Научная статья на тему 'Педагогическим потенциал практико-ориентированных технологий обучения в формировании познавательной активности младших школьников'

Педагогическим потенциал практико-ориентированных технологий обучения в формировании познавательной активности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / LEARNING TECHNOLOGY / COGNITIVE ACTIVITY / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / CREATIVE DEVELOPMENT / INDEPENDENCE IN LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чучуева М. А.

Статья рассматривает одну из важнейших проблем обучения: его технологичность, связанную с формированием познавательной активности младших школьников в учебном процессе. Представлена характеристика практико-ориентированных технологий обучения, направленных на творческое развитие детей и увеличение самостоятельности и персонализации получаемых ими знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PRACTICE-ORIENTED LEARNING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY IN THE ELEMENTARY SCHOOL

This article provides one of the important problems in the sphere of education: the practice-oriented learning technologies oriented on formation of cognitive activity of young schoolchildren. The article shows the great perspective of using different interactive technologies at primary school from the point of view of a child’s creative development and his independent acquiring knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Педагогическим потенциал практико-ориентированных технологий обучения в формировании познавательной активности младших школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чучуева М.А., преподаватель ГБОУ СОШ № 867 г. Москвы, заведующая секцией иностранных языков

Статья рассматривает одну из важнейших проблем обучения: его технологичность, связанную с формированием познавательной активности младших школьников в учебном процессе. Представлена характеристика практико-ориентированных технологий обучения, направленных на творческое развитие детей и увеличение самостоятельности и персонализации получаемых ими знаний.

Ключевые слова: педагогическая технология, интерактивное обучение, метод проектов, игровая деятельности, педагогический потенциал образовательных технологий.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PRACTICE-ORIENTED LEARNING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY IN THE ELEMENTARY SCHOOL

Chuchueva M., the teacher of GBOU SOSH № 867 of Moscow, managing section of foreign languages

This article provides one of the important problems in the sphere of education: the practice-oriented learning technologies oriented on formation of cognitive activity of young schoolchildren. The article shows the great perspective of using different interactive technologies at primary school from the point of view of a child’s creative development and his independent acquiring knowledge and skills.

Keywords: learning technology, cognitive activity, interactive technologies, creative development, independence in learning.

Одним из ведущих направлений развития мировой педагогики на сегодняшний день является развивающее обучение, которое нашло свое отражение в развитии отечественной образовательной системы. Это связано по большей части с видоизменением самой цели образования, которая отражает потребности общества в интеллектуальном развитии человека. Говоря о качестве обучения, мы имеем в виду, прежде всего, его технологичность, составляющую важное направление в педагогической деятельности.

В психолого-педагогической литературе на сегодняшний день нет общепринятого определения понятия «педагогическая технология». Если суммировать все подходы к трактовке данного понятия, то мы получим достаточно емкое определение, в котором педагогическая технология предстает как системный подход к организации учебного процесса,ориентированный на дидактические и технические средства обучения с целью обогащения педагогической деятельности учителя и повышения качества обученности учащегося.

Нам наиболее близко определение педагогической технологии В.И. Андреева, который считает, что «педагогическая технология -это система проектирования и практического применения педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании» [1, с.283].

На сегодняшний день актуальными и наиболее применяемыми в образовательном процессе технологиями являются: личностноориентированные; развивающие; проблемно-модульные; коммуникативные; интерактивные и др.

Бесспорно, у каждой образовательной технологии свои задачи и область применения. По нашему мнению, в условиях формирования познавательной активности младших школьников наиболее актуальным является применение практико-ориентированных технологий обучения, направленных на организацию субъект -субъектного обучения, способствующих взаимовыгодному, с точки зрения интеллектуального и творческого обогащения сотрудничеству между учащимися внутри группы и за ее пределами, развивающих самостоятельность и обеспечивающих ощущение успешности для всех участников образовательного процесса.

Рассмотрим далее, насколько позволят рамки статьи, данные педагогические технологии и заложенный в них педагогический потенциал, направленный на формирование познавательной активности младших школьников. Начнем с интерактивных технологий обучения, обеспечивающих активное и продуктивное взаимодействие всех субъектов конкретного образовательного процесса. Интерактивное обучение представляет собой погружение в общение, видоизменение методов и приемов ведения урока. Главное достоинство данной технологии - процесс взаимодействия учителя

и учащихся, основанный на диалоге, предполагающем умение не только слушать и слышать, не только говорить, но и быть понятым [2].

Основная суть интерактивной технологии - обратная связь субъектов образовательного процесса, с двусторонним обменом информации. По мнению Г.К. Селевко, для развития критического мышления и познавательной активности учителю вначале необходимо наладить продуктивное взаимодействие учащихся в классе, разбить детей на группы, побудить их к самостоятельной деятельности, координируя выполнение заданий и т.д. [5]. При этом центральным активатором познавательной деятельности является познавательный опыт учащегося, при котором активность учителя уступает место активности школьников.

Для успешной реализации интерактивных технологий в процессе формирования познавательной активности младших школьников необходимы следующие условия: создание комфортных условий для продуктивного взаимодействия; организация всех видов активной деятельности учащихся: познавательной, коммуникативной, социальной; вовлечение в процесс всех детей без исключения.

То же относится и к методике организации интерактивного обучения, обеспечивающего: выработку и принятие правил учебного сотрудничества между школьниками и учителем; создание специальных ситуаций, побуждающих к применению полученных умений и навыков для решения поставленной учебной задачи, адекватной возрастной категории учащихся; мотивационная готовность к совместным усилиям; использование педагогической поддержки.

Именно в таком понимании использование интерактивных технологий как формы образовательного процесса способно стать одним из факторов, оптимизирующих формирование познавательной активности младших школьников.

