Научная статья на тему 'Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста'

Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4786
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE SKILLS / CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесняк Ирина Валерьевна

В статье раскрыт потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей. Определены педагогические условия осуществления педагогического процесса, представлена авторская программа «Ступеньки творчества» и основные результаты ее внедрения в педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесняк Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THEATRE ACTIVITY IN FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

In clause potential of the dramatized activity in formation of communicative skills of children is revealed. The pedagogical conditions of realization of pedagogical process are determined, the author's program Steps of creativity and main results of its introduction in pedagogical process are submitted.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

УДК 374

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Ирина Валерьевна ЛЕСНЯК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

В статье раскрыт потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей. Определены педагогические условия осуществления педагогического процесса, представлена авторская программа «Ступеньки творчества» и основные результаты ее внедрения в педагогический процесс.

Ключевые слова: коммуникативные навыки; дети дошкольного возраста; культурно-досуговая деятельность.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества.

Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирова-

ния коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.).

Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников является, на наш

взгляд, одним из решений проблемы формирования коммуникативных навыков.

Цель исследования состояла в теоретическом обосновании процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Достижение цели было связано с последовательным решением нескольких задач:

1) Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности;

2) выявить организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности;

3) разработать и экспериментально апробировать модель формирования коммуникативных навыков дошкольников на основе использования средств театрализованной деятельности;

4) подобрать методики и с их помощью изучить сформированность коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

5) разработать и апробировать педагогическую программу по формированию коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Для решения первой задачи, связанной с определением сущности и специфики формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности, был осуществлен анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы.

Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что формирование коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности является актуальным. В современной науке об общении существует столь огромное количество несовпадающих определений, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, по словам А.А. Леонтьева, самостоятельной научной проблемой.

Исходя из сложности общения, его функции в психологии делят на вербальные, невербальные, интерактивные и перцептивные.

При изучении процессов общения зарубежные исследователи первыми стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественны-

ми учеными. Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многофункциональную систему взаимодействия людей.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуальноличностных особенностей общающихся.

В совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами человеческого поведения, которое порождает новые социально-психологические образования. В различных формах общения практически реализуются и, что очень важно, регулируются общественные отношения.

Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий способствует формированию у дошкольников коммуникативных навыков и активного участия в жизни общества в дальнейшем.

Выявлено, что театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся, прежде всего, в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментно-сти восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т. п. Это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет исполь-

зовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности происходит при следующих организационно-педагогических условиях:

- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных навыков;

- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности;

- создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность;

- осуществление систематизации

средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

На основе вышеизложенного нами определена сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности, представляющая собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Кроме того, нами определена специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности, которая заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики,

речи, пения и т. п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

Следующая задача состояла в том, чтобы разработать модель формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности.

В разработанную нами педагогическую модель включены взаимосвязанные компоненты, призванные и способные последовательно и максимально эффективно осуществлять формирования коммуникативных навыков дошкольников: цель, основополагающие ориентиры, принципы, условия, этапы организации педагогической деятельности, функции, формы, методы, критерии оценки, предполагаемый результат деятельности.

Среди основополагающих ориентиров педагогической деятельности мы выделили следующие:

- формирование познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации;

- развитие игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях;

- развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений;

- развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией;

- развитие эстетического чувства;

- формирование способности творчески относиться к любому делу;

- овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства;

- вовлечение в процесс постановки недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность.

Успешное решение поставленных задач возможно только при построении педагогической деятельности на основе определенных принципов обучения. Наиболее важными являются, на наш взгляд, следующие: доступности, индивидуализации, система-

тичности, специфичности театральной деятельности, комплексности, импровизацион-ности, интегративности.

Были определены функции, методы, формы педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков.

Разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет сформи-рованность коммуникативных навыков дошкольников.

Теоретический анализ литературных источников потребовал экспериментальной проверки сделанных выводов на практике.

Для решения следующей задачи мы изучали уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников.

