Научная статья на тему 'Педагогика волонтерства в подготовке бакалавров социально-культурной деятельности'

Педагогика волонтерства в подготовке бакалавров социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА / PEDAGOGY OF VOLUNTEERISM / БАКАЛАВР / BACHELOR / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская М.И.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения студентов высшей школы основам волонтерской деятельности в реализации основных образовательных программ направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» в контексте требований современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF VOLUNTEERISM IN THE TRAINING BACHELORS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The article is devoted to actual problem of today the problem of teaching high school students the basics of volunteer activities in the implementation of basic educational programs in such direction of training as 51.03.03 «Socio-cultural activity» in the context of the modern labour market requirements.

Текст научной работы на тему «Педагогика волонтерства в подготовке бакалавров социально-культурной деятельности»

informatsionnogo obrazovaniya / / Nauch. i tekhn. b-ki. - 2013. - № 10. - S. 5 - 14.

2. Mazuritskiy A.M., Kalegina O.A., Kuzichkina G.A. «Vityazi na rasput'ye»: Biblioteki i bibliotechno-informa-tsionnoye obrazovaniye v poiskakh vektora sovmestnogo razvitiya / // Nauch. i tekhn. b-ki. - 2017. - № 4. - S. 61-76.

3. Zhabko, Ye.D. Spravochno-bibliograficheskoye obsluzhivaniye v elektronnoy srede: teoriya i praktika: monogr. SPb, 2006.

4. Berestova, T.F. Obshchedostupnaya biblioteka kak chast' informatsionnogo prostranstva: teoretiko-metodo-logicheskiye aspekty: monogr. Chelyabinsk, 2004.

5. Guseva, Ye. Bibliotechnoye kredo: ne prosit', a predlagat' / / Universitetskaya kniga. - 2016. - № 5. - S.42-47.

6. Boykova, O.F. Attestatsiya rabotnikov biblioteki / / Universitetskaya kniga. - 2017. - № 9. - S. 30-37.

7. Yedinyy kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/747402

8. Brezhneva, V.V. Bibliotechnoye obrazovaniye: sostoyaniye i perspektivy / / Universitetskaya kniga. - 2014. - № 7-8. - S.66.

УДК 37:36:378

М.И.Васильковская

ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения студентов высшей школы основам волонтерской деятельности в реализации основных образовательных программ направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» в контексте требований современного рынка труда.

Ключевые слова: педагогика волонтерства, бакалавр, социально-культурная деятельность, компетенции, профессиональная подготовка.

Margarita I. Vasilkovskaya PEDAGOGY OF VOLUNTEERISM IN THE TRAINING BACHELORS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The article is devoted to actual problem of today the problem of teaching high school students the basics of volunteer activities in the implementation of basic educational programs in such direction of training as 51.03.03 «Socio-cultural activity» in the context of the modern labour market requirements.

Keywords: pedagogy of volunteerism, bachelor, socio-cultural activity, competencies, professional training.

Созидательной основой, объединяющим началом для всей нашей страны всегда были вера, духовность и культура. Они формируют сознание человека. Сегодня в нашу жизнь органично входят такие понятия, как историческая память и традиции, культурное достояние и нравственные ценности, которые в полной мере отражают общественный приоритет - потребность государства, общества в сохранении этих традиций и культурно-исторической памяти, а также обеспечение доступности высших достижений культуры для каждого жителя России.

Эти общественные и духовные приоритеты легли в основу концепции Государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной правительством Российской Федерации 29 февраля 2016 года, а так же, модельного закона о социально-культурной деятельности от 25 ноября 2016 года, принятым Межпарламентская Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств. Закон закрепляет правовые основы социально-культурной деятельности, регулирует отношения между ее участниками и направлен на защиту конституционного права каждого гражданина на участие в социально- культурной жизни.

Основные положения названных документов и стандартизация высшей школы определяют стратегию подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности.

В настоящее время выпускник по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» должен в полной мере владеть знаниями о новых исследованиях в теории и практике социально-культурной деятельности, чтобы хорошо ориентироваться и четко знать тонкости профессии. Перед учреждениями высшего образования, а также перед преподавателями возникает проблема выбора образовательных технологий обучения, дающих возможность выпускникам готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: технологической, педагогической, организационнно-управленческой, проектной, художественно-творческой; при этом формировать компетенции: универсальные, общепрофессиональные, профессиональные.

Перечисленные технологии должны быть направлены на развитие личности будущего специалиста, нацеленного на творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность в сфере социально-культурной деятельности.

Важное значение в подготовке будущих специалистов занимает практическая деятельность студента, поэтому важным аспектом подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности является развитие партнерских отношений между учреждениями высшего образования

и учреждениями социально-культурной сферы, позволяющая осуществлять поиск эффективных практико-ориентированных технологий формирования универсальных, общепрофессинальных и профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

Анализируя и учитывая масштаб задач, стоящих перед государством, мы делаем вывод о том, что приоритетными должны стать такие направления культурной политики Российской Федерации, деятельность по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также предоставляющие возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих актуальных проблем.

