Научная статья на тему 'Педагогика высшей школы в системе подготовки молодых ученых'

Педагогика высшей школы в системе подготовки молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2106
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / МОЛОДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СИБГИУ / TEACHING HIGH SCHOOL / TRAINING YOUNG SCIENTISTS / OPEN EDUCATION / INDIVIDUAL TRAINING / THEORY OF EDUCATION IN HIGH SCHOOL / YOUNG TEACHER / SIBSIU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишкова Людмила Викторовна, Волошина Марина Сергеевна

Рассмотрен вопрос о подготовке аспирантов – выпускников непедагогических вузов к преподавательской работе. Сформулирована задача: помочь начинающим преподавателям вузов преодолеть сложности профессионального становления, например, в системе специально организованного дополнительного образования. Расширено понятие «открытого образования», предполагающее общенациональный доступ к информационным технологиям; обучение, индивидуализированное по времени, темпам, содержанию, свободе выбора слушателями образовательной стратегии и путей ее реализации. Изложена суть учебного курса «Педагогика высшей школы» в системе подготовки молодых ученых с учетом реализации принципов открытого образования. Проанализирована практика подготовки молодых ученых-преподавателей в СибГИУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogics of higher education in the training of young scientists

The authors discussed the question of the preparation of graduate students graduates of non-teaching universities to teaching. The problem is formulated: to help young teachers of universities to overcome the complexity of professional development, for example, in a system of specially organized further education. They expanded the concept of "open education" requires nationwide access to information technology, training, individualized to time, pace, content, freedom of choice students of educational strategies and ways to implement it. They set out the essence of the course "Pedagogy of Higher Education" in the training of young scientists in view of the principles of open education. The authors analyzed the practice of training young scientists and teachers in SibSIU.

Текст научной работы на тему «Педагогика высшей школы в системе подготовки молодых ученых»

Педагогика высшей школы в системе подготовки молодых ученых

Л.В. Ишкова, М.С. Волошина

Рассмотрен вопрос о подготовке аспирантов - выпускников непедагогических вузов к преподавательской работе. Сформулирована задача: помочь начинающим преподавателям вузов преодолеть сложности профессионального становления, например, в системе специально организованного дополнительного образования. Расширено понятие «открытого образования», предполагающее общенациональный доступ к информационным технологиям; обучение, индивидуализированное по времени, темпам, содержанию, свободе выбора слушателями образовательной стратегии и путей ее реализации. Изложена суть учебного курса «Педагогика высшей школы» в системе подготовки молодых ученых с учетом реализации принципов открытого образования. Проанализирована практика подготовки молодых ученых-преподавателей в СибГИУ.

Ключевые слова: педагогика высшей школы, подготовка молодых ученых, открытое образование, индивидуальное обучение, теория обучения в высшей школе, молодой преподаватель, СибГИУ.

Актуальность введения учебного курса «Педагогика высшей школы» в системе подготовки научных работников посредством очной и заочной аспирантуры не вызывает сомнения. Безусловным является тот факт, что подавляющее большинство аспирантов, как правило, бывает связано с обучением студентов высших образовательных заведений либо рано или поздно приобщается к этой работе. При этом некоторой научной педагогической подготовкой обладают только выпускники пединститутов и, в определенной мере, университетов. Остальные аспиранты, становясь преподавателями вузов, познают премудрости этой профессии путем «проб и ошибок», часто долгое время оставаясь в неведении об особенностях этого сложного вида деятельности. В этой связи возникает задача - помочь начинающим преподавателям вузов менее болезненно и с меньшими издержками преодолеть сложности профессионального становления, например, в системе специально организованного дополнительного образования, где молодые ученые познают азы вузовской педагогики в статусе слушателей (или курсантов).

