Научная статья на тему 'Педагогика как наука и искусство в процессуально-описательном аспекте'

Педагогика как наука и искусство в процессуально-описательном аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2625
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ИСКУССТВО / ART / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Галина Николаевна

В статье рассматривается теоретико-методологический аспект педагогики как самостоятельной науки в процессуально-описательном контексте феномена «педагогика-искусство» на примере произведений художественного слова. На основе многомерных научных определений обосновывается сущностное значение науки педагогики, которое находит деятельностное подтверждение в объекте и предмете исследования. Прагматичные задачи воспитания как социального и педагогического процесса свидетельствуют о необходимости формирования нравственного пространства России XXI в., что составляет аксиологичекий компонент педагогики как науки и искусства. Авторский анализ фрагментов художественной литературы представляет собой классическую модель искусства воспитания личности учащегося на базе гуманистической парадигмы образования. Смоделированная педагогическая технология направлена на сохранение нравственных исторических ценностей, сформированных на основе богатой отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY AS SCIENCE AND ART IN PROCEDURAL AND DESCRIPTIVE ASPECTS

The article considers theoretical and methodological aspects of pedagogy as an independent science in the procedural and descriptive context of the phenomenon “pedagogy the art” on the example of artistic expression. On the basis of multidimensional scientific definitions the essential meaning of pedagogy is proved, which finds activity confirmation in the object and subject of the research. Pragmatic goals of education as a social and pedagogical process demonstrate the need for the formation of moral space of the XXI century Russia, which is an axiological component of pedagogy as science and art. The author’s analysis of the fragments of fiction is a classic model of the art of upbringing a pupil’s personality on the basis of the humanistic paradigm of education. Simulated educational technology is aimed at preserving the historical moral values, based on the rich native culture.

Текст научной работы на тему «Педагогика как наука и искусство в процессуально-описательном аспекте»

1УДК 370.1 ББК 74.00

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО В ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОПИСАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Г. Н. Богомолова

В статье рассматривается теоретико-методологический аспект педагогики как самостоятельной науки в процессуально-описательном контексте феномена «педагогика-искусство» на примере произведений художественного слова.

На основе многомерных научных определений обосновывается сущностное значение науки педагогики, которое находит деятельностное подтверждение в объекте и предмете исследования. Прагматичные задачи воспитания как социального и педагогического процесса свидетельствуют о необходимости формирования нравственного пространства России XXI в., что составляет аксиологичекий компонент педагогики как науки и искусства.

Авторский анализ фрагментов художественной литературы представляет собой классическую модель искусства воспитания личности учащегося на базе гуманистической парадигмы образования.

Смоделированная педагогическая технология направлена на сохранение нравственных исторических ценностей, сформированных на основе богатой отечественной культуры.

Ключевые слова: педагогика, искусство, воспитание, педагогические технологии.

PEDAGOGY AS SCIENCE AND ART IN PROCEDURAL AND DESCRIPTIVE ASPECTS

G. N. Bogomolova

The article considers theoretical and methodological aspects of pedagogy as an independent science in the procedural and descriptive context of the phenomenon "pedagogy - the art" on the example of artistic expression. On the basis of multidimensional scientific definitions the essential meaning of pedagogy is proved, which finds activity confirmation in the object and subject of the research.

Pragmatic goals of education as a social and pedagogical process demonstrate the need for the formation of moral space of the XXI century Russia, which is an axiological component of pedagogy as science and art.

The author's analysis of the fragments of fiction is a classic model of the art of upbringing a pupil's personality on the basis of the humanistic paradigm of education.

Simulated educational technology is aimed at preserving the historical moral values, based on the rich native culture.

Keywords: pedagogy, art, education, educational technologies.

Инновационные образовательные технологии, ориентированные на управление процессом модернизации средней и высшей школы, интегрированно свидетельствуют о том, что педагогика как социальный институт - сфера профессионально-субъектной деятельности, направленной на исторически развивающуюся совокупность знаний о

Посвящается 2015 - Году литературы.

