Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников'

Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1680
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Лариса Михайловна

В статье дано определение этнокультурной компетентности дошкольника; выделены компоненты педагогического сопровождения ее развития. Рассмотрены воспитательные возможности традиционных и дидактических игр в этнокультурном воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»

6. Феоктистова, Т. В. Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников 5-7 классов [Текст]: дисс. ... на соиск. уч. ст. канд. пед. н. - Казань 2005. - 185 с.

УДК 372

Захарова Лариса Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, ulseagull@mail.ru, Ульяновск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Zakharova Larisa Michailovna

Post-graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University, ulseagull@mail.ru, Ulyanovsk

PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF PRESCHOOL

CHILDREN

Гуманизация образования на современном этапе связана с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников на личностно-ориентирован-ной основе, предполагающей оптимальное создание условий для развития и социализации. Решить поставленные задачи возможно при осмыслении личности, как носителя родовых черт, представителя этноса и гражданина многонационального государства; осознании многоаспектности факторов социализации; при осуществлении этнокультурного воспитания.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [4].

Результатом этнокультурного воспитания является сформированность компонентов этнокультурной компетентности дошкольника. Данная характеристика определяется нами как формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно: от познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий -

к убеждению, что этнокультурное многообразие - это позитивное, прогрессивное явление - и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми.

К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников нами отнесены: наличие представлений об этнокультурной действительности, развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, развитие социальных способностей и навыков поведения в полиэтническом обществе.

Личностно-ориентированная педагогика предполагает опосредованное воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее этнокультурной компетентности. Этому во многом способствует педагогическое сопровождение развития личностных и социальных качеств.

Изучение современных исследований по проблеме педагогического сопровождения, позволяет выделить его разные аспекты: содержание понятия, принципы педагогического сопровождения, роль педагога в развитии личности ребенка. Педагогическое сопровождение ребенка-дошкольника в развитии определенных качеств рассматривается исследователями как создание условий, как организованное взаимодействие детей и взрослых [2]; в нашем случае, связанного с формированием ценностно-смысловых ориентаций и установок, с развитием интереса к народной культуре и культуре других народов, желанием использовать ее компоненты в своей деятельности. Причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его развития.

Реализация педагогического сопровождения развития этнопедагоги-ческой компетентности ребенка обеспечивается;

- использованием в воспитательном процессе адекватных поставленным задачам и возрастным особенностям детей форм и методов работы, внедрением этнопедагогических технологий;

- созданием развивающей этнокультурной среды;

- использованием педагогического диагностического инструментария.

Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности осуществляется при выборе таких форм организации детей, которые в большей степени соответствуют детской природе, особенностям их развития. Это, прежде всего, игры, как традиционные (народные) так и дидактические. Многонациональный состав детского коллектива диктует необходимость использования, в первую очередь, народных игр, которые близки детям по духу. Игры разных народов, замечал в конце XIX в. известный педагог, врач Е. А. Покровский, «представляют собой большую оригинальность», но в то же время они имеют очень много схожего Для подвижных игр разных народов характерно наличие схожих моментов; во всех играх существует что-то общее, «свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, всех рас и племен, всех религий и ступеней культурного развития» [3].

В работах исследователей подчеркивается необходимость широкого использование народных игр в работе с дошкольниками, поскольку они рассматриваются как универсальное средство развития самостоятельности ума детей (А. К. Бондаренко), расширения содержания знаний об окружающем, развития умственных способностей (А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова). Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои представления о времени и пространстве, взгляды на окружающую природу и отношения человека к ней; идеи сотрудничества и мирного существования. Народные игры - важный компонент праздников, образовательных досугов, прогулок. Поскольку воспитанники дошкольных учреждений отражают национальную специфику ближайшего окружения, то, организуя образовательный процесс в дошкольном учреждении, необходимо использовать элементы культуры, прежде всего данных народов. Народные игры можно объединять по принципу сезонности, что позволяет их использование в календарных народных праздниках. Особое внимание при подборе игр необходимо обращать на представленность в них специфического, национального (в названии бытовых предметов, общении с природой, традиционных видах деятельности) и общего.

