Научная статья на тему 'Педагогическое искусствоведение в парадигме современного научного знания'

Педагогическое искусствоведение в парадигме современного научного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕНОМЕН "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ" / "PEDAGOGICAL ART STUDIES" PHENOMENON / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / INTERACTIVE TOOLS / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / ETHNIC AND ARTISTIC COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Л.Р.

Рассматривается педагогическое искусствоведение как инновационная междисциплинарная область гуманитарного образования, интерактивный инструментарий творческого педагогического процесса. Анализируется его связь с другими областями гуманитарного знания, определяется предмет и методология исследования. Предлагается программа спецкурса; определяется структура искусствоведческо-педагогической культуры будущих бакалавров изобразительного искусства на основе полихудожественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ART STUDIES IN THE PARADIGM OF MODERN SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The article analyzes pedagogical study of art as an innovational interdisciplinary area of humanities, interactive tools of the creative pedagogic process. It analyzes its correlation with other areas of humanities, as well as determines the subject and research methodology. It offers a program of a special course, defines the structure of art studies pedagogical culture of future Bachelors of Arts on the basis of poly-artistry.

Текст научной работы на тему «Педагогическое искусствоведение в парадигме современного научного знания»

#

- готовность работать с компьютером как средством управления информацией и процессом обучения математике;

- способность к подготовке и редактированию текстов математического и методического содержания.

Выделение структуры и содержания методических компетенций в совокупности с целенаправленным их формированием на каждом из этапов (школа, вуз, после вуза) позволяет большей части учителей математики достигать высокого уровня методической компетентности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального обра-

зования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Система Консультант Плюс: Версия Проф., 09.03.2010.

2. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.

3. Гаврилова М. А. Формирование профессиональной компетентности учителей математики: Мо-ногр. - Пенза: ПГПУ, 2008.

4. Гаврилова М. А. Подготовка будущих учителей математики к использованию современных технологий обучения: Учеб.-метод. пособие. - Пенза, 2007.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

PEDAGOGICAL ART STUDIES IN THE PARADIGM OF MODERN SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Л. Р. Золотарева

Рассматривается педагогическое искусствоведение как инновационная междисциплинарная область гуманитарного образования, интерактивный инструментарий творческого педагогического процесса. Анализируется его связь с другими областями гуманитарного знания, определяется предмет и методология исследования. Предлагается программа спецкурса; определяется структура искусствоведческо-педагогической культуры будущих бакалавров изобразительного искусства на основе полихудожественности.

L. R. Zolotareva

The article analyzes pedagogical study of art as an innovational interdisciplinary area of humanities, interactive tools of the creative pedagogic process. It analyzes its correlation with other areas of humanities, as well as determines the subject and research methodology. It offers a program of a special course, defines the structure of art studies pedagogical culture of future Bachelors of Arts on the basis of poly-artistry.

Ключевые слова: феномен «педагогическое искусствоведение», междисциплинарный подход, интерактивный инструментарий, этнохудожествен-ный компонент.

Keywords: «pedagogical art studies» phenomenon, interdisciplinary approach, interactive tools, ethnic and artistic component.

Проблема настоящего исследования определяется основными тенденциями современного художественного, художественно-педагогического образования, научно-практической подготовкой будущих бакалавров изобразительного искусства к преподаванию панорамного предмета «Мировая художественная культура», «Художественная культура Казахстана» в условиях перехода общеобразовательной школы на 12-летнюю модель обучения в Республике Казахстан, а также в профильных специальных учебных заведениях.

Несмотря на то, что существует достаточное количество изданий по теории художественного образования,

эстетического воспитания, педагогики искусства, появилась настоятельная потребность в новом осмыслении вопросов, касающихся междисциплинарных областей гуманитарного знания, в том числе феномена «педагогическое искусствоведение». Назрела необходимость выделения педагогического искусствоведения в самостоятельную область, так как и педагогика, и искусствоведение все более выходят на интегративный, междисциплинарный уровень гуманитарного знания, роль которого так значительна в современной науке.

