Научная статья на тему 'Педагогический опыт обучения технике чтения в мультимедийной среде'

Педагогический опыт обучения технике чтения в мультимедийной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / ОПЫТ / ТРЕНИРОВКА / КОНТРОЛЬ / READING / MULTIMEDIA / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / TECHNIQUES OF READING / EXPERIENCE / TRAINING / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анна Владимировна

В статье рассматривается педагогический опыт обучения технике чтения в мультимедийной среде, исследуются основные подходы применения мультимедиа при обучении чтению, принципы обучения, которые реализуются при обучении в мультимедийной среде. Автор анализирует практику применения мультимедиа, определяет ее характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF TEACHING TO READ IN MULTIMEDIA

The article deals with pedagogical experience of teaching to read in multimedia, it is investigated the basic approaches of using multimedia in teaching to read, principles of teaching, which are realized by teaching with multimedia. The author analyzes the practice of using multimedia, defines its characteristics.

Текст научной работы на тему «Педагогический опыт обучения технике чтения в мультимедийной среде»

УДК 14.35.09

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ

© Анна Владимировна ПОПОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры русского языка как иностранного, e-mail: Annavpi@yandex.ru

В статье рассматривается педагогический опыт обучения технике чтения в мультимедийной среде, исследуются основные подходы применения мультимедиа при обучении чтению, принципы обучения, которые реализуются при обучении в мультимедийной среде. Автор анализирует практику применения мультимедиа, определяет ее характеристики.

Ключевые слова: чтение; мультимедийная среда; мультимедийные технологии; техника чтения; мультимедиа; опыт; тренировка; контроль.

Мультимедийная среда, объединив звуковое изображение и анимацию в единое целое, все более становится полифункциональ-ным средством обучения, положительно воздействуя на обучаемых. Мультимедиа представляет собой область компьютерной технологии, связанную с использованием информации, имеющую различное физическое представление (текст, графику, рисунок, звук, анимацию, видео) и существующую на различных носителях. Мультимедийные технологии в обучении представляют собой совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием аппаратных и программных средств компьютера продуцировать, обрабатывать и хранить, передавать информацию, представленную в различных формах.

Педагоги отмечают, что внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс при обучении чтению обеспечивает возможность «реализовывать представление учебной информации в виде четкой идейнопонятийной структуры аудиовизуальных образов» [1, с. 61-63].

По наблюдениям педагогов, использующих мультимедиа в обучении чтению, мультимедийная среда реализует такие возможности мультимедиа при обучении чтению, как появление новых форм предъявления информации для обучения чтению; возрастание объема и емкости информации, а также доступности интеллектуальных ресурсов (например, посредством сети Интернет); реализацию новых форм обучения технике чтения.

Образовательный процесс с использование мультимедиа создается при помощи комплекса педагогических условий для эф-

фективного развития у обучающихся понятийно-образного мышления в процессе формирования интегративных понятий.

Использование мультимедийных технологий способствует усилению позитивной мотивации обучаемых. Мотивация, интерес и потребность к познанию - все это есть стимулы и главные факторы активизации учебной деятельности. При обучении технике чтения в мультимедийной среде возникает интерес к обучению благодаря таким особенностям мультимедиа, как создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации; создание иноязычной среды при обучении чтению, в которой главную роль играет аутентично-звучащая речь; усиление наглядности обучения; создание условий, дающих возможность индивидуального подхода и индивидуального обучения чтению; увеличение времени, необходимого каждому обучаемому, для работы над техникой чтения.

Кроме того, исследователи отмечают, что эффективность применения мультимедиа зависит от степени индивидуализации обучения, которая при обучении чтению может быть обеспечена тем, что обучаемый получает возможность выбора режима обучения чтению (по крайней мере, выбора режима, скорости обучения, подсказки); обучаемый может перед очередной выдачей новой порции материала проводить входное тестирование для определения подготовленности и установления уровня обученности, после чего должно приниматься решение о дальнейшем количестве нового материала, дальнейшем ходе обучения; возможность обучаемого получить пооперационный контроль, кото-

рый может представлять собой не только выдачу результата, но и анализ ошибок (это может быть сравнение ответов учащихся с эталоном плюс комментарии машины) [2, с. 95; 3, с. 152; 4].

