Научная статья на тему 'Педагогическое наследие А. С. Макаренко как инструмент профилактики асоциальных проявлений у студентов профессиональных образовательных организаций'

Педагогическое наследие А. С. Макаренко как инструмент профилактики асоциальных проявлений у студентов профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ / PREVENTION OF THE ASOCIALITY DISPLAY / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО / A.S. MAKARENKO PEDAGOGY / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОИЗВОДСТВО / CHILDREN AND ADULT'S PRODUCTION / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION BASED ON WORK / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лущиков В.В.

Педагогическое наследие А.С. Макаренко и его методы воспитания подростков с девиациями представлены в статье как эффективный инструмент профилактики асоциальных проявлений у обучающихся в профессиональных образовательных организациях в современных социально-экономических условиях. Представлена система мероприятий по формированию готовности педагогических работников профессиональных образовательных организаций к профилактике девиаций у обучающихся на основе трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лущиков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HERITAGE OF A. S. MAKARENKO AS THE PREVENTIVE INSTRUMENT OF THE VET STUDENTS ASOCIALITY DISPLAY

The pedagogical heritage of A.S. Makarenko and his methods of upbringing of the teenagers with deviations are presented in the article as an effective instrument of the VET students asocial display prevention in the modern social and economic conditions. The system of measures for the formation of the vocational teachers readiness to prevent the deviations on the basis of the education based on work is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие А. С. Макаренко как инструмент профилактики асоциальных проявлений у студентов профессиональных образовательных организаций»

Воспитание и социализация личности

УДК 377+371 В. В. Лущиков, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: labmakarenko.chirpo@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. С. МАКАРЕНКО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Педагогическое наследие А. С. Макаренко и его методы воспитания подростков с девиациями представлены в статье как эффективный инструмент профилактики асоциальных проявлений у обучающихся в профессиональных образовательных организациях в современных социально-экономических условиях. Представлена система мероприятий по формированию готовности педагогических работников профессиональных образовательных организаций к профилактике девиаций у обучающихся на основе трудовой деятельности.

Ключевые слова: профилактика асоциальных проявлений, воспитательный процесс, педагогика А. С. Макаренко, детско-взрослое производство, профессиональная образовательная организация, трудовое воспитание.

Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [1] обозначено повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования. Возросшее внимание к воспитательным аспектам образования неслучайно. Приходится констатировать, что недооценка воспитательной функции образования вкупе с социальными и экономическими перипетиями, имевшими место в девяностые годы в России, создала целый клубок проблем, таких как рост преступности, детская беспризорность, кризис семьи и брака, рост наркотизации и алкоголизации населения [2]. Кроме того, широкая доступность современных средств связи и ресурсов Интернета способствует проникновению в молодежную среду агрессивных и экстремистских идей. Все это создает благоприятные условия для развития девиаций в подростковой среде.

В профессиональном образовании ситуация осложняется еще тем, что контингент обучающихся не всегда социально благополучен. В письме Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2495 от 04.09.2016 «Об организации в 2015/16 уч. г. профилактической работы в профессиональных образовательных организациях» представлен социальный портрет обучающегося профессиональной образовательной организации: в 2015 г. только 56 % обучающихся имели обоих родителей; 37,7 % обучающихся воспитываются единственным родителем; 6,3 % — дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.

Следовательно, воспитательная работа в профессиональных образовательных организациях при всем многообразии направлений должна проектироваться таким образом, чтобы обеспечивать профилактику асоциальных

проявлений любого толка в студенческой среде. Следует отметить, что педагогическими коллективами организаций среднего профессионального образования (далее — ОсПО) сложность ситуации хорошо осознается и в направлении профилактики асоциальных проявлений обучающихся ведется активная работа. Иллюстрацией тому является активное участие ОСПО Челябинской области в областном конкурсе образовательных организаций, разработавших образовательные и просветительские программы по профилактике асоциальных явлений, который проводился три раза (в 2013, 2014 и 2015 годах) в соответствии с приказом регионального Министерства образования и науки.

При экспертизе конкурсных материалов обращает на себя внимание тот факт, что трудовое воспитание как основа проектирования воспитательного процесса по профилактике асоциальных проявлений не является ведущим. Это особенно удивительно как минимум по трем причинам.