Перейдем к проектным технологиям. История использования проектных технологий показывает, что творческая проектная деятельность детей на любом этапе школьной жизни не только обеспечивает целостность педагогического процесса, но и позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся [3]. Она является той педагогической технологией, которая, безусловно, полостью способствует формированию познавательной активности младших школьников, побуждая их рассматривать учебную деятельность с точки зрения реализации своих возможностей, осуществления выбора и принятия решений [4].

Цель использования проектных технологий - создание таких условий, при которых школьники учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения и навыки; учатся самостоятельно восполнять недостающие знания из разных источников, развивают системное мышление и исследовательские умения.

Рассматривая сущностное содержание проектной технологии, ее целевое назначение можно увидеть в следующем: знакомство школьников на предметном и межпредметном материале с практически значимыми проблемами; стремление к самостоятельному и непрерывному приобретению знаний из различных областей и источников; включение в активную, исследовательскую деятельность; развитие интеллектуальных способностей, критического мышления, прогнозирование результатов и возможных исходов разных вариантов решения учебной задачи; формирование ключевых умений и компетенций. [5]

Проектная технология способствует раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы и овладению умениями самообразования. Однако отметим, что переводить полностью весь образовательный процесс на использование проектных технологий вряд ли целесообразно. И здесь в качестве альтернативных на том или ином этапе обучения могут выступать игровые технологии.

Игровая технология, объединенная общим содержанием и сюжетом, по своей структуре и назначению строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса. В современной начальной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в различных случаях: в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы; как существенный элемент в добавление к другим технологиям; в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

В связи с этим игра как еще и интерактивная технология, наряду с трудом и учением, представляет собой очень важный вид деятельности ребенка и своеобразный феномен его существования. Вместе с тем, игра - это вид деятельности, который осуществляется в условиях ситуаций, направленных на усвоение ребенком общественного опыта, способствующего совершенствованию им самоуправления своим поведением. Являясь на начальном этапе развлечением, игровая деятельность способна перерасти в обучение, в творчество, где на ее основе создаются все предпосылки для формирования познавательной активности младших школьников.

В практике начальной школы игровые технологии выполняют несколько функций: развлекательную; коммуникативную функцию социализации;

игротерапевтическую; диагностическую; функцию коррекции; межкультурной коммуникации; самореализации; технологическую; психологическую; психотерапевтическую [7].

Эти функции в контексте психологических механизмов игровой деятельности осуществляются с учетом фундаментальных по-

требностей личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и, в конечном счете, самореализации. Именно поэтому в структуру игровой технологии как деятельности органично вписываются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. В этой структуре младший школьник полностью реализует себя как субъект. При этом мотивация игровой деятельности обеспечивается возможностью выбора и элементами состязательности, удовлетворяя, его потребность в самоутверждении. Поэтому игровая технология дает возможность для свободной естественной формы погружения ребенка в реальную (или в воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявляя творчество, познавательную активность и собственное «Я» [8].

Как показывает наш практический опыт, выше перечисленные практико-ориентированные технологии обучения обладают значительным потенциалом, который находит отражение в следующих контекстах: развивающий; воспитательный и социализирующий.

Таким образом, педагогический потенциал практико-ориенти-рованных технологий обучения в формировании познавательной активности младших школьников ориентирует учебный процесс на реализацию идеи «учиться всю жизнь»; способствует нахождению путей по разработке системы развития познавательной активности младших школьников, основанной на личностно-ориентированном подходе, опирающемся на принципы гуманистической направленности и учетом возрастных особенностей младших школьников.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

2. Использование интерактивных методов преподавания на уроках гуманитарного цикла. - Казань : ООО НПО «Образовательные технологии», 2002.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига : НПЦ «Эксперимент», 1998.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2-х томах. Т.1. - М. : НИИ школьных технологий, 2006.

6. Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. - СПБ. : ЦИПК ПО, 1998.

7. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: дис. .. .д-ра пед. наук. - М., 1997.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М .: Знание, 1987.

ОСНОВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СБЫТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Погуляева И. В., к.т.н., доцент кафедры логистики

Лагутина А. Е., магистрант, ГОУ ВПО Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Статья посвящена определению основных логистических моделей сбыта готовой продукции. Дана сравнительная характеристика выделяемых моделей распределения, выявлены их сильные и слабые стороны, а также возможности внедрения.

Ключевые слова: сбыт готовой продукции; логистическое моделирование сбыта; детерминированные модели; стахостические модели; вербальные модели сбыта.

MAIN LOGISTIC MODEL MARKETING OF FINISHED PRODUCTS

Pogulyaeva I., Ph.D., associate professor of Logistics chair Lagutina A., master, Siberian State Automobile and Road Academy (SibADI)

The article is devoted to defining the basic logistic models, sales of finished products. Comparative characteristics of the distribution of emissions models identified their strengths and weaknesses, as well as the possibility of introduction.

Keywords: sales of finished products; logistic modeling of marketing; deterministic model; stochastic model; verbal model sales.

В рыночной экономике основной целью деятельности коммер- стве товаров, не находящих сбыта. В полной мере это относится к

ческих субъектов является получение наилучшего экономического сбытовой деятельности различных предпринимательских структур,

результата в виде дохода или прибыли. Однако в условиях обострив- реально испытывающих затруднения в этом виде коммерческой

шихся конкурентных отношений достижение этой цели становит- деятельности. Руководство компаний вынуждено искать пути вы-

ся затруднительным и даже невозможным. Особенно это очевидно хода из этой ситуации, либо привлекая все больше ресурсов, либо

в условиях экономического кризиса на предприятиях, как периоди- используя научно-обоснованные подходы, методы и пути решения

чески повторяющегося явления, выражающегося в перепроизвод- проблемы сбыта. Подход в данной ситуации должен быть коммер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.