Научная статья на тему 'Педагогический аспект просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России в XIX в'

Педагогический аспект просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
505
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Склярова Т. В., Тукиш В. А.

Характерной особенностью развития современной теории и истории педагогики является поиск точек пересечения светского и религиозного, государственного и церковного образования и воспитания. Решение этой проблемы побуждает исследователей обращаться к накопленному опыту в истории отечественного образования и культуры. Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, до сих пор мало изучена в историко-педагогическом ключе. Вместе с тем его жизнь и деятельность оказали огромное влияние на становление российской культурно-образовательной политики середины XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России в XIX в»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2008. Вып. 2(9), С. 74-93

Педагогический аспект

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России в XIX в.

Склярова Т.В.

Канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член-корр. Международной академии наук педагогического образования

Тукиш В.А.

Кан,д. пед. наук, старший преподаватель Северного международного университета, г. Магадан

Характерной особенностью развития современной теории и истории педагогики является поиск точек пересечения светского и религиозного, государственного и церковного образования и воспитания. Решение этой проблемы побуждает исследователей обращаться к накопленному опыту в истории отечественного образования и культуры. Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, до сих пор мало изучена в историко-педагогическом ключе. Вместе с тем его жизнь и деятельность оказали огромное влияние на становление российской культурно-образовательной политики середины XIX века1.

Понятие «просвещение» употребляется в различных контекстах педагогической лексики, но наиболее общим и распространенным является сообщение кому-либо знаний или их распространение среди кого-либо. Человек просвещенный — это образованный человек, имеющий высокий уровень знаний и культуры, переданных ему в процессе просвещения. Деятельность в этой области является важнейшей формой проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности.

Просветитель-миссионер может действовать по-разному и с разным уровнем успеха в зависимости от того, как он ориентируется в условиях действительности, какие свойства, связи и отношения он при этом учитывает, как следит за ходом и результатами своей работы.

1 См. также исследование этих же авторов: «Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта» (Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. № 2(5) за 2007 г. С. 116—128.

В лексике русского языка понятие «просветительская деятельность» используется также для обозначения деятельности в отношении повышения уровня образованности и культуры коренных и малочисленных народов России.

Русские миссионеры несли евангельскую проповедь малым народам, населявшим бескрайние просторы нашей страны не для того, чтобы покорять, подчинять племена и малые народности своим обычаям, но чтобы включить самобытную национальную культуру просвещаемого народа в культурное пространство России, а значит, и в пространство мировой христианской цивилизации, и в свете христианской антропологии важнейшими условиями просветительской деятельности являются свобода выбора для каждого отдельного человека и просвещаемых народов в целом, уважение традиций просвещаемого народа, которые не противоречат христианскому учению2.

Задача святого и культурного просвещения осуществлялась не только посредством церковной проповеди, духовных бесед священников со своей паствой, но также через их собственную трудовую деятельность, так как одним из основных видов православной просветительской деятельности является труд в его многообразных формах. Миссионеры-священники не только поднимали дух благочестия и любви к Богу и человеку в сердцах людей, являясь проводниками христианской культуры, устроителями приходской и монастырской жизни, но и учили самым элементарным азам грамоты и трудового быта.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, вошел в историю России не только как великий просветитель, миссионер, проповедник, крупнейший ученый XIX в., но и как великий труженик. Святитель предпринял поистине титанические усилия в своей деятельности: построил новые храмы и часовни, открыл и благоустроил новые приходы и церковноприходские школы, занимался призрением сирот и обучением населения грамоте, перевел с острова Ситхи (Аляска) в Якутск Новоархангельскую Духовную семинарию. Святитель создал и возглавил комитет по переводу священных и богослужебных книг на языки народов Якутии. 19 июля 1859 года в Троицком кафедральном соборе в Якутске была впервые совершена Божественная литургия на якутском языке, причем Евангелие читал сам святитель Иннокентий.

«С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день, — записал очевидец. — Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев... Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили Владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот

2 В 1641 году вместе с первыми якутскими воеводами в Ленский острог прибыли два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон. От Тобольского митрополита они получили антиминс и строгий наказ: «А буде кто из ясачных людей похочет креститца своею волею и тех людей велети крестить, сыскав про них допряма, что своею ли волею они хотят креститца, а крестя, устраивать их в государеву службу... а будет кто из них женского полу, жонки или девки похотят крестица, и тех женок и девок велеть крестить и выдать замуж за новокрещеного ж и за русских служилых людей» (Якутская епархия / Журнал Московской Патриархии. Декабрь, 2007).

день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке»3.

«”Хочу быть полезным” — девиз всей жизни святителя, неоднократно доводилось мне слышать из уст его, — писал Прокопий Громов. — Когда посещал он училища, то первым его вопросом к ученикам было: для чего человек родится? И сам же отвечал: чтобы быть полезным!»4.

Социокультурная обстановка в России в XIX в., когда жил и трудился святитель Иннокентий, была достаточно сложной и противоречивой во всех отношениях. В области внутренней и внешней политики России — Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., русско-иранская война 1826—1828 гг., русско-турецкая война 1828—1829 гг, Крымская война 1853—1856 гг. Но начало этой эпохи ознаменовалось формированием государственной системы российского образования — светского и духовного. В 1803—1808 гг. впервые разработана концепция государственного характера российского образования, обеспечивавшая единое образовательное пространство. В ее основу были положены принципы бессословности и преемственности учебных программ.

В 1803 г. издано новое положение об устройстве учебных заведений — «Предварительные правила народного просвещения». Это был первый документ, который представлял собой концепцию развития государственного характера образования в России под управлением созданного в 1802 г Министерства народного просвещения.

Безуспешность попыток развития образования в России до создания этого министерства многими историками XIX в. связывалась с отсутствием в стране единого органа управления, на государственном уровне призванного осуществлять образовательную политику и разрабатывать мероприятия по созданию и укреплению системы народного образования. В основу новой концепции были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ и обеспечение единого образовательного пространства в России.

Система обучения в России в XVIII—XIX вв. включала в себя четыре вида училищ: одноклассные приходские, уездные с трехклассным обучением, губернские гимназии и университеты. Каждый церковный приход, или два вместе, должны были иметь одно приходское училище. В обязанности приходского учителя входило обучение чтению, письму и первым действиям арифметики, наставление в главных началах закона Божия, в благонравии, в обязанностях к Государю, начальству и ближнему5.

3 Якутская епархия. Журнал Московской Патриархии. Декабрь, 2007. С. 15.

4 Припоминания современника о Высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском. Иркутск, Тип. Н.Н. Синицина, 1879. C. 11.

