Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение развития самопонимания старших подростков'

Педагогическое обеспечение развития самопонимания старших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ ПОДРОСТКОВ / ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шик С. В.

Проблема развития самопонимания старших подростков является актуальной для современной школы. Автор отмечает, что внутренний мир подростка, бытийный пласт его жизни как аспект педагогического процесса является недостаточно исследованным. Автором показаны факторы и педагогические условия развития самопонимания старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение развития самопонимания старших подростков»

С.В. Шик

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОНИМАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

В современных концепциях воспитания и обучения, развиваемых в русле личностно-ориентированного, социокультурного, системно-средового (синерге-тического), возрастного и других подходов, налицо обращение к бытийному контексту всех участников педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, В.А. Ка-раковский, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, Л.Н. Лузина, Г.Г. Прозументова, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, Н.Е. Щуркова и другие). В целом в педагогической науке создаются предпосылки для реализации субъект-субъектных отношений учитель — ученик в практической деятельности. Но вместе с тем слабой остается практическая разработанность педагогического обеспечения развития процесса самосознания, в частности самопонимания, в подростковом возрасте. Внутренний мир подростка, бытийный пласт его жизни, готовность принимать личные решения как аспект содержания обучения и воспитания оказался менее всего исследован.

В современной психологической науке изучена сущность самосознания (Л.С. Выготский, Р. Бернс, Л.И. Божович, Т.Л. Миронова, К. Роджерс, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон и другие), и в частности самопонимания (В.В. Знаков, В.И. Пузько, И.А. Романова). Б.В. Кайгородовым проведено исследование развития самопонимания в юношеском возрасте [3]. Частично проблема развития самопонимания, самопознания, самоопределения у старших подростков, понимающих подходов в педагогике рассматривается в диссертационных исследованиях Лузиной [2], Т.А. Мерцаловой [6], Т.В. Мажа-ровой, В.Г. Малаховой [4] и других ученых.

Противоречивый, кризисный характер развития старшего подростка, трудности самопонимания обусловлены культурно-историческими причинами, связанными с несовпадением сроков созревания отдельных сторон организма и личности ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Элько-нин, Э. Эриксон, И.С. Кон, А.П. Краковский, Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейн).

Объективные особенности современной социальной ситуации развития подростка характеризуются деструкцией семейных отношений и существенными изменениями в школьной образовательной системе, являющимися следствием новых социально-экономических условий. Налицо снижение благосостояния семьи, прагматизация и плюрализация ценностных ориентаций (Т.А. Гурко, Ф. Дольто, В.Е. Каган, О.В. Курышова, А.М. Прихожан, И.И. Толстых, А.Н. Ту-бельский, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Фуряева и другие). Современная школа претерпела серьезные изменения в своей структурной организации, в содержании образования. Имеет место разрушение системы воспитательной работы (И.А. Колесникова, Л.С. Нагавкина Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова), практически отсутствует возрастно-ориентированное содержание образования

(В.В. Башев, А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин, Т.В. Фуряева, Б.Д. Эльконин). Во многих школах процветает «педагогика мероприятий» (Л.Н. Лузина), т. е. абсолютизация форм воспитательной работы, что отчуждает ребенка от образовательного учреждения. Это происходит на фоне иллюзии взрослых, что для понимания себя достаточно объяснения (монолога учителя). Кроме того, вместо целостного осмысления жизни ребенка педагоги нередко занимаются только частными видами воспитания (нравственным, эстетическим, трудовым и т. д.). Если ко всему этому добавить родительский авторитаризм, то можно утверждать, что подросток приучается к пассивности, прирученной беспомощности, иллюзиям и стереотипам поведения. Иначе говоря, взрослые формируют структуры непонимания ребенком себя.

Наряду с учетом объективных трудностей, то есть объективных особенностей социальной ситуации развития подростка, необходимо иметь в виду субъективную сторону (через которую преломляется объективная ситуация развития), связанную с внутренним содержанием подросткового возраста. Оно заключается в процессе преодоления противоречия между идеальной и реальной формами, которое возможно через самопонимание как соотнесения реального ребенка и образа «возможного» ребенка. При этом необходимо выстраивание особого образовательного пространства, специальных педагогических условий, в которых происходит развитие процесса самопонимания.

