Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование процесса формирования социальнопедагогической компетенции у курсантов военного вуза'

Педагогическое моделирование процесса формирования социальнопедагогической компетенции у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВОЕННО-ШЕФСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / SOCIAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE / FUTURE PROFESSIONAL / MILITARY PATRONAGE / PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров В.С.

Основное внимание автор уделил уточнению понятия социально-педагогическая компетенция, содер- жанию и общей структуре социально-педагогической компетенции как одной из наиболее значимых харак- теристик профессиональной подготовленности будущего военного специалиста. В статье представлена модель формирования социально-педагогической компетенции будущих специалистов, а также рассмотрены условия, необходимые для ее эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODELING OF THE FORMATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS

The main attention is paid to clarify the concept of «social-pedagogical competence», the content and the overall structure of the social-pedagogical competence as one of the most important characteristics of professional training of a future military specialist. The article presents a model of social-pedagogical competence of future professionals and considers the conditions necessary for its effective functioning.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование процесса формирования социальнопедагогической компетенции у курсантов военного вуза»

10. FGOS VPO in the direction of preparation 110400 Agronomics (qualification (degree) «bachelor») [An electronic resource]// www.edu.ru

11. Pogonysheva D. A. Optimizing modeling of vocational training of students of agrarian higher education institution: author's abstract, doctor dis., pedagogical sciences (in the form of the scientific report) [Text]/. A.Pogonysheva. - M, 2010. - 23 pages.

12. Competence-based approach. Abstract bulletin. Russian State Humanitarian University. Management of two-level system of preparation and quality of education [Electronic resource]//www.rc.edu.ru

УДК 355.035.7 UDK 355.035.7

В.С. ПЕТРОВ V.S. PETROV

соискатель Елецкого государственного университета applicant of Yelets State University named after I.A. Bunin

им. И.А. Бунина E-mail: petrov.vadim @ mail.ru Е-mail: petrov.vadim@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

PEDAGOGICAL MODELING OF THE FORMATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS

Основное внимание автор уделил уточнению понятия "социально-педагогическая компетенция", содержанию и общей структуре социально-педагогической компетенции как одной из наиболее значимых характеристик профессиональной подготовленности будущего военного специалиста. В статье представлена модель формирования социально-педагогической компетенции будущих специалистов, а также рассмотрены условия, необходимые для ее эффективного функционирования.

Ключевые слова: социально-педагогическая компетенция, будущий специалист, военно-шефская работа, педагогическая модель.

The main attention is paid to clarify the concept of «social-pedagogical competence», the content and the overall structure of the social-pedagogical competence as one of the most important characteristics of professional training of a future military specialist. The article presents a model of social-pedagogical competence of future professionals and considers the conditions necessary for its effective functioning.

Keywords: social-pedagogical competence, future professional, military patronage, pedagogical model.

В современных вузах идет активное внедрение новых дисциплин, компьютерных программ, массовых коммуникаций, обеспечивающих подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего на высоком уровне профессиональными компетенциями. Одной из таких компетенций является социально-педагогическая компетенция (СПК).

Социально-педагогическая компетенция будущего специалиста - это интегральная характеристика, отражающая наличие системы устойчивых мотивов, духовно-нравственных ценностей, педагогических способностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность в различных видах деятельности (учебной, воспитательной, общественной).

Основной задачей формирования социально-педагогической компетенции можно считать, прежде всего, выбор и определение значимых для личности социальных ценностей и ценностных ориентаций.

Понимание сущностной характеристики и специфики социально-педагогической компетенции позволя-

© В.С. Петров © V.S. Petrov

ет рассматривать феномен социально-педагогической компетентности не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны функциональных связей и отношений, обеспечивающих целостность и динамику данного системного новообразования [2].

Структурные компоненты социально-педагогической компетенции - это содержательные элементы, обеспечивающие выполнение функций и отражающие мотивы поведения личности, содержание и соотношение ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений, навыков, видов профессиональной деятельности и опыта по их применению.

Процесс формирования социально-педагогической компетенции будущего специалиста в рамках военно-шефской работы с курсантами военных вузов предполагает выделение ценностно-мотивационного, познавательного и операционно-деятельностного компонентов (рис. 1).

В качестве структурных элементов педагогической модели выступают следующие характеристики: цель, за-

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 55. 2013

дачи, принципы, этапы, формы, методы, средства и технологии, обеспечивающие формирование компонентов социально-педагогической компетенции, совокупность критериев и показателей как результат, позволяющий определить уровень социально-педагогической компетенции курсанта военного вуза.

