УДК 355.5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
© Вячеслав Александрович Козлов
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, адъюнкт, e-mail: slava040710@rambler.ru © Ирина Александровна Чухлебова Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, начальник кафедры, e-mail: slava040710@rambler.ru
В статье рассматривается роль структурных подразделений Главного управления военноучебных заведений Российской империи в организации учебно-воспитательной деятельностью военно-учебных заведений XIX в.
Ключевые слова: обучение; воспитание; педагогический комитет; педагогический музей; учебная программа; кадеты; военные прогимназии; гимназии; офицерский корпус.
C момента создания Петром I военных школ и вплоть до первой половины XIX в. включительно весь учебно-воспитательный процесс был отдан на откуп руководителей военно-учебных заведений.
Развитие военной школы Российской империи было ознаменовано тем, что 21 января 1863 г. в составе Военного министерства было учреждено Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), которое стало осуществлять общее руководство учебно-воспитательной деятельностью военно-учебных заведений Российской империи. В структуре ГУВУЗа центральное место занимали Педагогический комитет и Педагогический музей.
В задачу Педагогического комитета входило решение следующих вопросов:
1) предварительное обсуждение всех вопросов по учебной и военной частям;
2) приведение к единству методов преподавания;
3) испытание преподавателей по установленным для этого уставам;
4) наблюдение за всеми появляющимися в России и за границей учебными книгами и пособиями [1].
Так, например, в марте 1871 г. Педагогический комитет обсуждал вопрос об излишней опеке учеников педагогами. В протоколе этого заседания комитета отмечалось, что педагог должен вмешиваться в учебно-воспитательный процесс лишь в том случае, если «труд ученика совершенно безупречен»,
да и тогда ему следует «давать ребенку надлежащее направление, а не делать за него самой работы» [2].
В 1893 г. Педагогический комитет рассмотрел вопрос об устройстве в военноучебных заведениях спектаклей и танцевальных вечеров. Руководителям военно-учебных заведений были выданы следующие рекомендации:
«а) увеселительные вечера, организуемые наподобие танцевальных собраний в клубах, а тем более устраиваемые на средства самих воспитанников, противоречат воспитательным целям заведений;
б) допускаемые в заведениях вечера должны иметь вполне домашний характер и устраиваться отдельно для воспитанников той или другой группы, а отнюдь не для целого заведения;
в) присутствие на таких вечерах многочисленной посторонней публики вовсе не желательно» [3].
По образу и подобию Педагогического комитета создавались Педагогические комитеты военно-учебных заведений, рассматривающие повседневные вопросы обучения и воспитания кадет и юнкеров на местах.
Значительным событием в деятельности Педагогического комитета было учреждение в 1864 г. «Педагогического сборника», сыгравшего весьма конструктивную роль в освещении событий, происходящих в военноучебных заведениях, распространении передового педагогического опыта.
«Педагогический сборник» включал в себя следующие части:
1. Часть официальную. Здесь помещались вновь выходящие постановления и распоряжения по ведомству военно-учебных заведений, отчеты об этих учреждениях.
2. Часть неофициальную. Сюда помещались статьи по вопросам теории и практики обучения и воспитания. Немалое место занимали статьи по теории развития военноучебных заведений в Российской империи, а также сведения о системе обучения военному делу в иностранных государствах.
3. Приложения. В этой части помещались оригинальные материалы, посвященные опыту педагогической деятельности наиболее известных военных педагогов [4].
Педагогический музей, служивший
«...постоянной выставкой образцов учебных пособий» и снабжающий «таковыми для временного пользования как военно-учебные заведения, так и войсковые части, находящиеся в Санкт-Петербурге» [5], был создан в 1864 г. на базе библиотеки и «центрального депо учебных заведений», входящих в состав ГУВУЗа. Первоначально все его имущество состояло из одной тысячи книг и очень скромной коллекции учебных пособий (имелись «немногочисленные пособия для занятий с детьми по системе Фребеля, несколько картин заграничного производства по естественной истории и технологии, два ящика диапозитивов английского производства и волшебный фонарь» [5, с. 2].
