Научная статья на тему 'Педагогический потенциал туристической игры геокэшинг: опыт реализации городского проекта'

Педагогический потенциал туристической игры геокэшинг: опыт реализации городского проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОКЭШИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЭШИНГ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТ / GEOCACHING / EDUCATIONAL GEOCACHING / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / CHARACTER BUILDING ACTIVITIES / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина А.Г.

Проанализированы педагогические возможности международной туристической игры геокэшинг в учебно-воспитательном процессе. Рассмотрено основное содержание образовательного геокэшинга с указанием различных вариантов заданий, приведены примеры использования игры в школьном и высшем образовании. Представлен опыт реализации городского проекта, который объединил студентов и школьников в исследовательской и творческой работе на основе игры геоэкшинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF GEOCACHING GAME

The article is devoted to the analysis of Geocaching as the means of education, as a character building activity and a tool for studying various school subjects. The concept of ‘educational geocaching’ is defined and the examples of task in school and higher educational institutions are given. The author describes the implementation of the local project, which united students and schoolchildren in joint geocaching activities.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал туристической игры геокэшинг: опыт реализации городского проекта»

УДК 374

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ГЕОКЭШИНГ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОРОДСКОГО ПРОЕКТА

А .Г .Кукушкина

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF GEOCACHING GAME

A.G.Kukushkina

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, anna_kukushkina@yahoo.com

Проанализированы педагогические возможности международной туристической игры геокэшинг в учебно-воспитательном процессе. Рассмотрено основное содержание образовательного геокэшинга с указанием различных вариантов заданий, приведены примеры использования игры в школьном и высшем образовании. Представлен опыт реализации городского проекта, который объединил студентов и школьников в исследовательской и творческой работе на основе игры геоэкшинг.

Ключевые слова: геокэшинг, образовательный геокэшинг, внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательная работа, проект

The aricle is devoted to the analysis of Geocaching as the means of education, as a character building activity and a tool for studying various school subjects. The concept of 'educational geocaching' is defined and the examples of task in school and higher educational institutions are given. The author describes the implementation of the local project, which united students and schoolchildren in joint geocaching activities.

Keywords: geocaching, educational geocaching, extracurricular activities, character building activities, project

На сегодняшний день образование становится все более открытым для новых технологий и веяний. Возрастает роль неформального и информального образования молодежи, все больше внимания уделяется педагогизации окружающей среды. Данная тенденция ставит перед педагогами вызов и одновременно дает возможность использования педагогических возможностей различных социальных и культурных явлений. Одним из таких явлений можно считать международную туристическую игру геокэшинг (Geocaching).

Геокэшинг (англ. geocaching от греч. уео- — Земля + англ. cache — тайник) — туристическая игра, которая представляет собой поиск реальных или виртуальных тайников (при помощи GPS-навигаторов или смартфонов), спрятанных другими игроками, а также создание собственных тайников.

Суть игры заключается в том, что одни игроки прячут тайники и регистрируют их на веб-сайте про -екта. При этом указываются координаты тайника, краткое описание местности, возможно, фото, а также подсказка для поисков. При нахождении в тайнике и на его интернет-странице оставляется отметка о находке. Тайник, как правило, представляет собой контейнер с информационной наклейкой, блокнотом для записи участников и сувенирами, которые можно обменять на что-то равноценное.

История игры берет начало 1 мая 2000 года, когда правительство США отменило ограничение

Selective Availability (SA) в работе GPS-спутников, позволив GPS-приемникам определять местоположение по координатам с точностью до нескольких метров. Уже спустя 2 дня в штате Орегон был спрятан первый тайник с различными предметами: рогаткой, дисками, книгой и др. В сентябре того же года про -граммист Джереми Айриш запустил официальный проект Geocaching.com, который сегодня объединяет около 15 миллионов зарегистрированных пользователей в 184 странах мира.

Игра геокэшинг обладает значительным педагогическим потенциалом, так как требует от участии -ков продемонстрировать различные знания, умения и качества характера, а также способствует формированию основных ценностей, разделяемых организаторами игры и основателями проекта Geocaching.

