Научная статья на тему 'Педагогика в культурном контексте современной науки'

Педагогика в культурном контексте современной науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / СИНЕРГЕТИКА / PEDAGOGICAL SCIENCE / SCIENTIFIC PARADIGM / POSTNONCLASSICAL SCIENCE / SYNERGETICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенин В. Л.

Педагогика во многом осталась на позициях классической методологии Нового времени и не вписывается в парадигмы неклассической, а тем более постне-классической науки. Демонстративное обращение к синергетике – попытка педагогики позиционировать себя в терминах постнеклассической науки – пока выглядит сомнительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICS IN THE CULTURAL CONTEXT OF MODERN SCIENCE

Pedagogics in many respects still remained on positions of classical methodology of New Time and is not yet reached nonclassical and furthermore post nonclassical stages of science development. A domestic pedagogics demonstrative appeal to synergetics looks not more but like a doubtful attempt to judge itself in the terms postnonclassical science.

Текст научной работы на тему «Педагогика в культурном контексте современной науки»

УДК 37.012 ГРНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01

В. Л. Бенин

Уфа, Россия

ПЕДАГОГИКА В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая наука, научная парадигма, постнеклассическая наука, синергетика.

АННОТАЦИЯ: Педагогика во многом осталась на позициях классической методологии Нового времени и не вписывается в парадигмы неклассической, а тем более постне-классической науки. Демонстративное обращение к синергетике - попытка педагогики позиционировать себя в терминах постнеклассической науки - пока выглядит сомнительно.

V. L. Benin

Ufa, Russia

PEDAGOGICS IN THE CULTURAL CONTEXT OF MODERN SCIENCE

KEY WORDS: pedagogical science, scientific paradigm, postnonclassical science, synergetics. ABSTRACT: Pedagogics in many respects still remained on positions of classical methodology of New Time and is not yet reached nonclassical and furthermore post nonclassical stages of science development. A domestic pedagogics demonstrative appeal to synergetics looks not more but like a doubtful attempt to judge itself in the terms postnonclassical science.

Вместо предисловия,

или Благодарность фасилитатору

Задумка изложенных ниже рассуждений пришла автору полтора года назад в Тунисе, когда он, вернувшись из поездки по развалинам Карфагена и убедившись, что тот все-таки разрушен, с большим удовольствием обратился к чтению книги И. Я. Мурзиной «Наука как феномен культуры» [2]. Дальнейшая логика его размышлений тривиальна: если педагогика - это наука, то она должна подчиняться общей логике научного развития. А из этого следует...

То, что из этого следует...

Уже не первый год в среде работников образования обсуждается проблема повышения качества научно-

педагогических исследований. Публикациями на данную тему пестрит специа-

лизированная периодика. Об этом много и регулярно пишут разные авторитетные авторы.

В подобных изданиях, как правило, сетуется на низкий уровень значительного числа диссертационных исследований, не отвечающих требованиям, предъявляемым к научным работам, и указывается, что «такое положение не просто приводит к засорению науки псевдонаучными опусами, снижая ценность научных знаний, дискредитируя значение диссертационных работ как научных исследований, но является и прямой угрозой для самого процесса роста-развития научных кадров» [4. С. 9]. Однако, дело, на наш взгляд, в другом.

Популярная электронная энциклопедия «Википедия» определяет науку как особый вид познавательной деятельности, направленный на получение,

уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении». Спор о научности педагогики идет до сих пор. Но степень научности той или иной области знания зависит от соответствия ее частной методологии общенаучной картине мира (в терминологии Т. Куна, парадигме). Алхимия была наукой для своего времени и позволила сделать ряд серьезных научных открытий. Но с позиций парадиг-мальности современной науки, алхимия уже не имеет научного статуса.

А как же с педагогикой?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к истории науки, точнее, ее пара-дигмальным изменениям. Дабы не отнимать время читателя описанием триви-

альных вещей, эту широко известную информацию представим в виде таблицы, где показано, что система научного знания основана на идеях, которые представляют собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. Строение этой системы и с точки зрения методикопедагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Таким образом, структура образования - калька с культуры соответствующей эпохи. Поэтому, например, классно-урочная система образования явилась «калькой» с «отраслевой» системы культуры, сложившейся в результате промышленной революции.