При Педагогическом музее была создана постоянная комиссия, задачи которой состояли в том, чтобы:
а) следить за всеми учебными и воспитательными пособиями, появляющимися как в России, так и за границей, для своевременного приобретения тех из них, которые могли быть с пользой применены «к педагогическому делу военно-учебных заведений»;
б) стремиться «к возбуждению местного производства педагогических пособий, дабы поставить военно-учебные заведения в независимое положение относительно заграничных производителей»;
в) содействовать возможному удешевлению педагогических пособий «как посредством отыскания и возбуждения дешевых производств, так и выбора более дешевого мате-
риала для пособий, без умаления, однако, педагогического достоинства их»;
г) подбирать материалы «для составления педагогического указателя к пособиям, выставляемым в Педагогическом музее», и осуществлять сам указатель;
д) проводить выбор пособий для педагогического музея и делать заказы производителям на основе мнения специалистов, определяющих «степень необходимости или полезности этих пособий для военно-учебных заведений»;
е) служить посредником по приглашению военно-учебных заведений «в заказах производителям педагогических пособий»;
ж) «устраивать правильное и возможно полное пользование Педагогическим музеем посетителями посредством объяснительных лекций, читаемых специалистами преимущественно по методике и дидактике начального обучения» [5, с. 16-17].
Педагогический музей начал свою работу с собирания имеющихся образцов учебной литературы. Ввиду того, что в России подобных отечественных разработок было немного, работники музея обратили свое внимание на те материалы, которые издавались для военно-учебных заведений за границей [6]. Первые свои коллекции учебных пособий музей приобрел в Германии, Англии, Франции и Италии. В 1866 г. на базе Педагогического музея состоялась первая в России Педагогическая выставка, в работе которой приняли участие все военно-учебные заведения Санкт-Петербурга, одна из Московских военных гимназий, некоторые учебные заведения Министерства народного просвещения и один институт [5].
По окончании выставки многие из представленных на ней экспонатов были приобретены Педагогическим музеем, что существенно обогатило его коллекции как по начальному обучению и воспитанию, так и «по курсу среднего учебного заведения реального характера».
Понимая, какую услугу может оказать музей подготовке будущих офицеров, если подбор учебных пособий будет целесообразным и соответствующим программам подготовки в военно-учебных заведениях, В.П. Ко-ховский высказал мысль о создании производства учебных пособий в России и удешевлении их за счет конкуренции. Осущест-
влению этой мысли помогла Всероссийская мануфактурная выставка 1870 г., в которой Педагогический музей принял активное участие и выставил большое количество учебных пособий, воспитательных пособий, образцы классной мебели (столов, скамей, досок и пр.) [5, с. 4].
С 1871 г. на Педагогический музей было возложено «устройство чтений для нижних чинов» и «народных чтений». При организации народных чтений Постоянная комиссия музея первоначально исходила из предложения, что их слушатель не только не имеет никакого образования, но и не желает его приобрести. Отсюда вытекали следующие задачи чтения.
«1. Оно должно выдвигать на первый план практическую полезность для слушателя темы чтения.
2. Оно должно быть излагаемо так, чтобы возбуждало и поддерживало у слушателя постоянный интерес к чтению.
3. Для удобства понимания оно должно отправляться от занятий, понятий и представлений, предполагаемых у слушателя, передавать новые знания по возможности картинно, образно и никак не многопредметно, и иметь полную законченность, дабы случайный слушатель мог отнестись ко всему его содержанию вполне сознательно.
4. Чтения должны иметь целью не образование народа, ибо трудом, а образование у слушателей и читателей из народа побуждений к самосовершенствованию.
5. Чтения должны иметь и внешний интерес, а потому следует сопровождать их туманными картинами, пением, музыкой, опытами, руководствуясь в этом случае и тем соображением, что впечатления, получаемые нами через органы зрения и слуха, особенно первые, отличаются большей прозрачностью» [5, с. 17].
С расширением вопросов деятельности Педагогического музея в его составе появляются новые структурные подразделения: отдел математики (1884/85 уч. г.), отделы русского языка и физики (1885/86 уч. г.), отдел иностранных языков (1886/87 уч. г.), общепедагогический отдел (1887 г.), отделы географии естествоведения (1889 г.), научный отдел (18902/91 уч. г.) [5, с. 21]. В описываемый период под отделами в музее понимались систематизированные собрания
учебных пособий по отдельным предметам или группам предметов.
В 1888 г. было разработано «Положение о Педагогическом музее военно-учебных заведений», которое не только сохранило его связь с Общим музеем прикладных знаний, но и расширило задачи музея за счет создания двух новых отделов: военно-учебного и военно-воспитательного.
С 1891 г. Педагогический музей возглавил Аполлон Николаевич Макаров. Своей главной целью А.Н. Макаров считал развитие просветительной деятельности музея.
