Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста среднего профессионального образования'

Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / MONITORING / QUALITY EDUCATION / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / INDIVIDUALLY-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиновская Т. С.

Инновационные процессы, поиски резервных возможностей повышения качества подготовки специалиста среднего профессионального образования требуют принципиально нового подхода к диагностике развития и саморазвития образовательных систем. Критериями, позволяющими судить о качестве среднего профессионального образования, являются профессиональная обученность, профессиональные компетенции и профессиональная направленность личности обучающегося. В статье рассмотрено содержание педагогической деятельности на каждом из этапов мониторинга качества подготовки специалиста среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL QUALITY MONITORING TRAINING SPECIALIST SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Innovation, the search for spare capacity to improve the quality of specialist training of secondary vocational education require a new approach to diagnosis and self-development of educational systems. The criteria for judging the quality of vocational education are vocational training, professional competence and professional orientation of the individual student. Examined the content of educational activities at each of this Stand-quality monitoring specialist training of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста среднего профессионального образования»

Описанные выше виды уроков, позволяют успешно организовать комплексное усвоение компетенций исследовательского характера на основе компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности школьников при изучении курса ОБЖ.

Библиографический список

В заключении хочется отметить, что на основе разработанных нами технологии учебно-исследовательских заданий по ОБЖ у учащихся повышается интерес к данному предмету, активизируется учебно-исследовательская деятельность школьников по ОБЖ, и тем самым, формируются и развиваются исследовательские компетенции.

1. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: программа для общеобразовательных учреждений. - М., 2008.

2. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.,

2009.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский [и др.]. - М., 2009.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.Л.Воробьева. - М., 2009.

5. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 - 8 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2008.

6. Примерные программы основного общего образования. ОБЖ - М.: Просвещение, 2010.

7. Поливанова, К.Н. Психологическое сопровождение подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1.

8. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М., 2008.

9. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно - содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. - М.,

1999.

Bibliography

1. Latchuk, V.N. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: programma dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. - M., 2008.

2. Programmih obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: 5 - 11 klassih / pod obth. red. A.T. Smirnova. - M., 2009.

3. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: 8 kl.: uchebnik dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / S.N. Vangorodskiyj [i dr.]. - M., 2009.

4. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: 8-yj kl.: uchebnik dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / pod red. Yu.L.Vorobjeva. - M., 2009.

5. Toporov, I.K. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: uchebnik dlya uchathikhsya 7 - 8 kl. obtheobrazovat. uchrezhdeniyj. - M., 2008.

6. Primernihe programmih osnovnogo obthego obrazovaniya. OBZh - M.: Prosvethenie, 2010.

7. Polivanova, K.N. Psikhologicheskoe soprovozhdenie podrostkovogo vozrasta // Voprosih psikhologii. - 1996. - № 1.

8. Derekleeva, N.I. Master-klass po razvitiyu tvorcheskikh sposobnosteyj uchathikhsya. - M., 2008.

9. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya vzrosleniya: strukturno - soderzhateljnihe kharakteristiki processa razvitiya lichnosti: izbr. trudih. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 378

Kalinovskaya T.S. PEDAGOGICAL QUALITY MONITORING TRAINING SPECIALIST SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. Innovation, the search for spare capacity to improve the quality of specialist training of secondary vocational education require a new approach to diagnosis and self-development of educational systems.

The criteria for judging the quality of vocational education are vocational training, professional competence and professional orientation of the individual student. Examined the content of educational activities at each of this Stand-quality monitoring specialist training of secondary vocational education.

Key words: monitoring, quality education, competence, competence-based approach, individually-oriented approach.

Т.С. Калиновская, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: grozdevat@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инновационные процессы, поиски резервных возможностей повышения качества подготовки специалиста среднего профессионального образования требуют принципиально нового подхода к диагностике развития и саморазвития образовательных систем. Критериями, позволяющими судить о качестве среднего профессионального образования, являются профессиональная обученность, профессиональные компетенции и профессиональная направленность личности обучающегося. В статье рассмотрено содержание педагогической деятельности на каждом из этапов мониторинга качества подготовки специалиста среднего профессионального образования.

