УДК 368.01 (06)
А.В. Харченко
преподаватель, кафедра управления персоналом и социологии, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», г. Ростов-на-Дону
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
Аннотация. Содержание статьи раскрывает особенности существования и реформирования российской пенсионной системы. Анализируется специфика нынешнего этапа принятия новой пенсионной системы в России.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, субсидиарность, страховой характер, патерналистические традиции, государственная пенсия, трудовая пенсия, социальное поведение.
A.V. Kharchenko, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don
THE RUSSIAN PENSION SYSTEM: THE CHARACTERISTICS AND DISTINCTIVE FEATURES
Abstract. The contents of article open features of existence and reforming of the Russian pension system. Specifics of a present stage of acceptance of new pension system in Russia are analyzed.
Keywords: pension system, pension reform, subsidiarity, insurance character, paternalistichesky traditions, state pension, labor pension, social behavior.
Пенсионная реформа в Российской Федерации носит стратегический характер и распространяется на все общество. В нашей стране 80% населения - это почти 72 млн работающих граждан, что составляет более 50% от всего населения России, и более 39 млн пенсионеров, а это почти 30% населения. Пенсионный фонд Российской Федерации в 2012 году направил в адрес наших соотечественников 58,7 млн писем с информацией о состоянии индивидуальных лицевых счетов, так называемых «писем счастья». Это сведения о страховых взносах, которые работодатели перечислили на финансирование страховой и накопительной частей пенсии, информация об эффективности работы выбранной управляющей компании, о дополнительных страховых взносах, взносах страхователя, о взносах государства на софинансирова-ние формирования пенсионных накоплений. Именно поэтому управляемая и прозрачная перспектива будущей пенсии, необходимость построения которой в современном мире, не исключая Россию, является важнейшей задачей, становится понятной, если в её построении участвуют все ее субъекты.
Проблема пенсионной системы, как отмечают специалисты и аналитики [3], - не бухгалтерский вопрос, а политико-экономическая и даже в большей степени социальная задача. Она заключается не только в смысле обеспечения согласования интересов разных поколений, властных структур, общественности, бизнеса, их социальных статусов и ролей, но и в самой сути и структуре пенсионной системы как вытекающей из всего этого, и необходимости её совершенствования и реформирования.
Пенсионная система современной России, помимо общих черт, свойственных всем конкретным представителям данного социального института, характеризуется весьма важными отличительными признаками, формирующими и генерирующими поведение её основных акторов. К их числу следует отнести:
• противоречивость российского института пенсионирования;
• неоднородность российской пенсионной системы;
• незавершенность законодательного оформления функций важнейших акторов системы;
• частоту изменений и реформирования.
Начнем с общей противоречивости, касающейся незавершенности и нечеткости сформиро-
вавшейся формы социальной системы и научных представлений о ней. Если незавершенность и может говорить о продолжающемся текущем развитии, то нечеткость форм говорит только о незрелости формирования и слабости представления целей. Основной закон страны, Конституция, определяет Россию как социальное государство, где политика должна создавать условия для обеспечения достойной жизни и развития человека [2]. Статистические и отчетные данные о пенсионном обеспечении можно трактовать как соответствующие Основному закону страны.
Как отмечает исследователь проблем социальной защиты О.В. Синявская, в постсоветский период конъюнктурные метания политиков от социального государства к принципам субсидиарно-сти негативно повлияли на систему социальной защиты населения. Особенностью развития пенсионного обеспечения в России на этом этапе становится несоответствие между декларируемыми целями его существования (страховой характер) и реальной динамикой пенсионных выплат (пособия по бедности). Формально пенсионная система сохраняет страховой характер. На деле же российские пенсии мало связаны с трудовым или страховым вкладом человека [5].
Произошедшие изменения в пенсионной системе в период от ее становления до 2000-х годов [6] и генетически распространившиеся на последующие этапы, вплоть до настоящего времени, характеризуются преемственностью базового принципа - сохранения ведущей роли государства, который привел к еще большему укреплению «патерналистских» настроений населения. Социальные изменения в России, процесс становления рыночных отношений сталкивается с тем, что как политики, так и граждане мыслят и действуют в соответствии с императивами патерналистской, советской, весьма специфической экономической культурой.
Патерналистские традиции в сознании россиян проецируют представление, где система социальной защиты должна выступать как государственная политика страны и региона. Генетика первой пенсионной системы современности, создававшейся в условиях генезиса социального института пенсионирования, имела политическую окраску «иммунизации от социализма». Все пенсионные системы современного общества на его постиндустриальном этапе, и современная российская система не является исключением, имеют, с одной стороны, оптимизационную экономическую «колористику», а с другой - все большее встраивание института пенсионирования в рыночные финансовые структуры. Пенсионер как социальный актор в рамках такой системы выступает покупателем на рынке продавца, ибо условия пенсионирования, в конечном итоге, формируются не им, а властными структурами.
Вторым фактором, генерирующим характер и смыслы реформирования пенсионной системы и, следовательно, создающим «коридоры возможностей» социального поведения, выступает неоднородность самой пенсионной системы. Любая пенсионная система, в том числе и российская, формируется на базе и с учетом действующих институтов и норм, которые обеспечивают граждан в форме пенсий, пособий и других социальных выплат. Существующая в России выплата страховых пенсий, а также государственного пенсионного обеспечения регулируется отдельными нормативными правовыми актами, в которых заложены разные принципы начисления пенсий и которые имеют различные финансовые механизмы формирования, а, следовательно, и разные экономико-социологические смыслы.