Е.И. Машбиц, анализировавший использование педагогами технологий мультимедиа в учебном процессе, отметил требования к организации компьютерной обучающей системы:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет возможностей постепенного продвижения к цели по этапам различной сложности;

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов;

- осуществление самоконтроля и само-коррекции;

- обеспечение возможности тренажа;

- наглядность в демонстрации динамики изучаемых процессов, графическая интерпретация исследуемых закономерностей;

- моделирование изучаемых процессов с управлением ими самим обучаемым;

- создание и использование информационных управляемых баз данных, необходимых как при организации, так и при проведении учебно-воспитательного процесса;

- усиление мотивации обучения за счет изобразительных средств программы или за счет игровых ситуаций.

Исследователи отмечают, что в мультимедийной среде происходит реализация основных методических, дидактических, педагогических принципов интерактивного обучения в компьютерной среде [5; 6].

Методическими принципами при обучении технике чтения являются индивидуальный темп работы; многократность предъявления; индивидуализация (для слабых -мультимедиа реализует стратегию повторения прочитанного (неоднократно обращаясь к одному и тому же материалу), для сильных - программа обеспечивает возможность проявления интеллектуальной инициативы со стороны учащегося, направляет его на исследование и осознание условий учебной деятельности; открывает пути коллективного взаимодействия, т. е. компьютер становится важнейшим средством дальнейшего интеллектуального роста и умственного развития обучающихся); оперативность; способность к

управлению; дробление материала на небольшие порции; смена одного задания другим.

Дидактические принципы включают в себя создание обучающей среды с ярким и наглядным представлением информации, используя различные приемы (подчеркивание, указательные стрелки, нестандартное расположение на экране, цветное изображение, звуковое сопровождение); презентация учебного материала, включая интерактивные приложения; организация тренировки с привлечением большого количества примеров и возможность обращения к необходимой формации при выполнении практических заданий.

Следовательно, можно говорить о 3 компонентах, содержащихся в мультимедийных тренажерах по обучению технике чтения: презентационная составляющая, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний учащихся; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащихся.

При обучении чтению в мультимедийной среде на начальном этапе можно использовать мультимедиа в двух направлениях:

1) как инструмент, служащий для наглядного объяснения нового материала и увеличения внимания учеников;

2) как помощник, способствующий тренировке и закреплению изученного материала.

Характерными особенностями мультимедиа, таким образом, при обучении чтению являются:

- активная позиция учеников (индивидуальный выбор последовательности и темпа изучения учебного материала из числа возможных);

- возможность тренировать технику чтения в мультимедиа самостоятельно;

- информационная насыщенность и гибкость методики обучения с мультимедийными программными средствами обучения (регулирование скорости обучения, сопровождение слов картинкой или звуком, оптимизация нагрузок);

- использование информационной среды, которая дает ученику оптимальную нагрузку и стимулирует к изучению языка.

Так как мультимедиа позволяет применять различные способы обучения, включая графику, звук, изображение, текст и пр., воз-

можны такие методы преподавания, как показ, объяснение, организация тренировки, организация практики, контроль за обучением. Соответственно, мультимедийные технологии, непосредственно участвующие в учебном процессе и играющие в нем заметную роль, имеют учебные и обучающие функции. Учебные функции связаны с помощью учителя в реализации учебного процесса. Обучающие функции - с управлением обучением путем непосредственного взаимодействия с учащимися без участия учителя.

Следовательно, мультимедийные пособия особенно полезны в тех случаях, когда они:

- обеспечивают практически мгновенную обратную связь благодаря свойству интерактивности;

- помогают быстро найти необходимую информацию, поиск которой замедляется при традиционном режиме работы (мультимедиа обладает повышенной результативностью поиска);

- существенно экономят время при многократных обращениях к объяснениям -на экран выводится не только текст, но и демонстрируется или моделируется объяснение;

- позволяют быстро проверить знания по определенному разделу;

- дают возможность обновить информацию, необходимую для учебного процесса, например, с помощью сети Интернет.

Вышесказанное означает, что мультимедийная среда при обучении чтению представляет собой продукт, обеспечивающий эффективное обучение школьников в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктирования переходит к консультированию учащихся. Каждый выделенный заранее смысловой фрагмент состоит из материала, который «объясняется с помощью интерактивных методов, и заканчивается практическими занятиями, на которых отрабатываются упражнения, и контрольным занятием (тестом)» [7, с. 64].