5 Этот принцип изменился во второй половине XIX в. с созданием новых органов местного самоуправления — земств, на которые была возложена ответственность за развитие системы начального образования, хотя государственной властью было выражено пожелание, чтобы обязанности учителя в земской школе выполняли приходские священники. Однако практика такого преподавания не оправдала себя, и впоследствии между этими двумя субъектами образования — земством и Церковью возникли разногласия относительно характера обучения и управления управления школой. Церковные иерархи отказались от земской школы, сославшись на чрезвычайную загруженность священства своими пастырскими обязанностями, а также их бытовую неустроенность.

Что касается состояния духовных учебных заведений, то к началу XIX в. оно отражало всю неопределенность общего положения в стране, а именно:

— школы существовали без общего надзора;

— не имели единого устава;

— программа школ не была строго определена;

— учебный курс постоянно подвергался изменениям из-за разнообразных указаний епархиального начальства, а также из-за нехватки учителей;

— преобладание схоластического формализма стесняло живое преподавание и лишало его развивающей силы и жизненности;

— бедственное материальное положение.

Исследователи отмечают, что постановка семинарского образования в то время была повсеместно похожей: это была школа суровых нравственных испытаний, но они зато закаляли ум и сердце будущих учителей и пастырей Церкви, не давая места расслабленности, распущенности и вседозволенности.

Идея о необходимости реформы духовной школы принадлежала префекту Петербургской Александро-Невской академии, викарию Петербургской митрополии архимандриту Евгению (Болховитинову). Главная мысль подготовленного им проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. До этого времени и в академии, и в семинарии курс обучения начинался с обучения латинской грамматике, а заканчивался богословским классом. В академию, курс которой был рассчитан на четыре года, предлагалось принимать выпускников семинарии.

В 1808 г. М.М. Сперанским, сподвижником Александра I, блестяще образованным деятелем той эпохи, был разработан проект нового устройства системы духовного образования и обоснована необходимость сохранения сословной духовной школы. Именно ему было поручено составить и план преобразования всех правительственных и судебных учреждений империи.

Согласно новому законодательному документу учебные заведения духовного ведомства имели четырехступенчатую иерархию: академии, семинарии, уездные училища и приходские училища.

В духовных академиях учебный курс был разделен на два двухлетних отделения:

— общеобразовательное, где преподавались высшая математика, физика, философская грамматика, древние и новые языки, эстетика, всеобщая и церковная история;

— специальное богословское, с изучением догматики, нравственного и полемического богословия, герменевтики, гомилетики, канонического права.

Выпускники академии по окончании курса удостаивались ученых степеней кандидата и магистра. На академии возлагалась научно-методическое и административное руководство семинариями.

Средними духовными школами стали семинарии, учрежденные по одной на каждую епархию. В семинарии был установлен шестилетний срок обучения, который делился на три двухгодичных класса — низший (риторика), средний (философия) и высший (богословие). В семинариях преподавали словесность, гражданскую историю, географию, математику, физику, философию, а из богословских дисциплин — Священное Писание, герменевтику, догматическое,

нравственное и пастырское богословие, церковную историю с археологией. По окончании семинарии выпускник имел право стать священником церковного прихода. Успешно окончившие семинарию по решению ректора направлялись в духовные академии.

В уездных училищах, как и в семинариях, существовал шестилетний курс обучения. Преподавали грамматику, арифметику, историю, географию, пение, пространный катехизис, церковный устав и классические языки. Уездные училища были подчинены епархиальным семинариям.

Приходские училища служили для получения элементарного образования, в них обучали чтению, чистописанию, грамматике, пению, арифметике и краткому катехизису6.

17 февраля 1809 г. была открыта Петербургская Духовная академия, ректором которой в 1812 г. был назначен архимандрит Филарет (Дроздов), сыгравший впоследствии огромную роль в становлении личности святителя Иннокентия (Вениаминова).

Образовательные реформы Александровской эпохи в целом способствовали возникновению системы высшего педагогического образования. Так, в 1803 г. Петербургская учительская семинария была преобразована в Петербургский учительский институт. Подготовкой учителей стали заниматься и институты, открывшиеся при Дерптском, Харьковском и Казанском университетах.

Изменения произошли не только в светском педагогическом сознании, произошел заметный подъем русского духовного образования. Киевская, Московская, Санкт-Петербургская и Казанская академии, в которых получали высшее образование студенты даже из других православных стран Востока, не только готовили высокообразованных представителей духовенства, но и занимались изданием творений святых отцов и учителей Церкви, просветительской литературы, выпуском духовных периодических изданий. Больше, чем в предшествующий век, уделялось внимания религиозному воспитанию молодого поколения.

Правление Александра II было временем серьезных реформ не только в стране, но и в Церкви. Эти преобразования хоть и не меняли отношения Церкви и государства, но были направлены на оживление и демократизацию внутрицер-ковной и приходской жизни, преодоление вынужденной сословной замкнутости духовенства. Был облегчен доступ в ряды священнослужителей лицам всех сословий, а для детей духовенства открыто широкое поприще общегражданской деятельности.

Вторая половина XIX в. охарактеризовалась также идеей реформирования системы образования в духовных учебных заведениях, просуществовавшей до 1867 г. Это повлекло впоследствии реорганизацию Киевской, Петербургской, Московской и Казанской духовных академий.

6 В таком виде духовно-учебные заведения функционировали до 1867 г. После реформы 1808 г. в деятельность духовных учебных заведений были внесены некоторые дополнения и изменения, но уже не столь существенные: программа семинарского курса пополнилась новыми предметами, такими как медицина (оспопрививание), иконописание, сельское хозяйство, изучение местных языков, преподавание которых считалось полезным и необходимым для будущих служителей Церкви.

Отметим здесь, что вышедшие в 1867 г. новые уставы духовных семинарий и училищ, а также готовившийся новый устав духовных академий 1869 г. не получили одобрения святителя Иннокентия, так как в них умалялась власть епархиального архиерея и ректора. В духовно-учебных заведениях вводилось выборное начало. Он резко выступал против таких нововведений, требуя их отмены или частичного пересмотра7.

Новые веяния не прошли бесследно и для экзаменационной системы. Раньше полугодовые и годовые оценки на устных экзаменах были в академиях и некоторых семинариях решающими для судьбы учащегося. Они устанавливали его место в списке, оказывая после выпускного экзамена определяющее влияние на его служебную карьеру. Однако хорошие оценки были результатом кратковременного усердия и хорошей памяти. После реформы 1808—1814 гг. большее значение стали придавать семестровым работам студентов, в которых обнаруживались не только знания, но и степень понимания выученного, а иногда также способность к критическому анализу. Студенты последнего года обучения обязаны были теперь представить научную курсовую работу, которая тщательно проверялась и оценивалась, особенно у студентов, входивших в десятку лучших по результатам устных экзаменов. Зачастую эти работы подправлялись преподавателями (в Москве это иногда делал сам митрополит Филарет), а затем публиковались. Такая система заставляла студентов сконцентрироваться на той или иной области науки.