В области понятийно-теоретического аппарата практически не существует научной литературы. Для нашего

Ф

изыскания оказалась авторитетной точка зрения Б. М. Бим-Бада, исследователя в области педагогической антропологии, который в своей работе «Источники и методы педагогической антропологии» констатирует, что «в обозримой перспективе педагогической антропологии понадобится "выращивание" стыковых с другими науками дисциплин, новых областей знания. Для достижения целостности изучения объекта педагогики понадобится интегрированная система пограничных дисциплин. В искомую систему междисциплинарных педагогико-антро-пологических дисциплин могут войти еще не существующие области знания. Например, педагогическое искусствоведение, педагогическая юриспруденция, педагогическая медицина и т.п.» [1]. Исходя из тезиса Б. М. Бим-Бада, мы вводим понятие «педагогическое искусствоведение» в теорию и практику художественно-педагогического и искусствоведческого образования.

Построение любой педагогической системы должно опираться на известные в науке методологические подходы: интегративный, ценностно-смысловой, феноменологический, деятельностно-творческий, компетентност-ный, культурологический, системно-синергетический и др. С нашей точки зрения, системно-синергетический подход является наиболее продуктивным методологическим подходом для конструирования понятия «педагогическое искусствоведение» в контексте художественно-педагогического образования - подготовки бакалавров изобразительного искусства. Вопросы об основе синерге-тической программы, ее методологических принципах построения и применения освещаются в трудах известных философов В. Г. Буданова, М. С. Кагана, В. С. Лутая, В. С. Степина и других.

Так как педагогическое искусствоведение в системе художественного образования будущих бакалавров изобразительного искусства мы рассматриваем как междисциплинарный проект, его исследование через призму синергетики является правомерным.

Междисциплинарными «участницами» проекта являются смежные области гуманитарного знания. Искусствознание, искусствоведение - обширная сфера гуманитарного знания. В настоящее время в науке существуют различные грани искусствознания: теоретическое, историческое, социальное, прикладное, педагогическое искусствоведение.

Поскольку предметом нашего исследования является «педагогическое искусствоведение», надлежит обосновать появление этого феномена в парадигме современного научного знания.

Педагогическое искусствоведение - междисциплинарная область знания, формирующаяся на стыке различных научных гуманитарных дисциплин: антропологии, философии искусства, теории и истории искусства, семиотики искусства, культурологии, эстетики, искусствознания, теории художественного творчества, педагогики, психологии и других.

Следует определить место педагогического искусствоведения в структуре междисциплинарного знания.

Мотивируем гуманистическую взаимосвязь педагогического искусствоведения с педагогической антропологией. Б. М. Бим-Бад пишет: «Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история педагогики, искусств, философии и наук, психология выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии. Педагогическая антропология, опираясь на законы развития личности и сообществ, устанавливаемые различными науками, в свою очередь создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания. Педагогическая антропология сама выступает как один из источников целостного человековедения» [1].

Проанализируем соотношение педагогического искусствоведения с другими гуманитарными областями знания.

Педагогическое искусствоведение тесно сопряжено с педагогикой искусства, которая понимается как теоретическая составляющая современной педагогики; художественная дидактика, теория художественного образования, предметом которой является развитие художественно-творческих сил и способностей учащегося (А. А. Мелик-Пашаев, Н. Н. Фомина и др.). Органически взаимосвязанное с искусствоведческим образованием, педагогическое искусствоведение базируется на искусствознании - теории и истории искусства, которое преподается как «художественная картина мира» с доминантой взаимосвязи и синтеза искусств. На стыке двух областей знания - культурологии и искусствоведения - рассматривается мировая художественная культура, которую современные исследователи определяют как искусствоведческую дисциплину, а также художественная культура Казахстана. Описание и анализ произведения искусства - искусствоведческая дисциплина, изучающая методологические типы анализа произведения искусства как художественного текста культуры. Искусствознание и педагогическое искусствоведение опираются друг на друга, а также на эстетику и культурологию. Эстетика является методологией искусствознания в целом и педагогического искусствоведения в частности. Составной частью предмета эстетики являются теория эстетического воспитания, в нашем исследовании - эстетической педагогики. Эстетическое воспитание формирует креативность - пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности. Ядро и генеральное средство эстетического воспитания - искусство. Педагогическое искусствоведение соотносится с культурологией (культурной антропологией) как отдельное и общее. Культурология создает общетеоретическую базу для названных областей знания, в том числе педагогического искусствоведения. Теория художественного творчества, включающая психологию художественного творчества, психологию искусства, дает

самостоятельный ценный материал для педагогического искусствоведения: помогает осознать сущность художественного творчества, уровни творческих предрасположений, факторы и условия формирования таланта, психологические механизмы художественного творчества, специфику творческого процесса, художественного восприятия, педагогические аспекты художественного творчества. Связь между педагогическим искусствоведением и теорией художественного творчества очевидна.