Таким образом, в системе дополнительного педагогического образования важной методологической и практической составляющей для слушателей становится понятие «открытого образования», которое становится имманентным атрибутом гуманистической парадигмы системы образования в России. Оно предполагает общенациональный доступ к информационным технологиям; обучение, индивидуализированное по времени, темпам, содержанию, свободе выбора слушателями образовательной стратегии и путей ее реализации [1, с. 108-114].

Основные задачи, которые решаются в процессе изучения курса «Педагогика высшей школы» в системе подготовки молодых ученых, связаны

с изучением содержания и условиями реализации принципов открытого образования. Наиболее значимыми среди них являются:

• принцип социальной актуальности формируемой системы профессиональных компетенций:

• принцип нелинейного структурирования информации и самого процесса обучения;

• принцип потенциальной избыточности учебной информации;

• принцип перехода в вузах от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу [2, с. 15-19].

Принцип социальной актуальности профессиональной подготовки предполагает формирование такой системы профессиональных компетенций, которая: 1) необходима на данном этапе решения задач своего развития;

2) способна обеспечить впоследствии реальную возможность для усвоения новых (возрастающей сложности) профессиональных компетенций. Под профессиональными компетенциями мы подразумеваем готовность (в сочетании со способностями) решать сложные профессионально-ориентированные задачи современными гуманитарными методами.

Принцип нелинейного структурирования информации и самого процесса обучения предполагает обучение на основе трех системных модулей: 1) базового (освоение фундаментальных знаний, ведущих научных методов по дисциплинам профилирующим и общенаучного цикла, что способствует формированию общенаучных компетенций); 2) основного (овладение профессиональными компетенциями на уровне образовательного стандарта);

3) расширенного (привлечение обучающихся к изучению дополнительного теоретического и практико-ориентированного материала с целью решения проблемных профессиональных задач, разработка специальных учебных курсов с выраженной исследовательской направленностью).

Принцип потенциальной избыточности учебной информации предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой всякое учебное и научно-поисковое задание максимально стимулирует их рефлексивную деятельность, способствует активизации когнитивных (связанных с познанием) процессов, побуждает к самостоятельному завершению работы по формированию системы профессиональных компетенций как в стенах вуза, так и после получения диплома.

Принцип перехода от учебно-образовательного процесса к научно-образовательному отражает современную тенденцию превращения большого числа вузов России в исследовательские площадки. Одним из путей, позволяющим реализовать этот переход, служит организация научно-исследовательской работы студентов в самых разных формах ее проявления.

Педагогическая подготовка молодых ученых предполагает создание для этой цели качественной современной образовательной программы. При

этом, как показало наше исследование, содержание такой программы должно быть нацелено на формирование у слушателей следующих профессиональных компетенций:

• адекватное представление о сущности педагогической деятельности в вузе;

• интериоризация профессионально обусловленных требований к личности педагога в вузе;

• становление в качестве субъекта - носителя методологической культуры педагога;

• осознанный научный подход к организации учебного и воспитательного процесса в вузе;

• готовность к практической реализации современных дидактических концепций в высшем образовании;

• осознание сущности педагогической технологии вообще и авторской педагогической технологии в частности;

• принятие инновационной направленности педагогической деятельности в вузе;

• готовность осуществлять организацию научно-исследовательской работы студентов.

В Сибирском государственном индустриальном университете (Сиб-ГИУ) накоплен многолетний опыт педагогической подготовки молодых ученых, на факультете дополнительного образования создана Высшая школа для молодых ученых (аспирантов, соискателей), которая не один год ведет свои занятия.

В результате был разработан общий учебный курс, составляющий 72 часа, из которых 18 часов аудиторной нагрузки отводится на лекции, 18 часов - на практику (семинарские занятия) и 36 часов - на самостоятельную работу.