Ключевые слова: мониторинг, качество обучения, компетентность, компетентностный подход, личностно ориентированный подход.

Главной задачей образовательной политики государства является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Уровень развития образования определен важнейшим критерием социально-экономического развития государства, поэтому весьма актуальной представляется попытка подойти к решению проблемы качества образования комплексно, основываясь на использовании Международного стандарта качества серии IБО 9001:2008.

В настоящее время возможность применения стандартов серии 1БО 9001:2008 для создания системы качества образования не вызывает сомнений. Стандарты серии 1БО 9001:2008 ориентированы на потребителя, они, вместе с тем, решают и задачи обеспечения качества подготовки специалистов. В данном случае необходимо учитывать, что стандарт серии IБО 900162008 в основном ориентирован на решение задач обеспечения качества продукции, что может быть использовано при

определении требований, характеризующих и определяющих качество среднего профессионального образования.

В соответствии с Международным стандартом качества серии IБО 9001:2008 в настоящее время выделено три основных уровня решения проблем повышения качества образования: макроуровень (государственный), мезоуровень (конкретного образовательного учреждения), микроуровень (уровень обучающегося).

На макроуровне качество образования определяется:

- организацией образовательного процесса;

- подготовкой образовательного состава;

- финансовым, научно-методическим, информационным, материально-техническим обеспечением образовательных учреждений;

- определением содержательных норм, необходимых для достижения требуемого качества образования, зафиксированного в стандартах;

- соответствием социальной и государственной потребности.

На мезоуровне качество образования определяется:

- качеством учебно-программной документации, учебных пособий, дидактических и методических материалов;

- соответствием квалификации руководящих и педагогических кадров установленным требованиям к занимаемой должности;

- эффективной системой управления образовательным учреждением с участием социальных партнеров;

- методами стимулирования совершенствования профессионального мастерства преподавателей;

- показателями условий, в которых протекает учебный процесс.

На микроуровне качество образования определяется:

- уровнем общего образования и воспитанности студентов;

- уровнем профессиональной направленности студентов;

- информацией об учебно-профессиональных успехах студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что среднее профессиональное образование невозможно без постоянной диагностики соответствия фактических результатов деятельности данной педагогической системы ее промежуточным и конечным целям. Конечные цели не всегда в той или иной степени соответствуют заданным, планируемым, но такая ситуация редко учитывается практическими работниками. Однако упущения и недостатки на любом этапе работы могут стать невосполнимыми педагогическими потерями, которые практически невозможно исправить на последующих ступенях образования, так как нарушается его непрерывность.

В настоящее время в педагогической теории и практике доминирует функционально-целевой подход к диагностике качества развития образовательных систем. Акцент делается, главным образом, на оценке обучающих, развивающих и воспитывающих функций. Вместе с тем, инновационные процессы, поиски резервных возможностей повышения качества подготовки специалиста среднего профессионального образования требуют принципиально нового подхода к диагностике развития и саморазвития образовательных систем. Мы солидарны с В.И. Андреевым в том, что этому в большей степени соответствует педагогический мониторинг [1, с. 452]. Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу о необходимости разработки мониторинга качества подготовки специалиста среднего профессионального образования.

Мы согласны с утверждением С.Е. Шишова, что в педагогической системе в качестве причин, снижающих эффективность ее функционирования, могут выступать: изменения в целях образовательного учреждения, в образовательных и учебных программах, планах; несовпадение личных целей участников образовательного процесса с целями образовательного учреждения; опережающее развитие науки, формирующей учебные курсы; переход к новым методикам и технологиям обучения; объемное изменение состава обучающихся и педагогического персонала в процессе достижения цели [2, с. 38]. Отсюда следует, что мониторинг связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой системы среднего профессионального образования, то есть мониторинг - не только основа отслеживания курса движения к целям, но и механизм корректировки целей и путей их достижения, с помощью которого определяется оптимальное содержание, формы, методы и средства экологизированной экономической подготовки старших студентов в системе профильного обучения.

