Научная статья на тему 'Педагогический совет как фактор сплоченности коллектива'

Педагогический совет как фактор сплоченности коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический совет как фактор сплоченности коллектива»

ДЕМАШЕВА М.Е., ШЕЛАМОВА Г.М.

Современный этап развития столичного начального и среднего профессионального образования характеризуется модернизацией учреждений, предусматривающей качественное укрупнение образовательных структур путем создания комплексов непрерывного профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда московского региона.

Новые условия требуют новых решений, пересмотра представлений о формах взаимодействия коллективов разных площадок. Необходим активный поиск новых продуктивных форм взаимодействия педагогов, поскольку развитие комплексов непрерывного профессионального образования, по нашему мнению, зависит от психологического климата в коллективе, от осознания сопричастности каждого члена коллектива к общему делу, от корректировки сложившихся традиций и выработке системы отношений.

Ценность каждого члена коллектива определяется в зависимости от его потребностей и способностей, при этом ценность человека как профессионала ставится в зависимость от его реального вклада в развитие коллектива в каждый конкретный момент коллективной деятельности. Это способствует максимальному развитию способностей, раскрытию творческого потенциала. Одним из направлений раскрытия потенциала педагогов и сплочения коллектива мы видим в активном участии всех членов коллектива в педсоветах.

Обратимся к проведению педагогических советов. Педсовет, как орган коллективно-коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Вспомним, что педсовет означает советоваться, держать совет. Сегодня, несмотря на разработки многочисленных форм проведения педагогических советов, тем не менее, они остаются явлением проблематичным. Не секрет, что порой педагогический совет ассоциируется с чем-то формальным, а порой и ненужным.

Рассмотрим различные формы педагогических советов как средства развития комплексов непрерывного профессионального образования.

Принято выделять три группы педагогических советов: традиционные;

современные интенсифицированные, представляющие различное улучшение традиционных педсоветов; нетрадиционные.

На традиционных педагогических советах преобладает использование вербальных методов с традиционным характером содержания, в большинстве случаев авторитарным стилем общения администрации с преподавателями и мастерами производственного обучения. Основной недостаток традиционной формы педагогического совета с докладом и содокладами - низкая активность членов педагогического коллектива. Тем не менее, это не означает отрицания традиционных форм. Освоение новых форм, новых подходов предполагает как преемственность, так и дальнейшее развитие всего передового и позитивного, что содержали в себе традиционные подходы.

Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является совет-семинар, который проводится как групповое занятие для повышения квалификации педагогических работников.

Нетрадиционные формы проведения педагогических советов в последнее время получили широкое распространение: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, конкурс, творческий отчет и другие. По нашему мнению, проведение нетрадиционных форм педагогического совета способствует активности, вовлеченности каждого члена коллектива в обсуждаемую проблему.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наряду с традиционными формами проведения педагогических советов в колледже проводятся педсоветы по интенсифицированной форме: совет-семинар, а также нетрадиционные формы: деловая игра, коллективное творческое дело, конференция и презентация.

Приведем пример проведения педагогического совета в форме Единого методического дня, который проводился в каникулярный день.

Тема педсовета: Конкурентоспособность педагогического работника в

современном образовательном пространстве.

Цель: Развитие системы знаний о профессиональной компетентности

современного педагога.

Задачи: 1) повышение мотивации педагога к профессиональному саморазвитию; 2) повышение профессиональной культуры педагога колледжа; 3) Развитие умений группового взаимодействия.

Форма проведения педагогического совета: единый методический день с использованием деловой игры по методу Осберна

За месяц до педсовета была создана комиссия, в которую вошли: группа консультантов и организационная группа. Педагогический коллектив был разбит на пять групп по принадлежности к цикловым комиссиям.

В начале педсовета директор колледжа сделала установочный доклад по теме: «Современные подходы к личности педагогического работника в условиях профессионального образования», подчеркнув, что обеспечение качества подготовки специалиста неразрывно связано с качеством педагогических работников.

Заместитель директора по научно-экспериментальной работе ознакомила коллектив с методикой проведения педсовета.

Каждая группа работала над темой, выбранной из следующего списка:

1. Причины профессиональной деформации педагогического работника и пути их преодоления.

2. Профессиональные способности педагогических работников колледжа.

3. Поведенческие характеристики, в которых проявляются профессиональноважные качества преподавателя.

4. Личностные качества педагога как условие эффективного сотрудничества с обучающимися.

5. Слагаемые имиджа педагогического работника.

Ход проведения игры: Группы проходят в аудиторию, в которой имеются два стола с цветными карточками и темой обсуждения. Участники группы объединяются в творческие подгруппы согласно цвету карточки, которую они вытянули при входе в аудиторию, размещаются за столом в соответствии с цветом своей карточки и начинают работу над темой. Информация по теме предоставляется. Например, для группы разрабатывающей вторую тему раздается список умений и пять блоков способностей по видам деятельности.

Способности по видам деятельности:

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ - умение организовывать собственную деятельность и деятельность подчиненных (студентов и учащихся).

КОММУНИКАТИВНЫЕ - умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с обучающимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ - умение воспринимать внутренний мир учащихся, чувствовать их психическое состояние в каждый отдельный момент и выявлять отношение учащихся к занятиям и к преподавателю.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ - умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и быстро и прочно усвоен, т.е. умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

ТВОРЧЕСКИЕ - умение создавать новые духовные и материальные ценности. Умения:

Умение прислушиваться к мнению других.

Умение вести диалог. Владение ораторским мастерством. Умение строить монолог. Умение слушать.

Умение пользоваться невербальными средствами общения (мимика, жесты, поза, тональность и тембр речи и т.п.). Умение выразительно излагать учебный материал. Умение оценивать знания, умения и навыки учащихся.