Исследование волонтерской деятельности как этапа профессионального становления личности, мы считаем необходимым внедрение педагогики института волонтерства, которая является системной уровневой подготовкой студентов, в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

При этом, считаем важным становление волонтера, опираясь на уровневый подход, где каждый уровень представляет собой совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, обеспечивающая выпускника способностью осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях: а) образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, дополнительного образования детей и взрослых); б) социальное обслуживание (в сфере социального обеспечения; в сфере удовлетворения культурных потребностей социально-незащищен-ных групп населения посредством приобщения к социально-культурной деятельности; в) культура и искусство ( в сфере технических процессов художественной деятельности); г) в сфере реализации государственной культурной политики; д) в сфере организации деятельности учреждений культуры, способствующей культурному развитию населения, содействию культурно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, а также организации свободного времени и стимулирования социально-культурной активности населения России [5].

Почему мы сосредотачиваем внимание на включение педагогики института волонтерства в образовательный процесс для обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность»?

По нашему мнению, институт волонтерства - это социальный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно - полезной деятельности на принципах безвозмездности [1, с.57].

В Российской Федерации в настоящее время институт волонтерства осуществляет деятельность на начальном этапе своего формирования. Примеры деятельности института волонтерства в сфере досуга можно найти на официальных сайтах Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений (СВОД) [2], сайте проекта «VOLONTER.RU» [3], сайте медиапроекта «#Яволонтер», старт которого был дан 4 декабря 2017 года на площадке Всероссийского форума добровольцев, с целью создания масштабного социального фильма о волонтерах и добровольцах России [4].

Вместе с тем, педагогика института волонтерства в сфере досуга раскрывает сущность, закономерности формирования и развития института, его психолого-педагогическое обеспечение, средства, формы и методы социально-культурной деятельности, практические пути реализации волонтерской деятельности и способы повышения их результативности.

Особенное внимание, на наш взгляд, следует уделять психолого-педагогическому обеспечению института волонтерства, которое в современном понимании определяется как:

- система мер комплексных мероприятий;

- специфичный вид деятельности;

- целенаправленный процесс [1].

При этом, отмечая несомненную актуальность включение педагогики института волонтерства в образовательный процесс вуза необходимо отметить тот факт, что Указом президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 5 декабря объявлен Днем добровольца (волонтера), а 2018 год - Годом добровольца (волонтера).

Появление в календаре праздников Дня волонтера - событие, безусловно, позитивное и на наш взгляд это логичное продолжение мер государства по поддержке волонтерства, принятых в

течение 2015-2017 годов.

В связи с этим мы рассматриваем возможность обновления и дополнения содержания дисциплин «Основы социально-культурного проектирования» и «Педагогика досуга» по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

В процессе изучения предложенного нами раздела «Педагогика волонтерства» в дисциплины основной образовательной программы, по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», студенты смогут овладеть профессиональными умениями и навыками в сфере реализации технологий и форм организации современной социально- культурной деятельности; могут участвовать в разработке и реализации крупных и локальных социально культурных акций и проектов различного уровня, формирующих у студентов представление об особенностях современной социально-культурной деятельности Российской Федерации.

Отметим, что педагогика института волонтерства предполагает комплексное применение средств, форм и методов педагогики и обеспечивает положительную тенденцию не только в получении знаний теоретических и практических основах социально-культурной деятельности, а также в развитии социально-культурного творчества студентов.

При этом, основные задачи педагогики института волонтерства в сфере досуга соответствуют требованиям к результатам освоения программы бакалавриата, а именно категориям универсальных компетенций, таких как

- системное и критическое мышление (УК-1);

- разработка и реализация проектов (УК-2);

-командная работа и лидерство (УК-3);

-коммуникация (УК-4);

-межкультурное взаимодействие (УК-5);

-самоорганизация и саморазвитие (в том числе и здоровьесбережение) (УК-6, УК-7);

-безопасность жизнедеятельности (УК-8) [5].

На наш взгляд, более результативными в педагогики института волонтерства являются групповые формы, к которым относятся проектирование в малых группах, презентации творческих работ и проектов, мастер - классы, благотворительные концерты и агит- бригады и др.

Таким образом, в современном образовательном процессе существенно возрастает роль изучения обучающимся педагогики института волонтерства, позволяющей развитию и формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

Литература

1. Васильковская М.И., Пономарёв В. Д. Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства: монография - Кемерово: КемГИК, 2017. -192 с.

2. Официальный сайт ассоциации некоммерческих организаций (СВОД] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volontery.ru/KOHTaKTbi/

3. Официальный сайт Волонтер.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volonter.ru/organizati-ons/ (дата обращения: 02.02.2018)

4. Официальный сайт медиапроекта «Яволонтер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivolun-teer.ru/project-start-news (дата обращения: 23.01.2018)

5. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образова-ния-бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/ (дата обращения: 04. 02.2018).

References

1. Vasil'kovskaya M.I., Ponomarov V.D. Sotsial'no-kul'turnoye tvorchestvo uchastnikov molodezhnykh ob"ye-dineniy v formirovanii instituta volonterstva: monografiya - Kemerovo: KemGIK, 2017. -192 s.

2. Ofitsial'nyy sayt assotsiatsii nekommercheskikh organizatsiy (SVOD) [Electronic resource]. - Access mode: http://volontery.ru/kontakty/

3. Ofitsial'nyy sayt Volonter.ru [Electronic resource]. - Access mode: http://volonter.ru/organizations/ (application date: 02.02.2018)

4. Ofitsial'nyy sayt mediaproyekta «Yavolonter» [Electronic resource]. - Access mode: http://ivolunteer.ru/ project-start-news (application date: 23.01.2018)

5. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya-bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.03 «Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/ (application date: 04.02.2018).

УДК 378.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.