Опираясь на результаты исследований К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконина, мы раскрыли сущность процесса развития самопонимания у старших подростков, определяемую четырьмя факторами: замысливанием, то есть «удержанием» различных замыслов (планируемых действий) относительно своей жизни; конкретизацией замысла, то есть обнаружением предела границы допустимого для замыслов; разделением замысла и реализации, то есть нахождением своего места в мире, созданием картины мира; динамикой образа «идеального взрослого», которая отражает разные виды сотрудничества взрослого и ребенка.

Для разработки диагностической программы был определен практический предмет психолого-педагогического изучения, в котором отразилось взаимодействие идеальной и реальной форм. Таким предметом, по нашему мнению, является поведенческий «текст». Динамика развития содержания этапов процесса самопонимания как поведенческого «текста» представляет собой разные степени осмысленности собственного поведения, связанного с фантазиями, надеждами, ожиданиями, опасениями: отсутствие собственного поведенческого «текста» характеризуется сиюминутными желаниями, ситуативным поведением; ориентация на чужой поведенческий «текст» связана с накоплением полезной (утилитарной) информации и защитными фантазиями; создание («написание») своего поведенческого «текста» проявляется открытием собственных новых качеств, вниманием к Другому; и, наконец, наличие своего «поведенческого текста» определяется возникновением толерантности (терпимости) как определенной собственной позиции, выражающейся в осознании оснований, которые обусловливают уверенность в правильном понимании себя и других.

В диагностической работе нами используется проективный метод диагностики, включающий в себя следующие диагностические методические приемы: сочинение «Если б я мог все», незаконченные предложения и серийные тематические проективные рисунки. Процедура обработки результатов осуществляется на основе выделенных показателей, раскрывающих содержание каждого этапа.

Педагогическое обеспечение процесса развития самопонимания предполагает диагностику этапов и «запуск» теоретически выделенных факторов самопонимания у старших подростков. Иначе говоря, представление этих факторов подросткам как средств для поиска смысла.

Для обоснования педагогических условий, способствующих развитию самопонимания у старших подростков в современной школе, нами проанализированы традиционные и альтернативные формы школьного образования.

Объединяющей методологической основой всех концепций и технологий авторских школ как специфического российского феномена явилось обращение, поворот к ребенку, стремление его понять и на этом понимании построить педагогический процесс. Главное внимание уделяется организации педагогического взаимодействия через событийность школьной жизни, получение опыта нормот-ворческой деятельности, социального поликультурного взаимодействия, диалога с другой исторической культурой («школа возраста» И.Д. Фрумина, Б.Д. Элько-нина; «школа самоопределения» А.Н. Тубельского; школа «Эврика — развитие» Т.Н. Ковалевой; «школа диалога культур» В.С. Библера, С.Ю. Курганова; «школа как воспитательная система» В.А. Караковского и другие). В альтернативных школьных моделях есть попытки введения специального содержания образования, ориентированного на развитие самопонимания подростков.

Вместе с тем и в массовой школе делаются попытки создания условий для развития самопонимания учащихся через обогащение курсов обществоведения этико-психологической проблематикой в процессе учебной и внеучебной деятельности (учебные пособия П.С. Гуревича, Л.И. Маленковой).

В западной образовательной практике накоплен большой опыт педагогической работы по актуализации процессов понимания и самопонимания у родителей (А. Адлер, Р. Дрейкус, Т. Гордон), что способствует развитию самопонимания ребенка.

В связи с вышесказанным нами были обоснованы педагогические условия, которые соотносятся с принципами личностно-ориентированого воспитания и образования (Т.Е. Конникова, К.Ф. Радина, З.И. Васильева, Л.И. Новикова,

и

Х.И. Лийметс, А.П. Тряпицына, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие).

Первое необходимое педагогическое условие заключается в конструировании и реализации специального учебного курса для «удержания» старшими подростками замыслов относительно себя. Учебный курс «Я и школа» предназначен для актуализации и рефлексии личного опыта школьной жизни, преодоления процесса отчуждения подростка от школы, усиления ориентации на образование. Предметной базой курса являются основы психологии, этики и права. По нашему мнению, такое содержание может быть «опорой», средством, которое по-

зволяет говорить о себе. При этом мы ориентировались на следующие критерии отбора учебного материала: а) значимость школы как средства объективации собственных изменений; б) стабильность атрибутов при одновременном снижении значимости обучения в связи с ситуацией ответственного выбора; в) образ новой школы как позитивное следствие кризиса. Это условие «запускает» за-мысливание, что соответствует переходу от первого ко второму этапу развития самопонимания.