Структура и содержание лекционного курса по педагогике на сегодняшний день представлены восьмью темами:

Тема 1. Введение в педагогическую деятельность высшей школы. Ценностно-целевые приоритеты высшего образования. Особенности педагогической профессии, ее основное содержание. Особенность обучения и воспитания студентов. Психолого-педагогические «барьеры» общения преподавателя со студентами, затрудняющие решение педагогических задач высшей школы. Гуманистическая функция педагогической профессии. Творческая природа труда профессорско-преподавательского корпуса в вузах. Структура педагогической деятельности. Профессионально-обусловленные требования к личности преподавателя высшей школы.

Тема 2. Педагогика в системе наук о человеке. Концептуальные основы системного обеспечения стратегии развития высшего образования в России. Объект, предмет и функции общей педагогики и педагогики высшей школы. Образование как социальный феномен и педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками. Образование как общечеловеческая ценность. Программно-целевой подход к организации стратегических разработок в системе высшего образования. Роль государства в установлении образовательного стандарта (ценза, уровня), который должен быть обеспечен учебным заведением и достигнут личностью для получения соответствующего документа о высшем образовании. Необходимость перехода от традиционных лозунгов и деклараций о приоритетности образовательной сферы к поэтапно-эшелонированным и системно обеспеченным акциям. Роль современных информационных технологий в решении сложных задач высшей школы.

Тема 3. Теория обучения в высшей школе. Современные дидактические концепции. Функции обучения. Деятельность студентов и преподавателя в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения студентами знаний, умений, навыков, общенаучных и профессиональных компетенций. Закономерности и принципы обучения в высшей школе. Педагогическая концепция Л.В. Занкова. Концепция содержательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Концепция формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Концепция проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.). Концепция самоорганизации и саморазвития Л.М. Фридмана. Концепция развивающего обучения Е.Н. Кабановой-Меллер. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения. Детерминанты содержания высшего образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего образования.

Тема 4. Концепция воспитательной работы со студентами в условиях современной высшей школы. Воспитание как специально организованная деятельность вузов по достижению целей высшего образования. Цели и задачи гуманистического воспитания студентов, их ценностные ориентиры. Закономерности и принципы воспитания студентов: 1) принцип непрерывности общего и профессионального развития личности; 2) принцип культуро-сообразности воспитания студентов; 3) принцип персонализации педагогического взаимодействия в вузе (отказ от ролевых масок, адекватное включение в этот процесс чувств, эмоций, соответствующих поступков); 4) принцип полисубъектного (диалогического) подхода (утверждение в вузах равноправного сотрудничества преподавателей и студентов); 5) индивидуально-творческий подход к воспитанию студентов, предполагающий непосредст-

венную мотивацию учебной и внеучебной видов деятельности, организацию самодвижения студентов к конечному результату; 6) принцип профессионально-этической взаимоответственности (готовность субъектов педагогического процесса в вузах соблюдать нормы профессиональной и педагогической этики и одновременно принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества); 7) принцип интериоризации общечеловеческих ценностей: 8) принцип связи воспитания студентов с жизнью, производственной практикой; 9) принцип сочетания педагогического управления с развитием творческой инициативы и самостоятельности студентов; 10) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий в процессе воспитания студентов (когда воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает последний из объекта в субъект воспитания). Организация внеучебной воспитательной работы в вузе. Актуализация воспитательной работы со студентами на кафедрах в процессе планирования и осуществления профессиональной подготовки студентов.

Тема 5. Современные педагогические технологии в высшей школе.

