Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение становления духовно-нравственной культуры личности студентов в образовательном процессе'

Педагогическое обеспечение становления духовно-нравственной культуры личности студентов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENT / PERSON / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / BECOMING / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димитриева Вероника Николаевна

В статье сформулированы цель, задачи, содержание, этапы, предпосылки и условия эффективности процесса педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов. Применение методов теоретического анализа научных источников и государственных документов, посвященных духовно-нравственному воспитанию молодежи, в том числе студенчества, позволило разработать авторскую концепцию педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов. Данная концепция базируется на ведущих инновационных образовательных подходах (гуманитарном, антропологическом, культурно-диалогическом, аксиологическом, онтологическом, экзистенциальном, андрогогическом, личностно-деятельностном, знаково-контекстном) и на сущностных характеристиках становления духовно-нравственной культуры личности. Названный процесс понимается автором как нелинейный, обусловленный субъектной активностью личности процесс становления духовно-нравственных качеств, необходимых для реализации человеческого в человеке. Он осуществляется через развитие имеющихся у него физических, интеллектуальных, душевных и духовных задатков в их системном, объединённом духовным началом единстве, при условии общения и взаимодействия личности с людьми и миром в культуротворческой деятельности, посредством осознанного выбора и созидания духовно-нравственных ценностей и смыслов, соотносимых с надындивидуальным трансцендентным идеалом, который запечатлён в национальной и общечеловеческой светской и религиозной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Димитриева Вероника Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support of Students’ Spiritual and moralCulture Becoming in the Educational Process

N the article the purpose, objectives, content, stages, prerequisites and conditions of effectiveness of the process of pedagogical support of becoming personal spiritual and moral culture of students are formulated. The use of methods of theoretical analysis of scientific literature and government documents dedicated to the spiritual and moral education of young people, including students, allowed the development of the author’s concept of the process of pedagogical support of becoming personal spiritual and moral cultureof students. The concept corresponds leading innovative educational approaches (humanities, anthropological, cultural and dialogic, axiological, ontological, existential, androgogics, student-activity, symbolic and contextual) and takes into account the essential characteristics of becomingspiritual and moral culture of the person. The author views this phenomenonas a noninear one caused by subject activity and necessary for the implementation of human in man the process of becoming spiritual and moral qualities. The process is carried out through development the combined spiritual basis system unity of physical, intellectual, emotional and spiritual inclinations of the person, through communication and interaction with people and the world in the cultural and creative activity and through conscious choice and creation of spiritual and moral values and meanings correlating with the supra-individual transcendental ideal which is embodied in national and universal secular and religious culture.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение становления духовно-нравственной культуры личности студентов в образовательном процессе»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА PROFESSIONAL PEDAGOGY

УДК 378 ББК Ч 480.27

Вероника Николаевна Димитриева,

кандидат филологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия) e-mail: dimver2006@yandex.ru

Педагогическое обеспечение становления духовно-нравственной культуры личности студентов в образовательном процессе1

В статье сформулированы цель, задачи, содержание, этапы, предпосылки и условия эффективности процесса педагогического обеспечения становления духовнонравственной культуры личности студентов. Применение методов теоретического анализа научных источников и государственных документов, посвященных духовно-нравственному воспитанию молодежи, в том числе студенчества, позволило разработать авторскую концепцию педагогического обеспечения становления духовнонравственной культуры личности студентов. Данная концепция базируется на ведущих инновационных образовательных подходах (гуманитарном, антропологическом, культурно-диалогическом, аксиологическом, онтологическом, экзистенциальном, ан-дрогогическом, личностно-деятельностном, знаково-контекстном) и на сущностных характеристиках становления духовно-нравственной культуры личности. Названный процесс понимается автором как нелинейный, обусловленный субъектной активностью личности процесс становления духовно-нравственных качеств, необходимых для реализации человеческого в человеке. Он осуществляется через развитие имеющихся у него физических, интеллектуальных, душевных и духовных задатков в их системном, объединённом духовным началом единстве, при условии общения и взаимодействия личности с людьми и миром в культуротворческой деятельности, посредством осознанного выбора и созидания духовно-нравственных ценностей и смыслов, соотносимых с надындивидуальным трансцендентным идеалом, который запечатлён в национальной и общечеловеческой светской и религиозной культуре.

