Научная статья на тему 'Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов'

Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / VOLUNTEER MOVEMENT / SUBJECT POSITION / ORGANIZATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

В статье рассмотрен педагогический потенциал волонтерской деятельности, выделены компоненты субъектной позиции студентов и педагогические условия организации волонтерской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer activity pedagogic potential in students subject position forming

Volunteer movement pedagogic potential is examined, students subject position and volunteer movement pedagogic potential are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов»

УДК 378

Богданова Елена Владимировна

кандидат педагогических наук Новосибирский государственный педагогический университет

elbogd@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрен педагогический потенциал волонтерской деятельности, выделены компоненты субъектной позиции студентов и педагогические условия организации волонтерской деятельности Ключевые слова: волонтерство, субъектная позиция, условия организации.

Тенденции развития современного российского общества отмечены качественно новыми явлениями и процессами. Социальный заказ системе профессионального образования ориентирует образовательные учреждения на развитие личности будущего специалиста, его субъектности. Реальными результатами образования в современных условиях становятся способность студента чувствовать образ меняющегося мира и ощущать себя как часть этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью, что ставит высшую профессиональную школу перед проблемой поиска дополнительных ресурсов социального воспитания молодежи. Это усиливает роль и место воспитательной внеучебной работы с молодежью, ориентированной на их личностное, социальное и профессиональное развитие, проявление активной позиции молодежи, их участию в созидательной социально-привлекательной деятельности.

Однако сформировать субъектную позицию студента, отражающую самостоятельность выбора, активность жизненной позиции, инициативность, способность к собственным, независимым от внешних факторов оценкам, в рамках только аудиторной деятельности невозможно. Поиск путей решения этой проблемы актуализирует изучение профессионального воспитания как составляющей процесса профессионализации (В.М. Басова, Н.М. Борытко, Т.В. Машарова, Н.М. Рассадин, А.Н. Ходусов и др.), профессионального совершенствования как составной части социального воспитания (Н.Ф. Басов, А.В. Мудрик,

А.В. Репринцев, Т. А. Ромм, Т.В. Фуряева и др.).

Субъектный подход в педагогических и психологических исследованиях личности становится приоритетным. Об этом свидетельствуют работы, где раскрывается сущность феномена

субъектности (В.А. Петровский), описаны компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов, Б.З. Вульфов, М.И. Рожков и др.), а также становление субъектной позиции будущих специалистов (И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, А.К. Макарова, В.А. Сластёнин, В.И. Слободчиков и др.). Существенное влияние на изучение субъектной позиции оказывают исследования условий, в которых студент способен занять активную личностную позицию (А.И. Жук, А.И. Тимонин, С.Б. Савелова,

В.К. Солондаев и др.) и заявить о себе как о субъекте деятельности, связанной с выбором позиции и проявлением себя в той или иной ситуации.

Исследование научных подходов (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинс-кий, В.Н. Мясищев, А.К. Осницкий, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.) позволило рассматривать субъектную позицию с одной стороны в связи с проявлением активности студента как субъекта деятельности, а с другой как ценностно-смысловое отношение студента к самому себе, другим людям, профессиональной деятельности и социокультурному окружению. Единство осознанного и деятельностного отношения к миру и к себе в нем стало основой для рассмотрения субъектной позиции как сложной целостной системы, включающей в себя ценностно-смысловой, когнитивно-деятельностный и акмеологи-ческий компоненты.

Выделенные компоненты субъектной позиции студентов обусловлены решением возрастных задач социализации, связанных с нахождением личностного смысла в профессиональной деятельности. Процесс формирования субъектной позиции студентов рассмотрен нами в аспекте его участия в такой деятельности, которая требует от него не просто проявления внешней активности, но и нахождения личностного смыс-

© Богданова Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

219

ла в осуществляемой им деятельности и своего отношения к ней, стремления выразить себя в жизни. Развитие субъектности студента зависит от активности его участия в социально ориентированной деятельности, в которой он выступает как инициативный, ответственный носитель обновленных смыслов социальной практики и социально-профессионального общения, обеспечивающих результативность действий и накопление социального опыта. При этом важна не только включенность студента в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, способствующий как развитию новых качеств личности, так и порождению деятельностных смыслов как актуальных ценностей, чему на наш взгляд в полной мере соответствует волонтерская деятельность.

