УДК 37.013.43+316.61
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Людмила Сергеевна РОГАЧЕВА
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Представлена модель духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности и даны подробное описание и характеристика процесса воспитания. Данная модель соединяет в себе теоретические научные исследования и обобщающий практический опыт в виде авторской программы музыкально-театральной деятельности подростков в условиях общеобразовательной школы «Волшебный мир музыки». Метод моделирования в педагогике позволяет объединить социально-культурные и педагогические факторы для создания оптимальной модели процесса воспитания подростков в современной общеобразовательной школе средствами музыкально-театральной деятельности. Педагогическое моделирование процесса духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности подразделяется на четыре взаимосвязанных блока: целевой, методологический, содержательно-деятельностный и диагностический. Целевой блок представляет собой цель и задачи духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности. Методологический блок включает в себя подходы, принципы, компоненты, факторы и функции процесса воспитания подростков. Содержательно-деятель-ностный блок определяет содержание, формы, методы и средства музыкально-театральной деятельности в процессе воспитания подростков. Диагностический блок характеризует критерии и уровни сформированности представлений о духовно-нравственных качествах подростков в результате музыкально-театральной деятельности. Результат практического применения представленной модели позволяет предположить повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности подростков в процессе музыкально-театральной деятельности.
Ключевые слова: модель; духовно-нравственное воспитание подростков; музыкально-театральная деятельность.
Изменения, происходящие в жизни российского общества, обострили ряд социально-культурных проблем, требующих теоретической и методологической разработки основ духовно-нравственного воспитания подростков. Поиск эффективных методов и средств в исследовании духовно-нравственного становления подростков опирается на общие закономерности социально-культурного воспитания, которые отражены в трудах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, М.И. Долженковой, A.C. Кар-гина, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой.
Большие аксиологические ресурсы духовно-нравственного воспитания подростков содержит социально-культурная деятельность, технологические аспекты которой обоснованы в исследованиях И.И. Алпацко-го, Г.И. Грибковой, В.З. Дуликова, И.Н. Еро-шенкова, Л.С. Жарковой, Г.Н. Новиковой, Г.В. Олениной, H.H. Ярошенко и др.
Актуальность исследуемой темы подтверждается тем, что ценностный подход к процессу воспитания подрастающего поколения является стратегической задачей государства. Это находит подтверждение в современных научных разработках. Так, Г.И. Грибкова в своих исследованиях подчеркивает, что «целью воспитания современного человека является формирование в нем стремления интегрироваться в постиндустриальное общество и обладать интенциями к духовным, ценностно-смысловым аспектам жизни, творческими способностями, необходимыми для участия в социально-преобразующей деятельности и культурном обустройстве личной и общественной жизни» [1, с. 82]. Передача культурного опыта поколений, норм и ценностей формирует ценностно-смысловые установки будущего общества. Н.Н. Ярошенко считает, что «проблема ценностного сознания и роли ценностей в жизни человека и общества, безусловно, шире - она затрагивает не только сферу досуга,
но и всю систему отношений человека и мира, системы отношений личностей, обществ, государств. Вот почему сохранение и приумножение культурных и нравственных ценностей, укрепление духовного единства российского народа имеет статус стратегических приоритетов государственной политики» [2, с. 11].
Процесс духовно-нравственного воспитания подростков представляет собой формирование ценностных установок, на базе которых будет строиться поведение и нравственное отношение к поступкам и, как результат, внутреннее, духовное убеждение следованию этим ценностным установкам. Подобные установки представляют собой глубоко индивидуальное отношение к ценностям, которое должно располагаться на твердой основе общечеловеческих ценностей. Создание такой ценностной матрицы личности подростка, состоящей из традиционных нравственных принципов, должно осуществляться на всех уровнях образовательного процесса. Как верно указывает В.П. Сергеева, «следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества» [3, с. 5]. Изменения, происходящие в современном обществе на разных уровнях - социальном, экономическом, политическом, затрагивают сегодня все слои общества. Поэтому укрепление общего уровня ценностно-смыслового содержания в обществе способна поддерживать социально-культурная деятельность. Н.Н. Ярошенко определяет ценностное содержание социально-культурной деятельности как сверхзадачу, «которая результирует значение работы, осуществляемой специалистами культуры, отраслевыми учреждениями... то, во имя чего и ради чего осуществляется социально-культурная деятельность» [2, с. 23].
