Научная статья на тему 'Педагогические закономерности социально-профессионального воспитания будущих офицеров'

Педагогические закономерности социально-профессионального воспитания будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL-PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONFORMITIES TO LAW / EDUCATIONAL PROCESS / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чебатарёв В.А.

В статье рассматриваются педагогические закономерности социально-профессионального воспитания курсантов военного вуза. Социально-профессиональное воспитание будущих офицеров как целенаправленный и организованный процесс требует опоры на педагогические закономерности. Перечислены факторы, которые оказывают закономерное влияние на воспитание будущих офицеров в образовательном процессе. Дана характеристика общих и частных закономерностей социальнопрофессионального образования. Перечислены факторы, которые закономерно оказывают влияние на воспитание будущих офицеров. Раскрыты закономерности военно-педагогического процесса, которые действуют в современных условиях и оказывают влияние на воспитательные процессы и способствуют развитию социально-профессиональному воспитанию курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL REGULARITIES OF SOCIALPROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE OFFICERS

The article considers the pedagogical regularities of socio-professional education of cadets of military high school. Socio-professional education of future officers as an aim-focused and organized process requires the support of pedagogical regularities. The author lists research sources that give their impact on the education of future officers in the educational process. The paper mentions characteristics of general and particular regularities of socio-professional education and lists factors that have an impact on the education of future officers. The research reveals a natural military-pedagogical process, which operates in modern conditions and has an impact on educational processes and contribute to the development of socio-professional education of cadets of military schools.

Текст научной работы на тему «Педагогические закономерности социально-профессионального воспитания будущих офицеров»

как правило, общую цель. Проектная деятельность выполняет и важную социализирующую роль в формировании личности студента. Коллективно-проектная деятельность определяет общие задачи для студенческой группы, которые осознаны ее членами и должны восприниматься как личные. Рождается. Именно в коллективной и общественно полезной деятельности рождается органическое единство личного и социального.

Организация проектной деятельности с будущими бакалаврами географии создает условия для формирования у них эффективного экологического мышления. В условиях организации проектной деятельности, в ходе поисковой и информационной деятельности, студенты учатся работать в коллективе, формируют у себя коммуникативные качества, при этом проявляя свою самостоятельность, раскрывая креативное начало и творческий потенциал. По этой причине идея метода проектов в реализации географической научно-исследовательской деятельности - это ориентация студентов на изменение окружающей природной среды, на переосмысление существующей практики экологической деятельности.

Организация проектной деятельности нацеливает педагогов вуза не сдерживать творческую инициативу студентов, учить их самостоятельно мыслить, синтезировать, анализировать, уметь классифицировать полученные результаты. Студенты должны чувствовать, что проектная деятельность по изменению окружающей среды - это их работа, но чтобы эта работа была организованной, нужно постоянно проводить с ними консультации по использованию метода проектов, знакомить с различными видами проектной деятельности и ее многообразной структурой.

Метод проектов ряд исследователей определяют как некоторую систему обучения, в процессе которой обучающиеся приобретают знания и умения, формируют компетенции, благодаря планированию и выполнению проектной деятельности, постепенно и последовательно усложняющейся практических заданий [3, с. 59]. Проектный метод позволяет студентам уйти от авторитарности в обучении, нацелиться на сугубо самостоятельную работу, самостоятельные рассуждения и иметь собственный план действий. Он позволит обучающимся не только получить сумму тех или иных знаний, но и способность к самостоятельному поиску и приобретению этих знаний, а также пользоваться этими знаниями для решения практических и познавательных проблем. Метод проектов, реализуемый в экологической практике, определяет главные требования к его использованию. Среди них: а) написание и представление содержательного и календарного плана проекта; б) обязательное выявление актуальной в творческом плане экологической проблемы, которая требует интегри-

Библиографический список

рованного, междисциплинарного знания и творческого поиска для разрешения; в) необходимая и выявленная практическая значимость конечных результатов экологического проекта; г) сугубо самостоятельная деятельность студентов (при необходимости консультации с стороны педагога); д) чёткая, последовательная структура содержательной части представленного проекта; е) широкое использование многообразных научно-исследовательских методов, определяющих и характеризующих последовательность действий. Главными показателями оценки результатов проектной деятельности студентов могут быть следующие сформированные компетенции: умение самостоятельно находить и реализовывать на практике источники информации; умение работать в коллективе со студентами одногруппниками, сотрудничать с другими участниками проекта.