Во-первых, в отечественной педагогике есть опыт реализации воспитательной системы, не дающей педагогического брака несмотря на то, что воспитуемыми были малолетние преступники. А. С. Макаренко на практике показал, что эффективным методом противодействия развитию девиаций в среде подростков является включение их в продуктивный труд и развитие ученического/студенческого самоуправления. Опыт работы А. С. Макаренко в детских трудовых колониях и коммунах [3] показывает, что можно даже из преступника и вора сделать добропорядочного гражданина и, более того, дать ему специальность, т. е. возможность работать и зарабатывать, сформировать ценности трудовой деятельности. Антон Семенович считал и на практике показал, что положительным инструментом воспитания является продуктивная деятельность, общественная значимость которой осознана обучающимися, включенными в самоуправление ею.

Во-вторых, ОСПО имеют опыт и базу для создания детско-взрослых производств, позволяющих еще в студенческие годы работать, производя материальные ценности или реализуя услуги населению. Согласно исследованию, проведенному лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «ЧИРПО», 46 % ОСПО Челябинской области имеют производство, в котором участвуют студенты. С целью аккумуляции этой информации ГБУ ДПО «ЧИРПО» в 2014 г разработало интернет-ресурс

«Товары и услуги в ПОО Челябинской области» и сопровождает его функционирование в настоящее время. Ресурс предоставляет информацию о номенклатуре товаров и услуг, производимых с участием студентов в ОСПО Челябинской области. Статистический отчет позволяет констатировать, что посещаемость ресурса за годы его функционирования возросла в четыре раза.

Кроме того, два года подряд проводится региональный этап Международного конкурса им. А. С. Макаренко, организуемого редакцией журнала «Народное образование» и Международной макаренковской ассоциацией. Одна из задач конкурса — обмен между образовательными организациями опытом по реализации педагогического наследия А. С. Макаренко в современных условиях. В конкурсе принимают участие 20 % ОСПО, представляющие различные производственные и социальные проекты, реализованные в образовательном процессе.

В-третьих, в системе профессионального образования Челябинской области распространен опыт функционирования областных инновационных площадок, реализующих элементы педагогической системы А. С. Макаренко в образовательной практике [4]. Это «Организация самоуправления трудовой деятельностью студентов как средство формирования профессиональных компетенций по профессиям строительного профиля» (ГБПОУ «Миасский строительный техникум»), «Организация сельскохозяйственного производства как условие воспитания "Человека Дела"» (ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум») и «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля» (ГБПОУ «Южноуральский многопрофильный колледж»).

Вышеприведенная система мероприятий по популяризации педагогического наследия А. С. Макаренко ориентирует работников ОСПО в качестве действенного механизма профилактики асоциальных проявлений у студентов использовать их включение в производительный труд. За четыре последних года эта проблема актуализировалась на расширенных заседаниях лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «ЧИРПО» (табл. 1).

Кроме того, системно проводилась работа по формированию готовности педагогических работников ОСПО к профилактике девиантного поведения обучающихся (табл. 2).

Таблица 1

Тематика расширенных заседаний лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко»

Содержание мероприятия Дата проведения Количество участников

Организация сельскохозяйственного производства как условие воспитания «Человека Дела» октябрь 2013 г. 38 человек

Организация самоуправления трудовой деятельностью студентов как средство формирования профессиональных компетенций по профессиям строительного профиля декабрь 2013 г. 35 человек

Организация образовательного производства на базе ПОО СПО февраль 2014 г. 55 человек

Опыт работы ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский колледж информационно-промышленных технологий и художественных промыслов» по организации образовательного производства, итоги участия образовательной организации в XII Международном конкурсе им. А. С. Макаренко октябрь 2014 г. 55 человек

Опыт работы ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж» по реализации элементов воспитательной системы А. С. Макаренко в образовательном процессе декабря 2014 г. 47 человек

Региональный этап Международного конкурса им. А. С. Макаренко февраль 2015 г. 104 человека

Учебная фирма в образовательной организации октябрь 2015 г. 134 человека

Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов ПОО, обучающихся по специальностям технического профиля декабря 2015 г. 75 человек

