Научная статья на тему 'Педагогика и перспективы её развития в военных вузах внутренних войск МВД России'

Педагогика и перспективы её развития в военных вузах внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / РЕФЛЕКСИРУЮЩАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Крылов Максим Владимирович

В статье раскрывается развитие педагогики как науки и учебного предмета, рассматриваются позиции взгляды ученых на педагогику в исторической перспективе и настоящем времени. В настоящее время происходит модернизация в сфере военного образования. В военных вузах профессиональная подготовка ориентирована на обеспечение войск офицерами, уровень компетентности которых отвечает требованиям современной конкурентоспособности. Эти обстоятельства свидетельствуют о наличии проблемы между приобретенными курсантами за период обучения в военном вузе и зафиксированными в реальности педагогическими знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна их успешная профессиональная деятельность в войсках. Авторами актуализируются современные проблемы образовательной области «Педагогика» в военном вузе, предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Крылов Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogics and prospects of its development in military higher schools of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article reveals the pedagogics development as science and subject, views of scientists on pedagogics in historical prospect and at present are considered. At present, there is a modernization in the sphere of military education. In military higher education institutions, the vocational training is focused on providing the armies with the officers, whose level of competence meets the requirements of modern competitiveness. These circumstances testify to the problem between the acquired by the cadets during the training in military higher education institution and recorded in reality pedagogical knowledge, skills without which their successful professional activity in army is impossible. Authors have actualized the modern problems in the pedagogics area in military higher education institution, and the ways for their solutions have been proposed.

Текст научной работы на тему «Педагогика и перспективы её развития в военных вузах внутренних войск МВД России»

УДК 37.02; 371

ПЕДАГОГИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Людмила Николаевна Бережнова, доктор педагогических наук, профессор, Максим Владимирович Крылов, адъюнкт,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье раскрывается развитие педагогики как науки и учебного предмета, рассматриваются позиции взгляды ученых на педагогику в исторической перспективе и настоящем времени. В настоящее время происходит модернизация в сфере военного образования. В военных вузах профессиональная подготовка ориентирована на обеспечение войск офицерами, уровень компетентности которых отвечает требованиям современной конкурентоспособности. Эти обстоятельства свидетельствуют о наличии проблемы между приобретенными курсантами за период обучения в военном вузе и зафиксированными в реальности педагогическими знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна их успешная профессиональная деятельность в войсках. Авторами актуализируются современные проблемы образовательной области «Педагогика» в военном вузе, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: образовательная область, учебный предмет, интеграция, предметная область, рефлексирующая система.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p32-36

PEDAGOGICS AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT IN MILITARY HIGHER SCHOOLS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Lyudmila Nikolaevna Berezhnova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maxim Vladimirovich Krylov, the graduated in a military academy,

St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

Annotation

The article reveals the pedagogics development as science and subject, views of scientists on pedagogics in historical prospect and at present are considered. At present, there is a modernization in the sphere of military education. In military higher education institutions, the vocational training is focused on providing the armies with the officers, whose level of competence meets the requirements of modern competitiveness. These circumstances testify to the problem between the acquired by the cadets during the training in military higher education institution and recorded in reality pedagogical knowledge, skills without which their successful professional activity in army is impossible. Authors have actualized the modern problems in the pedagogics area in military higher education institution, and the ways for their solutions have been proposed.

Keywords: educational area, subject, integration, subject domain, reflexing system.

Развитие педагогики как науки имеет многовековую историю и представляет собой сложный и противоречивый процесс. В его основе лежит обобщение практической деятельности людей в деле образования, воспитания и подготовки к жизни новых поколений. Педагогика стала приобретать статус самостоятельной науки в 17 веке и объективно существующие ее связи с другими науками о человеке (философией, антропологией, социологией, психологией, анатомией, этикой, эстетикой, медициной и др.) определили и общность объекта исследования, которыми являются - человек, человеческое сообщество, взаимодействие человека с другими людьми. Там, где понятие воспитания трактуется как целевое воздействие одного человека на другого, там педагогическая наука мыслится как специальное учение о таком воздействии, опирающееся на ряд других наук. Методология педагогической науки в таких случаях строилась по аналогии с

другими науками.