Научно-исследовательский проект один из немногих видов вузовской работы, который обеспечивает формирование у студентов академические знания в реальную практику. По причине своей «образовательной ёмкости» [4, с. 39-40] проектная деятельность использование разнообразных небольших формы обучения, и включенность больших областей знаний. К примеру, в одном заданном проекте могут сразу объединиться наряду с географией, биологией, экологией, химия, также - экономика, политология, история, информационные технологии.

Таким образом, работа студентов над коллективным проектом формирует у студентов творческую активность, умения и навыки к выполнению исследовательской работы, также способность к анализу проделанной работы. Что очень важно в проектной деятельности - что коллективный проект способствует формированию коллективной учебной деятельности, когда цель её участниками понимается как единая, требующая объединения, осознания всего коллектива проектировщиков. Организованный проект должен быть обязательно закончен, а члены проектной группы должны пройти все этапы проектирования. Внедрение проектной деятельности в процесс обучения подготовит будущих бакалавров географии к динамично меняющимся условиям и к решению профессиональных проблем. Реформирование профессионального образования, связанное с ускорением научно-технического прогресса, вызвало необратимое давление человека на природу, на все стороны жизни общества, что привело к изменению окружающей среды. По этой причине, в будущем станут востребованными бакалавры географии, владеющие способами и приёмами проектной деятельности, способные реали-зовывать исследовательские, прикладные, информационные и другие проекты экологической направленности, так как проектная деятельность формирует навыки креативного мышления и творческого потенциала.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1999.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва, 1994.

3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Брянск, 1995.

4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем. Москва, 2008.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. Moskva, 1999.

2. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya vzarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva, 1994.

3. Buhtiyarova I.N. Metod proektovi individual'nye programmy vproduktivnom obuchenii. Bryansk, 1995.

4. Shtejnberg V.'E. Tehnologiya proektirovaniya obrazovatel'nyh sistem. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 10.03.16

УДК 378.14

Chebatarev V.A., Chief of Education Management Office, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia),

Е-mail: Chebatarev_vitalii@mail.ru

PEDAGOGICAL REGULARITIES OF SOCIAL-PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE OFFICERS. The article considers the pedagogical regularities of socio-professional education of cadets of military high school. Socio-professional education of future officers as an aim-focused and organized process requires the support of pedagogical regularities. The author lists research sources that give their impact on the education of future officers in the educational process. The paper mentions characteristics of general and particular regularities of socio-professional education and lists factors that have an impact on the education of future officers. The research reveals a natural military-pedagogical process, which operates in modern conditions and has an impact on educational processes and contribute to the development of socio-professional education of cadets of military schools.

Key words: social-professional education, pedagogical conformities to law, educational process.

В.А. Чебатарёв, начальник учебно-методического отдела, Новосибирское высшее военное командное училище,

г. Новосибирск, Е-mail: Chebatarev_vitalii@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

В статье рассматриваются педагогические закономерности социально-профессионального воспитания курсантов военного вуза. Социально-профессиональное воспитание будущих офицеров как целенаправленный и организованный процесс требует опоры на педагогические закономерности. Перечислены факторы, которые оказывают закономерное влияние на воспитание будущих офицеров в образовательном процессе. Дана характеристика общих и частных закономерностей социально-профессионального образования. Перечислены факторы, которые закономерно оказывают влияние на воспитание будущих офицеров. Раскрыты закономерности военно-педагогического процесса, которые действуют в современных условиях и оказывают влияние на воспитательные процессы и способствуют развитию социально-профессиональному воспитанию курсантов военных вузов.

Ключевые слова: социально-профессиональное воспитание, педагогические закономерности, образовательный процесс.

Социально-профессиональное воспитание будущих офицеров как целенаправленный и организованный процесс требует опоры на педагогические закономерности - «...объективные, существенные, необходимые, общие, устойчиво повторяющиеся явления при определенных педагогических условиях» [1, с. 109]. Через педагогические закономерности социально-профессионального воспитания будущих офицеров раскрывается организация этого процесса, обеспечивающая профессиональное становление и достижение профессионализма. В основе закономерностей лежат психологические механизмы формирования и развития личности, ее качеств в образовательном процессе военного вуза.