сущности воспитания, обучения, образования личности. Объективно-тождественно данной конструктивной позиции педагогика представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, а также поиска эффективных педаго-

гических систем социализации и адаптации учащихся в обществе. Научное определение педагогики находит зеркальное отражение в своем методологическом развитии, то есть педагогика как наука о педагогическом процессе, организованном в условиях образовательной системы и обеспечивающем развитие его субъектов, представляет собой учение о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания личности [1, с. 202].

Подтверждение сущностного значения самостоятельной отрасли науки педагогики имеем в следующей аксиоме: педагогика - совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации педагогикой называют: 1) научную дисциплину, изучающую процессы взросления, приобщения к культуре и социализации учащихся; 2) технологическую дисциплину, включающую в себя принципы, правила и нормы, регламентирующие поведение и деятельность взрослых относительно детей, а также права и обязанности взрослых во взаимоотношениях с ними; 3) искусство и ремесло специальной социальной группы или профессионального сообщества, которому государство делегирует взаимодействие с детьми от имени всего общества; 4) прикладную философию, занимающуюся практической апробацией представлений, концепций, различных подходов к человеку, социуму, процессу познания и практической деятельности; 5) результат культурологических, антропологических и этнографических исследований различных культур и субкультур, описывающий принятые в данной культуре формы взаимодействия взрослого сообщества с детьми [2, с. 767].

Резюмируя приведенные определения, отмечаем, что педагогика - это социально формирующийся институт познания растущего, развивающегося человека на основе философских концепций, а также социально-психологических и психофизиологических исследований [3, с. 186].

Имея диалектически развивающуюся спираль определений, педагогика как наука находит свое деятельностное подтверждение в предмете и объекте исследования. Разработка теоретических и методических проблем воспи-

тательной деятельности, а также педагогической технологии обучения личности школьника как социально организованного процесса обусловливает предмет исследования педагогики, сущностной значимостью которого является исследование закономерных связей, существующих между развитием личности учащегося и процессом воспитания. Объективная педагогическая реальность свидетельствует о том, что педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, являющегося предметом изучения и понимаемого как целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития и формирования его индивидуальности.

Исследуемая наука конструирует эффективные педагогические системы, а также осуществляет поиск условий их позитивного функционирования, что представляет собой важнейшие аспекты изучения и напрямую соотносится с объектом педагогики. Объект педагогики - система педагогических явлений, связанных с развитием личности ребенка, то есть объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Функционально-педагогические задачи педагогики позволяют реализовать в педагогической практике собственно-педагогические задачи, которые связаны с меняющимися критериями воспитания личности учащегося.

Воспитание как общественное явление -процесс систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к профессиональной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной, культурной, педагогизиро-ванной среды. Сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [4, с. 42].

В социальном институте - среднем общеобразовательном учреждении - воспитание как педагогическое явление - это:

1) профессиональная деятельность педагогов, содействующая максимальному развитию личности с учетом потенциальных возможностей, адаптации индивида в контексте современной культуры, становлению как субъекта личной жизни, формированию мотивов, интересов, социально-исторических ценностей;

2) целостный, созидательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности;

3) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути;

4) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношения к себе, обществу, миру, личностно-этических качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в социуме [4, с. 42].

Исходя из того, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений и взрослых целостно в соответствии с социально-экономическими условиями жизни общества, актуальной задачей воспитания в период модернизации образования является разработка содержательного компонента теории обучения на основе гуманитаризации учебных планов и программ с опорой на ценности российской культуры.

На пресс-конференции 19 декабря 2013 г. Президент РФ В. В. Путин в конструктивном диалоге отметил, что:

1) молодежь необходимо защитить от квазиценностей, оградить от социальных групп, которые навязывают неприемлемые для нашего общества «ценности»;

2) Россия - страна с очень древней и богатой культурой, на базе которой необходимо формировать традиционные нравственные ценности, без которых общество деформируется [5].

Следовательно, прагматичной целью и реальной потребностью современного социума является формирование нравственного пространства России XXI в., что составляет аксиологический компонент педагогики как науки и искусства.