На этапе поиска тайников участникам необхо-димо освоить технологию работы с GPS, преодолеть маршруты различной сложности, проявить наблюдательность и внимательность при поиске тайника, оставаясь при этом незамеченным прохожими.

В процессе создания собственного тайника игрокам приходится выбрать место, как правило, представляющее культурно-историческую или природную ценность. При закладке тайника автору необходимо подобрать надежный контейнер и содержимое (это могут быть открытки, сувенирные магниты, фигурки), спрятать тайник, а также создать интересное описание для международного сайта на родном и

английском языках. После закладки владельцу приходится следить за своим тайником и восстанавливать его в случае исчезновения или утраты.

Таким образом, создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный и творческий процесс. Игроки получают интересные сведения о достопримечательностях всего мира, а заодно приобретают опыт в создании и поиске кладов. Игра Геокэшинг требует от участников не только физической подготовки и наличия GPS-приемника или смартфона, но также творческого мышления, смекалки и знаний в различных областях. Подобное сочетание позволяет успешно использовать эту игру в образовательном процессе. Играть можно как в одиночку, так и командами, и даже семьями, что позволяет реализовать потребности детей и взрослых в интересном досуге и совместной деятельности.

Совсем недавно в педагогической среде возникло новое направление — образовательный геокэшинг. Этим термином называют занятия, проекты или игры, проводимые для школьников или студентов на основе создания или прохождения геокэшинг-маршрутов с различными учебными или творческими заданиями. Образовательный геокэшинг используется во внеклассной работе, внеурочной и воспитательной деятельности с интеграцией различных учебных предметов: информатики, математики, истории, географии, краеведения, литературы, ОБЖ, английского языка и др. [1-3].

Так например, учитель математики Ellis Reyes (США), дает своим пятиклассникам задания, в которых зашифрованы координаты искомого тайника (N 58°АВ' СБ.53" E 31°EF'3G.HI''). Чтобы получить итоговые числа и найти тайник, школьникам приходится решить различные задачи. Такую игру учитель называет «Geo-metry-caching» [4].

Более сложные игры требуют от участников пройти полноценный геокэшинг-маршрут, выполняя на каждой точке задания следующего характера:

1. Вопросы на внимательность и поиск вокруг указанной точки.

2. Вопросы, связанные с поиском исторических фактов.

3. Вопросы на локальные измерения и подсчеты.

Фото-вопросы и задания (фото объекта или фото команды на фоне объекта).

Тематические занятия по отдельному предмету, например, «Экогекоэшинг», могут содержать узкоспециализированные вопросы, связанные с самостоятельным поиском точек или анализом влияния того или иного объекта на эко-систему города [5].

Анализируя возможности геокэшинга в крае-ведческо-туристском воспитании, А.А.Панов предлагает использование игры в организации тематических игр, туристских походов с поиском тайников, а также при проведении игр в районах и области [2].

Реализация педагогического потенциала гео-экшинга в высшем образовании представлена в работах Л.А.Федотовой и Р.В.Ященко. Авторы описывают опыт самостоятельной работы студентов в формате геопрогулок и геопутешествий с последующими от-

четами в геоблогах. «Так, при изучении культурологии может быть сформулировано задание, связанное с особенностями архитектурных стилей, встречающихся на маршруте... При изучении истории заданием может стать сбор дополнительной информации об исторических объектах на маршруте. При изучении психологии отчет может сопровождаться анализом познавательных процессов, необходимых для успешного прохождения маршрута» [6, с. 148].

Использование игры геокэшинг в образовательном процессе требует определенной подготовленности педагогов. С целью повышения компетентности педагогов, желающих использовать эту игру в своей работе, появляются методические пособия [3], а также проводятся обучающие семинары. В 2005 году в Тольятти был организован Клуб образовательного геокэшинга, на базе которого в течение нескольких лет было организовано более 60 проектов разной направленности.

