Научная статья на тему 'Педагогический университет на Дальнем Востоке'

Педагогический университет на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / TEACHER TRAINING / UPBRINGING ACTIVITIES / RESEARCH ACTIVITY / INTERNATIONAL ACTIVITY / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Татьяна Дмитриевна

Статья посвящена развитию университета во всех сферах его деятельности на современном этапе. Особое внимание уделяется основной миссии вуза -подготовке педагогических кадров для Амурского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE FAR EAST REGION

The article addresses the development of Blagoveshchensk State Pedagogical University in all areas of its activity at the present stage. Particular attention is paid to the core mission of the University the preparation of teachers for the Amur region.

Текст научной работы на тему «Педагогический университет на Дальнем Востоке»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

КАРГИНА Татьяна Дмитриевна - канд. филол. наук, доцент, проректор по научной работе, Благовещенский государственный педагогический университет. E-mail: rektorat@bgpu.ru

Аннотация.. Статья посвящена развитию университета во всех сферах его деятельности на современном этапе. Особое внимание уделяется основной миссии вуза -подготовке педагогических кадров для Амурского региона.

Ключевые слова: педагогическая подготовка, учебная, воспитательная, научно-исследовательская, международная деятельность, технологические инновации

Для цитирования: Каргина Т.Д. Юбилей педагогического университета на Дальнем Востоке // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 121-125.

85 лет... Это много и вместе с тем мало для одного из старейших вузов Дальнего Востока России - Благовещенского государственного педагогического университета, чья история полна ярких и запоминающихся событий. Из агропединститута, затем пединститута вырос университет, продолжающий все эти годы готовить педагогические кадры для школ г. Благовещенска и Амурской области.

Исторически педагогическое образование строилось как широкое гуманитарное образование, ориентированное на выработку и освоение знаний о человеке. Были четко очерчены сферы такой подготовки. С течением времени ситуация изменилась: в ней стали проявляться тенденции и принципы, приведшие в конечном итоге к созданию такой системы управления высшим образованием, в которой центральное место заняли представления об эффективности деятельности вузов. Об этом свидетельствуют серьезные ценностно-целевые, институциональные, технологические преобразования в отечественной высшей школе, вызванные новыми условиями функционирования и развития высшей школы в целом и педагогического образования в частности [1-3].

Эти изменения коснулись и БГПУ. Сегодня в его структуре функционируют 10 факультетов (физико-математический, историко-филологический, естественно-географический, физической культуры и

спорта, иностранных языков, психолого-педагогический, педагогики и методики начального образования, индустриально-педагогический, международный, повышения квалификации и переподготовки кадров) и 23 кафедры, реализуются 59 направлений подготовки бакалавров и магистров (очная и заочная формы обучения), 14 аспирантских программ. Уровень «остепенен-ности» профессорско-преподавательских кадров составляет более 70%. В БГПУ функционируют: образовательное подразделение «Педагогический лицей БГПУ», психологическая служба, центр элек-

122

Высшее образование в России • № 1, 2016

тронного обучения (зарегистрировано 1722 пользователя и 104 электронных курса), центр дистанционного обучения, обеспечивающий профильное обучение в рамках проекта по подготовке учащихся к ЕГЭ и углубленному изучению отдельных предметов, управление информационно-телекоммуникационных технологий и информационной безопасности.

Деятельность сотрудников университета нацелена на постоянное совершенствование организации учебного процесса, повышение качества подготовки студентов -будущих специалистов, значительное место отводится вопросам обновления содержания образования и поиску новых технологий обучения. Наиболее общие и актуальные вопросы учебной деятельности выносятся на обсуждение ежегодных вузовских и региональных учебно-методических конференций, таких, например, как «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования», «Модуль-но-рейтинговая система как средство повышения качества образования студентов», «Проектирование электронных учебно-методических пособий и тестовых заданий» и др.

Важной составляющей учебного процесса является практико-ориентированная подготовка, к примеру, учебная и производственная практики, полевые, лингвистические экспедиции, археологические раскопки на территории Амурской области, Дальнего Востока, ближнего и дальнего зарубежья. Все это не только обогащает студентов знаниями, но и делает их крепкими физически и нравственно, прививая им чувство патриотизма и гордости за свой вуз и родной край.