Политические и социальные процессы эпохи, естественно, имели большое влияние на внешнюю жизнь духовной школы. Они значительно изменили ее, но внутреннее развитие определялось все-таки духом реформ того времени. Возрос уровень обучения, из-за чего повысились требования к прилежанию учащихся. Почти во всех академиях и семинариях постепенно искоренялся господствовавший в XVIII в. метод заучивания наизусть. Ученики и студенты со своей стороны стали проявлять все больший интерес к науке, осознанность в обучении. Лучшим доказательством тому может служить обновленный за счет молодежи преподавательский состав.

Образ жизни общества и каждого человека обусловливают социально-экономические, культурные и природные условия, в которых он живет, но те же социально-экономические, культурные условия, окружающая среда во многом формируются образом жизни общества и каждого отдельного человека.

Будущий святитель Иннокентий (в миру Иван Евсевиевич Попов) родился 26 августа (8 сентября) 1797 года в небольшом таежном селе Ангинское Качуг-ской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии, расположенного в 270 верстах от города Иркутска, в бедной крестьянской семье. При крещении ребенку было дано имя Иоанн, в честь Иоанна Постника, патриарха Цареградского. Восприемниками новорожденного были крестьянин Савва Чувашев и Устинья Яковлевна, жена донского казака Григория Тюрюкова8. Родители новорожден-

7 Курляндский И.А. Святитель Иннокентий (Вениаминов) как церковно-общественный мыслитель // Миссионерское обозрение. М., 1997. № 8. С. 6—10.

8 Барсукова З. Просветитель сибирских стран Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. СПб., 1901. С. 1.

ного, Евсевий Иванович и Фекла Саввишна, были простыми и глубоко религиозными людьми. Отец мальчика служил пономарем в местной церкви Святого Илии Пророка и, несмотря на свое скромное образование, слыл редким по тому времени педагогом, от которого сын и получил первые знания.

Годы учебы в Иркутской духовной семинарии стали для него школой внутреннего самовоспитания, строгой дисциплины и религиозного аскетизма. Он прошел школу не только духовного образования, но и школу православного воспитания, что и помогло ему впоследствии мужественно переносить лишения, экстремальные физические и психологические нагрузки в суровых условиях миссионерского служения.

Особенности социокультурной ситуации, в которой прошли его детство, отрочество и юность, несомненно, нашли свое отражение в становлении личности будущего святителя и оказали непосредственное влияние на формирование целеустремленного характера и, в целом, его мировоззрения. Они стали судьбоносными факторами будущего его миссионерского и митрополичьего служения, что помогает глубже понять истоки формирования духовного облика этой выдающейся исторической личности.

Уже став архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским святитель Иннокентий так вспоминал свои ученические годы: «В наше время кроме обеда и ужина ничего не давали ученикам, и нелегко было нам переносить это по утру; но я того мнения, что это полезно: ибо, во-первых, благодетельно для здоровья как диетическое средство, а во-вторых, это приучает к воздержанию и терпению»9.

Однако, несмотря на все тяготы ученичества, насмешки товарищей над его простотой, бедностью и смирением, Иван Попов10 всегда был в числе успешных учеников. Во время обучения юноша приобрел основательные познания в области естественных наук. Его необыкновенные успехи в учебе, трудолюбие и примерное поведение были гордостью начальства и преподавателей семинарии.

Особый интерес проявлял Иван к географии, физике, химии, архитектуре, картографии, к изучению прикладных ремесел. Вероятно, именно отсюда берет свое начало уникальная разносторонность его исследовательских интересов, которая была присуща святителю Иннокентию в течение всей его долгой и плодотворной жизни.

На поприще приходского служения молодой священник благодаря своему доброму сердцу, нравственной жизни, уму, быстро стал любимым и известным священником в Иркутске. Тогда же начинается его просветительско-педагогическая деятельность. Имея репутацию хорошего семьянина, запоминающиеся внешние данные, дар речи, умение проникновенно вести

9 Фиалкин В. Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность // Православный Благовестник. СПб., 1897. № 17. С. 6.

10 Фамилию Вениаминов Иван Попов получил в годы своего обучения в семинарии, в память о недавно скончавшемся уважаемом церковном иерархе архиепископе Иркутском Вениамине (Багрянском) (1798—1814). Таким вниманием новый ректор, архимандрит Павел Некрасов, прибывший из Москвы в 1814 году, решил поощрить и отличить этого ученика.

церковную службу, он проявил яркие способности к духовному просвещению людей: регулярные и содержательные беседы и проповеди иерея Иоанна привлекали людей, старшие семинаристы, готовящиеся к священническому сану, специально приходили в Благовещенскую церковь с целью увидеть образец для подражания.

Кроме того, наряду с совершением служб, молодой священник организовал необычное для жителей города обучение детей и взрослых при церковном приходе. Это была первая в Иркутске воскресная школа11, в которую он собирал детей от трех до шестнадцати лет, а также и их родителей, как образованных, так и простолюдинов, и по воскресным дням, перед литургией преподавал им уроки Закона Божьего и основы христианской нравственности. После таких бесед, слушателями которых невольно становились все прихожане Благовещенской церкви, начиналась церковная служба.

Исследование дальнейшей просветительской деятельности святителя Иннокентия показывает нам, что он занимался не только организацией всей системы духовного образования подрастающего поколения, обучением детей в семье и школе, но что его педагогические идеи были связаны с православным воспитанием вообще всех граждан России независимо от возраста и социального положения.

Но XIX век для России был и веком крупнейших открытий, совершенных русскими исследователями во славу Отечества. Они обогатили представление современников об окружающем мире и способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав Российской империи.

Россия всегда была географическим организмом больших и удаленных морей. Ее первые поселения были расположены по берегам рек, служивших не только транспортными путями, но и проводниками земледельческой культуры. «Среднерусская возвышенность стала центром, от которого пошли “волоки”, потом каналы. <...> Ограждающих рубежей не было, был лишь великий “проходной двор”, через который шли “переселяющиеся народы” — с востока и юго-востока на запад. Русь не имела возможности опираться на естественные границы. С первых веков своего существования русские люди гибли под вечными набегами хищных племен, часто давая им отпор и тем самым осваивая новые территории, которые становились ее жизненным пространством»12. Таким образом, к началу XIX в. Россия дошла до естественных границ морей и сложившихся государств. С освоением Сибири начинается подлинное превращение Руси в великое государство.

