Научная статья на тему 'Пензенская духовная семинария как учреждение для подготовки педагогических кадров в системе школьного образования в Пензенской губернии в первой половине XIX в'

Пензенская духовная семинария как учреждение для подготовки педагогических кадров в системе школьного образования в Пензенской губернии в первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНЗЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Светлана Васильевна, Бучнева Ольга Александровна, Юрмашева Ольга Анатольевна

Статья посвящена истории подготовки педагогических кадров для системы школьного образования в Пензенской губернии в первой половине XIX в. Авторы описывают развитие Пензенской духовной семинарии в рамках этапов, выделенных в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими и регламентирующими ее деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пензенская духовная семинария как учреждение для подготовки педагогических кадров в системе школьного образования в Пензенской губернии в первой половине XIX в»

ПЕДАГОГИКА

УДК 257:37(09)(471.327)

С. В. Сергеева, О. А. Бучнева, О. А. Юрмашева

ПЕНЗЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Статья посвящена истории подготовки педагогических кадров для системы школьного образования в Пензенской губернии в первой половине XIX в. Авторы описывают развитие Пензенской духовной семинарии в рамках этапов, выделенных в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими и регламентирующими ее деятельность.

Проблема подготовки педагогических кадров для начальных и средних школ Российской империи являлась одной из самых актуальных в народном образовании. В этой связи считаем целесообразным обратиться к истокам становления и развития духовных учебных заведений в губернском городе Пензе в первой половине XIX в. как одной из форм подготовки педагогических кадров для начальных и средних школ России.

Данная проблема в научной историко-педагогической литературе исследована недостаточно. Изучением истории Пензенской духовной семинарии до революции 1917 г. занимался А. А. Троицкий [1]. Кроме того, сведения о рассматриваемом образовательном учреждении можно почерпнуть из изданий, посвященных Пензенской епархии [2]. В настоящее время проблемы духовного образования в губернии исследует Н. И. Полосин [3]. Вышеназванными источниками ограничивается круг изданий, посвященных истории Пензенской духовной семинарии.

Пензенская духовная семинария была первым духовным учебным заведением в г. Пензе. Она оказала существенное влияние на формирование религиозно-нравственного уклада жителей губернии. Согласно данным

Н. И. Полосина, в период с XIX в. по начало XX в. семинария подготовила около 5 тыс. учителей церковно-приходских школ и священнослужителей [3].

Анализ архивной и историко-педагогической литературы позволил нам условно выделить следующие этапы развития Пензенской духовной семинарии:

1) 1800 - 1818 гг. - зарождение Пензенской духовной семинарии;

2) 1818 - 1840 гг. - становление Пензенской духовной семинарии как среднего сословного духовного учебного заведения для обучения губернской интеллигенции;

3) 1840 - 1867 гг. - деятельность Пензенской духовной семинарии в соответствии с Уставом 1940 г.

В основу представленной периодизации были положены нормативноправовые документы, регулирующие и регламентирующие деятельность Пензенской духовной семинарии. Остановимся подробнее на каждом из вышеназванных этапов развития изучаемого учебного заведения.

Зарождение Пензенской духовной семинарии

Открытие духовной семинарии в г. Пензе состоялось в 1800 г. Это событие было отражено в «Истории российской иерархии архиепископа Амвросия»: «В том же 1800 г. учреждена семинария Пензенская и положено на содержание оной суммы по 2500 рублей» [4, с. 25]. Ректором семинарии стал архимандрит Николай, инспектором назначен старший советник А. Я. Рождественский [2, с. 135].

Согласно данным А. А. Троицкого, скромные размеры средств, отпускаемых на деятельность Пензенской духовной семинарии, отражались на положении учителей семинарии. Жалованье, которое им выплачивалось, было очень скромным. Самое высокое жалованье получал ректор - 200 рублей, остальные педагоги - по 50, 30 и даже 15 рублей в год. Учителя, чтобы не умереть с голоду, вынуждены были искать дополнительные заработки и при ближайшей возможности меняли звание учителя на службу дьякона или священника. Частая смена преподавателей оказывала негативное влияние на процесс образования воспитанников [1, с. 22].

Общий порядок и состав учебного курса в Пензенской духовной семинарии до 1818 г. оставался характерным для духовных учебных заведений Российской империи того времени и определялся духовным регламентом. Классы делились на подготовительные низшие, средние и высшие. Низшим классом была информатория. В нем ученики осуществляли подготовку к семинарскому курсу. Мальчиков обучали чтению, славянскому и русскому языкам, письму, грамматике и закону Божьему. Те из учащихся, которые признавались способными к переходу в следующий класс, изучали в инфор-матории латинский язык. А. А. Троицкий отмечает, что для многих воспитанников низший класс был завершающим в их обучении. По окончании семинарии они занимали причетнические должности в духовных учреждениях [1, с. 23].