Далее следует определить предмет исследования. В настоящее время проблематично ответить на вопрос, каков предмет педагогического искусствоведения. Говоря о предмете одной из философских наук, Г.-В. Ф. Гегель в «Науке логики» справедливо писал: логика «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней...» [2, с. 8]. Такое явление наблюдается на сегодняшний момент и в педагогическом искусствоведении: полное очертание этой области научного знания может дать только ее подробное изложение.

Определение наукой своего предмета - это определение ее внутренних проблем и задач. Предмет исследования педагогического искусствоведения - теория и технология художественно-эстетического и искусствоведческого образования обучающихся на основе принципов искусствоведческой дидактики. Специфический предмет педагогического искусствоведения - это процесс формирования творческого специалиста.

Сущностью педагогического искусствоведения является полихудожественность. Именно полихудожественное образование обеспечивает такую форму приобщения обучающихся к искусству, которая позволяет им понять истоки различных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки в области каждого искусства, в отличие от монохудожественного подхода к преподаванию, когда занятия строятся на основе профессиональной системы одного какого-либо вида художественной деятельности.

Итак, педагогическое искусствоведение - в широком понимании - формулируется как теоретическая образующая современного педагогического и гуманитарного знания; искусствоведческая дидактика; теория художественно-искусствоведческого образования, предметом которой является художественно-творческое развитие будущего специалиста - бакалавра изобразительного искусства - на основе принципов полихудожественности.

В методологическом арсенале искусствоведческо-педагогической науки мы применяем общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении. Интерпретация данных и выводов смежных гуманитарных наук, прежде всего искусствознания, - главный метод педагогического искусствоведения. Теоретические методы получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными. Важно подчеркнуть мысль о методологическом значении идеи целостности и многоуровневости методов исследования.

В более конкретном осмыслении педагогическое искусствоведение определяется как теория и технология преподавания искусствоведческих дисциплин в вузе и школе: истории и теории искусства, истории изобразительного искусства, мировой художественной культуры, художественной культуры Казахстана. То есть педагогическое искусствоведение рассматривается как искусство педагогики - педагогической технологии, интерактивный инструментарий творческого педагогического процесса.

Проектирование и включение в учебный план КарГУ им. Е. А. Букетова профессионально-художественного факультета по специальности 5В 01.07.00 - «Изобразительное искусство и черчение» специального курса «Педагогическое искусствоведение» представляется своевременным и перспективным.

Научно-теоретическое обоснование специального курса «Педагогическое искусствоведение» дано в авторских публикациях [3]. По материалам спецкурса созданы учебно-методический комплекс, электронный учебник «Основы педагогического искусствоведения» [4; 5].

В программу спецкурса включены следующие темы: педагогическое искусствоведение - междисциплинарная область гуманитарного знания; искусствознание, искусствоведение: история, теория, практика; формирование искусствоведения в Казахстане; идеи эстетического воспитания, или эстетической педагогики, и их влияние на развитие художественно-педагогической мысли; современные концепции эстетического воспитания; эстетический аспект педагогической деятельности; предпосылки педагогики искусства в истории художественного образования; искусствоведческое образование как специальная отрасль научно-художественного знания; российская школа педагогического искусствоведения и педагогики искусства XX века; опыт дальнего зарубежья в области педагогического искусствоведения и педагогики искусства; художественное образование в Казахстане; педагогическое искусствоведение и педагогика искусства в Казахстане; полихудожественность как сущность педагогического искусствоведения; взаимосвязь и синтез искусств как искусствоведческо-педагогическая проблема; художественное восприятие как фактор педагогического искусствоведения; развитие художественного восприятия и творчества на занятиях эстетико-искус-ствоведческого цикла; педагогическое искусствоведение - современная образовательная технология; научно-исследовательская и творческая деятельность по педагогическому искусствоведению и педагогике искусства; искусствоведческая и педагогическая культура бакалавра изобразительного искусства.

Конструирование содержания специальной дисциплины «Педагогическое искусствоведение» осуществляется с учетом этнохудожественного компонента.