В отношении закономерностей военно-педагогического процесса в военной педагогике установлено относительное единство. Общие подходы к их изучению были положены в работе А.В. Барабанщикова и В.Г. Демина [2], установивших, что закономерности военно-педагогического процесса - это основа его идеального плана, без них не возможно моделирование педагогических систем. По своему значению закономерности есть регуляторы военно-педагогического процесса, обеспечивающие его продуктивность и целенаправленность. А.В. Барабанщиков и В.Г. Демин определили, что общие педагогические закономерности в военно-педагогических процессах трансформируются спецификой и предметом военной деятельности, а кроме того - они весьма динамичны и требуют уточнения в связи с каждой новой воспитательной задачей.

По своему характеру закономерности военно-педагогического процесса могут быть общими, т. е. действующими в любых военно-педагогических системах и частными, справедливыми для решения отдельных задач воспитания военнослужащих [3]. Обратимся к общим и частным закономерностям социально-профессионального воспитания будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

Характер сложной и всеобщей носит закономерная связь между общественными отношениями, в которых участвуют Вооруженные Силы и социально-профессиональным воспитанием будущих офицеров, проявляющаяся через отношение к армии в обществе, престиж военнослужащего, его статус и обеспеченность, характер военного строительства. Воинское воспитание - исторически и общественно обусловленный процесс, поэтому его организация требует учёта внешних факторов, как поддерживающих, так и снижающих эффективность воспитания. В настоящее время, например, факторами, закономерно влияющими на воспитание будущих офицеров, являются:

- сложная геополитическая обстановка, возрождающая в обществе оборонное сознание в связи с появлением реальных угроз безопасности Российской Федерации;

- подъём национального самосознания, патриотизма, тенденция к единению общества вокруг государственной власти и попытки формирования национальной идеологии;

- изменение военной доктрины, нормативного поля функционирования Вооруженных Сил, взглядов на их роль в строительстве гражданского общества России;

- положительные изменение характера военной службы, обеспеченности и социальной защиты военнослужащих;

- целенаправленная деятельность государства по формированию положительного имиджа Вооруженных Сил и др.

В организации социально-профессионального воспитания следует учесть и отрицательные факторы, которые действуют в связи с данной закономерностью. Так, изучение мотивации выбора военного вуза, выполненное О.Б. Бобковым [3], Д.Ю. Тарасовым [4], С.В. Улыбиным [5] и пр. позволило выявить при-

ток абитуриентов, для которых наиболее существенную роль в выборе военной профессии играют материальные мотивы, или мотивы, объективно не связанные с содержанием военной службы. «Если ты не любишь военного дела до фанатизма, - писал еще в 1908 г. генерал Д.С. Аничков, - если ты можешь каждую данную минуту переменить свою службу на любую другую, лишь бы получить больше жалованья, то уходи скорее: ты не должен быть офицером» [6, с. 330]. Мода и престиж офицерского звания, которые постепенно возрождаются в Российской Федерации, часто привлекают в военные вузы людей, чья система ценностей не совпадает с традиционными ценностями офицерского корпуса. Объективным фактом является ценностно-смысловая дифференциация офицеров, особенно характерная для курсантов и младшего офицерского состава [7], которую пока ещё не удалось преодолеть.

Как всеобщую, военные педагоги [8] определяют закономерную связь между характером военно-профессиональной деятельности, условиями среды, личными и профессиональными отношениями с одной стороны и формированием личности в воспитательном процессе с другой. Соблюдение этой закономерности означает, что задачам социально-профессионального воспитания должно быть подчинено всё построение образовательного процесса военного вуза, весь уклад воинской жизни курсантов, организация их службы. Особое внимание, при этом, обращено к формированию воспитательного пространства, насыщенного ценностями военной службы предметно-пространственного, поведенческого, событийного, информационного и другого окружения, способствующего социально-профессиональному воспитанию будущих офицеров. Вместе с данной закономерностью следует упомянуть закономерную связь, существующую между отдельными сторонами личности военнослужащего. Личность будущего офицера - целостное явление, в котором прогресс (или регресс) одного качества обусловливает изменение профессионализма в целом, а в процессе воспитания имеет место единство внешних (воспитательных) и внутренних (психических) явлений.

Вместе с тем, А.В. Барабанщиков и В.Г. Демин предупреждали, что никакая закономерность военно-педагогического процесса не является раз и навсегда заданной, и в современных условиях они действуют иначе.

