Научная статья на тему 'Педагогическое стимулирование художественно- творческой деятельности учащихся в условиях эвристического обучения'

Педагогическое стимулирование художественно- творческой деятельности учащихся в условиях эвристического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое стимулирование художественно- творческой деятельности учащихся в условиях эвристического обучения»

УДК 37.8:35.01

Р. Н. Наурызбаева

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В современных социально-экономических условиях целью образования становится формирование у будущего специалиста профессионально-творческой мобильности, конкурентоспособности, умений быстро реагировать на запросы практики и удовлетворять собственные образовательные потребности.

В настоящее время Казахстан признаётся мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий период сделан прорыв в экономике. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами гармонизации межэтнических отношений.

Складывающаяся в Казахстане система образования переживает очень важный этап творческого развития и преобразования. Развитие казахстанской системы образования происходит в условиях, требующих обновления методологии образования, структуры и содержания, которые должны быть ориентированы на поэтапное её вхождение в мировое образовательное пространство. Содержание обучения в общеобразовательной школе остаётся фактологическим; государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели, отсутствует компетентный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе не даёт ученику чётко выраженную позитивную мотивацию к выбору жизненного пути, интересов и перспектив.

«Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года» является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны. В нынешних условиях решается задача возвращения забытых и запрещённых в своё время явлений в духовной жизни народа. Актуальной проблемой современности становится возрождение культурно - исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является народное искусство с его богатейшим содержанием и опытом воспитания подрастающего поколения.

Одним из решающих направлений модернизации педагогической системы, как считают российские педагоги (В. И. Андреев, М. И. Махмутов,

Л. А. Казанцева, Ф. Л. Ратнер, Л. М. Попов, А. В. Хуторской), является обеспечение развития эвристичности обучения в системе «школа - вуз», непрерывности, взаимосвязи и преемственности её звеньев, ступеней и уровней.

Для нас представляет особый интерес и значимость установленный г и сформулированный В. И. Андреевым фундаментальный закон гарантированного качества образования, суть которого заключается в том, что оно достигается в том случае, «...если образование переходит в самообразование, а развитие в творческое саморазвитие личности» [1, с. 21] . Автор статьи считает себя продолжателем идей российских учёных в Казахстане, сотрудничая с кафедрой педагогики Казанского университета с 1995 г.

Понятие «эвристика» в энциклопедическом словаре характеризуется в трёх значениях.

1. Это специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).

2. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

3. Восходящий к Сократу метод обучения, который называется сократический метод или метод эвристической беседы.

Древнегреческий философ и педагог Сократ путём особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы; в результате истина открывалась не только учени-ку, но и учителю. Его метод нашёл отражение в прогрессивных теориях обучения и получил название сократического или эвристического. Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их «передачи». Сократ извлекает истину, заложенную в человеке, точнее, в его бессмертной душе. «Деятельность Сократа являлась творческой, то есть переводящей истину из небытия в бытие, но её отличие от материального заключалась в создании продуктов совершенно иного плана - знаний» [2, с. 127]. Возникла необходимость в понятии «эвристика». Термин «эвристика» ввёл в III в. н. э. древнегреческий математик Папп Александрииский, который обобщил труды античных математиков. Методы, отличные от чисто логических, Папп объединил под условным названием «эвристика». Сегодня более известно легендарное восклицание «Эврика!», принадлежащее Архимеду и связанное с открытием им основного закона гидростатики. «Эврика» в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении сложной задачи. Внутреннее озарение, просветление мысли, обнаруживающее суть вопроса - неизменные атрибуты творческого процесса.

Общеизвестно, что возможность и педагогическая ценность учения методом «искания», «открытия» исследовательским методом осознана давно. Эвристика в общепринятом понимании - это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в иссле-

дуемых ими областях. Задача эвристической образовательной деятельности - конструирование ученикам своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого образования. А. Дистервег, выдающийся немецкий педагог - практик, в «Руководстве для немецких учителей», написанном в 1835 г., сравнивал «эвристический» метод с «сообщающим». Он видел развивающие возможности эвристического метода обучения, стимулировавшего самодеятельность учащегося, способствовавшему тому, чтобы учащийся, открывал истину путём собственного размышления и исследования: «Учи как можно меньше, всякая метода плоха, если приучает учащихся к простой восприимчивости или пассивности, и хороша, если возбуждает в них самодеятельность» [3, с. 170].