Большие возможности формирования ценностных установок и духовно-нравственного воспитания подростков имеет музыкально-театральное направление дополнительного образования школы. Музыкально-театральная деятельность как часть социально-культурной деятельности позволяет подросткам усваивать нравственные традиции и ценностные установки, сохраняя связь поколений, через освоение музыкальных, литера-
турных, художественных произведений. Как верно указывает М.Л. Соснова, театр выполняет по отношению к социуму ряд функций. «В частности - функции распространения знаний о моделях и образцах поведения человека, об обществе в целом, понимание целей нравственного и духовного ориентирования людей» [4, с. 5]. Приобщение к произведениям искусства, к творческому процессу способно воспитывать в подростках внутренние нравственные убеждения, а также являться фактором духовного становления личности, ее саморазвития и самосовершенствования.
Духовно-нравственные качества личности подростков формируются более активно, чем у детей младшего школьного возраста, т. к. этот период отличает осознанный выбор решений, поступков, планов. Стремление к самоутверждению, самоопределению вызвано оценкой сверстников, что делает музыкально-театральную деятельность достаточно привлекательной для подростков. Музыкальные и театральные произведения позволяют наглядно обсуждать дуальные понятия добро - зло, верность - предательство, правда -ложь, жизнь - смерть, любовь - ненависть.
Исследование духовно-нравственного воспитания подростков как процесса формирования нравственных качеств личности позволило разработать теоретическую модель процесса воспитания.
Моделирование как метод исследования создает возможности глубже изучить процессы формирования нравственных качеств личности подростков в процессе музыкально-театральной деятельности и осуществлять соединение теории и практики. Как процесс, моделирование представляет собой создание модели духовно-нравственного воспитания в условиях музыкально-театрального коллектива, подбора инструментария, определения цели, задач, методов и средств.
В состав педагогической модели входят: целевой, методологический, содержательно-деятельностный и диагностический блоки.
Целевой блок представленной модели (рис. 1) содержит: цель и задачи воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности, где целью является духовно-нравственное воспитание подростков в условиях социокультурной среды общеобразовательной школы в процессе музыкально-театральной деятельности.
Цель: духовно-нравственное воспитание подростков в процессе музыкально-театральной деятельности в условиях социокультурной среды общеобразовательной школы
X
Задачи:
- Формирование нравственных качеств личности подростка
- Воспитание устойчивых ценностных ориентиров
- Формирование духовного потенциала личности подростков и внутренней культуры средствами музыкально-театральной деятельности
- Развитие креативно-творческих способностей подростков в процессе музыкально-театральной деятельности
Подходы:
Ценностно-
смысловой,
деятельностный,
индивидуально-
творческий
Принципы:
Базовые: гуманистический, личностно-ориентирован-ный, возрастной дифференциации
Специальные: коллективное творчество, ситуации успеха, творческой активности, интеграции музыки и театра
Компоненты:
Когнитивный,
аксиологический,
мотивационный,
креативно-
творческий,
деятельностный
Факторы:
Репертуар -музыкальный и литературный, творческий коллектив, личность педагога
Функции:
воспитательная
социализирующая,
коммуникативная,
развивающая,
рекреативная,
познавательная
- > — Музыкально-театра льная деятельность
' 1
Содержание:
Авторская программа «Волшебный мир музыки» направлена на развитие творческих способностей и формирование духовно-нравственного ориентирования подростков
Формы:
Массовые - спектакли, фестивали, праздники Групповые - актерский тренинг, сценическая речь, сценическое движение, этюды, импровизация, театральная игра Индивидуальные - вокал соло
Методы:
Учебно-познавательный, включения в деятельность, стимулирующий. Беседы
Средства:
Устные - живое слово, сценическая речь Печатные - нотная и художественная литература Виды искусств - музыка, вокал, изо, танец Технические - аудио-, видеозаписи
Социально-педагогические условия: сотворчество, содружество, самоопределение, взаимодействие с субъектами социальной среды и родителями подростков
Сформированность духовно-нравственных качеств личности подростков: честность, справедливость, трудолюбие, патриотизм, уважение к старшим, честь и достоинство, милосердие, верность, ответственность и др.
Критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности подростков
Качественный: когнитивный, аксиологический, мотивационно-деятельностный
Количественный: наличие или отсутствие определенных качеств
Уровни: низкий (репродуктивный), средний (интерпретирующий), высокий (креативный)
Предполагаемый результат: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности подростков
Рис. 1. Модель духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности
Задачи представляют собой развитие и формирование определенных качеств личности подростка:
- формирование нравственных качеств в процессе музыкально-театральной деятель-
ности, становления его духовного мира и развития внутренней потребности следования нравственным нормам;
- воспитание устойчивых ценностных ориентиров личности подростка, детермини-
рованное самой музыкально-театральной деятельностью и представляющее собой выработку системы ценностных установок;
- формирование духовного потенциала личности подростков и внутренней культуры средствами музыкально-театральной деятельности;
- развитие креативно-творческих способностей подростков в процессе творческой деятельности.
В педагогике сегодня существует ряд подходов для изучения потенциала личности подростков, поэтому в данной модели целесообразно рассматривать методологический блок, раскрывающий следующие подходы:
- ценностно-смысловой подход, являющийся основным направлением духовно-нравственного воспитания подростков. М.С. Каган формулирует понятие ценности как «регулятор человеческого поведения и высшую цель его деятельности... Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического)» [5, с. 19];
- деятельностный подход предполагает активную включенность подростков в творческую деятельность для самореализации и развития творческих способностей и познавательного интереса;
- индивидуально-творческий подход определяет приоритет личности в творческом процессе, ее развитие и самосовершенствование.
Исходными нормами педагогического воспитательного процесса являются принципы, определяющие его направленность и содержание, которые разделяются на базовые и специальные. Базовые представляют собой:
- гуманистический принцип, который опирается на ценностную основу педагогического процесса и отношения к личности подростка, использует различные приемы сотворчества и совместной работы подростка с преподавателем, объективность оценок деятельности подростка. Этот принцип подразумевает развитие личности в процессе воспитания, в процессе деятельности;
- личностно-ориентированный принцип представляет собой сохранение и использование индивидуальных особенностей подростков, а также постановку цели, выстраивание ее достижения на каждом этапе работы;
- принцип возрастной дифференциации учитывает то, что подростковый возраст отличает достаточно активное стремление к самовыражению, самоутверждению, отношение к себе «как к взрослому». Все это должно использоваться в деятельности для максимально полного освоения предложенного материала с учетом возможностей данной возрастной группы.
К специальным принципам относятся:
- коллективное творчество, в котором коллектив используется как одно из средств воспитания личности, являющийся мощным фактором для самоопределения, самопознания и самореализации подростка. Опыт, приобретаемый в творческом коллективе, является составной частью общей социализации подростка;
- принцип ситуации успеха - это создание условий в процессе творческой деятельности для полной реализации способностей каждого члена коллектива, участие его в различных видах деятельности. Получение признания коллектива и зрителей как результат своей творческой деятельности;
- принцип творческой активности способствует при помощи педагогических и психологических методов воспитательного воздействия повышению мотивации подростков к продуктивной творческой работе, осознанному поведению, взаимодействию в коллективе;
- принцип интеграции музыки и театра - это принцип объединения компонентов музыкального и театрального искусства, он придает яркую эмоциональную окраску духовно-нравственному воспитанию подростков.
Художественные языки, как указывает М.С. Каган, «складываются на базе всех семиотических средств культуры - словесных, жестомимических, звукоинтонационных, пластических» [5, ^ 130]. Сочетание особенностей этих языков: театрального (слово и действие) с музыкальным (мысли, чувства и эмоции) - способно оказывать значительное воспитательное воздействие на личность подростка в процессе познания окружающего мира в его художественном воплощении.
