Научная статья на тему 'Педагогика «Со-знания» и «Со-бытия» в основе инновационных социальных изменений'

Педагогика «Со-знания» и «Со-бытия» в основе инновационных социальных изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭТИКА / ETHICS / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / MORAL DEVELOPMENT / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / HUMANISTIC PEDAGOGY / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС / SOCIAL RESOURCE / ЛИЧНАЯ МОТИВАЦИЯ / PERSONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухоруких Алексей Викторович

В статье рассмотрены важнейшие критерии инновационной педагогики социально-ориентированные концепции этико-когнитивного образования, прослежена тенденция развития креативного гуманистического новаторства в педагогической среде. Представлен социокультурный дискурс проблематики с позиций диалога культур в рамках образовательного процесса, а также ряд новых подходов в современном личностно-ориентированном образовании. Обозначены главные образовательные приоритеты в создании воспитательных технологий «завтрашнего дня». Особо подчеркнута творческая роль учителя в инновационном образовательном процессе, даны критерии созидательных ценностей обучения, реализующих глобальный социальный и экзистенциальный цивилизационный запрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF "CO-KNOWLEDGE" AND "COEXISTENCE" AS THE BASIS OF INNOVATIVE SOCIAL CHANGES

The article considers the important criteria of innovative pedagogy socially-oriented concepts of ethical and cognitive education, traces the development trends of creative humanistic innovations in pedagogical environment. The article presents the socio-cultural discourse of the issues from the standpoint of dialogue of cultures in the framework of educational process, as well as a number of new approaches in modern personality-oriented education. It outlines the key educational priorities in creating educational technologies of tomorrow. It emphasizes the importance of the creative role of teachers in innovative educational process, gives the criteria of constructive and creative values of learning, which help to meet the global social and existential civilizational demands.

Текст научной работы на тему «Педагогика «Со-знания» и «Со-бытия» в основе инновационных социальных изменений»

УДК 1.17.37.014

СУХОРУКИХ Алексей Викторович, кандидат философских наук

ПЕДАГОГИКА «СО-ЗНАНИЯ» И «СО-БЫТИЯ» В ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В статье рассмотрены важнейшие критерии инновационной педагогики - социально-ориентированные концепции этико-когнитивного образования, прослежена тенденция развития креативного гуманистического новаторства в педагогической среде. Представлен социокультурный дискурс проблематики с позиций диалога культур в рамках образовательного процесса, а также ряд новых подходов в современном личностно-ориентированном образовании. Обозначены главные образовательные приоритеты в создании воспитательных технологий «завтрашнего дня». Особо подчеркнута творческая роль учителя в инновационном образовательном процессе, даны критерии созидательных ценностей обучения, реализующих глобальный социальный и экзистенциальный цивилиза-ционный запрос.

Ключевые слова: образование, этика, нравственное развитие, гуманистическая педагогика, социальный ресурс, личная мотивация.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-266-268

SUHORUKHIH Alexey Viktorovich, Candidate for Doctorate in Philosophy

PEDAGOGY OF "CO-KNOWLEDGE" AND "CO-EXISTENCE" AS THE BASIS OF INNOVATIVE SOCIAL CHANGES

The article considers the important criteria of innovative pedagogy - socially-oriented concepts of ethical and cognitive education, traces the development trends of creative humanistic innovations in pedagogical environment.

The article presents the socio-cultural discourse of the issues from the standpoint of dialogue of cultures in the framework of educational process, as well as a number of new approaches in modern personality-oriented education. It outlines the key educational priorities in creating educational technologies of tomorrow. It emphasizes the importance of the creative role of teachers in innovative educational process, gives the criteria of constructive and creative values of learning, which help to meet the global social and existential civilizational demands.

Keywords: education, ethics, moral development, humanistic pedagogy, social resource, personal motivation.

Плодотворная социокультурная аналитика и тенденции, повсеместно происходящие в образовательной среде, актуализируют сегодня потребности ее ускоренного развития в соответствии не столько с информационной перегруженностью современной массовой культуры, сколько с запросом кардинально новых, только формирующихся цивилизационных констант, приоритетно задающих все более очевидный формат этико-духовного соответствия эпохе -идет «цивилизационный запрос» на нравственное развитие человека и уже очевидны контуры «новой эры» ментального проектирования социального континиума. Вместе с тем в контексте обсуждения проектов современного инновационного развития российского общества все чаще начинают звучать и такие: нам «необходим образ России, первой вошедшей в эру, открывающуюся за индустриальной - эру когнитивную», «необходим образ страны, развивающей новые технологии, включая закрытые технологии, новую энергетику, биотехнологии, новые способы развития высших способностей личности» [1, с. 247]. В этой связи важны существенные изменения и в педагогической парадигме: ее критериях, идеалах и нормах педагогических исследований. Более того, запрос на высшие способности личности, тем более в проекции ее национальной ментальности, не может быть исчерпан лишь концептуально.