Разработанная теория и технология педагогического искусствоведения направлена на полихудожественное развитие обучающихся, формирование искусствоведче-

ско-педагогической культуры будущих бакалавров изобразительного искусства, структуру которой образуют две группы компонентов: искусствоведческая подготовленность - познавательно-мировоззренческий и эмоционально-ценностный аспекты (искусствоведческие знания, восприятие взаимодействующих искусств, опыт творческой деятельности в сфере взаимосвязи искусств); педагогическая подготовленность - творческо-педагоги-ческий аспект (педагогическое творчество на основе взаимосвязи и синтеза искусств).

Сферы приложения самостоятельной творческой деятельности будущих бакалавров изобразительного искусства - студенческое научное общество, республиканские конкурсы научных работ, профессиональная педагогическая практика, написание курсовых сочинений и дипломных исследований, научно-исследовательские проекты по педагогическому искусствоведению (Современное состояние преподавания курсов «Художественная культура Казахстана», «Мировая художественная культура» в школе; Урок-образ как жанр педагогического искусствоведения; «Уроки восприятия»: взаимодействие искусств в художественном восприятии и др.), дискуссии (иллюстрацией может быть анализ статьи А. Блока «Краски и слова»), творческие задания (анализ картин-«метафор», «ассоциаций»); литературно-художественные эссе («Художник и творчество», «Любовь и творчество»); исследование детского творчества (в пространстве школы и музея искусств).

Основным показателем эффективности работы студента на педагогической практике стало то, насколько он сумел подчинить свою деятельность магистральной задаче - использованию взаимосвязи и синтеза искусств. Конкретными примерами может послужить художественно-педагогическая драматургия показательных занятий, сценарии полихудожественных уроков по этнокультурным темам: «Архетип в современном изобразительном искусстве Казахстана» - «Небесный хан-Тенгри» (урок-миф); «Песнь о Коркыте» (урок-легенда); «Аруах -культ предков-казахов» (урок-восприятие); «Тулпар -верный конь - душа батыра» (урок-повествование из глубины веков); «Этномифология на занятиях художественной культуры Казахстана» - «Байтерек - универсальная модель мира» (урок-исследование); «Символика мифа» - «Символика розы» (полихудожественная композиция); «Аллегории» дворцового зодчества» (урок - художественная композиция с привлечением фрагментов поэмы А. Навои «Фархад и Ширин»); «Графика Казахста-

на» (на примере иллюстраций к произведениям классической литературы) - «Я - художник-иллюстратор»; «Е. Сидоркин - М. Ауэзов: народная эпопея»; «А. Бега-лин - Ч. Айтматов: литературно-художественное единство», а также по темам «Биография художника как эстетическая и психологическая проблема» - «Взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника», «Биография художника как фактор формирования творческих предрасположений» и др.

Был предложен опросный лист по внедрению специального курса «Педагогическое искусствоведение». Следует взять на вооружение предложения, которые внесли студенты: читать на профессионально-художественном факультете спецкурсы - компоненты по выбору «Эстетическое воспитание», «История художественного образования», «Педагогическое искусствоведение» (высказались 100%).

В современных условиях реформирования образования, когда ставится всеобщая задача развития личности через гуманитарное образование, является очевидным, что с точки зрения художественно-педагогического образования введение категории «педагогическое искусствоведение» представляется современным инструментарием подготовки специалиста нового типа - человека полихудожественной культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим-Бад Б. М. Источники и методы педагогической антропологии. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid=21

2. Цит. по: Борев Ю. Б. Эстетика. - 4-е изд, доп. -М.: Политиздат, 1988. - 496 с., илл.

3. Золотарева Л. Р. Проектирование спецкурса «Педагогическое искусствоведение» // Вестник КарГУ им. Е. А. Букетова. Сер.: Педагогика. -

2009. - № 3 (55). - С. 5-13.

4. Золотарева Л. Р. Педагогическое искусствоведение: УМК для специальности 5В 01.07.00

- «Изобразительное искусство и черчение». -Караганда: КарГУ им. Е. А. Букетова, 2009.

- 80 с.

5. Основы педагогического искусствоведения: Электрон. учеб. издание. - Караганда: КарГУ,

2010. - 3,7 МБ. Свид. о гос. рег. № 1433 от 10.09.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.