Научная статья на тему 'Передача социальных ценностей в сфере предпринимательства (пример Саратовской области)'

Передача социальных ценностей в сфере предпринимательства (пример Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ДОВЕРИЕ / СПЛОЧЕННОСТЬ / ПЕРЕДАЧА ЦЕННОСТЕЙ / ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / TRUST / COHESION / TRANSFER OF VALUES / LABOR RELATIONS / CORRELATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ручин А. В.

Представлены результаты поиска корреляционных связей между мировоззренческими установками руководителей малых предприятий и их сотрудниками в аспектах социального доверия в обществе и отношений в коллективе. Исследование базируется на анкетном опросе, проведенном на предприятиях малого бизнеса Саратовской области в 2012-2013 гг. Показана и интерпретирована умеренная связь между формальностью отношений с руководством и оценкой степени сплоченности коллектива, а также связь между мнением руководителей фирм безопасности деловых отношений в России и мнением их сотрудников о порядочности людей в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER OF SOCIAL VALUES IN THE BUSINESS SECTOR (EXAMPLE OF SARATOV REGION)

The article presents the results of correlation between ideology of small business managers and their employees in the aspects of social trust in society and relationships in the team. The study was based on the questionnaire survey conducted in small businesses of Saratov region in 2012-2013. The analysis allowed us to find and interpret the link between the degree of formality as regards the relations with the management, and evaluation of a team unity, as well as the link between the managers’ opinion about the safety of business relations in Russia and their employees’ opinion about the honesty surrounding people in Russia.

Текст научной работы на тему «Передача социальных ценностей в сфере предпринимательства (пример Саратовской области)»

УДК 316.42

А.В. Ручин

ПЕРЕДАЧА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(ПРИМЕР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Представлены результаты поиска корреляционных связей между мировоззренческими установками руководителей малых предприятий и их сотрудниками в аспектах социального доверия в обществе и отношений в коллективе. Исследование базируется на анкетном опросе, проведенном на предприятиях малого бизнеса Саратовской области в 2012-2013 гг. Показана и интерпретирована умеренная связь между формальностью отношений с руководством и оценкой степени сплоченности коллектива, а также связь между мнением руководителей фирм безопасности деловых отношений в России и мнением их сотрудников о порядочности людей в современном обществе.

Предпринимательство, малый бизнес, доверие, сплоченность, передача ценностей, отношения в коллективе, корреляция

A.V. Ruchin

TRANSFER OF SOCIAL VALUES IN THE BUSINESS SECTOR (EXAMPLE OF SARATOV REGION)

The article presents the results of correlation between ideology of small business managers and their employees in the aspects of social trust in society and relationships in the team. The study was based on the questionnaire survey conducted in small businesses of Saratov region in 2012-2013. The analysis allowed us to find and interpret the link between the degree offormality as regards the relations with the management, and evaluation of a team unity, as well as the link between the managers ’ opinion about the safety of business relations in Russia and their employees ’ opinion about the honesty surrounding people in Russia.

Entrepreneurship, small business, trust, cohesion, transfer of values, labor relations, correlation

Социальное доверие - многогранное и противоречивое явление в современном мире. Необходимость повышения уровня доверия в российском обществе в целях стимулирования социально-

экономического развития активно обсуждается как в научном, так и публичном дискурсах. Но также активно обсуждается и возможные риски, связанные деструктивным использованием доверия граждан. Сфера предпринимательства - социальная среда, в которой наиболее сложно протекают процессы оперирования категорией доверия. От уровня доверия к конкретной организации зависит ее эффективность. Это связано с тем, что частный бизнес в условиях рынка более всего заинтересован в формировании доверия к себе. Это необходимость проявляется во множестве социальных взаимодействий: с клиентами, работниками, партерами, государством. Но необходимость доверять самому предпринимателю не явна. Существует множество рисков, которыми нельзя пренебрегать. В этой связи возникает актуальный вопрос: как такое противоречие интересов может повлиять на доверия в обществе в целом, вне сферы предпринимательства?