Ключевые слова: студент, личность, духовно-нравственная культура, становление, педагогическое обеспечение, образовательный процесс.

Veronika Nikolaevna Dimitrieva, Candidate of Philology, Associate Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), dimver2006@yandex.ru

Pedagogical Support of Students’ Spiritual and Moral Culture Becoming in the Educational Process

In the article the purpose, objectives, content, stages, prerequisites and conditions of effectiveness of the process of pedagogical support of becoming personal spiritual and moral culture of students are formulated. The use of methods of theoretical analysis of scientific literature and government documents dedicated to the spiritual and moral education of young people, including students, allowed the development of the author’s concept of the process of pedagogical support of becoming personal spiritual and moral cultureof students. The concept corresponds leading innovative educational approaches (humanities, anthropological, cultural and dialogic, axiological, ontological, existential, androgogics, stu-dent-activity, symbolic and contextual) and takes into account the essential characteristics of becomingspiritual and moral culture of the person. The author views this phenomenon

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ. № 6.2229.2011.

© Димитриева В. Н., 2014 45

as a non-linear one caused by subject activity and necessary for the implementation of human in man the process of becoming spiritual and moral qualities. The process is carried out through development the combined spiritual basis system unity of physical, intellectual, emotional and spiritual inclinations of the person, through communication and interaction with people and the world in the cultural and creative activity and through conscious choice and creation of spiritual and moral values and meanings correlating with the supra-individ-ual transcendental ideal which is embodied in national and universal secular and religious culture.

Keywords: student, person, spiritual and moral culture, becoming, pedagogical support, educational process.

Гуманитаризация как одна из тенденций инновационной образовательной методологии, вызванная к жизни возрастанием роли человеческого фактора в условиях социокультурных и экономических вызовов современности, обусловливает актуальность проблемы становления духовно-нравственной культуры личности студентов - будущих специалистов. Об актуальности настоящего исследования также свидетельствует внимание, на государственном уровне уделяемое духовно-нравственному воспитанию студентов. В ближайшей ретроспективе на это указывают Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), Стратегическая инициатива Российского Союза ректоров «Новое образовательное измерение» (2009 г.), Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России (2002 г.) и другие документы.

Различные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания студенчества рассматривались в докторских диссертациях Е. И. Артамоновой, Н. Н. Асташовой,

B. А. Беляевой, Л. П. Гадзаовой, Т. К. Клименко, Л. П. Илларионовой, В. А. Макаровой,

Н. Н. Никитиной, В. М. Пустовалова, в кандидатских диссертациях М. С. Бобровой, М. А. Бондаренко, Е. А. Бурдуковской, Ю. В. Денисенко, И. Н. Мирошниченко,

C. Н. Никитенко, С. А. Садыковой, в монографиях, учебно-методических работах, статьях В. П. Бездухова и Т. В. Жирновой, Е. В. Бондаревской, А. И. Бондаревской,

Н. М. Борытко, Е. А. Бурдуковской, Е. В. Иванова, В. В. Игнатовой, Н. А. Нефедовой, В. И. Павлова, Т. В. Скляровой, В. В. Шогана и др. Анализ названных работ позволяет выявить значимые с методологической точки зрения тенденции в современной теории и практике духовно-нравственного воспитания студентов. Это организация образовательного процесса, исходя их принципов системно-средового, личностно-деятельностного, антропологического, культурно-диалогического и культуротворческого, аксиологического, онтологического, экзистенциального подходов,

с учётом взаимообусловленности процессов личностного и профессионального становления молодого специалиста, признание важнейшими критериями духовно-нравственного становления стремление к духовному и нравственному общечеловеческому идеалу, интеграция научных достижений современной педагогики с идеями философской и пси-холого-педагогической отечественной мысли дореволюционного периода, активное обращение к опыту отечественной и зарубежной гуманистической философии, психологии и других научных дисциплин о человеке.

Целью данного исследования, обеспечивающей его новизну, является определение целей, задач, содержания, этапов, предпосылок и условий эффективности педагогического обеспечения становления духовнонравственной культуры личности студентов на основании сущностных характеристик названного процесса и современных инновационных образовательных подходов.