Эвристика - молодая научная дисциплина, возникшая на стыке таких наук, как философия, кибернетика, психология и педагогика. Специалисты каждой из этих наук рассматривают эвристику со своих позиций, придают своеобразное толкование, её основным понятиям и положениям. Так кибернетики считают, что эвристика методы и способы, связанные с улучшением эффективности системы (человека или машины), решающей задачи. Психологи считают эвристику разделом психологии, изучающим творческое мышление. Педагоги считают эвристикой науку о средствах и методах решения задач. Философы термин «эвристический» приписывают таким правилам или утверждениям, которые способствуют открытию нового.

В последние годы к эвристике относят и те исследования представителей кибернетики, которые пытаются моделировать высшие проявления интеллекта. Сейчас проблемы эвристики разрабатываются инженерами и математиками, психологами и физиологами, педагогами и организаторами производства, но основой эвристики является психология, особенно тот её раздел, который получил название психологии творческого или продуктивного мышления. Заслуга в разработке собственно эвристических методов как педагогической проблемы лежит Д. Пойя (1961), Ю. Н. Кулюткину (1970; 1986), В. И. Андрееву (1981), А. В. Хуторскому (1988; 2003) и др. Математик и педагог Д. Пойа сформулировал и систематизировал общие правила, лежащие в основе поиска решения задач. Ценность эвристического предписания учёного в том, что оно универсально, не сковывает творческую инициативу решающего. «Всё новое, что мы узнаем о мире, - писал Д. Пойа, -связано с правдоподобными рассуждениями, являвшимся единственным типом рассуждений которыми мы интересуемся в повседневных делах. Конечно, мы будем учиться доказывать, но будем также учиться догадываться» [4, с. 15]. Педагог и математик Д. Пойа считается «отцом» эвристики, хотя в своих работах он не даёт определения самого понятия «эвристика», а лишь подчёркивает, что эвристический - значит служащий для «открытия». В. И. Андреев применил генетический подход в систематизации «эвристических» методов, сформулировал принципы и правила их применения мо-

дифицировал известные методы мозгового штурма и другие методы, которые создают благоприятные условия для «микрообучения» и «микроразвития», расширяя тем самым «зону» ближайшего творческого развития ученика. А также разводит понятия метода и приёма: «Приём как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий. При помощи приёма не решается вся задача, а лишь какой-то её этап, какая-то её часть. Таким образом, прием и метод соотносятся как часть и целое» [1, с. 207].

Стимулирование в обучении (от латинского stimulus - толчок, поощрение) - побуждение учащихся к активной учебной деятельности. Большую роль играет занимательность в обучении. Многое зависит от образовательного пространства, от общественного мнения в коллективе. Н. П. Осипов выделяет три этапа стимулирования саморазвития: «традиционная воспитательная работа, поисковое стимулирование, научная организация» [5, с. 30].Практика показывает, умело поставленное сочетание стимулирования побуждает учащихся к художественно-творческой деятельности в условиях эвристического обучения.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определённое стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и, как бы, усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными. Это - соревнование, поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нём содержится общественное признание того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которые испытывает поощрённый, вызывает у него прилив сил, подъём энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

Процесс педагогического стимулирования учащихся в художественнотворческой деятельности должен быть целенаправленным, непрерывным, вариативным, созидательным и личностно-ориентированным. «Стимулирование самовоспитания значительно ускоряет социализацию личности будущего молодого специалиста, если становится основным принципом и, вместе с тем, ведущим методом воспитательной работы»[5, с. 30]. Работа по педагогическому стимулированию творческих качеств учащихся будет результативна при личностно-ориентированном подходе: педагогическую диагностику; использование разнообразных методов; включение учащихся в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств и

наличия творческих способностей; обучение методике творческого настроения, основанного на самовнушении. При организации познавательной деятельности следует специально позаботиться о том, чтобы учащимся были ясны цели и задачи предстоящей работы, усвоены методы и средства, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. Развить в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему вскрыть свои потенциальные возможности в отношениях с миром - это и есть основная задача обучения и воспитания.

Что же такое саморазвитие? Под саморазвитием личности мы понимаем такую ситуацию, когда личность становится субъектом собственного развития. При наличии целеустремлённости личность сама начинает руководить своим собственным развитием. Сущность стимулирования саморазвития заключается в развитии мотивационной сферы художественно - творческой деятельности учащихся.