Научно обоснованное содержание отечественного образования, насыщенное общече-

ловеческими ценностями, способствующее формированию основ нравственной культуры, реализуется в системе педагогических технологий. Инновационные дидактические технологии, формирующие социально-нравственные качества (честность, принципиальность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т. д.) рассматриваем на трех уровнях:

1) научном: педтехнологии - часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы воспитания моральных норм, принципов, категорий, идеалов, регулирующих индивидуальное поведение учащегося;

2) процессуально-описательном: алгоритм процесса развития личностных интересов, склонностей и способностей; совокупность целей, содержания, методов и средств воспитания эмоционально-ценностного отношения к действительности как планируемый результат;

3) процессуально-действенном: осуществление технологического процесса, функционирование личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на воспитание форм общественно-нравственного сознания.

Образовательные технологии - планомерная, последовательная и взаимосвязанная система действий учителя, направленная на воплощение в педагогическом процессе прагматических целей воспитания. Технология педагогическая - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные задачи. Предполагает соответствующее научное проектирование, при котором сохраняется возможность объективных поэтапных измерений достигнутых результатов [3, с. 191].

С дидактической точки зрения технология педагогическая разрабатывает прикладные методики, реализующие психолого-педагогические задачи искусства воспитания и обучения, в результате чего персонализируется методический инструментарий каждого педагога.

Педагогика как наука в своей совокупности дает целостное представление о педагогической технологии организации воспитательного процесса и представляет собой вариативную составляющую педагогики как искусства. Меж-

ду педагогикой как самостоятельной наукой и искусством понимается существующая связь, отражающая интеграцию педагогических процессов, и обусловленная ее закономерностями. Наука педагогика обретает возможную для нее полноту смысла только в «гравитационном поле» внутрициклового тяготения к искусству. Искусство: 1) мастерство, умение, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм [2, с. 438].

Эксплицированное понятие «искусство воспитания» коннотируется историческими трансформациями форм и типов культуры, характером философских, искусствоведческих, художественно-поэтических рефлексий. Феномен «искусство воспитания» представляет собой педагогически открытое многомерное образование, содержательный компонент которого порождается инновационно меняющимся художественно-эстетическим опытом.

Искусство: 1) творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2) умение, мастерство, знание дела [6, с. 252]. В неразрывности и компле-ментарности своего модуса искусство задает сущностный характер целенаправленного процесса воспитания. Одним из определяющих принципов процесса искусства воспитания является интегративное использование художественных произведений.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (2001) указывает: «Искусство: 1) творческая художественная деятельность; 2) отрасль творческой художественной деятельности; 3) система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство; 4) умение, ловкость, тонкое знание дела [7, с. 482].

Классическая модель искусства воспитания позволяет оценить и установить закономерности развития педагогики как науки на основе субъективных критериев искусства. Решение вопроса педагогики науки, с одной стороны, и педагогики искусства воспитания, с другой, направлено на развитие истины науки педагогики, которая имеет общекультурное значение как память мира и общества.

Процесс взаимовлияния и взаимодействия позволяет утверждать, что объектами связи пе-

дагогики с искусством являются теории, концепции, закономерности, процессы, критерии, предметы и объекты исследования. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского («Лекции о камеральном образовании», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» и т. д.) позволяет нам рассматривать педагогику как теорию искусства, выведенную из собрания наук и утверждать, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследования, вытекающий из самой сущности вещей и завершающийся открытием истины. В системе современного диалектико-философского познания истины педагогика как самостоятельная отрасль науки представляет собой инновационный гуманитарно-аксиологический проект, направленный на приобщение субъекта к социально-культурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте классической модели искусства воспитания.