В гуманистической педагогике сосуществует ряд концепций, каждая из которых определяет развитие личности с разных позиций. К примеру, долгую историю имеет концепция этно-педагогики, связанная с теоретико-педагогическими и организационно-практическими проблемами культуры воспитания личности в рамках национальной педагогической традиции. Немаловажно, что этот своеобразный пример возвращения к духовным истокам этноса позволяет осуществить активный диалог культур в рамках образовательного процесса [2]. Сравнительно новый подход в личностно- ориентированном образовании - «смыслоцентризм», раскрывающий динамику личностного роста через усвоение ценностных смыслов [3] и подчеркивающий, что «окружающая человека реальность несет в себе потенциальные смыслы и в определенных условиях, при появлении определенных факторов, начинает расширять и уплотнять его смысловые образования, насыщая смыслами его сознание и личностные составляющие, - это поле расширения и уплотнения смысла» [4]. С этих позиций все очевиднее: и общенаучная и, в частности, социально-гуманитарная картина мира сегодня свидетельствует об изменении места человека в ней, о трансформации (подчас деформации) его образа, что в свою очередь подвигает вновь искать несомненные критерии «человеческого существа» как, по меньшей мере, морально ответственного начала.

Между тем центральным гностическим критерием «собирания смыслов» и сообразующим нравственным эталоном все чаще начинает выступать категориально новый образ учителя. На повестку дня выходит тот факт, что высшее педагогическое мастерство заключено имен-

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №5 часть 2, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #5 part 2, 2015_

но в способности учителя представлять обучение не как ретрансляцию знаний-сведений, но как процесс обогащения духовным опытом, как сакрализующий, инициирующий акт. С точки зрения современной философии образования такая интеграция гнозиса может быть рассмотрена именно как «со-знание», как особый «механизм» соответствия индивидуально-личностного мышления человека уровню развития всего совокупного сознания человечества, определяемого понятием «ноосфера» и рассматриваемого в качестве фундаментального системообразующего фактора. В этом случае происходит «рождение знания», возникает эффект его «присутствия», постижения его глубины, причем изначально - в причинно-этическом ключе, тем самым процесс обучения становится интерактивным, холистическим актом.

Следует отметить, что одним из главных образовательных приоритетов сегодня становится создание таких воспитательных технологий, которые способствуют осознанию и контролю глубинных процессов психической деятельности, формированию такого измерения психики, которое можно назвать «сверхсознанием», синтезом высшей деятельности мозга, позволяющим сочетать в непрерывности «базового» контента сознания способность логического и образного мышления, вербализации и эмпирического обобщения. Концепция функциональной ассиметрии полушарий человеческого мозга в итоге целеполагает достижение личностью синтеза право- и левополушарных аспектов психики, когда категориальная бинарность причинно-следственной аналитики исчезает, продуцируя идею-образ, «предметность» мысли и чувства, причем абстрактно-логическое мышление дополняется эвристическо-интуитивным началом, проявляя феномен подлинности бытия, его экзистенциальной глубины, явственность которой снимает сам вопрос о смысле - и человек, «навсегда» обретая «вертикаль» духовного измерения, находит гармонию в «горизонтах» когнитивного творчества. Это принципиально важно еще и в нравственном плане в юности, в годы взросления. Именно в эти годы важность избрания того, к чему есть, пусть даже небольшие, природные задатки и актуальность максимального развития их в поиске самого существенного в каждом роде деятельности, обусловливает необходимость непосредственного влияния наставника, воспитующего личным нравственным и созидательным примером. В таком контексте культура человека возникает как, прежде всего, его проявившаяся совесть и в дальнейшем формируется как личностная и гражданская культура сознания. Педагог же в этом случае начинает с себя.

Учитель призван согласовывать свою судьбу с судьбами и возможностями своих воспитанников в обоюдонаправленном творчестве, находясь рядом и соучаствуя в их жизни. Это означает появление иной педагогики, «педагогики со-бытия», образовательной традиции иного уровня. При этом процесс обучения становится «субъект-субъектным», интерактивным творческим актом, причем «субъектность» педагогического посыла и «отклика» на него не становится в этом случае завершением обучения: более сложный процесс познания-постижения раскрывает выход из «субъектности» и субъективности к абсолюту - трансцендирование экзистенции подлинных знаний в искренности существования.

