Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг успешности воспитательного процесса в лицее'

Педагогический мониторинг успешности воспитательного процесса в лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова О. Г.

В статье рассматриваются различные подходы к определениям понятия «воспитательный процесс» и «успешность воспитательного процесса», принципы педагогического мониторинга успешности воспитательного процесса, соответствующие этапы реализации педагогического мониторинга, анализ полученных результатов, выработка педагогического диагноза и учет условий, обеспечивающих успешность воспитательного процесса в лицее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг успешности воспитательного процесса в лицее»

ББК 74.200 УДК 373

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛИЦЕЕ

О.Г. Степанова МОУ Лицей N9 1

В статье рассматриваются различные подходы к определениям понятия «воспитательный процесс» и «успешность воспитательного процесса», принципы педагогического мониторинга успешности воспитательного процесса, соответствующие этапы реализации педагогического мониторинга, анализ полученных результатов, выработка педагогического диагноза и учет условий, обеспечивающих успешность воспитательного процесса в лицее.

Одним из понятий педагогической науки сегодня является понятие успешности воспитательного процесса. Специфика этого понятия определяется стремлением дать качественную и количественную характеристику результатам воспитания. Возведение успешности воспитательного процесса в ранг важнейшего фактора преобразования и переосмысления ценностей образования следует рассматривать как приоритетное направление образования и реформирование системы образования и показателя качества образования для современной корректировки его структуры и содержания.

Под успешностью воспитательного процесса мы понимаем эффективность содействия актуализации, развитию и проявлению учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, субъект-ности, готовности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Механизмом, обеспечивающим отслеживание успешности воспитательного процесса и способствующим повышению его результата, должен стать педагогический мониторинг воспитательного процесса. Речь идет о создании условий осознанного выбора воспитательной системы, обеспечивающей независимость подрастающего поколения в современном обществе.

Создание подобного рода организованных систем, дающих высокий педагогический эффект в виде успешности воспитания рассматривается в работах Ш.А. Амонашви-ли, Б.С. Гершунского, В.А. Караковского, И.Я. Лернера, М.М. Поташника, Н.Е. Щур-ковой, И.С. Якиманской и других.

Проблеме педагогического мониторинга посвящены работы О.А. Абдудиной, Н.В. Абрамовских, В.И. Андреева, А.С. Белкина,

B.Д. Жаворонкова, В.А. Калъней, Л.П. Качаловой, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, А.А. Орлова,

C.Н. Силиной, С.Е. Шишова и других. Место мониторинга в образовательной системе определяется В.В. Гузеевым, И.М. Кондаковым, А.Н. Майровым, Д.Ш. Матросом, Н.Н. Мельниковой и др.

Исходя из анализа сущности и содержания мониторинга становится очевидным, что, во-первых, мониторинг - это процесс наблюдения за объектом, оценивания его состояния, осуществления контроля за характером происходящих изменений и предупреждения нежелательных тенденций развития. Мониторинг осуществляется через определенные системы, выполняющие соответствующие функции. Во-вторых, мониторинг имеет адресность и предметную направленность, то есть применяется к конкретным объектам и процессам, для решения конкретно поставленных задач. В-третьих, мониторинг представляет собой непрерывный процесс, организуемый на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние происходящих процессов, осуществлять их прогноз и коррекцию и на основе полученной информации принимать управленческие решения [1].

Мы за основу ведущего определения берем определение профессора А.С.Белкина, который рассматривает педагогический мониторинг как процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностичес кого, планово-дея-тельностнош слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения.

Общими признаками педагогического мониторинга являются: включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составляющего элемента; наличие целей педагогического оценивания состояния образовательного процесса; педагогическое прогнозирование и коррекция дальнейшего развития наблюдаемого объекта; систематичность и непрерывность педагогического мониторинга, научная обоснованность его проведения; использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами.

Для определения особенностей педагогического мониторинга успешности воспитательного процесса в лицее необходимо проанализировать состояние проблемы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «воспитательный процесс».

Мы рассматриваем воспитательный процесс как развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному результату, изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности воспитанника, к саморазвитию. Причем, в ходе воспитательного процесса все в движении, в изменении: и учитель, и учащиеся, и само качество учебно-воспитательного процесса [2].

В то же время это воспитательный процесс - это система профессиональной деятельности педагогов, состоящая из трех ключевых моментов, выстраиваемых в гармоничном согласии с природой становления социальных отношений личности, (эти элементы не что иное, как объективные факторы развития личности ребенка, но лишь педагогически интерпретированные): «воспитывающая среда», «воспитывающая деятельность» и осмысление мира и себя в этом мире.