Всего исследованием было охвачено 180 человек: 81 ребенок старшего дошкольного возраста (5-7 лет), 83 родителя, 16 педагогов.

I этап эксперимента (констатирующий) предполагал изучение уровня сформирован-ности коммуникативных навыков дошкольников, для чего было необходимо подобрать методики, адекватные задачам исследования, провести анкетирование педагогов и родителей, сделать выводы.

II этап эксперимента (формирующий) заключался в разработке и внедрении педагогической программы по формированию коммуникативных навыков дошкольников на основе театрализованной деятельности.

III этап эксперимента (контрольный) предполагал качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования.

Констатирующий эксперимент проводился в течение 2007-2008 гг.

Прежде всего, была разработана анкета для педагогов, состоящая из 20 вопросов, направленная на выявление особенностей сформированности коммуникативных навыков дошкольников.

За каждый ответ испытуемый получал определенное количество баллов. За ответ «да» - 1 балл, за ответ «скорее да, чем нет» -2 балла, ответ «скорее нет, чем да» оценивался 3 баллами, за ответ «нет» ставилось 4 балла. Таким образом, максимальное общее количество баллов равнялось 80, а минимальное - 20 баллам.

У каждого испытуемого определялся уровень сформированности коммуникативных навыков с использованием следующей шкалы: от 61 до 80 баллов - высокий уровень сформированности коммуникативных навыков; от 41 до 60 баллов - средний уровень сформированности коммуникативных навыков; от 20 до 40 баллов - низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.

1. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. У детей наблюдаются большие трудности в развитии эмоциональной сферы и коммуникативных навыков: недостаточно сформированы умения различать и выражать эмоции и чувства. У детей отмечается отсутствие умений самостоятельно устанавливать контакты, умения отстаивать свою позицию. При попытках наладить контакт с детьми этой группы они могут замыкаться в себе, не вступать в контакт. Не умеют вести диалог, дискуссию. Отмечается неадекватность в общении, позитивные связи со сверстниками, взрослыми не устанавливаются, эмоциональное состояние неудовлетворительно.

2. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков. Характеризуется также недостаточным развитием коммуникативных навыков. У детей недостаточно хорошо сформированы умения устанавливать контакты, поэтому наблюдается снижение интереса к общению с другими людьми. У детей снижена способность слушать и понимать других людей. В контактах дети могут быть пассивны, неинициативны, неуверенны в себе. Может отмечаться неадекватность в общении, позитивные связи со сверстниками, взрослыми устанавливаются не всегда, эмоциональное состояние не всегда удовлетворительно.

3. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков. Дети отличаются наличием таких особенностей, где присутствует достаточно высокое развитие эмоциональной сферы: сформировано умение различать достаточно тонкие эмоции, называть их, осознавать собственные чувства и эмоции, а также чувства и эмоции других людей. У детей выражено стремление устанавливать контакты, развито умение слушать и понимать других, сформировано позитивное отношение к взрослым и сверстникам. Дети легко идут на контакт, легко включаются во

взаимодействие с другими людьми. Умеют вести диалог, дискуссию. Отмечается адекватность в общении, выражающаяся в установлении позитивных связей со сверстниками, взрослыми и удовлетворительном эмоциональном состоянии.

Дети, входящие в экспериментальную группу (36 человек) - посещающие МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» г. Лянтор Сургутского района ХМАО-Югра, в соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативных навыков распределились следующим образом (рис. 1).

В контрольной группе, в которую вошли 45 детей, посещающих МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка», испытуемые были также условно распределены на группы (рис. 2).

Сравнив данные, полученные в экспериментальной и контрольной группах, мы отметили, что результаты примерно одинако-

вы, а уровень сформированности коммуникативных навыков у большинства детей дошкольного возраста недостаточно высокий. Решение проблемы, на наш взгляд, оказывается возможным на основе использования потенциала театрализованной деятельности.

Формирующий эксперимент проводился с 2008-2010 гг. В нем принимали участие 180 человек: 81 ребенок старшего дошкольного возраста (5-7 лет) - те же, которые

принимали участие в констатирующем эксперименте, 83 родителя, 16 педагогов.