Значимое место в работе вуза занимает научно-исследовательская деятельность (НИД): сложились научные школы, успешно работает научно-образовательный центр (НОЦ). В структуру последнего входят 12

научных лабораторий, результатом деятельности которых являются фундаментальные и прикладные исследования, научные разработки по педагогике и психологии, естественным, точным и социально-гуманитарным наукам, информационным технологиям. Среди них: «Проблемы профессионального образования и занятости молодежи в России и за рубежом» (научный руководитель - зав. кафедрой педагогики, профессор, к. п. н. Н.В. Карнаух), «Оценка воздействия на ландшафтно-био-ценотическую структуру территории космодрома «Восточный » и сопредельных территорий ракетно-космической деятельности на основе стационарных геохимических и ландшафтно-биоценотических наблюдений » (научный руководитель - профессор, к. г. н. И.А. Алексеев); «Композиты и нано-композиты на основе сегнетоэлектриков и мультиферроиков» (научный руководитель - профессор, д. ф.-м. н. С.В. Барышников); «Исследование синтеза, строения и реакционной способности супрамолеку-лярных соединений сурьмы и висмута» (научный руководитель - профессор, д. х. н. И.В. Егорова); «Исследование технологических особенностей этнического самосознания современной молодежи Китая и России в условиях этнического взаимодействия» (научный руководитель - доцент, к. психол. н. Е.В. Афонасенко); «Разработка и исследование технологий человеко-машинного интерфейса на основе распознавания образов» (научный руководитель -доцент, к. ф.-м. н. А.Н. Семочкин); «Разработка информационной технологии формирования компетенции педагога в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня» (научный руководитель - доцент, к. п. н. Г.М. Федчен-ко); «Региональные измерения сотрудничества между РФ и КНР» (научный руководитель - профессор, д. и. н. А.А. Киреев); «Исследование и описание топонимикона Приамурья как способ объективации региональной языковой картины мира» (науч-

ный руководитель - профессор, д. ф. н. Г.В. Быкова); «Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков » (научный руководитель - профессор, д. ф. н. Н.В. Киреева); «Современные проблемы лингвистики и лингводидактики в условиях перехода на уровневую систему образования» (научный руководитель - доцент, к. п. н. Н.Л. Кучеренко) и др.

По результатам научных исследований за последние два года опубликованы 40 монографий,35 сборников научных статей, 90 учебных пособий, около 500 статей в изданиях, включенных в РИНЦ, также есть публикации в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, - 15, Web of Science - 9; поддержано три патента и осуществлена одна государственная регистрация программы для ЭВМ, организовано 50 выставок, из них - 10 международных (КНР).

Благовещенский государственный педагогический университет является учредителем ряда СМИ, зарегистрированных в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Среди них: «Амур. Литературный альманах БГПУ», периодический сборник «Краеведение Приамурья», «Амурский зоологический журнал», периодический сборник «Вопросы географии Верхнего Приамурья», «Проблемы экологии Верхнего Приамурья», газета «За педагогические кадры Приамурья», международный периодический сборник «Regional Studies of Amur Area. International periodic collection», где отражаются итоги научной работы преподавателей, аспирантов и студентов университета.

Результаты научных и научно-методических исследований НПР вуза, аспирантов и студентов проходят апробацию на международных, региональных конференциях, семинарах и других проводимых университетом мероприятиях разного уровня. Отметим наиболее значимые из них: «Модернизация учебно-методической

работы в высшей школе в период перехода на двухуровневую систему профессионального образования»; «Космодром "Восточный" - будущее космической отрасли России»; «Альтернативный мир»; «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом »; «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества»; «Чтения, посвященные памяти профессора Е.П. Сычевского»; «Человек в современном образовательном пространстве»; «Лосевские чтения»; «Технологии и методики обучения иностранных студентов»; «Педагогика без границ»; конкурс русского языка как иностранного «Мне русская речь как музыка...»; международный фестиваль молодежи «Мир, где нет чужих» и др.

Важное место в деятельности университета занимает международное сотрудничество. Активно функционируют управление международного образования и сотрудничества, ресурсные центры французского и немецкого языков, Институт Конфуция. БГПУ и Хэйхэский университет (КНР) сотрудничают около 30 лет, осуществляя совместную подготовку китайских студентов по направлениям подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. Преподаватели Института Конфуция реализуют проект обучения китайскому языку членов Ассоциации пожилых людей и всех желающих г. Благовещенска, организуют региональные, городские конкурсы на знание китайского языка среди учеников школ и студентов вуза. Учащимся и преподавателям предоставляются возможности пройти бесплатные языковые стажировки в вузах КНР; проводятся международные научно-практические конференции с участием ведущих российских и зарубежных экспертов в области приграничного сотрудничества, истории российско-китайских отношений, археологии. В 2012 г. Институт Конфуция БГПУ вошел в число лучших мировых институтов Конфуция. На рубеже XXI века меж-

124

Высшее образование в России • № 1, 2016

дународная деятельность вуза ознаменовалась вступлением БГПУ в Ассоциацию российских университетов по изучению и распространению французского языка. Среди читателей многих стран пользуется популярностью газета «Salut! Comment 9a va? », действует центр сдачи международных экзаменов по французскому языку DELF/DALF. Традиционными стали «Дни немецкой культуры на Амуре »; создан совместный проект «Перспективы сотрудничества в сфере обучения иностранным языкам: Россия, Китай, Германия». Получило развитие сотрудничество БГПУ с Лодзинским университетом (Польша) по программе Mobility Direct; ведутся совместные исследования с американскими вузами, результатами которых стало издание монографии «Россия, США и Китай в современном мире». Благодаря этим и многим другим формам сотрудничества БГПУ известен далеко за пределами России.