В статье представлены результаты поиска корреляционных связей параметров доверия и сплоченности между руководителей и сотрудников малого бизнеса на основе обработки массива данных анкетного опроса руководителей и сотрудников малых предприятия Саратовской области. Выборка квотная, с квотированием по отраслям. Всего в опросе приняло участие 468 сотрудников из 173 фирм. Руководители и их сотрудники опрашивались отдельно друг от друга. В анкетах присутствовали как идентичные вопросы, так специфические для каждой категории респондентов. Затем при вводе данных в электронный массив к каждой анкете сотрудника добавлялись данные из анкеты его руководителя. Это дало возможность провести корреляционный анализ переменных, отражающих уровень мировоззрения, как руководителей, так и сотрудников малого бизнеса.

В анкете использовались как самостоятельно разработанные вопросы, так и индикаторы, широко применяемые в мировой практике исследования социального доверия для сопоставления данных. Так были заимствованы отдельные индикаторы, использованные в международных опросах European Social Survey и World Values Survey, а также из исследований «Общественное доверие в среде академической молодежи» (международный проект РГГУ и Щецинского университета, руководитель О. Козлова) и «Инклюзия как фундаментальный принцип социальной безопасности: потенциал сплоченности в контексте модернизации социальной политики России» (руководитель

В. Ярская). В качестве вопроса респондентам предлагалось выразить уровень своего согласия с предложенными утверждениями (например: В общем, людям можно доверять?), используя пятибалльную шкалу от 1 - «Категорически не согласен», до 5 - «Абсолютно согласен».

Учитывая порядковую шкалу, были рассчитаны коэффициенты корреляции Спирмена. Всего было сопоставлено 23 вопроса-индикатора из анкеты сотрудников и 23 вопроса из анкеты их руководителей. В результате корреляционная матрица была представлена 529 сочетаниями переменных. В 39 случаях установлена связь с уровнем статистической значимости p < 0,01 и в 56 случаях - со значимостью p < 0,05>0,01. Большинство найденных связей - слабые: значение коэффициентов корреляции r < |0,29|.

Умеренная связь обнаружена только в двух случаях. Первый - между мнением руководителей о характере отношений в организации в контексте общей заинтересованности и зависимости заработка каждого сотрудника от работы коллектива и мнением сотрудников о степени формальности отношений с руководством (r =0,308**, см. табл. 1). Это говорит о том, что формальность отношений в глазах наемных работников является одним из ключевых параметров формирующим мнение руководителей об их заинтересованности в успехе компании. С другой стороны мы можем видеть разные оценки характера отношений в коллективе руководителями и их сотрудниками. Так коэффициент корреляции между переменными оценки формальности отношений показывает слабую обратную связь. А сравнение мнений об общей заинтересованности сотрудников в успехе организации показывает отсутствие статистически значимой связи.

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между мнениями руководителей фирм и их сотрудников о характере отношений в коллективе

Мнения сотрудников Мнения руководителей

P1 P2 P3 P4

C1 0,132* 0,103 -0,117 0,186**

C2 0,181** 0,127* -0,073 0,184**

C3 0,122* 0,009 -0,125* 0,052

C4 -0,171** -0,125* 0,308** -0,015

C5 0,081 0,059 -0,073 0,167**

Сокращения. Вопросы для сотрудников: С1 - Вы заинтересованы в успехе организации, в которой работаете. С2 - Вы готовы работать сверхурочно без увеличения оплаты труда, если это необходимо для выживания предприятия. С3 - Вы готовы работать сверхурочно без увеличения оплаты труда, если это будет способствовать карьерному росту, С4 - Ваши отношения с руководством строятся исключительно на формальной основе. С5 - Отношения в Вашей организации строятся на общем интересе и зависимости заработка каждого от работы коллектива в целом. Вопросы для руководителей: Р1 - Большинство Ваших под-282

чиненных согласились бы работать сверхурочно без увеличения оплаты труда, если это будет способствовать их карьерному росту. P2 - Ваши отношения с подчиненными строятся исключительно на формальной основе. P3 - Отношения в Вашей организации строятся на общем интересе и зависимости заработка каждого от работы коллектива в целом. P4 - Вы допускаете возможность вступать в деловые отношения с партнером, которому НЕ доверяете.