Второе необходимое педагогическое условие связано с организацией получения опыта нормотворческой деятельности старшими подростками в процессе изучения учебного курса. Эта деятельность связана с обнаружением и преодолением учащимися противоречий при изучении курса «Я и школа», которые задаются, во-первых, характером деятельности учителя, основанной на позиции «разрешающего» взрослого (не ставить оценки, нарушать некоторые нормы на уроке, создавать ситуации незавершенности), во-вторых, представленностью содержания личностных ресурсов ребенка (например, могу вести себя и так, и так).

Данное условие разворачивает конкретизацию замысла (нахождение предела границы допустимого для замыслов), что соответствует переходу от второго к третьему этапу самопонимания.

Третье необходимое педагогическое условие заключается в использовании внеурочной деятельности для углубления самопонимания у старших подростков. Для этой цели был разработан специальный курс — мастерская «Мой жизненный путь», цель которой состоит в создании предпосылок для развития способности видеть перспективу будущей жизни. Предметная база мастерской — основы психологии, этики. Полнота самопонимания — картина собственной жизни — задается посредством: символизации, метафоризации жизни; событийности; артикулирования рассогласований замыслов и реализаций (между «могу» и «хочу»); значимости личных усилий; опыта понимания жизненного пути.

Такие занятия создают условия для разделения замысла и реализации: нахождения старшим подростком своего места в мире, создания картины мира, что соответствует переходу от третьего к четвертому этапу самопонимания.

Четвертое дополнительное педагогическое условие — это организация тренинга для родителей с целью актуализации проблемы понимания и получения опыта понимающего общения. Для опосредованного через родителя развития самопонимания подростков нами был разработан специальный семинар-тренинг «Педагогическое понимание подростка». Такой семинар можно рассматривать как модель работы с родителями в школе, как определенную воспитательную систему, которая способствует установлению действительно равноправных отношений субъектов взаимодействия: учеников, учителей, родителей. Программа тренинга состоит из трех блоков: диагностического, информационного, развивающего. Опыт понимания и понимающего общения обеспечивается с помощью выработки у родителя терпимости, принятия собственного непонимания, умения выражать свои чувства и желания, способностей видеть различные смыслы и ценности, более эффективно строить общение с ребенком, навыков от-

крытого высказывания. Выделенное условие опосредованно связано со всеми факторами самопонимания.

В целом анализ школьной практики позволил обосновать педагогические условия, которые задали практический контекст педагогического обеспечения развития самопонимания у старших подростков.

Действенность гипотетически выделенных условий проверялась в процессе реально организованной экспериментально-опытной работы на базе лицея № 1 г. Красноярска. Ее результаты показали, что в экспериментальной группе отметилась устойчивая тенденция к развитию самопонимания. Можно считать, что значительные позитивные изменения в его развитии обусловлены положительным влиянием совокупности указанных педагогических условий.

В ходе экспериментальной работы выявлено, что введение специального учебного курса для «удержания» старшими подростками замыслов относительно себя обеспечивает переход с первого на второй этап развития самопонимания; организация получения опыта нормотворческой деятельности старшими подростками в процессе изучения учебного курса способствует переходу со второго на третий этап развития самопонимания; использование внеурочной деятельности для углубления самопонимания у старших подростков стимулирует переход с третьего на четвертый этап; организация семинара — тренинга для родителей с целью актуализации проблемы самопонимания — опосредованно влияет на все факторы самопонимания. Эти условия во взаимосвязи обеспечивают эффективное развитие самопонимания у старших подростков.

В целом материалы разработанных курсов, тренинга и результаты по их апробации позволят, на наш взгляд, усовершенствовать образовательную программу подростковой школы, повысить роль родителей, показать педагогические возможности развития самопонимания старших подростков.

Библиографический список

1. Знаков, В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. - 2005. - № 1. - С. 18-28.

2. Лузина, Л.Н. Философско-антропологический подход в воспитании [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / Л.Н. Лузина. - СПб., 1998.

3. Кайгородов, Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте [Текст]: дис. .д-ра психол. наук / Б.В. Кайгородов. - М., 1999.

4. Малахова, В.Г. Педагогический потенциал понимания в гуманитарной образовательной парадигме (теоретический аспект) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.Г. Малахова. - Волгоград, 2003.

5. Маленкова, Л.И. Человековедение [Текст]: программа и методические материалы для школьного педагога / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

6. Мерцалова, Т.А. Педагогическое обеспечение развития самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Мерцалова. - М, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.