Научная статья на тему 'Переживание и языковые структуры'

Переживание и языковые структуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ / ВРЕМЕННЫЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ГЛУБИННЫЕ СТРУКТУРЫ ЯЗЫКА / ФОНЕТИКА / ГРАММАТИКА / ЛЕКСИКА / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАИНСТВЕННОЕ И НЕПОСТИЖИМОЕ / SPATIAL / TEMPORAL / ENERGY / INFORMATIONAL CHARACTERISTICS OF EXPERIENCE / DEEP STRUCTURES OF LANGUAGE / PHONETICS / GRAMMAR / VOCABULARY / READING / WRITING / LEARNING ACTIVITIES / MYSTERIOUS AND UNFATHOMABLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фахрутдинова Лилия Раифовна

Работа посвящена исследованию взаимоотношений языковых структур изучаемого иностранного языка (английского и немецкого) и пространственных, временных, информационных и энергетических составляющих переживания студентов российского вуза. Структуры изучаемого иностранного языка (фонетика, грамматика, лексика, чтение, письмо) и переживание субъекта оказывают друг на друга влияние, и данное влияние имеет особенности в зависимости от предмета переживания. В качестве предмета переживания нами выбраны ситуации переживания учебной деятельности во время лекции по психологии и ситуация переживания таинственного и непостижимого в жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND LANGUAGE STRUCTURES

The paper studies the relationship of language structures of the target language (English and German) with spatial, temporal, informational and energy components of Russian university students’ experience. Structures of the target language (phonetics, grammar, vocabulary, reading, writing) and experience of the subject influence each other, and this influence has certain features depending on the subject of the experience. As a subject of the experience we have chosen the situation of learning activities during a lecture in Psychology and the situation when students experience something mysterious and unfathomable.

Текст научной работы на тему «Переживание и языковые структуры»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)

УДК 159.9

ПЕРЕЖИВАНИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ СТРУКТУРЫ

© Л.Р.Фахрутдинова

Работа посвящена исследованию взаимоотношений языковых структур изучаемого иностранного языка (английского и немецкого) и пространственных, временных, информационных и энергетических составляющих переживания студентов российского вуза. Структуры изучаемого иностранного языка (фонетика, грамматика, лексика, чтение, письмо) и переживание субъекта оказывают друг на друга влияние, и данное влияние имеет особенности в зависимости от предмета переживания. В качестве предмета переживания нами выбраны ситуации переживания учебной деятельности во время лекции по психологии и ситуация переживания таинственного и непостижимого в жизни студентов.

Ключевые слова: пространственные, временные, энергетические, информационные характеристики переживания, глубинные структуры языка, фонетика, грамматика, лексика, чтение, письмо, учебная деятельность, таинственное и непостижимое.

Одним из признаков современного мира является его глобализация, выражающаяся в формировании нового планетарного сознания. Данный феномен (планетарное сознание) является метасистемным образованием в отношении групповых сознаний, исследуемых современной психологической наукой. Его более ранняя форма в виде смутного самоосознания себя как человечества присутствовало и на предыдущих этапах развития. Сейчас мы наблюдаем процесс становления зрелого планетарного сознания. Данное сознание базируется на групповом сознании наций, народов и этносов. Наблюдаются процессы взаимопроникновения этнических сознаний, где люди являются носителями двух и более языков, что вызвано и является условием глобализации.

Язык (в психологии) - это система словесных знаков [1]. Л.С.Выготский выбрал знак как основание культурно-исторической теории развития высших психических функций. Наиболее важным элементом знаковой системы является язык, посредством которого осуществляется общение и передача накопленного опыта в процессе культурно-исторического развития общества. «Знаковая организация - важнейший отличительный признак всех высших психических функций», -писал Л.С.Выготский [2: 865]. Наше исследование направлено на изучение влияние процесса изучения иностранного языка на переживание человека, которое является самой плотью и данностью его субъективности.