В.В. Краевский в статье «Педагогика между философией и психологией» высказывается вполне определенно: «...Ни одна из крайних позиций: с одной стороны, стремление свести педагогику к «прикладной философии», а с другой - попытки лишить ее философских и собственных теоретических оснований - не помогает науке и не способствует совершенствованию практики в области образования» [2, С. 24]. При этом философские знания рассматриваются как необходимое условие для развития педагогической мысли и построения педагогической теории, поскольку теория непосредственно соотносится не с данными опыта, а с философскими знаниями. Критически он оценивает и методологическую позицию сторонников передачи функций педагогики психологии образования, основоположниками которой выступали Э. Клапаред, Дж. Дьюи, У. Джеймс и др. Эту точку зрения разделяет Г.П. Щедровицкий и исключает сведение научных основ педагогики только к психологии. При таком подходе строится единый предмет педагогики. Многие рассматривают педагогику как философскую науку, раскрывающую фундаментальные законы становления и развития человека в специально организованном педагогическом процессе. На этих основаниях педагогика - развивающаяся наука и «рефлексирующая система», имеющая свой объект и предмет изучения. К особенностям рефлексирующих систем относят то, что:

- это открытые системы;

- это динамичные, развивающиеся системы;

- их развитие носит вероятностный характер, а на определенных коротких отрезках времени - альтернативный;

- - эти системы способны к адаптации по мере изменений как внешней, так и внутренней среды.

Рефлексивность начинается там, где возникают отклонения от образца, и осознается неудовлетворенность прежнего образца, а также наблюдается всеобщая неудовлетворенность сегодняшним состоянием науки. С ориентацией на развитие педагогической науки как рефлексирующей системы появляется ряд специфических свойств: адаптивность, вариативность, гибкость, диалогичность, диагностичность, непрерывность, само-регулятивность, прогностичность [1].

Тема рефлексивного обеспечения образования привлекает пристальное внимание педагогов. Исследованы возможности использования рефлексивной образовательной деятельности в условиях учебного заведения. Подтверждается эффективность рефлексии в управлении качеством образования. «При этом необходимо отметить очевидный парадокс: мы имеем множество работ о том, как учить рефлексии - и учащихся, и учителей, и тех, кто учит учителей. Но сама рефлексия как особый вид деятельности, ее состав, структура, содержание, методы, средства изучены крайне недостаточно» [3, С. 7]. Педагогика как наука стоит перед необходимостью адаптировать знания о рефлексии из других наук, уже только потому, что в педагогических исследованиях выделяется рефлексивная фаза.

В настоящее время происходит модернизация в сфере военного образования. В военных вузах профессиональная подготовка ориентирована на обеспечение войск офицерами, уровень компетентности которых отвечает требованиям современной конкурентоспособности. Эти обстоятельства свидетельствуют о наличии проблемы между приобретенными курсантами за период обучения в военном вузе и зафиксированными в реальности педагогическими знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна их успешная профессиональная деятельность в войсках. Если проанализировать современные учебники и учебные пособия, в которых представлено нормативное, устоявшееся педагогическое знание, то они мало чем отличаются от учебников прошлых лет. В новых учебниках по педагогике для военных вузов отброшена идеологическая направленность старых пособий и приукрашены тексты психологическими теориями и концепциями раз-

вития личности, которые не адаптированы к педагогической действительности. В то же время общество и государство изменились так значительно, что не учитывать ситуацию, значит заведомо осуществлять подготовку будущего офицера для работы с личным составом, мало продуктивной.