Стремительное продвижение русских промышленников-землепроходцев на крайний северо-восток Азии началось в XVII в. С момента перехода донского казака Ермака Тимофеева (1581-1582) через Уральский хребет и до выхода отряда И.Ю. Москвитина в 1639 г. по реке Улы в Охотское море, к берегам Тихого океана прошло всего около 60 лет. Походы Михаила Пояркова и Ерофея Хабарова по Амуру и официальное присоединение к России в 1649-1652 гг. Приамурья

11 Пакулак Д. Жизнь и деятельность Иннокентия, митрополита Московского / Пер. с англ. О.П. Моисеевой. Тюмень, 1994. С. 18.

12 Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. С. 54.

изменили направление экспедиций русских первопроходцев к югу, но внимание к Охотскому морю не ослабевало13.

Практически все исследователи Сибири отмечали быстроту продвижения русских на восток через Урал. По мнению некоторых исследователей (Н.Н. Болховитинов, М.И. Белов, Е.В. Воробьева, В.М. Головнин, Н.В. Карташева и др.), процесс имел две тенденции.

1. Его движущими силами были поморы, казаки и их приказчики, не знавшие крепостного права и устремившиеся в конце XVI в. на новые земли. Здесь же искали прибежища гонимые крепостным правом, доведенные до обнищания холопы и крестьяне, бежавшие в Сибирь, на Дальний Восток и в Северную Америку.

2. Правительство стремилось направить процесс в русло государственных интересов: издавались указы воеводам, давали руководителям «наказные памяти», требовали письменные отчеты и чертежи. Государство вслед за первопроходцами отправляло казенных ремесленников, переводило на новые земли «пашенных крестьян». Кроме того, в Сибирь ссылались всякого рода преступники, иноземцы из числа военнопленных и политические ссыльные14.

Но в любом случае пришедшие в Сибирь русские люди не могли жить без храмов, церковных служб и христианских обрядов. В крупных зимовьях устанавливались православные поклонные кресты, во всех острогах строились церкви, а в городах, помимо церквей, — монастыри.

Проведенная впервые государственная ревизия 1719 г. показала, что население Сибири насчитывало тогда 241 тыс. душ мужчин. Из них 72 тыс. приходились на аборигенное ясачное население, то есть не менее 70% составляли русские поселенцы. С 1719 по 1795 гг. русское мужское население возросло в 2,4 раза, а число крестьян увеличилось в 3,3 раза. В процессе присоединения к России и освоения сибирских земель расширялась и территория Сибирской епархии, образованная в сентябре 1620 г., а с 1668 г. она становится митрополией. Быстрыми темпами развивалось ремесло, торговля, мануфактура, а главное — сельское хозяйство.

В своих очерках путешествия «Фрегат “Паллада”» И.А. Гончаров так описывает деятельность русских поселенцев в освоении Сибири: «Несмотря, однако ж, на продолжительность зимы, на лютость стужи, как все шевелится здесь, в краю! Я теперь живой, заезжий свидетель того химически-исторического процесса, в котором пустыни превращаются в жилые места, дикари возводятся в чин человека, религия и цивилизация борются с дикостью и вызывают к жизни спящие

13 Суханов И.В. Указ. соч. С. 55.

14 Конечно, в первые годы освоения новых территорий случалось всякое — и кровавые стычки с местными жителями, и их обман, и даже вероломство по отношению к ним. Но все же, поскольку казаки-первопроходцы были людьми православными и не представляли своей жизни без Бога, а священники напоминали им о милости и любви ко всем людям, присоединение «якуцкой земли» и народов, ее населяющих, происходило большей частью мирно. Именно поэтому царское правительство в 1638 году сочло возможным учредить в Якутском остроге самостоятельное воеводство и направило туда первых священников, «чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали». Новообразованное воеводство было приписано к учрежденной в 1620 году Тобольской епархии.

силы. Изменяется вид и форма самой почвы, смягчается стужа, из земли извлекается теплота и растительность — словом, творится то же, что творится, по словам Гумбольдта, с материками и островами посредством тайных сил природы. Кто же, спросят, этот титан, который ворочает и сушей и водой? кто меняет почву и климат? Титанов много, целый легион; и все тут замешаны, в этой лаборатории: дворяне, духовные, купцы, поселяне — все призваны к труду и работают неутомимо. И когда совсем готовый, населенный и просвещенный край, некогда темный, неизвестный, предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав, пусть тогда допрашивается история о тех, кто воздвиг это здание, и так же не допытается, как не допыталась, кто поставил пирамиды в пустыне. Сама же история добавит только, что это те же люди, которые в одном углу мира подали голос к уничтожению торговли черными, а в другом учили алеутов и курильцев жить и молиться — и вот они же создали, выдумали Сибирь, населили и просветили ее, и теперь хотят возвратить творцу плод от брошенного им зерна. А создать Сибирь не так легко, как создать что-нибудь под благословенным небом...»15.

Наиболее древними сибирскими городами по праву считаются Тюмень, в которой возведен первый храм в 1586 г., Тобольск и Иркутск, первые храмы в которых возведены в 1587 г. Если в 1620 г. в Сибири насчитывалось более пятнадцати церквей и восемь монастырей, то к началу XVIII в. в митрополию, границы которой составляли более десяти миллионов квадратных километров, входило уже около 200 церквей и 37 монастырей16.

Вдали от центров государственного и церковного управления значимость подвигов первых священников в их миссионерско-просветительской деятельности существенно возрастает.

«Упомяну прежде о наших миссионерах. Здесь их, в Якутске, два: священники Хитров и Запольский. Знаете, что они делают? Десять лет живут они в Якутске и из них трех лет не прожили на месте, при семействах. Они постоянно разъезжают по якутам, тунгусам и другим племенам: к одним, крещеным, ездят для треб, к другим — для обращения.

“Где же вы бывали?” — спрашивал я одного из них. “В разных местах, — сказал он, — и к северу, и к югу, за тысячу верст, за полторы, за три. <...> Слава Богу, если еще есть поварня (пустая, необитаемая юрта. — Прим. ред.), а то и не бывает.. тогда ночуем на снегу”. — “Но не в сорок градусов, надеюсь”. — “И в сорок ночуем: куда ж деться?”»17.

Преосвященный Дионисий (Хитров) сорок три года (1841—1883) прослужил Богу и людям на Якутской земле. Он исходил всю ее вдоль и поперек пешком, объездил на собаках, оленях, лошадях, в утлых лодках пускался в плавание по рекам и Северному Ледовитому океану, каждый год совершая огромный путь — до десяти тысяч верст. Лютыми зимами, в сорокаградусные морозы спал на снегу,

15 Гончаров И.А. Собр. соч. в восьми томах. Т. 3. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в двух томах. Т. 2. С. 381.