Неотъемлемой частью рассматриваемого вопроса является гуманитаризация образования как средства становления «образа человеческого». Объективно оценивая роль педагогики как искусства, отмечаем ее творческое воспроизведение действительности в процессе воспитания нравственной культуры личности через художественные образы. В связи с этим социальный институт педагогика как самостоятельная наука рассматривается непосредственно через процессуально-описательный аспект феномена педагогика как искусство в контексте ансамбля произведений отечественной литературы. Для демонстрации высказанного положения обратимся к конкретным примерам художественной литературы, представляющим увертюру доказательств. Например, ансамблевость научных феноменов педагогика-наука и педагогика-искусство способствует более определенным рамкам адекватности прочтения произведения В. А. Осеевой «Сыновья»:

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним и третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? -спрашивают ее соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается -заслушались его женщины.

А третей к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу! [8, с. 177]

Художественное произведение «Сыновья» является иллюстрацией афоризма Ж.-Ж. Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений» [9, с. 703]. Аналитический подход к внутренней целостности комментированного текста утверждает мысль И. Г. Песталоцци о необходимости связи между обучением и трудом, что соответствует естественному стремлению ребенка к активности. Педагог указывает, что школа должна организовывать всесторонние формы деятельности, развивающие «ум, сердце и руки». Анализируемое произведение содержит в себе показательный образец воспитания сознания, чувства и воли. С последовательно педагогической точки зрения каждое слово данного художественного текста следует соотносить с целостным педагогическим процессом умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания личности учащегося.

Ценностное значение каждого фрагмента отдельно, однако мы имеем духовную, нравственную целостность, сотворенную рецептивным образом лирического героя, которая многосторонне раскрывает теоретико-методологический аспект педагогики как науки и искусства воспитания.

Теоретически обосновывая и показывая значимость взаимовлияния и взаимопроникновения педагогики и искусства, внутренне углубляемся в текст художественного произведения

Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», принимая происшедшее экзистенциально, наблюдаем момент зарождения типично трагической коллизии взаимоотношений «отцов и детей»:

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что они им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал [8, с. 94].

Писатель в образе старца воплотил поколение, прошедшее длинный жизненный путь, который привел к философскому осмыслению бытия, обеспечивающий высокий уровень внутренней культуры, но не позволяющий противостоять социальной безнравственности. Эмпирическая действительность с печатью горя на лице старца объективно доказывает высказывание Г. И. Успенского: «Тошно и жутко, сухо и холодно жить на свете, не видя больше источника веры и надежд» [10, с. 373]. Афоризм В. Г. Белинского утверждает, что воспитание должно видеть в «дитяти» человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком:

Сидят раз муж с женой дома и смотрят -сынишка из на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Источником надежды в басне «Старый дед и внучек» является личность ребенка, интуитивно утверждающая нравственные ценности, что возвращает к цитате П. Пикассо: «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» [11, с. 192]. Сюжетное движение художественного произведения Л. Н. Толстого, сосредотачивающее внимание на воспитании любви, со-

страдания, милосердия и уважения, позволяет воспринимать педагогику как искусство сохранения богатой древней культуры России.

Представленные примеры художественных произведений - это открытое множество текстов, сплачиваемых общей идеей - формирование внутренних базисных механизмов личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через контекст целей образовательного пространства гуманистической парадигмы обучения. «Ты понимаешь - какой смысл приобретают все наши усилия, все безвестные и молчаливые муки. Мир будет нами перестраиваться для добра. Это не вымысел. И это - на моей родине, и это -Россия» [12, с. 507]. Гражданско-пафосное утверждение А. Н. Толстого в его трилогии «Хождение по мукам» в соответствии с настоящими требованиями приобретает сегодня актуальную новизну и эмпирическую значимость, где субъект художественного смысла (автор) и субъект лирического диалога (герой произведения Рощин) в идеологической интерпретации организовывают контекст осмысления патриотически самодостаточного по своей целостности произведения.

Перманентно рассмотрев социальный институт педагогику как самостоятельную науку в процессуально-описательном аспекте феномена педагогика-искусство, на доказательной основе делаем вывод: педагогика и искусство образуют теоретико-методологическое единство, которое становится тем утонченнее и совершеннее, чем более законов науки регламентируют его. Достижение этой гармонии подтверждается решением проблем педагогики и искусства, при этом «даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философско-нрав-ственным». Следуя за Л. Н. Толстым, утверждаем, что цель взаимосвязи педагогики как науки и искусства состоит в том, чтобы воспитать личность, для которой «всяжизнь... каждая минута ее имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!» [13, с. 778].