Сущность педагогической технологии (Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Г. Ривин, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдниев, И.П. Раченко, Л.Я. Зорина, В.П. Беспалько и др.). Педагогическое мастерство, его компоненты. Педагогические задачи, их характеристика. Технология конструирования педагогического процесса (осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза, планирование педагогической деятельности). Технология осуществления педагогического процесса (структура организаторской деятельности преподавателя, ее особенности в высшей школе; виды деятельности студентов, общие технологические требования к их организации; технология организации учебно-познавательной деятельности студентов). Технология педагогического общения и установление педагогически и профессионально целесообразных взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Тема 6. Вопросы организации и повышения эффективности научно-исследовательской работы студентов в высшей школе. Вопросы общей методологии научно-исследовательской работы студентов (НИРС): гносеологические основы НИРС; функции и принципы научного познания; структура и формы организации научного знания; синергетический подход в научных исследованиях студентов; вопросы эволюции научной картины мира. Критерии выбора методов решения студенческих исследовательских задач. Математическое моделирование в научных исследованиях. Методы педагогических исследований (применение критерия Макнамары для сравнения состояния некоторого свойства у членов двух зависимых выборок; оценка профессиональной компетентности на основе экспертных оценок, ранжи-

рования и составления рейтинга; применение критерия Колмогорова-Смирнова для проверки эффективности экспериментальных методик обучения; факторный анализ проблем образования; тестовые технологии). Статистические уравнения зависимостей в экономических исследованиях. Корреляционный анализ.

Тема 7. Формирование и развитие профессионально-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава вузов. Инновационные процессы в высшем образовании. Непрерывность повышения профессиональной квалификации преподавателей высшей школы как необходимая предпосылка развития их творческих способностей, профессионального мастерства. Педагогическая культура (общекультурная составляющая; методологическая и исследовательская культура; профессионально-нравственная культура и культура общения; дидактическая и воспитательная культура; управленческая культура). Методическая работа в вузе как организационная основа для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, фактор повышения педагогической культуры профессорско-преподавательского состава. Сохранение и развитие положительного опыта вузов в деле обучения, развития и воспитания студентов, создание и развитие современных традиций в деятельности методических служб вузов.

Тема 8. Современные информационные технологии в высшей школе. Основные направления использования компьютерных средств в высшем образовании. Системность и междисциплинарность проблемы компьютеризации в образовании. Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности работников высшей школы, их научно-исследовательской деятельности. Компьютер как компонент системы образовательно-педагогического управления в вузе. Проблемы организации дистанционного обучения в вузах. Электронный учебник.

Для рассмотрения на практических (семинарских) занятиях были определены следующие проблемы:

1) структура педагогической деятельности. Профессионально-обусловленные требования к личности преподавателя высшей школы;

2) связь педагогики с другими науками. Образование как общечеловеческая ценность. Программно-целевой подход к организации стратегических разработок в системе высшего образования;

3) детерминанты содержания высшего образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего образования;

4) организация учебной и внеучебной воспитательной работы в вузе. Актуализация воспитательной работы со студентами на кафедрах в процессе планирования и осуществления профессиональной подготовки студентов;

5) технология конструирования педагогического процесса (осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза, планирование педагогической деятельности). Технология осуществления педагогического процесса (структура организаторской деятельности преподавателя, ее особенности в высшей школе; виды деятельности студентов, общие технологические требования к их организации; технология организации учебно-познавательной деятельности студентов).

Для самостоятельного изучения предлагаются следующие проблемы:

1. Преподаватель вуза как субъект педагогической деятельности.

2. Сущность профессионально-педагогической культуры.

3. Мотивы выбора педагогической профессии.

4. Основы педагогического самообразования.

5. Образование как социальный феномен.

6. Система методов и методика педагогических исследований.

7. Понятие о педагогических ценностях и их классификация.

8. Педагогические системы и их виды.

9. Функции обучения.

10. Логика процесса обучения.

11. Структура процесса усвоения знаний.

12. Закономерности обучения.

13. Принципы обучения.

14. Контроль в процессе обучения.

15. Воспитание базовой культуры личности студента.

16. Общие методы воспитания, их классификация.

17. Формирование личности студента в коллективе.

Практика подготовки молодых ученых в СибГИУ показывает, что предлагаемая программа в полной мере соответствует целям и задачам слушателей - приобщению их к основам замечательной профессии «Преподаватель высшей школы».

Литература

1. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батыше-ва, А.М. Новикова. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.

2. Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб.-метод. пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.