Компонентами воспитательного процесса являются: когнитивный, аксиологический, мотивационный, креативно-творческий и деятельностный. Когнитивный компонент определяет развитие познавательных спо-
собностей подростков, индивидуальную обработку и использование приобретенной в творческой деятельности информации. Аксиологический компонент предполагает приобщение подростков в процессе музыкально-театральной деятельности к культурным традициям и общечеловеческим ценностям, интеллектуальным образцам музыкально-художественных произведений. Формирование мотивационного компонента личности подростка способствует путем осознания и рефлексии музыкально-театральной деятельности, переносу накопленных знаний в личное жизненное пространство. Приобретается т. н. социальная компетентность в процессе музыкально-театральной деятельности, способная мотивировать поступки подростка в разных видах общения. Креативно-творческий компонент создает в коллективе атмосферу дружелюбия и творческой инициативы для проявления разнообразных креативных идей и их воплощения в музыкально-театральной деятельности. В.П. Сергеева отмечает, что «развитие креативности происходит по механизму актуализации, т. е. проявления неосознанных способностей и дарований. Педагогическая сторона этого механизма заключается в том, чтобы стимулировать проявление креативности либо показывать направление...» [6, с. 7]. Деятельностный компонент способствует ощущению подростком своей интегрированности в социокультурную среду общеобразовательного учреждения путем театральной деятельности, а также удовлетворению потребности в самовыражении и реализации творческих способностей, потребности в активности и саморазвитии. Этот компонент является фактором, который объединяет все составляющие процесса театральной и музыкальной деятельности, направленной на воспитание и духовно-нравственное становление подростков.
Факторами, влияющими на духовно-нравственное воспитание подростков в процессе музыкально-театральной деятельности, являются:
- репертуар, в котором необходим отбор материала (возможная его корректировка) с учетом формирования духовно-нравственных ориентиров подростков. На этапе освоения и изучения материала предоставление подросткам нравственно-оценочных заданий поступков персонажей способствует лучше-
му осознанию театральной роли. В дальнейшем накопление усвоенного материала формирует в процессе воспитания личностную жизненную позицию. Соответствие содержания деятельности потребностям воспитания направлено на предупреждение негативных проявлений поведения подростков путем прогнозирования всего воспитательного процесса в творческой деятельности, учетом подбора репертуара и предвидения результатов;
- фактор личности педагога. Требовательность педагога к себе, личный пример оказывают большое влияние на воспитание подростков. Педагогическая требовательность к подросткам, выраженная в разумной, справедливой форме, доверие и личный контакт с педагогом способны изменять критерии самооценки;
- комфортной творческой атмосфере, формированию командного духа, наличию единой цели, созданию условий для проявления различных качеств личности подростка способствует такой компонент, как творческий коллектив. Деятельность подростка в коллективе имеет огромное воспитательное значение для социализации личности, приобретаются навыки общения и поведения.
Кроме того, музыкально-театральная деятельность в духовно-нравственном воспитании подростков выполняет ряд функций. Основной выступает воспитательная функция, которая определяет нравственное становление личности подростка, укрепление мотивированного следования нравственным нормам. В.Н. Блохин утверждает, что «Важными педагогическими задачами формирования нравственной личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности» [7, с. 324]. Социализирующая функция способствует становлению социально адаптированной личности, стремлению к самоактуализации. В.Н. Добреньков и А.И. Кравченко объясняют самоактуализацию как «процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, чтобы стать полноценной личностью» [8, а 55]. Коммуникативная функция формирует взаимоотношения в творческом коллективе, способствует консолидации, укреплению творческого взаимодействия. К тому же, как ука-
зывает Н.Н. Стеблецова, «...необходимо воспитывать у молодежи стремление к пониманию друг друга» [9, с. 81].
В процессе овладения технологиями музыкальной театрализации происходит приобретение навыков театральной игры, выразительного чтения, пения, а также общего развития личности подростка. Кроме того, развивая музыкальные способности, как утверждает С.Ш. Умеркаева, «необходимо владеть своим инструментом (голосом), верно понимать стилистические особенности музыкального текста, соотносить с ними темп, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию - всю совокупность выразительных средств» [10, с. 105]. Приобретению этих навыков способствует развивающая функция. Рекреативная позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой, что создает возможность отдохнуть и восстановить душевные силы. Познавательная предполагает освоение технологий музыкально-театральной деятельности: вокальных - классические, эстрадные, народные, хоровые и др.; танцевальных - танец, пантомима, пластика; театральных - актерский тренинг, сценическое движение, сценическая речь, этюды, импровизация, театральная игра.
Содержательно-деятельностный блок данной модели представляет собой музыкально-театральную деятельность, ее содержание, средства, формы, методы и средства, развитие творческих способностей, формирование внутренней культуры и духовно-нравственное воспитание. Для уточнения понятия духовно-нравственное воспитание мы воспользовались разъяснением, представленным В.П. Сергеевой. «Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания,
доброй воли)» [3, с. 7-8]. Духовно-нравственное воспитание в театральном коллективе - это долгий процесс воздействия на внутренний мир подростков с помощью различных видов искусств и их технологий. Содержание музыкально-театральных технологий регулируется образовательными программами по каждой дисциплине и поурочным планированием. В таких программах отражаются цель, задачи, содержание, сроки реализации, предполагаемые результаты освоения образовательной программы к концу учебного года. Представленное в модели содержание реализуется в педагогической авторской программе «Волшебный мир музыки».