список источников и литературы

1. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст]

/ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум.

- СПб.: Питер, 2002.

2. Философия: Всемирная энциклопедия [Текст] / гл. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: Харвест: Совр. литератор, 2001.

3. Педагогиче ский энциклопедиче ский словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002.

4. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Российская Федерация. Президент (2013-; В. В. Путин). Пресс-конференция... [Текст] // Рос. газета. - 2013. - 20 дек.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997.

7. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 3 т. / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. - М.: Вече, Мир книги, 2001. - Т. 1.

8. Хрестоматия по литературе для 3-4 классов средней школы [Текст]: учеб. пособие. -Ростов-н/Д.: изд-во Рост. ун-та, 1994.

9. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты [Текст] / Ж.-Ж. Руссо; изд. подготовил В. С. Алексеев-Попов и др. - М: Наука, 1969.

10. История русской литературы XIX века: Вторая половина [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2101 «Русский язык и литература» / Н. Н. Скатов и др.; под ред. Н. Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1987.

11. Надеждин, Н. Я. Пабло Пикассо: «Пламя Герники» [Текст]: биографические рассказы / Н. Я. Надеждин. - 2-е изд. - М.: Майор, 2011.

12. Толстой А. Н. Хождение по мукам [Текст]: трилогия / А. Н. Толстой. - М.: Воениздат, 1982.

13. Толстой Л. Н. Анна Каренина [Текст]: роман в восьми частях / Л. Н. Толстой; вступ. ст. и примеч. Э. Бабаева. - М.: Худож. лит., 1981.

references

1. Rean A. A., Bordovskaya N. V., Rozum S. I.

Psikhologiya i pedagogika. St.-Petersburg: Piter, 2002.

2. Filosofiya: Vsemirnaya entsiklopediya. M.: AST, Minsk: Harvest, Sovr. literator, 2001.

3. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. Ed. B. M. Bim-Bad. M.: Bolshaya Ros. entsik-lopediya, 2002.

4. Slovar-spravochnik po pedagogike. Eds. V. A. Mizherikov, P. I. Pidkasistyy. Moscow: TC Sfera, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rossiyskaya Federaciya. Prezident (2013-; V. V. Putin). Press-konferentsiya... Ros. gazeta, 2013, 20 dek.

6. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologiches-kikh vyrazheniy. RAN, in-t rus. yazyka im. V. V. Vinogradova. 4-e izd., dop. Moscow: Azbu-kovnik, 1997.

7. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: V 3 t. Ed. D. N. Ushakov. M.: Veche, Mir knigi, 2001. T. 1.

8. Hrestomatiya po literature dlya 3-4 klassov

sredney shkoly: ucheb. posobie. Rostov-n/D.: izd-vo Rost. un-ta, 1994.

9. Russo Zh.-Zh. Traktaty. Izd. podgotovil V. S. Alekseev-Popov i dr. M: Nauka, 1969.

10. Skatov N. N. i dr. Istoriya russkoy literatury XIX veka: Vtoraya polovina: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov po spets. 2101 "Russ-kiy yazyk i literatura". Ed. N. N. Skatov. Moscow: Prosveshchenie, 1987.

11. Nadezhdin N. Ja. Pablo Pikasso: "Plamya Gerniki": biograficheskie rasskazy. 2-e izd. Moscow: Major, 2011.

12. Tolstoy A. N. Hozhdenie po mukam: trilogiya. Moscow: Voenizdat, 1982.

13. Tolstoy L. N. Anna Karenina: roman v 8 ch. Vstup. st. i primech. E. Babaev. Moscow: Hu-dozh. lit., 1981.

Богомолова Галина николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Липецкого государственного педагогического университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования e-mail: lipetskpedagog@mail.ru

Bogomolova Galina N., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy Department, Lipetsk State Pedagogical University, Corresponding Member, International Teacher's Training Academy of Science e-mail: lipetskpedagog@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.