Научная статья на тему 'Педагогический эффект использования межпредметных связей в процессе олимпийского образования школьников'

Педагогический эффект использования межпредметных связей в процессе олимпийского образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS / OLYMPIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефременков Константин Николаевич, Ефременкова Ирина Анатольевна, Биткин Валерий Михайлович

В статье рассматривается педагогический эффект использования межпредметных связей в процессе олимпийского образования школьников. Реализация дидактического принципа межпредметных связей в обучении, когда в содержание общеобразовательных дисциплин включаются элементы знаний по олимпийскому движению, Олимпийским играм, идеалам и ценностям олимпизма в качестве органической части урока позволяет решить основные задачи олимпийского образования, поскольку, во-первых, удовлетворяет потребность в информативности по олимпизму (благодаря таким предметам как история, литература); во-вторых, повышает уровень культурного развития на принципах идеалов и ценностей олимпийского движения (при содействии уроков музыки, изобразительного искусства и т.д.) и, в-третьих, способствует формированию гармонично развитой личности (уроки физической культуры, труда, точных наук, спецкурсов и факультативов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефременков Константин Николаевич, Ефременкова Ирина Анатольевна, Биткин Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical effect of intersubject communications use in the course of the Olympic education of school students

The article sheds light on the pedagogical effect of use of intersubject communications in the course of the Olympic education of school students. Realization of the didactic principle of intersubject communications in training when the content of general education disciplines joins elements of knowledge of the Olympic movement, Olympic Games, ideals and Olympus values as organic part of a lesson allows solving the main tasks of the Olympic education as, first and foremost, it satisfies need in Olympism informational content (thanks to such subjects as history, literature); secondly, it raises level of cultural development on the principles of ideals and values of the Olympic movement (with music lessons, fine arts assistance, etc.) and, thirdly, promotes formation of harmoniously developed personality (lessons of physical culture, shop class, exact sciences, special courses and open classrooms).

Текст научной работы на тему «Педагогический эффект использования межпредметных связей в процессе олимпийского образования школьников»

2007t. Scientific almanac of MGAFK, рр. 92-102.

2. Rubenstein, S.L. (2012), Life and consciousness, publishing house “Petef’, Moscow, Russian Federation.

3. Tikhomirov, O.K. (2008), Thinking psychology: manual, publishing house “Academia", Moscow, Russian Federation.

4. Filatova, N.P. (2011), Thinking in sports: monograph, Omsk, Russian Federation.

5. Rodionov, A.V. (2011), Formation of tactical abilities of volleyball players at game in attack taking into account role: monograph, Omsk, Russian Federation.

6. Furmanov, A.G. (2007), Training volleyball, publishing house “MET", Minsk, Belarus.

7. Shulyatyev, V.M. (2007), Base ofpreparation of reserves of the qualified volleyball players: manual, Omsk, Russian Federation

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2012.

УДК 796

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Валерий Михайлович Биткин, кандидат педагогических наук, доцент,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье рассматривается педагогический эффект использования межпредметных связей в процессе олимпийского образования школьников. Реализация дидактического принципа межпредметных связей в обучении, когда в содержание общеобразовательных дисциплин включаются элементы знаний по олимпийскому движению, Олимпийским играм, идеалам и ценностям олимпизма в качестве органической части урока позволяет решить основные задачи олимпийского образования, поскольку, во-первых, удовлетворяет потребность в информативности по олимпизму (благодаря таким предметам как история, литература); во-вторых, повышает уровень культурного развития на принципах идеалов и ценностей олимпийского движения (при содействии уроков музыки, изобразительного искусства и т.д.) и, в-третьих, способствует формированию гармонично развитой личности (уроки физической культуры, труда, точных наук, спецкурсов и факультативов).

Ключевые слова: межпредметные связи, олимпийское образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p56-60

PEDAGOGICAL EFFECT OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS USE IN THE COURSE OF THE OLYMPIC EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS

Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolyevna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Valery Mikhaylovich Bitkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article sheds light on the pedagogical effect of use of intersubject communications in the course of the Olympic education of school students. Realization of the didactic principle of intersubject communications in training when the content of general education disciplines joins elements of knowledge of the Olympic movement, Olympic Games, ideals and Olympus values as organic part of a lesson allows

solving the main tasks of the Olympic education as, first and foremost, it satisfies need in Olympism informational content (thanks to such subjects as history, literature); secondly, it raises level of cultural development on the principles of ideals and values of the Olympic movement (with music lessons, fine arts assistance, etc.) and, thirdly, promotes formation of harmoniously developed personality (lessons of physical culture, shop class, exact sciences, special courses and open classrooms).

Keywords: intersubject communications, Olympic education.

ВВЕДЕНИЕ

В работе по определению эффективности межпредметных связей в системе олимпийского образования школьников мы исходили из того, насколько успешно достигаются задачи, связанные с формированием знаний, гуманистического отношения к физкультурно-спортивной деятельности и соответствующих умений и навыков.