Историческая смена научных парадигм

Древний Восток Отсутствие специализации и единство естественных, математических и гуманитарных знаний, их тесная связь с религиозными практиками. Возникновение астрологии как общей концепции мироздания. Знание существовало как набор «рецептов» и носило, по преимуществу, прикладной характер

Античность Становление первых научных программ. Объектом научного познания становится прежде всего природа. Космос есть математически упорядоченное целое (Пифагор). Единственная реальность в бесконечном кружении миров - неделимый атом (Демокрит). Наука основывается на четком понятийно-категориальном аппарате и логических правилах вывода, противоречия и исключенного третьего

Средние века Телеологизм (явления действительности существуют по промыслу Божию для и во имя заранее предусмотренных целей), символизм (все зримое есть воплощение и олицетворение скрытых божественных сущностей), иерархичность (упорядоченность от высшего к низшему, определяющаяся приближенностью или удаленностью от Бога), универсализм (осознание мира как законченного всеединства)

Новое время Классическая наука строится на основаниях антителеологизма, детерминизма (фундаментальная взаимосвязанность объектов) и механицизма. Ее отличают объективные методы исследования, эксперимент, стремление создать математическую модель мира

Рубеж Х1Х-ХХ вв. Неклассическая наука, основанная на идеях релятивизма, индетерминизма, системности, структурности и эволюционности систем и объектов. Отказ от идеи единого универсального научного метода, признание множественности путей постижения истины

С 70-х гг. ХХ в. Постнеклассическая наука. Обращение к сверхсложным саморазви-вающимся системам, включающим человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития. Междисциплинарность, создание комплексных исследовательских программ спе-

циалистов различных областей знаний. Идеи эволюции и историзма становятся основой целостной картины исторического развития природы и человека, пронизанной идеями глобального эволюционизма

Однако из таблицы видно, что наша педагогика во многом осталась на позициях классической методологии Нового времени (когда она и появилась усилиями Коменского и Песталоцци) и не вписывается в каноны современной неклассической, а тем более постнеклас-сической науки. Она антителеологична и направлена на выявление причинноследственных связей. Ее отличают объективные методы исследования (невозможно представить себе вторую главу кандидатской диссертации без эксперимента и его обсчета по критерию Пирсона, знаменитому «хи-квадрат», или коэффициенту Стьюдента). И уж тем более невозможно представить себе педагогические диссертации без моделей. «Разработана модель.» - самая расхожая фраза в оценке теоретической значимости практически всех диссертаций. При этом как-то забывается, что модель - не самоцель, а лишь гносеологическое средство. Нужна она не сама по себе, но для того чтобы познать нечто при ее помощи, познав же, разработать соответствующие методы практического педагогического применения. Однако начиная с эпохи Нового времени наличие модели рассматривалось как фундаментальное доказательство научности.

Современная постнеклассическая наука исходит из иного. Ее объектами выступают сложные, развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Это системы, в которые включен и сам человек. «С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем» [5].

Демонстративной попыткой педагогики позиционировать себя в терминах постнеклассической науки стало ее об-

ращение к синергетике. Это понятие зачастило в педагогических исследованиях, ему попытались придать педагогическое звучание [3], указания на неравно-весность педагогических систем стало расхожим. Синергетику восприняли с радостью, ибо идея точки бифуркации (непредсказуемой переломной точки в развитии системы) практически полностью снимала с педагога ответственность за непредсказуемость результатов его действий.

Но и здесь не все так просто. Перефразируя известную восточную поговорку, скажем: «Сколько раз ни говори «синергетика», постнеклассической от этого методология не станет», поскольку забываются две ее важные характеристики [5].

1. Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергетики, могут быть только массовые процессы. Поведение личности, мотивы ее деятельности, предпочтения едва ли могут быть объяснены с ее помощью, так как она имеет дело с макросоциальными процессами и общими тенденциями развития общества. Она дает картину макроскопических, социоэкономических событий, где суммированы личностные решения и акты выбора индивидов. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.

2. Синергетика не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, так как не рассматривает возможность человека прямо и сознательно противодействовать макротенденциям самоорганизации, которые присущи социальным сообществам.

Наконец, такая характеристика современной науки, как междисциплинарность, комплексность исследований, объединяющая подходы различных областей знаний, также еще не характерна для педагогики. Ей еще предстоит освоить то, о чем писал П. В. Копиин: «Под

интеграцией следует понимать не объединение существующих систем в нечто единое, не своеобразное суммирование знания, достигнутого разными науками в некоторых объектах ... , а стремление в процессе взаимосвязи позаимствовать друг у друга и сами методы, и язык, чтобы применить их для исследования своего объекта» [1. С. 31].

Думается, что основная проблема современной педагогики в том, что, при всех новомодных терминах и подходах, парадигмально она все еще остается на позициях классической науки. И пока это состояние не будет преодолено, все призывы к «защите нашей науки» [4. С. 9] будут безрезультатны.

сообразность отмены специальности 13.00.08 (теория и методика профессионального образования), самой междисциплинарной из всех педагогических специальности.

Показательным моментом отношения к междисциплинарности выступают доносящиеся последнее время из кругов, близких к ВАК, намеки на целе-

ЛИТЕРАТУРА

1. Копнин П. В. Логические основы науки. Киев, 1988.

2. Мурзина И.Я. Наука как феномен культуры: Учеб. пособие. / Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург: 2008.

3. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004.

4. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Педагогический журнал Башкортостана. -2011. - № 3.

5. Философские концепции науки [Электронный ресурс]. ИКЕ: ЬИ;р:/^’^^паика-Гііо8оГіа.іпГо/р67аа1.к1ш1 (Дата обращения: 26.11.2011 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.