Классы, следовавшие за информаторией, носили название латинских. В этих классах главным предметом был латинский язык. Большую часть учебного времени ученики посвящали письменному переводу с латинского языка на русский и обратно. Благодаря частым лингвистическим упражнениям учащиеся достаточно хорошо овладевали латинским языком и пользовались им как родным даже во внеурочное время. Углубленное изучение и знание латинского языка было необходимо, т.к. в следующих классах преподавание осуществлялось на этом языке. На нем же были изданы учебники для духовной семинарии.

Изучением синтаксиса завершалась учебная программа низших классов. Далее следовали собственно семинарские классы. В них преподавались риторика, философия и богословие. Кроме главных дисциплин, по которым эти классы назывались и разделялись, здесь изучались греческий, еврейский и французский языки, пространный катехизис, математику, геометрию, церковную гражданскую историю [1, с. 23].

А. А. Троицкий отмечает, что кроме дисциплин, рассмотренных выше, были попытки введения в учебный курс семинарии медицины, которую в течение четырех лет преподавал ученикам штаб-лекарь фон Беллин. Но, как и в других семинариях России, в Пензенской духовной семинарии класс медицины был закрыт в 1807 г., еще до распоряжения правительства, сделанного по этому вопросу и распространявшегося на все духовные школы [1, с. 24].

Согласно данным Государственного архива Пензенской области (далее -ГАПО), в семинарии преподавались как богословские, так и общеобразовательные предметы. Обучение длилось шесть лет: 3 класса по два года. Обучались в основном дети духовенства в возрасте от 9 до 27 лет [5, л. 11-12 об.].

Такова первоначальная организация Пензенской духовной семинарии. К началу XIX в. современники стали понимать, что духовное образование нуждается в совершенствовании. Московский митрополит Платон и Петербургский митрополит Гавриил представили проекты преобразования духовных учебных заведений. В указанных проектах они отмечали следующие недостатки в работе духовных учебных заведений Российской империи, которые были характерны в том числе и для Пензенской духовной семинарии:

1) отсутствие единой программы обучения;

2) преобладание схоластики в обучении;

3) недостаточное число подготовленных учителей;

4) материальная необеспеченность процесса обучения [6, с. 107-108].

Таким образом, в Пензенской духовной семинарии в первый период

существования учебно-воспитательный процесс проходил на недостаточно высоком уровне. Такому положению было несколько причин: отсутствие руководства в первые два года становления семинарии, отсутствие единого устава, учебных программ (учебные курсы разрабатывались по личному усмотрению преподавателей) и др. Финансирование и материальное оснащение духовной семинарии было самым низким среди пензенских учебных заведений.

В 1807 г. в России был образован Комитет по преобразованию духовных учебных заведений, в состав которого вошли М. М. Сперанский и А. Н. Голицын. В 1808 г. Комитет представил «Доклад об усовершенствовании духовных училищ», составленный М. М. Сперанским. Согласно предложениям, изложенным в докладе, все духовные учебные заведения рекомендовалось разделить на четыре разряда:

1) духовные академии, предназначенные для подготовки духовных служителей, а также учителей духовных учебных заведений;

2) духовные семинарии, предназначенные для подготовки священников;

3) уездные училища, предназначенные для подготовки к поступлению в семинарию, дающие начальное образование;

4) приходские училища, предназначенные для обучения в селах [7, с. 268-269].

Рассматриваемый проект был утвержден в 1809 г. Следует отметить, что указанные преобразования оказали позитивное влияние на развитие Пензенской духовной семинарии: в отношении содержания процесса обучения в учебный план семинарии был включен цикл общеобразовательных дисциплин; в отношении управления образовательным учреждением семинария была введена в Казанский учебный округ; в отношении материального обеспечения были повышены объемы финансирования из средств Синода.

Становление Пензенской духовной семинарии как среднего сословного духовного учебного заведения для обучения губернской интеллигенции

В 1818 г. произошло преобразование Пензенской духовной семинарии согласно реформе духовного образования 1808-1814 гг. Основное изменение заключалось в том, что низшие классы были выделены в особые учебные заведения - уездные и приходские училища, подчиненные семинарии.

По реформе 1818 г. семинария стала общеобразовательным учреждением, готовящим юношей к духовному служению. По новому уставу духовные семинарии перестали быть архиерейскими школами, которые существовали, прежде всего, для епархиальных нужд. Реформа внесла изменения и в учебный процесс. Хотя цикл дисциплин, изучаемых в семинарии, остался прежним, они официально стали носить общеобязательный характер. Комиссией духовных училищ были выработаны программы, которые позволили расширить спектр учебных дисциплин.