Во-первых, образовательные процессы военного вуза сегодня строятся с позиций компетентностного подхода. Логика подхода требует насыщения учебных задач воспитательным контентом, а сами результаты учебной деятельности не могут быть рассмотрены в отрыве от личности курсанта. Собственно выполнение требований стандарта, есть достижение социаль-но-личностно-профессиональной компетентности, на которую, как пишет Д.В. Мещеряков [9], должны быть направлены все академические ресурсы военного вуза, целенаправленные усилия педагогического коллектива и личные усилия курсанта. Реальное, а не декларативное выполнение требований компе-тентностного подхода, таким образом, требует единения обучения и воспитания не только в системе воспитательной работы. Компетентностный подход расширяет возможности социально-профессионального воспитания будущих офицеров, формой которого становятся учебные занятия и внеучебная, научно-исследовательская и инженерно-конструкторская деятельность курсантов, повседневная и войсковая практики. Более того, исследователи, изучающие процессы реализации компетентностного подхода в военных вузах: Д.В. Мещеряков, Б.Т. Тухватуллин [10] и пр. считают, что при нём воспитательные системы, нацеленные на целостный образ офицера - профессионала обеспечивают междисциплинарные связи в обучении и воспитании, а

также единство всех составляющих образовательного процесса военного вуза.

Во-вторых, образовательные процессы военных вузов становятся всё более открытыми. Курсант не изолирован от внешнего мира, он фактически живет в условиях открытого социума, а, значит, воздействия на его личность невозможно локализовать. Будущий офицер становится субъектом информационной войны, воздействия контркультур, негативных референтных групп и т. д. Социально-профессиональное воспитание сегодня - это, ко всему прочему - противодействие внешним деструктивным факторам при постоянном и объективном контроле, диагностике противоречий и трудностей социально-профессионального воспитания в реальном режиме. Будущие офицеры, как и остальная молодёжь, которая в потенциале может быть военными кадрами, являются одной из целевых аудиторий в информационном противодействии [11], а на деструкции ценностных основ и исторически сложившихся смыслов военно-профессиональной деятельности офицера сегодня направлены значительные усилия наших геополитических противников. Перед системой социально-профессионального воспитания соблюдение закономерности ставит задачу подготовки будущего офицера к целенаправленному информационному воздействию, правильной оценке деструктивных актов и умению противостоять им.

Важно также понимать, что военно-профессиональная образовательная среда утратила свою автономность, а само образование, как социальное явление, давно вышло за рамки образовательного процесса за счет развития Интернет и открытого информационно-образовательного пространства. Открытое информационно-образовательное пространство, как оно характеризуется в исследованиях А.А. Андреева и В.И. Солдаткина [12], пр. авторов, обеспечивает сегодня самостоятельное и инициативное освоение определенного социально-профессионального опыта, дополняя образовательные процессы военного вуза. Актуальной тенденцией является её переход от стихийности к целенаправленности и управляемости, насыщение серьезным образовательным контентом и сопровождение современными технологиями электронного обучения, но это среда, где субъекты обладают равными правами и не имеют никакого конкурентного преимущества. Особенностью воспитания будущего офицера в открытой информационно-образовательной среде является самостоятельный и свободный выбор образовательного контента, к которому воспитательная система военного вуза еще не привыкла. Развитие открытого информационно-образовательного пространства представляет собой одну из самых значимых образовательных инноваций, которая не может не учитываться в организации социально-профессионального воспитания будущих офицеров. Перед социально-профессиональным воспитанием будущих офицеров, таким образом, возникает задача организации воспитательного взаимодействия в открытой информационно-образовательной среде.

В-третьих, целостный характер и управление развитием личности будущего офицера в социально-профессиональном воспитании могут быть поддержаны психолого-педагогическим сопровождением - особым видом педагогической деятельности, ресурс которой в современном военном вузе постоянно повышается, но далеко не всегда используется полностью. Определённым кругом психолого-педагогических компетенций обладает практически каждый преподаватель и командир, а непрерывное профессиональное педагогическое образование в большинстве случаев включает в себя вопросы их формирования и развития. Отметим также, что на психологическую составляющую педагогической деятельности сегодня нацеливает профессиональный стандарт педагога [13]. Кроме того, в вузах постоянно совершенствуется функционал и содержание деятельность групп психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Организация психолого-педагогического сопровождения социально-профессионального воспитания будущих офицеров, на наш взгляд, поддерживает и другую общую закономерность, отражающую связь между эффективностью воспитания и учетом

Библиографический список

индивидуальных особенностей личности, индивидуальным подходом в воспитании.