С учетом анализа сущности педагогического мониторинга, его целей и возможностей в нашем исследовании под мониторингом качества подготовки специалиста среднего профессионального образования мы будем понимать поэтапный процесс оценки состояния изучаемого явления, анализа факторов, повышающих эффективность данного процесса, и выявление оптимального содержания подготовки специалиста среднего профессионального образования, форм, методов, средств ее организации. Суть этого положения заключена в идее максимально возможной управляемости процесса среднего профессионального образования с целью повышения качества подготовки специалиста среднего профессионального образования.

Рассмотрим содержание педагогической деятельности на каждом из этапов мониторинга качества подготовки специалиста среднего профессионального образования.

Определение педагогической таксономии предполагает построение четкой системы целей, внутри которой выделяются их категории и последовательные уровни (Б. Блум, Д. Кратволь [5]).

Разработанное теоретико-методологическое и методикотехнологическое обеспечение среднего профессионального образования позволяет представить таксономию целей исследуемого процесса следующим образом.

1. Формирование профессиональных компетенций студентов (социокультурной, общепредметной, специальнопредметной, коммуникативной)

а) обеспечение усвоения студентами содержания профессиональных знаний;

б) формирование профессиональных познавательных умений и навыков и навыков.

в) развитие типа мышления студентов в процессе профессионального образования с эмпирического до теоретического;

г) обеспечение увеличения темпа развития соответствующего стиля профессиональной деятельности;

д) обеспечение усвоения связей и отношений элементов профессиональных знаний;

е) формирование умений и навыков обобщения содержания профессиональных знаний.

2. Формирование профессиональной направленности личности

а) формирование отношения студентов к профессиональной познавательной деятельности;

б) формирование отношения студентов к различным формам учебных занятий с практическим содержанием;

в) формирование удовлетворенности обучаемого знаниями в области профессиональной проблематики и осознание их необходимости;

г) формирование деятельностного отношения студентов к овладению профессиональными знаниями;

д) развитие интереса студентов к самостоятельной работе;

е) формирование отношения обучаемого к исследовательской, творческой деятельности;

ж) формирование отношения студентов к заданиям с учебно-профессиональным содержанием;

з) формирование отношения студентов к учебнопрофессиональным проблемам.

Педагогическая диагностика предполагает сбор информации с помощью подобранных методик в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей студентов, уровня их подготовленности; количественную и качественную обработку полученных результатов с ориентацией на критериальноуровневый подход; постановку педагогического диагноза посредством следующих аналитических действий: сравнение результатов, полученных при обработке с конвенциально-нормативными данными (критериями и показателями), установление и анализ причинно-следственных зависимостей, которые определили состояние среднего профессионального образования.

Для определения уровня качества подготовки специалиста среднего профессионального образования нами разработана педагогическая диагностика на основе методик Г.А. Берулава, К.М. Гуревич, С.А. Старченко, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой.

Итак, критериями, позволяющими судить о качестве среднего профессионального образования, являются профессиональная обученность, профессиональные компетенции и профессиональная направленность личности школьника.

Первый критерий свидетельствует о качестве усвоения студентами содержания профессиональных знаний, умений и навыков, отражающих уровень их конкретных достижений в процессе образования. Критерий характеризуется системой качественных показателей, которые определяют наиболее устойчивые свойства объекта, а также количественные показатели, которые задаются определенными шкалами измерений. Показателями результативности в нашем случае выступают коэффициенты полноты усвоения содержания знаний и выполнения способа деятельности студентами.

Второй критерий характеризует влияние среднего профессионального образования на развитие теоретического мышления студентов. При этом основными показателями результа-

тивности выступают тип и стадия развития мышления студентов, коэффициенты полноты усвоения связей и отношений и обобщения элементов профессиональных знаний.

Третьим критерием, свидетельствующим о сформирован-ности отношения студентов к профессиональным проблемам, выступает профессиональная направленность личности. Показателем результативности при этом является коэффициент профессиональной направленности, рассчитываемый по коэффициентам познавательного, эмоционального и поведенческого отношения студентов к профессиональным проблемам.

Анализ результатов диагностики связан с процедурой поиска и определения причин сложившегося положения.