В Великом Новгороде геокэшинг существует с 2002 года. На российском сайте игры существуют тайники по различным культурно-историческим объектам города и области. Педагогические возможности геокэшинга активно реализует учитель географии МБОУ «Лицей-интернат», руководитель туристического клуба путешественников «Улитка», Тамара Иванова. Педагог называет геокэшинг «прикладной географией».

Безусловно, игра геокэшинг несет в себе значительное воспитательное значение. Ценности, которые пропагандируются авторами игры — это уважительное отношение к окружающему миру, забота о природном и историческом наследии человечества, здоровый, активный отдых и досуг. Именно поэтому геокэшинг может использоваться в организации мероприятий патриотического и экологического воспитания, в формировании активной гражданской позиции молодого поколения, бережного отношения к истории и культуре родного края [7].

В 2015 году в Великом Новгороде автором данной статьи был организован проект, который объединил в процессе поиска и создания тайников более 25 студентов НовГУ и 15 школьников. Проект под названием «Геокэшинг-путеводитель по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО в Великом Новгороде» был нацелен на развитие уважения молодежи к своей малой Родине, а также на популяризацию Великого Новгорода как туристического маршрута. В течение двух с половиной месяцев студенты и школьники, работая в малых группах сначала искали уже существующие тайники, учились работать с вР8-навигаторами, а затем — создавали собственные тайники, посвященные объектам ЮНЕСКО в Великом Новгороде (Рюриково городище, Детинец, Антониев монастырь и др.). Каждой группе было необходимо не только создать и заложить тайник, но также подготовить информационный блок, содержащий интересные факты, связанные с местом закладки тайника.

В ходе проекта участники также приняли участие в эко-акциях по уборке территории рядом с объектами ЮНЕСКО — территории Юрьева монастыря и вала Окольного города. Экологическая составляю-

щая была введена организаторами проекта в связи с тем, что игроки геокэшинг-сообщества во всем мире регулярно устраивают подобные акции под девизом «Cache In Trash Out» (Тайникам — да! Мусору — нет!).

В результате работы при поддержке НовГУ был издан Геокэшинг-путеводитель, содержащий описание более 30 исторических мест города и указания для начинающих игроков. В настоящее время путеводитель в электронном виде размещен на туристическом портале города, а печатные экземпляры отданы в гостиницы и хостелы Великого Новгорода с целью популяризации активного отдыха. В рамках проекта было создано сообщество «Геокэшинг в Великом Новгороде» в социальной сети «ВКонтакте». Геокэшинг позволил сплотить учащихся различных учебных заведений, вызвать интерес молодежи к истории и культуре своего города, а также внести определенный вклад в развитие индустрии туризма Великого Новгорода. Кроме того, участие в рамках проекта в экологических акциях позволило привлечь внимание молодого поколения к социальным и экологическим проблемам родного города.

Таким образом, педагогический потенциал игры геокэшинг включает:

1. Развивающие возможности: развитие внимательности, ловкости, памяти, творческого мышления, логики.

2. Образовательные возможности: ознакомление с историей, культурой, эко-системой, бытовыми условиями родного города, края и мира в целом; закрепление изученного материала в игровой форме (по истории, географии, ОБЖ, литературе, английскому языку и другим предметам); организация про-ектно-исследовательской работы по различным предметам и темам, составление геомаршрутов с последующей презентацией; обучение работе с GPS устройствами и картами.

3. Воспитательные возможности: развитие любви и уважения к малой Родине, формирование активной гражданской позиции при изучении исторических и культурных объектов, развитие ответственного отношения к природе и окружающей среде; популяризация активного созидательного отдыха и досуга; развитие умения работать в команде, активности, самостоятельности, выносливости и других качеств, необходимых при поиске и закладке тайников [8].

Сочетание различных видов деятельности в ходе поиска и закладки тайников, а также применение в игре информационных технологий позволяет педагогам использовать геокэшинг для решения самых разных задач обучения, воспитания и развития. Эта игра может выступать в качестве основы для разработки учебных и социальных проектов, как на уровне образовательного учреждения, так и на городском и областном уровнях, позволяя интегрировать формальное и неформальное образования, учебную и воспитательную деятельность.