В этнокультурном развитии детей дошкольного возраста огромное значение имеют хороводные, командные игры, которые ориентированы на выработку согласованности действий для достижения результата выигрыша. Игры, включающие упражнения - «делай как я», «пойми меня», помогают понять другого человека, развивают «чувство локтя». Вместе с тем, они оставляют возможность для личностного самовыражения (в выборе движения, речи, мимике). В игре дети учатся подчиняться и соблюдать установленные правила.

Эффективность формирования этнокультурной компетентности дошкольника во многом определяется комплексным подходом к использованию традиционных, народных и дидактических средств воспитания. Дидактические игры этнокультурного содержания используются для поддержания детского интереса, развития любознательности, для систематизации полученных знаний. Познавая окружающий мир во всем его многообразии, у ребенка формируются представления о полиэтнической действительности, развивается ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

Система дидактических игр этнокультурного содержания представлена несколькими группами.

К первой группе отнесены игры, при помощи которых осуществляется репродукция полученных ранее знаний, и их дальнейшая систематизация о национальном многообразии народов, об общности их исторического прошлого, территории, об элементах национальной культуры (язык, костюм,

быт, творчество и т. д.). Характер игровых действий связан в основном с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением.

Цель второй группы дидактических игр этнокультурного содержания -развитие мыслительных операций: сравнительного обобщения, выделение характерного, специфического. В результате данных процессов ребенок закрепляет представления о полиэтнической действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, находить тождество и различие в национальных культурах, что характеризует определенный этап развития национального самосознания.

К третьей группе отнесены игры, обеспечивающие включенность детей в процесс выстраивания взаимоотношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. К ним относятся игры, предполагающие творческое преобразование полученных знаний, навыки совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения совместной задачи.

При выборе форм и методов работы необходимо использовать такие, которые в большей степени помогают ребенку включиться в процесс приобретения знаний и социокультурного опыта. К ним относятся метод проектов, музейная педагогика. Использование метода проектов в воспитании детей способствует развитию многих личностных качеств: самостоятельности, креативности, инициативности, лидерства. Этнокультурный проект современного дошкольного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности. В процессе приобщения дети познают знаки и символы народной культуры (3. А. Богатеева), адаптируются в социальной среде (В. Н. Лукьяненко), вырабатывают навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.

Формирование этнокультурной компетентности дошкольника обеспечивается использованием в воспитательном процессе элементов музейной педагогики. Музейная среда помогает приобщению детей к общечеловеческим, национальным ценностям. Своеобразие использования элементов музейной педагогики в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста определяет специфику форм работы. Учитывая своеобразие детского восприятия, неспособность старших дошкольников к длительному статическому напряжению, неустойчивость их внимания, потребность в движении в процессе «передачи» ценностей и смыслов (распредмечивания) музейных экспонатов необходимо создать особую среду. Статичность экспозиций диктует необходимость изменения традиционных экскурсий, путем включения в её структуру игр (дидактических, подвижных), творческих заданий, театрализованных представлений.

Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольника обеспечивается созданием развивающей образовательной среды. Содержание этнокультурной среды дошкольного учреждения

должно не только способствовать приобщению к этнокультурным ценностям, но и удовлетворять потребности развития ребенка. Этнокультурная образовательная среда может быть представлена мини-центром краеведения, мини-музеем быта, этно-игровым центром, уголками творчества; обогащена созданным комплексом дидактических игр этнокультурной направленности, театром народного костюма. Культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения может быть вариативным, создаваться за счет использования традиционных форм воспитания в их нетрадиционном значении, за счет объединения образовательных пространств ДОУ и образовательных учреждений культуры (музеев, театров и т. д.).

Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности ребенка обеспечивается отслеживанием результативности воспитательной работы на основе диагностических методик. Индивидуальные беседы с детьми, наблюдение за характером взаимоотношений, содержанием детских игр; анализ продуктов детской деятельности позволяют отслеживать уровень сформированности познавательного, эмоционально-ценностного, поведенческого компонентов этнокультурной компетентности.