Начиная с 1898 г. один раз в три года Педагогический музей стал присуждать денежные премии и медали им. К.Д. Ушинско-го (на проценты от капитала, переданного музею его сыном и дочерью). Премия присуждалась «за выдающиеся по своим достоинствам педагогические труды» [5, с. 336].
Присуждение премий и медалей производилось на заседаниях учебно-воспитательного комитета Педагогического музея, который мог в этом случае приглашать дополнительно с правом голоса необходимое число лиц, имевших заслуги в обучении и воспитании молодежи. Опубликование программы конкурса и его результатов возлагалось на учебно-воспитательный комитет.
В результате работы, проделанной Педагогическим комитетом и педагогическим музеем, с 1900 г. при Педагогическом музее начались занятия со слушателями курсов для подготовки офицеров к воспитательной деятельности, а с 1903 г. - кандидатов на учительские должности в кадетских корпусах.
В 1906 г. директором Педагогического музея и курсов был назначен Захарий Андреевич Макшеев, который не только продолжил учебно-воспитательную деятельность своего предшественника, но и возродил работу по пополнению коллекции наглядных пособий и созданию специальных кабинетов. В результате к 1913 г. Педагогический музей стал, по мнению современников, «единственным в России учреждением, в котором каждый учитель может найти по своей специальности систематический и подчас исчерпывающий подбор наглядных пособий иностранной и русской работы» [5, с. 25].
Задачу Педагогического музея З.А. Мак-шеев понимал следующим образом: «Следить за теоретическим и практическим дви-
жением в сфере обучения и воспитания, сосредотачивать у себя, по возможности, все заслуживающие внимания в деле наглядного обучения и, систематизируя этот материал, дать возможность современному педагогу без большой потери времени и труда ознакомиться с техническими средствами его профессии (приборами, картами, моделями, картинами и проч.)» [5, с. 26].
С 1890 по 1913 г. при Педагогическом музее было организовано и проведено 1120 лекций, из них: 327 - по естествознанию; 228 -по литературе и русскому языку; 126 - по психологии и философии; 126 - по педагогике и дидактике; 73 - по гигиене и медицине; 64 - по астрономии; 62 - по истории; 40 - по правоведению и экономике; 27 - по искусству; 12 - по физическому воспитанию; 8 - по географии; 11 - по общей филантропии [5].
К 1917 г. постоянно пополняющаяся за счет закупок и пожертвований книг и журналов от правительственных и общественных учреждений, а также частных лиц библиотека Педагогического музея включала 50 000 томов и носила общеобразовательный характер с преобладанием книг по педагогике и родственным ей дисциплинам, а также сочинений методической и учебной направленности по курсу средней и «низшей» школы на русском и иностранных языках. Библиотека и читальный зал были открыты для свобод-
ного посещения всех лиц, интересующихся вопросами обучения и воспитания.
Анализ циркулярных распоряжений Педагогического комитета и Педагогического музея свидетельствовал о том, что в их деятельности было немало полезного, т. к. особое внимание они уделяли усовершенствованию методов учебно-воспитательной работы, не только Главное управление военноучебных заведений, но и образовательные учреждения России сыграли значительную роль в распространении передовых для того времени знаний.
1. Лалаев М.С. Краткий очерк образования и развития центрального управления военноучебных заведений. 1832-1892. Спб., 1892. С. 23.
2. РГВИА. Ф. 725. Оп. 47. Д. 66. Л. 3-4.
3. Педагогический сборник. 1893. Июль. С. 63.
4. Каменев А.Н. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990. С. 107.
5. Барское Я.Л. Педагогический музей военноучебных заведений. 1864-1914. Исторический очерк. СПб., 1914. С. 319.
6. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность: монография. Воронеж, 2004.
Поступила в редакцию 21.08.2010 г.
UDC 355.5
PEDAGOGICAL COMMITTEE AND PEDAGOGICAL MUSEUM AS ELEMENTS OF METHODICAL SUPPORT OF PEDAGOGIC AND EDUCATIVE ACTIVITIES OF RUSSIAN EMPIRE MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Vyacheslav Aleksandrovich Kozlov, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russia, Adjunct, e-mail: sla-va040710@rambler.ru
Irina Aleksandrovna Chukhlebova, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russia, Head of Department, e-mail: slava040710@rambler.ru
The article deals with the role of structural subdivisions of Main Directorate of Russian Empire Military Educational Institutions in organization of pedagogic and educative activities of military educational institutions in 19th century.
Key words: education; pedagogics; pedagogical committee; pedagogical museum; academic program; cadets; military progymnasiums; gymnasiums; officer corps.