16 Русская Америка 1799—1867. Материалы международной конференции «К 200-летию образования Российско-американской Компании 1799—1999». Москва 6—10 сентября 1999 г. / Отв. ред. академик Н.Н. Болховитинов. М., 1999. С. 6—19.

17 Гончаров И.А. Указ. соч. С. 390—391.

под открытым небом, замерзал, проваливался в снег, блуждал в тундре, подвергая себя смертельной опасности, питался во время постов одними ржаными сухарями и целыми днями, не присев, принимал исповеди.

Истоки культуры и просвещения Восточной Сибири обычно связывают с просветительской деятельностью декабристов и ссыльных революционеров. Отдавая должное их культурному влиянию, необходимо вспомнить о тех семенах просвещения, которые были посеяны задолго до них.

Три иркутских монастыря — Киренский Свято-Троицкий, Вознесенский и Знаменский были основаны до образования Иркутской епархии. Два последних занимались, кроме всего прочего, солеварением, развивая тем самым и промышленность края. Именно здесь в 1706 г. игуменом Вознесенского монастыря Макарием в поселении, которое в настоящее время называется городом Усолье-Сибирское, был построен первый соляной завод.

Знаменитый иркутский Свято-Иннокентьевский монастырь — первый очаг просвещения в Иркутске, один из родоначальников культуры края.

Север Тихого океана представлял собой обширный географический регион, объединенный как сходством климатических, ландшафтных, геологических, биологических характеристик, так и, в некоторой степени, общностью исторической судьбы. Его составными частями являлись Аляска; северо-восток Азии, охватывавший территорию Камчатки, Чукотки, Магаданской области, северовосточной части Якутии; прилегающие острова. Общая площадь края составляла свыше 3500 тысяч квадратных километров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Климат этих районов разнообразный, но за исключением южных областей Камчатки и Аляски, весьма суровый. Длительность зимы семь-восемь месяцев. Минимальная температура во внутриконтинентальных районах может опускаться ниже минус 60 градусов по Цельсию. Средние температуры зимних месяцев достигают минус 38 градусов, летних — плюс трех. Практически на всей территории распространена многолетняя мерзлота. Вегетационный период большей частью не превышает 100—130 дней. Заморозки возможны в любой месяц. В силу этого значительную часть региона занимает тундра и лесотундра, сменяющиеся к югу лиственничной тайгой18. Все это предопределило крайнюю сложность освоения этой территории населением, относительно низкий уровень его экономического развития, а следовательно, и низкую численность населения.

Общественный строй коренных народов в начале XIX в. характеризовался как родоплеменной. Основная часть живущих в этом крае народов относилась к так называемым палеоазиатам, древнейшему этническому пласту. В это объединение традиционно включаются:

— чукчи, коряки и тельмены (чукотско-камчатская языковая группа);

— эскимосы и алеуты (эскимосо-алеутская языковая группа);

— юкагиры и чуванцы (юкагиро-чуванская языковая группа).

Кроме них следует указать эвенов и эвенков, разговаривающих на тунгусоманьчжурских языках, якутов, чей язык относится к тюркской семье, а также кенайцев и тлинкитов. Указанные племена относились либо к хозяйственнокультурному типу (охотники, рыболовы, собиратели), либо к оленеводам. Отно-

18 Географический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Ф. Трешников. М., 1983.

сительно низкий уровень социально-экономических отношений предопределял и специфику религиозной жизни, а именно: отсутствие развитых форм религиозного сознания, которое, по сути, являлось мифологическим и выражалось вовне в форме различных верований. Среди последних стоит отметить анимизм, фетишизм, шаманизм, магию, в определенной степени тотемизм19.

Суровые природные условия сказались и на процессе присоединения края к России. Начавшийся в первой половине XVII в., он не был вполне закончен к XIX в. — неразвитость управленческих структур, перенос внимания государства на развитие Приамурья, другие социокультурные обстоятельства стали причиной замедления этого процесса.

К началу XIX в. вся Восточная Сибирь представляла собой единую губернию с центром в Иркутске, и лишь американские владения России имели свою администрацию в лице Российско-Американской компании, но ее устав утверждался российским императором20.

Только к концу XIX в., в итоге проведенных территориальных реформ были сформированы следующие административные единицы: Колымский округ Якутской области, Анадырский, Гижигинский, Командорский, Охотский и Петропавловский округа Приморской области Приамурского генерал-губернаторства, что позволило повысить эффективность управления этой территорией21.

Алеутские острова протянулись цепью от Камчатки до берегов Аляски. Они были открыты в 1741 г. Витусом Берингом и его помощником, выдающимся русским исследователем Алексеем Ильичем Чириковым во время второй Камчатской экспедиции.

Привезенные из новооткрытых земель прекрасные меха, особенно собольи, активизировали среди сибирских купцов желание отправиться на прибыльный пушной промысел в эти неизведанные края. Стали снаряжаться суда и создаваться команды в поисках «мягкого золота». К концу XVIII в. русских купцов можно было встретить по всему тихоокеанскому побережью Северной Америки, от Аляски до Калифорнии. Эти земли стали называться Русской Америкой.

Все указанное создавало особые условия миссионерско-просветительской деятельности Русской Православной Церкви в этом крае, которые должны были учитывать особенности региона, но мало кто мог тогда охватить весь объем и всю сложность проблем. Этническая ситуация, образ жизни автохтонного (коренного) населения диктовали необходимость поиска методов, позволяющих действенно осуществлять и образовательную деятельность. Вместе с тем суровые природно-климатические условия не только осложняли церковное служение, но

19 Жуков Н.Н. Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в. Автореф. дис. ... канд. историч. наук. М., 2002.

20 Не случайно прибытие епископа Иннокентия на свою кафедру совпало по времени с утверждением императором Николаем I нового устава Русско-Американской компании, который предусматривал особое внимание к местному населению Русской Америки и всячески поощрял распространение среди них образования. Это обстоятельство подчеркивает не только культурообразующую роль православных епархий в объединении российских земель, но и прямое влияние образовательной политики в укреплении российской государственности.

21 Жуков Н.Н. Указ. соч.

и оказывали негативное влияние на долговечность культовых сооружений и материальное положение духовенства.

Со второй половины 20-х годов XIX в. в Русской Америке начинается второй этап миссионерского движения. Русское правительство обратило внимание на состояние колоний в Америке и предписало Российско-Американской компании иметь здесь достаточное количество священников, а также регулярно отпускать необходимые средства на их работу и содержание.

В 1824 году на острове Уналашка, в период существования Русской Америки как российской колонии, и начался миссионерский путь будущего святителя Иннокентия (Вениаминова). Деятельность молодого священника открыла особую страницу в истории христианской проповеди, распространении духовной культуры и увенчалась рождением Православной Церкви на северо-западе Американского континента, хотя Иннокентий Вениаминов начал свою миссионерскую деятельность в Русской Америке не обладая опытом административной, миссионерской и педагогической деятельности.