Региональный этап Международного конкурса им. А. С. Макаренко февраль 2016 г. 41 человек

Коммерциализация результатов учебно-производственной деятельности в ПОО апрель 2016 г. 122 человека

Таблица 2

Система семинаров по развитию готовности педагогических работников к профилактическим мероприятиям по предупреждению девиантного поведения

Профилактика экстремизма и терроризма среди обучающихся Профилактика асоциальных проявлений среди обучающихся

Название мероприятия Дата проведения Количество участников Название мероприятия Дата проведения Количество участников

Теоретические и практические аспекты организации медиабезопасной образовательной среды профессиональных образовательных организаций апрель 2015 г. 134 человека: 36 человек — в студии ЧИРПО и 98 человек — в 31 студии ПОО Челябинской области Комплекс мероприятий по сопровождению процесса формирования профессиональных компетенций у обучающихся с де-виантным поведением в условиях СПО май 2015 г. 37 человек из 17 ПОО СПО Челябинской области

Организация работы по профилактике и противодействию распространению радикальных и экстремистских идей и материалов в ПОО Челябинской области сентябрь 2015 г. 38 человек — в студии ЧИРПО и 76 человек — в 23 студиях ПОО СПО Челябинской области Организация системы профилактики асоциальных проявлений среди обучающихся ПОО: проблемы и пути их решения ноябрь 2015 г. 34 человека в — студии ЧИРПО и 54 человека — в 26 студиях ПОО СПО Челябинской области

Религиозное мировоззрение и воспитание патриотизма в молодежной среде январь 2016 г. 176 человек: 46 человек — в студии ЧИРПО и 130 человек — Российское патриотическое кино как средство формирования качеств гражданина-патриота март 2016 г. 126 человек: 47 человек — в студии ЧИРПО и 79 человек —

Окончание таблицы 2

Профилактика экстремизма и терроризма среди обучающихся Профилактика асоциальных проявлений среди обучающихся

Название мероприятия Дата проведения Количество участников Название мероприятия Дата проведения Количество участников

в 30 студиях ПОО СПО Челябинской области в 27 студиях ПОО Челябинской области

Противодействие вовлечению обучающихся ПОО в экстремистские организации и деструктивные культы октябрь 2016 г. 36 человек — в студии ЧИРПО и 98 человек — в 32 студиях ПОО СПО Челябинской области Технологии работы с подростками осложненного поведения май 2016 г. 32 человека из 15 ПОО СПО Челябинской области

Для усиления социальной и практической значимости к участию в этих семинарах привлекались представители силовых структур, детской наркологии, сотрудники Главного управления молодежной политики Челябинской области, представители традиционных конфессий России (РПЦ и РДУМ), вузы Челябинской области и др. На сайте института постоянно обновляется база научно-методических материалов по проблематике девиаций, и каждый педагог имеет возможность использовать данные материалы для проектирования воспитательного процесса.

Еще один аспект применения педагогического наследия А. С. Макаренко — это воспитание гражданина. По мнению А. С. Макаренко, «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» [4]. В Страте-

Библиографический список

гии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [5] большое значение придается именно этой работе.

А. С. Макаренко считал и практически доказал, что платформой воспитания личности гражданина служит производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности; участие в производительном труде меняет социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями [4]. Участие в производстве и вознаграждение за работу в любой форме откладывается в сознании обучающегося как значимое, как положительный опыт реализации своих возможностей. Это служит фундаментом для формирования гражданской ответственности и эффективным средством профилактики деви-антного поведения.

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 29.o5.20l5 № 996-р]. — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.

2. Лобанов, В. А. Динамика наркоситуации в Челябинской области и мероприятия по ее стабилизации [Текст] / В. А. Лобанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2. — C. 85-88.

3. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения [Текст]. В 8 т. Т. 4. Педагогические работы 1936-1939 / А. С. Макаренко. — М. : Педагогика, 1984. — 809 с.

4. Элементы педагогической системы А. С. Макаренко в современном профессиональном образовании : результаты инновационной работы [Электронный ресурс] / науч. электрон. издание : прил. к науч.-практ. ж-лу «Инновационное развитие профессионального образования». — 2016. — № 1 (09). — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : [Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36512.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.