Пересечение мнений руководителей о характере отношений в его коллективе и мнений сотрудников о степени формальности отношений с руководством подтверждает найденную корреляционную связь между этими ответами. В тех организациях, где руководство видит сплоченность коллектива в части достижений общего успеха, большая доля сотрудников (47,4%) отмечает формальность отношений с руководством. Там, где руководитель указал отсутствие общего интереса у сотрудников организации в ее успехе, наибольшая доля работников (37,7%) отметила неформальность отношений с руководством (см. табл. 2). Большинство сотрудников (61,3%) малых предприятий считает, что отношения в их организации строятся на общем интересе и зависимости заработка каждого от работы коллектива в целом и лишь 13,3% придерживаются противоположного мнения. Ответы на данный вопрос были пересечены с ответами на их же ответы на вопрос о формальности отношений с руководством, согласно которому формальность отношений присутствует в 39,4% организаций, а противоположная система отношений - в 27,0%, вместе с тем, так как выборка была квотная, к обобщенным данным следует относиться с определенной долей скептицизма.

Таблица 2

Пересечение мнений руководителей о характере отношений и мнений сотрудников о степени формальности отношений с руководством (п=276)

Отно на об!, каж шения в Вашей организации строятся щем интересе и зависимости заработка дого от работы коллектива в целом? Итого

1 2 3 4 5

1 % ответов 37,7 17,6 4,1 9,2 0,0 15,2

Ваши Станд. остаток 4,2 0,5 ,5 2, - -1,3 -0,9

2 % ответов 24,5 26,5 25,7 18,4 0,0 23,2

отношения Станд. остаток 0,2 0,6 0,4 -0,9 -1,1

с руководством строятся исключительно на формальной основе? 3 % ответов 17,0 20,6 29,7 13,2 60,0 21,0

Станд. остаток -0,6 -0,1 1,6 -1,5 1,9

4 % ответов 13,2 30,9 28,4 47,4 20,0 31,2

Станд. остаток -2,3 0 -0,4 2,5 -0,4

5 % ответов 7,5 4,4 12,2 11,8 20,0 9,4

Станд. остаток -0,4 -1,3 0,8 0,7 0,8

Сокращения. 1 - Категорически не согласен (а). 2 - Скорее, не согласен(а) . 3 - Сложно сказать. 4 - Скорее, согла-

сен(а). 5. - Абсолютно согласен(а)

Второй случай проявления умеренной прямой связи - сопоставление мнений работодателей о защищенности деловых отношений от обмана в современной России и мнений работников о порядочности большинства людей в России (г = 0,330**). Это мы можем объяснить тем, что ощущение безопасности деловых отношений, свойственное предпринимателям, передается их сотрудникам, трансформируясь в образ порядочности населения России. В рамках соотнесения этих мировоззренческих установок мы можем наблюдать влияние внутренней среды организации на мнения сотрудников относительно внешней среды. Слабая положительная связь средней силы статистической значимости наблюдается между оценкой руководителем уровня заинтересованности его сотрудников в успехе организации и мнениями самих сотрудников относительно степени защищенности их от обмана и степени заботы органов власти о простых людях (см. табл. 3).