Уникальность пройденного жизненного пути митрополита Иннокентия заключается в неповторимом сочетании жертвенного христианского образа жизни с его научно-исследовательской и просветительской деятельностью. И.Г. Стрю-ченко писал: «Его жизнь, его образ — своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую, оценивать различные ее проявления»22.

Роль святителя Иннокентия в жизни общества и в истории Русской Православной Церкви XIX в. общепризнанна и неоспорима. Образованнейший человек своего времени, он все силы прилагал для развития и распространения христианства и духовного просвещения среди народов Крайнего Северо-Востока России. Формирование личности Иоанна Вениаминова совпало со значительными событиями в русской истории — завершением открытия и присоединения к России Камчатки, Чукотки, островов в северной части Тихого океана и Русской Америки. Народная инициатива, соединившись с политикой русского правительства, естественным образом привела к завершению формирования России как крупнейшего в мире европейско-азиатско-американского государства. Этому историческому процессу немалыми трудами своих миссионеров-про-светителей способствовала и Русская Православная Церковь. Именно ей принадлежит первенство в создании на Востоке страны первых учебных заведений для местных народов и приобщение их к христианской культуре23. Она выполнила

22 Стрюченко И.Г. Святитель Иннокентий и наше время // Научный журнал Россия и АТР - М., 1997. № 3 (17). С. 59.

23 Русская Православная Церковь выполнила масштабную просветительскую задачу на Аляске, поскольку помимо миссионерской деятельности в ее ведении находилось и дело народного образования. В миссионерских школах обучались грамоте тысячи жителей Аляски, причем для коренных народов начальное обучение было всеобщим. «К успехам просвещения Алеутов христианством можно причесть то, что многие из них весьма охотно читают переведенные для них книги, и почти всякий имеет у себя печатный катихизис» (Творения Иннокентия, митрополита Московского. М., 1888. Кн. 3. С. 381). Здесь можно привести такой пример: известный русский книгоноша И.К. Голубев распространил во время путешествия по Камчатке, Сан-Франциско и Аляске приблизительно 18 709 книг. Помимо книг он распространял и другие издания (лубочные картины, календари и пр.). О том, как любили на Аляске русскую книгу, свидетельствуют и другие многочисленные факты (Марков С. Летопись Аляски. М., 1948. С. 117).

масштабную просветительскую задачу на Аляске, поскольку в ее руках находилось все дело народного образования. В миссионерских школах обучались грамоте тысячи жителей Аляски, причем для коренных народов начальное обучение было обязательным24.

Коренные жители Аляски, получавшие образование, могли рассчитывать на продвижение по службе. Многие из них, получив образование в русских учебных заведениях, впоследствии стали кораблестроителями, плотниками, учителями, фельдшерами, кузнецами, исследователями25.

Пристальное внимание святителя к вопросам просветительско-педагогической деятельности обнаруживается во все периоды его служения и управления епархиями. Помимо православной миссии среди коренного населения северо-востока России и Аляски, а также особенностей христианского просвещения народов, не имеющих собственной письменности, стержнем всех просветительских идей святителя было нравственное воспитание, которое вытекало из самого духа его пастырской деятельности. Обучение, не облагороженное знанием истинной веры, виделось ему источником всякого зла. «Грамотность без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе», — писал святитель26.

Первоначальными ступенями христианского просвещения как маленьких детей, так и целых народов являлись, по мысли святителя, катехизация и начальное образование27. Святитель Иннокентий во всех смыслах занимался просвещением народа, давая вместе с наставлениями в вере и начальное общее образование.

Знаменитые катехизические беседы священника Иоанна Вениаминова «Указание пути в Царствие Небесное» (1867) исследователи соотносят с лучшими святоотеческими творениями28.

Это историко-богословское произведение является результатом осмысления святителем Иннокентием всей миссионерско-просветительской и педаго-

24 После того как российские владения Северной Америки отошли к США, в американском конгрессе во время прений несколько депутатов укоряли вашингтонское правительство в том, что оно ничего не сделало для нравственного и морального блага этого края. «Не так поступало Русское правительство и русское духовенство, - сказал один из депутатов: - из дикарей они сделали христиан, из невежд — образованных; они строили церкви, основывали школы и до сих пор еще лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а к стыду нашему, из Петербурга и из Москвы (Курляндский И.А. Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский: Монография. М.: Центр истории религии и церкви ИРИ РАН, 2002. С. 711). В деревнях Аляски до настоящего времени соблюдаются русские обряды и обычаи. Жители, говоря на местных языках, вставляют большое количество русских слов, среди местного населения до сих пор распространены русские имена.

25 Так исследователь алеутского происхождения Кашеваров вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга.

26 Курляндский И.А. Безнравственные грамотеи опасны отечеству: Деятельность святителя Иннокентия // Новые знания. М., 1996. № 2. С. 15.

27 Отметим здесь, что в древнехристианской Церкви слово «катехизис» означало деятельность того или иного лица.

28 Полное наименование поучений выглядит следующим образом: «Указание пути в Царствие Небесное. Беседа из поучений к новоапостольным христианам Ситхинского Ми-хайло-Архангельского собора протоиерея Иоанна Вениаминова (что ныне Преосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский)». СПб., 1845.

гической деятельности. Написанная в 1833 г. как огласительные поучения для алеутов на алеутско-лисьевском языке, она была результатом первого собственного опыта русского священника в приобщении коренных народов Аляски к православной вере.

Стиль изложения отличается ясностью, естественностью, простотой, психологической приспособленностью к душевному состоянию читателей, богатством внутреннего его содержания.

Годы, проведенные с островитянами, открыли миссионеру особенности характера и поведения алеутов, их образ жизни, язык и культуру, их особое духовное видение, что нашло свое отражение в катехизических беседах. Совсем простая в языковом отношении, но глубоко осмысленная книга получила широкую известность и была издана не только на алеутском языке, но и на церковнославянском, русском, якутском, алтайском, шорском, монгольском и других языках. Произведение в переводе на русский язык выдержало, начиная с 1841 г., более 46 изданий в России, не считая его переводов на европейские языки.

По форме это беседа пастыря со своими духовными чадами. В беседе священник стремится максимально доходчиво преподнести сложные духовные понятия «младенчествующим» в вере. Это обстоятельство делает понятным мысли священника даже для детей десяти-двенадцати лет. «Указание.» написано доступным простому человеку языком, имеет массу примеров, что свидетельствует о его наглядности и полезности, но самое главное — в нем нет излишней назидательности и поучительности со стороны автора. Мы можем сказать, что в данном случае с верующим человеком разговаривает такой же православный христианин, который хочет поделиться с ним своим опытом в этом направлении.

«Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно. А жить с Богом могут одни только христиане, т. е. те, которые право веруют в Иисуса Христа»29._

Объясняя, каким образом идти навстречу Истине, священник наставляет своих духовных чад следующим образом: «Для всякого христианина, и даже для всякого человека, весьма необходимо знать: какой путь в Царство небесное, как найти его, и как идти по нему?.. <...> Если ты страдания свои будешь переносить с покорностью и преданностью воле Господней, и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа: то Он по милости Своей, не оставит тебя, и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатью и сообщать тебе дары Духа Святого»30.

В качестве необходимых условий духовно-нравственного возрастания личности отец Иоанн предлагал не бояться жизненных трудностей, но стойко переносить их и не тщеславиться достигнутым. Ведущая идея книги заключается в том, что человек, желающий стать истинным христианином, должен соотносить свою жизнь, наполненную трудностями и лишениями, с земной жизнью Иисуса Xриста. Всякий человек должен исполнять Закон Божий. Для этого необходимо

29 Указание пути в Царствие Небесное... С. 7.

30 Там же. С. 9, 32.

научиться соблюдать две важнейшие христианские заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22. 37—39).

В основе учения, предлагавшегося отцом Иоанном Вениаминовым, был заложен принцип свободного стремления личности к нравственному совершенствованию, желание добра и необходимость побуждать себя к нему.

Целью христианского просвещения, по мнению святителя, является, прежде всего, внутреннее преображение человека, а не приобретение им только внешних признаков образованности. Святитель неустанно подчеркивал, что просвещение не должно быть только внешним, житейским, состоять в одном умственном образовании, ибо чем улучшится состояние просвещаемого, «если он, например, узнает, что не солнце вертится вокруг земли, и в то же время не поймет ни цели существования мира, ни цели своего существования»31.

Чтобы развить все способности телесные и душевные, дать понятия о чести, совести и других нравственных качествах, человек должен быть достойным своего имени и ориентирован на высоту идеалов христианской культуры. В этом, с точки зрения святителя, исконное, православное воспитание в России имело несомненное преимущество над западноевропейским.

Центральными педагогическими моментами книги являются указания основных способов становления подрастающего поколения на путь христианства — это повиновение и послушание, пестование любви не только к ближнему, но и ко всем людям, и главное — через любовь к Всевышнему.

Цель поучений определялась автором в его молитвенном обращении: «Господи Иисусе Xристе, к Тебе взываю: услыши меня, недостойного раба Твоего, просвети мой ум, даруй мне, дабы и истинно, и внятно мог изложить о Твоем пути в Царство славы, который Ты, по милосердию Своему, даровал нам! Слушающим же и читающим сие мое сказание даруй, да исполнятся любовию Твоею, просветятся познанием и утвердятся силою Твоею, и согрей сердца наши Духом Твоим, и мы радостно и усердно пойдем по пути, который Ты показал нам»32.

«Указание...» стоит в ряду лучших памятников миссионерской письменности Православной Церкви и огласительных творений святых отцов.

Благовестие Евангелия, распространение христианских истин как единственной нравственной основы жизни любого человека было главным подвигом жизни святителя Иннокентия.

Несомненный интерес для педагогической науки представляет также книга «Записки об островах Уналашкинского отдела»33. Книга охватывает более чем пятнадцатилетний период наблюдений автора за жизнью алеутов, населяющих остров Уналашка, и североамериканских индейцев — колошей, жителей острова Ситха (близ Аляски). В ней содержатся и выводы исследователя об этнической

31 Указание пути в Царствие Небесное... С. 33.

32 Там же. С. 10.

33 «Записки объ островахъ Уналашкинскаго отдъла. Составленный И. Вешаминовымъ. Издано иждивешемъ Россшско-Американской Компанш» (в 1840 году, типографией Императорской Академии наук).

специфике его просветительской деятельности, что представляло для будущих исследователей неоценимую помощь.

Подходы к созданию этого труда формировались в ходе многогранной деятельности священника-миссионера. Многочисленные путешествия, встречи, общение с местными жителями, изучение их языка, образа жизни и культуры этих племен и народов, наблюдения за природно-климатическими условиями, животным и растительным миром, флорой и фауной океана позволили будущему святителю написать уникальный научно-исследовательский труд.

Первая записная книжка появилась в 1826 г. Все, что занимало живой ум уналашкинского священника, вошло в эту книгу: географическое описание островов, климат и природа, многолетние сводки погоды. Отец Иоанн описывал горы и долины, моря и проливы, реки и озера, горные породы и минералы, растения, животный мир и климатические условия, общественную и личную жизнь людей, среди которых он проповедовал, — алеутов, их быт, нравы, сказания, то есть все, что он мог видеть не только на суше, но и на море, и в воздухе, и в общинной жизни людей, подвергалось научным наблюдениям миссионера.

Значимость труда заключается в том, что он первым в России смог разглядеть сквозь первобытнообщинный уклад жизни коренных малочисленных народов их высокий потенциал материальной и духовной культуры, порожденной условиями суровой окружающей среды. Он просвещал людей, незнакомых даже с зачатками гражданственности, стоящих на первых ступенях социального развития: «Под именем просвещение я здесь буду разуметь перемену или переход из прежнего, так называемого дикого состояния, в нынешнее, подходящее к нашему, европейскому. Не только странно, но даже смешно, кажется, делать ныне вопросы. полезно ли для них просвещение?.. не одностороннее, не поверхностное, но прочное, благодетельное, истинное»34.

Описывая в своих трудах селения, жилища, одежду, пищу, орудия промысла, счисление времени, обычаи и нравы алеутов, а главное — изучая наречия, миссионером-энтузиастом была создана научная база для дальнейших поколений этнографов и лингвистов, занимавшихся историей, этнографией и языком алеутов. Однако святитель Иннокентий считал, что вносимые христианской верой и более высокой культурой европейской цивилизации знания и понятия не должны вести к потере национальной идентичности «инородцев», забвению того хорошего и полезного, что заложено в них природными формами жизни.

Вениаминова интересовали особенности верований и суеверий местного населения, однако в своем исследовании он разделял сферу того, что необходимо знать, и того, в чем нет образовательной потребности. «Суеверия алеутов бесчисленны, даже и поныне — на каждый шаг есть приметы и талисманы, наговоры. при промысле — шептание на удочку, при промысле кита стрелу мазали человечьим салом (брали от трупов). суеверие, относящееся к здоровью, — старались достать слюны старика-долгожителя и давали ребенку. У женщин были

34 Творения Иннокентия, Митрополита Московского. Собр. Иваном Барсуковым. М., 1888. Кн. третья. С. 484—485.