Волонтерство как средство решения социально-педагогических проблем имеет длительные исследовательские традиции в зарубежной (Р. Кор-нюэлль, С. Кенни, Т. Ливальд и др.) и отечественной (В.Г. Бочарова, В.А. Кудинов, Р.М. Куличен-ко, Н.С. Морова, Н.Ю. Слабжанин, И.И. Фриш-ман и др.) науке.

В социальном аспекте (Л.К. Иванова,

О.В. Решетников, А.В. Хухлин, Е.И. Холстова) волонтерская деятельность представлена с позиций нескольких подходов (социетального, экономического, трудового, религиозного и др.), позволяющих рассматривать ее как такое проявление личной позиции человека, когда он часть собственных ресурсов (сил, времени, эмоций и др.) добровольно тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом. Такое понимание волонтерской деятельности актуализирует смысл участия человека в процессе решения актуальных социальных проблем и обозначает позицию личности.

Исследования волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л.Е. Никитина,

Н.И. Никитина, С.В. Тетерский, И.И. Фришман, М.В. Шакурова) дают возможность рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. Здесь важны не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, способствующий как развитию новых качеств личности, так и порождению деятельностных смыслов как

актуальных ценностей, чему в полной мере соответствует волонтерская деятельность.

Отечественные исследователи (Ж.Г. Атаянц, А.В. Моров, Н.В. Черепанова) зарубежного волонтерского опыта отмечают, что занятие волонтерской деятельностью способствует развитию ценностно значимой позиции личности, формированию организационных, управленческих, коммуникативных способностей, расширению профессионального опыта.

Исходя из такого общего понимания волонтерства мы на основании междисциплинарного изучения волонтерства, анализе международного и отечественного опыта его реализации, смогли конкретизировать понятие волонтерской деятельности не только через проявление целенаправленной активности человека, но и через его специфическое отношение к действительности. Такая конкретизация позволила нам рассматривать волонтерство с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельности по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. Это привело нас к пониманию волонтерской деятельности студентов как особой формы их отношения к миру, отражающей готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствующую формированию их ценностных ориентаций и социального опыта.

Потенциал волонтерской деятельности представлен личностными ресурсами, актуализируемыми именно волонтерской деятельностью (ценностными, когнитивными, деятельностными, коммуникативными, эмоциональными, культурологическими и организационными), сущност-но совпадающими с компонентами субъектной позиции и составляющими ее формирующий потенциал. Для того чтобы потенциал волонтерской деятельности стал ресурсом социального воспитания студентов, его необходимо активизировать, то есть перевести в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления педагогических условий организации волонтерской деятельности в вузе как ресурса социального воспитания молодежи, которые в полной мере задействует выявленный потенциал волонтерства.

Теоретический анализ научной литературы и организация опытно-экспериментальной работы со студентами ФГБОУ ВПО «Новосибирский

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

государственный педагогический университет» позволили выделить и обосновать педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов в вузе как ресурса социального воспитания студенческой молодежи.

Выделяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что содержание волонтерской деятельности активизирует задействованные в ней личностные ресурсы, способствуя проявлению субъектности студентов. Ценностная составляющая волонтерской деятельности обеспечивает необходимую пригодность волонтера, осуществление добровольного, осознанного, ответственного выбора целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного участия, что актуализирует ценностно-смысловой компонент субъектной позиции. Приобретенные в волонтерской деятельности знания и умения способствуют изменению отношения как к волонтерству в целом, так и к себе как субъекту этой деятельности. Поэтому студентам предлагалось выступить волонтерами социальных акций различной направленности: благотворительных, творческих, информационно-просветительских, организационных, обучающих, экологических. Вариативность содержания предлагаемых акций позволила студентам делать выбор как направления волонтерской деятельности так меры своего личного участия в ней.

Второе педагогическое условие связано с актуализацией потенциала волонтерства в учебной и внеучебной деятельности, что позволяет расширить пространство самоосознания студентами себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развить устойчивое ценностное отношение к такой деятельности, обеспечить самостоятельность в принятии решений, предоставить возможность для становления самосознания, профессионального самоопределения, самоутверждения, самораскрытия, самореализации индивидуальных особенностей.