С творчеством человека взаимосвязано его развитие: развивается лишь тот, кто создаёт и творит новое, кто выходит за рамки предопределённого, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира. Но творчество возможно только в условиях свободы, свободы выбора. Только тогда можно ожидать творческого результата, когда ученик обеспечивается правом выбора смысла и целей образования, темы творческой работы, когда поощряется собственный взгляд ученика на проблему.

Проявление творчества характерны для ребёнка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Однако склонность к творчеству нередко с годами исчезает, что, бесспорно, является потерей и для развивающейся личности, и для общества. Человек обладающим постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям труда и требованием жизни, более способен к самосовершенствованию, саморазвитию. Именно в творческой деятельности проявляется уникальность личности, стремление к поиску как потребность в постоянном изменении самого человека. Подлинное творчество само себя стимулирует, само по себе является для человека наградой.

Из опыта организации свободного природосообразного обучения

А. В. Хуторской делает следующие выводы: «Свобода в образовании нужна человеку ради его развития и творчества. Эвристическое образование не может быть несвободным,, так как открывать ученик может лишь в состоянии открытости. Свободное и открытое образование, в свою очередь, может быть только эвристическим, поскольку только в этом случае можно избегать заданности. Мало дать свободу детям, надо научить их действовать» [2, с. 76].

Если считать любую деятельность человека как продуктивную, то всё, что он делает, можно считать эвристическим. Эвристическое обучение -

это тип обучения учащихся поиску и созданию нового в их знаниях, умениях, способах материализованных продуктах образования. Эвристическое обучение повышает значимость учителя, который из передатчика знаний, превращается в организатора индивидуального образовательного движения учеников. Цель эвристического обучения заключается в том, чтобы помочь каждому ученику открыть каналы своего общения с миром, осознать их особенности, а также научиться различным языкам такого общения, необходимым для эвристической деятельности. Языки взаимодействия ученика с многообразными сферами познаваемого мира входят в содержание эвристического образования. Образовательные процессы, их ёмкость, интенсивность и продуктивность определяются тремя условиями: с одной стороны, изначальным личностным потенциалом, который у всех людей разный, с другой - спецификой внешней образовательной среды, с третьей - ситуациями, взаимодействия человека со средой и с собой (рефлексия, самопознание).

Ученик в сотрудничестве с педагогом ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию. Содержание образования для него оказывается вариативным и развивается в ходе деятельности самого ученика. Ученик оказывается субъектом, конструктором своего образования, он полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик в сотрудничестве с педагогом составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, разрабатывает собственную версию мира, сочиняет стихи, придумывает сказки, инсценирует драматические произведения, отожествляет себя с героями эпоса и былин. Процесс обучения насыщается личностными индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.

Опыт формулирования учащимися собственных версий, составления ими культурологических позиций, написание текстов, убеждает, что в детском самовыражении звучать подчас те мысли и идеи, которые свойственны «большой науке», древним и современным ученым. Создаваемые детьми творческие результаты - исторические исследования и сочинения, рассказы, сказки, составленные родословие, инсценировки имеют не только учебную, но и культурологическую значимость, поскольку способствует приращению культуры.

Эвристической образовательной деятельности более соответствуют понятия: «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т. п., которые отражают продуктивный характер обучения. Термин «освоение» наиболее полно отражает процесс продуктивного все-

ления человека в окружающий мир, обозначающего смысл эвристического образования.

Народное искусство каждого народа несёт в себе общечеловеческие ценности - те ценности, которые определяют нашу причастность к истории и культуре человечества в целом. Вместе с тем, исторический опыт каждого народа своеобразен, его специфика, определяемая природными условиями существования этноса, взаимоотношениями с соседними народами, особенностями социальной и культурной истории, предопределяет, главным образом, самобытность и индивидуальность национального искусства. Становление народного искусства происходило в течение длительного исторического времени, оно развивалось и поддерживалось многообразными социально - историческими и культурными факторами: его результатом стало обобщение многообразного опыта народа в воспитании и обучения детей. В последнее время вопросы национальной педагогики чаще стали учитываться в решении практических, задач, связанных с традициями, обычаями народа. Народная педагогика ставит задачу показать особенности менталитета, своеобразие языка, идущие из глубин веков народные методы обучения и воспитания.