Прогнозирование дальнейших действий подразумевает разработку плана педагогических действий по реализации диагностических данных и педагогических мер коррекции.

Важно определить, каким по протяженности во времени будет прогноз. В нашем случае это прогноз, направленный на оценку перспектив получения заданного результата, оговоренного во времени перехода от этапа к этапу мониторинга.

Основные параметры прогноза: определение входной информации (траектория развития и изменения процесса среднего профессионального образования) и общие рекомендации к коррекционным мерам, наполненные конкретными приемами; методы множественного описания изучаемого явления, возврат к изначальной технологии и заполнение пробелов.

Коррекция содержания образования предполагает проведение коррекционной работы.

Промежуточная диагностика подразумевает анализ результатов проведенной работы, уточнение реальных достижений, сопоставление с разработанными критериями качества

подготовки специалиста среднего профессионального образования, установление причин отклонений на основе логического анализа.

Коррекция внешних условий предполагает устранение причин или преодоление факторов, тормозящих процесс процесса среднего профессионального образования, процессуально-технологическое обеспечение данной процедуры формами, методами и средствами образования.

Итоговая диагностика завершает цикл мониторинга, и ее основной задачей является получение информации и результата организации опытно-поисковой работы, установление степени ее эффективности. Основная деятельность сводится к следующему: оценка уровня качества подготовки специалиста среднего профессионального образования с помощью диагностической процедуры; сопоставление полученных данных с первоначальными и их сравнительный анализ; выводы и умозаключения в виде качественной характеристики экологизированной экономической подготовки старших студентов в системе профильного обучения; прогнозирование дальнейших действий.

Очевидно, что педагогические возможности мониторинга качества подготовки специалиста среднего профессионального образования намного шире используемых нами. Но следует указать, что в нашем исследовании разработанное эвристикоалгоритмическое предписание позволяет не только получить достоверную и достаточно полную информацию об изменении уровня качества подготовки специалиста среднего профессионального образования, но и выявить пути достижения более эффективных результатов, обнаружить неучтенное и ввести его в логику содержания технологии.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000.

2. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М., 1999.

3. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4.

4. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учебное пособие / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. - Екатеринбург, 2003.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Pedagogika: uchebnihyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazanj, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shishov, S.E. Monitoring kachestva obrazovaniya v shkole / S.E. Shishov, V.A. Kaljneyj. - M., 1999.

3. Andreev, A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opiht filosofsko-metodologicheskogo analiza // Pedagogika. - 2005. - № 4.

4. Belkin, A.S. Pedagogicheskaya kompetentnostj: uchebnoe posobie / A.S. Belkin, V.V. Nesterov. - Ekaterinburg, 2003.

5. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 378

Latypova E.N. MODEL IMPLEMENTATION PRINCIPLE OF CONTINUITY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BUDGET INTERDISCIPLINARY TEACHING COMPLEX. The purpose of implementing the principle of continuity in the middle Vocational Education is determined by the social order of the state and society is to improve the quality of secondary vocational education students, achieved through the formation of students' professional competence, professional orientation and personal development of creative thinking. Studying the problem of the principle of continuity in the middle vocational education students who need to develop a model of the process. The peculiarity of the developed structural-functional model of the principle of continuity in secondary vocational education facilities MUMK is the unity of substantive, procedural and productive aspects, as reflected in block model.

Key words: principle of continuity, competence, competence-based approach, individually-oriented approach, interdisciplinary teaching and methodology complex.

Е.Н. Латыпова, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: angelochek7532@mail.ru

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Цель осуществления принципа преемственности в среднем профессиональном образовании определяется социальным заказом государства и общества и заключается в повышении качества среднего профессионального образования студентов, достигаемое путем формирования у студентов профессиональных компетенций, профессиональной направленности личности и развития творческого мышления. Изучая проблему реализации принципа преемственности в среднем профессиональном образовании студентов, необходимо разработать модель данного процесса. Особенностью разработанной структурно-функциональной модели осуществления принципа преемственности в среднем профессиональном образовании средствами МУМК является единство содержательного, процессуального и результативного аспектов, что находит отражение в блоках модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.