В учебной деятельности это проявлялось посредством углубления содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана и дополнение учебного плана специальными курсами и другими видами деятельности студентов. В рамках учебного процесса это осуществлялось через введение спецкурсов: «Теория и методика волонтерской деятельности», «Педагогическое проектирование», «Менеджмент в управлении общественным вос-

питанием»; обогащение содержания педагогической практики за счет волонтерской деятельности, позволившей изменить структуру практики, расширить базу мест её проведения и временные границы; расширение задач исследовательской работы студентов через изучение различных аспектов волонтерской деятельности.

Во внеучебной деятельности реализация этого условия связана с обогащением ее содержания общественно полезным смыслом через развитие волонтерского движения. Это организация и проведение социальных акций в институте и университете; участие студентов в проводимых волонтерских акциях на уровне города и области, шефство студентов над социально-педагогическими учреждениями, руководство детскими и молодежными общественными организациями волонтерской направленности в городе и области, участие студентов в общественно-профессиональной экспертизе различных конкурсов волонтерских проектов в городе и области.

Третье педагогическое условие формирования субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности заключается в организации этой деятельности на основе технологий социального проектирования. Данное условие позволило использовать проектный метод в его различных типах: учебные, партнерские и самопро-екты. Обобщению навыков волонтерской деятельности способствовало использование партнерских проектов на базе волонтерских и благотворительных общественных организаций. Условиями, способствующими их успешности, стали: «сопереживание» студентами миссии организации-партнера, готовность партнерских организаций к приему студентов-волонтеров, качество и адекватность предлагаемой ими общественно полезной работы и сложившаяся система работы с волонтерами.

Пролонгированность диагностики и провидимый количественный и качественный анализ результатов участия студентов в волонтерской деятельности позволяет сделать вывод об эффективности использования комплекса педагогических условий, позволяющих расширить пространство воспитательной деятельности со студенческой молодежью за счет активизации потенциала волонтерства как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

221

Библиографический список

1. Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). - М., 1995. - 16 с.

2. Болотова Л. В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: Дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2007. - 205 с.

3. Иванова Л.К. Возможности добровольчества в воспитании будущих социальных работников и педагогов // Державинские чтения. Серия экономика, юриспруденция, история, социальная работа, социология. Выпуск X: Материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 2005. - С. 5-7.

4. Моров А.В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие. - М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005. - 110 с.

5. Ромм Т.А. Феномен социального в воспитании // Вестник Костромского государственного ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. гум. наук: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеоло-гия. Ювенология. Социокинетика. - 2006. - Т. 12. -№ 3. - С. 74-80.

6. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: Дис. ... д-ра пед. наук. -Елец, 2011. - 205 с.

7. Тимонин А.И. Методика социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 10. - С. 34-82.

8. Шакурова М. В. Методика и технология деятельности социального педагога. - М.: Академия, 2007. - 272 с.

9. Фришман И.И. Неформальное образование: сущность и перспективы. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 92 с.

УДК 37.014

Воронова Тамара Александровна

кандидат педагогических наук, профессор

Кумирова Светлана Сергеевна

кандидат педагогических наук Ивановский государственный университет vta5519@yandex.ru

ДВЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ К СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

В статье рассмотрен феномен «социальное творчество», его компоненты, структура формирования. Ключевые слова: социальное творчество, комплекс педагогических условий, модернизация, сельский социум.

В контексте модернизации российской системы образования подчеркивается необходимость изменения содержания образования, вместе с которым меняются акценты в определении приоритета функций современной сельской школы. Потребность в модернизации сельхозпроизводства и отток молодежи в город заставляют рассматривать проблему образования с позиции социальной важности стабилизирующей роли школы на селе, так как утрата этой роли может привести к необратимой деградации сельского социума. Сельская школа меняется сегодня как под воздействием социальноэкономических условий жизни общества, процессов возрождения и развития сельского социума, так и в силу внутренних процессов развития.

Различные аспекты деятельности современной сельской школы стали предметом исследования многих ученых. Практически во всех публикациях подчеркивается необходимость реализации сельской школой наряду с образовательной таких функций, как социокультурная и социально-педагогическая, обеспечивающих качественное воспитание и гражданское становление личности учащихся, способных к созидательной деятельности в сельском социуме. Поэтому в научной литературе все чаще ставится вопрос о готовности учащихся к социальному творчеству (далее СТ). На наш взгляд, решение этого вопроса лежит в плоскости системной организации образовательного процесса, предусматривающего реализацию комплекса педагогических усло-

222

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Воронова Т.А., Кумирова С.С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.