В военных вузах внутренних войск даже не рассматривается возможность экспериментальной педагогики переходного периода: для чего, чему и как учить и воспитывать курсантов сегодня, чтобы они могли эффективно войти в профессиональную деятельность завтра с достаточным уровнем образованности. Выпускник должен ориентироваться на инвариантные законы и закономерности педагогики, обосновать особенности их осуществления в воинской среде. Что же мы наблюдаем в учебниках по педагогике для курсантов? Наблюдаем то, что «военная педагогика» включает всю теоретическую педагогику, теорию обучения и теорию воспитания, являясь при этом специфической дисциплиной в системе педагогических наук. Как никогда, в военном вузе необходимо опережающее образование, суть которого заключается в развитии мышления: не знание само по себе - есть сила, а разумное оперированием им. Необходима систематическая, последовательная тренировка творческих, исследовательских способностей, умений и навыков курсантов. Нужно обучение педагогике сделать гибким, открытым для поиска необычных решений с опорой на инвариантные законы и закономерности.

Образование выполняет не только социальную функцию передачи знаний, опыта и культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и функцию подготовки человека к оперативным действиям по выживанию в условиях глобального кризиса.

Парадокс обнаруживается в том, что педагогика в военном вузе остается наукой, обслуживающей административные решения и решающей проблемы в идеальном плане на уровне рассуждений: «как бы надо поступить ...» или «лучше сделать вот так ...». Естественно, педагогическая наука накопила определенные знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания военнослужащих. Но продуктивность их применения определяется, прежде всего, учетом условий, в которых протекает педагогический процесс. И здесь необходима более эффективная реализация объяснительной и проектировочной функций педагогики. В решении данной проблемы важную роль должны сыграть не только объединение усилий различных наук, изучающих проблемы образования военнослужащего, но и тесный союз, интеграция педагогической науки и образования. И, прежде всего, в решении проблемы педагогики как учебного предмета, так как накопленные наукой педагогические знания должны трансформироваться в особым образом организованную познавательную информацию, которая имеет свое содержание, структуру, технологии добывания знаний, специфические как для курсантов, так и для офицеров, работающих с переменным личным составом.

В результате логика изучения педагогики выглядит набором случайных тем, что затрудняет как внутрипредметные, так и междисциплинарные связи. В их содержании не отражено личностное развитие обучающихся, формирование у них важнейших профессионально-педагогических компетенций. Этим самым дискредитируется основная идея стандартизации - сохранение фундаментальности образования и интеграция междисциплинарных и межпредметных связей. В этой связи, можно говорить о том, что назрела необходимость в модернизации содержания педагогических дисциплин в военном вузе внутренних войск. И это должна быть не одномоментная кампания, а длительный процесс коренного обновления цели, содержания, форм, методов и критериев оценки результатов в требованиях ФГОС ВПО. Обновление содержания педагогических дисциплин целесообразно проектировать в единстве с модернизацией форм и методов их изучения, ориентируясь на новые информационные технологии, особенности будущей профессиональной деятельности курсантов и адъюнктов.

Новые исследования в области теории и методологии педагогики, философии образования, истории педагогики, теории и практики функционирования и развития инно-

вационных процессов актуализировали проблемы представления научных знаний. В этом направлении с адъюнктами начата работа по поиску диссертационных исследований в соответствии с паспортами научно-педагогических специальностей. Обсуждение новых результатов исследований и педагогических знаний, определяющих перспективы развития педагогики в военных вузах внутренних войск, делает изучение педагогических дисциплин важной составляющей современного гуманитарного образования.

Современные проблемы военно-педагогических исследований обостряются крупномасштабным реформированием подготовки военных специалистов. Прежде всего, в системе военного образования формируются военные учебно-научные центры, которые являются новой формой интеграции военного образования и педагогической науки. Военные учебно-научные центры создаются в целях повышения эффективности и качества образовательного процесса, рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития науки.

Возрастание роли военных специалистов высшей квалификации обусловливается:

- потребностью в обновлении научно-педагогических и научных кадров в системе высшего военного профессионального образования;

- интересом выпускников военных вузов к послевузовскому профессиональному образованию и получению ученой степени;

- потребностью военно-учебных заведений в кадрах научно-педагогических специальностей в связи с повышением сложности решаемых задач военного образования.