Осуществлённый на предшествующих этапах исследования анализ проблемы становления духовно-нравственной культуры личности [1] позволил сделать вывод, что данный процесс может осуществляться только при условии активного участия в нём самой личности. Субъектная природа данного процесса, а также его сложный, нелинейный характер требуют существенной корректировки роли педагога в нем. Эта роль не может быть сформулирована в традиционном виде как организация соответствующего педагогического процесса и управление им, но, выраженная в более адекватной форме, представляет собой педагогическое обеспечение процесса становления духовно-нравственной культуры личности студента, интегрированного с его профессиональной подготовкой. Соответственно, целью педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студента в образовательном процессе выступает подготовка специалиста, обладающего духовно-нравственными качествами и компетенциями, которые необходимы для квалифицированной

профессиональной деятельности и которые служат основой для сознательного саморазвития специалистом своего духовно-нравственного потенциала в направлении личностно-профессиональной самореализации.

Основываясь на сущностных чертах процесса становления духовно-нравственной культуры личности, определены задачи педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов: 1) организация образовательной деятельности студентов, благодаря которой будет осуществляться индивидуализированное (с учётом индивидуальных задатков каждого студента) и системное (в системном, объединённом духовным началом единстве) становление их личностных профессионально востребованных человеческих духовнонравственных качеств; 2) создание образовательных ситуаций, требующих ориентации в духовно-нравственных ценностях и смыслах, их выбора и созидания, соотносимых с надындивидуальным трансцендентным идеалом, который запечатлён в национальной и общечеловеческой светской и религиозной культуре; 3) организация образовательной среды для продуктивного общения и взаимодействия студентов с другими людьми и миром в процессе созидательного творчества -учебно- и научно-исследовательского, социально-культурного, собственно педагогического.

Следует различать содержание становления духовно-нравственной культуры личности студента и содержание педагогического обеспечения данного процесса. Содержание становления духовно-нравственной культуры личности студента составляют укорененные в светской и религиозной культуре, выраженные в разных её формах национальные и общечеловеческие духовно-нравственные ценности и их личностные смыслы. Содержание процесса педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студента складывается из образовательных ситуаций, в которых студентами осуществляется субъектная деятельность по осмыслению и выбору ценностей, открытию и созиданию их смыслов в пространстве личностно-профессиональной самореализации, в контексте национальной и общечеловеческой, светской и религиозной культуры.

Этапы процесса педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов определены в соответствии с принципами их духовно-

нравственного воспитания. В формулировках В. В. Шогана [2], это принципы целеполагания (целеполагания действенно-образного, действенно-мыслительного, действенно-смыслового, действенно-практического), актуализации, погружения, действия, группового подхода.

В качестве начального этапа процесса педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов предлагаем рассматривать этап актуализации, состоящий в пробуждении потока сознания субъекта образования, благодаря чему он открывает в себе «бытие» благодаря глубинному переживанию связи своей жизни и одухотворённого природного универсума. Для этого должно осуществиться действенно-образное целеполагание образовательного процесса, которое организует движение сознания студента от врождённых поведенческих реакций к знакам и символам, в которых отражен духовно-нравственный опыт человечества. На этапе действенномыслительного целеполагания, центром которого становится действенная мысль, служащая совершенствованию действия, активизируется интеллектуальная активность студента в таких формах деятельности, как построение ассоциативных схем, конструирование, проектирование, моделирование, «мозговой штурм» и др. На этапе действенно-смыслового полагания открываются общечеловеческие смыслы, что стимулирует особые символические действия, которые вызывают переживания знаковых деталей жизни - семейных, профессиональных и др. (на первом уровне), а также переживания вечного, божественного, абсолютного, вселенского, поднятые над непосредственной жизнью (на втором, высшем уровне). На этапе действенно-практического целеполагания студент проектирует воплощение своей индивидуальности в окружающую среду, создавая условия для строительства им целостной реальной жизни в процессе образования и, благодаря этому, строительства своего целостного внутреннего личностного мира. На этапе погружения студент должен ощутить себя частью мира природы и человеческой культуры, погрузившись в пространство связей и отношений. На этапе действия студентом не просто совершаются конкретные действия, но в этом процессе происходит строительство его индивидуально-личностной микросреды, способной адаптироваться к таким же целостным средам общества. Данный этап может реализовываться как этап

коллективной (групповой) деятельности. В соответствии с принципом группового подхода, образование должно воспроизводить дифференциацию общества на микроколлективы с распределением ролевых функций («организатор», «технолог», «исполнитель» и др.) и микроколлективных отношений взаимодействия, в которых проявляется и становится духовно-нравственная культура студента.