Для решения поставленных задач был проведен ряд письменных работ, интервьюирование учащихся, анкетирование учителей, а также наблюдение за их деятельностью в учебно-воспитательном процессе олимпийского образования [1, 2, 3].

Результаты письменных работ анализировались по четырем уровням освоения системы знаний по олимпизму на основе межпредметных связей:

1 - УРОВЕНЬ, когда ученик использовал все необходимые для раскрытия ведущих положений темы по олимпизму, олимпийскому движению, Олимпийским играм и т.д. аргументации из других общеобразовательных дисциплин.

2 - УРОВЕНЬ, если было привлечено 2/3 до определенного дидактической моделью максимума необходимых аргументаций из других дисциплин системы олимпийского образования школьников.

3 - УРОВЕНЬ, если убыло привлечено менее 2/3 необходимых аргументаций из других учебных дисциплин системы олимпийского образования.

4 - УРОВЕНЬ - школьник не смог опереться на знания по другим дисциплинам в системе олимпийского образования.

Кроме этого по каждой теме давался синтезированный вопрос, требующий раскрыть ведущие идеи темы с помощью межпредметных связей [3, б, 7].

С целью детального исследования механизма синтезирования разносистемных знаний по олимпизму практиковались также при изучении некоторых учебных тем "микрозадания", "микровопросы", "микрозадачи", "головоломки" и т.д., носящие четко и ярко выраженный межпредметный характер. Анализ результатов по этим ячейковым объектам знаний по олимпийскому движению позволил получить данные о взаимосвязи количественных и качественных характеристик в процессе межпредметного синтеза знаний по олимпизму на широкой межпредметной основе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ письменных работ старшеклассников школы №39 г. Смоленска показал, что подавляющее большинство испытуемых школьников достаточно свободно могут раскрыть ведущие положения учебных тем в системе олимпийского образования на основе межпредметных связей. Так, из 150 старшеклассников б8% - обнаружили самки высокий уровень межпредметного синтеза, 23% - средний и всего лишь 9% - самый низкий четвертый уровень.

Чтобы убедиться в том, что качество знаний учащихся в системе олимпийского образования, построенной на межпредметной основе, от темы к теме возрастало, был проведен в 9,11-х классах школы № 39 г. Смоленска показательный эксперимент. Распределение ответов учащихся по первому и второму уровням на синтезированные вопросы рассматриваемых тем в 9 классе выглядел следующим образом:

1. "Великое наследие Эллинской цивилизации", изучаемый вопрос: "Красота обнаженного физически совершенного тела человека в работах скульпторов Древней Греции", курс: "Мировая художественная культура".

2. "Опорно-двигательная и мышечная система", изучаемый вопрос: "Влияние спортивных упражнений на костную и мышечную системы человека", предмет: "Анатомия человека".

3. "Основы здорового образа жизни", изучаемый вопрос: "Значение физических упражнений в формировании основ здорового образа жизни", курс: "Основы безопасной жизнедеятельности".

4. "Здоровый образ жизни", изучаемый вопрос: "Роль мышечной активности в профилактике заболеваний", предмет: "Анатомия человека".

5. "Кислород, его свойства и практическое применение", изучаемый вопрос: "Аэробные и анаэробные возможности организма человека и пути их повышения", предмет: "Неорганическая химия".

В 11 классе темы:

1. "Духовные ценности современной цивилизации", изучаемый вопрос: "Олимпийские идеалы и ценности в контексте развития современной цивилизации", курс: "Человек и общество".

2. "Современная философия в странах Западней Европы и Америки", изучаемый вопрос: "Философия олимпизма", курс: "История философии".

3. "Право, политика, закон", изучаемый вопрос: "Содержание и организация современного олимпийского движения", курс: "Основы правоведения".

4. "Нравственность и здоровье", изучаемая проблема: "Олимпийские идеалы и ценности в системе нравственного воспитания молодежи", курс: "Основы безопасной жизнедеятельности".

5. "Образование", изучаемый вопрос; "Олимпийский проект "СпАрт" и принцип "Фэйр Плэй" в системе школьного образования", курс: "Человек и общество" [1-4].

Критерии результативности процесса раскрытия ведущих положений тем на межпредметной основе, школьниками экспериментальных и контрольных классов на первом и втором уровнях представлены на рис. 1,2.

Как видно из графика, рост числа ответов на вопросы, отнесенных к первому и второму уровням, во всех экспериментальных классах беспрерывен от темы к теме. Большой скачок наблюдается в экспериментальных 9 и 11 классах при переводе их на предложенную методику (2-я тема). В дальнейшем наблюдается непрерывный рост и одновременное сближение от темы к теме между экспериментальными классами.

Рис. 1. Изменения, происходящие в раскрытии вопросов тем 1-5 на I и II уровнях в ходе созидательного этапа опытной работы по межпредметным связям в структуре школьного

олимпийского образования (9 класс)

В контрольных группах 9 и 11 классов заметного роста не наблюдается, а, начиная с 3-й темы в 9 классе и с 4-й в 11 классе, происходит снижение ответов, отнесенных к

первому и второму уровням. 120

Рис. 2. Изменения, происходящие в раскрытии вопросов тем 1-5 на I и II уровнях в ходе созидательного этапа опытной работы по межпредметным связям в структуре школьного

олимпийского образования (11 класс)

В среднем во всех экспериментальных классах 91% ответов на синтезированный вопрос 5-й темы отнесены к первому и второму уровням и только 10% в 9 и 11 классах, т.е. рост в экспериментальных классах по сравнению с контрольным составляет 81%.