К.Уилбер считал, что возникновение и обретение языка является единственным наиболее значимым процессом во внешней дуге жизненного цикла индивида, поскольку язык определяет стиль познания, расширенное понятие времени, формирование разновидности самости, прису-

щей для данного языконосительства, расширяет эмоциональную жизнь, дает элементарные формы самоконтроля и принадлежность к определенной культуре [3].

Согласно структурной лингвистике, любое высказывание на естественном языке порождается сознанием в виде глубинных структур языка (ГСЯ), из которых посредством трансформативной грамматики (ТГ) формируются поверхностные структуры (ПС), которые и являются содержанием вербального высказывания. Считается, что правила ТГ являются наследуемыми и универсальными для всех естественных языков; более того, недавно показано, что любое представление данных восприятия в сознании также подчиняется правилам ТГ [3].

Нами построена концептуальная модель функционирования переживания в психическом целом [4-6]. Структурно-динамическая организация переживания содержит пространственные (глубина, широта представленности во внутреннем мире, сложность, дифференцированность и др.), временные (длительность, протяженность переживания, ощущение последовательности событий и пр.), информационные (субъективная значимость, аккомодационный потенциал получаемой информации и др.), энергетические (сила, интенсивность, насыщенность и др.), телесные (самоощущения проприо-, экстра-, интерорецеп-торов), эмоциональные (эмоциональные процессы), когнитивные (образы, ассоциации и др.), психосемантические (оценка, активность, упорядоченность и др.) характеристики [6]. Ранее были проведены исследования взаимоотношений переживания и языковых структур у детей в старшем школьном возрасте в процессе изучения ими иностранного языка [4]. Данное исследование связано с изучением взаимоотношений пе-

реживания и языковых структур студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности «учитель иностранного языка» (английского и немецкого).

Представления о феномене таинственного и непостижимого как научной проблеме нами взято из трудов В.В.Знакова [7-8].

Объект исследования: взаимоотношения переживания и языковых структур.

Предмет исследования: взаимоотношения пространственно-временных и информационно-энергетических характеристик переживания и языковых структур иностранного языка субъектов учебной деятельности высших учебных заведений.

Таким образом, целью нашего исследования являлось изучение взаимоотношения пространственно-временных и информационно-энергетических характеристик переживания и языковых структур иностранного языка субъектов учебной деятельности высших учебных заведений.

Теоретическая гипотеза исследования:

структуры изучаемого иностранного языка и переживание субъекта оказывают друг на друга влияние, и данное влияние имеет особенности в зависимости от предмета переживания.

Экспериментальная гипотеза исследования:

1) языковые структуры изучаемого иностранного языка (фонетика, лексика, грамматика, письмо, чтение) включены в достоверные взаимоотношения с пространственными, временными информационными и энергетическими характеристиками переживания учебной деятельности субъектов образования высшей школы, связанных с углубленным изучением данного иностранного языка;

2) языковые структуры изучаемого иностранного языка (фонетика, лексика, грамматика, письмо, чтение) включены в достоверные взаимоотношения с пространственными, временными информационными и энергетическими характеристиками переживания таинственного и непознанного субъектов образования высшей школы, связанных с углубленным изучением данного иностранного языка.

Испытуемые: в эксперименте участвовало 174 студента 1 курса Казанского (Приволжского) федерального университета в возрасте 18-19 лет мужского и женского пола.

МЕТОДИКА. Были применены авторские методики «Глубинные структуры языка», «Градусник переживания». «Глубинные структуры языка» (ГСЯ) содержит шкалы «Фонетика», «Грамматика», «Лексика», «Письмо», «Чтение».