Умение стимулировать деятельность. Умение мотивировать учащихся к деятельности. Умение организовать деятельность других людей.

Умение увидеть потенциал других людей.

Умение убедить, повести за собой (лидерские способности). Умение конструктивно разрешать конфликты.

Умение организовать коллективное взаимодействие.

Умение создать позитивный психологический климат.

Умение чувствовать другого в различных ситуациях.

Владение педагогической интуицией.

Умение видеть и чувствовать понимает ли учащийся изучаемый материал.

Умение излагать учебный материал в доступной форме.

Умение самостоятельно подбирать учебный материал.

Умение работать с «проблемными» детьми.

Умение определять оптимальные средства и эффективные методы обучения Владение психолого-педагогическими основами обучения.

Умение оригинально, нестандартно мыслить.

Умение воплощать собственные замыслы

Задание: определить, к каким способностям относятся перечисленные умения. Работа в подгруппах проходит в течение часа. После чего по два представителя от каждой подгруппы объединяются в рабочую группу и обсуждают полученные результаты в течение 10 мин. Рабочая группа вырабатывает единый проект по обсуждаемой теме. От группы выдвигается «защитник проекта», который на педсовете в течение 7 - 10 минут докладывает о результатах работы своей группы. На основании работы групп принимается проект решения педагогического совета.

Рассмотрим еще один пример проведения стартового педагогического совета в начале 2007-2008 учебного года.

Педсовет проводился в виде работы секций.

Тема: Основные направления и задачи развития колледжа на 2007 - 2008 учебный год

Цель: Мотивация сотрудников колледжа на участие в инновационной

деятельности с целью повышения эффективности работы колледжа и повышения качества подготовки специалистов.

Задачи: 1) проанализировать внутреннюю среду колледжа: выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы; 2) определить основные направления совершенствования деятельности колледжа.

Педагогический коллектив разбивался на 4 секции (мастера производственного обучения; преподаватели общеобразовательных дисциплин; преподаватели специальных дисциплин и администрация колледжа). В каждой секции работали по 2 консультанта из числа председателей цикловых комиссий. В административной секции роль консультанта выполняла заместитель директора по НЭР. Задача консультантов сводилась к объяснению цели и техники выполнения заданий, а также соблюдение участниками секции времени на обсуждение каждого задания. Методика работы выбиралась консультантами самостоятельно.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каждый участник получал раздаточный материал и таблицы (№1, №2), которые необходимо заполнить в процессе работы. Работа проходила в течение 50 минут. По окончании работы консультанты в течение 15 минут заполняли сводные таблицы на основании часто встречающихся ответов и предложений. На общем педсовете докладывали результаты работы секций.

В решении педагогического совета было записано, что на основании анализа внутренней среды колледжа заместителю директора по НЭР в срок до 1 октября внести дополнения в Образовательную программу колледжа на период до 2010года.

Для создания объективной картины развития колледжа необходимо провести анализ внутренней среды: оценить сильные и слабые стороны, возможности и возникающие опасности.

Сила - это то, в чем колледж преуспел, или какая-то особенность, придающая ему дополнительные возможности. Например, высокий уровень квалификации педагогического коллектива, хорошая материальная база, сильные социальные партнеры, трудоустройство выпускников, востребованные профессии и т.п.

Слабость - это отсутствие чего-либо важного для функционирования колледжа. Например, низкая квалификация сотрудников, текучесть кадров, высокий возрастной уровень педагогических работников, отсутствие интереса к образованию со стороны студентов и пр.

Возможности - это шанс сделать что-то новое. Например, открыть новые специальности (какие), расширить сегмент потребителей дополнительных платных услуг (каких), обновить материальную базу (что именно приобрести), повысить уровень профессионального мастерства педагогов и мастеров (указать, каким образом предлагаете это сделать), найти новые базы практики, что-то изменить в содержании обучения, участвовать в профессиональных конкурсах высокого уровня, использовать инновационные технологии обучения и пр.

Угрозы - то, что может нанести ущерб колледжу, лишить его преимуществ. Например, отсутствие информации о рынке труда и образовательных услуг, демографический спад, устаревшая материальная база, появление конкурентов в ближайшем окружении и т.п.

Таблица №1

Слабые стороны Сильные стороны Угрозы Возможности

Таблица №2

Задачи изменений (что предлагаем изменить) Состав действий (как это сделать)

1. Улучшить имидж колледжа 2. Обновить материальную базу. 1. Регулярно оповещать общественность об успехах выпускников, о научно-методической работе и т.д. 2. Провести ремонт аудитории №.... Создать кабинет «Организация обслуживания»

3. Расширить перечень дополнительных платных образовательных услуг. 3. Разработать новые образовательные программы дополнительного профессионального образования по курсу «Калькуляция» для практических работников общественного питания и т.п.

В соответствии с предложениями участников педагогического совета были внесены дополнения в Образовательную программу развития колледжа на период до 2010года:

• обновлять библиотечный фонд (особенно учебниками по специальным дисциплинам в соответствии с современными требованиями к подготовке специалистов сферы общественного питания);

• проводить мониторинг баз производственной практики с целью определения требований со стороны работодателей к подготовке специалистов;

• создавать электронные учебники по спецдисциплинам;

• разрабатывать и внедрять образовательные технологии, основанные на компетенциях;

• организовать повышение квалификации для мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин в виде стажировки на ведущих предприятиях общественного питания.

Проведение педагогических советов с использованием нетрадиционных форм, по нашему мнению, способствует сплочению коллектива, повышает значимость каждого сотрудника и способствует неформальному выполнению мероприятий (сами предложили - самим выполнять)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.