствия ожиданиям других людей Завышенные притязания и требования к себе Высокие стандарты деятельности Негативное селектирова-ние Поляризованное мышление -«все или ничего»

1. Компетентность во времени (Tc) -0,054 -0,032 -0,118 0,145 0,192

2. Поддержки (I) -0,189 -0,115 -0,157 -0,225 -0,074

3. Ценностных ориентаций (SAV) -0,136 -0,034 -0,029 -0,170 -0,132

4. Гибкости поведения (EX) -0,215 -0,112 -0,241 -0,263 -0,141

5. Сензитивности к себе (Fr) -0,070 0,016 0,049 -0,238 0,184

6. Спонтанности (S) -0,159 -0,110 -0,041 -0,275 -0,168

7. Самоуважения (Sr) -0,119 -0,062 -0,108 -0,137 -0,068

8. Самопринятия (Sa) -0,082 -0,110 -0,197 0,054 -0,021

9. Представлений о природе человека (Nc) -0,236 -0,132 -0,126 -0,256 -0,189

10. Синергии (Sy) -0,078 -0,178 -0,105 -0,227 -0,075

11. Принятия агрессии (A) -0,045 -0,022 -0,024 -0,054 -0,036

12.Контактности (C) -0,204 -0,083 -0,082 -0,248 -0,089

13. Познавательные потребности (Cog) -0,036 0,084 0,075 0,254 0,129

14. Креативность (Cr) -0,017 -0,087 -0,005 -0,029 -0,005

Примечания: жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (p<0,05).

Отрицательная взаимосвязь со шкалой «Представлений о природе человека» (г=-0,236, Р=0,0155) свидетельствует о неспособности воспринимать природу человека в целом как положительную. Также, нами обнаружена статистически значимая отрицательная корреляция со шкалой «Контактности» (г=-0,204, Р=0,0405).

Студентки с высокими стандартами деятельности оказываются неспособными быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию (г=-0,241, Р=0,0108). Кроме того, отрицательная корреляция со шкалой «Самопринятия» (г=-0,197, Р=0,0426) говорит о неспособности принимать себя такими, какими они есть на самом деле.

Перфекционизм способствует «нездоровому» соперничеству внутри студенческого коллектива, что приводит к социальной изоляции и дефициту поддержки; может стать причиной хронического перенапряжения, эмоциональной нестабильности и даже суицидальных намерений [2]. Чем выше у студенток выражена фиксация на ошибках и неудачах, тем в большей степени они испытывают дефицит поддержки (г=-0,225, Р=0,0021). Отрицательная взаимосвязь со шкалой «Представлений о природе человека» (г=-0,268, Р=0,0045) свидетельствует о неспособности воспринимать природу человека в целом как положительную. Вместе с этим, отрицательная корреляция со шкалой «Сензитивность к себе» (г=-0,238, Р=0,0356), показывает, что студентки не отдают себе отчета относительно своих потребностей и чувств, они их плохо ощущают и не осознают их. Вместе с этим, отрицательная корреляция со шкалой «Спонтанности» (г=-0,275, Р=0,0034), показывает, не высокую способность проявлять свои чувства в поведении. Им свойственно спонтанное и непосредственное выражение своих чувств, следуя стандартным стереотипам поведения. Кроме того, она не способны воспринимать природу человека в целом как положительную (г=-0,256, Р=0,0083). Обратная корреляция между негативным селектированием и шкалой «Контактность» (г=-0,248, Р=0,0115), указывает на отсутствие у студенток умений быстро устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты. Вместе с тем, положительная корреляция данного вида перфекционизма со шкалой «Познавательные потребности» показывает, что у данной группы студенток выражены стремления к приобретению знаний об окружающем мире (г=0,254, Р=0,0078). Других значимых корреляций нами не обнаружено. Таким образом, полученные результаты нашего исследования не подтверждают

гипотезу о взаимосвязи перфекционизма и его составляющих с высоким уровнем самоактуализации. Отрицательные взаимосвязи перфекционизма с некоторыми параметрами самоактуализации свидетельствуют о том, что, перфекционизм препятствует полной самореализации человека в областях, к которым он потенциально предрасположен [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.

2. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4. - С. 34-42.

3. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. -Москва : Рос. пед. агентство, 1995. - 43 с.

REFERENCES

1. Kasatkin A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.

2. Garanyan, N.G., Kholmogorova, A.B. and Yudeeva, T.Yu. (2001), "Perfectionism, depression and anxiety", Moscow psychotherapeutic journal, No. 4. pp. 34-42.

3. Gozman, L.Ya, Kroz, M.V. and Latinskaya M.V. (1995), Test of self-actualization, Russian pedagogic agency, Moscow.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 22.03.2018

УДК 159.9:796/799

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНОВ НА КАЧЕСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ

СИТУАЦИЯХ

Анна Игоревна Харитонова, тренер, лейтенант, заслуженный мастер спорта, Центральный спортивный клуб Армии (ФАУ МО РФ ЦСКА) г. Москва

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния личностного потенциала спортсменов-единоборцев на способность преодоления психического перенапряжения в ситуации подготовки к главным спортивным стартам. В исследовании приняли участие 40 спортсменок, входящие в первый состав женской сборной России по самбо, дзюдо и вольной борьбе в возрасте от 21 до 35 лет. С помощью дискриминантного анализа показана зависимость показателей перенапряжения в стрессовой ситуации от характеристик личностного потенциала спортсменок. Было выявлено, что наибольшее влияние оказывают такие характеристики личностного потенциала, как: нервно-психическая неустойчивость, самоэффективность в предметной деятельности и общей интернальности.

Ключевые слова: личностный потенциал, психические перенапряжения, спортивная деятельность, стрессовые ситуации, личностные ресурсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFLUENCE OF PERSONAL POTENTIAL OF ATHLETES ON QUALITY OF OVERCOMING OF MENTAL STRESS IN STRESSFUL SITUATIONS

Anna Igorevna Kharitonova, the coach, Lieutenant, Honored master of sports, Central Sports Club Army, Moscow

Annotation

The article presents the results of the empirical study of the influence of the personal potential of single combat athletes on the ability to overcome the mental overstrain in the situation of preparation for the main sporting starts. The study involved 40 female athletes who are part of the first Russian women's national team in sambo, judo and freestyle wrestling at the age from 21 to 35 years. With the help of discriminant analysis, the dependence of overwork in a stressful situation on the characteristics of the personal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.