Искусство - это совокупность всех видов искусств и реально существующих (художественных) произведений. Художник многое ощущает, переживает и выражает острее, чем обычные люди. Потребность в искусстве это -потребность духовного порядка, отличная от потребностей материально -бытовых. Творцом искусства является человек, наделённый художественным талантом. Другими словами - философ Н. Бердяев один из своих знаменитых трудов назвал «свобода творчества». Художник в процессе труда обретает свободу духа. Человек так устроен, чго он всегда стремится к красоте, совершенству, гармонии, а искусство - наиболее яркое их воплощение. Отличительной чертой искусства является не только его эстетическая, но и игровая природа. Игра издавна понималась как способ деятельности. Игры бывают разные: детские, азартные, спортивные. Детские игры наиболее свободны от правил. Ребёнок очень часто играет себе в удовольствие, один на один со своими мыслями. Психологи справедливо подчёркивают, степень выраженности игрового начала является частью творческого процесса во всех без исключения сферах человеческой деятельности. «Игровой момент наиболее полно реализуется в искусстве вследствие того, что для искусства чрезвычайно важными моментами являются свобода фантазии и воображения»[6, с. 207].

Художественно - творческую деятельность учащихся стимулирует игровая деятельность. В игре происходит освоение много - ролевого опыта, регулируется социальные и ролевые отношения. Реализуется игровое проектирование, вживание в образ, конкурентоспособность, творческое саморазвитие. Результатом при систематическом использовании игры являются

радостный эмоциональный настрой творческой группы, уважительное взаимоотношение педагогов и учащихся, бережное отношение к результатам творческой деятельности. На субъективном уровне игровая атмосфера творческого коллектива не только приносит уверенность, но и вызывает напряжение творческих сил, создаёт компетентное стимулирование, даёт мощное личное развитие.

Стимулированию художественно - творческой деятельности способствуют казахские национальные игры: «Сикырлы таяк»-волшебная палочка, «Со-кыр теке»-слепой козёл, «Ордагы каскыр»-волк в яме, «Орамал тастау»-бро-сать платок и т. п. Приводим описание игры «Сокыр теке». В этой любимой детворой игре участвуют не более 8-10 человек. Играть можно во дворе школы, на ровной поляне, в лесу. Дети образуют круг, в середину выводят сокыр теке, завязав ему глаза. Остальные, подкрадываясь, пытаются дотронуться «Слепого козла». В это время тот должен поймать игрока и называть его имя. Игра продолжается до тех пор, пока сокыр теке не поймает того, кто тронул его и не назовёт правильно имя. Сокыр теке, поскольку он «Слепой козёл», погнавшись, может поймать кого-нибудь другого и назвать его имя. В этом случае пойманный занимает его место. Поэтому надо убегать всем. В ходе игры нельзя выводить сокыр теке из круга. Если он заблудился, ведущий должен помочь ему вернуться на свое место и выбрать правильное направление. По завершении игры детям предлагается излагать свои ощущения и придумывать новые игры, персонажи и стать ведущим.

Педагог - учащиеся становятся соавторами организации творческого мышления, творческой деятельности. Возникает необходимость находить неординарные формы общения, отстаивать правильные варианты решения поставленных задач. Эвристическая образовательная деятельность осуществляется каждым учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями. Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей: как одновременно обучать всех индивидуально? Возникает проблема: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Наиболее успешно решает эту проблему тот педагог, который знает и владеет набором смыслов, форм и технологий образования, т. е. опирается на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий учеников.

Организация художественно - творческой деятельности учащихся средствами народного искусства по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу предлагается следующими приёмами. Первый приём - дифференциация обучения, согласно которому к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Второй приём предполагает, что собственный путь об-

разования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин. Признавая важность результатов исследований различных аспектов педагогического стимулирования художественно-творческой деятельности учащихся в условиях эвристического обучения, отмечаем, что средства решения проблемы эвристичности учебной деятельности в инновационных образовательных программах отражены в современном содержании учебного материала лишь на проектировочном уровне. Педагогическое стимулирование художественно - творческой деятельности учащихся средствами народного искусства в условиях эвристического обучения направлены на снятие противоречий дидактического и личностного характера. Педагогическое стимулирование в наибольшей мере обеспечивается в процессе художественно- творческой деятельности средствами народного искусства. В свою очередь, художественно-творческая деятельность может быть направлена на развитие педагогического стимулирования. Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических условий педагогического стимулирования художественно-творческой деятельности учащихся средствами народного искусства в условиях эвристического обучения. Педагогическое стимулирование художественно-творческой деятельности учащихся с наибольшей эффективностью реализуется при следующих условиях: усилении эвристичности преподавания на каждом из этапов обучения; разработке системы усложняющихся задач и творческих заданий; систематизации и структуризации системы эвристических программ и эвристических приёмов; диагностики эффективности использования эвристик на каждом этапе.