Представленная последовательность процесса педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов методологически опирается на деятельностную теорию личности, разработанную С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, К. А. Абульхановой-Слав-ской, А. В. Брушлинским, А. К. Осницким, а также на положения концепции знаково-контекстной формы обучения А. А. Вербицкого. На всех этапах образовательного процесса задачей является созидание и обнаружение субъектом образования внутренних глубинных связей его индивидуального сознания с общечеловеческими знаками, символами, ценностями, смыслами, благодаря чему совершается не только личностное, но и профессиональное становление студента.

Организация процесса педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов должна осуществляться с учётом предпосылок, связанных со спецификой ценностных ориентаций студенчества, которые обусловлены его возрастными и социокультурными особенностями.

Особенности развития личности в период студенчества становились объектом внимания Е. В. Бондаревской, А. И. Бондарев-ской, Е. А. Бурдуковской, А. В. Задорожной и др. Опираясь на позиции названных учёных, можно определить следующие предпосылки педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов. Это сензитивность студенческого возраста для ценностно-ориентированного саморазвития, поиск своего места в жизни, определение собственной жизненной и профессиональной стратегии, значительная активность жизненной позиции, достаточно высокий уровень интеллектуального, личностного и культурного развития, готовность интегрироваться в глобальную общность людей, мобильность, свободоспособность, демократичность, способность к творчеству и к критической оценке происходящего, стремление проявить свою собственную позицию, интерес к новой информации и уме-

ние находить её с использованием новейших информационных технологий, практическая жизненная ориентация. Значительная часть студентов признаёт личностную важность для них саморазвития и поиска индивидуальности, взаимоотношений с родителями, вопросов любви и создания семьи, относя к наиболее ценным человеческие качества, служащие показателями высокой нравственной и духовной культуры личности - честность, ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства и уважение к другим людям, способность к сопереживанию, милосердие. В то же время, мало актуальными многие студенты считают отношения с сокурсниками и педагогами вуза, потребность в творчестве, вопросы проведения досуга и заботы о здоровье, нравственные проблемы в целом. Патриотизм, гражданственность, экологическая грамотность, культура, искусство как явления общественной жизни также мало интересуют современную молодёжь. Показательно, что значительная часть студентов признается в своей неудовлетворенности образованием в избранном вузе, чем косвенно свидетельствует об осознании ими роли вузовского образовательного процесса в их личностнопрофессиональном саморазвитии. В связи с этим возникает необходимость обратить особое внимание на педагогические условия, которые могут обеспечить эффективность педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студента в вузовском образовательном процессе.

Основываясь на сущностной характеристике становления духовно-нравственной культуры личности, на сформулированных выше цели и задачах педагогического обеспечения данного процесса и учитывая современные подходы к образованию, выявлены следующие условия эффективности процесса педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов.

Требуются рациональный отбор материала, имеющего нравственную направленность, интеграция научно-профессионального и духовно-нравственного содержания образования, достигаемая через интеграцию познавательного и ценностного компонентов в структуре изучаемого курса и интеграцию учебных предметов, интеграция когнитивной деятельности и нравственно-ценностных ориентаций сознания в образовательном процессе, в частности использование ме-

тодов поискового, проблемно-деятельностного и личностно ориентированного обучения, стимулирование нравственно направленной творческой активности.

В основание образования должны лечь характерные черты русского воспитания: духовность (особое внимание русского человека к сфере абсолютного, вечного), открытость (способность русской культуры и образования воспринимать внешние влияния, духовно обогащать и преобразовывать ино-культурные ценности, сохраняя свою идентичность), традиционность (опора на традиции культуры и образования).