Разработка и апробация педагогической программы «Ступеньки творчества» направлена на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Цель программы - создание максимально благоприятных условий для формирования у детей коммуникативных навыков через театрализованную деятельность.

Рис. 1. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативных навыков (констатирующий эксперимент)

Рис. 2. Условное распределение детей контрольной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативных навыков (констатирующий эксперимент)

Задачи программы:

1) пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства;

2) формировать у детей умения налажи-

вать партнерские отношения через театрализованную деятельность. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально -

положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе;

3) развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности;

4) формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль актера или зрителя. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

Программа театрализованного кружка рассчитана на 2-летний срок обучения детей от 5 до 7 лет.

Театрализованная деятельность дошкольников на занятиях базируется на принципах развивающего обучения. Методы и формы организации всех видов театрализованной деятельности осуществляются с учетом закономерности развития ребенка.

Программа включает в себя 4 блока.

Блок I состоит из пяти разделов работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада.

1. Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.

2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие

развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.

4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

5. Работа над спектаклем - вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

Блок II включает в себя работу с родителями и педагогами детского дошкольного учреждения по формированию творческих способностей, коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Привлекая внимание родителей к театрализованной деятельности детей, подчеркивая успехи ребенка. работа по программе «Ступеньки творчества» способствует возрождению семейной традиции устройства домашнего театра.

Блок III. Анализ деятельности детей: уровень образованности воспитанников в программе определяется с учетом последовательности приобщения ребенка к социальному опыту.

Блок IV. Приложение к программе. Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсце-

нировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социальноэмоциональному развитию детей.

Предполагаемым результатом должно было стать повышение уровня сформирован-ности коммуникативных качеств дошкольников.

Педагогическая программа «Ступеньки творчества» была внедрена в педагогический процесс МДОУ детского сада общеразвивающего вида «Ромашка» г. Лянтор Сургутского района ХМАО - Югра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После осуществления целенаправленной педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в театрализованной деятельности по разработанной нами программе «Ступеньки творчества» мы провели повторное анкетирование, применяемое нами в констатирующем эксперименте для изучения сформиро-ванности коммуникативных навыков дошкольников.

В соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативных навыков все дети экспериментальной группы (36 человек) условно были распределены на группы (рис. 3).

В контрольной группе, в которую вошли 45детей, посещающих МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка», и с которыми работа по программе «Ступеньки творчества» не проводилась, испытуемые были также проанкетированы, что позволило затем условно распределить их на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативных навыков (рис. 4).

Анкетирование показало, что уровень сформированности коммуникативных навыков у большинства детей экспериментальной группы повысился.

Контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Рис. 3. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативных навыков (формирующий эксперимент)

33%-

высокии

низкий среднии

уровень уровень

Рис. 4. Условное распределение детей контрольной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативных навыков

Рис. 5. Результаты сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов: количество детей в соответствии с уровнями сформированности коммуникативных навыков в экспериментальной группе

Результаты сравнительного анализа показали, что на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста положительно повлияли мероприятия, осуществляемые в соответствии с разработанной нами программой «Ступеньки творчества», поскольку наблюдается четкая положительная динамика (рис. 5).

Таким образом, проведя сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, мы можем сделать вывод, что проведение педагогической работы с детьми по разработанной нами педаго-

гической программе способствовало повышению уровня сформированности коммуникативных навыков. Отсюда следует, что применение разработанной нами программы целесообразно, что полностью подтверждает возможности реализации потенциала средств театрализованной деятельности, разработанных организационно-педагогических условий и правильность выдвинутой нами гипотезы.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

UDC 374

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THEATRE ACTIVITY IN FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

Irina Valeryevna LESNYAK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

In clause potential of the dramatized activity in formation of communicative skills of children is revealed. The pedagogical conditions of realization of pedagogical process are determined, the author's program “Steps of creativity” and main results of its introduction in pedagogical process are submitted.

Key words: communicative skills; children of pre-school age; cultural and leisure activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.