В-четвёртых, в современных вузах в лучшую сторону меняется интенсивность, характер и качество профессиональной подготовки, в которой почти в полном объеме восстановлены практические формы занятий. Тактические учения, боевые стрельбы, практические занятия с вооружением и на технике, доля которых в учебном процессе растет, приближают процесс обучения к реальным условиям военно-профессиональной деятельности, что закономерно связано с развитием профессионализма курсантов [14]. В социально-профессиональном воспитании требуется максимально использовать тенденцию усиления прикладного и практического обучения курсантов, увеличения практики и стажировок, восстановления контактов с воинскими частями и пр.

В-пятых, сохраняется прямая связь между эффективностью деятельностью командиров, преподавателей, воспитателей, других субъектов воспитательного процесса (внутренних и внешних) и результатами социально-профессионального воспитания. В практической работе, как нам кажется, следует учесть усложнение целей и содержания воспитательной работы при сокращении реального времени, которое может быть использовано. Возникает требование интенсификации социально-профессионального воспитания, которое, прежде всего, касается её форм и методов. Интенсификация форм и методов воспитания курсантов, пересмотр традиционной методологии воспитательной работы признается ключевым направлением её совершенствования в военном вузе.

Общей закономерностью является влияние воинского коллектива на процессы воспитания военнослужащих. Изучению этой закономерности в современных условиях посвящены работы И.А. Бонченкова [15], П.Л. Кобзаря [16] и пр. авторов. Воинское воспитание - это воспитание в коллективе и посредством коллектива, а сам первичный воинский коллектив представляет собой тот конкретный военный социум, в котором проходит социально-профессиональное воспитание. Актуальной потребностью, связанной с данной закономерностью, является целенаправленное формирование курсантских коллективов, в которых господствуют взаимоотношения и нормы, характерные для офицерского корпуса. Учёт и реализация данной закономерности в современных условиях осложняется снижением готовности современной молодежи к коллективному взаимодействию. Коллективные начала школьного воспитания сегодня, в значительной степени, вытеснены индивидуальными, а в результате - социально-профессиональное воспитание связано с преодолением трудностей курсантов с адаптацией в воинских коллективах, выстраиванием военно-социальных связей и отношений, преодолением межличностных конфликтов.

Резюмируя наши исследования в области общих закономерностей социально-профессионального воспитания будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза, мы отнесли к ним:

- обусловленность социально-профессионального воспитания характером общественных отношений, в которых участвуют Вооруженные Силы;

- связь результатов социально-профессионального воспитания с характером и условиями военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной среды, системой социальных связей и отношений, в которые включен курсант;

- определяющее влияние воинских коллективов на процесс и результат социально-профессионального воспитания.

К числу частных закономерностей социально-профессионального воспитания будущих офицеров отнесены:

- потребность в целенаправленном познании профессии и самопознании в профессии;

- необходимость развивающего характера военно-профессиональной деятельности;

- обусловленность целенаправленным построением военно-социального взаимодействия;

- зависимость от регулируемого включения будущего офицера в систему военно-социальных связей и отношений.

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2005.

2. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. Москва: ВПА, 1967.

3. Бобков О.Б. Особенности учебно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов на разных этапах профессионального становления. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Самара, 2012.

4. Тарасов Д.Ю. Особенности мотивации курсантов военных вузов внутренних войск МВД России на начальном этапе освоения профессии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.

5. Улыбин С.В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2010.

6. Аничков Д.С. Офицерский вопрос в современной армии. Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. Москва, 2000.

7. Побегайлов РГ. Социально-философский анализ дифференциации офицерского корпуса российских вооруженных сил. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2009.

8. Теория и практика воспитания военнослужащих. Под редакцией Н.И. Резника. Москва: 12 ЦТ МО РФ, 2005.

9. Мещеряков, Д.В. Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тверь, 2014.

10. Тухватуллин Б.Т. Педагогические условия формирования военно-профессиональной компетентности курсантов вузов внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2013.

11. Бедрицкий А.В. Реализация концепции информационной войны военно-политическим руководством США на современном этапе. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2007.

12. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. Москва. РИЦ «Альфа», 2002.

13. Ямбург Е.А. Что принесёт учителю новый стандарт педагога? Москва: Просвещение, 2014.

14. Военная педагогика. Под редакцией О.Ю. Ефремова. Санкт-Петербург: Питер, 2014.

15. Бонченков И.А. Подготовка курсантов военных вузов к построению гуманных отношений в воинском коллективе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2009.