В образовательном процессе следует актуализировать религиозные ценности в нескольких аспектах - культурно-историческом (факты отечественной истории и культуры), нравственно-этическом (нравственное православно-христианское учение о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром), этнокультурном (национальные православные традиции русского народа).

Последние два условия, создаваемые на основе национального и религиозного подходов, позволяющие студентам осмысливать духовно-нравственные ценности в контексте их национального и конфессионального мировосприятия, должны быть дополнены созданием условий для диалога культур, что обеспечивало бы соотнесение студентами русских национальных и православных конфессиональных ценностей с национальными и религиозными ценностями других народов России и мира, с общечеловеческими ценностями, обуславливало бы формирование у студентов поликультурного мировоззрения, преодоление национальной, расовой, конфессиональной нетерпимости. Для этого необходимы создание педагогических ситуаций диалогического понимания ценностей, себя, другого человека и мира и применение коллективных форм деятельности, способствующих формированию межличностных отношений.

Образование должно осуществляться в рамках субъектного и андрогогическо-го подходов, предполагающих, что студенту предоставляется возможность стать активным участником образовательного процесса, что его личностные свойства не задаются в образовании, а актуализируются в результате субъект-субъектного взаимодействия студента и преподавателя.

На применении синергетического подхода основано такое условие, как формиро-

вание, развитие и педагогизация социокультурной среды вуза, структурными элементами которой являются образовательная, научная, информационная, коммуникативная, досуговая, бытовая, предметно-пространственная, управленческо-координационная сферы, которая способствует активной деятельности, самореализации, совершенствованию в творчестве и общении и предоставляет студентам возможность участвовать в деятельности творческих самоуправляемых объединений, вследствие чего развиваются способности студентов к творчеству (профессиональному творчеству, культуротворчеству, жизнетворчеству).

Синергетическим подходом обусловлена также необходимость размыкания образовательной среды вуза в образовательное пространство данного населённого пункта, региона, страны, позволяющее студентам вести живой диалог и взаимодействие представителей данного вуза, других образовательных учреждений, семьи, государственных и общественных структур, а также традиционных религиозных организаций.

В качестве итога подчеркнём, что такой подход к образованию, интегрирующий профессиональную подготовку специалиста, становление его духовно-нравственной личностной культуры и реальную жизнедеятельность, отвечает инновационным образовательным тенденциям, обусловленным вхождением России в мировое образовательное пространство. В связи с этим среди принципов, обозначенных в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. и «Стратегии 2020», отмечается ориентация на создание условий для социокультурной и межличностной коммуникации в образовании, организацию развивающей образовательной среды. Востребованность представленной концепции педагогического обеспечения становления духовно-нравственной культуры личности студентов видится также в том, что она направлена не на развитие у будущего специалиста и становящейся личности адаптационных механизмов, мало значимых в стремительно меняющемся мире, но на подготовку молодого человека к нравственно ответственному, духовно грамотному и творчески активному решению возникающих проблем в новых, в том числе нестабильных кризисных условиях.

Список литературы

1. Димитриева В. Н. Становление духовно-нравственной культуры личности как парадигмальное понятие // Вестник Тюменского государственного университета. Сер. «Педагогика. Психология». 2012. № 9. С. 25-32.

2. Шоган В. В. Регулятивные принципы практической организации духовно-нравственного образования студентов // Известия кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета. Вып. 2: Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе. Ростов н/Д: Булат; До-низдат, 2010. С. 29-38.

References

1. Dimitrieva V. N. Stanovlenie dukhovno-nravstvennoi kul’tury lichnosti kak paradigmal’noe ponyatie // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Pedagogika. Psikhologiya». 2012. № 9. S. 25-32.

2. Shogan V. V. Regulyativnye printsipy prakticheskoi organizatsii dukhovno-nravstvennogo obrazovaniya studentov // Izvestiya kafedry pedagogiki Pedagogicheskogo instituta Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Vyp. 2: Kontseptosfera i kul’turnye praktiki dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v shkole i vuze. Rostov n/D: Bulat; Donizdat, 2010.

S. 29-38.

Статья поступила в редакцию 30.09. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.