Студенты при помощи опросника оценивали степень развития структур изучаемого ими иностранного языка. Опросник «Градусник переживания» (ГП) включает энергетические, пространственные, временные и информационные характеристики. Он сделан по принципу теста «САН» [3-5]. Каждый градусник имеет градуировку от 1 до 5 и соответствует одной из четырех вышеупомянутых характеристик. Данный тест имеет преимущество в оперативных возможностях применения, например для диагностики динамики переживания. Испытуемые с помощью градусника оценивали степень выраженности информационных, энергетических, пространственных и временных составляющих переживания того, что с ними происходило на занятии. Это занимало у них времени не больше 30 секунд. Изучалось переживание, предметом которого был сам учебный процесс. Давалась инструкция: «Опишите свое переживание. Вы должны описывать переживание того, что с Вами происходит на уроке - переживание содержания урока. Вы описываете то, как переживаете урок» [5].

Шкала «Энергетическая характеристика» отражает интенсивность, силу, яркость, мощь переживания субъекта. Шкала «Пространственная характеристика» показывает объем, широту и глубину охвата переживаниями внутренней жизни человека. Шкала «Временная характеристика» означает, как влияет на течение внутреннего времени данное переживание. Высокие значения показывают, что данное переживание вызывает субъективное ощущение убыстрения времени, насыщения его событиями. Низкие значения означают, что переживаемые события вызывают ощущение замедления времени, его тягучести и мучительно медленного протекания. Шкала «Информационная характеристика» показывает значимость данного переживания для субъекта, степень личностной вовлеченности в происходящее, насколько его данное переживание меняет, дает знание [3-5].

Процедура исследования. Эксперимент состоял из трех частей.

Первая часть. Испытуемые в начале, середине и конце лекции по теме «Психология обучения» курса «Возрастная и педагогическая психология» отвечали на авторский опросник «Градусник переживания», измеряющий пространственные, временные и энергетические характеристики переживаний [3-5].

Вторая часть. Испытуемые описывали переживание в виде эссе «Таинственное и непостижимое в моей жизни», далее погружались методом аутогенной тренировки в ситуацию переживания таинственного и непостижимого в своей

жизни и, не выходя из данной ситуации погружения, описывали свои переживания с помощью опросника «Градусник переживания» [3-5].

Третья часть. Испытуемые в отдельно выделенное время отвечали на опросник «Глубинные структуры языка».

Полученные данные обрабатывались с помощью статистических пакетов Statistic 6,0 и SPSS 13,0.

Исследуемые переменные:

1) пространственные, временные, энергетические, информационные характеристики переживания;

2) языковые структуры, операционализируе-мые через шкалы «Фонетика», «Грамматика», «Лексика», «Письмо», «Чтение»;

3) ситуации переживания учебной деятельности и ситуация переживания таинственного и непостижимого.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные данные были подвергнуты количественной и качественной обработке. Количественный анализ представлен непараметрическими методами в виде корреляционного анализом Спирмена и тау-b Кенделла.

В ситуации переживания учебной деятельности выявлены следующие достоверные корреляционные связи. Обнаружены достоверная корреляционная связь шкалы «Пространственный» опросника «Градусник переживания» начала лекции со шкалой «Письмо» опросника «Глубинные структуры языка» (г = 0,72, при р = 0,04), а также достоверная корреляционная связь шкалы «Энергетический» опросника «Градусник переживания» начала лекции со шкалой «Письмо» опросника «Глубинные структуры языка» (г = 0,611, при р = 0,02).

Обнаружены достоверная корреляционная связь шкалы «Пространственный» опросника «Градусник переживания» середины лекции со шкалой «Письмо» опросника «Глубинные структуры языка» (г = 0,4, при р = 0,05), достоверная корреляционная связь шкалы «Временной» опросника «Градусник переживания» середины лекции со шкалой «Письмо» опросника «Глубинные структуры языка» (г = 0,56, при р = 0,038),

Обнаружены достоверная корреляционная связь шкалы «Информационный» опросника «Градусник переживания» конца лекции со шкалой «Грамматика» опросника «Глубинные структуры языка» (г = - 0,49, при р = 0,03), достоверная корреляционная связь шкалы «Информационный» опросника «Градусник переживания» конца лекции со шкалой «Чтение» опросника «Глубинные структуры языка» (г = - 0,53, при