свои приметы и причуды при беременности и родах, о коих я подробно ничего не знаю, да кажется и не стоит знать»35.

Читая заметки священника Иоанна об алеутах, невольно обращаешь внимание на то, что им отмечаются в первую очередь положительные черты этого народа и его верований и культуры. Так, будущий святитель пишет, что дети алеутов, ссорясь друг с другом «не ругаются иначе, как укоряя друг друга недостатками своих родителей, говоря один другому: твоя мать шить не умеет, а твоя — хромая, отец твой непроворный, а твой — кривой. Это может быть и потому, что на их языке совсем нет ругательств, подобных русским»36.

Алеут «умеет ценить всякое деяние, ему оказанное. Даже дитя, после долгого поста, не схватит любимого куска с жадностью и не покажет на лице радости... Неприхотлив и равнодушен к стяжанию, ему чужда зависть. Алеуты трусливы и боязливы (боится не начальника, а наказаний, которых он в детстве не видел), они не боятся морей и зверей, а боятся только людей. Не любит льстить, не скор на обещания. Алеуты не разговорчивы, умеют хранить тайну. Не будут спорить. Никого не оскорбляют безвинно. Несвойственна дикая глупая веселость, даже дети мало смеются»37.

Святитель писал: «При описании умственных способностей и характера уналашкинцев я не сверялся ни с чьими замечаниями, а руководствовался собственными наблюдениями. Чтобы лучше узнать их характер, я старался всматриваться в них»38. «Так, надо стараться вывести дикаря из его грязной жизни, но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его! И, искореняя в них ложные правила их нравственности, не сделать их совсем без правил нравственности!»39

«Записки об островах Уналашкинского отдела» — это не только подробное описание территории, но и общая этническая и лингвистическая характеристика коренного населения Русской Америки. Она помогла ученым XIX в. выйти за круг привычных представлений, основанных на изысканиях тех лет, многие из которых были сделаны исследователями в тиши кабинетов Москвы и Санкт-Петербурга и, следовательно, не имели практического подтверждения. «Записки.» «до сих пор являются незаменимым источником этнографических сведений об алеутах»40.

Открывая и описывая новые земли, лишь немногие исследователи занимались их изучением и поэтому в общественном мнении рисовались образы диких коренных народов, зачастую с жестокими нравами и обычаями. Отец Иоанн одним из первых попытался разрушить эти стереотипы, дав подробное, основанное на практических изысканиях, описание коренных жителей северо-востока.

35 Творения Иннокентия, Митрополита Московского. С. 362.

36 Там же. С. 308.

37 Там же. С. 209.

38 Там же. С. 401.

39 Курляндский И.А. Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский. Монография. М., 2002. С. 13—14.

40 Иохельсон В.И. Опыт грамматики алеутского-лисьевского языка. Алеутский язык в освещении грамматики Вениаминова // Известия РАН. Пг., 1919. № 2. С. 4—7.

За эти и другие научные труды, представляющие интерес и для современных этнографов41, Иннокентий (Вениаминов) был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук, почетным членом Московского университета и почетным членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Высоко оценивая деятельность миссионера-патриота, академик А.П. Окладников (1908—1981) писал: «.ни забота об охране среды, ни ботанические эксперименты не принесли Вениаминову такой широкой, поистине мировой известности, как его труды в области этнографии, лингвистики и фольклора. Они нашли поддержку и получили восторженную оценку современников. Значение трудов Вениаминова заключалось не только в том, что он помогал ученым выйти за круг привычных представлений, основанных на изучении европейских языков, но и в том, что этот труд открывал дверь в непознанный огромный мир языков Американского, и не только Американского, континента42.

В XIX в. в России жили и творили великие русские писатели и поэты, художники и композиторы, видные государственные и общественные деятели, философы, ученые, педагоги, а также великие деятели духовного просвещения. Это было и временем формирования русского педагогического сознания. Здесь прежде всего следует назвать имя К.Д. Ушинского (1824—1870), который создал народную педагогику. Константин Дмитриевич считал, что, во-первых, «общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории»; во-вторых — у «каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным»43.

Иннокентий (Вениаминов) вошел плеяду замечательных деятелей России XIX в. не только благодаря своим уникальным способностям, но благодаря своим поистине титаническим усилиям.

По ходатайству святителя Иннокентия в 1858 году Святейший Синод увеличил число клириков в области за счет выпускников семинарий Центральной России. Всем отправлявшимся на священно- и церковнослужение в Якутскую и Приморскую области были Высочайше дарованы особые привилегии: двойные прогонные средства на каждого члена семьи и годовой оклад жалования, а по выслуге десяти лет, если кто-то хотел вернуться, — то же самое пособие и оплата обратного пути.

Вопросы воспитания в России всегда решались на примерах жизни и подвига людей духовных, совершенных и мужественных, поэтому отечественная история педагогики не может быть вне культурного и духовного наследия Русской

41 В частности: «Мифологические предания колошей», «Характерные черты алеутов», «Замечания о Колошском и Кадъякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-Американских владениях, с присовокуплением Российско-Колошского языка», «Опыт грамматики Алеутско-Лисьевского языка».

42 ОкладниковА.П. Иннокентий Вениаминов // Первопроходцы / Сб.: Сост. Л. Демин. М., 1983. С. 6.

43 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. В 3-х тт. М., 1953. Т. 1. С. 165.

Православной Церкви. Понятно, что необходимость изучения, включения этого наследия в современное культурно-образовательное пространство не подлежит обсуждению, но применение его в российской системе образования сегодня приобретает особую актуальность, поскольку в России осуществляется переход от прежней социально-экономической системы к новому укладу жизни, а такие процессы всегда сопровождаются деформацией моральных ценностей, разрушаются идеалы и нравственные ориентации, особенно у молодых людей, детей и юношества. В этих условиях обращение подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям, и в первую очередь к духовному наследию просветителей нашего Отечества и Русской Православной Церкви поможет осознать молодежи, что она является наследницей и продолжательницей высоких деяний своих соотечественников. Один из них — святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский.

Holy Hierarch Innokenty’s (Veniaminov’s) Enlightening Activity Pedagagical Aspect

Sclyarova T.V., Tukish V.A.

The peculiar feature of modem theory and pedagogics history developing is the search of cross points of secular and religious, state and church education and upbringing. The attempts to solve the problem incline researchers to use the experience accumulated in the history of domestic education and culture. The enlightening activity of the holy hierach Innokenty’s (Veniaminov’s), who was the metropolitan of Moscow and Kolomna, has not yet been much studied historically and pedagogically. However, his life and work had an enormous influence on forming the Russian cultural and educational policy in the middle of the XlXthe century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.