Определяющими характеристиками в структуре модели являются два вектора:

- вертикальный, обеспечивающий целостность процесса формирования социально-педагогической компетенции, представлен системообразующими связями субординации как процесс движения от заданной цели: формирования социально-педагогической компетенции, решения соответствующих задач до результата их реализации, т.е. сформированное™ определенного уровня социально-педагогической компетенции обучающихся в вузе;

- горизонтальный согласующий вектор, который представлен связями координации и согласования элементов модели формирования социально-педагогической компетенции.

Первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование социально-педагогической компетенции будущего специалиста, обусловливающая его готовность к успешному решению задач социального взаимодействия, в том числе и в профессиональной деятельности.

Разработанная автором статьи модель формирования социально-педагогической компетенции будущего военного специалиста, предполагает реализацию следующих принципов:

- социальной обусловленности взаимосвязи процессов социализации и профессионализации личности будущего специалиста;

- компетентностной ориентированности содержания образования по предметам профессиональной подготовки;

- субъектности обучающихся-будущих специалистов (выражающийся в осознанности и избирательности, в готовности выбирать цель, принимать ответственность за ее реализацию, в стремлении к самореализации в учебной и профессиональной деятельности);

- коллективности и индивидуальности форм педагогического взаимодействия в процессе формирования компонентов социально-педагогической компетенции.

Процесс формирования у будущих военных специалистов социально-педагогической компетенции содержит несколько этапов. Каждый их этапов имеет соответствующие задачи, содержание, предполагает определенные результаты.

Первый - мотивационный этап - направлен на формирование осознанной профессиональной мотивации будущих специалистов к проведению шефской работы, освоению социальных и профессиональных ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания. На данном этапе обучающийся выступает как субъект ценностного самоопределения в условиях моделирования профессиональной деятельности будущего специалиста.

Результатом первого этапа являются осознанная направленность на выбранную профессию; сформирован-ность мотивации к профессиональной деятельности и самореализации; позитивное отношение к значимым аспектам будущей профессиональной деятельности и межличностному общению в профессиональных группах, в социальной среде.

Второй этап формирования социально-педагогической компетенции направлен на овладение системой функциональных знаний, осознанных умений, навыков и действий, в том числе приемами взаимодействия и общения в ходе решения учебно-профессиональных задач. На этом этапе обучающийся выступает как субъект целостной профессиональной деятельности специалиста.

Результатом второго этапа является сформирован-ность познавательного компонента в рамках военно-шефской работы.

На третьем этапе решаются задачи совершенствования профессиональной деятельности будущего специалиста, готовности его к вариативному решению задач социального взаимодействия; достижение высокого уровня формирования социально-педагогической компетенции, через участие в реальных условиях военно-шефской работы в вузе.

Результаты третьего этапа свидетельствуют о готовности курсанта военного вуза к успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности, решению социально-нравственных задач, выстраиванию взаимоотношений в социуме (в учебно-служебной деятельности, воспитательной работе, военно-шефской работе).

Вместе с тем, модель формирования социально-педагогической компетенции будущих специалистов предполагает реализацию специальной программы, обе-спечивающейуспешноедостижениевысокогоуровнясфор-мированности социально-педагогической компетенции.

В процессе реализации предполагаемой модели необходимо внедрение в обучение и воспитание активных форм и методов (педагогические тренинги, дискуссии на педагогические темы, микропреподавание, создание обучающих «педагогических копилок», защита педагогических проектов и сценариев воспитательных мероприятий, конкурсы педагогического мастерства и т.п.).

При реализации педагогической модели в практике вуза необходимо помнить, что качество воспитания напрямую зависит от качества сопутствующих воспитанию процессов обучения и развития. Именно поэтому традиционно в педагогике принято рассматривать образовательные задачи в комплексе обучающих, развивающих и воспитывающих задач [1, с. 3].

Таким образом, педагогическое моделирование процесса формирования социально-педагогической компетенции курсантов военного вуза позволяет выявить и определить педагогические условия, обеспечивающие положительную динамику развития педагогических способностей, творческих умений в проведении воспитательных мероприятий, качественный уровень изучения цикла гуманитарных дисциплин и высокий уровень сфор-мированности социально-педагогической компетенции.

Рис. 1. Педагогическая модель формирования СПК будущего специалиста.

Библиографический список

1. Кузовлев В.П., Кошелева А.О., Шепетько Д.В., Алмазова И.Г. Психология педагогической деятельности: учебно-наглядное пособие. Часть 3. Педагогическое общение. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. 73 с.

2. Начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников в России // Образование граждан мира: Тезисы докладов международной конференции. М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996. 90 с.

References

1. Kouzovlev V.P., Koshelev A.O., Shepet'ko D.V., Almazova I.G. Psychology teaching activities: training aids. Part 3. Pedagogical communication. Elec: ESU them I.A. Bunin, 2012. 73 p.

2. Initial vocational training social workers and social workers in Russia / / Education citizens of the world: Proceedings of the International Conference. Moscow: Publishing House of the Institute of Youth, 1996. 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.