р = 0,013), достоверная корреляционная связь шкалы «Информационный» опросника «Градусник переживания» конца лекции со шкалой «Лексика» опросника «Глубинные структуры языка» (г = - 0,48, при р = 0,05), а также достоверная корреляционная связь шкалы «Пространственный» опросника «Градусник переживания» конца лекции со шкалой «Письмо» опросника «Глубинные структуры языка» (г= 0,62, при р = 0,017), достоверная корреляционная связь шкалы «Временной» опросника «Градусник переживания» конца лекции со шкалой «Письмо» опросника «Глубинные структуры языка» (г = 0,56, при р = 0,036). Полученные данные по ситуации переживания учебной деятельности представлены в виде рисунка 1.

В ситуации переживания таинственного и непостижимого выявлены следующие достоверные корреляционные связи.

Обнаружена достоверная корреляционная связь шкалы «Энергетический» опросника «Градусник переживания» со шкалой «Лексика» опросника «Глубинные структуры языка» (г = 0,46, при р = 0,05).

Энергетический начало лекции

Пространственный

Временной

Информационный

Энергетический середина лекции

Пространственный

Временной

Информационный

Энергетический конец лекции

Пространственный

Временной

Информационный

Рисунок 1. Взаимоотношения языковых структур изучаемого иностранного языка и характеристик переживания в начале, середине и конце лекции по психологии.

Обозначения: непрерывная линия - положительные корреляционные связи, прерывистая линия - отрицательные корреляционные связи.

Из рисунка 1 видно, что языковые структуры изучаемого студентами иностранного языка (английского и немецкого) и характеристики переживания входят в достоверные отношения в те-

чение всей лекции, не связанной с изучением данного иностранного языка. Из языковых структур особую корреляционную активность проявляет шкала «Письмо», вступая в положительные связи с переживанием учебной деятельности в середине и конце лекции. Из характеристик переживания нужно отметить корреляционную активность энергетической характеристики переживания в конце лекции, которая имеет, в основном, отрицательные связи с языковыми структурами.

В ситуации переживания таинственного и непостижимого мы видим также достоверное взаимодействие структур языка и переживания, имеющий положительный характер.

Обобщая результаты данного исследования и ранние исследования можно утверждать, что формирующиеся структуры изучаемого испытуемыми иностранного языка оказывают влияние на переживание субъекта в различных ситуациях [3]. Причем, данное влияние может приводить к подавлению переживания (см. рисунок 1). Так, например, формирование языковых структур «Грамматика», «Лексика», «Чтение» в данном эксперименте привело к подавлению энергетической составляющей переживания учебной деятельности в конце учебного занятия, что говорит о понижении включенности субъекта в процесс учебной деятельности в результате изучения иностранного языка. В то же время формирование языковой структуры «Письмо» имеет положительные корреляционные связи с показателями характеристик переживания в течение всей лекции.

Таким же образом, обобщая результаты данного исследования и ранние исследования можно утверждать, что переживание субъекта оказывает влияние на формирование языковых структур изучаемого иностранного языка. Так, из рисунка 1 и более ранних исследований видно, что формирование языковых структур происходит в ситуациях, не связанных с непосредственным изучением иностранного языка. В данном случае мы видим, что на лекции психологии идет активное формирование языковой структуры «Письмо» и подавление развития структур «Грамматика», «Лексика», «Чтение».

Положительные корреляционные связи между показателями языковых структур и составляющих переживания таинственного и непостижимого показывают, что взаимовлияния формируемых языковых структур и составляющих переживания могут происходить в различных ситуациях, и эти взаимовлияния могут быть как положительными, так и негативными.

Подводя итоги исследований, можно сделать следующий вывод: выявлены достоверные отношения пространственно-временных и информационно-энергетических характеристик переживания с языковыми структурами изучаемого иностранного языка. Данные отношения имеют специфику в зависимости от характера составляющей переживания, от качества структуры языка и от предмета переживания.

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 276 с.