Музыкально-театральная деятельность применяется в разных формах: массовые -спектакли, праздники, фестивали и другие общешкольные мероприятия; групповые -занятия, показы, прослушивания, отборочные выступления малыми и большими группами; индивидуальные - занятия и сольные выступления. Методами как способами воздействия на творческий коллектив могут являться включения в деятельность, что позволяет снять психологические зажимы, способствует в процессе игры раскрытию способностей и развитию задатков. Кроме того, развивает у каждого члена коллектива мотивированное отношение к творческой работе разного вида на всех этапах музыкально-театральной деятельности. Учебно-познавательный метод открывает для подростка возможности приобретения творческих навыков, знаний, умений в выбранном направлении. Осуществляется работа с литературными источниками и последующее обсуждение, освоение специальных упражнений, иллюстрация (использование произведений искусств, театральный показ), получение практических заданий. Метод, стимулирующий творческую активность, предполагает моральное поощрение, участие в выступлениях, награды, грамоты. Кроме того, процесс воспитания подростков в музыкально-театральной деятельности не может обходиться без методов общения, диалога, беседы.
Средства музыкально-театральных технологий как инструменты эмоционального воздействия весьма разнообразны и представляют собой: устные - живое слово, сценическая речь, вокал; печатные - художественная, нотная литература, реквизит, афиши,
плакаты, иллюстрации; технические - аудиозаписи, видеозаписи. А также средствами являются виды искусств, используемые в творческой деятельности. Это музыкальное, театральное, вокальное, танцевальное и изобразительное искусство как инструмент для самостоятельного и коллективного творчества.
Диагностический блок представленной модели определяет сформированность духовно-нравственных качеств подростков: трудолюбие, честность, справедливость, уважение к старшим, честь и достоинство, милосердие, верность, ответственность и другие в результате музыкально-театральной деятельности. В данном блоке определяются критерии оценки сформированности духовно-нравственных качеств, которые, в свою очередь, подразделяются на качественный и количественный уровни. Качественный уровень сформированности подразделяется на:
- когнитивный - приобретение теоретических знаний в области театрально-музыкальной деятельности, умение интегрировано применять полученные знания в области гуманитарных наук и музыкально-театрального искусства, межпредметной интеграции;
- аксиологический, ценностно-смысловой, т. е. приобщение к базовым компонентам культуры личности, духовно-нравственным ценностям;
- мотивационно-деятельностный, представляет собой осознание подростком своего поведения, отношения к совершаемым поступкам, потребность следования сообразно духовно-нравственным образцам, осознание их значения, противостояние разрушительным и деструктивным идеям, включенность подростков в творческую деятельность музыкально-театрального коллектива и интег-рированость в социокультурное пространство школы. Можно согласиться с мнением О.И. Григорьевой и Е.В. Чикатуевой, что «Музыкальный спектакль, содержащий в себе различные направления деятельности, позволяет осуществлять комплексное развитие обучающихся: личностное, познавательное, коммуникативное, социальное, что, в свою очередь, способствует росту интеллектуальной деятельности ребенка» [11, ^ 189].
Количественный уровень сформирован-ности духовно-нравственных качеств личности подростка определяется наличием или
отсутствием определенных качеств. Количественные уровни духовно-нравственной сформированности выражены в следующих показателях:
- низкий (репродуктивный) предполагает недостаточность или отсутствие знаний об основных духовно-нравственных паттернах личности (паттерн рассматривается нами как образец поведения и мышления, определяющийся набором нравственных поведенческих реакций. Например, в паттерном милосердии является осознание необходимости оказания любой посильной помощи; честности - осознание невозможности использования лжи и обмана); склонность к деструктивному, девиантному поведению, низкий уровень общей культуры и воспитанности (определяется отсутствием элементарных нравственных норм поведения, например, неуважение к старшему поколению ( преподавателям, родителям), грубое некорректное поведение, речь, использование нецензурной брани);
- средний (интерпретирующий): недостаточно ярко выраженный мотив познавательной и мотивационной культуры, разрозненность и бессистемность в понятиях общечеловеческих ценностей, наличие мотиваций для воплощения духовно-нравственных норм в процессе жизнедеятельности, недостаточно активная творческая деятельность;
- высокий (креативный): познавательный мотив выражен достаточно ярко, знание базовых элементов духовно-нравственных компонентов общечеловеческих ценностей представляет устойчивую систему, активная творческая деятельность как фактор самореализации личности, четко прослеживается мотивированность поступков и их оценка, ценностные предпочтения.