Ориентирами воспитательного процесса школы являются следующие положения: во-первых, это свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника и формы воспитательной работы, которые должны быть приняты воспитанником как личностно значимые; во-вторых, одной из характерных особенностей воспитательного процесса становится личностная ориентированность; в-третьих, это главный инструмент ориентации школьников на подлинные духовные ценности.

В соответствии с описанным выше пониманием сущности понятия «воспитательный процесс» и «успешность воспитательного процесса» мы под педагогическим мониторингом успешности воспитательного процесса в лицее понимаем процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогнос-тического, планово-деятельностного слежения за состоянием и изменением показателей воспитанности учащихся с целью наиболее оптимального выбора воспитательных средств, который позволит не только получать достоверную и достаточно полную информацию о качестве воспитательного процесса в лицее, но и выявить пути достижения более эффективных результатов.

На основе принципов педагогического мониторинга содержание принципов успешности воспитательного процесса в лицее нами определено следующим образом:

Принцип непрерывности указывает на то, что мониторинг должен являться целостной, динамической и развивающейся системой воспитательного процесса.

Принцип научности утверждает необходимость строить мониторинг на научнообоснованных характеристиках воспитательного процесса.

Принцип целесообразности указывает, что педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством изучения и надежным инструментом воспитательного процесса.

Принцип диагностико-прогностической направленности декларирует, что полученная в ходе научно-исследовательского слежения информация должна быть соотнесена с заранее разработанными критериями, показателями успешности воспитательного процесса.

Принцип прогностического мониторинга показывает, что смысл педагогического мониторинга успешности воспитательного процесса в лицее состоит в том, чтобы сделать заключение о тенденциях его развития и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на развитие положительных и трансформацию нежелательных явлений.

Принцип целостности и преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления воспитательным процессом указывает, что мониторинг представляет собой научно-обоснованное изучение воспитательного процесса.

Степанова О.Г.

Педагогический мониторинг успешности ______воспитательного процесса в лицее

В ходе теоретического осмысления проблемы нами определен алгоритм педагогического мониторинга успешности воспитательного процесса в лицее, который состоит из ряда логически и содержательно взаимосвязанных этапов: подготовительный, исходнодиагностический, процессуально-содержательный, коррекционный, итогово-диагностический.

На подготовительном этапе решались задачи: определение ведущих тенденций воспитания и выработка на этой основе направлений организации и содержания воспитательного процесса в лицее как конкретном учебном заведении; разработка модели воспитательной системы лицея; разработка социально-значимых уровней и показателей оценки состояния воспитательного процесса на различных этапах.

При решении задач данного этапа мы исходили из основных направлений осуществления воспитательного процесса в лицее, решаемых в деятельности шести основных блоков, направленных на развитие личности: первый блок - общение в семье; второй блок -через основное образование в системе лицея; третий блок - через дополнительное образование в творческих объединениях, клубах, секциях; четвертый блок - через участие в учреждениях дополнительного образования; пятый блок - через участие в различных видах деятельности; шестой блок - через участие в деятельности и общение в социуме.

Критерии и показатели мы определяли по следующему ряду. Для блоков воспитательной системы - учащиеся - продуктивность деятельности, критерием являются ценностные отношения к окружающему, которые включают знания об окружающем мире, умения взаимодействовать с окружающим миром и отношения к жизни и ценностям человеческой жизни. Для педагогов критериями эффективности являются признаки, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты деятельности и дать им оценку, т.е. продуктивность труда учителя. Для родителей мы выделяем основным показателем приобретение нового социально-педагогического опыта воспитания детей, стремление к взаимодействию со школой в воспитательном процессе.

На исходно-диагностическом этапе анализ результатов диагностики субъектов воспитательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) позволил констатировать, что воз-

никла потребность в изменении подхода к осуществлению воспитательного процесса.

Независимая экспертиза воспитательного процесса позволила выявить основные направления деятельности, на которые следует обратить внимание: активизировать и расширять возможности учащихся в выборе образовательных микросред (кружков, клубов, среды общения); создать условия для педагогов и стимулировать их к разработке авторских воспитательных программ; поднять уровень включенности в концепцию развития лицея педагогов, родителей и самих учащихся; выявить параметры удовлетворенности образовательной средой учащихся, педагогов и родителей.

Мониторинговая оценка показателей успешности воспитательного процесса показала, что 57% учащихся находятся на достаточном уровне воспитанности, на продвинутом 23%, на творческом 20%; педагоги распределились по уровням: 59% - на достаточном, 30% - на продвинутом и 11% - на творческом; родители соответственно - 68%, 23% и 9%.