16 Кобзарь П.Е. Развитие толерантности военнослужащих по призыву в воспитательной среде первичных воинских коллективов. Диссертация . кандидата педагогических наук. Омск, 2013.

References

1. Andreev V.I. Pedagogika vysshejshkoly: innovacionno-prognosticheskij kurs. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2005.

2. Barabanschikov A.V., Demin V.G. O zakonomernostyah voenno-pedagogicheskogo processa. Moskva: VPA, 1967.

3. Bobkov O.B. Osobennosti uchebno-professional'noj motivacii kursantov voennyh vuzov na raznyh 'etapah professional'nogo stanovleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2012.

4. Tarasov D.Yu. Osobennosti motivacii kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii na nachal'nom 'etape osvoeniya professii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.

5. Ulybin S.V. Dinamika razvitiya voenno-professional'noj motivacii u kursantov voennyh institutov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2010.

6. Anichkov D.S. Oficerskij vopros v sovremennoj armii. Oficerskij korpus Russkoj Armii. Opyt samopoznaniya. Moskva, 2000.

7. Pobegajlov R.G. Social'no-filosofskij analiz differenciacii oficerskogo korpusa rossijskih vooruzhennyh sil. Dissertaciya ... kandidata filosof-skih nauk. Moskva, 2009.

8. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: 12 CT MO RF, 2005.

9. Mescheryakov, D.V. Pedagogicheskoe obespechenie lichnostno-professional'noj kompetentnosti buduschih oficerov v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2014.

10. Tuhvatullin B.T. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'noj kompetentnosti kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.

11. Bedrickij A.V. Realizaciya koncepcii informacionnoj vojny voenno-politicheskim rukovodstvom SShA na sovremennom 'etape. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2007.

12. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Prikladnaya filosofiya otkrytogo obrazovaniya: pedagogicheskij aspekt. Moskva. RIC «Al'fa», 2002.

13. Yamburg E.A. Chto prineset uchitelyu novyj standart pedagoga? Moskva: Prosveschenie, 2014.

14. Voennaya pedagogika. Pod redakciej O.Yu. Efremova. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.

15. Bonchenkov I.A. Podgotovka kursantov voennyh vuzovkpostroeniyu gumannyh otnoshenij v voinskom kollektive. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.

16 Kobzar' P.E. Razvitie tolerantnosti voennosluzhaschih po prizyvu v vospitatel'noj srede pervichnyh voinskih kollektivov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2013.

Статья поступила в редакцию 10.03.16

УДК 378

Sukru Ozdemir, Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: sozfe1@gmail.com

THE CHILD, THE CULTURE OF CHILDHOOD AND PLAY. The child and the childhood have been perceived differently at all times and in different parts of the world. These two concepts sometimes haven't been given much importance, but sometimes, on the contrary, are paid very close attention. Putting it the other way, there have always been different views on the planning of childhood and its perception in the history of the society. In today's age of consumption, through mass media adults turn into children, that is, the idea of a mature man acting like a child is becoming popular. Unaware of this process, people compensate their lack of experience from the childhood this way, compensate their childhood at their older age. In the article the author discusses different phases of the development of a child and childhood in the western approaches. The researcher also reveals the culture of childhood, which is influenced by globalization, and is under the pressure of erosion from the influence of the mass media and the consumer society.

Key words: children, media, children's culture, adult, consumption, gaming.

О. Шюкрю, канд. пед. наук, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

E-mail: sozfe1@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕБЁНОК, КУЛЬТУРА ДЕТСТВА И ИГРА

Ребёнок и детство во все времена и в разных уголках земли воспринимались по-разному. Двум этим понятиям где-то не придавали никакого значения, а где-то наоборот, на них обращали очень пристальное внимание и устанавливали чёткие границы для защиты невинности детей. Иначе говоря, в истории и в обществе всегда существовали различные мнения на планирование детства и его восприятие. В век потребления, посредством масс-медиа взрослые превращаются в детей, то есть пропагандируется идея о том, чтобы вполне зрелый человек вёл себя как ребёнок, дал свободу своей детской сущности. Резко повзрослев, не замечая этого процесса, люди тем самым в такой форме компенсируют не пережитые детские ощущения, так сказать, возмещают детство. В статье речь идёт о фазах развития на западе понятий ребёнок / детство, о самой культуре детства, которая поддалась влиянию глобализации, разрушения под влиянием масс-медиа и общества потребления.

Ключевые слова: дети, СМИ, культура детства, взрослый, потребление, игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.