Мультимедиа существенно экономит время учащихся, затрагиваемое на поиск учебного материала при повторении или при поиске забытых правил. Отсюда важная особенность и преимущество мультимедиа -наличие хорошо разработанных гиперссылок и словаря. Речь не идет о том, что при обучении технике чтения мультимедийное пособие

может копировать обычный учебник, состоящий из подобранных текстов и иллюстраций. Эффективным является использование, например, материала для чтения вместе с подсказками при объяснении правила чтения. Если в печатном учебнике находится сноска на другую страницу или параграф, то в мультимедийном пособии ссылка появится при наведении курсора на указанное место рядом с изучаемым элементом [8, с. 80; 9, с. 268].

Таким образом, обобщая накопленный педагогический опыт по обучению технике чтения в мультимедийной среде, можно выделить основные, наиболее важные особенности применения мультимедиа в обучении:

- адекватность программы - используемые мультимедийные пособия обеспечивают выполнение поставленных задач;

- все компоненты программы функционально связаны, дополняют друг друга и подчиняются единому методическому замыслу;

- содержание и методика обучения в мультимедиа ориентируется на пользователя, учитывая его возрастные и психологические особенности, а также индивидуальные способности обучаемого;

- соблюдение преемственности между тем, что учащиеся знают и умеют к моменту работы с мультимедийной программой, и учебным материалом, учебными заданиями, которые представлены в программе;

- овладение навыками и знаниями проводится последовательно, от простого к сложному, обеспечивая устойчивое и осознаваемое обучающимися продвижение вперед, при условии использования разнообразных форм предъявления материала и учебных заданий;

- максимальное обеспечение активности обучающегося, возможность самостоятельного поиска не только правильного ответа, но и способа его нахождения, выбор обучающимся учебных целей и путей их достижения в зависимости от своих конкретных потребностей;

- относительная свобода действий обучающегося, которая, однако, не является бесконтрольной, это обеспечивается за счет реализации интерактивности (обратной связи), посредством которой программа осуществляет не только контроль и коррекцию, но и

организацию всей работы. Успех обучающей программы в отношении выполнения ею функции «наставника» зависит от того, насколько надежно она управляет процессом обучения и насколько своевременным, точным и соответствующим является предоставление обратной связи, помощи и рекомендаций;

- анализ сделанных обучающимися ошибок при выполнении тестовых тренировочных упражнений, который состоит не только из простой констатации «верно -неверно», но и включает глубокий анализ и ссылки на изученный материал, по которому были сделаны ошибки;

- доступность по техническим параметрам, приятный интерфейс, ясные и четкие объяснения относительно техники выполнения заданий, наличие многочисленных разветвлений программы. Возможность прерывания программы в любое время с сохранением достигнутых к этому моменту результатов обучения и продолжения занятия с того места, на котором оно было прервано;

- высокое качество предъявляемых материалов, что относится к их содержанию (включая отсутствие ошибок), звуку и изображению.

1. Практическое использование электронных учебных пособий в образовательном процессе: сборник материалов научно-практической конференции. Уфа, 2005.

2. Вершинина М.В. Мультимедиа в практике преподавания иностранных языков. М., 2007.

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987.

4. Саввинов Т.Т., Данилов ДА., Барахасанова Е.А. Информационные технологии в сфере образования. М., 2003.

5. Коляго А.А. Формирование коммуникативных умений будущего учителя средствами мультимедиа в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2009.

6. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии. М., 2007.

7. Спичко И.А. Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания английского языка. М., 2007.

8. Сагадиева З.З. Практическое использование электронных учебных пособий в образовательном процессе. М., 2005.

9. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004.

Поступила в редакцию 22.07.2011 г.

UDC 14.35.09

PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF TEACHING TO READ IN MULTIMEDIA

Anna Vladimirovna POPOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Russian Language as Foreign Department, e-mail: Annavp1@yandex.ru

The article deals with pedagogical experience of teaching to read in multimedia, it is investigated the basic approaches of using multimedia in teaching to read, principles of teaching, which are realized by teaching with multimedia. The author analyzes the practice of using multimedia, defines its characteristics.

Key words: reading; multimedia; multimedia technologies; techniques of reading; experience; training; control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.