В качестве приоритетов было выделено следующее:

1. Обосновать теоретические возможности усиления эвристичности обучения и стимулирования саморазвития художественно-творческой деятельности.

2. Выделить дидактические условия развития эвристических приёмов.

3. Разработать систему эвристических приёмов, обеспечивающих эвристического обучения и саморазвития художественно-творческой деятельности учащихся.

4. Определить уровни, критерии (проблемы, сложности, трудности) творческих задач и исследовательских заданий на каждом этапе обучения.

Чтобы помочь ученикам выявить и осознать их «скрытое знание», перевести его в область актуального приращения, можно использовать следующие приёмы: 1) решение учениками реальных теоретических проблем художественно-творческой деятельности. 2) создание учащимися собственных произведений средствами народного искусства.

Синтез эвристического начала и содержание спецкурса «Эвристическое

обучение художественно - творческой деятельности учащихся» позволяет стимулировать созданию художественных произведений, сценариев театральных представлений, сказок и т. п. Системообразующим фактором педагогического стимулирования учащихся является творческая поисковая деятельность. Системообразующими элементами являются носители целей эвристического обучения И развития художественно - творческого мышле- с ния и креативных качеств личности.

Выделим условия стимулирования художественно-творческой деятельности как основы развития творческих способностей:

- создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;

- создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;

- соблюдение принципа «права на ошибку»;

- учёт результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой «портфель» достижений). Ученики ведут дневник собственных творческих достижений;

- учет динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом;

- оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как на урочной, так и во внеурочной работы;

- познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей. Переход к количественным закономерностям возможен лишь после их усвоения на качественном уровне. Для решения данной проблемы полезно:

- формирование обобщенных понятий, а не обучение набору разрозненных фактов;

- формирования у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика (В. Г. Разумовский, Л. В. Тарасов).

Разработанная нами структурная модель, активизирующую художественно - творческую деятельность учащихся определяют:

Цель - обеспечение педагогического стимулирования творческого саморазвития, самопознания, творческой рефлексии, самоуправления, самореализацию, самоконтроля.

Подходы - системный, проблемно - эвристический, деятельностный, личностно - ориентированный, исследовательский.

Принципы - эвристичности, сотворчества, интеллектуальной активности, преемственности, непрерывности.

Содержание - учебные программы и спецкурсы цикла дисциплин по методологии художественного народного творчества.

Результаты - развитие творческого воображения, развитие эвристического мышления, приобщение учащихся к ценностям народного искусства, готовность учащихся к созданию художественно - творческих произведений.

Полноценная жизненная творческая самореализация личности возможна в том случае, если человек:

- осознает и глубоко верит в эту жизненную цель, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение;

- осознает свои творческие способности, интересы, мотивы поведения и руководствуются ими в жизненных ситуациях;

- осознает духовное начало народного искусства, занимается художественно-творческой деятельностью.

Применяя методы эвристики мы способствуем созданию образовательного продукта.

Метод инсценировки - это своеобразный «художественный театр», наиболее ярко выражает художественную деятельность средствами народного искусства. Проигрывание эпоса, лирики, драмы приближает учащихся к истокам народного искусства. Педагогическое стимулирование художественно-творческой деятельности осуществляется путём эвристических приёмов.

При изучении эпического произведения применяется следующие приёмы:

- приёмы, передающие боевой дух батыров (народных героев);

- приёмы, передающие широту повествовательности, свойственную эпическим произведениям;

- приёмы, обладающие возможностью показать логику противопоставления персонажей;

При изучении лирического произведения очень важны следующие приемы:

- приёмы, передающие многогранность духовного мира лирического героя;

- приёмы, направленные на выявления авторской позиции;

- приёмы, основанные на передаче индивидуальных впечатлений учащихся, способствующие саморазвитию сопереживания лирическому герою;

При изучении драматического произведения:

- приёмы, передающие остроту драматизма;

- приёмы, определяющие композицию произведения;

- приёмы, определяющие кульминацию драмы.