2. Выготский Л.С. Психология. - М.: Педагогика, 1982. / Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

3. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие / Пер. с англ. под ред. А.Киселева. - М.: ООО «Изд-во АСТ» и др., 2004. - 314 с.

4. Фахрутдинова Л.Р. Переживание и язык // Психология переживания человека. - Казань, Изд-во КГУ, 2008. - С. 429 - 450.

5. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания. - Казань, Изд-во КГУ, 2009. - 416 с.

6. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: Дис. ... на соиск. уч.степ. докт. психол. наук. - Казань, 2012. - 535 с.

7. Знаков В. В. Непостижимое и тайна как атрибуты экзистенциального опыта // Журнал «Психологические исследования». - 2013. - Т.6. - № 31. // иКЬ: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/ 879-znakov31.html (дата обращения 30.05.2014).

8. Знаков В.В. Непостижимое и таинственное в экзистенциальном опыте субъекта. В кн.: А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко (Ред.), Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию А.В.Брушлинского). - М.: ИП РАН, 2013. - Т. 1. -С. 394 - 398.

EXPERIENCE AND LANGUAGE STRUCTURES L.R.Fakhrutdinova

The paper studies the relationship of language structures of the target language (English and German) with spatial, temporal, informational and energy components of Russian university students' experience. Structures of the target language (phonetics, grammar, vocabulary, reading, writing) and experience of the subject influence each other, and this influence has certain features depending on the subject of the ex-

perience. As a subject of the experience we have chosen the situation of learning activities during a lecture in Psychology and the situation when students experience something mysterious and unfathomable.

Key words: spatial, temporal, energy, informational characteristics of experience, deep structures of language, phonetics, grammar, vocabulary, reading, writing, learning activities, mysterious and unfathomable.

1. Gamezo M.V., Domashenko I.A. Atlas po psikhologii. Informatsionno-metodicheskoe posobie po kursu «Psikhologiya cheloveka». - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999. - 276 s. (In Russian)

2. Vygotskiy L.S. Psikhologiya. - M.: Pedagogika, 1982. / Vygotskiy L.S. Psikhologiya. - M.: Izd-vo EKSMO-Press, 2000. - 1008 s. (In Russian)

3. Uilber K. Proekt Atman: Transpersonal'nyy vzglyad na chelovecheskoe razvitie / Per. s angl. pod red. A.Kiseleva. - M.: OOO «Izd-vo AST» i dr., 2004. -314 s. (In Russian)

4. Fakhrutdinova L.R. Perezhivanie i yazyk // Psikhologiya perezhivaniya cheloveka. - Kazan', Izd-vo KGU, 2008. - S. 429 - 450. (In Russian)

5. Fakhrutdinova L.R. Teoriya perezhivaniya. - Kazan', Izd-vo KGU, 2009. - 416 s. (In Russian)

6. Fakhrutdinova L.R. Strukturno-dinamicheskaya or-ganizatsiya perezhivaniya sub"ekta: Dis. ... na soisk. uch.step. dokt. psikhol. nauk. - Kazan', 2012. - 535 s. (In Russian)

7. Znakov V.V. Nepostizhimoe i tayna kak atributy ekzistentsial'nogo opyta // Zhurnal «Psikhologiches-kie issledovaniya». - 2013. - T.6. - № 31. // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/879-znakov31.html (data obrashcheniya 30.05.2014). (In Russian)

8. Znakov V.V. Nepostizhimoe i tainstvennoe v ekzis-tentsial'nom opyte sub"ekta. V kn.: A.L. Zhuravlev, E.A.Sergienko (Red.), Chelovek, sub"ekt, lichnost' v sovremennoy psikhologii (k 80-letiyu A.V.Brushlinskogo). - M.: IP RAN, 2013. - T. 1. -S. 394 - 398. (In Russian)

Фахрутдинова Лилия Раифовна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: liliarf@mail.ru

Fakhrutdinova Liliya Raifovna - Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: liliarf@mail.ru

Поступила в редакцию 03.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.