Реализация представленной педагогической модели возможна при соблюдении социально-педагогических условий: сотворчества, содружества, взаимодействия с субъектами социальной среды, взаимодействия с родителями. В результате применения представленной педагогической модели предполагается устойчивый рост уровня сформиро-ванности духовно-нравственных качеств личности подростков, что доказывает правильность выбранной гипотезы исследования. Для оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания подростков необ-
ходимо вводить в воспитательный процесс средства, формы и методы музыкально-театрального обучения. Так как спектакль, по определению Е.И. Григорьевой, «видится не как раз и навсегда данное произведение, а как процесс искусственного моделирования действительности», а значит и возможности воспитания посредством осмысления подростками отражаемой в спектакле реальной жизни становятся шире и разнообразней, а также приобретают особую актуальность в современной системе образования [12, с. 457].
Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений представляет собой многомерную структуру, являясь базисом воспитательного процесса в целом. На современном этапе развития российского общества оно стало занимать приоритетную позицию в образовании, подтверждая российскую ментальность в стремлении сохранения нравственных традиций. Процессы глобализации, экономических и политических перемен оказывают на развитие личности порой негативное влияние. В результате происходит моральная и нравственная деформация личности и подмена ценностных ориентиров, на первый план выходят успешность и материальное благополучие любой ценой, а на второй план отходят истинные ценности: честность, порядочность, милосердие и др. Социально-культурная, досуго-вая деятельность в системе образования обладает большими возможностями для сохранения, поддержания и передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных традиций. Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранение этих традиций воспитания создаст условия формирования нравственно здоровых поколений, которые определят состав общества в будущем.
1. Грибкова Г.И. Основы проектной деятельности в социально-культурной сфере: монография. М., 2014.
2. Ярошенко Н.Н. Сущность и специфика аксиологического анализа социально-культурной деятельности // Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России: коллективная монография / под науч. ред. Н.Н. Ярошенко. М., 2012.
3. Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности. М., 2011.
4. Соснова М.Л. Искусство актера. М., 2008.
5. КаганМ.С. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2007.
6. Сергеева В.П., Белов А.А. Развитие креативной среды в воспитательном пространстве образовательного учреждения. М., 2013.
7. Блохин В.Н. Проблемы социализации учащихся в современных условиях // Диверсификация механизмов развития креативной среды общеобразовательной организации в целях инновационного развития системы школьной социализации обучающихся: материалы Московской городской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Л.И. Клочко-вой, А.А. Белова. М., 2014.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. М., 2005. Т. 7. Человек. Индивид. Личность.
9. Стеблецова Н.Н. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе межкультурного многообразия // Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей / науч. ред. Н.А. Паршиков. Орел, 2013.
10. Умеркаева С.Ш. Технология художественно -исполнительского анализа музыкального произведения как способ формирования стилевых представлений студентов в условиях вокально-хоровой деятельности // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Москва; Луганск, 2013. Т. 4. Философия. Право. Педагогика и методика.
11. Григорьева О.И., Чикатуева Е.В. Детский мюзикл как социально-инновационная технология качества образования в современной начальной школе // Диверсификация механизмов развития креативной среды общеобразовательной организации в целях инновационного развития системы школьной социализации обучающихся: материалы Московской городской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Л.И. Клочковой, А.А. Белова. М., 2014.
12. Григорьева Е.И. Истоки «механического» подхода к разъяснению феномена сценического действа // Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2014.
1. Gribkova G.I. Osnovy proektnoj dejatel'nosti v social'no-kul'turnoj sfere: monografija. M., 2014.
2. Jaroshenko N.N. Sushhnost' i specifika aksiologicheskogo analiza social'no-kul'tur-noj dejatel'nosti // Cennostno-smyslovoe soderzhanie social'no-kul'turnoj dejatel'nosti v uslovijah sovremennoj Rossii: kollektivnaja monografija / pod nauch. red. N.N. Jaroshenko. M., 2012.