1. Кудимова Н.В. Образовательный Геокэшинг в загородном лагере // Народное образование. 2013. № 3. С. 126129.

2. Панов А.А. Образовательный геокешинг — новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3. С. 165170.

3. Талагаева Ю.А. Геокешинг как способ укрепления межпредметных связей основ безопасности жизнедеятельности с другими учебными предметами // Научный альманах. 2016. № 1-2 (15). С. 306-309.

4. Bonilla Kara. Geocaching Finds Its Way To the Classroom [Электр. ресурс]. URL: https://www.geocaching.com/blog/2011/08/geocaching-finds-its-way-to-the-classroom/ (дата обращения 01.06.2016).

5. Болдырева Л. А. Игра на местности экогеокэшинг // Краеведение, экология и туризм в школе и вне школы: сборник методических материалов. Петрозаводск, 2015. С.64-67.

6. Федотова Л.А., Ященко Р.В. Организация самостоятельной работы студентов технического вуза с применением GPS-технологий при изучении гуманитарных дисциплин // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 9. № 11 (98). С. 147-148.

7. Дубровский А.В., Малиновский М.А. Геокэшинг — инновационный способ привлечения внимания к проблеме охраны памятников историко-культурного наследия // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. Т. 6. С. 71-74.

8. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Гео-кешинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. 36 с.

References

1. Kudimova N.V. Obrazovatel'nyy Geokeshing v zagorodnom lagere [Educational geocaching in an out-of-town camp]. Narodnoe obrazovanie, 2013, no. 3, pp. 126-129.

2. Panov A.A. Obrazovatel'nyy geokeshing — novaya forma raboty v dopolnitel'nom turistsko-kraevedcheskom obrazovanii detey [Educational geocaching — a new experience for the additional tourism and local lore children's education]. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya, 2015, no. 3, pp. 165-170.

3. Talagaeva Yu.A. Geokeshing kak sposob ukrepleniya mezhpredmetnykh svyazey osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti s drugimi uchebnymi predmetami [Geocaching as the means of strengthening of interdisciplinary connections with other educational subjects]. Nauchnyy al'manakh, 2016, no. 1-2 (15) , pp. 306309.

4. Bonilla Kara. Geocaching Finds Its Way To the Classroom. Available at: https://www.geocaching.com/blog/2011/08/geocaching-finds-its-way-to-the-classroom/ (accessed 01.06.2016).

5. Boldyreva L.A. Igra na mestnosti ekogeokeshing [A field game of geocaching]. Kraevedenie, ekologiya i turizm v shkole i vne shkoly: sbornik metodicheskikh materialov. Petrozavodsk, 2015, pp.64-67.

6. Fedotova L.A., Yashchenko R.V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studen-tov tekhnicheskogo vuza s primeneniem GPS-tekhnologiy pri izuchenii gumanitarnykh distsiplin [Organization of technical university students' unsupervised work in studying of humanitarian subjects with the help of GPS-technologies]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, vol. 9, no. 11 (98) , pp. 147-148.

7. Dubrovskiy A.V., Malinovskiy M.A. Geokeshing — innovatsionnyy sposob privlecheniya vnimaniya k probleme okhrany pamyatnikov istoriko-kul'turnogo naslediya [Geocaching as an innovation means for attracting attention to the problem of cultural-and- historical heritage protection]. Interekspo Geo-Sibir', 2011, vol. 6, pp. 71-74.

8. Patarakin E.D., Bykhovskiy Ya.S., Yastrebtseva E.N. Geokeshing, Geotagging, Flikr, Viki-Viki, Veb-blogi i

Zhivoy zhurnal v obrazovanii: Novoe pokolenie ucheb-nykh LifeJournal in education: New generation of educational

proektov gorodskikh ulits i setevykh soobshchestv projects on city streets and city communities]. Moscow,

[Geocaching, geotagging, Flickr, Wiki-Wiki, Web-blogs and 2005. 36 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.