Технологическая карта формирования этнокультурной компетентности

Компоненты этнокультурной компетентности Характеристика компонентов Методы формирования этнокультурной компетентности

Когнитивный Представления о полиэтнической действительности, об общности культурного и исторического прошлого народов, знание произведений устного народного творчества методы, направленные на развитие познавательной активности

Эмоционально- ценностный проявляет устойчивый интерес к народной культуре своего и других народов, положительное отношение к людям разных национальностей методы, направленные на развитие чувства сопричастности к культурно- историческому наследию своего народа.

Поведенческий Развитие социальных способностей и навыков поведения методы, направленные на творческое преобразование, на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности обеспечивается готовностью будущих воспитателей, педагогов к осуществлению работы по этнокультурному воспитанию. Подготовку специалистов к этнокультурному воспитанию дошкольников мы рассматриваем в контексте целостного процесса педагогического образования. Вопросы, связанные с готовностью будущих педагогов к этнокультурному воспитанию в полиэтническом социуме, рассматриваются современными исследователями с точки зрения формирования этнопедагогичес-

кой культуры (Г. Ю. Нагорная), полиэтнической педагогической культуры (В. Н. Добросердова), этнокультурной образованности педагогов (Е. С. Ба-бунова), этнопедагогической компетентности (А. В. Кайсарова, Т.В. Пошта-рева), этнопедагогической подготовки (Ю. В. Юдина). Анализ психологопедагогических исследований в рамках рассматриваемой проблемы позволил нам определить последовательность в развитии у студентов готовности к этнокультурному воспитанию детей.

На первом этапе происходит этническая социализация будущих педагогов, у них формируются этнокультурные ценности, положительное отношение к традициям, ценностям других народов, происходит процесс этнокультурной идентификации личности в процессе познания этнокультурной специфики социума. Происходит процесс формирования общих компетенций, или с точки зрения И. А. Зимней у студента развиваются компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, личностные компетенции, компетенции в знании и соблюдении традиций.

Цель второго этапа подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях этнопедагогической направленности дошкольного воспитания связан с осмыслением данной проблемы в истории педагогической мысли России, с изучением опыта прошлого с целью гармонического включения его конструктивных моментов в функционирование современного образовательного процесса. На данном этапе в рамках формирования профессиональной готовности у студентов развиваются умения проектирования педагогического процесса с учетом этноспецифики ближайшего окружения, состава детей, посещающих ДОУ; они знакомятся с современными образовательными технологиями в области этно - (поли) культурного воспитания детей, то есть формируются специальные компетенции. Их развитие осуществляется в процессе изучения современных технологий в дошкольном образовании, разделов «Дошкольной педагогии», инновационной деятельности дошкольных учреждений региона. Практическая реализация полученных знаний, их осмысление и творческая реконструкция происходит в рамках педагогических практикумов, в ходе педагогической практики. Завершающим этапом подготовки будущих педагогов к воспитанию дошкольников в условиях полиэтнической действительности является исследовательская деятельность в ходе выполнения выпускных квалификационных работ. Их тематика отражает разные аспекты изучаемой проблемы: педагогические условия приобщения детей к этнокультурной действительности, формирование этнокультурной компетентности у старших дошкольников, игровая деятельность, как средство воспитания культуры межнационального общения, развитие детского творчества в процессе этнокультурного воспитания дошкольников.

Таким образом, комплексный подход к организации этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает личностное развитие и формирование социально значимых качеств, необходимых для жизни в многонациональном обществе.

Библиографический список

1. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.

2. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества [Текст]: автореф. дисс.. канд пед наук. Санкт-Петербург. - 2008. - 23 с.

3. Покровский, Е. А. Детские игры. Преимущественно русские. [Текст]/ О. Е. Люблинская. - М., 1887. - 368 с.

4. Ченкураева, Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) [Текст]: автореф. дисс.. канд пед наук. /Е. Н. Ченкураева, Волгоград, 2007. - 24 с.

УДК 378

Семенов Юрий Геннадьевич

Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 594, Москва, Jurijja@yandex.ru, Москва

НОВАЯ ШКОЛА - ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ДОСТОИНСТВА: ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Semenov Yury Gennadevich

The teacher of Russian and the literature of GOU СОШ № 594, Moscow, Jurijja@yandex. ru, Moscow

NEW SCHOOL - SCHOOL OF EDUCATION OF ADVANTAGE: STUDYING OF THE RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (документ подписан Президентом РФ Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 г.) провозглашает, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.