Таблица 3

Коэффициенты корреляции между мнениями руководителей фирм и их сотрудников о роли государства в защите интересов граждан

Мнения сотрудников Мнения руководителей

Р6 Р7 Р8 Р9 Р10

С6 0,330** 0,074 0,149* 0,106 0,034

С7 -0,004 0,188** 0,130* 0,109 0,177**

С8 -0,004 0,142* 0,197** 0,184** 0,223**

С9 0,067 0,181** 0,232** 0,221** 0,206**

С10 -0,037 0,069 0,079 0,074 0,208**

С6 - Большинство россиян - в принципе порядочные люди. С7 - В современной России, вступая в деловые отношения, Вы защищены от обмана. С8 - Федеральная власть старается заботиться об интересах простых людей. С9 - Региональная власть старается заботиться об интересах простых людей. С10 - В современной России существуют эффективные механизмы защиты от обмана. Р6 - В современной России, вступая в деловые отношения, Вы защищены от обмана. Р7 - Федеральная власть старается заботиться об интересах простых людей. Р8 - Региональная власть старается заботиться об интересах простых людей. Р9 - В современной России существуют эффективные механизмы защиты от обмана. Р10 - Сотрудники Вашей организации заинтересованы в ее успехе.

Интересно, что связь между мнениями руководителей и их работников относительно значимости доверия в обществе и склонности респондентов доверять - либо слабая и с низкой статистической значимостью, либо отсутствует (см табл. 4). Это говорит о том, что мировоззренческие установки по одинаковым аспектам доверия не передаются от предпринимателей к сотрудникам напрямую. Но наличие корреляционных связей, хотя слабых и по неодинаковым вопросам, говорит о том, что предпринимательская среда является пространством формирования и трансформации доверия, но влияние пространства частного бизнеса осуществляется косвенно. Одни мировоззренческие установки руководителей малых предприятий провоцируют изменение других мировоззренческих установок их сотрудников.

Таблица 4

Коэффициенты корреляции между мнениями руководителей фирм и их сотрудников о роли и специфике доверия в современном обществе

Мнения сотрудников Мнения руководителей

P11 P12 P13 P14 P15

C11 0,121* 0,151* -0,204** -0,118* 0,077

C12 0,055 -0,068 0,175** 0,026 -0,05

C13 -0,057 -0,155** 0,123* 0,159** 0,009

C14 0,102 -0,094 0,02 0,057 0,117*

C15 0,031 0,149* -0,112 0,112 0,06

С11/Р11 - В общем, людям можно доверять. С12/Р12 - Лучше быть недоверчивым, чем доверять людям. С13/Р13 - Перед тем, как довериться человеку, надо его хорошо узнать. С14/Р14 - Моего доверия заслуживают только те, кто имеет те же ценности что и я. С15/Р15- Доверие к бизнес-партнерам, по существу, выгоднее, чем недоверие.

Вывод. Из достаточно широкого списка мировоззренческих представлений руководителей и сотрудников малых фирм умеренная статистическая связь наблюдается только в двух случаях: между формальностью отношений с руководством и оценкой степени сплоченности коллектива, а также связь между мнением руководителей фирм безопасности деловых отношений в России и мнением их сотрудников о порядочности людей в современном обществе. Определенность модели взаимодействия предпринимателей с сотрудниками существенно влияет на качество отношений на предприятиях, при этом неформальность взаимодействия с руководством повышает, согласно мнения работников, сплоченность коллективов фирм. Связь между второй парой параметров показывает, как социальное пространство предпринимательства может оказывать влияние на формирование мнения сотрудников фирм о специфике социальных отношений в масштабах социума. Особый интерес представляет отсутствие связи между склонностью к доверию сотрудников и склонностью к доверию их руководителей в одинаковых вопросах-индикаторах, что показывает, что характер отношений между предпринимателями напрямую не передается. Но наличие корреляционных связей, хотя слабых и по неодинаковым вопросам в аспектах доверия, говорит о том, что предпринимательская среда является пространством формирования и трансформации доверия, но влияние пространства частного бизнеса осуществляется косвенно.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №12-33-01294.

Ручин Алексей Владимирович - Alexey V. Ruchin -

кандидат социологических наук, Ph. D.,

социолог социологического центра Sociological Center,

Саратовского государственного технического Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

университета имени Гагарина Ю.А.

Статья поступила в редакцию 12.10.11, принята к опубликованию 15.12.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.