В ГАПО сохранились данные о содержании некоторых учебных дисциплин семинарского курса. Так, богословское учение включало следующие учебные дисциплины: богословие изъяснительное, богословие созерцательное, нравственное, археология, чтение святого писания [5, л. 11-12 об.].

В Пензенской духовной семинарии в первой четверти XIX в. был разработан порядок обучения математике. В течение первого года обучения планировалось изучить «основание универсальной арифметики или алгебры, основание геометрии, приложение алгебры и геометрии и плоскую тригонометрию». В течение второго года - «основание дифференциального и интегрального исчисления, основание механики, математическую географию, основание умозрительной и опытной физики». Учителям были предложены следующие учебные пособия по вышеперечисленным дисциплинам: «Начальное основание чистой математики» Фуеса, «Руководство к механике», «Краткое руководство к математической географии и к познанию небесного шара», которые были изданы для народных училищ и др. [5, л. 17-17 об.].

Объем и порядок изучения словесных дисциплин определялся целью обучения, возрастом и подготовкой учащихся, а также периодом времени, отводившимся для изучения этих учебных дисциплин. Словесные дисциплины должны были способствовать развитию речи и мышления учащихся и подготовить их к изучению философии и богословия.

Согласно данным ГАПО, методы обучения в Пензенской духовной семинарии соответствовали возрастным особенностям учеников и уровню их подготовки. Наряду с методом рассказа рекомендовалось не реже одного раза в неделю использовать метод упражнения [1, л. 18]. Для более качественной подготовки учителей к занятиям было рекомендовано использовать следующие учебные пособия: «Начальное основание риторики» Бургеева, «Риторика» Ритского, Ломоносова и др. Для изучения на занятиях были рекомендованы работы латинских писателей Цицерона, Тита Ливия, Плиния младшего, а из российских авторов - работы Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича, М. В Ломоносова, Г. Р. Державина и др. [5, л. 18-19 об.].

На основании Положения от 1 июля 1834 г. священникам и дьяконам, имеющим степень магистра, кандидата или студента, предоставлялось право обучать детей закону Божьему и другим предметам, которые числились в их аттестатах. Тем, кто не имел ученой степени, но окончил семинарию по классу богословия, предоставлялось такое же право. Священникам и дьяконам, не окончившим семинарию, предоставлялось право обучать детей только чтению, письму, катехизису и арифметике [8, л. 75].

Следует отметить, что объем учебных дисциплин и общее направление преподавания в Пензенской духовной семинарии не зависели от мнения учителей. Однако в программах было указано, что «ревность и усердие профессора дополнять то, что сверх сего откроется полезным для воспитанников»

[1, с. 27]. Определив и значительно расширив курс учебных дисциплин, Устав 1818 г. потребовал, чтобы все преподаватели имели высшее образование. За этим распоряжением последовало обновление всего педагогического состава; на их места были назначены магистры и кандидаты Московской академии. Указанное обстоятельство привело к повышению качества обучения в Пензенской духовной семинарии.

Деятельность Пензенской духовной семинарии в соответствии с Уставом 1840 г.

В 1840 г. по инициативе обер-прокурора графа Н. А. Протасова был утвержден новый Устав духовных семинарий, согласно которому на духовные семинарии были возложены функции подготовки не только служителей церкви, но и врачей, землемеров, специалистов сельского хозяйства и др. Согласно уставу были введены следующие учебные дисциплины: медицина, сельское хозяйство, учение о вероисповеданиях, ересях и расколах, сокращен курс философии (оставлены логика и психология), отменено преподавание на латинском языке и др. С 1843 г. в учебный курс семинарий введено иконопи-сание, с 1850 г. - геодезия [9, с. 109].

В 1840 г. занятия в Пензенской духовной семинарии велись без преподавания практических наук. Новые богословские дисциплины были распределены между имеющимися наставниками. В результате количество часов на дисциплины, преподававшиеся ранее, было сокращено. Как следствие, ведущие дисциплины не могли преподаваться с прежней основательностью [1, с. 190].

Практические науки вследствие недостаточного числа преподавателей вошли в систему образования только с 1845 г. В этом же году была введена и медицина, а с 1846 г. началось преподавание сельского хозяйства [1, с. 190]. Преподавание этих дисциплин носило поверхностный характер. Причиной этого можно считать небольшое количество уроков, недостаток в учебных пособиях и материальном оснащении практических занятий. В итоге практические науки были исключены из учебного курса раньше, чем последовало распоряжение, сделанное по этому поводу правительством. Вместо упраздненных дисциплин в семинарии было введено преподавание педагогики и учение о местном расколе.

