Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение воспитания рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры'

Педагогическое сопровождение воспитания рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOCULTURAL ACTIVITY / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / CULTURE ESTABLISHMENTS / СПЕЦИАЛИСТ / EXPERT / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топольская Евгения Анатольевна

В статье рассматриваются общие направления развития такие, как когнитивное, рефлексивное, коммуникативное, эмоционально-перцептивное. Делается вывод, что подготовка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическое сопровождение, должна включать блок сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки молодежи. В условиях деятельности учреждений культуры были выделены основные сферы: возрастные особенности участников и творческие реализации мировоззренческих установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the general directions of development operating in culture establishments, such as когнитивное, reflective, communicative, emotionally-pertseptivnoe directions are considered. Preparation of the highly skilled experts, capable to carry out pedagogical support, should include the block of preservation and strengthening of health and psychological support of youth. In the conditions of activity of culture establishments the basic spheres have been allocated: age features of participants and creative realizations of world outlook installations

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение воспитания рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры»

Примечания

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-35.

3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский. - М.: НМО Творч. педагогика, 1993. - 77 с.

4. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

Е. А. Топольская

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются общие направления развития - такие, как когнитивное, рефлексивное, коммуникативное, эмоционально-перцептивное. Делается вывод, что подготовка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическое сопровождение, должна включать блок сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки молодежи. В условиях деятельности учреждений культуры были выделены основные сферы: возрастные особенности участников и творческие реализации мировоззренческих установок. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, сопровождение, воспитание, сознание, молодежь, учреждения культуры, специалист.

In article the general directions of development operating in culture establishments, such as когнитивное, reflective, communicative, emotionally-pertseptivnoe directions are considered. Preparation of the highly skilled experts, capable to carry out pedagogical support, should include the block of preservation and strengthening of health and psychological support of youth. In the conditions of activity of culture establishments the basic spheres have been allocated: age features of participants and creative realizations of world outlook installations. Keywords: socio-cultural activity, support, education, consciousness, youth, culture establishments, the expert.

В настоящее время понятие «сознание» стало одним из центральных в осмыслении развития человека на всех уровнях его бытия. Сознательная позиция личности как жизненная стратегия приобретает все большую актуальность и востребованность как единственно возможный путь для установления гармоничных взаимоотношений между людьми. В целом, сознание — это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое явление, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста, от условий проявления. Кроме того, важно учитывать, по отношению к каким явлениям проявляется данное качество личности.

Одной из ведущих проблем современной психолого-педагогической науки является проблема развития сознания, так как общество, которое стремится к позитивному развитию на основе гуманистических ценностей и принципов, должно быть ориентировано на конструирование установок сознания.

В настоящей работе основное внимание было сосредоточено на изучении сознания молодежи, которое в логике авторской концепции определяется как сформированная система поведенческих установок, ценностных ориентации с опорой на развитую способность к эмпатии и включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы человеческой жизнедеятельности.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.

В процессе изучения проблематики развития сознания в контексте рефлексивного развития личности, было отмечено совпадение основных констант гуманистического мировоззрения и компонентов сознания, включающих в себя позитивное отношение к другим людям; способность к эмпатии и стремление к объективизации особенностей и проявлений людей, принадлежащих к другим нациям и культурам; постоянное развитие и обогащение культурного опыта; признание безусловной ценности каждой человеческой жизни.

В связи с этим необходимо отметить важную роль учреждений культуры и, особенно, культурно-досуговой среды в процессе становления и развития рефлексивного сознания, так как именно культура как «вторая природа» (К. Леви-Стросс) является тем пространством, в котором и происходят слияние, взаимодействие гуманизма и рефлексивного сознания как условия и, одновременно, порождения культурной среды.

Проблема развития рефлексивного сознания молодежи становится особенно актуальной на современном этапе, который отмечен обострением негативных явлений во всех областях жизни. Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм воспитания, обновления и обогащения содержания культурно-досуговых программ в учреждениях культуры.

Многие крупнейшие современные исследователи подчеркивают, что влияние культурного поля на формирование рефлексивного сознания человека становится все более значительным (П. Курц, Э. Фромм и др.). При этом наиболее влиятельные позиции принадлежат области искусства, которое, развиваясь на основе новых технологий и открытий XX века, образует разнообразные среды (музыкальную, экранную, архитектурно-пространственную и др.), обладающие значительной силой воздействия на человека, нередко вне зависимости от его личного желания.

Обращение в технологическом процессе учреждения культуры к педагогическому потенциалу занятий искусством особенно значимо и потому, что именно область искусства может предоставить образованию возможности изучения, погружения, постижения культуры других народов, их сравнения и нахождения в них общего и особенного; дать целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни.

В логике авторской концепции развития рефлексивного сознания молодежи в учреждениях культуры особенно важным фактором представляется связь современной культурно-досуговой среды и компонентов рефлексивного сознания — таких, как обогащение культурного опыта; доверие и открытость в получении новой информации; общая направленность на доверительное паритетное общение и конструктивный межкультурный диалог; развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде. Очевидно, что перечисленные компоненты способствуют активному взаимодействию рефлексивного сознания с культурно-досуговой средой, причем данный процесс определяется исследователями как двояконаправленный: культурная среда не только воздействует на личность человека, но и сама испытывает воздействие с его стороны (Дж. Гибсон).