Государственная пенсия относится к подсистеме социального обеспечения. Получатели этого вида пенсий - граждане, работавшие на государство, они и теперь имеют право на государственную пенсию. В эту группу пенсионеров входят работники государственных органов, в том числе министерств, полиции и других силовых ведомств, космонавты, военнослужащие и др. Страховая пенсия относится к другой подсистеме - социальному страхованию - и является ежемесячной компенсацией гражданам заработной платы или иного дохода, который они получали до назначения им страховой пенсии.
Как государственные, так и страховые пенсии выплачиваются из предусмотренных на эти цели средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Но субъекты формирования вы-
плат разные. Страховые взносы, составляющие страховые пенсии, делаются работодателями на основе пенсионных взносов, своей природой составляющих часть созданной добавленной стоимости с дальнейшей внебюджетной генетикой. То есть, с экономико-социологических позиций представляют собой обмен. Субъектом же формирования пенсий и выплат выступает Пенсионный фонд России, что вуалирует генетику и делает её схожей с редистрибуцией.
Государственные и страховые пенсии по своей природе - есть социальный трансферт государственно-бюджетной генетики, основу которой составляют налоги, страховые взносы и т.п. Субъектом формирования пенсий и социальных выплат выступают государственные органы, и с экономико-социологических позиций это вполне справедливо представляется редистри-бутивными отношениями.
Существенным в этом плане может служить такой момент характеристики неоднородности российской пенсионной системы, как пенсионное обеспечение государственных деятелей, судей и т.п. Размеры пенсий, замещавших указанные должности лиц, регулируются отдельными законами. Несмотря на неоднократные попытки сокращения числа чиновников, их численность все время растет, а пенсионное обеспечение, хотя и не у всех, как отмечается в СМИ, осуществляется по высшему разряду. Денежное довольствие государственных служащих высшего административного уровня регулярно и солидно индексируется.
Существует много проблем в понимании пенсионирования федеральных государственных служащих и других пенсионеров «особого счета», но в рамках выявления характера и смыслов текущего этапа реформирования пенсионной системы, создающих «коридоры возможностей», четко прослеживается момент выделения этой группы и её выпадения из процесса целостного реформирования. Третий фактор, создающий «коридоры возможностей» субъектного поведения, генерируемым характером и смыслом данного этапа реформирования, связан с проблемами незаконченности отработки законодательного оформления пенсионной сферы и её составляющих.
Несмотря на то, что пенсионная сфера в РФ регулируется целым рядом законов, пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» был принят в 1990 году, после чего в него были внесены изменения и дополнения. Был принят и ряд других крупных законов, определяющих особый порядок обеспечения различных категорий граждан [4]. Часто при этом пенсионное законодательство оказывается сложным, в том числе в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии. По сути же оно должно быть простым и понятным каждому человеку.
Главным и важнейшим смыслом законодательной незавершенности функционирования пенсионной сферы, задающим «коридоры» социального поведения субъектов пенсионной системы, представляются неясности правового положения Пенсионного фонда России и правового статуса уплачиваемых в него страховых взносов. По мнению практикующих юристов, на сегодняшний день правовой статус взносов является не совсем прозрачным, так как являясь обязательными, они не являются ни налогами, ни сборами и, по мнению И.Н. Морохина, создают видимость легитимности. Правовой режим Пенсионного фонда России определен Положением «О Пенсионном фонде Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года [1]. По мнению аналитиков, статус Пенсионного фонда России надлежащим образом не определен и должен быть закреплен специальным нормативным правовым актом.
Четвертым, и последним, моментом смыслов, формирующих социальное поведение в сфере пенсионирования, представляется частота происходящих в ней изменений. Пенсия - это результат трудовой, социальной жизни человека, понимающего, что он начинает работать в молодости, и при этом осознающего, что с ним будет, когда он не сможет трудиться на свое благо и благо общества. Но уже трижды за 10 лет у нас меняются правила пенсионной практики.
Первоначально основными функциями Пенсионного фонда России были сбор страховых взносов, их направление на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. За десять лет все работающее население страны было охвачено персонифицированным учетом, но задача преодоления уравнительности всех видов пенсий, повышения реального их размера, как и переход на страховые принципы, не ставилась. Это стало целью нового этапа реформ в 2002 году. К 2010 году страховые цели реформирования опять дали о себе знать. Была проведена валоризация пенсионных прав и произведена замена единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами, введена программа софинансирова-ния пенсий. Произошло значительное продвижение по пути важнейшей социальной задачи -повышения уровня материального обеспечения пенсионеров. Однако одновременно с этим многие проблемы были не только не решены, но и еще больше обострились. Попытка хоть какого-то их решения привела к очередной программе реформирования, наблюдаемой в настоящее время и характеризующейся еще большей частотой объявляемых смен позиций и формированием самых различных и порой противоречивых мнений в обществе.
Дилемма декларируемых и реальных задач пенсионной системы ведет к внутренним противоречиям в их реализации. Регулярные изменения вектора пенсионной реформы не приводят к росту доверия работников и работодателей к любым изменениям в этой сфере. Непреодолимым препятствием является пока и пассивная позиция большинства населения.
Основные проблемы российской пенсионной реформы заключаются в том, что ей не удается построить систему, при которой изменился бы пенсионный возраст, существенный патернализм государства в пенсионной сфере. Эти и другие проблемы необходимо решать как можно быстрее.
Список литературы:
1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. М., 1992. № 5. Ст. 180.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
3. Кудрин. А., Гурвич. Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. М., 2012. Вып. 3. С. 52-79.
4. Проблемы пенсионного законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadrovika.net/p1 .php.
5. Синявская О.В. Российская пенсионная реформа: куда идти дальше? // Журнал "SPERO". Вып. 13. Осень-зима 2010. С. 187-210.
6. Хорунжая Е.А. Пенсионная реформа и управление социальными изменениями // Вестник Московского университета. Сер.: Социология и политология. М., 2008. Вып. 4. С. 20-45.