3. Sergeeva V.P. Duhovno-nravstvennoe vospitanie - osnova formirovanija lichnosti. M., 2011.
4. Sosnova M.L. Iskusstvo aktera. M., 2008.
5. Kagan M.S. Kul'turologija / pod red. Ju.N. Solonina, M.S. Kagana. M., 2007.
6. Sergeeva V.P., Belov A.A. Razvitie kreativnoj sredy v vospitatel'nom prostranstve obrazovatel'nogo uchrezhdenija. M., 2013.
7. Blohin V.N. Problemy socializacii uchashhihsja v sovremennyh uslovijah // Diversifikacija mehanizmov razvitija kreativnoj sredy obshheobrazovatel'noj organizacii v celjah innovacionnogo razvitija sistemy shkol'noj socializacii obuchajushhihsja: materialy Moskovskoj gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod obshh. red. L.I. Klochkovoj, A.A. Belova. M., 2014.
8. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Fundamental'naja sociologija: v 15 t. M., 2005. T. 7. Chelovek. Individ. Lichnost'.
9. Steblecova N.N. Formirovanie cennostnyh orientacij molodezhi v processe mezhkul'turnogo mnogoobrazija // Formirovanie cennostnyh orientacij molodezhi v processe vzaimodejstvija
social'no-kul'turnyh institutov obshhestva: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i soiskatelej / nauch. red. N.A. Parshikov. Orel, 2013.
10. Umerkaeva S.Sh. Tehnologija hudozhestvenno-ispolnitel'skogo analiza muzykal'nogo proizvedenija kak sposob formirovanija stilevyh predstavlenij studentov v uslovijah vokal'no-horovoj dejatel'nosti // Nauchnye trudy Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii uchenyh RGAU-MSHA im. K.A. Timirjazeva. Moskva; Lugansk, 2013. T. 4. Filosofija. Pravo. Pedagogika i metodika.
11. Grigor'eva O.I., Chikatueva E.V. Detskij mjuzikl kak social'no-innovacionnaja tehnologija kachestva obrazovanija v sovremennoj nachal'noj shkole // Diversifikacija mehanizmov razvitija kreativnoj sredy obshheobrazovatel'noj organizacii v celjah innovacionnogo razvitija sistemy shkol'noj socializacii obuchajushhihsja: materialy Moskovskoj gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod obshh. red. L.I. Klochkovoj, A.A. Belova. M., 2014.
12. Grigor'eva E.I. Istoki «mehanicheskogo» podhoda k raz''jasneniju fenomena scenicheskogo dejstva // Sovremennye tehnologii social'no-kul'turnoj dejatel'nosti / pod nauch. red. E.I. Grigor'evoj. Tambov, 2014.
Поступила в редакцию 17.02.2015 г.
UDC 37.013.43+316.61
PEDAGOGIC MODELING OF PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS BY MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES
Lyudmila Sergeevna ROGACHEVA, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russian Federation, Postgraduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
A model of spiritual and moral education of adolescents by musical and theatrical activities is presented and a detailed description and characterization of the education process is provided. This model combines theoretical research and a synthesis of practical experience in the form of the author's program of musical and theatrical activities of adolescents in secondary schools "Magic World of Music". Simulation method in pedagogy allows to combine socio-cultural and pedagogical factors, to create an optimal model of the process of education of adolescents in modern secondary school by musical and theatrical activities. Pedagogic modeling of the process of spiritual and moral upbringing of teenagers by musical and theatrical activity is subdivided into four interconnected blocks: objective, methodological, content-activity and diagnostic units. The objective block is the purpose and objectives of spiritually-moral education of adolescents by musical and theatrical activities. Methodological unit includes approaches, principles, components, factors and features of the process of parenting teenagers. Content-activity unit determines the contents, forms, methods and means of musical and theatrical activities in the education of adolescents. Diagnostic unit describes the criteria and levels of development of ideas about the spiritual and moral qualities of the young due to musical and theatrical activities. The result of the practical application of the presented model suggests an increase in the level of development of spiritual and moral personality traits of adolescents in the process of musical and theatrical activities.
Key words: model; spiritual and moral education of adolescents; musical and theatrical activities.