Специфика университета обусловила развитие внеучебной деятельности с целью обеспечения личностно-профессионально-го саморазвития студентов, ядром которого является духовность, культура, достоинство, гражданственность, толерантность, ориентация на социальное и профессиональное самоопределение. Наши студенческие объединения - инициаторы проведения акций: «Мы против наркотиков», «STOP СПИД», «STOP коррупция», «Остров спасения», «Чистый берег», «Час Земли», «Я - Донор!», «Самая лучшая мама!», «Будущее зависит от тебя!», «Дети в Интернете» и др.; благотворительных концертов «Будущее в твоих руках», «Доброе начало», «Новый год сегодня!», «Дари добро!», «Шаг вперед»; конкурсов фотографий «Мир детства», «Глазами студентов», «Love is...», «По дорогам сказок...», «Сохраним Землю», «Чистая вода», «Амурский тигр»; конкурса социально значимых видеороликов «Точка зрения»; тематических праздников в подшефных детских домах, учреждениях образования интернат-

ного типа, в Амурской областной детской клинической больнице.

Главной задачей программыБГПУ «Патриотическое воспитание студентов» является сохранение и развитие вузовских традиций, воспитание гражданственности и патриотизма. Формами работы, предусмотренными программой, являются конкурсы, дискуссии, экскурсии в музеи, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, военно-спортивные игры и др. Реализация проекта «Аллея памяти » была поддержана руководством университета и исполнительной властью г. Благовещенска и Амурской области.

Значимы достижения студентов БГПУ в различных видах спорта: неоднократно они становились победителями и призёрами чемпионатов Европы и России по фитнесу и бодибилдингу. Самбисты, борцы-вольники и мастера по восточным единоборствам не раз добивались высших достижений на первенствах и кубках Европы, России и ДФО. Лёг-коатлеты и лыжники БГПУ представляют Амурскую область на окружных и международных соревнованиях.

Актуальными в деятельности администрации и всего профессорско-преподавательского коллектива университета являются задачи развития познавательной активности, инициативы и творческих способностей студентов, формирования у них навыков самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, умений анализировать и организовывать творческую деятельность. Традиционными стали студенческие научные конференции на базе НСО, внутривузовские и межвузовские конкурсы студенческих научных и творческих работ, участие в олимпиадах различного уровня, Дни кафедр, вовлекающие обучающихся в атмосферу креативности и педагогического поиска. Издаются сборники научных студенческих работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, активизируется деятельность научных кружков, про-

блемных групп. У учащихся есть желание получать дополнительную специализацию через работу отделения дополнительных педагогических профессий, которое готовит студентов вуза к будущей профессии. Известность и славу завоевали студенты, обучающиеся на вокальном и хоровом отделении, став обладателями Гран-при Дальневосточного фестиваля «Студенческая весна», победителями городского фестиваля патриотической песни «Россия молодая».

Коллектив преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов БГПУ чтят традиции факультетов, университета, города, организуя «Посвящение в студенты», «День учителя», «День рождения факультета», «День студента», проведение торжественных вечеров, посвященных государственным праздникам и памятным датам -Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню рождения университета и др. Ежегодно студенты БГПУ принимают активное участие в праздновании Дня города.

Невозможно перечислить все дела и достижения, которыми славится Благовещенский государственный педагогический университет. В год 85-летия хотелось бы пожелать родному вузу, его коллективу поступательного развития, процветания, творчества, преданных преподавателей и студентов, уважения и благодарности к педагогическому труду.

Литература

1. Бабинцев В.П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 30-37.

2. Роботова А.С. Неоднозначные процессы

в педагогике высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 47-54.

3. Москвина Н.Б. Профессиональная деятельность преподавателя вуза: проблема разрушения смыслов // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 36-41.

Статья поступила в редакцию 28.10.15.

PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE FAR EAST REGION

KARGINA Tatiana D. - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Vice-rector, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: rektorat@bgpu.ru

Abstract. The article addresses the development of Blagoveshchensk State Pedagogical University in all areas of its activity at the present stage. Particular attention is paid to the core mission of the University - the preparation of teachers for the Amur region.

Keywords:pedagogical university, teacher training, upbringing activities, research activity, international activity, technological innovations

Cite as: Kargina, T.D. (2016) [Pedagogical University in the Far East Region ]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1 (197), pp. 121-125. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Babintsev, V.P. (2014) [The Bureaucratization of the Regional University]. Vysshee obrazovanie v

Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 30-37. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Robotova, A.S. (2014) [Ambiguous Processes in Higher Education Pedagogy]. Vysshee obrazovanie

v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 47-54. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Moskvina, N.B. (2014). [Higher School Teachers Professional Activity: Problem of Meaning Destruction of Meaning]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 36-41. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 28.10.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.