Важными концептуальными положениями программно-методического обеспечения олимпийского образования являются прочные механизмы преемственности в различных образовательных звеньях по вертикали, начиная от неформального семейного, продолжая уже формальной (в системе знаний в детском саду и школе) и заканчивая в последующих звеньях, вплоть до вузов, особенно педагогического профиля. По горизонтали, по нашему мнению, наиболее приемлемым на современном этапе является осуществление межпредметного характера преподаваемых олимпийских знаний. Решение поставленной проблемы мы видим в двух аспектах: первый - накопление практического опыта работы, эмпирических результатов, поиск эффективных форм, методов и приемов работы во всех образовательных звеньях; второе - углубленное научное осмысление и детальная проработка теоретических основ олимпийского образования [3, 6, 7].

Общая теория олимпийского спорта является примером интегративных наук, в основе которых лежат взаимосвязь и закономерности внутреннего функционирования объектов, а не их принадлежность к традиционной дисциплине. Междисциплинарный подход позволяет, во-первых, охватить всю совокупность объектов, относящихся к рассматриваемой области знаний, а, во-вторых, представить знания по частным вопросам, накопленные в пределах традиционных дисциплин исторического, социальноэкономического, политического, спортивно-педагогического и медико-биологического характера в рамках теории олимпийского спорта как научной и учебной дисциплины аналитико-синтезирующего, а не собирательного характера.

ВЫВОДЫ. Реализация дидактического принципа межпредметных связей в обучении, когда в содержание общеобразовательных дисциплин включаются элементы знаний по олимпийскому движению, Олимпийским играм, идеалам и ценностям олимпизма и т.д. в качестве органической части урока, не только возможно, но и позволяет решить основные задачи олимпийского образования, поскольку, во-первых, удовлетворяет потребность в информативности по олимпизму (благодаря таким предметам как история, литература и др.); во-вторых, повышает уровень культурного развития на принципах идеалов и ценностей олимпийского движения (при содействии уроков музыки, изобразительного искусства и т.д.) и, в-третьих, способствует формированию гармонично разви-

той личности (уроки физической культуры, труда, точных наук, спецкурсов и факультативов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефременков, К.Н. Межпредметные связи в системе школьного олимпийского образования // Молодежь - Наука - Олимпизм : матералы Междунар. форума. - М., 1998. - С. 105-107.

2. Ефременков, К.Н. Инструментальные функции олимпийского образования в контексте школьного междисциплинарного подхода / К.Н. Ефременков, И.А. Ефремен-кова, М.М. Ковылин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 36-40.

3. Ефременков, К.Н. Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании : учеб. пособие / К.Н. Ефременков, А.Г. Егоров ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры, - Смоленск : [б.и.], 1998. - 75 с.

4. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование в контексте школьного междисциплинарного подхода / Ефременков К.Н., Леонтьев А.К., Старовойтова О. А. // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы». - Смоленск, 2001. - С. 368-373.

5. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование: теория и методика : монография / К.Н. Ефременков ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 2011. - 131 с.

6. Кулагин, П.Г. Влияние межпредметных связей на усвоение программного материала в вечерней школе : дис. ... канд. пед. наук / Кулагин П.Г. - М., 1965. - 230 с.

7. Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи и познавательный процесс в обучении / Г.Ф. Федорец // Нар. образование. - 1988. - № 9. - С. 70.

REFERENCES

1. Efremenkov, K.N. (1998), “Interdisciplinary communications in system of school Olympic education”, Youth - Science - the Olympus: materials of the international forum, Moscow, рр. 105-107.

2. Efremenko,v K.N., Efremenkova, I.A. and Kovylin, M.M. (2012), “Tool functions of the Olympic education in the context of school interdisciplinary approach”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 36-40.

3. Efremenkov, K.N. and Egorov, A.G. (1998), Intersubject communications in school Olympic education: manual, publishing house SGIFK, Smolensk, Russian Federation.

4. Efremenkov, K.N. Leontyev A.K. and Starovoytova O.A. (2001), “Olympic education in a context school interdisciplinary approach”, Scientific and practical conference: The Russian pedagogics between the past and future: search of a new paradigm. Smolensk, рр. 368-373.

5. Efremenkov, K.N. (2011), Olympic education: theory and technique: monograph, publishing house SGIFK. Smolensk, Russian Federation.

6. Kulagin P.G. (1965), Influence of intersubject communications on assimilation of a program material at evening school: dissertation, Moscow.

7. Fedorets, G.F. (1988), “Intersubject communications and informative process in training”, National education, No. 9, рр. 70.

Контактная информация: smolirina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.