Эти нововведения и перемены не способствовали развитию учебного процесса в семинарии, что и было отмечено ревизией 1858 г., которую провел инспектор Казанской академии, архимандрит Филарет. О семинаристах, об отношении их к учению и степени развития ревизор писал следующее: «В ответах многих учеников замечается недостаток самостоятельного усвоения преподаваемых уроков и свободного, независимого от тетради изложения приобретенного памятью сведений, из сочинений заметно, что ученики читают больше светскую литературу, чем духовную литературу, и притом не ученую, а беллетристику, отчего встречается у них недостаток твердых мыслей» [1, с. 190]. Согласно сведениям О. А. Анищенко, в духовных семинариях российской империи, в том числе в пензенской, запрещалось чтение классической литературы, всячески ограничивались развлечения: были запрещены вечера, танцы, дневные прогулки, посещение театров, и вообще начальство всячески оберегало воспитанников от соприкосновения с внешним миром [10, с. 66-71].

Таким образом, дисциплины, изучаемые в рамках новой системы образования, преподавались в течение всего процесса обучения, начиная с перво-

го года, вместо прежнего первоначального изучения одной группы дисциплин за другой. Необходимо отметить положительный момент новой системы -русский язык окончательно вытеснил латинский. Недостатком новой системы образования, просуществовавшей до 1867 г. (до принятия нового Устава 14.05.1867 г.), по мнению А. А. Троицкого, было то, что, совмещая ряд разнородных дисциплин, она не давала ученикам прочных знаний [1, с. 189].

Но все же именно духовная семинария готовила учительские кадры для уездных приходских училищ и сельских школ, воспитанников для высших учебных заведений, и зачастую они возвращались в духовную семинарию для педагогической работы.

Выпускники семинарий, выходившие из духовного ведомства, шли на службу в различные светские учреждения, другие учительствовали в начальных духовных или светских учебных заведениях, третьи продолжали учебу в высших учебных заведениях, по окончании которых некоторые из них стали известными учеными, педагогами, писателями, государственными и общественными деятелями. Так, Н. И. Ильминский, член-корреспондент Петербургской академии наук, известный ученый-востоковед, педагог-миссионер, являлся выпускником Пензенской семинарии 1842 г. Он окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра и был в ней оставлен на должности профессора. С 1861 г. стал профессором Казанского университета. С 1891 г. был назначен директором Казанской учительской семинарии [1, с. 190]. С 1856 г. в Пензенской духовной семинарии обучался В. О. Ключевский, известный российский ученый-историк.

Перечень знаменитых выпускников Пензенской духовной семинарии может быть продолжен. Это и Н. Н. Бурденко, выдающийся отечественный хирург, президент Академии медицинских наук СССР, и историк А. С. Архангельский, и писатель С. Н. Елеонский, и историк-краевед А. Л. Хвощев и др. Этот перечень является свидетельством того реального вклада, который рассматриваемое учебное учреждение внесло в пополнение рядов интеллигенции российского государства.

В заключение можно отметить, что Пензенская духовная семинария давала среднее образование, благодаря которому ее выпускники достигали успехов на различных поприщах и в разных областях знаний. Именно семинария выпускала из своих стен будущих учителей разных учебных заведений Пензенской губернии. Но применяемые методы обучения не были прогрессивными. Преподаваемые в учебном заведении науки имели религиозный и догматический характер. Не только представители светского образования, но и лица духовного сана отмечали зубрежку, застой и схоластику как характерные черты семинарского воспитания. Однако, несмотря на трудности и недостатки в работе, Пензенская духовная семинария развивалась и набирала опыт подготовки педагогических кадров в системе школьного образования Пензенской губернии. Семинария внесла существенный вклад в дело развития народного просвещения в губернии в первой половине XIX в. и стала одним из самых востребованных учебных заведений региона.

Список литературы

1. Троицкий, А. А. Пензенская духовная семинария (1800-1900). Историческая записка / А. А. Троицкий. - Пенза : Типография губернского правления, 1901. -383 с.

2. Пензенская епархия. Историко-статистическое описание. - Пенза : Типография губернского правления, 1907. - 321 с.

3. Полосин, Н. И. Православное духовное образование Пензенской губернии в XIX - начале XX в. : дис. ... канд. ист. наук / Н. И. Полосин. - Пенза, 2005. - 307 с.

4. Очерки истории образования Пензенского края / под. ред. В. И. Никулина. -Пенза : ИПКиПРО, 1997. - 400 с.

5. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 21. Указы правительствующего Синода. Оп. 1. Д. 1.

6. Сушко, А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 года) / А. В. Сушко // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.

7. Энциклопедический словарь / авторы-сост. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - СПб. : Типо-Литография И. А. Ефрона, 1893. - Т. 11. - 466 с.

8. ГАПО. Ф. 81. Дирекция народных училищ. Оп. 1. Д. 4.

9. Раскин, Д. И. История России с древнейших времен до 1917. : энциклопедия : в 5-ти т. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1996. - Т. 2. - 656 с.

10. Анищенко, О. А. Из жизни семинарской / О. А. Анищенко // Русская речь. -1997. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.