Анализ полученных результатов, выработка педагогического диагноза и учет условий, обеспечивающих успешность воспитательного процесса в лицее, позволил перейти к процессуально-содержательному этапу, в ходе которого проводилась конкретная педагогическая и организационная работа, направленная на решение выявленных в результате второго этапа воспитательных проблем; разрабатываются программы воспитательной системы лицея № 1 и технология их реализации.

Чтобы определить состояние воспитательной системы и характер успешности воспитательного процесса мы оказались перед необходимостью изучения воспитанности учащихся. В процессе исследования мы выстроили алгоритм изучения воспитанности учащихся. Первый этап - это осмысление педагогическим коллективом целей и задач воспитания, анализ конкретно предлагаемой программы воспитания учащихся и процедур мониторингового изучения личностных достижений учащихся. Второй этап - это этап целенаправленного наблюдения, изучения и анализа — составление предварительной характеристики воспитанности школьников классным руководителем. Третий этап привлечение к анализу воспитанности самих учащихся, родителей и педагогов.

На данном этапе уровни успешности воспитательного процесса распределились сле-

дующим образом: учащиеся, находящиеся на достаточном уровне воспитанности (33%), на продвинутом (43%), на творческом (27%); педагоги распределились по уровням: 39% - на достаточном, 30% - на продвинутом и 31% -на творческом; родители как субъекты воспитательного процесса соответственно по уровням: 58%, 13% и 29%.

На коррекционном этапе (после анализа промежуточной информации на процессуаль-но-содержательном этапе) происходило непосредственное устранение причин, тормозящих развитие процесса воспитания, совершенствовалось процессуально-технологическое обеспечение данного процесса посредством приемов и методов, адекватным воспитательным задачам, внесение корректив с учетом изменившихся условий.

В ходе этого этапа проводится педагогическая коррекция, направленная на решение выявленных проблем и отклонений в результате мониторинга воспитательного процесса. Выявление конкретных причин отклонения в поведении отдельных учащихся позволило нам понять, что зачастую такие дети лишь отчасти борются за свое выживание и самосохранение и громадная психологическая энергия у них уходит на сохранение своего Я. С другой стороны, это еще и некоторый компромисс в преодолении неприятия их другими.

Нами были составлены памятки - рекомендации по оказанию педагогической поддержки учащимся, основные правила, которые должны быть положены в основу воспитательного взаимодействия: проявление терпения и честности в отношении к ученику; вера в здравый смысл ребенка и максимальное доверие ему; поощрение любых проявлений самостоятельности; побуждение стремления находить проблемы и попытки самому решить их; демонстрация ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не за его успехи; развитие позитивного восприятия своих способностей.

Программа включенного изучения ребенка в семье помогла нам преодолеть пассивность некоторых родителей; позволила создать доверительные отношения с родителями; позволила последовательно приобщить родителей к анализу воспитанности своих детей, вскрывать причины отклонений в поведении, направлять родителей на сознательное овладение конкретными приемами и методами воспитания детей и -

что самое важное для нас - такая работа усилила влияние семьи на воспитание детей.

Завершающим этапом в алгоритме педагогического мониторинга успешности воспитательного процесса в лицее стал итогово-диагностический, задачами которого являлись: конечная оценка состояния объекта педагогического мониторинга, уточнение итоговых результатов, сопоставление с первоначальными результатами, установление степени эффективности проведенной работы.

Диагностика и анализ успешности воспитательного процесса были направлены на выяснение особенностей мотавационно-личност-ной сферы учащихся (интерес к познавательной деятельности, потребность в саморазвитии); на особенности поведения и общения (взаимодействие с педагогами, сверстниками, родителями, поведенческая регуляция); отношения школьников к миру (готовность к социально-ответственному поведению, эмоцио-нально-положительное восприятие своих отношений со взрослыми и сверстниками, сохранение своей индивидуальности); отношение к себе (позитивная Я - концепция, адекватность поведения); отношение к труду (понимание смысла познавательной деятельности); отношение к здоровью (осознание персональной ответственности за свое здоровье психическое, физическое и духовное).

Как показывают данные, на итоговодиагностическом этапе уровень успешности воспитательного процесса в лицее составил 87,9%. Анализ изменений, произошедших в уровнях успешности воспитательного процесса, свидетельствует о положительной динамике, что свидетельствуют о том, что педагогический мониторинг содействует успешности воспитательного процесса в лицее, и мы можем сделать вывод, что выдвинутые положения гипотезы исследования подтвердились.

Литература

1. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного прогресса / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Стина. - Шад-ринск: Изд-во ШГПИ, 1998. -147 с.

2. Маленкова, Л. И. Приемы, педагогическая техника воздействия в процессе воспитания/Маленкова Л. И. // Теория и метолика воспитания: учеб. пособие - М.: Пед. общество России, 2002. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.