Покажем это на примере занятий, посвящённых творчеству великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева. Рассказ о биографии Абая для младшего школьника сопровождается чтением детских рассказов, написанных автором исследования, чтением стихотворений Абая о временах года: «Весна», «Осень» и т. д. В качестве примера приводим отрывок:

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер, цветочной пылью пыля!

Всё живое обласкано солнцем степным,

Словно мать и отец, рада наша земля.

Учащиеся знакомятся с описаниями природы в поэзии Абая, его мыслями и чувствами. С колыбели дети слышат песни Абая, пожелания поэта, которые полны надежды и любви. Учащиеся очень легко воспринимают поэзию Абая. В ходе интегрированного вида творческих работ учащиеся вносят свою лепту в переосмысление произведений поэта. Младшие школьники готовят инсценировку басни И. А. Крылова «Осёл и соловей» в переводе Абая Кунанбаева. Композитор создал музыку, хореограф поставил танец. Айдар Б. сыграл осла. Ученик сам придумал мимику, жесты, звуковое подражание. Айгул С. раскрыл образ соловья, проявив максимум творческой фантазии. Таким образом, инсценировка превратилась в мини спектакль и доставила удовольствие педагогам и зрителям. Наиболее раннее приобщение учащихся к народному искусству даёт более ощутимые результаты. Учащиеся легче преодолевают смущение. Побеждает детская непосредственность, любознательность. Старшим школьникам предлагается углубленное изучение биографии Абая, раскрытие жизненной, авторской позиции. Учащиеся готовят выставку, на которой выставляется предметы быта, одежда, картины, отражающие эпоху поэта.

В душу вглядись глубже, сам собой побудь,

Я для тебя загадка, я и мой путь.

Знай, потомок, дорогу я для тебя стлал,

Против тысячи сражался - не обессудь!

С такими словами обратился поэт к будущему поколению. Он создал мелодии к своим переводам «Евгения Онегина». Творческая неделя завершилась театрализованным представлением.

Мировоззрение поэта-философа, творческое наследие Абая наиболее способствовало стимулированию саморазвития художественно - творческой деятельности учащихся. Рассказы о творческих личностях в младших классах, в более усложненной форме средних и старших классах пробуждает интерес к творчеству. На начальном этапе работы складывается положительное отношение к художественной деятельности. Осуществляется знакомство с традициями народов, произведениями народного искусства и формами её осуществления. В такой ситуации учащиеся сталкиваются с необходимостью высказывать собственные суждения, привыкают к восприятию народного искусства. На втором этапе работы учащиеся выбирают любимый вид народного искусства, проявляется заинтересованность, активное освоение его языка, начинается создание оригинальных, неповторимых произведений. В процессе опытно-экспериментальной работы мы наблюдаем, как школьники, определив вид художественной деятельности,

не только чувствовали уверенность, но также создавали художественные произведения. Учащиеся писали стихи, рассказы, сценарии, а также готовили театрализованные представления, проводили конкурсы выразительного чтения, организовывали встречи с представителями народного искусства. Художественно-творческие работы учащихся печатались в периодических изданиях, был составлен сборник. Таким образом, педагогическое стимулирование способствовало художественно-творческой деятельности учащихся в условиях эвристического обучения при умелой организации работы и в подлинно творческой среде.

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003.

2. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - СПб., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дистервег, А.. Избр. пед. соч. / А. Дистервег. - М.: Просвещение, 1961.

4. Осипов, П. Р. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - Казань, 1993.

5. Оганов, А. А., Хангельдиева И. И. Теория культуры. Учебное пособие / А. А. Оганов, И. И. Хангельдиева. - М., 2003.

УДК 158.01:37.08

В. С. Абатурова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИКЛАДНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Возросшая роль математики и связанных с ней прикладных дисциплин в функционировании технически сложноорганизованного современного человеческого общества, использование методов математического моделирования не только в познании законов природы, но и в развитии различных областей человеческой деятельности, в том числе, при решении крупных народнохозяйственных и социально-экономических проблем, предъявляют повышенные требования к математической культуре мышления каждого человека.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», отмечается, что «на современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.