Обоснованы и получили развитие новые отрасли педагогической науки: превентивная педагогика, социальная педагогика и др. Важное место занимают задачи развития военно-педагогического знания: военно-педагогической диагностики, военно-

педагогической инноватики, квалиметрии, прогностики, педагогической конфликтологии. Проведённый анализ позволяет утверждать, что педагогика как наука принципиально работает на будущее, поэтому важными её функциями являются интеграция и прогностическая, обеспечивающие саморазвитие и преобразование практики на основе предвидения. Педагогическая практика в вузах внутренних войск вынуждена перестраиваться применительно к новым условиям и требованиям. Сегодня необходимо широко использовать легко адаптируемые формы междисциплинарного взаимодействия и продуктивные методы обучения для формирования универсальных умений курсантов и навыков рефлексии образования. К таким формам и методам относят педагогическое проектирование и метод проектного обучения. Главным командованием внутренних войск МВД России поддержаны инициативы и подчеркивается важность развития системы интеграции междисциплинарных связей в военных вузах внутренних войск [4, С. 142].

В настоящее время педагогика в военных вузах внутренних войск переживает сложный этап реконструкции, одной из главных задач которого является сохранение ценного опыта и лучших традиций отечественной военной школы. В данный момент отмечается активизация педагогических исследований в военных вузах. Внутренним войскам присущ собственный путь исторического развития, что обусловливает необходимость уточнения фундаментальных основ предметной области педагогики для подготовки военных кадров высшей квалификации в адъюнктуре, новых подходов к организации педагогических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика как учебный предмет в военном вузе : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / Л.Н. Бережнова, В.В. Перов, М.В. Аниканов, М.В. Крылов - СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ин-та внутренних войск МВД России, 2012. - 113 с.

2. Краевский, В.В. Педагогика между философией и психологией / В.В. Краевский //

Педагогика. - 1994. - № б. - С. 134.

3. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2002. - 320 с.

4. Новожилов, В.Ю. Совершенствование образовательного процесса военных вузов внутренних войск МВД России: интеграция междисциплинарных связей : монография / В. Ю. Новожилов. - М. : Изд-во «Новости», 2012. - 21б с.

REFERENCES

1. Berezhnova, L.N. , Perov, V.V., Anikanov, M. V. and Krylov, M.V. (2012), Pedagogics as a subject in military higher education institution, manual, Part 2, publishing house St. Petersburg institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg.

2. Krayevsky V. V. (1994), “Pedagogics between philosophy and psychology”, Pedagogic, No. б, pp. 134.

3. Novikov A.M. (2002), Education Methodology, Egves, Moscow.

4. Novozhilov, V.Yu. (2012), Improvement of educational process of military higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: integration of interdisciplinary communications. Monograph, publishing house “Novosti”, Moscow.

Контактная информация: krylov-maxim1@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2013.

УДК 378

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМУ

ПОВЕДЕНИЮ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор,

Владислав Владимирович Бакаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию показателей готовности студентов к здоровьесберегающему поведению. Результаты ранжирования показателей готовности студентов свидетельствуют, что основным из них является: систематическое использование физических упражнений и других средств оздоровления организма, высокая мотивация к систематическим занятиям спортом и физическими упражнениями. Сюда же можно отнести отсутствие вредных привычек (стремления к употреблению наркотиков, спиртных напитков, к курению), а также знание основных систем организма человека и их роли в обеспечении полноценной жизни. Большое значение имеет стремление максимально использовать оздоровительные силы природы в укреплении собственного здоровья, грамотное использование гигиенических факторов во время занятий физическими упражнениями и спортом, а также хорошо развитые умения соблюдать режим труда и отдыха во время учебы в вузе. Выявленные показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению позволяют определить направленность педагогических воздействий в процессе формирования у них навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: показатели готовности; здоровьесберегающее поведение; здоровый образ жизни; спорт; средства физической культуры.

DOI: 1G.593G/issn.1994-4683.2G13.12.1G6.p36-39 INDICATORS OF READINESS OF STUDENTS TO HEALTH-SAVING BEHAVIOR

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladislav Vladimirovich Bakayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St. Petersburg State Polytechnical University

Annotation

The article presents the results of authors' researches on justification of indicators of readiness of students to health saving behavior. Results of indicators ranging relating to students readiness testify that

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.