Важно подчеркнуть, что новые поколения подлинных мыслителей: молодых ученых, общественных деятелей, писателей, политиков, изобретателей, претендующих на масштаб выдающегося таланта или гениального творчества, - по факту могут появиться лишь с приобщением их наставников-учителей к наследию многовековой культуры, к подлинной морали, ко всеобъемлющему созидательному горизонту познания, позволяющему их питомцам не просто стать специалистом-профессионалом, но творить, раскрывшись личностно, не боясь непознанного, рассуждать непредвзято, исследовать противоречивое, добираясь до сути. Этическая основа при этом видится доминантной, и тогда личностный пример целеполагания педагогического мастерства приобретает социально-сакральную проекцию - мотивацию творчества как потребности, включенности в созидание, как особый, по словам академика И.П. Павлова, «инстинкт цели»: ответственность и каждодневный напряженный мыслительный процесс, необходимый в реализации творческого замысла, «притягивающего» в конце концов и ресурсы, и возможности.

В контексте национальной инновационной стратегии мы в итоге получаем не искаженную, не «перевернутую» социальную конструкцию - и, прежде всего, когорту харизматиков (от др.-греч. чЬсйумб - «милость, дар»), генерирующих смыслы интуиции творчества как исключительный, главный этико-гуманистический национальный ресурс. Во-вторых, в основании стратификационного базиса мы получаем высокий уровень социальной эмпатии (в частности в научной среде) и сущностное изменение психологии общества: снижение социальной агрессии и не иллюзорную социальную защищенность, в основе которой - общность интересов, открытость, высокая коммуникативность и действительно ценные, взаимообогащающие «горизонтальные» и «вертикальные» связи. И это - главный социальный ресурс, «атмосфера» полноценной гражданской жизни. Наконец, мы получаем обновленный социокультурный тезаурус в его буквальном значении (от др.-греч. изубхсьт - сокровище): как основание подлинной про-

свещенности общества и как залог реальной социальной мобильности в нем по принципам реализации личностной мотивированности, причем прямой: соответственно знаниям и выдающемуся примеру, а не косвенной, по финансовым соображениям, - а также реализации осмысленной заинтересованности в своей гражданской позиции и в социальном росте. Это, в свою очередь, предстает главным «техническим», моделирующим ресурсом общества: энергийно-информационным приоритетом в эквиваленте ценностных смыслов, противостоящих потокам виртуальной агрессии и выстраивающих нацеленный в будущее социальный и, еще шире, онтологический континиум.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аверьянов В.В. Империя и воля. - М., 2014.

2. Арсалиев Ш. Этнопедагогика в контексте современной научной парадигмы. - Palmarium Academic Pablishing. Deutschland, 2013.

3. Абакумова И.В., Ермакова П.Н., Фоменко В.Т. Смысловая дидактика: новая интерпретация классических понятий // Северо-Кавказский психологический вестник. - № 3. - 2005. - С. 229-238.

4. Абакумова И.В., Ермакова П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. - Ростов-на-Дону, 2006.

REFERENCES

1. Averianov V.V. Empire and will, [Imperia i vola]. Moscow, 2014.

2. Аrsaliev Sh. Pedagogy in the context of the modern scientific paradigm. [Ethnographische Pädagogik der im Kontext der modernen wissenschaftlichen Paradigmas]. Palmarium Academic Pablishing, Deutschland, 2013.

3. Abakumova I.V., Ermakova P.N., Fomenko V.T. Semantic didactics: a new interpretation of the classic concepts, [Smislovaia didacnica: novaia interpritazia classichescih poniati]. North-Caucasian psychological Bulletin, No. 3, 2005, р. 229-238.

4. Abakumova I. V., Ermakova P.N., Rudakova I.A. Myclientid in pedagogy: a new understanding of didactic methods, [Smisloztntrizm v pedagogice: novoe ponimaniе didactichescih metodov]. Rostov-on-Don, 2006.

Информация об авторе Information about the author

Сухоруких Алексей Викторович, кандидат фи- Suhorukhih Alexey Viktorovich, Candidate for

лософских наук, научный секретарь Воронеж- Doctorate in Philosophy, Academic Secretary of

ского филиала РФО, the Voronezh Branch of Russian Philosopher

Воронеж, Россия Society, Voronezh city, Russian Federation

sukhorukikh.al@yandex.ru sukhorukikh.al@yandex.ru

Получена: 18.01.2015 Received: 18.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.