Значит, можно утверждать, что современная культурно-досуговая среда может оказывать формирующее воздействие на рефлексивное сознание молодого человека.

На основе определения культурно-досуговой среды как важнейшего фактора развития рефлексивного сознания нами в проведенном многолетнем исследовании были рассмотрены различные направления педагогического формирования такой среды, которые реализуются в оптимальных педагогических условиях.

Системный теоретический анализ подходов к созданию культурно-досуговой среды показывает, что исследователями раскрываются многие аспекты этого процесса: философские и психолого-педагогические предпосылки создания такой среды (А. И. Буров, Н. И. Киященко); предметное содержание культурно-досуговой среды (Е. В. Квятковский); полихудожественный подход к организации культурной среды (Б. П. Юсов); средообразующая роль того или иного вида искусства в пространстве учреждения культуры (Е. А. Бодина, И. М. Любинский); медиаобразование как фактор формирования культурной среды (Ю. Н. Усов); формирование мировоззренческих установок личности в условиях культурно-досуговой среды (В. В. Чижикова). Одним из наиболее последовательных направлений в организации культурно-досу-говой среды является комплексный целостный технологический подход к процессу воспитания молодежи в учреждениях культуры (А. Д. Жарков).

В настоящее время, когда социальная роль молодежи как носителя культуры постоянно возрастает, все большую актуальность приобретают задачи формирования у нее самосознания, которое включает в себя как обязательный компонент уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов.

Одним из важным направлением создания культурно-досуговой среды, в котором раскрываются большие возможности для развития рефлексивного сознания молодежи, является обеспечение педагогического сопровождения этого процесса.

В авторской интерпретации это понятие определяется как высокопрофессиональная, гуманная педагогическая деятельность, направленная на воспитание и всестороннюю поддержку личности молодого человека в условиях учреждения культуры.

К общим признакам педагогического сопровождения относится:

1. Непрерывность (педагогическое внимание, направленное на участников коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам, которые носят постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и члена коллектива может дать позитивный результат).

2. Целостность (деятельность педагога может распространяться на все сферы жизни участника одного из коллективов учреждения культуры для того, чтобы выявлять, собирать воедино и укреплять их лучшие человеческие качества, служить для них действенным и зримым примером).

3. Гуманистическая направленность (внимание педагога к жизни и деятельности участников коллективов учреждения культуры должно носить личностно-ориенти-рованный характер, а его деятельность на всех этапах реализовывать индивидуальный подход).

В условиях деятельности учреждений культуры были выделены также две основные сферы, определяющие специфические признаки педагогического сопровождения:

- сфера возрастных особенностей участников;

- сфера творческой реализации мировоззренческих установок.

Содержание педагогического сопровождения определяется двумя группами целей, которые можно определить как непосредственные и опосредованные.

Первые ориентированы на создание условий для формирования культурного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность участников, их способности к позитивной социализации. Вторые предполагают формирование, поддержание, стимулирование учреждения культуры в целом и такой важной ее составляющей как воспитание рефлексивного сознания, другими словами, ориентированности на длительную целенаправленную педагогическую работу.

Реализация педагогического сопровождения осуществляется под воздействием

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.

совокупности ряда факторов. Это:

— внешние факторы (финансовые, личностные, материальные и социальные составляющие);

— внутренние факторы (личностно-ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, гуманистическая направленность образования, эвристич-ность образовательной среды);

— факторы, которые носят признаки как внешних, так и внутренних (наличие культуроформирующей среды; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность учреждения культуры и в жизни молодого человека в целом; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).

В зависимости от возрастной группы, а также от той или иной сферы творческой реализации мировоззренческих установок каждый из видов педагогического сопровождения отличается своими собственными признаками, неповторимым сочетанием потенциальных возможностей.

В современных условиях наиболее востребованными становятся те виды педагогического сопровождения, которые в наибольшей степени способствуют становлению и развитию основных составляющих рефлексивного сознания — изначально позитивного отношения к другим людям; способности к эмпатии; открытости к получению новой информации, развитию и обогащению культурного опыта; признания безусловной ценности каждой человеческой жизни.

Педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи учреждениям культуры в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации молодежи.

С. А. Комиссарова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данная статья позволяет охарактеризовать клубную деятельность как процесс массового приобщения населения к освоению и распространению культурных ценностей, просветительской деятельности и массовому самодеятельному творчеству, как одно из средств стимулирования социокультурной активности в самых различных сферах жизнедеятельности. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, инкультурация, социализация, клуб, деятельность клубов, досуг человека.

This article allows to describe club activity, as a process of the mass attaching of population to mastering and distribution of cultural values, to elucidative activity and mass amateur creation, that induces to stimulation of social and cultural activity of visitors of clubs in the most different spheres of vital functions. Keywords: socio-cultural activity, inculturation, socialization, club, club activities leisure time of personality.

В настоящее время деятельность клубных учреждений обладает специфическими характеристиками, отличающими ее от других учреждений культуры в системе инкультурации и социализации личности. Базовой специфической характеристикой клубной деятельности как процесса инкультурации является массовость приобщения населения к освоению и распространению культурных ценностей. Это обеспечивается не просто массовой просветительной деятельностью и массовым самодеятельным творчеством, но также ориентированием клубной деятельности на стимулирование социокультурной активности клубных посетителей в самых раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.